Известный писатель А. Н. Муравьев, посетивший обитель в 1840-х годах, спросил схимника Феодора: «Каким образом спасались отшельники во времена о. Назария?» «Он отвечал мне, что игумен, зная всю трудность сего подвига – ибо сам жил вне монастыря в пустыне, строго заповедал схимникам приходить исповедать друг другу все малейшие помыслы, какие только возникнут во глубине их сердца, чтоб не дать созреть им в одиночестве к погибели душевной. Были такие случаи, что из любви к ближнему, отшельники иногда силою проникали в келии своих собратий, и заставляли их сознаться в своем обольщении, когда они, возносясь умственно, начинали чуждаться всякого сообщения и почитали себя в высшей степени созерцания. Из скромных речей престарелого Феодора видна была его опытность в духовной жизни, полагавшая смирение основным камнем пустынной жизни». Смиренный сам, отец Назарий и всех, приходящих к нему за помощью и наставлениями, учил прежде всего смирению. Келейник митрополита Гавриила архимандрит Феофан (Соколов) так вспоминал об отце Назарии: «...Преосвященный Гавриил спросил однажды отца Назария, кто у него хуже всех? Он отвечал: «Все хороши». – «Ужели-то нет никого худого?» – «Владыко святый, я один». Случилось о. Назарию ехать через одно селение, играют дети: он остановился, созвал их и спрашивает: «Что, кто из вас лучше всех?». Дети указали на одного мальчика: «Вот этот лучше всех!» – «Почему?» – спрашивает он. «Он смирен, – отвечают ему, – ты его бранишь, а он ничего». – «Так и вы перенимайте у него», – сказал о. Назарий. Он жил в пустыне семь лет, – я бывал у него. Он сапоги по шести лет нашивал, платье носил рубищное. В пустыне ему страшилища являлись. Он рассказывал, что однажды пришла ему мысль насеять репы; вот, дескать, будут приходить усердствующие, брать ее и получат исцеления. Как только он это подумал, вдруг почувствовал, что кто-то ударил его как будто палкою по голове, и так сильно, что он не мог на ногах удержаться, упал, и почувствовал сильный смрад и зловоние в воздухе, и кое-как, ползком, до обители дошел».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы, русские патриоты и общественные деятели, очень благодарны ему» Епископ Выборгский Назарий отмечает завтра 60-летие 10.08.2012 794 Время на чтение 3 минуты Завтра, 11 августа, епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), являющийся викарием Санкт-Петербургской епархии и наместником Александро-Невской лавры, отмечает 60-летие. Сердечно поздравляем владыку с юбилеем и публикуем поздравительное слово нашего постоянного автора, известного священника Алексия Мороза . Мы рады поздравить епископа Назария с днем шестидесятилетия. Шестидесятилетие - это время творческого расцвета, время, когда духовные силы человека набирают свои обороты, когда страсти утихают, когда умиряется душа и когда человек может спокойно, ясно, четко и духовно видеть окружающие события и решается на многие, очень важные, ответственные поступки. От имени Собора православной интеллигенции, председателем которого я являюсь, от Союза писателей России, членом редакционной коллегии которого я также состою, поздравляю владыку Назария с юбилеем! Владыка Назарий всегда откликается на важные духовно-патриотические инициативы, он горячо принимает участие в новых заделах, посвященных возрождению нашей веры, нашей русской земли, наших традиций. Не раз в здании Духовно-просветительского центра Лавры проходили различные патриотические конференции, концерты и другие мероприятия. Александро-Невская Лавра является своеобразным духовно-патриотическим центром Санкт-Петербурга. Все духовно здоровые патриотические силы концентрируются вокруг нее, обмениваются своими наработками, делятся опытом, призывают людей идти путем правильной духовной жизни. Литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского, которую Союз писателей России уже более 10 лет вручает лучшим православным произведениям, также была основана владыкой Назарием и вручалась авторам лучших произведений в жанре прозы, поэзии и публицистики. Хочется пожелать в день юбилея епископу Назарию крепкого здоровья, особого Покрова Божией Матери, покровительства святого благоверного князя Александра Невского с тем, чтобы он и впредь стоял на тех же решительных духовных позициях, служил бы Богу, русскому народу, ничего не боясь и не оборачиваясь ни одесную, ни ошую.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/10/my...

На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в глухом лесу, версты полторы расстоянием от обители; доныне местность ее сохранила название «Германово». По праздникам приходил отец Герман из пустыни в монастырь. И бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, приятным тенором поет он с братией припевы канона «Иисусе сладчайший, спаси нас грешных», «Пресвятая Богородице, спаси нас», а слезы градом льются из очей его. Во второй половине прошедшего столетия расширялись пределы святой России на севере: деятельностью русских промышленников открыты были тогда Алеутские острова, составляющие на Великом океане цепь от восточного берега Камчатки до западного берега Северной Америки. С открытием островов обнаружилась священная необходимость просветить светом евангельским диких их обитателей. Для этого святого дела, по благословению св. Синода, высокопреосвященнейший митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман. В 1794 году отправились избранники с Валаама к месту их великого назначения. Святой ревностью проповедников быстро разливался свет проповеди евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство ; заведена школа для образования новокрещенных детей; выстроена церковь в месте жительства миссионеров; но неведомыми судьбами Божиими общие успехи миссии были недолговременны. Через шесть лет своей многополезной деятельности, вместе со своею свитой утонул начальник миссии архимандрит Иоасаф, возведенный уже в сан архиерея; ранее его ревностный иеромонах Ювеналий сподобился мученического венца; прочие выбывали друг за другом; наконец, остался один отец Герман, и ему благоволил Господь дольше всех собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов. Мы выше заметили, что местом жительства о. Германа в Америке был остров Еловый, названный им «Новым Валаамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прочие книги, изданные Братством, были в основном духовными поучениями. В 1978 году отцы начали печатать серию книг «Малое Русское Добротолюбие», сборник подвижнических трудов исключительно русских подвижников XIX века. Первый том был посвящен преп. Серафиму Саровском, второй — игум. Валаамскому Назарию, духовному отцу преп. Германа Аляскинского. Уже после кончины о. Серафима вышел в свет третий том — о самом преп. Германе с его духовными наставлениями, первоначально переведенными о. Серафимом для «Православного Слова». Вышел и четвертый том — тоже в переводе о. Серафима — поучения преп. Паисия. В начале 70–х годов о. Серафим перевел «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, пустынника VI века, известные как «азбука монашества». С благословения архиеп. Аверкия и прот. Михаила Помазанского отцы готовились напечатать эту книгу как своеобразный дар современному монашеству. Но тогда другое издательство опередило их. Уже после смерти о. Серафима Братству удалось выпустить его перевод поучений святых Варсонофия и Иоанна и аввы Дорофея. И еще одна переводная работа о. Серафима — Правило св. Феодора Студита (краеугольный камень всего русского монашества) — еще ждет своего выхода в свет. ПРАВ БЫЛ О. ГЕРМАН, говоря, что их книги обретают ценность только в условиях их жизни. Это не значит, что монашеское чтение должно печататься только монахами. Правильнее сказать, книги Братства, как и «Православное Слово», рождались в подвижничестве — отсюда их особая духовная заряженность. Кладезь выдающихся православных писаний воистину бездонен — нужно только переводить и печатать, и как сокрушался о. Серафим краткостью отпущенного ему времени. Он писал Алексею Янгу: «Порой мы предаемся мечтаниям: будь у нас еще 2–3 брата–единомышленника, тогда бы и перевод и печатание пошли бы вдвое–втрое быстрее, но суровая действительность напоминает — только страданием можем добиться мы наилучшего результата. Иной раз мне кажется, что мы чересчур «разжевываем» духовную пищу страждущему читателю, как бы их не затошнило от обилия такой «жвачки»».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

С сент. 1922 по окт. 1923 г. лавра принадлежала обновленцам (см. обновленчество ), с окт. 1923 по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть - обновленцам, в 1928-1931 гг. часть храмов принадлежала РПЦ, часть - иосифлянам . В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной гос-ва, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен заключены договоры с прихожанами отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений. В 1957 г. Свято-Троицкий собор А.-Н. л. был передан РПЦ, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей С.-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская ц. Летом 1995 г. С.-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым и. о. наместника А.-Н. л. был назначен епархиальный духовник архим. Кирилл (Пачис), осенью 1996 г. и. о. наместника стал архим. Назарий (Лавриненко; утвержден в должности наместника 17 апр. 1997 г., 28 мая 2009 г. хиротонисан во епископа Выборгского, 12 марта 2013 г. решением Свящ. Синода еп. Назарию присвоен титул " Кронштадтский " ). 14 сент. 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 нояб. 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апр. 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства С.-Петербургской епархии, города и руководства ЦНИИ «Прометей», к-рому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений РПЦ. Фактически же к нач. 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, к-рые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митр.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

По поручению Святейшего Синода в 1794 году игумен Назарий из числа валаамского братства благословил на трудный путь миссионерского служения на далеких Алеутских островах восемь ревностных и способных иноков 15 . В их числе был и преподобный Герман Аляскинский. Благодаря непоколебимому основанию, заложенному отцом Назарием, Валаамская обитель в середине XIX столетия достигла своего расцвета. Святитель Игнатий Брянчанинов , посетивший Валаамский монастырь, так писал об обители в 1846 году: «По устройству своему, в монашеском отношении, Валаамский монастырь – верный снимок с монастырей первенствующей Церкви христианской. Он имеет монашествующих всех видов Восточной, Православной Церкви; имеет и общежитие, и скит, и пустынников, и отшельников». В начале XX века в монастыре насчитывалось уже более тысячи насельников. Валаам воспитал множество подвижников – безмолвных пустынников, кротких, смиренных, пламенеющих любовью к Богу молитвенников, обязанных своим духовным преуспеянием игумену Назарию, который и поныне не оставляет своей обители молитвенным предстательством, ходатайствуя у Престола Божия о нынешнем ее братстве. V. Попечение игумена Назария о возрождении Российских обителей Вслед за Валаамским монастырем митрополит Гавриил начал преобразовывать по общежительному уставу и некоторые другие монастыри. В этом деле игумен Назарий был ему добрым и деятельным помощником. Келейник преосвященного Гавриила иеромонах Феофан в своем письме от 22 декабря 1788 года строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию писал: «Батюшка отец Назарий докладывал Его Высокопреосвященству, чтоб в Сергиевской пустыни, на Петергофской дороге, состоящей в 15 верстах от Петербурга, завесть общежитие и тем монашеское звание поправить... Его Высокопреосвященство благоволил и приказал о сем к Вам, батюшка, писать, чтоб дал настоятеля и братию человек до десяти. Отец Назарий рекомендовал отца иеромонаха Илария в настоятели – не астраханскаго, а другаго – и братии же одного или двух иеромонахов, одного иеродиакона или двух, послушников пять человек. Отец Назарий приказал написать: если дадите братию, то монашество устоит, а если не дадите, говорит, то уничтожится. Сие могу сказать и я, что справедливо. Ибо многие на Сергиеву пустынь соблазняются, а паче из господ, из чего заключают, что монахи – тунеядцы и не полезные обществу». Так стараниями игумена Назария, в 1795 году, в Троице-Сергиевой пустыни был заведен общежительный порядок. Со временем, общежительное житие сложилось в десяти монастырях Новгородской 16 и двух монастырях Санкт-Петербургской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монах Герман происходил из купцов города Серпухова, Московской губернии. С самых юных лет возымел он великую ревность к благочестию и 10 лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троицко-Сергиеву пустынь петербургской епархии. Будущий великий проповедник веры и благочестия, с первых шагов своих по пути подвижническому отличался верой и благочестием. В Сергиевой пустыни он заболел: у него на горле образовался нарыв; опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо; боль была ужасная; весьма трудно было глотать; запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу; но с горячею молитвой и со слезами припал он пред образом Царицы Небесной, прося у Нее исцеления; молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и этим полотенцем обвязал свою опухоль; продолжая молиться, в изнеможении заснул на полу, и видел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. Наутро просыпается, встает и к великой радости находит себя совершенно здоровым: к изумлению врачей, не прорвавши нарыва, опухоль разошлась, оставив по себе только малый значок, как бы в воспоминание чуда. Пять или шесть лет проживал о. Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель; полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. «Ваших отеческих мне, убогому благодеяний, – писал он впоследствии отцу Назарию из Америки, – не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ни грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мной Валаам, на него всегда смотрю через великий океан». Старца Назария в своих письмах величал он «преподобнейшим, любезным своим батюшкой», а всю Валаамскую братию «любезной и дражайшею». Пустынный еловый остров, место своего жительства в Америке, назвал он «Новыми Валаамом». И, как видно, всегда находился в духовном общении со своею духовной родиной; ибо еще в 1828 г., следовательно, через тридцать лет пребывания своего в пределах американских, писал письма к преемнику отца Назария, игумену Иннокентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялось заседание Священного Синода Иерархи приняли ряд важных кадровых решений 13.03.2013 1592 Время на чтение 9 минут Как сообщалось, 12 марта, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви . Синод учредил Церковно-общественный организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, иерархов и представителей общественности России, Украины и Белоруссии. Решено направить Президентам России, Украины и Белоруссии предложения о взаимодействии государственной власти трех стран с Церковно-общественным организационным комитетом по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси. Иерархи приняли решение об образовании десяти новых епархий. На территории Ленинг радской области образованы три епархии: в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области - Выборгская епархия; в административных границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области - Тихвинская епархия; в административных границах Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоновского, Лужского, Сланцевского и Тосненского районов Ленинградской области - Гатчинская епархия. В пределах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области образована Санкт-Петербургская митрополия, включающая Санкт-Петербургскую, Выборгскую, Гатчинскую и Тихвинскую епархии. Епархиальному архиерею Выборгской епархии Синод постановил иметь титул «Выборгский и Приозерский». Викарию Санкт-Петербургской митрополии, наместнику Александро-Невской лавры епископу Выборгскому Назарию усваивается титул «Кронштадтский». Епископом Выборгским и Приозерским назначен викарий Московской епархии епископ Бронницкий Игнатий, за которым сохранена должность председателя Синодального отдела по делам молодежи. Правящий архиерей Тихвинской епархии Синод постановил иметь титул «Тихвинский и Лодейнопольский». Преосвященным Тихвинским и Лодейнопольским назначен викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Лодейнопольский Мстислав. Епархиальному архиерею Гатчинской епархии предписано иметь титул «Гатчинский и Лужский». Епископом Гатчинским и Лужским определено быть игумену Митрофану (Осяку), клирику Санкт-Петербургской епархии. Ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Гатчинскому Амвросию усваивается титул «Петергофский», а викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Петергофскому Маркеллу - «Царскосельский». Главой Санкт-Петербургской митрополии назначен митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/13/pe...

Она обратилась к настоятельнице Вла­димиро-Екатерининского женского монастыря (на Смоленщине) с предложением отвезти в Москву, имевшуюся в монастыре икону св. Ви­ленских мучеников с тем, чтобы вложить в неё частицу мощей этих святых. Получив от игу­мении благословение и образ свв. Виленских мучеников и привезя его в Москву. Евдокия обратилась со своей просьбой к управляющему Донским монастырём архиеп. Назарию, а последний, в свою очередь, доложил о посту­пившей просьбе Святейшему Патриарху. Свя­тейший Патриарх Тихон не только дал благо­словение, но и лично принял благочестивую старушку. В конце августа 1919 г. икона с вложен­ной в неё частицей мощей свв. Антония, Иоанна и Евстафия вернулась во Владимиро-Екатери­нинскую обитель. Спустя некоторое время игу­мения Серафима в письме Святейшему Пат­риарху сообщала следующее: «...Принесли к образу святых мучеников больного мальчика пятнадцатилетнего, жителя станции Уваровки, у которого как два года ноги были без движения. Отец больного на руках поднёс мальчика к обра­зу мучеников, он приложился к святому их обра­зу и тут же почувствовал движение в своих ногах и встал. Теперь мальчик этот ходит без помощи других». А так как вся входящая и исходящая корреспонденция Патриарха перлюстрировалась работниками ВЧК, то 19 мая 1920 г. НКЮ полу­чил предписание «собрать весьма точные све­дения об обстоятельствах инсценировки указан­ных в письме «чудес», причём ставится вам зада­чей разоблачить эту грубую инсценировку, несомненно, имевшую место, если только самоё письмо Серафимы не является сплошной вы­думкой, ... произвести надлежащее дознание, могущее дать материал для изобличения винов­ных по обвинению их в шантаже под религиоз­ным флагом...». Шантаж, по определению, это – «запугивание, угроза разглашения позорящих, компрометирующих сведений (действительных или ложных) с какой-либо определённой целью» («Словарь иностранных слов»). В чём заключался шантаж процитированного выше сооб­щения игумении Серафимы, понять вряд ли возможно, тем не менее, Народный суд г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я с усердием стал посещать храмы Божии. И вот мне пришло на мысль постоять в алтаре во время ранней обедни. «Господи! – взывал я к Царю Небесному, – сподоби мя сие Святое Твое тайнодействие видети». С этими мыслями, проходя по галерее, встретил я бывшего тогда наместником Лавры, а потом епископа Новгородского, Афанасия. Поклонившись ему в ноги и получив от него обычное пастырское благословение, я сообщил ему свое желание и со слезами просил его исполнить оное. «Хорошо, – сказал мне наместник, – я скажу служащему иеромонаху, чтобы он дал тебе место в алтаре». Здесь, проникнутый страхом, я с большим вниманием следил за ходом совершавшейся проскомидии, и когда служащий иеродиакон начал кадить святый алтарь, почувствовал такое благоухание, исходившее из кадила, какого не случалось мне испытывать во всю мою жизнь. Затем во все время, пока совершалась литургия, дух мой восхищен был как бы на самое Небо, так что земного ничего тогда не приходило мне и на мысль. Когда служащий иеромонах, снимая с дискоса звездницу, возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще...» и прочее, тогда я еще более чувствовал благоухание, чем прежде, и помысл в эти минуты говорил мне: стой, и внимай со страхом, хочет Бог чудо велие показать. Когда иеромонах стал призывать Святаго Духа на предлежащие Дары, – казалось мне, что святой престол и иерея окружили Херувимы, равно и весь алтарь наполнился ими. Сам служащий иерей, предстоящий престолу Божию, объят был весь огнем, и лишь только сделал он поклон земной пред святым престолом, вижу – белый голубь, только в меньшем размере, чем обыкновенный, слетел с вышины и стал парить над святым дискосом, потом возлетел на верх Святой Чаши и, сжав крылья, опустился в нее, а Силы Небесные в это время, падши ниц, поклонились святому престолу. Когда иерей возгласил: «Изрядно о Пресвятей... «и прочее, – Силы Небесные опять поклонились до земли. Когда пропели «Достойно есть », – они в третий раз поклонились, потом окружили иерея, осенили главу его как бы пречудною плащаницею и затем стали невидимы. Смотря на это чудное видение, я дивился величию таинства и в то время много плакал, повергался пред Господом, просил у Него прощения в своих хулах на Матерь нашу, Святую Церковь . То же было за другой Божественной литургией, за которой, наконец, Господь сподобил меня причаститься Христовых Таин. Возрадовалась тогда душа моя о Господе, и радость моя усугубилась еще оттого, что день этот был праздником праздников – день Светлого Христова Воскресения. Не подумайте, любимцы мои, будто я возвещаю вам теперь о сем из тщеславия. Нет! Я верую, что все сие – плод святых молитв святителя Божия. Если же решился сообщить на письме о всем случившемся со мною, то это сделал не по своей воле, а ради святого послушания, какое обязан я оказать отцу игумену Назарию, и ради многих братий моих, блуждающих и доселе в расколе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010