Подсознательная вера научных работников Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Не задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом: как, строго говоря, может научно плодотворно работать астроном над проблемами состава отдаленных звезд, их материи, их эволюции, химических и физических процессов на них? Ведь, несмотря на весь гигантский технический прогресс нашего времени, все же наблюдатель с земли мировых пространств подобен мальчику, заглядывающему в гигантский цирк через крохотную щелочку. Ведь в противоположность химику или ботанику, могущему предметы своего изучения подвергнуть непосредственному анализу и опыту, астроном может только наблюдать свои объекты, и притом наблюдать их не в том виде, в каком они существуют сейчас, а такими, какими они были годы или десятилетия назад, а другие, как отдельные галактики, такими, какими они были миллионы лет назад. И тем не менее астроном уверенно говорит, что такая-то звезда имеет водород, такая-то хлор или железо, на таких-то звездах материя находится в таком-то состоянии, а на других — в другом. Откуда он берет эти утверждения? На что он опирается в своих заключениях? Ведь ни он, никто другой не может дотянуться до звезды и проверить его заключения. Все свои домыслы астроном строит на химических и физических опытах, производимых тут, на земле, и выводы из этих опытов смело переносит в мировые пространства. Если раскаленные пары меди здесь, на земле, дают зеленые лучи, то, значит, зеленые лучи и в отдаленнейших мирах за квинтиллионы километров от нас должны свидетельствовать о присутствии раскаленных лучей меди. А если материя в этих отдаленнейших пространствах Вселенной обладает иными свойствами, чем тут, на Земле? Ведь этого никто проверить не может. Но нет, астроном никогда не усомнится в единстве существа материи и ее законов. Он, несомненно, верит в это и на этой вере строит всю свою научную работу. И в тех малых приложениях, какие нам стали доступны за последние годы, эти астрономические выводы находят себе блестящее подтверждение. На том малом внеземном отрезке Вселенной, который удалось посетить советским и американским космонавтам, они не встретили ни иной материи, ни иных законов природы, чем те, которые мы знаем на Земле.

http://pravoslavie.ru/2843.html

Противоречия между научным, религиозным и антирелигиозным мировоззрениями Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Тема о противоречиях между религиозным и научным мировоззрениями была когда-то очень модной темой и для многих соблазнительной. В значительной степени противоречие это неизбежно, так как религиозное мировоззрение — явление устойчивое, принципиально вечное, а научное мировоззрение — явление неустойчивое, принципиально постоянно меняющееся в зависимости от новых открытий и развития научных воззрений. Религиозное мировоззрение, осмысливающее жизнь и придающее ей определенное направление, не может меняться от того, что, например, атом в XIX веке считался недробимым, а в XX веке доказано, что он делим. Научная же работа должна быть совершенно свободной в своих опытах, изысканиях и выводах. Она не может руководствоваться в этом никакими предвзятыми, вне ее области созданными мыслями. Поэтому, строго говоря, научного мировоззрения как величины постоянной вообще не может быть. Это величина все время меняющаяся, в зависимости от успехов развития знания. Но значит ли это, что полная разобщенность должна всегда оставаться между религиозным мировоззрением и научным знанием, что эти два источника понимания мира и его явлений несогласуемы между собой? Совершенно нет. Наоборот, такое расхождение — очень печальное явление, вносящее разлад и соблазн в человеческие души. Целостность и последовательность всего мировоззрения является драгоценным свойством, которым в полной мере обладали святые апостолы и великие отцы и учители Церкви древних времен. Вопреки обычному представлению, такая целостность, такое единство миросозерцания достигалось ими совсем не тем простым приемом, который им приписывается вульгарными описаниями: обоснованием и своих религиозных, и своих научных представлений на одном и том же Священном Писании. Вопреки распространенному представлению такое упрощенное решение проблемы неправильно и с церковной точки зрения.

http://pravoslavie.ru/2853.html

Религиозный смысл открытия в астрономии черных провалов Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Среди многих трудных вопросов, возникающих при чтении Священного Писания, для человека с современным научным мировоззрением одним из труднейших является понимание слов Господа нашего о последних моментах существования мира: «После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф 24, 29). Или по Евангелию от Луки: «И будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк 21, 26). О, конечно, не «скорбь дней тех», не «страх и ожидание бедствий, грядущих на вселенную» вызывают в нас недоумение. И скорби страшных дней, и издыхания от страха и ожидания грядущих бедствий мы уже испытали, а во многих странах мира и сейчас еще испытывают люди, если не в полной мере, то в достаточной, чтобы понять, о чем тут говорит Христос, и чтобы оценить последующие ободряющие Его слова: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21, 28). Но вот «солнце померкнет», «звезды спадут с неба», «силы небесные поколеблются» — все это остается для нас непонятным. Как померкнет Солнце, это колоссальное светило, в сотни тысяч раз большее Земли, о котором святой Василий Великий говорит: «Солнце, небесное светило, согласно со свидетельством Писания, чрезвычайно велико и до бесконечности больше, нежели каким представляется» («Шестоднев», беседа 6-я). Еще непонятнее слова «звезды спадут с неба». Гигантские звезды, из которых многие в сотни раз, а некоторые в тысячи раз больше, чем Солнце, куда и как они спадут? Ответ на эти и другие религиозно-научные вопросы отчасти дает новейшее астрономическое представление о так называемых «черных провалах» во Вселенной. Чтобы ознакомить читателей с этой проблемой, мы даем в нашем сокращении статьи о том из «Ридерс дайджест».

http://pravoslavie.ru/2850.html

Христианская ли идея европейских соединенных штатов и всемирного правительства? Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Поставь над собой царя, которого изберет Господь Бог твой… и чтобы не уклонялся он от законов ни направо, ни налево… Втор 17, 15, 20 В известном произведении великого русского философа Владимира Соловьева «Три разговора», в повести об антихристе, как на один из признаков наступления его времени указывается на образование сначала европейских соединенных штатов, а потом и всемирного правительства. Обстоятельство это чрезвычайно интересное, потому что полвека назад, когда были написаны «Три разговора», вопрос этот не ставился на очередь. Поэтому в наше время, когда он так выпукло вырисовывается в речах многих влиятельных политиков, это пророчество В.Соловьева, как и многие иные пророчества его замечательной повести, производит особенно сильное впечатление. По этой и по многим другим причинам в широких кругах верующих сложилось убеждение, что идея всемирного правительства и как часть ее идея европейских соединенных штатов — идея антихристианская, неизбежно ведущая к царству антихриста, и что христианин должен защищать привычный строй национальных государств с крепкими барьерами между ними, что именно этот порядок Богом установлен и наилучше соответствует христианскому идеалу. Между тем история национальных государств с их кровавыми войнами между собой, с попранием Божеских и человеческих законов во имя эгоистических интересов ярко этому противоречит. И если мы оторвемся от специфических особенностей нашего времени и перенесемся в сколько-нибудь отдаленный период церковной истории, то мы увидим, что тогда христианское сознание понимало этот вопрос как раз противоположно. Рассмотрим самые истоки религиозной истории национальностей и государства. Откуда появилась национальность? Священное Писание ясно указывает нам на вавилонское столпотворение как на момент, когда появилось разделение дотоле единого человечества по языкам — первый основной признак национального деления.

http://pravoslavie.ru/2866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ Нафанаил (Львов), архиеп. Венский и Австрийский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Нафанаил (Львов), архиеп. Венский и Австрийский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (Львов Василий Владимирович; 17.08.1906, Москва - 8.11.1986, Мюнхен, ФРГ), архиеп. Венский и Австрийский РПЦЗ. Из дворянской семьи. Сын В. Н. Львова , гос. и церковного деятеля, обер-прокурора Синода в марте-июле 1917 г. Василий учился в гимназии в Петрограде, в сент. 1917 г. поступил в 3-й класс Бугурусланского реального уч-ща. Во время гражданской войны семья Львовых эвакуировалась в Сибирь. Там Василий продолжил обучение в 4-м классе томского Алексеевского реального уч-ща, был активным членом скаутского движения. В 1920 г. вместе с матерью, младшими братьями и сестрой переехал в Харбин (Китай). В 1922 г. окончил 1-е Харбинское реальное уч-ще. Работал на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД), принимал участие в скаутском движении. Сблизился с Камчатским еп. Нестором (Анисимовым ; впосл. митрополит). В 1924 г. еп. Нестором поставлен во чтеца и 8 апр. 1929 г.- во иподиакона для служения в Крестовой ц. Камчатского подворья в Харбине (РПЦЗ). 30 апр. того же года принял монашеский постриг с именем Нафанаил. 15 мая рукоположен во диакона и 28 авг.- во иерея, назначен священником в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Доме милосердия в Харбине. С 1929 по 1933 г. служил настоятелем храма, с 1933 по 1939 г.- законоучителем в детском приюте при Доме милосердия. Служил на Камчатском подворье вместе с иером. Филаретом (Вознесенским ; впосл. митрополит, 3-й первоиерарх РПЦЗ). С 1928 по 1931 г. Н. учился на Пастырско-богословских курсах в Харбине. Занимался активной пастырской деятельностью, принимал участие в нелегальной переправке религ. лит-ры через границу в СССР. 1 мая 1930 г. награжден правом ношения набедренника, 29 июня 1932 г.- золотого креста. 1 окт. 1933 г. митр. Антонием (Храповицким) возведен в сан игумена, в 1936 г.- в сан архимандрита. В 1935 г. сопровождал в палеонтологической экспедиции по Маньчжурии П. Тейяра де Шардена и аббата Брейля. В 1936 г. участвовал в неск. археологических экспедициях, организованных Об-вом им. Н. П. Пржевальского и Об-вом изучения Маньчжурского края. Во время экспедиций были обнаружены многочисленные останки животных ледникового периода и орудия труда первобытного человека. Часть находок была передана Н. в музей харбинского Дома милосердия.

http://pravenc.ru/text/2564776.html

Епископ Серафим (Дулгов): Православные святые Франции Архиепископ Серафим (Дулгов) о православных святых Франции, так мало знакомых русским людям; о том, какими праведниками прославились Лион, Марсель и Париж и как определить, православный святой или католический. 9 августа, 2011 Архиепископ Серафим (Дулгов) о православных святых Франции, так мало знакомых русским людям; о том, какими праведниками прославились Лион, Марсель и Париж и как определить, православный святой или католический. Архиепископ Серафим (Дулгов) о православных святых Франции , так мало знакомых русским людям; о том, какими праведниками прославились Лион, Марсель и Париж и как определить, православный святой или католический. Архиепископ Серафим (Дулгов) Архиепископ Серафим (Дулгов Игорь Александрович) родился в 1923 г. в Москве. В 1928 г. с матерью уехал в Берлин, затем во Францию. Начальное образование получил в Русской школе и Версальском кадетском корпусе имени императора Николая II в пригороде Парижа, где нес послушание прислужника и псаломщика. Во время Второй мировой войны учился во французской инженерной школе. После войны окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1946-1950). Работал на заводе в Версале. Служил иподиаконом епископа (впоследствии архиепископа) Нафанаила (Львова). В 1961 г. в Женеве рукоположен во диакона и иерея и служил в храме св. архистратига Михаила в Каннах. С 1971 г. протоиерей и благочинный юга Франции. Позднее и.о. настоятеля храма свт. Николая в Лионе. Имел намерение удалиться в скит при Лесненской обители. В сентябре 1993 г. принял монашеский постриг. Хиротонисан 19 сентября 1993 г. в Женеве во епископа Леснинского, викария Западно-Европейской епархии. С 3 ноября 1993 г. управляющий Западно-Европейской епархией с титулом епископ Леснинский и Западно-Европейский; с 1995 г. архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский. После увольнения на покой пребывал в Леснинской обители во Франции. Скончался 24 ноября 2003 г. в Леснинской обители. Как определить, святой православный или католический

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

Архив Пн Состоялось отпевание архиепископа Штутгартского Агапита 2 июня 2020 г. 13:40 1 июня 2020 года, в попразднство Вознесения Господня, митрополит Берлинский и Германский Марк совершил Божественную литургию в храме праведной Елисаветы г. Висбадена в Германии. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Подольский Тихон и сонм духовенства Берлинско-Германской и других епархий, сообщает официальный сайт РПЦЗ . В центре храма был установлен гроб с телом новопреставленного архиепископа Штутгартского Агапита , скончавшегося 28 мая, в праздник Вознесения Господня. За богослужением молились родные и близкие покойного, в том числе и его родной брат иподиакон Михаил Горачек, староста Николаевской церкви во Франкфурте, и многочисленные верующие. По запричастном стихе надгробное слово произнес протоиерей Николай Артемов, секретарь Берлинско-Германской епархии. По окончании Литургии гроб с телом почившего архипастыря был перенесен на близлежащее русское православное кладбище, где было совершено отпевание по монашескому чину. При выносе гроба архиепископ Подольский Тихон обратился к собравшимся со словами соболезнования. После чтения Евангелия митрополит Берлинский и Германский Марк произнес надгробное слово памяти архиепископа Агапита, в котором назвал главную добродетель, которой отличался покойный в своем служении, — послушание. Благодаря этому дару Высокопреосвященнейший владыка Агапит с глубокой верой и полным упованием на волю Божию, всеблагую и спасительную, принимал все возлагаемые на него монастырские, епархиальные общецерковные послушания. Тело архиепископа Агапита было погребено рядом с могилой приснопамятного архиепископа Нафанаила (Львова), за которым Его Высокопреосвященство, будучи молодым насельником монастыря преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, с любовью ухаживал. Прямую трансляцию Божественной литургии и отпевания осуществлял Николаевский приход г. Франкфурта. Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5645830.ht...

20 февраля 1840г. Николай I разрешает Свято-Троицкую часовню передать единоверцам, а 30 марта началась сама передача ее комиссией в составе управляющих заводов Д.В.Белова, П.Д.Данилова, Ф.И.Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П.Ф.Львова и священника И.С. Пырьева с понятыми.Полицейские оцепили ограду часовни. Узнав о передаче часовни единоверцам, раскольники разогнали стражу и стали стеречь свою святыню. Начались смута и беспорядок. Ф.И.Швецов – авторитетнейший из людей Нижнего Тагила, пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что попа в часовню не пустят. Тогда губернатор Огарев срочно посылает с нарочным министру внутренних дел сообщение о том, что творится в Тагиле, и просит санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Докладывают императору, а тот краток и категоричен: «Очистить часовню от мятежников, оставя ее в распоряжении священника». 12 мая губернатор сам приезжает в Тагил и приступает к повторной передаче часовни. Раскольникам объявлена монаршья воля, но все напрасно, бунтари отказались выходить наружу. Тогда 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на неповинующихся стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. Поскольку за процессом следил сам император, усмирение старообрядцев не могло быть растянуто во времени. В тот же день штурм был завершен взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест. По указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня 27 декабря 1841г. обращена в церковь в «древнем стиле», как и просили единоверцы, а 4 июня 1842г. она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о.Нафанаилом в 1885г. Позднее освящены и приделы: южный – Святого Николая Угодника в 1886г., северный – Рождества Пресвятой Богородицы в 1887г. В 1894г. все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. С тех пор и до событий XX века церковь оставалась неизменной. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Его глуховатый звук слышали жители всего поселка. Рядом стояли два двухэтажных дома. В одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=01209

 В 1944 году он был арестован за участие в антифашистском движении, прошел через концлагеря Гросс-Розен, Заксенхаузен, Шлибен, Бухенвальд и Лангензальц, попал в Дахау. Вместе с другими заключенными Глеб Рар был освобожден американскими войсками 29 апреля 1945 года. После войны Глеб Александрович стал активно участвовать в церковной жизни, работал секретарем и служил иподиаконом епископа Нафанаила (Львова) , правящего архиерея Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Британской зоне оккупации Германии. С 1947 года – сотрудник издательства «Посев» во Франкфурте-на-Майне. В 1967-68 годы активно участвовал в строительстве православного Свято-Николаевского храма в этом немецком городе. С 1950 года – сотрудник НТС (Народно-трудового союза) Глеб Рар работал также на радиостанции «Свободная Россия», вещавшей с Тайваня, руководил русскоязычными передачами японского радио и Дальневосточным отделом американского. С 1974 по 1995 год он работал на «Радио Свобода» в Мюнхене, где вел религиозные передачи и программы «Балтийский маяк», «Россия вчера, сегодня, завтра», «Не хлебом единым». Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке. С 1983 года он был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства — самого старого русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии. На территории бывшего концлагеря в Дахау при поддержке Рара была построена православная часовня Воскресения Христова в память погибших православных жертв нацизма, его же усилиями был основан приход Московской Патриархии в Мюнхене. Когда после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году, Церковь в России стала освобождаться из-под контроля властей, Рар последовательно начал ратовать за воссоединение Церквей. В августе 1991 года Глеб Рар участвовал в Конгрессе соотечественников в Москве. Умер 9 марта 2006 г. в Германии Читайте также: Пасха в Дахау, 1945 г.

http://pravmir.ru/kniga-vospominanij-gle...

Западная и Восточная Украина — это как муж и жена: живут вместе, но каждый своей отдельной жизнью, и смотрят в разные стороны – кто на восток в Россию, кто на Запад в Европу. А ссорятся, когда встречаются на Майдане. Впервые стольный град Киев сравняли с землей дети и внуки великого устроителя русской державности Ярослава Мудрого основатель Москвы Юрий Долгорукий и фундатор Владимира Андрей Боголюбский. Так постепенно происходил исторический процесс отлипания детей от отцов, созидание одних государств на пепелище других. Но, возвращаясь в свои уделы на азиатские просторы, князья несли вместе с награбленным золотом семя православия, которое обильно плодоносит по нынешний день. В этом нет ничего предосудительного: мы — дети единой Матери Церкви, родившиеся в киевской крещальной купели, каждый из которых выбирает свой исторический путь, созидает свой этнический лик. Не знаю, прав ли я в своих выводах, но надеюсь, моя искренность покроет мои ошибки. Искренние ошибки располагают к рассуждениям, а категорические императивы без любви призывают к войне. В свое время по неофитству я отсёк от себя много близких мне людей, посещающих храмы УПЦ КП, потому что следовал логике Нафанаила: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин 1,46) — из Тернополя, из Львова… Я мыслил штампами, поспешными выводами скороспелого «богословия», которые обильно черпал из «православных листовок» или идеологических совершенно чуждых Церкви братств и организаций. Спустя некоторое время просил прощения за свое жестокосердие, а теперь жду и надеюсь примирения этих людей с моей церковью. Гордыня — всеядная и лукавая страсть: можно гордиться, что ты «не москаль», а можно и тем, что ты православный. Тут главное — не православие, а противопоставление, не стояние в истине, а противостояние. Вместо идеологических штампов так необходим некий словесный мостик, свет церковной молитвы, за тех, кого жаль, кого любишь, кто дорог тебе. Ведь раскол как на фундаменте украинского национализма, так и русского шовинизма в украинском православии своей тонкой паутинкой проходит по мелким и крупным социальным институтам, семьям, сердцам людей.

http://pravmir.ru/ukraincy-v-ukrainskoj-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010