Значительную роль в этом играло руководство РПЦЗ. Глава РПЦЗ митр. Анастасий в августе 1945 г. выразил протест американскому генералу Д.Д. Эйзенхауэру по поводу репатриации, в результате чего удалось приостановить выдачу. С просьбой о вмешательстве накануне выдачи обитателей лагеря в Платтлинге в феврале 1946 г. руководство РПЦЗ обратилось за помощью к Католической Церкви, глава которой Пий XII выразил протест против насильственной репатриации людей и в отказе им в праве на убежище. Архиерейский Синод направлял в штаб-квартиру американских войск, располагавшуюся во Франкфурте-на-Майне, делегацию с целью предотвратить выдачу обитателей Платтлинга. Вопрос решало правительство США. Ответ на просьбу Синода пришел уже после выдачи советским властям 1793 человек из Платтлинга. Особо стоит отметить деятельность в этом направлении архим. Нафанаила (Львова) , будущего архиеп. Венского и Австрийского, и иеромонаха Виталия (Устинова), будущего Первоиерарха РПЦЗ, которые спасли сотни ДиПи. Совершая подобные действия, священнослужители рисковали собственной свободой, а подчас и жизнью. Опасно было проводить богослужения в лагерях ДиПи, не говоря о борьбе за освобождение людей из этих лагерей. Отец Александр Киселев, рассказывая об одном из посещений лагеря ДиПи, так описывает эту опасность: «...ушел служить в лагерь, из которого мог и не выйти – лагерь был уже советский... Что значит: из этого лагеря я мог и не выйти? Это был один из многочисленных сборных лагерей, куда свозили «остов – восточных рабочих», просто сказать русских, для отправки на родину. Он находился уже в руках советской администрации, и для привезенных туда свободного выхода уже не было». 91 Деятельность отца Александра в этот период была самоотверженным служением, честным, бескорыстным исполнением своих пастырских обязанностей. Рискуя не возвратиться, отец Александр оставлял супругу, детей и шел в лагерь молиться с людьми, для которых эта молитва могла стать последней в жизни. В Фюссене в первые недели после конца войны произошел характерный для отца Александра случай, который говорит о его стремлении всегда поступать по совести, об умении отстоять свою позицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из проповедей. Н-Й. 1963. стр. 48. Христианская жизнь и смерть. Н-Й. 1965 стр. 45. НАФАНАИЛ Епископ Василий Владимирович Львов (1906) Родился в Москве 17 августа. Сын члена Государственной Духи. Учился в Петербургской гимназии в Бугурусланском и Томском реальных училищах. Окончил Харбинское реальное училище (1922). Работал рабочим на Китайской Восточной железной дороге, 1922–1929. Учился на вечерних богословских курсах (1928–1931). Принял монашество. Посвящен в иеромонахи (1929). Законоучитель в детском приюте при Доме Милосердия в Харбине. Архимандрит (1936). Начальник православной миссии на Цейлоне (1937–1939). Вторую мировую войну провел в Словакии. Помощник настоятеля монастыря преп. Иова. Редактор журнала «Детство во Христе» (1939–1944). Настоятель Воскресенского собора в Берлине (1945). Епископ Брюссельский и Западно-Европейский (1946–1951). Тунис (1952). Лектор по Ветхому и Новому Завету в монастыре преп. Иова (1953–1956). С 1966 г. настоятель обители преп. Иова в Мюнхене. Редактор «Православного Голоса» в Маньчжурии (1934–1937), «Православной Руси» на Карпатах (1939–1945) «Православных Сборников» в Париже (1947–1949) «Церковного Голоса» Германия (1955–1957) «Вестника Православного Дела» Германия (1959–1963). Многочисленные статьи в журналах «Хлеб Небесный», «Рубеж», ЧГун-бао Харбин, и в европейских и американских русских органах. Краткая священная история. Владимирово. 1941. О судьбах русской Церкви заграницей. 1949. Жития святых. М. 1969–1972. Отец архимандрит Корнилий. М. 1971. Путешествие в космос. М. 1972. Семь святых таинств. Монреаль. 1972. НЕЛЬСКИЙ, А. псевдоним епископа Нафанаила Львова. 1906 Семь Святых Таинств. «Апологетическая Повесть.» За Веру. Выпуск 7. Ладомирова. Словакия. 1944. стр. 66. НИКИФОРОВ Николай Иванович (1886-) Магистр всеобщей истории. Приват-доцент Киевского университета. Профессор русского юридического факультета в Харбине. Один из руководителей русского У.М.С.А. в Харбине. Статьи по философии истории и по взаимоотношениям русской и западной культуры. Специалист по эпохе Возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Интерес представляют и опубликованные нарративные источники деятелей русской церковной эмиграции (мемуары, дневники, автобиографии, письма и т. д.), позволяющие сопоставить с ними, откорректировать и дополнить соответствующие архивные материалы. Среди изданий первой половины 1990-х гг. можно выделить воспоминания и дневниковые записи митрополита Вениамина (Федченкова), воспоминания и письма митрополита Нестора (Анисимова) . Это было только начало, в дальнейшем количество подобного рода изданий выросло в несколько раз. Только у архиепископа Василия (Кривошеина, пребывавшего до 1946 г. на Афоне) было издано свыше пяти книг воспоминаний и писем . Значительную ценность представляют опубликованные воспоминания и исследования активных деятелей русской церковной эмиграции в 1920-х – 1940-х гг.: митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископа Нафанаила (Львова), архиепископа Иоанна (Шаховского), архиепископа Виталия (Максименко), правителя дел Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей епископа Григория (Граббе), известного русского церковного деятеля и писателя В. Маевского, секретаря Загребского митрополита Гермогена (Максимова) М. Оберкнежевича, военнослужащих Русского корпуса в Югославии и других . Так как материалы русской церковной эмиграции сохранились далеко не полностью, при изучении темы может быть использована периодическая печать 1940-х – 2010-х гг.: зарубежные, российские и союзные газеты и журналы, издания общественных организаций и т.п. В них содержатся интересные сведения, однако интерпретация фактов и далеко не всегда надежный цифровой материал требуют тщательной дополнительной проверки. Трудно переоценить и значение русских эмигрантских журналов, выходивших в Германии, Франции, Югославии, Венгрии, Словакии и США.Прежде всего, следует отметить статьи и публикации документов из православных периодических изданий 1930-х – 1945 гг.: выходившей до лета 1944 г. газеты «Православная Русь» (Ладомирова, Словакия), журналов «Церковная жизнь» (Белград), «Церковное обозрение» (Белград), «Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа» (выходившего в 1942-1944 гг. в Берлине), «Бюллетень Представительства Архиепископа Берлинского и Германского для русских православных эмигрантских приходов в королевстве Венгрия» (Уйвидек – Нови Сад, Венгрия).

http://bogoslov.ru/article/4819900

Когда русские только появились в своем рассеянии, ни о каком экуменизме не было еще и речи, - просто христиане местных стран оказывали помощь беженцам. Так в Константинополе священник Александр Сипягин создал католическую школу-интернат, директором которой он был с 1921 по 1923 гг. Через монсеньера Дольчи в 1920 г., оказавшемуся на Босфоре, митр. Антонию (Храповицкому) предлагалась пенсия " достойная его рангу " от которой он правда отказался. О простом сердечном отношении верующих христиан во время эвакуации пишется, например, в воспоминаниях эмигрантов. Во время плавания в Константинополь, на одном из английских кораблей " команда состояла из индусов и, некоторые из них - католики были удивительно милы и добры к русским, особенно к детям " вспоминал участник этого похода. На первых порах пребывания русских в Бизерте, помощь, опять же - детям, оказывал французский епископ Шарталь. Парижское издательство " YMKA-Precc " создавалось на деньги христиан-методистов. В судьбе эмигрантов, как первой, так и второй волны некую роль сыграл папа Пий XII Серьезную моральную и материальную поддержку русским оказывал кардинал Мерсье Русские оказавшиеся в местах, где в древние времена, в период неразделенной церкви, существовали центры христианства, открывали для себя новые знания, о единой церкви. Имена многих древних святых, которых почитали на Западе, не вошли в русские святцы. Поэтому деятельность епископов Иоанна (Максимовича) и Нафанаила (Львова) направленная на исследование и обогащение церковного календаря именами древних подвижников, способствовала сближению западных и восточных христиан на основе единой христианской истории и святости. Оба архиереи, некоторое время руководили церковной жизнью Северной Африки. Межхристианские контакты имели место и на бытовом уровне. Русский священник в Тунисе отец Георгий Спасский вспоминал о случае, который современные богословы, сейчас назвали бы " интеркомюнион " , но в то время не знали еще такого термина: " Подходит молодая женщина, жена морского офицера, и со слезами на глазах шепчет: " Батюшка, - я лютеранка, я жажду святого причастия и исповеди, а пасторов здесь нет. Умоляю вас, не оттолкните меня... тянет ко Христу. - А взор такой скорбный... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Кроме Троицкого братства в Вильне продолжали существовать и другие, прежде основанные, братства, например бурмистровское городское, на которое в настоящем году сестра митрополита Михаила Рагозы Марина Гостомская завещала сто коп литовских грошей. А в других городах возникали новые братства: в Минске образовалось и утверждено грамотою короля (11 сентября 1592 г.) при соборной церкви братство по образцу львовского, виленского Троицкого и брестского, с школою и госпиталем; в Кричеве и Оршеве утверждены (октября 11-го и 15-го) братства в прежнем роде, так называемые «медовые», без училищ. В Перемышле желали основать братство по чину львовского, вместе с училищем, о чем и писали львовскому братству как сам епископ Михаил Копыстенский (от 1 июля и 30 августа 1592 г.), так и граждане (от 19 августа). И училище действительно учредили при помощи присланного из Львова дидаскала отца Александра, но учредили ли также и братство и получили ли на то грамоту от короля, неизвестно . В высшей церковной иерархии в течение 1592 г. произошла только одна перемена. Скончался Полоцкий архиепископ Афанасий Терлецкий, и король грамотою от 16 февраля пожаловал Полоцкое владычество Богушу Селицкому, с молодых лет постоянно служившему ротмистром в украинских королевских замках, и предоставил ему те же владения, какие держал его предместник, за исключением мстиславского Онуфриевского монастыря и имения Паныни, отданного королем князю Богдану Озерецкому. Но этот Богуш, в монашестве Нафанаил, был уже человек старый и болезненный, никакого участия в делах об унии не принимал, не ездил даже, подобно своему предместнику, на происходившие тогда Соборы, хотя оставался на кафедре до половины 1595 г. И нельзя не сознаться, что при назначении Богуша Селецкого на архиепископию король водился только желанием наградить его за прежнюю его службу, а вовсе не имел в виду дать в нем поборника унии. Гораздо важнее была другая перемена в высшей церковной иерархии, случившаяся в начале следующего (1593) года. В 13-й день генваря скончался в одном из имений Киево-Печерской лавры, Городке, киево-печерский архимандрит и епископ Владимирский и Брестский Мелетий Хрептович-Богуринский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

Нафанаил (Львов Василий Владимирович; 1906–1985), архиепископ. Сын обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова. Среднее образование завершил в Харбине, до 1929 г. был рабочим на КВЖД. С 1924 г. иподиакон в церкви Камчатского подворья в Харбине. 8 апреля 1929 г. посвящен епископом Нестором в иподиакона, пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Камчатского подворья. С 15 августа 1929 г. епископом Нестором посвящен в сан иеромонаха. Личный секретарь и келейник епископа Нестора. Законоучитель в детском приюте при Доме Милосердия в Харбине. С 1933 г. игумен. С 1934 по 1937 гг. редактор харбинского журнала «Православный голос». С 1936 г. архимандрит. В 1937–1939 гг. настоятель церкви и начальник Православной Миссии на Цейлоне. Война застала его в Сербии, откуда он уехал в обитель преп. Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах в Словакии. Помощник настоятеля монастыря преп. Иова. Редактор журналов «Православная Русь» и «Детство во Христе». В 1944 г. уехал в Германию. В 1946 г. хиротонисан во епископа Брюссельского и Западно-Европейского. В 1951–1952 гг. находился в Англии и Тунисе. С 1953 по 1956 гг. преподавал Ветхий и Новый Завет в монастыре преп. Иова в Мюнхене. С 1954 г. окормлял приходы в Маннгейме и Берлине. С 1966 г. настоятель монастыря преп. Иова. С 1971 г. в. у. Австрийской епархией. С 1976 г. епископ Венский и Австрийский. С 1981 г. архиепископ. Нектарий (Теляшин Николай Павлович; 1586 ( 1587?)–1667), святой, архиепископ. С 12 лет в Ниловой пустыни Тверской губернии. В 1601 г. пострижен в монашество. В 1613 г. рукоположен во иеромонаха. Был избран строителем монастыря. С 1620 г. игумен. С 1636 г. хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. В год его правления в Тобольской епархии прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Знамение» в Абалакском монастыре. В 1639 г. выехал в Москву. С 1640 г. в Ниловой пустыни Тверской епархии, с 1647 г. строитель монастыря. Скончался в схиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Очень резок в своей полемично заостренной против РПЦЗ книге С.В. Троицкий. Он однозначно негативно оценивает позицию главы этой Церкви митрополита Анастасия в период нацистской агрессии против СССР и даже делает вывод о том, что последний содействовал на­цистам и в чисто военных делах. Подобные заключения Троицкого иногда противоречат им же самим приводимым фактам, в частности признанию, что митрополит Анастасий с начала войны не издал прямых письменных заявлений в пользу Гитлера [lxviii] . В свою очередь священнослужители и миряне РПЦЗ в боль­шом количестве работ защищают свою юрисдикцию от обвинений в сотрудничестве с нацистами. В трудах протопресвитера Михаила Польского, епископа Григория (Граббе), И. Зализецкого опроверга­ются утверждения о прогерманской позиции Русской Православной Церкви Заграницей в годы Второй мировой войны и подробно освещается борьба в русском православии за рубе­жом в середине и второй половине 1940-х гг. [lxix] Далеко не со всеми их выводами можно согласиться, но многое находит подтверждение в новых архивных материалах. В частно­сти, справедливыми представляются утверждения о патриотизме русского зарубежного духовенства, негативном отношении к нему нацистских ведомств в период войны против СССР, кардинальном отличии позиции руководства РПЦЗ в целом и ее Германской епархии от экспансионистских планов нацистского режима. Прав­да в указанных работах не говорится о некоторых серьезных про­счетах и ошибках членов Архиерейского Синода, например, в оценке нацистских планов относительно России накануне нападе­ния на СССР. В некоторых публикациях мемуарного характера так называемых карловацких священнослужителей можно почерпнуть интересные фактические данные, прежде всего в статье «Архие­рейский Синод во вторую мировую войну» епископа Григория (Граббе) [lxx] и изданных под псевдонимом Е. Нельской воспомина­ниях архиепископа Нафанаила (Львова) [lxxi] . Советскими историками деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны за пределами СССР практически не  изучалась. С 1990-х гг. в России стали появляться труды, рассматривающие те или иные аспекты избранной темы. Истории русской церковной эмиграции в Югославии посвящена небольшая, но интересная книга В.И. Косика [lxxii] . Значительный вклад в изучение истории Поместных Православных Церквей в годы Второй мировой войны и отчасти русской церковной эмиграции внес преподаватель Московской Духовной Академии К.Е. Скурат [lxxiii] . Политика нацистского руководства в отношении Католической и Евангелическо-Лютеранской Церквей на территории Германии была серьезно изучена в монографии московской исследовательницы Л.Н. Бровко [lxxiv] .

http://bogoslov.ru/article/2554211

Позднее ту же тактику и стратегию избрали представители Александрийской школы (Климент и Ориген ) и святые каппадокийские Отцы. Аналогично обстояло дело и с родоначальником латинской церковной литературы Тертуллианом , образ которого талантливо запечатлен в статье архиепископа Нафанаила (Львова) . Здесь, кстати, преосвященный автор, говоря о гностической ереси как «полуправде» и «полухристианстве», вносящей в религию Христову чуждое ей языческое начало, пишет такие замечательные строки: «Это не значит, что Господь и Его святая Церковь не приемлют ничего из внешнего безблагодатного мира. Все приемлют, что не греховно. Многое принесли из языческой философии, из риторики, из писательского и проповеднического греко-римского искусства в Церковь святые Отцы, еще раньше их святой апостол Павел. Но они принесли все это смиренно, подчиняя все это Божией правде как ценности наивысшей, ее единую ища, и всем внешним знанием лишь служа ей, готовые от всего отречься, если в чем-либо самомалейшем языческое наследие придет в столкновение с Божией правдой, заключенной в Церкви. И тогда Господь принял от них эти внешние знания их, это внешнее искусство и возвратил его Своим рабам умноженным, облагодатствованным, освященным». На борьбу с «полуправдой», искажающей и извращающей великую правду Божию, положил много сил и энергии также и Тертуллиан . В отличие от спокойного и ясного святого Иустина, он, горячий и темпераментный, часто бывал излишне резок в своих нападках на ереси и языческую философию 48 , но вряд ли этот апологет заслуживает такой несправедливой характеристики, которую дает ему архимандрит Киприан: «он – реакционер в отношении человеческого разума и в этом смысле противоположен Иустину Философу и особливо Клименту Александрийскому » 49 . Противоположность Тертуллиана святому Иустину и представителям Александрийской школы была скорее внешняя, а по сути своих церковных убеждений и по искренней преданности истине Христовой они вполне единодушны. От Оригена , о котором речь идет в моих статьях, Тертуллиана отличает более всего, наверное, то, что отличает психологический тип ритора от типа мыслителя: один часто увлекается словесной формой выражения мыслей, другой, наоборот, погружается более в сами эти мысли, забывая порой об их изящном оформлении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

С 22.11.1892 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 18.02.1895 г. епископ Омский и Семипалатинский. 17.12.1900 г. уволен от управления Омской епархией, с назначением сверхштатным членом Синодальной конторы с правом управления Донским монастырем. 08.06.1906 г. освобожден от управления монастырем; в дальнейшем проживал в Новоспасском монастыре. Нафанаил (Соборов Николай Иванович , 1824–1907) – епископ Архангельский и Холмогорский (1885–1890), на покое; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 530.) 77 «Великому Царю Освободителю... от трудов московских заводско-фабричных рабочих 19 февраля 1902 года». – См.: Кремлевское торжество 19 февраля//MB. 1902. 20 февр. С. 2. 78 (Венок этот, работы Хлебникова... – Хлебников Иван Петрович (1819–1881) – золотых дел мастер, поставщик Двора Е. И. В. До 1867 г. работал в Петербурге. В 1870–1971 гг. основал фабрику бриллиантовых, золотых и серебряных изделий в Москве. После смерти Ивана Петровича его дело продолжили сыновья, создав «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°», работавшее до 1918 г. Хлебниковы участвовали в украшении храма Христа Спасителя, изготовив почти 50 культовых предметов: дарохранительницы, потиры, водосвятные чаши, кадила и т.п. Работы Хлебниковых удостаивались наград на всемирных и международных выставках в Вене, Париже, Чикаго, Филадельфии и т.д. В 1902 г. стараниями братьев Хлебниковых был создан венок Царю освободителю.) 79 (...стоит он около 1500 рублей. – Этот венок, весом почти полпуда, стоил 1400 рублей; см.: Кремлевское торжество 19 февраля//MB. 1902. 20 февр. С. 2.) 80 (Государь – Николай II (06.05.1868–04(17).07.1918), Император Всероссийский(1894); подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 529.) 81 («Боже, Царя храни» – официальный гимн Российской Империи с 1833 г. Муз. А.Ф. Львова, стихи В.А. Жуковского. Первые строки принадлежат А.С. Пушкину.) 82 (...о упокоении незабвенного Родителя своего... – Имеется в виду Александр II (17.04.1818–01.03.1881), Император Всероссийский (1855).) 83 (24-е февраля. Служил...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Случаи самоубийств повторились 12 августа 1945 г. в Кем-птене, 19 января 1946 г. в Дахау, 24 февраля и 13 мая 1946 г. в Платтлинге и в других лагерях DP. Приняв во внимание обстоятельства, которые вынудили людей пойти на отчаянные меры, митр. Анастасий даже разрешил отпевание самоубийц – уникальный случай в истории церкви – сказав, что «их действия ближе к подвигу святой Пелагеи Антиохийской, выбросившейся из высокой башни, чтобы избежать поругания, нежели к преступлению Иуды» [Корнилов. Духовенство, 8]. Священники были одними из немногих, кто в эти трагические минуты сохранял самообладание и не терял присутствия духа. В день выдачи население Кемптена собралось в лагерной церкви, где была отслужена литургия. В храм ворвались американские солдаты и потребовали, чтобы все эмигранты, подлежащие выдаче, покинули здание. Из 700 жителей лагеря репатриации подлежали 410 человек. В этот момент о. Василий Бощановский обратился к «старым» эмигрантам с просьбой не оставлять своих братьев и сестер, «морально поддержать в этот невыразимо мучительный для них час. …Не покинем их, присоединимся к ним, будем вместе молиться Богу… Будем молиться, а не требовать!..» [Р усская, 139]. Но расправа все же состоялась, «страшная и жестокая». В результате проведенной акции храм сильно пострадал, о чем известно из акта о разгроме лагерной церкви, который подписала специально созданная комиссия [Акт, 145 – 146]. В состав комиссии вошли начальник и комендант лагеря, настоятель храма, церковный староста и 7 членов приходского совета. Кроме о. Владимира Востокова, участниками этих событий были прот. Евгений Лызлов и прот. Василий Бощановский, которые также служили в этом храме. В 1947 г. все три священнослужителя вошли в церковный причт лагеря Шляйсгайм. Священнослужители оказывали не только духовную поддержку тем, кому грозила репатриация. Решительные, четкие и слаженные действия, великолепное знание английского языка и беспримерное мужество архим. Нафанаила (Львова) и иером. Виталия (Устинова) позволили спасти от насильственной репатриации 618 человек – полный состав лагеря Кверкамп – с помощью их перевода в польский лагерь Венторф [Пашин, 237–271].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010