Очень мне хотелось быть канонархом, и я часто молил об этом Господа. И вот когда мне было 11 лет, моя мечта сбылась и я стал канонархом Данилова монастыря. Москвичи меня очень любили и приходили слушать со всего города. Бывало, под праздник у нас пели десять стихир; так я один канонаршил все десять – с правого на левый клирос ходил. Носил я подрясник и немного длинные волосы, так что был похож на девочку. Бывало, пока пройду по храму, мой карман в подряснике полон конфет и шоколада. Пение у нас в монастыре было прекрасное, молитвенное, торжественное. На правом клиросе хор был наемным и состоял примерно из 30 человек. Все голоса были отборные: храмы и монастыри закрывались, поэтому наплыв певцов был большой. Это потом уже начались притеснения, и стали бояться петь в церкви. На левом клиросе пели наши монастырские насельники, числом около 20, под управлением игумена Алексия, человека одаренного и необычайной доброты, обладавшего красивым, немного «в нос», тенором. Всего же у нас в монастыре было около 40 монахов. Среди тех, что пели на клиросе, был архимандрит Симеон, у которого был прекрасный бас. Его трагедия заключалась в том, что у него была парализована нижняя часть тела, и его возили на коляске. Во время революции 1905 года он своим телом прикрыл от выстрела нашего настоятеля владыку Феодора, и пуля задела ему позвоночник. Он также был очень добрым человеком и подвижником веры. В таком болезненном состоянии его и арестовали, и на волю он больше не вернулся. За службой в монастыре пели гласы московского роспева, а также «Обиход» Львова. Любили петь Турчанинова, Бортнянского, Аллеманова, Нафанаила и, конечно, Архангельского. Вообще, в Москве Архангельского очень любили. Но вот у нас в монастыре предпочтению отдавали Кастальскому. Затмил же всех этих композиторов своими новшествами Павел Чесноков! Почти все протодьякона – Михайлов, Холмогоров, Туриков – пели его ектении, «Спаси Боже…». Исполнялись у нас за службами и напевы Зосимовой пустыни «Благослови…», «Блажен муж…», а также подобны Оптиной пустыни. Очень мы любили подобны Даниилу Московскому (на тот же роспев поются подобны преподобным Сергию и Серафиму). К сожалению, утеряны ноты необычайной красоты трипеснцев, которые исполнялись на повечерии Рождества Христова и на Страстной седмице, – отдали на хранение домой старушкам, да те поумирали. Трипеснцы были четырехголосными, какого-то древнего монастырского напева, и исполнялись они только в нашем монастыре. И еще у нас в монастыре было особое «Господи, помилуй», которое привез владыка Дамаскин, обладавший прекрасным первым тенором – прямо Сладкопевец!

http://pravoslavie.ru/601.html

протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840). (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875). (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923). протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926). (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956). протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936). протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940). протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950). иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия. схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского) . иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765). иерея Василия Попова О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия). архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании. архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг. архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе. архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот известный в России монастырь получил благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского; его поддерживал царь-мученик Николай II. После революции монастырь был эвакуирован в Румынию, затем шестьдесят две монахини монастыря, по приглашению короля Александра и сербских церковных властей, переехали осенью 1920 года в Королевство сербов, хорватов и словенцев (впоследствии Королевство Югославия), где способствовали развитию женских сербских обителей, совершенно исчезнувших со времен турецкого ига. Леснинским монахиням предоставлен был Хоповский монастырь. Сестрам суждено было пребывать в Хопово со своей святыней, чудотворной иконой Божией Матери, до 1943 года. В 1941 году область, в которой находился монастырь, вошла в новое «государство» хорватских усташей, которые преследовали леснинских сестер. В 1943 году коммунисты-партизаны пришли и ограбили монастырь. А ночью в среду на Страстной седмице пришлось сестрам пережить страшное огненное испытание, когда коммунисты подожгли обитель. Горели все монастырские здания, кроме храма. Добрые сербы из соседнего местечка стали вывозить сестер, и многие православные семьи приняли их, приютили. Но скоро немецкие оккупационные власти выгнали сестер в Белград, где те временно поселились. После того как коммунисты пришли к власти в Югославии, монастырь одно за другим постигали тяжелые испытания. Игуменья Феодора († 1977) решила, что для общины будет предпочтительнее покинуть Югославию и найти убежище во Франции. Благодаря усилиям епископа Нафанаила это осуществилось; римско-католический епископ Боссар помог им получить визы. Леснинских монахинь приняла католическая община в Сен-Клу, а впоследствии, в декабре 1950, им удалось найти дом в окрестностях Парижа, в Фурке . Игуменья монастыря, мать Феодора (в миру княгиня Львова), была выдающейся во всех отношениях личностью; в ней сочетались высокая духовность и мощный, образованный ум. Помогали ей мать Магдалина († 1987), отец которой, граф Павел Граббе, участвовал во Всероссийском Соборе 1917 года, а прадедом был известный богослов Хомяков, и мать Флавиана († 1979), талантливый иконописец.

http://pravoslavie.ru/28673.html

Блажен тот, кто в эти грядущие страшные дни сумеет найти ободрение в словах церковной молитвы, читаемой православными христианами по утрам: «Веруяй в Мя рекл еси, о Христе, жив будет и не узрит смерти во веки. Bepa, яже в Тя спасает отчаянные. Се верую спаси мя, яко Бог мой еси и Создатель». И хочется надеяться, что новооткрытое жуткое представление разогреет и усилит древнехристианское чувство, выраженное последними строками Апокалипсиса: «Ей, гряди. Господи Иисусе!» 21. Об авторе Архиепископ Нафанаил (Львов , 1906–1985) – выдающийся православный богослов, проповедник и духовный писатель, епископ Русской Зарубежной Церкви. Сын обер-прокурора Св. Синода Владимира Львова. Участвовал в палеонтологических раскопках Пьера Тейяр де Шардена в Китае. Принял постриг в 1929 году в Харбине. В середине 30-х совершил миссионерскую поездку в Индию. В 1939, в сане архимандрита, вступил в обитель преп. Иова Почаевского в Карпатской Руси. В годы Второй Мировой Войны принимал активное участие в духовно-просветительской деятельности Православной Церкви на оккупированной немцами территории. В первые послевоенные годы прославился деятельностью по спасению русских беженцев от выдачи Сталину. В 1946 – хиротонисан во епископа Брюссельского и Западноевропейского. В последствии возглавлял епархии в Англии и Северной Африке, был активным деятелем в восстановлении почитания древних православных святых Запада. С 1966 – настоятель обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. С 1976 – епископ Венский и Австрийский. С 1981 – архиепископ. В последние годы жизни тяжело больной, лишенный практически возможности передвигаться, вл. Нафанаил наладил в обители преп. Иова огромную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр тайно провозившихся в Россию. Особенно прославилась мюнхенская серия «Житий святых» одним из активнейших авторов которой был владыка. Архиепископ Нафанаил снискал себе всеобщее уважение как проповедник и апологет – один из даровитейших и плодовитейших православных писателей ХХ века – ему принадлежат богословские сочинения, работы о Святой Библии, исторические сочинения, апологетические заметки, полемические работы, направленные на защиту истинного Православия, множество проповедей. В работах архиеп. Нафанаила ответ на вопросы, задаваемые сегодняшним днем сочетается со строгой, неукоснительной верностью Православной Вере и Церковному Преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Сухие цифры говорят, что за минувшие годы благотворительной работы в Доме Милосердия пережили свыше 1500 человек хроников и детей обоего пола. Израсходовано собранных Владыкой и друзьями милосердия до 600 000 гоби. В ограде Дома Милосердия больше нет свободных площадей для возведения построек, а нужда настойчиво всё стучится и стучится в двери переполненного Дома Милосердия, приютившего сейчас 143 человека больных и детей...» 148 . Владыка снова и снова продолжал призывать к милосердию харбинцев. «...Я приношу самую горячую благодарность, – говорил он в юбилейные дни 20-летия своей архиерейской хиротонии, – всем жертвователям и сотрудникам моим по благотворительной работе ещё раз напоминаю своим друзьям, желающим отметить мой юбилей, что лично мне ничего не нужно. Пусть всё внимание будет обращено на Дом Милосердия. Каждое, самое незначительное по размеру пожертвование несравненно дороже мне, чем ценный, но лишь мне пригодный подарок» 149 Насельники Дома Милосердия       Самое время рассказать о Сотрудниках епископа Нестора в эти нелёгкие годы. Как мы помним, ещё в 1929 г. при Доме Милосердия была построена церковь , а в 1936 г. у самого входа была воздвигнута часовня-памятник «Венценосным Мученикам» 150 и Королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу (1888–1934). Естественно, что явилась нужда в священнослужителях. В 1929 г. епископ Нестор постриг в монахи, а затем рукоположил во иерея Василия Владимировича Львова, рабочего КВЖД, учившегося на вечерних богословских курсах. То был уже упоминавшийся нами будущий секретарь Владыки – отец Нафанаил 151 – сын печально известного революционного обер-прокурора Святейшего Синода В.Н. Львова 152 . Сблизила Владыку и отца Нафанаила, безусловно, общая любовь к миссионерству. Ещё в юношеские годы отец Нафанаил был членом созданного в Харбине Научно-исследовательского общества имени Н.М. Пржевальского. Часть коллекций, собранных Обществом, попала при его содействии в музей при Доме Милосердия. Вспоминая одну из своих экспедиций в район Трехречья и встречу там с кочевниками-тунгусами, переселившимися после революции из Приамурского края в Маньчжурию, он писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Более того, как отмечают наши церковные историки, и особенно ярко о. Георгий Флоровский , лучшие священники XVIII века, получившие воспитание в указанном школьном частично неправославном духе, чтобы стать настоящими добрыми пастырями должны были переучиваться в церковной стихии, в среде верующего народа, пропитываясь подлинно православным богослужебным богословием и, конечно, в этом процессе влияние преподобного Серафима Саровского было самым духовно авторитетным и действенным, ибо он богословствовал не теоретически, а опытно проверяя свои слова веянием Того Духа, стяжание Которого учил он считать главным и единственным делом жизни человека. В течение всего XVIII века и первой половины XIX оба течения богословской мысли боролись в Русской Церкви. В 30х годах XIX века мы видим начало и затем развитие процесса русского православного возрождения. Магистраль его можно наметить именами митрополита Филарета, Хомякова, епископа Феофана Затворника , о. Иоанна Кронштадтского , митрополита Антония Храповицкого . Этот процесс привел Русскую Церковь к Московскому Собору 1918 года, к огненной славе русских мучеников в гонении на Русскую Церковь. Но в самом начале этого великого и еще недостаточно понятого исторического процесса возрождения Православия в России, освобождения русской души от инославного влияния, возрождения православного единства опыта и мысли стоит кроткий и смиренный «Убогий Серафим». И всех жаждущих стяжания Святаго Духа он и теперь, как и при своей жизни, приветствует словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Архиепископ Нафанаил. (в миру Василий Владимирович Львов; 30.8.1906 — 8.11.1985) — сын «революционного» обер-прокурора при Временном правительстве Владимира Николаевича Львова (прокурорствовал с 3 марта по июль 1917). После Октябрьского переворота оказался в Томске, затем с остатками семьи бежал в Харбин, где принял монашеский постриг в 1929 году. Там же учился на богословских и пастырских курсах, позже на богословском отделении Свято-Владимирского института. Состоял келейником архиепископа Нестора (Николай Александрович Анисимов; 9.11.1885 — 4.11.1962), камчатского миссионера, апостола Камчатки и видного деятеля Русской Православной Церкви. В эту пору иеромонах Нафанаил совершил ряд миссионерских путешествий, в частности в 1935–1936 годах он побывал у христиан Южной Индии. По возвращении был возведен в сан архимандрита, а в 1939 году вступил в братство преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах (Чехословакия). После войны архимандрит Нафанаил, нареченный в епископа владыкой Анастасием (Грибановским), назначен на Брюссельскую и Западноевропейскую святительскую кафедру. Его пастырская деятельность распространялась тогда и на приходы в Мангейме и в Берлине, где Преосвященный, как выдающийся проповедник и церковный публицист, много сделал для оживления нравственного благочестия среди соотечественников, заброшенных волею судеб на чужбину.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Объяснение святителем Григорием Нисским физиологии сна тоже является ошибочным. Никто теперь всерьез не будет говорить, что «когда внутри от естественной теплоты вскипает пища, пары… собираются в объемах головы наподобие дыма, просачивающегося в стенные щели. Потому, испаряясь оттуда через каналы чувственных способностей, расходятся по телу, причем неизбежно останавливается чувство, оттесненное проходом этих паров» (Святитель Григорий Нисский , Об устроении человека, СПб., 1995, стр. 40). И, безусловно, нельзя признать реальностью существование птицы Феникс, о которой повествует выдающийся Отец Церкви рубежа I-II вв. священномученик Климент Римский : «Около Аравии есть… птица, которая называется Феникс. Она рождается только одна и живет по пяти сот лет. Приближаясь к своему разрушению смертному, она… делает себе гнездо, в которое, по исполнении своего времени, входит и умирает. Из сгнивающего же тела рождается червь, который, питаясь влагою умершего животного, оперяется» (1 Посл. к Коринфянам, гл. XXV. Писания мужей апостольских, Рига, 1994, стр.128). О той же птице говорит и Тертуллиан . Можно было бы привести и другие ошибочные мнения, которые иногда допускали Святые Отцы. Но и сказанного здесь достаточно, потому что наша цель не подорвать их авторитет, а лишь установить необходимость трезвого подхода при ссылках на их частные мнения. Учитывая это, ради справедливости следует сказать, что иногда тот или другой Отец Церкви в своих высказываниях на много столетий опережал научные знания своего времени. В этом отношении очень ценна статья епископа Нафанаила (Львова) о святом Василии Великом , в которой собраны многие поразительные мысли этого великого святого. Смотри «Беседы о вере» еп. Нафанаила по адресу: Самым ценным в опыте Святых Отцов является то, что они никогда не противопоставляли свои мнения современным научным данным . И здесь они оставили нам ценный урок: разумно пользоваться открытиями науки – поскольку они могут помочь глубже понять некоторые стороны мироздания. Но делать это надо сдержанно, учитывая ограниченность человеческого разума и текучесть научных теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Позиция РПЦЗ в отношении Московской Патриархии с каждым годом становилась все более жесткой. Архиепископ Иоанн (Максимович) считал, что общения и тем более административного подчинения московской церковной власти быть не может. «Будучи частью Русской Церкви, – говорил святитель на епархиальном собрании Западноевропейской епархии в 1951 г., – мы не можем общаться с церковной властью, подчиненной и порабощенной властью Церкви враждебной. Быть в состоянии такой подчиненности и зависимости – состояние душевно болезненное: противоестественно власти Церковной быть в зависимости от власти, поставившей себе целью уничтожение Церкви и самой веры в Бога Церковная власть в России находится в таком положении, что мы не можем отделять и понимать, что делается ею свободно, а что по насилию. Церковная власть в России есть образ пленения и духовного бессилия: нет ни свободной воли, ни свободного проявления. Нам не с кем общаться: свободной Церковной власти – нет». 892 По словам протоиерея Б. Старка и иеромонаха Софрония (Сахарова) , отрицательное отношение к московской церковной власти у некоторых клириков Зарубежной Церкви доходило до фанатизма и богохульства. Наиболее активными среди таковых современники называли епископа Нафанаила (Львова) . 893 При этом, как свидетельствовал отец Софроний, от клириков РПЦЗ в этом вопросе не отличались и последователи митрополита Владимира (Тихоницкого). «Малейшее доброе слово, – писал отец Софроний в 1952 г., – по отношению к Русской Церкви в этих кругах рассматривается как «большевизианство». Мне говорил один доктор, что его считают большевиком только потому, что он призывает людей не ругать Русскую Церковь . А он, этот доктор, деятельный член монархического движения с самого начала эмиграции». 894 Выступая против политики Московской Патриархии, епископ Нафанаил категорически отказывался в чем-то оправдывать Патриарха Сергия. Если часть эмиграции склонялась к признанию его мудрости, благодаря которой Церковь дождалась удобного момента (войны) и получила возможность более свободной деятельности, то епископ Нафанаил выступал против такого подхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Нельской Е. (псевдоним). Очерки жизни русских в Германии (19421947 гг.). ПР. 1947. 7 Беседы о Священном Писании и Вере: В 5 т. Н.Й., 19921995. Архив: Послужным список о. Нафанаила (Львова) (1935). ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, д. 337 Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Памяти архиеп. Нафанаила. ПР. 1986. 23 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Неделысо Симеон Трофимович (1.9.1864, Харьковск. губ. 11.3.1939, Каир, Египет), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Харьковскую Духовную семинарию (1886), священник (14.11.1886), настоятель Николаевской церкви в г. Сумы (18901918), законоучитель в женских и мужских гимназиях города, окружной наблюдатель церковно-приходских школ, депутат Сумской городской думы, протоиерей (1915), эмигрировал в Египет (1920), настоятель Св.-Николаевской русской церкви в г. Каире (19211939), состоял в юрисдикции РЗЦ. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Е.М. Памяти ушедшего. ЦО. 1939. 4. Недельский Александр (дата рождения не установлена – сконч. до марта 1937, Пловдив, Болгария), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил духовную семинарию, полковой священник Корниловского ударного полка, эмигрировал в Болгарию (1920), настоятель русской церкви в Пловдиве (кон. 1920-х гг.1937), член Св.-Владимирского братства. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Недошивин Александр Михайлович, протоиерей см. Алексий, архимандрит . Недточин Михаил (даты рождения и смерти не установлены), священник. До 2-й мировой войны служил священником русской католической церкви восточного обряда в Париже, в той же церкви совершил отпевание писателя и поэта Владислава Ходасевича (16.6.1939), в 1951 г. приехал из Италии в Германию, где был принят в лоно Православной Церкви, состоял в юрисдикции РЗЦ, 3-й помощник настоятеля Св.-Михайловской церкви в Мюнхене (10.6.195122.1.1952), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Фишбеке под Гамбургом (22.1.19521953), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это письмо было отправлено с секретарем отца Александра по «Народной помощи» Т. И. Якимович митр. Серафиму 21 февраля 1945 г. из г. Ейзенберга (Eisenberg), куда отец Александр временно перевез из Берлина семью и ближайших сотрудников. Отец Александр тяготился своей бездеятельностью в Ейзенберге, в котором он провел к тому времени две недели, оторванный от церковной и общерусской жизни. В случае несогласия митр. Серафима отец Александр просил Владыку командировать его в Мюнхен и поручить ему обслуживание православных беженцев, находящихся на юге Германии: «Отсюда я должен уехать, ибо не могу быть тут ничем полезен». 80 Но уже через несколько дней отец Александр был назначен митр. Серафимом благочинным РОА, получив соответствующий документ, с которым он прибыл в Мюнзинген. Ранее, 2 января 1945 г., Синод РПЦЗ одобрил кандидатуру архим. Нафанаила (Львова) в качестве представителя Церкви при КОНР. Отец Александр Киселев, назначенный митр. Серафимом (Ляде) благочинным РОА, узнав с опозданием об этом, отреагировал на назначение архим. Нафанаила положительно и в письме к митрополиту подчеркнул различие между назначениями «благочинным» и «церковным представителем при КОНР»: «Мне думается, что армейское благочиние есть только одна из частей дела Прав. Церкви при Освободительном Движении, при котором теперь о. арх. Нафанаил представляет Прав. Церковь во всем объеме. Поэтому я не вижу противоречивости в Вашем назначении меня благочинным воинских частей и назначении о. арх. Нафанаила общим руководителем православного дела при Освободительном Движении». 81 В этом же письме 0теи Александр подчеркивает, что назначение его благочинным, старшим священником РОА, распространяется только на Русскую освободительную армию, а не на Комитет или Русское освободительное движение в целом. Однако архим. Нафанаил (Львов) в составе КОНР почти не работал. До 30 апреля 1945 г. он находился в Берлине, между тем как КОНР переехал из столицы в Карлсбад в начале февраля 1945 г. По прибытии в Мюнзинген отец Александр узнал, что 15 февраля 1945 г. председателем Синода РПЦЗ митр. Анастасием был назначен и.о. протопресвитера РОА архим. Серафим (Иванов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010