Причиной долгого перерыва между выходом 1-го и 2-го томов стали финансовые затруднения (редактура переводов была полностью завершена уже в 1793): 4-я часть была напечатана, только когда выручка от продажи первых 3 частей покрыла типографские расходы. Главная заслуга в успешном осуществлении этого проекта принадлежит старцу Назарию Валаамскому, к-рый шаг за шагом преодолевал бесчисленные бюрократические и финансовые помехи на пути нового издания ( Леонид (Поляков). 1956. С. 466-474; Валаамский патерик. Т. 2. С. 20-30). В письмах и прошениях игум. Назария нередко говорится о «переводе» святоотеческих творений греч. «Д.», в то время как речь идет, несомненно, о редактуре и подготовке к изданию, что подчас приводит исследователей к ложным выводам как о характере справы, так и о роли в ней игум. Назария и иных «духовных старцев», приставленных к делу издания слав. «Д.» митр. Гавриилом (в качестве примера такой интерпретации см.: Онуфрий (Маханов). 2001. С. 26-68; Валаамский патерик. Т. 2. С. 20-30). Творения отцов греческого «Д.» в переводах прп. Паисия Можно с уверенностью утверждать, что прп. Паисий подготовил переводы корпуса «филокалических текстов» не только не меньшего (хотя бы по числу и составу авторов), чем опубликованный в Венеции в 1782 г. сборник, но и в нек-рых отношениях более обширного. В слав. «Д.» не были включены следующие переводы святоотеческих творений (сведения о них приводятся в порядке греч. «Д.»). Сотницы прп. Максима Исповедника, «Толкование на молитву «Отче наш»» и «Слово аскетическое» (отсутствующее в греч. «Д.», но включенное в рус. «Д.»; ИАБ, 4. 1573) дошли до нас в рукописях, нередко в разрозненном виде; хотя в наст. время невозможно утверждать, что прп. Паисий перевел все творения прп. Максима, вошедшие в «Д.», однако, несомненно, была переведена большая их часть. Кроме того, церковнослав. перевод «Толкования на молитву «Отче наш»» и «Слова аскетического» был издан Свято-Введенской козельской Оптиной пуст. в 1853 г. в Москве с параллельным переводом на русский язык.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Домна Близгарева, девица 20 лет, жила в Кронштадте около 8-ми месяцев, почему знала о проделках Прохора более чем другие девицы. Она подтвердила все сказанное Анною Л., добавив следующее. Екатерина Трушнина, крестьянка Новгородской губ., раньше служила в Петербурге в качестве домашней прислуги, затем случайно познакомилась с Прохором Скоробогатенком и с того времени сделалась его спутницей. Екатерина внушала девушкам, что «теперь нашли мы Бога в мире – о. Иоанна Кронштадтского , теперь нужно искать Богородицу, без нее мы будем сироты, отец есть, а матери нет». Прохор, говоря то же самое, добавлял: «молитесь, скоро откроется вам богородица в Екатерине». Прохор не раз делал следующее: резал просфоры на маленькие кусочки, клал их в стакан, наливал туда красного вина, подносил наполненный стакан к портрету о. Иоанна Кронштадтского и вслух говорил: «Ты, Господи в о. Иоанне, ты все знаешь и видишь, претвори просфору в тело Христово, а вино в кровь Христову». После этого он исповедовал вслух свои грехи, молился за наши грехи, а потом читал молитву «верую, Господи и исповедую»... Но прочтении этой молитвы, он причащался сам, причащал ложечкою Екатерину и всех девушек. Однажды Прохор и Екатерина повезли Домну по железной дороге в Новгородскую губ. к какому то старцу Назарию, которого все сектанты считают за Иоанна Богослова. Получив от него благословение, они ходили по Новгородской губ., делая не более 7-мип верст в сутки, заходили в дома, служили молебен с чтением Евангелия, читали акафисты. Доверчивый народ ласково принимал их и хорошо угощал. Преданность Екатерины Прохору была удивительна. Он без пощады бил ее палкою толщиною в мужскую руку и бил до упаду. Екатерина в это время кричала ему: «хоть до смерти убей, только не бросай меня». Екатерина в свою очередь не мало била Домну. По истолкованию Прохора, этим Екатерина изгоняла сатану. Очень больно бывало, но Домна утешала себя тем что через это она будет святой. Из желания быть святыми многие девушки просили Екатерину бить их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Недалеко от того места, где находился прежний чудотворный источник, сегодня устроен новый источник, выстроена часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Часовня эта освящена 12 сентября 2005 г. наместником архимандритом Арсением. Роспись часовни произведена в 2007 г. группой иконописцев под руководством А. Яблочкина. Внутри часовни находится мраморная чаша с крестом, из которого струится вода, поднимающаяся с 30 метровой глубины. 6 ноября 2008 г. в Богородичной обители праздновали двойное торжество. Во-первых, был престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во-вторых, в возрожденный храм вернулась старинная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую в 1909 г. прихожане Скорбященского храма подарили церковному старосте Назарию Иосифовичу Будняку за усердную службу и построение нового иконостаса. Об том свидетельствует надпись внизу иконы. Дивным промыслом Божиим эта икона пережила революцию и войну, годы безбожия и почти через 100 лет вернулась в Богородичный возобновленный храм. На иконе изображены символически село Богородичное, прежний храм, ниже — чудотворный источник, церковно-приходская школа, но что самое удивительное, икона запечатлела чудесное пророчество Божией Матери: Пресвятая Дева стоит именно на том месте, где впоследствии, в XXI веке, будет выстроен новый храм. С каждым годом в Богородичный храм стало приходить все больше и больше людей — особенно на воскресные и праздничные богослужения. В престольные же дни Всехскорбященский храм не вмещает в своих стенах всех богомольцев. В связи с этим на территории скита началось строительство более обширного и вместительного двухэтажного храма: верхний посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, нижний — святому равноапостольному великому князю Владимиру. Начало сему великому делу было положено 29 октября 2009 г. - наместник Святогорской Лавры епископ Арсений совершил молебен перед строительством этого храма. 10 июля 2010 г. духовник Свято-Скорбященского скита Святогорской Лавры с. Богородичное Славянского района архимандрит Зосима (Левин) освятил установленный при въезде в село металлический Поклонный Крест высотой 3,5 м.

http://sobory.ru/article/?object=45952

В половине прошлого столетия русские промышленники открыли Алеутские острова. Промышляя там бобров и других зверей, они вместе с тем располагали полудиких островитян и к принятию православно-христианской веры. Когда все частные промышленники соединились в одну компанию, которая очень долго существовала под именем Российско-Американской, то агент ее, умный и набожный рыльский купец Григорий Иванович Шелехов, прежде сам обращавший алеутов к православной вере, вошел к высшему начальству с представлением об отправлении на Алеутские острова православной духовной миссии. Св. Синод при этом обратил преимущественное свое внимание на Валаамский монастырь и настоятелю его, игумену Назарию, поручил избрать между подчиненными ему иноками миссионеров, требуемых для Алеутки. Выбор о. Назария пал на вышеупомянутого иеромонаха Иоасафа Болотова, пришедшего на Валаам из ярославских пределов, так как в нем замечены нрав светлый и приятный, кротость и твердость духа, увлекательный дар слова с силой убеждения и строгая обдуманность в исполнении предприятий. Иоасаф с радостью изъявил согласие принять на себя трудный апостольский подвиг. В помощь ему назначены были еще несколько монашествующих Валаамского же монастыря 81 . По именному повелению Императрицы Екатерины II-й, Иоасаф сделан был начальником образовавшейся миссии, произведен в архимандриты и, для благолепия при отправлении богослужения, ему были пожалованы митра и наперсный крест, да и вообще вся миссия снабжена всем нужным для священнослужения и проповеди христианства. Все это происходило в конце 1793 года. В следующем 1794 году миссионеры отправились к месту своего назначения и провели в пути целые 9-ть месяцев. От Петербурга до Охотска ехали они сухим путем, а от Охотска до Кадьяка плыли морем, причем случилась буря и путешественники подвергались крайней опасности. На Кадьяке миссионеры нашли русское поселение и вскоре выстроили церковь . Иоасаф, по природной даровитости, скоро ознакомился с языком полудиких туземцев и без труда успел со своими помощниками, в особенности иеромонахами Макарием и Ювеналием, обратить в христианство несколько тысяч язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, а не могу сказать, что совершенно люблю Его», — возразил им отец Герман и стал объяснять, как должно любить Бога. «Если мы любим кого,— говорил он, — мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога? www.days.pravoslavie.ru Монах Герман происходил из купцов города Серпухова Московской губернии. С самых юных лет возымел он великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троице-Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии. Будущий великий проповедник веры и благочестия с первых своих шагов по пути подвижническому отличался верою и большой любовью ко Христу. В Сергиевой пустыни он заболел: у него на горле образовался нарыв; опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо, боль была ужасная, весьма трудно было глотать, запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу, но с горячею молитвою и со слезами припал он пред образом Царицы Небесной и, прося у Нее исцеление молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и этим полотенцем обвязал опухоль, продолжая молиться. В изнеможении заснул он на полу и увидел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. Наутро просыпается, встает и к великой радости находит себя совершенно здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о себе только малый след, как бы в воспоминание чуда. Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душей полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. «Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, — писал он впоследствии отцу Назарию из Америки, — не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через Великий океан».

http://pravmir.ru/sv-german-alyaskinskij...

Миссионер, монах Герман Монах Герман, из Серпуховских купцов, 16-ти лет от роду вступил в Сергиеву пустынь (под Петербургом). Во время пребывания в ней получил он чудесное от пресвятой Богородицы исцеление в постигшем его недуге. 21–22 лет он перешел на Валаам. Всею душою он привязался к этой обители и ее игумену Назарию. Удаленный от них, он писал, что память о Валааме “не изгладят из его сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не угасит чувств оных”. Несомненно, что о. Герман весьма скоро достиг высокой духовной степени, потому что мудрый игумен благословил ему жить в пустыне, в глухом лесу, в полутора верстах от обители; место это и поныне называется Германово. По праздникам о. Герман приходил в монастырь и со слезами певал на клиросе. В 1794 г. Св. Синод отправил десять валаамских монахов, и в числе их о. Германа, проповедывать Евангелие на новоприсоединенных к России Алеутских островах. Несколько тысяч были просвещены, заведена школа, выстроена церковь, но к 1800 году остался из миссии один о. Герман: иеромонах Ювеналий принял мученическую кончину; начальник миссии, архимандрит Иоасаф, удостоенный уже епископского сана, утонул со свитою. О. Герман жил на небольшом и живописном острове Еловом (названном им “Новым Валаамом”), отделенном проливом версты в две от острова Кадьяка, где устроен был деревянный монастырь и церковь. Выкопав себе пещеру в земле, о. Герман провел в ней лето. Когда американская компания выстроила для него келлию, он предназначил пещеру для своей могилы. У келлии был огород, а вблизи деревянная часовня и деревянный домик для училища и посетителей. На этом месте о. Герман подвизался более 40 лет. Жизнь его была в высшей степени сурова. Он таскал для топлива большие деревья, которые могли бы снести только четверо, возделывал огород, принося для удобрения его в громадном коробе морскую капусту; на зиму делал запасы грибов и соли, добывая ее из морской воды. Все добытое он употреблял на пищу, одежду и книги для своих воспитанников-сирот.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

14 Октября. В этот день, по случаю тезоименитства преосвященнейшего епископа Назария, участники курсов присутствовали за литургией, а по окончании её оо. миссионерами и настоятелем обители отслужен молебен св. муч. Назарию. После молебна занятия шли в обычном порядке. 1-й ур. О единоверии. 2-й ур. Бедственное состояние мира и рода человеческого при антихристе и продолжительность царствования последнего. 3-й ур. Разбор возражений раскольников против кратковременного царствования антихриста. 15 Октября. (Воскресенье). В этот день оо. миссионерами в сослужении о. настоятеля монастыря и прибывшего на курсы свящ. В. Петропавловского отслужена литургия в монастырском храме. За литургией, как и накануне за всенощным бдением, священные песнопения и чтения – шестопсалмия, кафизм, канона, часов и апостола исполнены были курсистами, а во время причастия епархиальным миссионером было сказано поучение о пользе и необходимости чтения священных книг, особенно Евангелия, как источника христианского вероучения. 16 Октября. Утренние занятия. 1-й ур. Понятие о догмате, ереси и расколе. 2-й ур. Понятие об обряде, отличие его от догмата и об изменяемости обряда. 3-й ур. О мнимых изменениях в Символе веры . Вечерние занятия. Об имени Христа Спасителя; решение возражений против начертания Иисус и чтение 8-го члена Символа веры . 17 Октября. В этот день участники курсов сначала помолились в монастырском храме Господу Богу по случаю чудесного избавления царской семьи от смертной опасности при крушении поезда в 1888 г., а затем принялись за занятия. 1-й ур. Перстосложение – не догмат, а обряд. Правильность и древность троеперстия. 2-й ур. Свидетельства об употреблении троеперстия в русской Церкви до п. Никона и разбор возражений против правильности и древности троеперстия. 3-й ур. Об именословном перстосложении. Вечерние занятия. 1-й ур. Понятие о двуперстии; дозволительность его к употреблению и разбор Феодоритова слова. 2-й ур. Разбор сказания о Мелетии. 18 Октября. Утренние занятия. 1-й ур. Разбор изречения Петра Дамаскина , слова пр. Максима Грека и прения Панагиота с Азимитом. 2-й ур. Разбор постановления Стоглавого собора о перстосложении. 3-й ур. Разбор свидетельств старопечатных книг, приводимых раскольниками в пользу правильности и древности двуперстия. Вечерние занятия. 1-й ур. О четвероконечном кресте. 2-й ур. О том же (оконч.) и о печати на просфорах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1778 г. на Лисьих островах побывали корабли английского путешественника Джеймса Кука, который описал эти острова и жизнь алеутов на острове Уналашка. По его словам, алеуты уже были подчинены русским и стали основными добытчиками пушнины и калана для русских промышленников. Сибирская администрация была обеспокоена дошедшими до нее сведениями о притеснении алеутов и индейцев со стороны промышленников и требовала ненасильственного отношения к местным народам под угрозой смертной казни. Еще сложнее складывались отношения с эскимосами на побережье Аляски, поэтому там долго не удавалось основать постоянные зимовки промышленников. В начале 1780-х гг. все Алеутские острова были открыты и освоены русскими. Была налажена система промысловой эксплуатации этого края, а население островов превратилось в российских подданных. Определяющую роль в организации православного просвещения Америки сыграл Григорий Иванович Шелихов, родом из купцов г. Рыльска Курской губернии. До 1781 г. он был приказчиком у иркутского купца Ивана Ларионовича Голикова, а с 1777 г. Голиков и Шелихов стали снаряжать промысловые суда. В 1781 г. Голиков предложил ему равноправное партнерство, и они учредили Северо-Восточную Американскую компанию. В августе 1783 г. флотилия из трех кораблей под командованием Шелихова направилась к Алеутским островам. В результате этой экспедиции в 1784 г. было основано первое постоянное селение русских на острове Кадьяк. Шелихов считал, что в поселении на Кадьяке необходим храм, притом не только для духовного окормления русских работников компании, но и в целях распространения православия среди местных народов. Иван Голиков полностью поддерживал в этом своего компаньона. В начале 1793 г. Шелихов и Голиков обратились в Св. Синод за помощью в организации проповеди православия на Алеутских островах, а также создании церковной школы для обучения местных детей и подготовки наиболее способных из них к священническому служению. Все расходы по обеспечению миссии, а также по обучению будущих священников в Иркутской семинарии компания брала на себя. Прошение купцов поддержал в Св. Синоде Санкт-Петербургский митр. Гавриил (Петров), а также одобрила императрица Екатерина II и повелела митрополиту подобрать монахов для миссии. Митрополит обратился с просьбой о содействии к своему другу, настоятелю Валаамского монастыря Назарию, который выбрал для миссии из числа братии своего монастыря шесть иноков и четырех послушников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды в с. Услоне, против самой Казани, он задержался из за сильного ветра, мешавшего переправе. Беседуя с паствой, он заметил поодаль группу раскольников и направился к ним. Несмотря на ласковое к ним обращение и попытки побеседовать, раскольники держали себя в отношении его враждебно. Наконец, один из впереди стоявших особенно грубо проговорил архиепископу: «Вот, что... отец, отваливай ты на ту сторону, а мы еще посмотрим как-то по добру, по здоровому переправишься... А пробудешь еще подольше здесь, так мы пожалуй, и парома не дадим; вишь какая непогодь разыгрывается»... По совету священника, знавшего до чего может простираться дерзость коноводов, владыка прекратил беседу. Глубоко вздохнув, помолившись на церковь , стоявшую на виду на склоне горы, он отправился к перевозу. Ветер, заметно, стал утихать, и переезд через Волгу был спокойный. Когда он находился в загородном своем доме, к вечеру надвинулась черная туча. Владыка, выйдя на балкон, заметил келейнику о. Назарию, что грозная туча надвигается на Услонь и сказал, что мужики угадали, стращая трудностью переправы. После этого он ушел на ночлег в свою половину. Вскоре началась сильнейшая гроза с бурей. И вдруг о. Назарий увидел, что Услонь весь почти в зареве. Услышав говор его и послушника, вышел владыка. Увидев зарево, он пал на колена и взмолился про себя. Келейник услышал только слова: Господи, да не яростью обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас... о, Господи! не постави им во грех... по пощади и помилуй... Привставши же, он снова сделал земной поклон прямо на город с молитвенными словами: «Заступнице Усердная, всех нас заступи! Святителие Христовы, молите Бога о нас!» Затем он безмолвно ушел на свою половину. Оказалось, что погорели почти исключительно раскольничьи дома, и молния зажгла дом именно того дерзкого человека. Огромную помощь населению оказывал архиеп. Филарет во время холеры и после ея, когда началась дороговизна и бедные многосемейные были в отчаянном положении. Раздав запас денег, имевшийся у него, он отовсюду изыскивал средства и раздавал несчастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Николаем I обители, основанной имп. Елисаветой в столице и обращенной имп. Екатериной в общество благородных девиц (Смольный монастырь). Выбрана она была митр. Антонием, который хорошо знал ее. В 1849 г., по воле государя, началось сооружение в С. Петербурге Воскресенского Новодевичьего мон. Имп. Николай I говорил иг. Феофании: " Я сам буду вашим архитектором " . К 1861 г. монастырь был сооружен; через пять лет иг. Феофания скончалась. Крепко держалось в Валаамском мон. истинное монашество, укрепленное игуменом Назарием. Особым благочестием выделились в XIX столетии строитель Иоанафан, строитель и благоустроитель обители, игумен Дамаскин (†1881 г.), схимонах Иоанн (1810-94), рясофорный монах Феодор (†1838), монах Вениамин и схимонах Агапий, скончавшийся в 1905 г. Недалеко от Коневского скита, с церковью во имя иконы Коневской Божией Матери, находилась пустынька иг. Дамаскина. Она была местом обитания подвижника; в ней находились четыре маленькие кельи, в одной из которых стоял деревянный неокрашенный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое (С.В. Булгаков). Часть 2 Инок Валаамский Герман прославил себя подвижническим житием и миссионерством. Происходя из серпуховских купцов, он 16 лет вступил в Сергиеву пустынь (под Петербургом); через пять лет, получив чудесное исцеление от Пресвятой Богородицы, перешел на Валаам. Там он привязался душой к иг. Назарию, благословившему его жить в глухом лесу, дозволив по праздникам петь на клиросе. Он был выбран мудрым игуменом в числе нескольких иноков, отправленных в 1793 г. митр. Гавриилом на Аляску (см. стр. 648). Более сорока лет подвизался он близ о-ва Кадьяка на небольшом и живописном острове Еловом, названном им " Новым Валаамом " . Сурова была его жизнь. " Он таскал для топлива большие деревья, которые могли бы снести только четверо, возделывал огород, принося для удобрения его в громадном коробе морскую капусту; на зиму делал запасы грибов и соли, добывая ее из морской воды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010