Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский ). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров) , которые вместе с ним были в ссылке. Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:22 . Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр. 2: 8–9 ). В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь , прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. Может ли еврей верить в Иисуса, оставаясь при этом евреем? игумен Амвросий (Ермаков) Конечно! Апостолы ведь были евреями. Разве может национальность препятствовать стать христианином? Другое дело – нельзя верить в Господа Иисуса Христа и оставаться иудеем по вероисповеданию. Иудеи не приняли Его как Мессию. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Особенно неоправданной и уродливой оказывается враждебность и гневливость, возникающая на почве религиозного несогласия с другим человеком, нарушающая принцип братолюбия. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14, 15). Особенно последнее уточнение: «вразумляйте, как брата» — часто сталкивается с неприятием... Когда недавно пришедшие из мира в Церковь начинают нас учить, кого можно считать за брата, а кого нет. Святые отцы настаивали именно на братских чувствах по отношению к заблудившимся и оступившимся людям , сравнивая брезгливо относящихся к еретикам с самим диаволом. Как правило, такое чувство обнаруживается в среде неофитов или у людей со слишком сложным прошлым. Например, бывшие наркозависимые или идеологически травмированные до прихода в Церковь: бывшие комсомольцы, диссиденты и коммунисты. На преодоление последствий подобных травм могут уйти годы и годы... Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана (Быт. 14, 11–14). Рано или поздно с теми членами наших семей, которые перестали жить приходской жизнью, случается беда. И тогда мы должны поспешить к ним на помощь, оставив в стороне возможные с нашей стороны упреки и тяжелые для них выговоры и напоминания. «Вот то, о чем я говорил вчера, — наставляет Иоанн Златоуст, — ныне сбылось на деле: Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест, но самим делом был научен не искать лучших мест. Не только ему не было от этого никакой пользы, но вдобавок он сделался еще и пленником и узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато — и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло раздор и какое благо — согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение. И взяли, говорит Писание, Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников» .

http://pravoslavie.ru/101713.html

A иоанниты говорят, что в о. Иоанне Господь воцарился и прославил его славою Своею на всю вселенную, ибо сказано: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (там же стр. 2). Все это Господь Иисус Христос говорит о Самом Себе, а иоанниты это приписывают о. Иоанну, простому человеку, хотя и праведному: не кощунство ли это? «Господь показал славу Свою в преображении св. апостолам, говорят они, а ныне Господь явил в батюшке о. Иоанне столько славы, что описания её не вместить ни в каких книгах человеческих» (там же 45 стр.). Ужели Сын Божий, Который прежде всех веков родился от Отца, а потом принял плоть от Пресвятой Девы Марии, пострадал, умер на кресте за наши грехи, воскрес из мертвых, вознесся на небо, ужели Он теперь вновь перевоплотился, явившись миру в лице о. Иоанна Кронштадтского ? Страшно даже подумать об этом! Вспомните Христа Спасителя, Его жизнь, Его чудеса, Его учение со властью, Его слова – Я есмь путь и истина и живот; никто не придет к Отцу, только – Мною; Меня послал Отец, Я и Отец одно, Я с вами во все дни до скончания века, кто из вас обличит Меня во грехе? ( Ин.8:46 ) спрашивал Господь у иудеев. Греха в Нем несть, свидетельствует Апостолы Он – единый Безгрешный. Почитайте теперь проповеди о. Иоанна! Он считает себя грешным и грешнейшим человеком; в его книге «Моя жизнь во Христе» вы услышите искренние покаянные вздохи души о грехах, и в последних своих поучениях он называет себя «бренным человеком» (иоаннит. брошюра «Новые грозные слова»). О. Иоанн Кронштадтский был смиренный пастырь стада Христова, служитель алтаря, молитвенник, проповедник, получающий подкрепление, как сам говорит, через общение со Христом в таинстве причащения, к которому призывает усердно и всех православных христиан, рассеянных по лицу земли. Но слышал ли кто, что о. Иоанн советовал. учил, убеждал причащаться только у него в Кронштадте или там, где он служить? Если есть у вас иоаннитская брошюра «Новые грозные слова отца Иоанна», прочитайте те два слова о причащении св. Христовых таин, которые батюшка говорил в Иоанновском монастыре. Выясняя всю необходимость и великую силу причащения Тела и крови Христовой, которая «потопляет все грехи мои», о. Иоанн призывает чад Церкви к наиболее частому участию в Божественной трапезе после достойного приготовления к ней, но не упоминает, чтобы причащаться шли только к нему. Это выдумывают иоанниты, которых он не посылал, которых не знает, с которыми не имеет ничего общего; они враги его, ибо они враги Церкви православной, которой о. Иоанн предан и ради блага который не пожалеет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ioannity...

Отсюда и упоминаемые авторами угрозы развода, которые нередко слышат воцерковляющиеся жены от возмущенных мужей. Если муж дотоле был воздержанным, то, скорее всего, на угрозы его толкает совсем не телевизор с топ-моделями; неверующий муж, сам того не зная, пытается таким поведением воплотить слово Библии : «Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей» ( Сир. 25, 29 ). О том, что учительная власть в семье по закону Божьему принадлежит мужу, говорится так же прямо: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих » ( 1Кор. 14, 34–35 ). Конечно, причин для ссоры между верующей женой и неверующим мужем множество, но одна из самых распространенных, именно та, что воцерковляющаяся жена начинает учить «уму-разуму» своего мужа, и это вызывает его протест. Он, будучи неверующим, не знает процитированных выше слов апостола Павла, но, обладая душой, созданной по образу Божиему, чувствует, что происходит что-то ненормальное, что жена покушается на его естественное и божественное право. И неудивительно, что чаще всего муж воспринимает навязчивые веро- и нравоучения в штыки. Это не бес в нем противится, это противится чувство правды. Не спешите возмущаться: «Что же, выходит, ему вообще ничего о вере говорить нельзя? То есть вы призываете махнуть рукой на спасение ближнего?» Конечно, многое, против чего ополчаются уважаемые авторы, действительно неприемлемо для православного христианина. Но и то, что предлагают И. Медведева и Т. Шишова, порою ничуть не лучше. Поэтому я бы попросил любителей «записывать в партии» воздержаться от скоропалительных выводов: «Ах, вы говорите, что надо избежать Сциллы? Значит, агитируете за Харибду!» Нет. Для православного человека неприемлемы обе крайности: и равнодушие к окружающим, боязнь, готовность к непрерывным компромиссам с миром и обмирщвление; и подмена подлинно духовной жизни внешней нравоучительной суетой, когда за словами о борьбе за спасение душ стоят банальные страсти – гордыня да тщеславие, приводящие к извращению и даже разрушению семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Подходит Она к Сыну своему и говорит Ему: «Вина нет у них». Дева Мария знала, кто Сын её, видела в жизни, вероятно, много такого, что несомненно уверяло Её, что Он может помочь нуждающимся каким-либо необычайным способом, и, сердобольная ко всем неимущим, Она являет первый опыт ходатайства перед Сыном своим, чтобы помог Он нуждающимся, дабы они не скорбели в светлый день чистой радости. Спаситель ответил Ей: «Что мне и тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» ( Ин.2:4 ), т. е. ещё не настало время, когда Я намерен показать Свою Божественную славу пред людьми. Богоматерь своим материнским сердцем угадала, что час прославления Сына Её настал, чудо должно было совершиться, чтобы произвести уверенность в учениках и гостях в Божественном Его происхождении и посланничестве. Это и совершил Он проявлением Своей истинной доброты к близким родственникам. Нисколько не сомневаясь в исполнении Её желания Сыном своим, Богоматерь, незаметно для гостей, сказала служителям: «Что скажет Он вам, то и сделайте». Господь после сего обратил внимание на стоявшие при входе в комнаты шесть водоносов, куда обыкновенно наливалась ключевая вода для омовения и охлаждения ног и рук перед вкушением всякой пищи, что требовалось законом иудейским, и для очищения сосудов, употребляемых в домашнем быту. Теперь эти сосуды были пусты. Каждый из них мог вмещать в себя от 8 до 12 вёдер. Спаситель велел наполнить их свежей водой до самого верха. Они исполнили волю Божию, и к удивлению всех увидели в водоносах вместо свежей воды прекрасное вино виноградное. Великий Чудотворец одним мановением воли Своей, не выразившимся ни в слове, и ни в каком внешнем действии, претворил обыкновенную воду в вино, несравненно лучше того, которое обыкновенно употребляли Галилеяне. По совершении чуда, Господь говорит слугам: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Архитриклин не знал ничего о случившемся. Позвал жениха к себе и с радостью, и с видом наставления сказал ему: «Ты поступил не по обычаю житейскому и не расчётливо: сперва подают хорошее вино, а потом, когда упьются, худшее; ты же лучшее вино сберёг до конца брачного торжества».

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Тихо молились ученики духом и истиною в противоположность этой толпе, исполнявшей отжившую букву закона. А молились они о том, чтобы скорее ниспослал им Спаситель мира обетованного Св. Духа, который утешил бы их в сиротстве и дал тот новый закон благодати, с благовестием которого они с радостью пошли бы ко всем народам, иже под небесем. Молитва их была услышана: внезапно сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, всколебался до основ весь дом, где они находились, как бы от землетрясения, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках дотоле неведомых им, как Дух давал им провещевать. Почувствовали себя Апостолы как бы вновь рождёнными, вера, горячая как пламень запылала в их сердцах. Учение их Учителя и каждое слово этого учения требовало открытого всенародного исповедания, неудержимая сила божественного вдохновения влекла их теперь в то народное море, которое волновалось пред храмом, чтобы здесь в боговдохновенной проповеди исповедать Христа и проповедать Его слово. Вот начало благодатной церкви христовой. Облёкшись силою свыше, получивши дары Духа Святого, Апостолы устремляются на проповедь Евангелия во все страны мира: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их. Доселе не знатные, боязливые, не книжные теперь перерождённые Божественным Духом, с надеждою победить мир благодатью Св. Духа, без страха и трепета идут они на борьбу с языческим миром, который дышит против них прещением и убийством, вооружается всеми казнями, какие тогда могла выдумать адская злоба и изобретательность, идут на созидание новозаветного благодатного царства на развалинах разрушающегося язычества. И что же? Не более как в три века эти посланники Христовы, а потом их преемники, обновляют, перерождают одряхлевшее язычество, дают ему истинное понятие о триедином Боге, устраивают церковь Христову, так что становится она господствующею, вносят в общество и семью Христианскую любовь, мир и согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

«Кто час воздыхает о своей душе, тот лучше того, кто всему миру приносит пользу своими речами» . Но как же так? Ведь мы живем в эпоху коммуникаций, мы коммуницируем всеми возможными и невозможными способами, как же может быть выше тот, кто час воздыхает о своей душе? Однако пред Богом так оно и есть! Потому что с этого начинается изменение себя. Святой Исаак (Сирин) продолжает: «Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося увидеть ангелов» . Итак, мы крайне нуждаемся в интериоризации, особенно в нынешнем мире, где всё вокруг прельщает нас, пленяет, чтобы затем нас рассеять. Есть три мысли, над которыми мне хотелось бы поразмышлять. Давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы мы как можно искренней, по-настоящему жили своей верой. И предельно заботились о том, чтобы не увязнуть в форме и лишиться основания, лишиться того, что относится к глубине нашей веры. И здесь мне снова приходит на ум святой Исаак (Сирин) с текстом, удивительным образом связанным с молитвой. Обычно мы размышляем, молимся, я сосредоточиваюсь, стараюсь вникнуть, по меньшей мере своим умом, в смысл молитвы. А святой Исаак (Сирин) говорит нам: «Молиться значит не что иное, как сделаться попрошайкой, выпрашивающим Царство Божие. Если будешь делать это своей молитвой, тогда получишь пользу от молитвы. А если нет, не получишь». Останется одна мистическая, духовная, красивая, симпатичная экзальтация, это доставит тебе состояние умиротворенности, покоя, но останется на периферии, это не затрагивает глубин духовной жизни. Таковы мысли, которыми я хотел поделиться с вами в этот прекрасный молитвенный вечер о том, как нам следует жить своей верой как можно искренней. Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 19 марта 2023, 19:01 2. Вместе с тем вера, основанная на чудесах и знамениях,- это, можно сказать, неофитская, несовершенная вера. Как у Фомы неверующего. Для истинно верующих христиан (к таковым я, увы, не отношусь) достаточно Слова Божьего, Божьей бескорыстной любви и милости. " Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1Кор. 1:22-24). И чудеса Божии, действительно, не показательное шоу. Воля Божия, чтобы мы сами старались достичь определенных целей в своей жизни, своим трудом и своей самоотдачей. А Бог всегда поможет, молиться только надо.

http://pravoslavie.ru/152480.html

Как это бывает с некоторыми — уже с самого начала спорными — западными идеями, у нас “корпоративная этика” наложилась на определенное восприятие власти, восприятие, которое является источником многих проблем для сегодняшней России. Власть — не обязательно государственная, это может быть и власть руководителя предприятия над работниками — воспринимается как собственность, а не как служение.  Подчиненные — не как со-трудники, вместе с которыми и в интересах которых руководитель трудится на благо общества, а как крепостные. Довольно обычной является ситуация, когда руководитель ведет себя не как свободный и уважаемый гражданин, сотрудничающий с другими свободными и уважаемыми гражданами, а как барин в своем имении, где барский каприз — закон. Захочет барин — пойдете в Церковь, захочет по-другому — пойдете на гей-парад. И в случае с “Русским молоком” мы имеем дело с ситуацией, когда традиционная (увы!) корпоративная культура накладывается на “ревность не по рассуждению” новообращенного. Обретение веры часто — даже можно сказать, как правило — проходит через такое неофитство, когда у человека много ревности, горячего желания утвердить новообретенную им Истину, но еще не хватает духовной зрелости и рассудительности. Можно вспомнить историю про кельтского вождя, которому некий монах проповедовал Евангелие — “Ах, если бы я там был со своею дружиной, этим мерзавцам не удалось бы распять Спасителя!”. И действительно, история полна примеров того, как люди, сформировавшиеся в определенной культуре, привносили ее привычки в свою новую христианскую жизнь — и викинг, привыкший решать все разногласия мечом и копьем, превращался в христианского викинга с тем же самым мечем и копьем. Нет ничего необычного в том, что новообращенный руководитель корпорации привносит в свою новую жизнь привычки, сложившиеся в нашей корпоративной среде. Но мы не должны приспосабливать Евангелие к сложившейся культуре — мы должны стремиться преобразить культуру светом Евангелия. Чему же учит Евангелие? Именно Евангелию русская и, шире, европейская культура обязана представлению о власти, как о служении, власти, которая призвана подражать примеру истинного Царя: “Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мар.10:42-45)”

http://pravmir.ru/o-sluzhenii-i-barstve/

« Народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне » (1 Цар 14:45). Обеты в новозаветные времена — манипуляция? В нашей церковной жизни очень не хватает мудрого народа, который бы указывал на глупость подобных обетов. Конечно, мы не обещаем принести дочерей в жертву всесожжения. Но нередко имя Божие и клятвы им используются для манипуляций. Убеждение принять монашеский постриг в юном возрасте, браки по благословению, хиротонии безусых юнцов — от всего это мы только-только начинаем отходить. Люди дают обеты, которые не могут понести, а потом считают себя виноватыми перед Богом за их несоблюдение. Не останавливает даже то, что такие хиротонии и постриги запрещены канонами. Клятва, данная Богу, считается односторонней, и никто не в состоянии ее отменить. Но действительно ли Бог утверждает каждую клятву, произнесенную именем Его? Действительно ли Он хочет, чтобы давшая в 18 лет монашеские обеты девочка на всю жизнь осталась монахиней? Чтобы рукоположившийся в 20 лет неофит всю жизнь служил у престола? Действительно ли Его так беспокоит наполнение монастырей и наличие храмов в шаговой доступности? Или мы путаем интересы Бога с интересами епархии и прихожан? Преподобный Иоанн Лествичник. Новгородская икона XIII в. Евангелие говорит о намерении человека идти к Богу, но не указывает конкретный путь. Да, оно говорит о том, что взявшийся за плуг не должен озираться назад. Но речь идет не об иерейском или монашеском служении. Речь о выборе между жизнью христианина и ценностями мира сего. Священник, монах не стоит ближе к Богу, чем мирянин. Один путь не более спасительный, чем другой. А значит, и возвращение к жизни мирянина не делает человека грешнее. Это просто разные служения. Каким путем продолжать свое служение — вопрос личных взаимоотношений человека с Богом. Да, в монашеской литературе написано по-другому. Но там это — одно из аскетических упражнений, помогающих сосредоточиться на своем делании и не стремиться вернуться в мир. Об этом упоминает преподобный Иоанн Лествичник :

http://blog.predanie.ru/article/vsegda-l...

«Первая задача, которая перед нами стоит — это молчание, потому что разговором, общением мы друг друга вырываем из внутренней собранности, вносим друг в друга суету, отрываем друг друга от мыслей, от чувств, от представлений, которые нас занимали в этот момент, и заставляем войти в интересы и тревоги, которые нам совершенно порою чужды, — говорит митрополит Антоний Сурожский („Внутреннее молчание“). — И очень важно в какие-то моменты найти в себе силу, решимость вступить в период молчания… когда вдруг мы можем сказать времени, течению наших мыслей, движению наших чувств и даже внешнему слову: „Остановись!“» Научившись молчать и захотев услышать, мы обязательно услышим. Бог предлагает каждому свой собственный путь, соотносящийся с его историей и харизмой. Апостол Пётр ловил рыбу — и стал ловцом людей. Апостол Павел был ревностным гонителем Христа — стал ревностным Его проповедником. Часто мы боимся, что Господь потребует от нас чего-то, с чем мы не справимся. Кто из нас в начале пути не опасался, что, слишком углубившись в веру, окажется в монастыре? Кто не подумывал бросить любимую работу и стать свечницей или церковным сторожем? Но Бог знает нас, знает наше сердце — и говорит нам: «Не бойся!» Если мы думаем, что Он что-то отнимет у нас — мы рисуем ложный образ Бога. Я сама в период неофитства прошла все эти точки сомнения: боялась, что стану «чересчур» верующей, боялась, что священник «благословит» уйти из светского СМИ. В конце концов я нашла свое призвание в той же сфере, где и работала, — в журналистике, но не в светском глянцевом журнале, а в церковном. Господь высветил и подчеркнул все мои способности, дал возможность расцвести им — и я получила неизмеримо больше, чем у меня было до прихода в Церковь. Что мы отвечаем Богу? Давайте посмотрим, какие человеческие ответы на призыв Бога описаны в Евангелии. ВСТАЛИ И ПОШЛИ ЗА НИМ «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 18–20). Здесь описан очень скорый, харизматичный ответ на призыв. Один мой знакомый, меломан по натуре, услышав подобный призыв в своей душе, в одночасье вынес из дома коллекциюиз 1000 собранных им музыкальных дисков. Он никогда не жалел об этом поступке: так он ответил на зов сердца и избавился от того, что было для него лишним в тот момент.

http://pravoslavie.ru/103374.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010