Но что же значат для православия слова Христа «никого не называйте себе отцом»? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может сказаться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит «отец», а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотливая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения – и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи [...] все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди [...] также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»( Мф. 23, 2,5–12 ). Осуждается не то, что в любом обществе действительно есть наставники и есть ученики, не то, что в любом собрании действительно есть и должен быть старший и те, что уступили ему первенство, но осуждается та суетно-горделивая тяга, что в каждом встречном выискивает прежде всего подобострастное уважение к себе как к «наставнику», «учителю», «старейшине», «отцу». Осуждается стремление человека стать «учителем», «наставником», «большим», стремление к возвышению себя. Это не просто грех духовенства, это гораздо более распространенный грех. Бабушка-прихожанка, авторитетно поясняющая зашедшей девушке, как ставить свечку, а как не ставить, зачастую вся прямо-таки радиирует гордым фарисейством, хотя и не называет себя ни «батюшкой», ни «учителем». А в сердцах юных протестантов разве не шевелилось нечто подобное перед лицом неофита: «Вот, я-то уже полтора года в нашей замечательной общине, я уже все знаю, я даже в недельном богословском семинаре участвовал, а ты еще не знаешь, сколько книг входит в Священное Писание . Ну, ничего, приходи, я тебя научу!».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8, 19-22 ). Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь ) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено. Вот мысль Священного Писания… Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром? Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию. И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых. Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января). То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля). К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. А вот что читаем в житии мученика Неофита: «Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

http://azbyka.ru/parkhomenko/xristianin-...

Церковная архитектура, гимнография, иконопись, пение, облачения – всё это возвещает о Красоте Самого Бога Мы сказали о том, что красота – это одна из форм миссии. Не стоит забывать о том, что в храм во время службы могут зайти «случайные» люди, и, наверное, у них будет более яркое впечатление, если они увидят там людей в «брачных одеждах» с красивыми ликами, в которых отражается мужественность и женственность – дарованные Богом качества представителям обоих полов. Нельзя в этой связи не упомянуть о женской красоте в Церкви. В порыве неофитства многим прихожанкам хочется надеть черную юбку в пол, замотать платком голову, иметь потухший взгляд, сутулую фигуру, и всё это – ради стяжания целомудрия и отчужденности от мира. Не так все-таки умирают для мира. По крайней мере, обычные миряне. Борьба с красотой часто становится у наших сестер видом особого духовного делания, плоды которого видны сразу: не только собственная внешняя неопрятность, но и осуждение тех, кто всё же заботится о собственной внешности перед посещением храма. У наших барышень-монахинь есть на это «железный» аргумент – знаменитое изречение апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3: 3–4). Но если внимательно прочитать контекст этой фразы и святоотеческое толкование, то можно увидеть, что ученик Христа всего-навсего расставил приоритеты, но не упразднил внешнее проявление женской красоты. Уж если можно просто есть во славу Божию, как заявил другой ученик Спасителя, («Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31)), то почему нельзя выглядеть красиво во славу Божию? Автору этих строк приходилось видеть во времена своей ранней церковной юности поистине красивое зрелище в храмах – во время больших церковных праздников девушки и юноши одевались под цвет облачений священнослужителей. Зеленые рубашки и платья – на Троицу, голубые и синие – на богородичные праздники, все в красном – на Пасху. А сейчас этого практически нет… К сожалению…

http://pravoslavie.ru/159906.html

Не просветление, не преображение, не победа над смертью. А именно падание в объятия Бога, приносящее счастье, о котором первой узнала Божия Матерь. Внутри нашей души очень много неизведанных мест, в которых открывается дверка к Богу. Можно исследовать их самому. Но лучше – на примерах житий, и в особенности Божией Матери. Например, внимательно прочитать Ее диалоги с Господом до рождения Христа и после. Перелистать предания. Найти крупицы духа в молитвах, обращенных к Ней. Но не всего можно добиться земными усилиями. Кроме чтения и разумения умом, между нами и жителями Небесного Иерусалима есть живое духовное общение. Оно постигается мистически. А поскольку нам предлагаются духовные исследования, то и средства нужны духовные. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном . Духовные усилия могут быть предприняты как в домашней молитве, так и в результате участия в таинствах. Этим постом Церковь особенно рекомендует духовное обращение к Богородице, как к человеку, лучше всех знающему Христа. «Узнать Бога» – может быть, эти слова никогда и не звучали для иных людей. Пришла пора. Каков Его голос, и как он звучит внутри души, как Он касается сердца, что бывает, когда Он «отворачивается», как без Него, каковы Его объятия и какова сладость заповедей, и что такое Его блаженства? Наконец, что Он за личность, какой Друг и какой Он отец? Как Он умеет дружить, утешать, шутить и тихо улыбаться? А у тех, кто знает Бога, я прошу прощения, что написал эти смешные и простые слова. Апостол Павел советует помогать всем тем, кто идет ко Христу, независимо от опыта, и пишет: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи (обращение к опытным). Кто ест, не уничижай того, кто не ест. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (обращение к неофитам).

http://pravmir.ru/pogruzhenie-v-boga-cht...

О, если бы тоже самое водворилось и в нашем граде! А что скажем о нашем нравственном состоянии? Грех получил у нас как будто права гражданства, он не производит в известной части общества никакого отталкивающего впечатления; выставить себя напоказ в осквернении греховной скверны, значит выставить себя знатоком жизни, даже героем. И в избранном обществе такие грехи иногда вменяют герою в великие нравственные доблести. Не видим ли, как со дня на день умножается роскошь в ущерб благосостоянию другого, усиливается страсть к чувственным наслаждениям, уменьшается скромность целомудрия в словах и действиях, как все помыслы и желания устремляются тоже к тому, чтобы доставить великое довольство и наслаждение плоти и чувствам, как бы не было у нас вовсе души, как бы не было нам ничего известно о царстве Божием, о блаженстве в дому Отца небесного, о возмездии Его за наши грехопадения. Поэтому-то нет почти между нами радости о своей жизни, мире и здравии, ослабела она в нас до последней крайности, оттого-то так много ныне самоубийств и успехи науки не только не превратили землю из юдоли плача в рай сладости, а напротив увеличили скорость существования, так что небытие предпочитается многими бытию. Не будем и дальше перечислять недуги нашего времени, достаточно и того, что мы сказали, дабы видеть, что мы не боимся Господа, не трепещем перед Ним, а поэтому, подобно древнему Израилю, несем на себе гнев Божий, Его кару, за отпадение от Бога, за грехи, которые приняли слишком большие размеры. Бог напоминает нам о Себе, а этого ничем нельзя достигнуть лучше, как отказавши нам в тех именно дарах, которые нисходят свыше от Отца небесного. Обратимся же и мы подобно древнему Израилю с искренним раскаянием и смирением ко Господу, да льются из глаз наших день и ночь без промежутка слезы о наших грехах и невежиствиях, будем искать оправдание у Него в своем нравственном падении, говоря словами пророка: хотя беззакония наши свидетельствуют против нас; но ты, Господи, твори с нами ради имени твоего: надежда наша, Спаситель наш во время скорби! Для чего Ты как чужой в нашей земле, как прохожий зашел переночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

6 . Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине ( Ин 4:7 и далее) 24 , всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово третье. О Божием крещении, святой любвии других величайших Божественных заповедях Благослови, отче! Сказав прежде о первом Божественном постановлении и заповеди – я имею в виду спасительное покаяние и вечное Царство, – сказав и изложив так, как то позволила благодать Всесвятого Духа, мы теперь перейдем, словно из одного сада в другой, к [теме] усыновления и любви, поведя речь о благодати Божиего крещения. Потому что и крестились исповедуя грехи свои ( Мф 3:6 ; Мк 1:5 ) 25 ; также [Господь] говорит: Если кто не родится свыше, то есть не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (см. Ин 3:5 и 7) 26 ; также: покайтесь, и да крестится каждый из вас ( Деян 2:38 ) 27 и далее; еще: Тем, которые приняли Его, банею возрождения дал власть быть чадами Божиими (см. Ин 1:12 ; Тит 3:5 ) 28 . Разумеется, крещение находится в полном созвучии с покаянием, а с покаянием – усыновление 29 , за которым [следует] могущественный венец [всех] благ – исполнение закона ( Рим 13:10 ) 30 и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников [Христовых]. Ведь [Господь] говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин 13:35 ) 31 . [Не говорит]: потому что мертвых будете воскрешать, прокаженных очищать, бесов изгонять и слепых делать зрячими (см. Мф 10:8; 11:5 ) 32 узнают все, что вы Мои ученики, поскольку многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда на знал вас ( Мф 7:22–23 ) 33 . Но изрекает: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Ибо знамения творить пытаются и лукавые [чудотворцы силою] колдовства и Веельзевула 34 , а любви поражаются все. Когда вы и врагов будете считать друзьями, тогда узнают все, что вы Мои ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Многия и благая лета отцу Георгию (Городенцеву) за столь изрядную ревность о чистоте Православия! К великому сожалению, полемика отца Георгия (Городенцева), воздействуя на широкий круг православной общественности не искушенной в богословии, ставит профессорско-преподавательскую деятельность А.И. Осипова в один ряд с деятельностью церковных либералов, обновленцев и модернистов, таких как протоиреей Георгий (Митрофанов), иерей Георгий (Кочетков) и «верного осиповца» протодиакона Андрея (Кураева). Подавляющее большинство видео-лекций и видео-курсов, профессора богословия А.И. Осипова, атестованно Учебным Комитетом Русской Православной Церкви, в т.ч. и по обсуждаемой тематике, и оказывает реальное противодействие распространению экуменизма, унии и неообновленчества в Православии, способствует катехизации русского народа, который, в основной своей массе, отошел от Бога и не ищет его. Ныне, обмирщвленность нашего сознания такова, что не только не позволяет хоть сколь-нибудь приблизиться к истинному познанию сущности реальностей ВРЕМЕНИ и ВЕЧНОСТИ, но и взглянуть на обсуждаемую проблему под необходимым углом зрения. Двенадцать лет дружного Архиерейскими Соборами РПЦ неуклонно приближают нас к такому же плачевному состоянию как ныне в Сербской Православной Церкви (http://www.blagogon.ru/biblio/541/), не говоря уже о печальной участи Константинопольского Патриархата. Вспомните, отче, толкование Первоверховных Апостолов: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна " ю, подобно как я познан». (1, Кор., 13, 4-7) «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что " будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1, Ин., 3, 2) Разве не для того имеем ныне щит Веры, чтобы " в одном месте собрать себя в себя и непрестанно поститься " (св.Исаак Сирский, Слово 75)?! И меч духовный и броня праведности даруются Благодатью Божией для борьбы против духов злобы поднебесных, а не для мирского обустройства, не для того чтобы мы щитом своего самомнения долбали Священноначалие! Разве не ведомо Вам отче, что учебная литература еретического учения, распространяемая Свято-Филаретовским институтом благословлена архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном (http://www.blagogon.ru/digest/116/)?! Почему же, отче, Вы не сделали выводов из раскола Украинской Православной Церкви?! Враг рода человеческого уже в доме Вашем, а Вы все в окошко выцеливаете! Смиренно прошу Ваших молитв и прощения за дерзновение обличения, но вынесение богословской полемики на суд неофитов, способно лишь породить " болотную площадь " в РПЦ! «Тлят обычаи благи беседы злы»(1, Кор., 15, 33). «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Велик.покаян.канон Андрея Критского). БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Каждый человек, который идёт своим путём в вере, рано или поздно это состояние переживает. В каком-то смысле это неизбежно. И здесь снова можно вспомнить аналогию с ребёнком. Когда ребёнок только учится ходить, родители его поддерживают. Но придёт время, когда родители перестанут это делать, чтобы ребёнок пошёл сам. Тот сразу станет падать, но зато начнёт учиться вставать самостоятельно. Так же происходит и с тем, кто только-только обрёл веру. Такому человеку даётся то, что в богословских терминах называется предваряющей благодатью. Это настолько явственное ощущение присутствия Бога рядом, что и вправду начинаешь чувствовать, что тебя Кто-то ведёт. Но потом это состояние проходит: от погружения в богооставленность не застрахованы даже праведники, и чего уж тогда говорить о неофитах, испытывающих сумбурное состояние, в котором перемешались дерзость и робость. Но и здесь человеку дано утвердить свою веру через падения и сомнения, дано научиться вставать без помощи. И как ребёнок овладевает этим навыком, так и человек может вернуться к тому чувству, которое когда-то испытал от первой встречи со Христом. Только так возникает то, что называется православной верой. И для этого действительно нужно стать ребёнком. 1 На наш взгляд, начало положено интересное ещё и потому, что в предыдущем номере “Альфы и Омеги” в статье С. Кьеркегора говорится: “зависи­мость от Бога — это единственная независимость”. — Ред. 2 Мк 11:23: Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет; ср. 1 Кор 13:2: если могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/chto-byilo-chto-est-le...

Светлана Николаева 12 ноября 2019, 14:18 Современное катехизаторство ДО Крещения похоже на то, как если бы мы имели возможность вернуть зрение слепорожденному. Но прежде чем вернуть, стали бы объяснять ему как выглядит мир: небо, солнце, море, растения, животные, люди. И мало того - потребовали бы от него заучить все рассказанное и сдать экзамен, подтвердить, что выучил. И только после этого мы откроем ему глаза на мир. А как же иначе? Всё для его же блага - не может ведь слепорожденный прозреть и сразу начать жить зрячим. Он должен заранее понимать, что его ждет. И даже заранее решить - прозревать ему или нет. Похоже на то, как сейчас готовят к Крещению? Духовно незрячему объясняют то, чего он сейчас увидеть не может. Олег Мариуполь 12 ноября 2019, 00:12 А как же Благодать неофита?Первое время Сам Христос находится за рулем.Разве бывает как-то иначе? Светлана Николаева 11 ноября 2019, 17:09 Вы сравниваете несопоставимые вещи - материальное и духовное. Никто не спорит, что " материальному " надо учиться, как правилам вождения, так и догматам Православия. Но кто сказал, что прежде материальное, а потом духовное? Может, наоброт? Прежде чем сесть за руль или начать обучение - перекреститься и помолиться. А прежде чем учить догматам Церкви - покрестить и призвать в помощь Духа Святого? Вы " запрягаете телегу впереди лошади " , то есть ставите материальное выше духовного, а потом удивляетесь, почему так мало воцерковленных православных? А может потому и мало, что люди идут в Церковь за духовным, а их учат " правилам вождения " , то есть внешнему, а не внутреннему житию. Светлана Николаева 11 ноября 2019, 17:03 " И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. " (Мк.4:26-29) " Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией. " Арх.Аверкий (Таушев)

http://pravoslavie.ru/125369.html

Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Согласно некоторым иудейским преданиям, Исааку было 37 лет, то есть он мог и постоять за себя. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Свяжи меня покрепче, чтобы я не мог воспротивиться по скорби души моей, чтобы в твоем приношении не было пятна и чтобы я не оказался в глубинах погибели». В этом упомянутый выше текст Корана оказывается созвучным библейскому пониманию. Через жертвоприношение Богу и отец, и сын освящены глубиной своей веры. Именно единство веры отца и сына спасает Исаака от пламени. Жертвоприношение Исаака происходит пасхальной ночью Составитель Таргума Неофита на Исх. 12, 42 цитирует «Поэму о четырех ночах», которая восходит к древнейшим преданиям. Эти четыре ночи озарены сиянием Пасхальной тайны: Сотворение мира, жертвоприношение Исаака, Исход из Египта и Пришествие Мессии. «Итак, четыре ночи вписаны в Книгу Памяти. Вторая ночь, когда Господь явился Аврааму в столетнем возрасте и Сарре, его жене, в возрасте 90 лет, да совершится предреченное в Писаниях: «Неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17, 16). А Исааку было 37 лет, когда он был принесен на алтарь. Небеса склонились и снизошли, Исаак увидел Их совершенства, и глаза его померкли от вида Их совершенств». Кто смеялся? Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое, и рассмеялся» (Быт. 17, 17). Когда три ангела повторяют обетование, Сарра, подслушав их разговор, «внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». (Быт. 18, 12). В момент рождения сына Сарра опять смеется и говорит, что другим тоже будет смешно, когда они услышат такое известие (Быт. 21, 6-7). Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010