25 мая 1931 года открылся очередной Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было утверждено назначение архиепископа Мелетия на Харбинскую кафедру, Собор постановил сообщить архиепископу Мелетию о запрещении в священнослужении епископа Нестора, поручив ему преподать последнему увещание. Каково же было юрисдикционное положение епископа Нестора после запрещения? Судя по письму митрополита Антония (Храповицкого) к Ю. П. Граббе от 9 июня 1931 года, епископ Нестор некоторое время находился в Западно-Европейском Экзархате, которым управлял митрополит Евлогий. Митрополит Антоний писал: «Епископ Нестор просится назад к нам, а был он у Евлогия». 129 После беседы Владыки Мелетия с епископом Нестором последний вернулся в юрисдикцию Архиерейского Синода. Летом 1931 года тяжело заболел митрополит Иннокентий. Епископ Нестор, узнав о болезни митрополита, написал ему теплое, дружеское письмо. 130 В ответ получил приглашение приехать в Пекин, где и произошло примирение архипастырей. Преосвященный Нестор подарил митрополиту Иннокентию икону святителя Иннокентия с мощами. Его хорошая знакомая и благотворительница Е. Литвинова вспоминала, что первыми словами Владыки Иннокентия в ответ на ее поздравление «с дорогим приезжим гостем» были: «Я очень рад приезду Владыки Нестора. Он хороший человек». «И, подумав с минуту, – пишет Литвинова, – добавил: «большого человека мы приобрели " ». 131 В открытом письме епископу Симону (Виноградову) епископ Нестор писал: «Счастливая для меня «светлая седмица» пребывания у Вас и в ежедневном близком задушевном общении с болящим Владыкой Митрополитом останется незабвенной и святой по своему содержанию. Я безгранично счастлив, что мы с Владыкой Иннокентием расстались в полном мире и в братской Христовой любви, выше которой ничего не свете нет». 132 «При Доме Милосердия расцвела церковная жизнь», 133 – так писал ближайший помощник Владыки архиепископ Нафанаил. Этот юноша, сына обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова, примерно с 1924 года стал прислуживать епископу Нестору в храме Харбинского подворья, 17 апреля 1929 году был пострижен им в монашество, через два дня посвящен в сан иеродиакона, а 15 августа того же года рукоположен во иеромонаха. Он стал личным секретарем и келейником епископа Нестора, законоучителем в детском приюте при Доме Милосердия в Харбине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Аналогично обстояло дело и с родоначальником латинской церковной литературы Тертуллианом , образ которого талантливо запечатлен в статье архиепископа Нафанаила (Львова) . Здесь, кстати, преосвященный автор, говоря о гностической ереси как «полуправде» и «полухристианстве», вносящей в религию Христову чуждое ей языческое начало, пишет такие замечательные строки: «Это не значит, что Господь и Его святая Церковь не приемлют ничего из внешнего безблагодатного мира. Все приемлют, что не греховно. Многое принесли из языческой философии, из риторики, из писательского и проповеднического греко-римского искусства в Церковь святые отцы, еще раньше их – св. ап. Павел. Но они принесли все это смиренно, подчиняя все это Божией правде как ценности наивысшей, ее единую ища и всем внешним знанием лишь служа ей, готовые от всего отречься, если в чем-либо самомалейшем языческое наследие придет в столкновение с Божией правдой, заключенной в Церкви. И тогда Господь принял от них эти внешние знания их, это внешнее искусство и возвратил его Своим рабам умноженным, облагодатствованным, освященным». На борьбу с «полуправдой», искажающей и извращающей великую правду Божию, положил много сил и энергии также и Тертуллиан . В отличие от спокойного и ясного св. Иустина, он, горячий и темпераментный, часто бывал излишне резок в своих нападках на ереси и языческую философию 808 , но вряд ли этот апологет заслуживает такой несправедливой и грубой характеристики, которую дает ему архимандрит Киприан: «...он – реакционер в отношении человеческого разума и в этом смысле противоположен Иустину Философу и особливо Клименту Александрийскому » 809 . Противоположность Тертуллиана св. Иустину и представителям Александрийской школы была скорее внешняя, а по сути своих церковных убеждений и по искренней преданности истине Христовой они вполне единодушны. От Оригена , о котором речь идет в моих статьях, Тертуллиана отличает более всего, наверное, то, что отличает психологический тип ритора от типа мыслителя: один часто увлекается словесной формой выражения мыслей, другой, наоборот, погружался более в сами эти мысли, забывая порой об их изящном оформлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В.И. Марченко). В серии также изданы воспоминания крупнейшего церковного деятеля митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни (сост. и предисл. Т.А. Соколовой), архиепископа Нафанаила (Львова) , из которых составлен сборник «Ключ к сокровищнице», сост. иеродиакон Никон (Париманчук). В сборник архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая» (сост. и предисл. В.И. Марченко) вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа. Исторические статьи, проповеди и воззвания к пастве архиепископа Иоанна (Максимовича) собраны в книге «Да обновится Русская земля» (сост. Т.А. Соколова). Иеромонах Серафим (Роуз) давно известен в России как русский по духу американец, который впитал в себя вековую русскую православную традицию. В сборнике «Человек против Бога» (составитель В.И. Марченко, пер. с англ.) представлены три его работы. Издание книг в серии продолжается. Готовятся к печати сборники избранных работ и воспоминаний следующих авторов: Н.А. Бердяева – «Признанья верующего вольнодумца»; епископа Василия (Родзянко) – «Спасение любовью»; митрополита Вениамина (Федченкова) – «Записки архиерея»; протопресвитера Василия Зеньковского – «Смысл православной культуры». В начале XXI века были также опубликованы две работы, специально посвященные биографиям служивших за границей русских церковных деятелей: Антуана Нивьера 638 и В.И. Косика. 639 В начале своего труда-справочника А. Нивьер делает обзор социального происхождения священников, рукополагаемых в первые десятилетия эмиграции. Прежде всего, он выделяет в отдельную группу высокообразованное духовенство, назначенное в Западную Европу еще до российской национальной трагедии, которое не познало испытаний революции, гражданской войны и эмиграции. Среди новых поколений русского эмигрантского духовенства исследователь выделяет несколько групп: 1 . Люди в основном преклонного возраста, которые в России являлись мирянами и приняли духовный сан в эмиграции. 2 . Те, которые начали получать духовное среднее и высшее образование еще в России, но вследствие войны и революции не закончили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В книге «Православные храмы в Северной Маньчжурии», изданной в Харбине в 1931 году имеется краткая справка об этих богословских курсах: Богословско-пастырские курсы открыты в 1927 году. Курсы подготавливают к служению в духовном звании. В число действительных слушателей принимаются окончившие среднее учебное заведение. Предметы проходятся по программе 5 и 6 кл. духовных семинарий. Заведывающим курсами состоит митрофорный протоиерей о. Н. Вознесенский, инспектором курсов – прот. А. Пономарев и лекторами: Н.П. Покровский, И.И. Костючек, прот. Л. Викторов, прот. В. Марсов, прот. П. Шиляев и др. В настоящее время на курсах состоит 21 слушатель. Занятий в предстоящем 193132 г. откроются с 1 сентября с.г. Прошения подаются на имя прот. Н. Вознесенского (Иверская церковь ) и на имя прот. А. Пономарева (Кафедральный Собор). 1136 По воспоминаниям епископа Нафанаила (Львова) , отец Николай [Вознесенский] был душой этих курсов. Он был председателем Педагогического совета, лектором по Священному Писанию , по церковной истории, по апологетике. Но и другие профессора и преподаватели Богословских курсов были ярки и интересны. По большей части это были профессора Казанской духовной академии. На курсах изучалось 15 предметов. Почти без исключения все студенты относились к своему учению горячо, усердно и самоотверженно. 1137 В целом Пастырско-богословские курсы в Харбине сделали два выпуска: студентов первого выпуска было 14 человек, второго – 11. 29 августа 1934 года Пастырско-богословские курсы были преобразованы в богословский факультет Института святого Владимира. Согласно его уставу, ректором института являлся правящий архиерей Харбинской епархии, им был в то время митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский). В устроении и деятельности нового высшего учебного заведения активное участие принимал бывший ректор Пастырско-богословских курсов Димитрий (Вознесенский), ставший епископом Хайларским. 1138 Издательская деятельность Важнейшую роль в распространении православия в Словакии сыграло монашеское братство преподобного Иова Почаевского , которое существовало в 19231946 гг. на территории так называемой Пряшевской Руси – северо-восточной части Словакии. Монастырь прп. Иова был известен прежде всего своей широкомасштабной деятельностью по распространению религиозной литературы. Он был почти единственным местом в Европе, откуда распространялось православное печатное слово по всем приходам русского зарубежья. Эта обитель в виде книгопечатного монашеского братства была основана в марте 1923 г. в небольшом словацко-русинском селе Владимирова (по-чешски Ладомирова) известным церковным деятелем архимандритом Виталием (Максименко) . 1139

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Крещении оба старца были наречены одним именем — Иоанн. Обиходные распевы в переложении А. Львова и Н. Бахметьева имели большее распространение в Северо-Западном регионе, так как указанные композиторы являлись руководителями Придворной капеллы. Известные церковные композиторы протоиерей Петр Турчанинов (1779–1856), Дмитрий Бортнянский (1751–1825), свящ. Дмитрий Аллеманов (1867–1928), иеромонах Нафанаил (Бачкало) (1866–193…), Александр Архангельский (1846–1924). Родоначальник московской школы Нового направления Александр Кастальский (1856–1926). Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) — русский композитор, хоровой дирижер, основоположник теории хорового дела в России. Протодиакон Михаил Холмогоров — известнейший московский диакон, потомственный священнослужитель, обладал прекрасным басом, за что был прозван «церковным Шаляпиным». Запечатлен на картине Павла. Корина «Русь уходящая». Канон, состоящий только из трех песней. Очевидно, батюшка упоминает священномученика Дамаскина (Цедрика), который после освобождения в 1923 году проживал и служил в Даниловом монастыре. Расстрелян 15 сентября 1937 года по постановлению особой «тройки» УНКВД за празднование Пасхи в лагере (КарЛаг под Карагандой). Орлов Николай Сергеевич (1891–1972), известный московский регент, автор духовных сочинений. Знаменитый регент Синодального хора (1910–1918), главный дирижер государственного хора СССР (1937–1939), профессор (1923–1934) и заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории (1941–1945). С 1919 по 1924 год Н. М. Данилин — хормейстер Большого театра. Был руководителем и главным дирижером Ленинградской академической хоровой капеллы с 1937 по 1939 год. Имеется в виду, что на последние слоги возгласа диакона накладывается начало пения хором ответного «Господи, помилуй». Прокимен — предшествующий чтению Священного Писания на богослужении стих из псалма. Поется троекратно с припевом и повторами хора Яков Александрович Чмелев (1877–1944) — церковный композитор, московский регент.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

В мае 1956 г. Н.С. Данилов обратился в Учёный Совет Московской духовной академии с ходатайством о присвоении М.Х. Трофимчуку звания регента церковного хора. На заседании 18 июня 1956 г. Совет Академии принял решение о присвоении ему звания регента церковного хора, утверждённое специальной резолюцией Святейшего Патриарха Алексия I от 9 июля того же года. Начало регентского служения и преподавательской деятельности Марка Харитоновича счастливо совпало с началом его семейной жизни. В 1955 г. он, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, вступил в брак с девицей православного вероисповедания Клавдией Васильевной Елистратовой, с которой в течение пятидесяти лет разделял трудности и радости на своём долгом и плодотворном жизненном пути. По инициативе М.Х. Трофимчука и Н.С. Данилова в Московских духовных школах было восстановлено преподавание —489— предмета «История церковного пения и музыки». При непосредственном участии М.Х. Трофимчука в Академии была проведена реорганизация церковных хоров по схеме, сохранившейся почти в неизменном виде до настоящего времени. С сентября 1957 г. ему было поручено преподавание церковного пения в Семинарии. Церковное пение оставалось неизменным предметом его педагогической деятельности на всём протяжении его служения в Московских Духовных школах, вплоть до сентября 1999 года. Бессменным регентом I академического хора Марк Харитонович состоял с 1961 по 1996 г. В период с 1965 по 1967 г. он выполнял также обязанности помощника инспектора МДАиС. Для юных воспитанников семинарии М.Х. Трофимчук был глубоко преданным своему предмету знатоком традиций церковного пения, опытным педагогом, мудрым руководителем и наставником, являвшим пример ответственного отношения к богослужению и к своему регентскому призванию и долгу. Он был для студентов живым олицетворением певческой манеры исполнения обиходных и нотных песнопений, составляющих великое наследие литургического предания Русской Церкви. В мощном звучании его хора находила воплощение классически ясная по стилю, величественная и сдержанная по форме и одухотворённая по своему содержанию традиция русского церковного пения. Ни один праздник, ни одно академическое торжество не проходили без участия хора учащихся под управлением Марка Харитоновича. Благодаря его неустанным трудам в работе с постоянно менявшимся составом хора в Покровском академическом храме из года в год звучали и рождественские ирмосы Аллеманова, и «С нами Бог» Зиновьева, и «Дева днесь» и «Воскресения день» Бортнянского, и «К Тебе утреннюю» Турчанинова, и многое другое. Пожалуй, трудно перечислить всех церковных композиторов, произведения которых он включал в репертуар своего хора. Творения Кастальского, Азеева, иеромонаха Нафанаила, Гречанинова, Архангельского, Смоленского, Львова, Богословского, Яичкова, Чеснокова, Рахманинова, Чайковского, Танеева оживали, звуча-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Марокко, например, большая организованная группа русских, приехала с двумя священниками и хорошим спетым хором. Тунис становится местом пребывания зарубежных архиереев, - архиепископа Пантелеимона, затем епископа Нафанаила (Львова). Приход в Касабланке обрел альтернативного владыку, одно время им являлся Иоанн (Максимович), о котором следует сказать, что это был наиболее достойный святитель из всех зарубежников. Он мало интересовался политикой, был молитвенником и аскетом, уделял большое внимание благотворительности, просвещению, утешению страждущих душ. Оппонент зарубежного лагеря в Марокко писал о нем: " Исключением являются такие кроткие святители, как Иоанн (б. Шанхайский), да еще, наверное, найдутся, но таких меньшинство " По словам, близко знавших его людей, " архиепископ вообще не абсолютизировал юрисдикции, что в последствии явилось причиной осуждения его со стороны " более серьезных " зарубежных иерархов, для которых партии и " течения " имели большее значение, чем заповеди Христовы " Как реагировали священники уже существовавших церквей на появление своих беспокойных собратьев? Об этом писалось в церковной зарубежной прессе: " Не так давно, настоятель нашего храма, архимандрит Митрофан (Ярославцев), получил предложение от местного представителя юрисдикции митр. Анастасия (Грибановского), протоиерея Митрофана Зноско-Боровского, перейти вместе со всем приходом в карловацкую юрисдикцию. В своем ответе на это странное предложение архимандрит Митрофан подробно разъяснил отцу протоиерею всю не каноничность церковного устроения, так называемой Зарубежной Церкви и, считая излишним дальнейшие переговоры на тему о " переходе " , просил только одного " мирного существования " , без вмешательства в чужие дела " Часть 2. Совгражданки " Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются " Эзоп. Итак, кто же, они, наши соотечественники, которые сегодня составляют основной костяк русской диаспоры в стране Магриба? Необходимо сразу подчеркнуть, что в массе своей это женщины. Их появление здесь связано со вступлением в брак с местными арабами и берберами. Многие молодые люди из Марокко учились в советских вузах, да и в наше время продолжают получать образование в России и других странах СНГ. Большая часть этих женщин - не русские, а украинки или белоруски. Что самое интересное, все они всегда представляются русскими и в быту используют исключительно русский язык. Отдельный разговор о том, что в связи с отсутствием во многих североафриканских странах дипломатических представительств Украины и Белоруссии, этим женщинам приходится преодолевать массу проблем визового, юридического и паспортного характера (ближайшее украинское дипломатическое представительство находится в Тунисе). Марокканские студенты учатся также в Казахстане и среднеазиатских республиках, но спутниц жизни оттуда, как правило, не привозят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

Владыка Нестор приехал вместе со своим секретарём, отцом Нафанаилом (Львовым) , сыном последнего обер-прокурора Святейшего Синода Владимира Николаевича Львова. Отец Нафанаил под диктовку владыки Нестора напечатал на машинке курс лекций, который владыка читал в Белграде. Это были очень интересные лекции о Дальнем Востоке, о Японии, Китае, о политической и церковной жизни там, о митрополите Японском Сергии... Я должен был найти возможность прочитать их в Париже. Это было очень ответственное поручение, и я его принял с трепетом. То, что я вёз лекции владыки Нестора, очень помогло мне сохранить в тайне главную цель моей поездки. Я всем открыто говорил, что еду читать лекции, и таким образом прикрыл тайну письма. В то время обоих митрополитов – и в Париже, и в Карловцах – окружали их приверженцы, которые тузили друг друга в газетах. И если бы они узнали о письме, они бы его сразу уничтожили. Лекции владыки Нестора собрали очень много слушателей, потому что темы были интересные и своевременные. Затем с этими лекциями меня пригласили в Ниццу. Так началась моя довольно странная деятельность, которая прикрывала мою главную миссию. Когда я приехал, начался Великий пост . Отец Савва сказал мне: «Лучше всего передать письмо митрополиту Евлогию в Прощёное воскресенье, во время обряда прощения. Он будет служить в Сергиевском подворье». Это было подворье Троице-Сергиевой лавры в Париже, сама же лавра была уже закрыта. Я приехал вместе с отцом Саввой в эту церковь , чудесную церковь, расписанную русским иконописцем в древнем стиле. Когда все подходили к митрополиту, чтобы попросить у него прощения, я тоже подошёл и, коротко сказав, в чём дело, незаметно передал письмо. Владыка Евлогий очень разволновался. Он едва сдерживал слезы, попросил меня остаться и сразу после вечерни подойти к нему. Мы встретились наедине. Это был трогательный момент. Я довольно долго оставался в Париже, потому что владыка Евлогий много раз призывал меня к себе и мы беседовали. Но однажды он сказал: «Ну, Володя, возвращайся в Белград, в Сремские Карловцы, я уже ответил владыке Антонию и передал это письмо своим путём, тебе не надо его везти. Но ты поезжай и пока никому ничего не говори, Бог даст, мы там с тобой увидимся». Я вернулся в Югославию и, конечно, держал язык за зубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Вошли в историю естественно-научной апологетики работы архиереев РПЦЗ Архиепископа Нафанаила (Львова) (1906-1985) и епископа Александра (Милеанта) (1938-2005) . Во многом характерное для дореволюционной школы, взвешенное, целостное осмысление тайны сотворения мира и человека, Божественного Промысла и естественных законов бытия мы можем встретить на страницах «Апологетики» проф. прот. Василия Зеньковского (1881-1962) . Большое значение для обоснования логики христианского учения в среде людей науки имели труды советского физика, конструктора академика Бориса Викторовича Раушенбаха (1915-2001). Некоторые подходы его математической и естественно-научной апологетики в настоящее время считаются спорными, однако творческое обращение советского ученого не только к наследию свящ. Павла Флоренского , но и к православной традиции в целом в то время, безусловно, стало положительным явлением. Сегодня развитие данного направления осуществляется член-корр. РАН математиком А. Н. Паршиным . Большое влияние на развитие концепции телеологизма и «христианского эволюционизма» при обсуждении вопроса о Сотворении мира и человека оказал известный французский философ, палеонтолог и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin) (1881-1955) ; однако его наследие в РКЦ и тем более в Православной Церкви оценивается далеко неоднозначно по причине присущих ему вольных трактовок  догматических истин. Сходной компромиссной позиции, вплоть до безоговорочного признания существования животных предков человека, придерживаются, следуя, впрочем, официальной папской энциклике «Humani generis» (Пий XII, 1950), современные библеисты-католики епископ А. Пьяцца (Alessandro Piazza) и Э. Гальбиати (Enrico Galbiati) ; англиканский священник проф. А. Пикок (Arthur Peacoce) , проф. И. Барбур (Ian G. Barbour) (указанные пособия интересны в первую очередь как серьезные источники по вопросам взаимоотношения богословия и науки); д-р. Дж. Шредер (Gerald L. Schroeder) ; греческий богослов А. Каломирос. В России (СССР) такая точка зрения была воспринята прот. Александром Менем (1935-1990) , епископом Михаилом (Мудьюгиным) (1912-2000), Н. Я. Мерпертом , А. Б. Зубовым , диак. Д. Зворыкиным , В. И. Гоманьковым , С. В. Мейеном (псевдоним - С. Катюнин) , А. В. Гоманьковым , Г. Л. Муравник , Е. И. Хлебосоловым . Сходный, но в целом более осторожный и гибкий подход к осмыслению проблемы антропогенеза предложен прот. Кириллом Копейкиным и диак. Андреем Кураевым .

http://bogoslov.ru/article/319657

Заслушав доклад еп. Димитрия, Архиерейский Собор РПЦЗ 28 сент. 1936 г. постановил основать православную миссию в Малабаре. В кон. 1936 - нач. 1937 г. И. посетил митр. Загребский Досифей (Васич) , к-рый 24 янв. по просьбе митр. Евлогия и с благословения Патриарха Сербского Варнавы возвел иером. Андроника в сан архимандрита. Свящ. Алексий Трубач совершает богослужение у гробницы ап. Фомы в Ченнаи (Мадрас). Фотография. 2 янв. 2005 г. Свящ. Алексий Трубач совершает богослужение у гробницы ап. Фомы в Ченнаи (Мадрас). Фотография. 2 янв. 2005 г. 9 июля 1937 г. Архиерейский синод утвердил архиеп. Камчатского Нестора (Анисимова) на должность главы Православной духовной миссии в И., а игум. Филарета (Вознесенского) - его сотрудником. Изыскание средств и выбор других сотрудников миссии были поручены архиеп. Нестору, к-рый, не сумев добиться финансовой помощи от Архиерейского синода, Русской духовной миссии в Палестине и дальневост. архиереев, основал 15 июня 1938 г. в Лондоне «Братство святого апостола Фомы». «Почетной высокой покровительницей» братства стала вел. кнг. Ксения Александровна, председательницей - Е. Г. Голицына. Финансовая помощь Сербской и Болгарской Православных Церквей составила основную сумму, к-рой располагал архиеп. Нестор для поездки в И. Изучая вопрос о соединении с Сирийской Маланкарской Церковью, архиеп. Нестор пришел к выводу, что с догматической стороны нет препятствий для соединения, а отличие в обрядах (почитание «Диоскора, Севира, Филоксена и др. деятелей александрийского монофизитства») может быть сохранено «как местнотворимый обычай». В 1938 г. он в сопровождении архим. Нафанаила (Львова) прибыл в И. Во время визита было согласовано воссоединение с РПЦЗ. Офиц. церковное воссоединение было намечено на 1939 г. Очевидно, эти планы не были еще утверждены Архиерейским Собором РПЦЗ. Временный успех был достигнут архиеп. Нестором на Цейлоне, где с 1900 г. существовали «независимые католики» в составе 17 приходов, отколовшихся от Римско-католической Церкви из-за конфликта с орденом иезуитов.

http://pravenc.ru/text/389577.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010