Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ (Павлович; 1776, с. Горня-Врбава, ныне в общине Горни-Милановац, Сербия - 11.06.1833, Белград), архиеп. Белградский и митр. Сербский. Начальное образование получил в мон-ре Врачевшница, где позднее принял монашество и в 1800 г. был рукоположен во иерея. В 1810 г. возглавил мон-рь в сане архимандрита. М. был соратником серб. кн. Милоша Обреновича и с 1818 г.- духовником княжеского дома Обреновичей. В мае 1815 г. участвовал в битве возле горы Любич близ г. Чачак, когда серб. повстанцы разбили тур. отряды. Трижды был администратором Белградской митрополии: в 1813 г., в период отъезда митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) после подавления 1-го серб. восстания, в 1815 г., после смерти митр. Дионисия (Поповича) , и в 1825 г., когда Белградский митр. Агафангел был избран митрополитом Халкидонским (в 1826 стал К-польским патриархом). М. был членом духовной консистории, сформированной в марте 1823 г. и в 1825 г. упраздненной из-за отсутствия образованных священнослужителей. Помимо церковных занимался общественными вопросами. В 1829 г. был одним из инициаторов возведения колоколен при храмах Белграда, что ранее запрещалось османскими властями. После создания автономного Сербского княжества стал одним из кандидатов на Белградскую кафедру вместе с митр. Герасимом (Домниным), архим. Павлом (Кенгелацем) и архим. Неофитом (Бозвели) . По указанию кн. Милоша приехал в К-поль, где 17 авг. 1831 г. был хиротонисан во епископа и поставлен архиепископом Белграда и митрополитом Сербии. Сохранял лояльность к К-польской патриархии. Ввел в митрополии устав и учредил неск. епархий. Планировал открыть школу для священников в г. Крагуевац и типографию. Собирал древние книги, надеялся возродить богослужение на сербско-слав. языке. Похоронен в мон-ре Врачевшница. Лит.: Joahukuje еп. Беседе говорене епископом ужичким Joahhukueм. Београд, 1868. С. 324; М. Поменик знаменитих у српског народа hobujera доба. Београд, 1888. С. 491-493; Ucmopuja. 2. С. 318-324; Српски jepapcu. 1996. С. 314; Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 136, 142-143, 221, 225, 431; он же. Aymohoмuja Православне цркве у Кнежевини Cpбuju и apohдaцuja Нови Сад, 2014. Бр. 25. С. 233-248. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2562842.html

Лишённый политической и церковной независимости, болгарский народ всё более и более утрачивал своё национальное сознание, забывал своё прошлое и был забыт почти всеми, даже единоплеменными народами. Русский монастырь на Шипке в Болгарии Глава II. Возрождение болгарского народа Начало болгарского возрождения. – Народные будители. – Школьно-просветительное движение. – Начало недовольства греческими архиереями. – Греко-болгарская распря. – Реформы турецкого правительства, давшие болгарам возможность заявить о своих народно-церковных правах. – Борцы за церковную независимость: Неофит Бозвели в Иларион Макариопольский. – Жалобы на греческих архиереев пред патриархом и турецким правительством. – Открытый разрыв болгар с патриархом. – Попытки к примирению болгар с патриархией. – Учреждение болгарской экзархии. – Избрание первого экзарха в «схизма». Всеми забытые и по городам совсем эллинизованные, болгары всё же остались верны своей народности в массе простого, сельского населения, и то благодаря, главным образом, своему низшему духовенству и своим монастырям, особенно Рыльскому, Зографскому и Хилендарскому, оставшимся недоступными греческому влиянию. Из монастырей же вышли первые будители народного самосознания. Ещё в 1762 г. хилендарский монах Паисий (род. около 1720 г. в самоковской епархии) написал «Историю славяно-болгарску о народах и о царех и о святых болгарских». Паисиева история заставила многих болгар вспомнить о лучшем своём прошлом и сознательно отнестись к печальной современности, под фанариотским игом. О. Паисий обошёл со своей книжкой всю Болгарию, давая читать и списывать свою историю, пока греческое духовенство не заставило Паисия прекратить такие путешествия, когда он пришёл в г. Котел (1765 г.) Здесь о. Паисий встретил священника Стойко Владиславова. Последний не только переписал Паисиеву историю, но оказался продолжателем Паисиева патриотического дела. Двадцать лет учительствовал Стойко в родном городе и в то же время, как священник, а после и как епископ, до конца своей многострадальной жизни трудился над возрождением народа, поучая его на родном языке и обогатив его первыми болгарскими книгами. Тому же народно-просветительному делу служили и те многочисленные рыльские, зографские и хилендарские монахи, которые в качестве таксидиотов, духовников, были рассеяны по разным болгарским городам. Они шли и читали в церквах на славянском языке, нередко открывали в своих подворьях школы. Эти школы и школы при церквах под руководством священников, называвшиеся обыкновенно кельями, были хранителями славяно-болгарской грамотности, давали народу хотя и малограмотных, но преданных народным интересам пастырей и учителей, и не позволяли простому народу утратить национальное чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Фактически «Пасхальная акция» 1860 года положила начало церковному разрыву между болгарами и греками. Профессор И. Соколов полагал, что, отказавшись от поминания патриарха, епископ Иларион «формально объявил свою независимость от патриарха и церковную автокефальность болгар в Константинополе» . Однако в 1860 г. все же еще не было провозглашено создание независимой Болгарской Церкви. Скорее, епископ Иларион лишь инициировал своеобразное «движение непоминания». Его примеру тогда последовало еще два епископа – Авксентий Диррахийский и Паисий Филлипольский. Действия болгар породили кризис в Константинопольской патриархии. Патриарх Кирилл VII, чувствуя себя бессильным изменить ситуацию, подал прошение об отставке. Его место занял патриарх Иоаким II (годы патриаршества 1860-1863). В феврале 1861 г. он собрал в Константинополе Собор, на который были приглашены не только правящие архиереи, но и бывшие Константинопольские патриархи, находившиеся на покое. Собор однозначно осудил действия болгар и 24 февраля принял решение о лишении сана епископов Илариона, Паисия и Авксентия. В апреле 1861 г. Константинопольская патриархия добилась от султанского правительства ареста и ссылки трех осужденных епископов. Все они находились в ссылках до 1864 г. Кроме того, Собор предложил свою программу разрешения «болгарского вопроса» (в 15 пунктах). Здесь выражалось согласие назначать в «чисто-болгарские» епархии духовных лиц болгарского происхождения. Гарантировалось беспрепятственное совершение славянского богослужения в «чисто-болгарских» митрополиях и епископиях. Делопроизводство в этих епархиях разрешалось вести параллельно на греческом и болгарском языках. Населению болгарских городов в случае вдовства кафедры разрешалось представлять патриарху своего кандидата в епископы. Предполагалось открытие школы для подготовки болгарских клириков. В Св. Синод Константинопольской Церкви отныне всегда должны были приглашаться один или два болгарских архиерея. В административные учреждения патриархии также должны были избираться представители константинопольских болгар . Вполне очевидно, что эти пункты в целом соответствовали той умеренной программе, которую еще в 1844 г. высказывал Неофит Бозвели. Однако к началу 1860-х гг. ситуация радикально изменилась. Болгары уже стали на путь возрождения независимой Церкви. Потому инициативы патриархии не могли их удовлетворить. Еще в 1870 г. Т. И. Филиппов, анализируя программу, предложенную патриархией в 1861 г., писал, что «предлагать болгарам столь незначительные уступки – значило или не понимать, или не хотеть видеть всей важности совершившихся событий» .

http://bogoslov.ru/article/6176739

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

[Византиец; греч. Νεφυτος] (нач. XIX в., Стамбул - 1880, там же), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874). О биографии Н. до избрания Тырновским митрополитом известно лишь, что он занимал пост великого протосинкелла К-польской Патриархии и был ректором семинарии на Патмосе. В лит-ре иногда указываются сведения о том, что на момент избрания ему было 25 лет. После отстранения от кафедры митр. Тырновского Панарета Н. в апр. 1840 г. был избран митрополитом Тырновским и в июле того же года прибыл в г. Тырново (ныне Велико-Тырново). Отставка митр. Панарета была вызвана стремлением группы болгар поставить Тырновским митрополитом архим. Неофита (Бозвели) , но их кандидат впосл. оказался в тюрьме. Болгары отнеслись очень враждебно к новому митрополиту-греку. Н. стал преследовать активных болг. священнослужителей, в к-рых видел потенциальных кандидатов на митрополичий престол, и запрещать богослужения на слав. языке. Однако в церковных документах митрополии периода управления Н. впервые появляются слав. записи; болг. училище в Тырново продолжало работать, к тому же имя Н. упоминается среди оказавших помощь в издании Восьмигласника на церковнослав. языке в К-польской патриаршей типографии в 1843 г. ( Тютюнджиев. 2007). Продолжая бороться за церковную автономию, болгары часто отправляли жалобы в Стамбул, обвиняя Н. прежде всего в финансовых поборах. В мае 1846 г. они передали жалобу султану Абдул-Меджиду I, и в июле новым митрополитом стал Афанасий, а Н. отозвали в Стамбул. Но через 2 года митр. Афанасий внезапно скончался, и 29 авг. 1848 г. Н. вновь занял Тырновскую кафедру. Настроенных против него болгар он попытался расположить к себе назначением их кандидатов на ряд церковных должностей: в июне 1850 г. Н. утвердил викарным епископом Аксиопольским протосинкелла Илариона (Иванова ; впосл. митрополит Кюстендилский), а в 1852/53 г. одобрил хиротонию во еп. Врачанского Дорофея (Спасова ; впосл. митрополит Софийский). Но болгары продолжали против него бороться. В 1854 г. его вызывали на суд в Стамбул, где он смог оправдаться, а выдвигавших против него обвинения болгар посадили в тюрьму. В марте 1857 г. он уехал из Тырново и 26 янв. 1858 г. был назначен митрополитом Фессалоникийским. Принимал участие в Патриаршем Соборе, проходившем в Стамбуле с окт. 1858 до февр. 1860 г. В 1859 г. он согласился совершить хиротонию во епископа Полянского болгарина Парфения (Тризловского) , т. к. болгары в случае отказа поставить на эту кафедру епископа-болгарина обещали заключить с Ватиканом унию. Но когда еп. Парфений развернул активную деятельность по введению в богослужение славянского языка и открытию болг. училищ, в 1861 г. Н. вызвал его к себе и предал суду К-польской Патриархии (еп. Парфений был освобожден в 1863). Н. оставался на Фессалоникийской кафедре до 1874 г.

http://pravenc.ru/text/2564980.html

Синоду, законодательная власть — Церковно-Народному Собору. Избрание патриарха производится голосованием из кандидатур, одобренных Св. Синодом и правительством. Реальное духовное состояние плачевное. Это поражает – как в колыбели славянской христианской культуры, может твориться такое разложение? «Прикладывался к мощам. Душа радовалась. Но от того, что видишь вокруг, – душа не радуется. Мерзость запустения, а может быть, и нечто худшее на месте святе…» (из письма о. Всеволода Шпиллера о поездке в Рильский монастырь в 1945 г.). Со времен о. Всеволода, знаменитого настоятеля храма свт. Николая в Кузнецах, ничего не изменилось. Мы также на воскресной службе стояли в этом огромном пустом храме, когда толпы болгар-туристов ходили по монастырскому двору, любуясь красотами природы. Или та неделя, что я провела в Софии, была заполнена большими церковными праздниками — св. ев. Иоанна Богослова, свт. Николая, Восстановления Болгарского Патриаршества, свт. Кирилла и Мефодия — литургии служились в пустых храмах. Болгары- народ не религиозный. Почему? Говорят, что, во времена турецкого владычества, богослужение шло на греческом языке, который никто не понимал и так люди отвыкли от Церкви. Еще в середине XIX в. архимандрит Хиландарского монастыря на Афоне Неофит (Бозвели), один из поборников Болгарского Возрождения, составил памфлет «Просвещенный европеец, полуумершая мать Болгария и сын Болгарии», где Болгария оплакивает жалкое положение своих сынов и на вопрос кто виноват, отвечает - греки. О духовном состоянии Болгарской Церкви явственно свидетельствуют и ее многочисленные расколы, крупнейший из которых произошел в мае 1992 г. при поддержке властей предержащих-демократических сил, когда четыре митрополита во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, два епископа и часть клириков создали собственный Синод, низложивший Патриарха Максима за «сотрудничество с бывшим коммунистическим правительством». Св. Синод реагировал на это низвержением бунтовщиков из сана и монашества, охарактеризовав их действия как неканоничные и неконституционные. Однако благодаря поддержке правительства раскольникам удалось получить древнейшие храмы Софии – ротонду вмч. Георгия, св. Софию и ц. мч. Параскевы. Смерть Пимена не остановила раскола, он продолжается его последователями во главе с Иннокентием, называющим себя митрополитом Софийским.

http://pravoslavie.ru/39688.html

16 декабря 1898 года в г. Софии скончался на 71 году жизни председательствующий Св. Синода болгарского высокопреосвященный Григорий, митрополит доростольский и червенский. Покойный митрополит родился в 1828 г. в г. Сорока в Бессарабии от православных родителей Григория и Екатерины Немцовых. Первоначальное образование получил в родном своем городе. В 1846 г. отправился на богомолье на Афон и так увлекся тамошнею природой и жизнью монашеской, что пожелал навсегда остаться в хиландарском монастыре. Здесь Григорий прошел хорошую школу под руководством иеромонаха Илариона Стояновича (впоследствии макариопольского, а затем терновского митрополита) и архимандрита Неофита Бозвели. И тот, и другой – известные болгарские патриоты и церковные деятели – содержались в монастыре по суду константинопольского патриарха. Живя в обществе этих заточников и будучи послушником при Иларионе, Григорий как бы специально подготовлялся к тому, чтобы стать одним из служителей тому народно-церковному делу, которым были одушевлены его наставники. Скоро молодой послушник стал иноком и в отсутствии своего старца, Илариона, исполнял его писарскую должность в монастыре. В 1850 г. Григорий поступил в греческую школу в Карее, но не мог оставаться здесь долго. Скоро ему пришлось сопровождать в Константинополь своего старца, получившего прощение от патриархии. Константинопольские болгары избрали Илариона настоятелем своей церкви в Фанаре. Здесь же остался служить и рукоположенный в диакона Григорий, исполняя вместе с этими должность учителя в болгарском училище при той же церкви. Год спустя он поступил в греческое училище в Фанаре и здесь занялся изучением греческого языка. В 1855 г. диакон Григорий участвовал в комиссии, разбиравшей спор хиландарского монастыря с иверским. Затем отправился в Болгарию вместе с Иларионом, командированным для разбора монастырских дел в Шумлу, Тернов, Врачу, Ловеч и Сливен. Пребывание Григория в последнем городе совпало со временем, когда особенно обострился вопрос о славянском языке при богослужении в болгарских церквах. Тут же Григорию пришлось видеть и раз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие. В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Следует отметить, что далеко не все иерархи-греки без внимания относились к нуждам болгарской паствы. В 20–30-е годы. XIX века. Тырновский митрополит Иларион, выходец с Крита, не препятствовал в епархии использованию церковнославянского языка и внес свой вклад в открытие знаменитого Габровского училища (1835). Врачанский епископ Агапий (1833–1849) оказал содействие в открытии женского училища во Враце, помогал в распространении книг на болгарском языке, а в богослужении пользовался только церковнославянским языком. В 1839 года начало действовать Софийское богословское училище, основанное при поддержке митрополита Мелетия. Некоторые священники-греки создавали сборники проповедей, написанных греческой азбукой на славянском языке, понятном для паствы; греческим шрифтом печатались болгарские книги. Кроме того, ряд акций Константинопольской Патриархии против некоторых изданий на славянских языках следует рассматривать как реакцию на усиление активности среди славянских народов протестантских организаций, прежде всего библейских обществ с их тенденцией перевода богослужебных книг на национальные разговорные языки. Так, в 1841 году Константинопольская Патриархия запретила изданный годом ранее в Смирне новоболгарский перевод Евангелия. Изъятие уже выпущенной книги вызвало негативную реакцию среди болгар. Одновременно Патриархия ввела цензуру на болгарские издания, что послужило лишним поводом для роста антигреческих настроений. В 1846 году, во время посещения Болгарии султаном Абдул-Меджидом, болгары повсеместно обращались к нему с жалобами на греческое духовенство и просьбами о поставлении владык из болгар. По настоянию османского правительства Константинопольская Патриархия созвала Поместный Собор (1850), который, однако, отклонил требование болгар о самостоятельном избрании священников и епископов с предоставлением им ежегодных окладов. Накануне Крымской войны 1853–1856 гг. борьба за национальную Церковь охватила крупные города и многие области, населенные болгарами. В этом движении также приняли участие многие представители болгарской эмиграции в Румынии, Сербии, России и других странах и болгарская община Константинополя (к середине XIX века насчитывавшая 50 тысячи человек). Архимандрит Неофит (Бозвели) выдвинул идею открытия в Константинополе болгарского храма. По окончании Крымской войны болгарская община в Константинополе стала руководящим центром легальной национально-освободительной деятельности.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

- Я послан, сказал он, от Спасителя сохранить твой одр непорочным. Услышав это, мать его пала мертвою от ужаса. Тотчас стало известно по всему городу Никее, что Флоренция, жена Феодора, умерла внезапно. Немедленно собралось в дом умершей множество народа, - мужчины и женщины, соседи и знакомые, и все недоумевали, что случилось с нею, что она умерла неожиданно. Феодор, муж ее, находился в это время на поле. Его тотчас известили о внезапной смерти жены его. - Разодрав на себе одежды от скорби, он поспешил домой, рыдая. Неофит, встретив его у ворот, сказал: - Зачем ты скорбишь, отец? Не умерла мать моя, а крепко уснула. Затем, вошедши с отцом в дом, он взял за руку мать и сказал: - Встань, мать моя; ты заснула крепко. Она, вставши как бы от сна, обняла своего сына и лобызала его с любовью. Видя это, все собравшиеся в дом прославили Бога. Флоренция же рассказала по порядку своему мужу все, что было с нею в сонном видении и наяву. Тогда же стало известно и то чудо, что Неофит изводил из камня воду. Все немало дивились этому, а многие из язычников, бывших там, слыша обо всем этом и дивясь благодати Божьей, обитавшей в чистом и непорочном отроке Неофите, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Между тем голубь всегда являлся к одру святого и, сидя на одре, говорил человеческим голосом. Однажды он сказал святому: - Выйди, Неофит, из дома отца твоего, и иди вслед за мною. Святой отрок встал, простился с родителями своими и пошел за голубем. Голубь, доведши его до горы Олимпа2, к одной расселине в камне, влетел в находившуюся там пещеру. Неофит, вошедши вслед за ним, нашел там огромного льва и сказал ему: - Выйди отсюда и поищи себе другую пещеру, потому что жить здесь мне повелел Господь. Услышав это, лев облизал языком прах от ног его и ушел. Святой остался жить в львиной пещере и был питаем Ангелом. По истечении одного года, Святой, по повелению Божий, пошел опять в город Никею к родителям своим, близким уже к кончине, и, дав им последнее целование, предпослал их к Богу, а сам, раздав нищим оставшееся после них имущество, снова возвратился на гору Олимп, в свое прежнее местопребывание. Там он оставался все время до исполнения пятнадцатилетнего возраста, подобно Ангелу, прославляя Бога и получая пищу от руки Ангела.

http://pravicon.com/info-3009

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010