В апр. 1950 г. Вишневский потребовал от патриарха удалить еп. Макария из епархии и прислать специальную комиссию, чтобы изобличить его бездеятельность. В 1950 г. был арестован управляющий делами Львовского ЕУ прот. Е. Юрик (выслан в Сибирь на 5 лет). 7 июля 1951 г. архиеп. Макарий переведен из Львова в Варшаву как Предстоятель Польской Православной Церкви. В 1948 г. во Львовской обл. насчитывалось 611 зарегистрированных церквей и 312 священников, с тех пор число храмов не менялось вплоть до 1953 г., а число священников уменьшилось к 1953 г. до 276 чел. 27 дек. 1951 г. Л. е. возглавил архиеп. Фотий (Топиро), к-рый начал более энергично бороться за внедрение правосл. обрядов и искоренение латинизации. При нем с ключевых должностей постепенно вытеснялось местное духовенство, ряд «упорствующих» клириков запретили в служении. Еп. Фотий сделал аппарат ЕУ менее бюрократизированным, начались регулярные посещения правящим архиереем отдаленных приходов. Еп. Фотий скончался 20 авг. 1952 г. После этого несколько месяцев временно управляющим Львовской епархией был еп. Станиславский Антоний. 15 нояб. 1952 г. епархию возглавил еп. Панкратий (Кашперук), переведенный с Волынской епархии и управлявший Л. е. в течение 4 лет. При нем резко усилилось противостояние правящего архиерея, опиравшегося на приглашенных из других епархий (чаще всего с Волыни и из Подолья) «староправославных» священнослужителей, с местным духовенством. Как отмечал по этому поводу Вишневский: «Считаю, что больше староправославных священников во Львов брать не следует, так как выдворение местного духовенства на периферию со Львова неизбежно вызовет нарекания и кривотолки не в пользу руководства РПЦ» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 130. Л. 182). По указанию уполномоченного в июне 1953 г. Панкратий назначил благочинным г. Львова прот. Д. Семчишина, самого влиятельного из бывш. униат. клириков. В 1953 г. Панкратий уволил благочинного Тернопольской обл., настоятеля Рождество-Богородичного храма г. Кременец прот. Сергия Карнковского («староправославного») и назначил вместо него настоятеля Успенского храма г.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

«Типикон» Алексия Студита, который включает изобразительные в состав Божественной литургии, был переведён на старославянский язык в Киеве около 1070 г., при прп. Феодосии Печерском 331 . Оттуда в течение следующего столетия он распространился по всей Киевской Руси, благодаря господству на Руси монастырского типа богослужений 332 . В XV b. распространение на Руси иерусалимского устава и «Устава» св. Филофея Коккина 333 лишь утвердило обычай петь изобразительные на литургии. Все печатные русские «Типиконы», как и вышеупомянутые типиконы обителей Благодетельницы и св. Саввы, для большей части богослужебного года предписывают на литургии изобразительные 334 . Это уставное предписание исполняется и поныне, как в монастырях, так и на приходах. Сокращение первого изобразительного псалма началось в середине XIX b. В 1848 г. в России вышел «Обиход» – сборник церковной музыки – А.Ф. Львова, который впоследствии был отредактирован Н.И. Бахметевым, и стал известен как «Обиход» Львова-Бахметева. В первом же издании «Обихода» 102-й псалом был сокращён до первых пяти стихов. Первый автор «Обихода», Львов, был прекрасным музыкантом, но не имел настоящего церковного образования и не относился достаточно серьёзно к предписаниям богослужебного устава. «Обиход» Львова-Бахметева был сделан обязательным для приходских храмов, и таким образом сокращение первого изобразительного псалма утвердилось 335 . В греческом православном мире дело обстояло намного сложнее. Современный греческий чин пения антифонов не является просто сокращением изобразительных, как может показаться на первый взгляд. С VIII b. в приходских храмах утвердилось пение антифонов из псалмов 91, 92 и 94, хотя, как указывалось выше, псалмы перестали петься целиком. Об этой практике свидетельствуют так называемые «песненные» 336 уставы Св. Софии Константинопольской IX–X bb. и собора Св. Софии в Салониках XV b., богослужебные рукописи, сделанные на приходах, и византийские толкователи Божественной литургии (Николай и Феодор Андидские 337 , Пс.-Софроний 338 , св. Николай Кавасила 339 ) 340 . Припевы антифонов не были всегда и везде одинаковыми. В практике крупнейших храмов, однако, первый антифон всегда имел припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». У второго антифона до XII b. припевом было троекратное «Аллилуйя», а потом «Молитвами святых Твоих, спаси нас, Господи». Припевом третьего антифона было «Спаси ны, Сыне Божий...» или гимн «Единородный Сыне», а позднее тропарь праздника или дня 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Твери началась межрегиональная конференция по социальному служению 8 июня 2023 г. 10:26 6 июня 2023 года в Твери началась XIV Межрегиональная конференция по социальному служению Русской Православной Церкви. Она продлится до 8 июня. В форуме принимают участие более 400 человек из всех епархий, расположенных на территории Центрального федерального округа, — руководители социальных проектов и благотворительных организаций, добровольцы, сестры милосердия, главы епархиальных социальных отделов, а также представители органов власти, специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . В начале форума председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Святейший Патриарх Кирилл уделяет очень большое внимание социальному служению, именно по его инициативе один раз в год проходят такие конференции во всех федеральных округах. Он посещает различные социальные учреждения, обращается со словами поддержки к добровольцам, сестрам милосердия. Конечно, для нас это большой пример, как мы должны совершать дела милосердия», — сказал епископ Пантелеимон. Участников форума приветствовали уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Мария Львова-Белова и заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай. «Я очень рада сегодня присутствовать на таком важном мероприятии. Я сама восемь лет была социальным работником в храме в Пензенской области и знаю, что такое работать на приходах и выстраивать социальные проекты при епархиях. Сегодня вместо приветственного слова, я бы хотела предложить вам сотрудничество, чтобы мы вместе с вами подумали, как улучшить жизнь детей в Центральном федеральном округе при поддержке Церкви. Здесь важно наше партнерство и взаимообмен», — отметила Мария Львова-Белова. Мария Львова-Белова предложила епархиям — участникам конференции — провести организационную встречу с региональными уполномоченными на местах и договориться о консолидации усилий в рамках подростковой работы и безопасности детства, профилактики социального сиротства и поддержки кровной семьи, помощи семьям с детьми с инвалидностью. Также она предложила при поддержке уполномоченного по правам ребенка при Президенте России открыть в епархиях центры дневного пребывания для детей с инвалидностью, подростковые центры и другие проекты, необходимые для системной помощи семьям и детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6034385.ht...

С этой истории началась новая страница Детской миссии — был создан церковный центр приемных семей «Умиление» в Вырице. Он объединяет приемные семьи, взявшие на воспитание детей-сирот, прежде всего детей с инвалидностью. Сейчас в центре «Умиление» восемь семей, в которых воспитывается 36 приемных детей. Затем, когда уже стал складываться центр, появились приемные семьи, в том числе и из волонтеров Миссии, было принято решение организовать школу приемных родителей. Она была открыта в 2019 году при социальном отделе Санкт-Петербургской епархии и расположена в Александро-Невской лавре. В школе занимаются подготовкой кандидатов в приемные родители. За это время подготовку прошло 6 групп, и порядка 60 человек стали выпускниками школы. Новая школа была официально лицензирована государством, а ее программа утверждена Комитетом социальной политики Санкт-Петербурга. В своем выступлении отец Феодосий Амбарцумов также отметил важную роль духовника в воспитании и воцерковленнии приемных детей. «Духовный отец — это самое необходимое условие для воспитания приемных детей. В первую очередь нужен человек, то есть священник, который любит этих детей всей душой и передает им знания о вере и Церкви и саму веру от сердца к сердцу», — подчеркнул отец Феодосий. О приемном родительстве, основываясь на опыте своей семьи и собственных проектов, рассказала многодетная приемная мать, сенатор Совета Федерации Мария Львова-Белова . В семье Марии и ее супруга — священника Павла Когельмана — 17 детей: 5 кровных, 4 приемных и 8 детей под опекой. Также Мария Львова-Белова — создатель общественно-церковных проектов  «Квартал Луи» ,  «Дом Вероники» ,  «Новые берега» , направленных на поддержку людей с инвалидностью. Для приемных семей очень важна поддерживающая среда, отметила Мария Львова-Белова. Она предложила несколько практических инструментов, которые может использовать Церковь и некоммерческие организации для поддержки приемных семей: их Мария уже использовала у себя в Пензе. Это кафе приемных родителей, куда на встречи приглашаются приемные семьи или потенциальные приемные семьи, а также специалисты под видом таких же гостей — психологи, логопеды, дефектологи, священники. За чашкой чая гостям предлагается какая-нибудь одна тема для обсуждения. Например, подростки в приемной семье или особенности поведения подростков. Семьи, рассказывая свои истории, начинают делиться друг с другом, тем самым происходит их внутреннее восстановление. Специалисты тактично слушают гостей и в какой-то момент начинают подключаться к беседе, помогают решить какие-то проблемы.

http://patriarchia.ru/db/text/5727594.ht...

Ист. Рос. Иерарх., Карамзин в Истор. Рос. Госуд. IV. пр. 178. Ко времени сего архипастыря Летописи Воскр. II. 265, Львова II. 57 под летом 6793 Продолж. Нестора ст. 54 под летом 6792 относят набег Литвы на волости тверского епископа: «воеваша Литва Олешню и прочия волости Владыки Тверского и совокупишася на них: Тверичи, Москвичи, Волочане, Новоторжцы, Дмитровцы, Зубчане, Ржевичи и угониша их на лесе канон Спасова дни, а Князя Домната яша и Литву многу изымаша, а иные избыша». Ho в Летописи Львова это отнесено не к литве, а псковичам, верно потому, что Домнат после того княжил во Пскове. Заметно, эти города, то есть Тверь, Дмитров, Зубов и Ржев тогда составляли епархию Тверского владыки. Карамзин в Истор. Рос. Госуд. IV. 141 говорит, что Олешня и другие волости даны тверскому владыке при учреждении епархии князем Ярославом Ярославичем. Калачев в статье о Кормчей, напечатанной в Чтениях Общ. Ист. и Древ. Рос. (3 год, 3, стр. 128) этому Симеону приписывает «Семена Епископа Тверского наказание», встречаемое в рукописном Мериле праведного потому, что он видел это сочинение в пергаминном списке XIII века. (2) Андрей Ерденев. В Лет. изд. 1775 г. II. 65, Никонову списку III. 87, Воскресенской II. 265, Продолжении Нестора стр. 54 под летом 1289 (6797) сказано, что «Михаил Ярославич тверской с материю посла на Киев Андрея игумена монастыря Общего Пресв. Богородицы на епископию к митрополиту Максиму и постави его. Бе бо Литовин сын Герденев, Литовскяго князя». Но в Лет. Львова II. 58 сказано иначе: «Посла Князь Михайло к Киеву по игумена Андрея, иже в общем монастыре Пр. Богородицы поставя его Максим митрополит». В Соф. Врем. I. 290 посвящение Андрея показано под летом 6798; то же и в Новгородской Летописи в полном собр. русск. лет. IV. 44, что самое могло относиться к осенним месяцам с сентября 1289 года. По летописям изд. 1775 г. II. 65, Воскр. II. 266, Никон. списк. III. 88, 1289 (6798) ноября 8, совершен собор Спаса в Твери и освящен от епископа Андрея великим священием. В продолжении Нестора, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В Продолжении Нестора о кончине Вислена сказано: «и жив у чуда, преставися, ту и положен бысть». Во 2-м издании Иерархии сказано, что он скончался 1392 года и в Чудове монастыре погребен за алтарем. То же у Карамзина Ист. Рос. Госуд. V, прим. 254 и в Летоп. Львова II. 197, древн. Лет. 1775. II. 187. (9) Арсений. Неизвестно с чего взята во 2-м издании Рос. Иерархии хиротония Арсения июля 24. В летописях Львова II. 197, древн. лет. 1775 г. II. 183, Летоп. Никон. списк. IV. 199 она значится 15 августа. Там описывается, что князь Михаил Александрович прислал бояр звать митрополита к себе Киприана в Тверь, куда он и отправился с 2 греческими митрополитами Матфеем и Никандром, епископом Михаилом смоленским, Даниилом звенигородским и Стефаном пермским; туда прибыл и Иеремия, владыка рязанский, что едва умолили Арсения быть тверским епископом, в каковой сан его и поставили 15 августа. Только год хиротонии в летописях, кроме летописи Львова, показан 1391 – и это верно. В летописях повествуется, что митрополит Киприан после хиротонии Арсения из Твери отправился в Новгород, куда и прибыл в первых числах февраля 1392 года; там 11 февраля в неделю служил в Софийском соборе литургию. Поверим это с пасхалиею. В начале того года шло вруцелето еще S и 11 февраля точно было в воскресенье; следовательно хиротония Арсения последовала в 1391 году, а не 1390, как утверждают оба издания Истории Рос. Иерархии. Летописи сохранили подробности его жизни деятельной, ознаменованной усердием к благолепию храмов, миротворением князей в продолжение девятнадцатилетнего его святительства. В Тверской церкви великого Спаса 1391 года венчал он князя Юрия Всеволодовича Холмского, 1403 г. у тверского князя Иоанна Михайловича сына Иоанна. В его святительство, при усердном содействии князя Михаила Александровича, обновлена Тверская Преображенская соборная церковь умножением богатой утвари, чудною позолотою верха ея, «и да будет якоже и прежде убелена», как сказано в древн. Летоп. 1775 г. II, 368, «по повелению князя от плиты жженыя, и тако поновитою и убелиша, якоже изначала убеление имеюща».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Преследование части епископата после Февральской революции часто связывают с личностью обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова, однако, как показывают документы, его негативная опенка, как у мемуаристов, так и у церковных историков, кажется преувеличенной 812 . Конечно, Львов, видимо, был не лучше, но и не хуже большинства членов Временного правительства 813 . Обладая, безусловно, неуравновешенным характером, он и свои действия обставлял громкими заявлениями в прессе, выступал на митингах и съездах, «с шумом арестовывал и изгонял, задевая тем больное самолюбие епископата» – справедливо отмечал впоследствии А. В. Карташев 814 . Вместе с тем он был склонен преувеличивать свои властные возможности, сам репрезентовал себя в виде церковного диктатора. Однако там, где его инициатива наталкивалась на сильное общественное движение духовенства и мирян, он оказывался бессильным. Так было, например, при выборах столичных архиереев. При всем желании Львов не смог бы сместить епископа, пользовавшегося авторитетом в епархии, несмотря на, казалось бы, компрометирующую, с точки зрения революционного сознания, позицию владыки. Можно сказать, что на негативную характеристику Львова повлияла и его роль в деле Корнилова, а также и «похождения» в Советской России, уже после возвращения из эмиграции. Видимо, в то время и родилась злая легенда о бывшем обер-прокуроре Синода – активном члене «Союза воинствующих безбожников». Сменивший его А. В. Карташев по радикализму, кажется, превосходил даже В. Н. Львова. Так, 13 марта Карташев от имени Религиозно-философского общества направил записку новому правительству с предложением церковных реформ. В ней предлагалось немедленно отделить Церковь от государства, но до этого правительство должно было «устранить с ответственных постов всех иерархов, составляющих оплот самодержавия». По мнению Карташева, «это требует не только соображения политические, но и уважение к достоинству иерархии, которая лишь по принуждению присоединилась к новому свободному строю». Тут же содержалось предложение: «для раскрепощения народной совести и предотвращения возможности реставрации выпустить соответствующий акт... упраздняющий силу таинства царского миропомазания» 815 . Можно представить, к какой смуте привели бы такого рода «реформы». Особенно непонятным представляется практическое выявление всех иерархов, сочувствующих самодержавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Счастлив порадовать Ваше Величество победой, одержанной армией генерала Рузского под Львовом, после 7-дневнего непрерывного боя. - говорилось в телеграмме Верховного Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича Императору Николаю II . - Австрийцы отступают в полном беспорядке, местами бегут, бросая легкие и тяжелые орудия, артиллерийские парки и обозы. Взято много пленных». «Днем получил радостнейшую весть о взятии Львова и Галича! Слава Богу!» - записал в этот день Государь в своем дневнике. Русское общество ликовало. Как сообщало «Русское слово», Москву , как только стала известна телеграмма Верховного Главнокомандующего, охватил общий восторг. «Переполнявшие улицы, по случаю дня флагов, москвичи поздравляли друг друга и сообщали знакомым и незнакомым содержание телеграммы. То там, то здесь слышались клики " ура! " » . Победа, одержанная над австрийцами в Галиции, была крайне необходима после катастрофы, постигшей 2-ю армию генерала А.В.Самсонова в Восточной Пруссии . Генералы Рузский и Брусилов тут же были превращены газетами в национальных героев. Периодические издания печатали их портреты и биографии, восхваляя полководческий талант генералов. Для широких народных масс в продаже появились многочисленные лубки, изображающие взятие Львова и вклад в эту победу Рузского и Брусилова. Монархическое «Русское знамя» называло генералов «героями исключительного подвига», ибо разве могли монархисты знать тогда, что Рузский менее чем через три года изменит своему Императору и будет требовать от него отречения, а Брусилов в первые же дни революционного февраля сорвет с погон царские вензеля и перейдет на службу к Керенскому, а затем окажется в Красной армии. «Вчера ненастье, сегодня яркий день! Вчера - потери, сегодня громкая победа! Да здравствует чудная наша армия! Да здравствует генерал Рузский. Таким именно должен быть всякий русский генерал» , - писал в день взятия Львова один из самых известных русских публицистов М.О.Меньшиков. Председатель Галицко-русского общества Д.Н.Вергун в своих «Славянских заметках» отмечал: «Галиция не запомнит в своей истории такого сражения, как то, которое окончилось на ее территории после этих семи дней.

http://ruskline.ru/history/2014/09/03/sh...

Среди многочисленных композиций этого рода видное место занимают сочинения Львова и Бахметьева, или так называемый придворный  распев . Недостатки переложений  Ф.П.Львова  отмечены многими церковно-музыкальными критиками 1959, 65]. Но самой правильной оценкой этих переложений будет высказанное по этому поводу мнение ревностного архипастыря нашей отечественной Церкви, митрополита Московского Филарета. Несмотря на то, что Львов, прежде чем представить свой сборник митрополиту, заручился принципиальным согласием самого императора, мудрый и стойкий архипастырь твердо и решительно высказал свое отрицательное мнение по этому поводу. В своем отзыве он писал, что при всем желании согласовать свое мнение с мнением государя, он, по долгу своему, не может признать этот сборник вполне пригодным для церковного употребления, так как «в некоторых его частях церковный напев не так ясно слышен, и гармония мешает выразительности…». «Когда я указывал на это специалистам, – продолжает он, – они отвечали мне, что гармония составлена по правилам, и не может быть иначе». Он, однако, заявил, что «во избежание произвола неискусных и не в духе Церкви составленных переложений, по разным местам от времени до времени проникающих в Церковь », он вынужден допустить переложения Львова к употреблению при богослужении т.1, 322; т.2, 224]. Принцип, указанный мудрым кормчим Русской Православной Церкви в XIX веке, вполне применим и в наши дни. Уставные мелодии всегда следует предпочитать полууставным, полууставные – переложениям, а переложения – дозволенным («богослужебным»), свободным сочинениям. В 1861 году во главе Придворной певческой капеллы стал саратовский помещик, немецкий ученик  Николай Бахметьев . Этот трудолюбивый деятель в области упорядочения церковной мелодии взялся за дело, несомненно, с самыми чистыми намерениями; но, как человек светский, да еще с иностранным музыкальным образованием, он не мог осуществить этого надлежащим образом; к тому же, служебное положение его требовало от него совершенно другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Между тем широкое церковно-общественное движение шло навстречу планам обер-прокурора и подозревало в данном составе старого Синода негласный орган старорежимной иерархии, враждебной собору. Учитывая все это, В. Н. Львов решил, наконец, в начале апреля с запозданием сделать то, что следовало сделать в первую же горячую минуту. Он распустил прежний состав Синода и вызвал новый из епископов и протоиереев, готовый работать на ускорение и созыв собора из всех элементов Церкви, включая и мирян. Председательство в новом составе принадлежало экзарху Грузии Платону, ныне митрополиту русских церквей в Северной Америке. Новый Синод по-прежнему носил название Святейшего, по-прежнему молчаливо признавался как бы действительным Духовной Регламент и по-прежнему эти перемены были произведены в рамках прежних полномочий царского обер-прокурора. Но без царской власти все эти акты носили острый привкус «нелегальности», которую не сумел свести до минимума консерватизм обер-прокурора В. Н. Львова и Председателя Временного Правительства ... Г. Е. Львова. Старо-монархические и обиженные в иерархии элементы за это громко, хотя и неубедительно, провозглашали В. Н. Львова «гонителем церкви». Фальшь и политическая психология этих обвинений отчасти изобличалась непрерывной волной съездов духовенства и мирян по всем епархиям, урегулированных новым синодом, вправильные епархиальные съезды. На них раздавались единодушным приветствия программ революционного обер-прокурора, и именно в нем видело церковное общество защитника собора и обновления строя церковного, а не в своих иерархах. Многие из епархиальных епископов были дезавуированы своими съездами, и новому синоду пришлось признать необходимость или переводить их, или совсем убирать с кафедр. Новые кафедры объявлены по правилам, декретированным новым Синодам, подлежащими замещению по выборам голосами клира и мирян. Так в новом выборном порядкевозведены были в июне 1917 г. на кафедры Петербургскую и Московскую новые митрополиты избранники: незабвенный священномученик Вениамин (расстрелян 12 августа 1922 г.) и незабвенный исповедник Тихон, вскоре первый патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010