Однако старший сын гневается. Мне думается, что здесь Христос изобразил иудеев, гневающихся за призвание язычников, и книжников и фарисеев, соблазняющихся тем, что Господь принимает грешников и ест с ними. Если же желаешь понять это и в том смысле, что это говорится относительно праведников, то что тут удивительного, если и праведник не познает превосходящее всякий ум богатство милосердия Божия? Посему общий Отец утешает его и приводит к сознанию справедливости, говоря ему: ты всегда со мною, участвуя в неизменной радости; о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся: он был мертв по причине греха; воскрес благодаря покаянию; пропадал, потому что не находился в Боге; быв же обретен, он наполняет радостью небеса, согласно написанному: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. XV, 7). Что же это такое, что особенно удручает старшего сына? Ты никогда не дал мне - говорит он, - и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточив имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка; ибо до такой степени преизбыточествует милость Божия по отношению к нам, что, как говорит корифей Апостолов Петр, сами Ангелы желали приникнуть в назначенную нам благодать, которая подается нам в Его воплощении. Но также и праведники желали, чтобы из-за этих благодеяний Христос пришел раньше времени, положенного для Воплощения, как и Авраам желал видеть день Его. Но Он тогда не пришел; а когда пришел, Он не пришел призвать праведников, но грешников к покаянию, и особенно ради них распинается Взявший на Себя грех мира; ибо благодать преизбыточествовала там, где умножился грех. А то, что, несмотря на требования праведников, Он не дал им ни одного из козлят, т. е. из грешников, очевидно для нас, как на основании не малого числа иных примеров, так, особенно, и из видения священного и блаженного Карпа. Ибо он, проклиная некоторых дурных людей и говоря, что не справедливо, чтобы оставались жить беззаконники и развратители правых путей Божиих, не только не был услышан, но и испытал неудовольствие Божие и услышал некие приводящие в трепет слова, приводящие к познанию неизреченного и превосходящего ум долготерпения Божия, и убеждающие не проклинать людей, живущих в грехе, потому что Бог дает им еще время для покаяния. Итак, Бог кающихся и Отец щедрот для того, чтобы показать это и к тому же представить, что обращающимся чрез покаяние Он дарует великие и вызывающие зависть дары, таким образом изложил эту притчу.

http://zavet.ru/a/page_all_89.html

7. Пастырское душепопечение: Пастырь, миссионер должен понимать тюремную среду, ее чаянья и представления, и стремиться донести христианские истины на понятном языке, пользуясь доступными для их восприятия обычаями и символами, отметая беззаконное содержание. То есть там, где возникают глубинные противоречия и противоборство падшего человеческого разума закону Христову, приспособление невозможно, но где имеют место только недоумения и «псевдопроблемы», их следует разрешать мудрой снисходительностью, щадящим отношением и гибкостью. Следует также помнить, что некоторые преступления церковные каноны судят намного строже, чем государственный уголовный кодекс. Внутренняя свобода во Христе позволяет христианину, для пользы немощных, снисходить, не отвергать и даже принимать некоторые их взгляды, мнения, привычки и обряды, как имеющие вес в глазах неофита. Особо приемлем для миссионеров в пенитенциарной структуре принцип ап. Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 2Кор. 9.20–22 ). Апостолы проявляли творческую инициативу и гибкость, что требовало известной степени внешней мудрости, культуры, наблюдательности и достаточного уровня знаний в области религии и обычаев данного народа. Этот способ можно обозначить как метод катехизации, восполнение многих духовных положительных ориентаций. Рациональные доказательства и обоснования веры устраняют некоторые препятствия интеллектуального плана. Они могут разрушить ложные стереотипы в сознании людей, но все же усвоение веры – дело Божественной благодати. Пастырь, миссионер должен вести не к себе, а ко Христу. Если ему удается смягчить чьи-то страдания, поддержать кого-то в минуты отчаяния, то можно считать, что его скромный труд в изоляторе, тюрьме, колонии оправдан. Одна из главных задач миссионера – пробудить в душе всех заблудших, оступившихся, надежду на спасение, внушать, что никто не потерян для Бога, даже если общество считает его потерянным. В каждом человеке запечатлен образ Божий, заложено доброе начало, ведь душа каждого человека «по природе своей христианка» ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:20–22 ) 2 . Внутренняя свобода во Христе позволяет христианину для пользы немощных снисходить и принимать или, точнее, не отвергать некоторые взгляды, мнения, привычки и обряды, маловажные для него, но имеющие вес в глазах неофита. Этот принцип распространяется и на евангельскую проповедь. Проиллюстрируем это выдержкой из работы о. Луки Верониса: «Святой Павел проповедовал иудеям как иудей, но представлял Евангелие среди неевреев другим способом. Например, среди философичных и идолочтущих афинян святой Павел ничего не говорил о еврейском происхождении Иисуса и исполненных пророчествах Мессии. Он разговаривал с греками на их уровне. Он не осуждал их за их грубое идолопоклонство, но вместо этого он нашел пример того, чему они поклоняются: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особо набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу», Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:22,23 ). После этого он продолжал говорить на темы, понятные греческим взглядам. Он даже цитировал греческих философов и языческих поэтов, чтобы поддержать свое оправдание веры. Таким способом святой Апостол Павел изложил основные идеи Евангелия и свел к минимуму сомнения нееврейской аудитории в Благой вести из-за своих культурных или религиозных предубеждений». Таким образом, Апостолы проявляли творческую инициативу и гибкость, что требовало известной степени внешней мудрости, наблюдательности и достаточного уровня знаний в области религии, культуры и обычаев данного народа. Этот способ можно обозначить как метод воцерковления, рецепции национальных культур. Конечно, приспособление и гибкость не должны простираться в бесконечность, но могут иметь место только там, где это не касается фундаментальных основ веры и нравственности. В таком случае не допустим никакой компромисс: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

Ученики удивляются, и справедливо; потому что это дерево гораздо сочнее других деревьев, и посему было особенно дивно то, что оно так скоро засохло. - Смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья, то есть видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, то есть временный и преходящий призрак мира сего. И он будет проклят: ибо сказано: Идите от Мене проклятии во огнь вечный (Матф. 25. 41). И он иссохнет, ибо как будет мучиться в огне, у него засохнет язык, как у известного богача». Действительно, тот, кто стремится к временному, по определению, не может приобрести вечность. К сожалению, опасность уклониться от чистоты веры присуще неофитскому сознанию. Оно радостно встречает Господа, но суета и страх выделиться из общего направления зачастую выгоняет человека из приобретенного духовного состояния в душевное. И вот, казалось бы, забытое филистерство и мещанство вновь разъедает сознание, утрачивается свежесть восприятия Бытия и хочется бесконечного сна. Но, как известно, сон разума рождает чудовищ, и отоспаться не удастся. Придется все равно делать выбор: либо идти за Христом на Голгофу, либо самому гнать Его на Лобное место. И то, что душу-ладью пытаются облепить тысячелетним илом всякоразличных фантазий, представляет собой попытку не просто затормозить ее движение, но обрушить в вал эротической блевотины, создавая в подсознании извращенные образы. Засохшая смоковница подается как акт достигнутой свободы, право на беспробудный сон. Тот же, кто пребывает во сне, не способен к сопротивлению. Неспособность к сопротивлению неизбежно ведет человека широкой дорогой в ад. На этой дороге предлагается тысяча соблазнов. Как их победить? Несомненной верой в Бога. Третьего не дано. Именно вследствие неверия задаются такие вопросы: « И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: еслискажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю » (Мф. 21: 23-27). По неверию своему и ответы получают. Фарисеи не желают признавать, что перед ними Бог, их сознание согласно на законоучителя. Они подспудно понимают, что Он – Мессия, но это невыгодно им, не входит в их планы исправить Божественное Провидение относительно избранного народа. Кроме того, фарисеям и не нужна была Истина.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных – неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3:6 ). 80-е апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Согласно 2-му правилу 1 Вселенского Собора, эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора – на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический». Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто детей имеет верных ( Тит. 1:6 ). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва – учит апостол Иаков (2:20). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов… поставляти на церковное начальство… таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову». Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству, даже если они совершены были единократно. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (Григ. Нисск. 6); блуд, прелюбодеяние, содомия. Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; Григ. Нисск. 5). 61-е апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействие, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир». От служителей Церкви требуется смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан ( Тит. 1:7–8 ). В отличие от таких грехов, как убийство или блуд, в данном случае препятствием к поставлению является не единократное совершение действий, за которые можно справедливо укорить в гневе, корыстолюбии или иных подобных пороках, но, когда это страсть, от которой не освободился кандидат священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И не в коем случае не надо бояться всех этих сектантов… Они еще более слабы и беспомощны чем наши неофиты, сильные верою и первою любовью. Кстати! единственное вероучение которое не стремиться к распространению собственных взглядов, это талмудический-иудаизм. Но! какое отношение подобная эгоистическая сотереология имеет к христианству! Ирина 6 апреля 2016, 12:51 Простите, не уверена, что мои наблюдения верны, но у меня сложилось впечатление, что миссионерскую роль в православии чаще всего берут на себя новоначальные (проверено на себе). Только-только познав азы веры, появляется невыносимый зуд - всех учить и поучать, и неверующих , и иноверцев. Это очень опасное состояние, большая вероятность самому заблудиться и отпасть. Но чем долее человек пребывает в лоне Православной Церкви, тем менее остается у него желания кого-то " обращать " . Все усилия сосредотачиваются на собственном внутреннем состоянии, и это вовсе не эгоизм. Просто борьба за душу такая, что ни на кого уже сил не остается, справиться бы с собою. И чем далее - тем борьба только обостряется. Поэтому стараешься избегать всяких щекотливых моментов, где твоя вера могла бы подвергнуться испытанию. Говорю только о собственном опыте. Прот. Олег Стеняев 6 апреля 2016, 09:33 Мне представляется тонкою разновидностью монофизитства считать, что если Христос Бог то Ему и нельзя подрожать. Во первых: Бог и стал Истинным Человеком, чтобы в Своем Человечестве, явить нам пример подлинной Жизни (иначе в чем бы Он был нашим Учителем). Читаем: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его…» (1Пет.2:21-22); и еще: «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его…» (Мф.10:25); и еще: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Впрочем! Мы призываемся и к тому, чтобы подрожать и Богу в Его бесстрастии по отношению к разным людям. Читаем: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:47-48).

http://pravoslavie.ru/92077.html

Но у меня со всем этим очень непросто, как в семье, так и со знакомыми. Так получилось, что к вере я пришла лишь спустя годы семейной жизни (состоя в зарегистрированном, но невенчаном браке). Первое время я вообще ничего не могла говорить о вере, даже заикаться, это вызывало поток совершенно необъяснимой, немотивированной агрессии. Только сейчас я могу очень осторожно, обдумывая каждое слово, что-то сказать по этому поводу, лишь иногда и крайне скупо. И со знакомыми та же картина. Со многими я вообще перестала общаться, потому что яростные споры - это не для меня, а по-другому не получается, лучше уж молчать. Неприятие поразительное, чуть ли не до ненависти. В этих столкновениях я теряю душевное равновесие. Наверное, для миссионерства надо дорасти. И, думаю, это не каждому дано. Прот. Олег Стеняев 6 апреля 2016, 15:28 Ирина! Вы правы, как и сказано: «…не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем…» (Иак.3:1-2). Но! При этом нельзя забывать, что каждый из нас имеет в своей жизни границы ответственности, очерченный рукою Бога. Прежде всего это наша семья! Читаем: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Это и наши знакомые, друзья и близкие, которым никто кроме нас не может засвидетельствовать о вере. А так называемые неофиты, действительно переживают состояние первой любви, о которой и сказано в Писании: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела…» (Откр.2:4-5). Но! Разве не была неофиткой самарянка, о которой сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин.4:39). – То есть, мирянин свидетельствует не об высоких истинах веры, но прежде всего о том, что Господь сотворил и сделал в его собственной жизни. И очевидно, более надо благовествовать и самою жизнью своею, как и сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

http://pravoslavie.ru/92077.html

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Слепота была и остается до сего дня, проклятием Востока. Совершенно очевидно, что инфекция разносилась повсюду, и слепота была бичом. Этот эпизод приведен только Марком, и в нем есть очень интересные моменты. Иисус применял понятные слепому методы. В древнем мире верили в целительное свойство слюны. Только это одно чудо происходило в несколько стадий. Обычно чудеса совершались внезапно и сразу полностью. На этот же раз зрение возвращалось постепенно. В этом заключена символическая истина. Ни один человек не может видеть сразу всю истину Божию. Одна из опасностей, подстерегающих так называемых «неофитов», то есть новообращенных, заключается в том, что человек внушает себе мысль, будто он, раз уж он решил обратиться ко Христу, уже стал сразу зрелым христианином. А ведь истинно зрелый христианин знает, что ему надо обращаться в христианство, так сказать, заново ежедневно! С помощью благодати Божией человек может в течение всей жизни познавать, и все же ему потребуется вечность, чтобы узнать Бога так, как знает его Бог. Перед этим, в завершении рассказа о насыщении толпы было сказано о слепоте, о непонимании учеников Иисуса. Но Марк своим рассказом о чуде исцеления слепого в Вифсаиде напоминает всем духовно «слепым», что Иисус Христос может открыть незрячие глаза. Пусть даже и не сразу, как это произошло со слепым нашей истории. 26 /Декаполис/, десятиградие – группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго-западного плато Голанских высот до современного Аммана. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Когда же они собрались, Петр сказал: «Братия, будем молиться и благословлять человеколюбивого Бога, собравшего нас, и особенно возлюбленного нами Павла, который с нами. Ибо, воистину, братия, ныне исполнилось написанное: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» 11 . И сказал ему Павел: «Истинно, Господин мой Петр, ты ныне привел свидетельство, подобающее к настоящему времени. Ибо я был единственным отделенным от вас. Ныне же, благоволением Божиим, будучи недостойным, я присоединен к вам – Апостолам». Когда же Петр снова сказал: «Будем молиться братия, чтобы нам стало известным по какой причине собрал сейчас нас Господь»; сказали ему Апостолы: «Ты отец наш, ты и помолись за нас». Сказал же Петр Павлу: «Брате мой о Господе, Павле, встань, и помолись раньше меня, ибо я возрадовался неизреченной радостью тому, что ты стал (одно) с нами о вере Христовой». Сказал ему Павел: «Прости мне, отче Петре, ибо я неофит, и не довлеет мне последовать за следами ваших честных ног. Как же я буду молиться перед тобою. Ибо ты наш столп, и основание и утверждение, и не только ты, но и все предстоящие братия являются лучшими меня. Ты же больший, Отче. Помолись за всех нас, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребыла с нами». Тогда все Апостолы возрадовались смирению Павла, и сказали Петру: «Отче Петре, Ты Богом поставлен первым среди нас: ты же и помолись раньше нас». Сказал им Петр: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, братия, да прославит вас, как вами прославляется мое служение. Ибо я наименьший между вами и раб всех, и как я избран – так и вы, и одно звание всех нас. Так что каждый, кто прославляет один другого – прославляет Иисуса, а не человека. Ибо такова великая заповедь Учителя нашего, чтобы мы любили друг друга 12 . Тогда великий Петр, воздев свои руки, помолился к Господу, говоря: «Владыко Вседержитель, Отец Господа нашего Иисуса Христа, седящий на Херувимах 13 в вышних (и) на смиренные призирающий 14 ; обитающий во свете неприступном 15 . Ты разреша ешь затруднения 16 . Ты раскрываешь скрытые сокровища 17 . Ты насадил в нас Твою благость. Ибо какой из богов такой милостивый, как Ты? Не отврати Твое человеколюбие от нас 18 , ибо Ты спасаешь от зол всех надеющихся на Тебя, о Живущий. И победил смерть от ныне и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

И. Медведева и Т. Шишова пишут: «Чаще [обращается к вере] женщина. Кто знает, почему?» Один мой знакомый священник, говоря о том, почему мужья верующих жен так редко приходит в Церковь , помимо упомянутого выше нарушения семейной иерархии, указывал еще такую причину: мужчина по природе более тяготеет к рационализму, поэтому и веру часто он воспринимает именно рационально – ему нужно понять ее. Женщины же более склонны к эмоциям и часто (хотя, конечно, есть исключения) не способны не то что объяснить и аргументировать, но даже последовательно изложить христианское вероучение, да вдобавок частенько выдают за нее то, что ею не является. Но разве женщина неспособна к пониманию христианского вероучения? Еще как способна! Казалось бы, кто мешает: начни учиться, старайся постигнуть, равно как и воплотить постигнутое в своей жизни через молитву и добродетели. Тысячи святых жен пошли по этому пути и достигли спасения для себя и своих близких. Но, увы, некоторые женщины этому святому пути предпочитают путь иной – бесконечных нотаций и поучений, превращаясь в сварливых жен и забывая, что сказано в Писании: «Сварливая жена – сточная труба» ( Притч. 19, 13 ), «непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер» ( Притч. 27, 15–16 ), «что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа» ( Сир. 25, 22 ). И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» ( 1Кор. 7, 4–5 ). И открыв творения свт. Иоанна Златоуста , узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишается награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам». Брак с неверующим

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010