Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Назарий, игумен Валаамский. Холст, масло. Неизвестный художник. XIX в. Назарий Валаамский, Саровский ( 1735 - 1809 ), игумен , преподобный Память 23 февраля (Нижегородск.) и в Соборах Валаамских , Нижегородских и Тамбовских святых В миру Николай Кондратьев, родился в 1735 году в села Аносове Темниковского уезда Воронежской (с 1796 г. - Тамбовской) губернии (ныне пгт. Ермишь , районный центр Рязанской области), в семье причетника Михаило-Архангельской церкви. В 1752 году Николай пришел в Саровскую пустынь , при пятом строителе иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Присмотревшись к юному послушнику. стремившемуся к молитвенному уединению и постижению монашеского образа жизни, игумен Варлаам посоветовал Николаю отправиться к известному своими монашескими подвигами о. Мефодию (1700 - 1776), архимандриту Астраханского Спасо-Преображенского монастыря , будущему астраханскому епископу. Там, в Астрахани, Николай состоялся и как монах, и как будущий руководитель. Не без его прямого посредничества установились тесные контакты Саровской пустыни с астраханскими монастырями. 22 сентября 1760 года послушник Николай был пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Назария Римлянина . Постриг в приписанном к архиерейскому дому Покровском монастыре в Астрахани совершен иеромонахом Никифором, в присутствии еп. Мефодия. 22 октября того же года рукоположен в сан иеродиакона еп. Мефодием . 8 сентября 1764 года перешел в Саровскую пустынь . В 1773 году нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки . В 1776 году рукоположен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом . По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.

http://drevo-info.ru/articles/13671973.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Иером. Иларион (Здобин). Литография А. П. Зеленкова с гравюры А. Г. Афанасьева. 60-е гг. XIX в. (ЦМиАР) Иером. Иларион (Здобин). Литография А. П. Зеленкова с гравюры А. Г. Афанасьева. 60-е гг. XIX в. (ЦМиАР) (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765), С.-Петербург - 12.11. 1841, Саровская пуст.), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В миру был портным, в 1790 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , в 1795 г. определен в послушники, 15 апр. 1796 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество, 5 июня 1797 г. рукоположен во диакона. 24 (по др. сведениям, 27) февр. 1798 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры митр. Неопатрийским Хрисанфом рукоположен во иерея. Служил пономарем, канонархом, ризничим, благочинным, стал ближайшим учеником игум. Назария. Когда 17 мая 1801 г. игумен ушел на покой, И. поселился вместе с ним в отшельнической келье. Вскоре игум. Назарий решил удалиться в Саровскую пуст. и, ссылаясь на слабость здоровья, испросил И. себе в спутники. «Для переезда и там к успокоению моему имеет крайнюю любовь... отправиться со мною»,- писал игумен (РГИА. Ф. 19. Оп. 6. 323. Л. 6). Указом С.-Петербургской духовной консистории (июль 1803) И. дозволялось лишь сопровождать игумена в Саровскую пуст., но не разрешалось окончательно оставлять Валаам: когда И. «с игуменом Назарием в Саровскую пустыню отпускался, пред Богом клятву и обещание давал, что как отца Назария означенной пустыни проводил, то, непроживая несколько времени, паки возвратиться в Валаамский монастырь непременно» (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 3). Однако, прибыв в 1804 г. в Саровскую пуст., И. решил остаться там вместе с духовником. Впосл. этот поступок повлек многолетние дисциплинарные нарекания И. со стороны священноначалия. Рескриптом от 10 дек. 1804 г. от строителя Саровской пуст. иером. Исаии (Зубкова) было затребовано взять с И.

http://pravenc.ru/text/Илариона ...

Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 1-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ; 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.

http://pravenc.ru/text/Назарий ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Возлюбим Бога паче всего и Германа воспоим» (комментарий в свете веры) Прп. Герман Аляскинский 26 Декабря Святая Церковь празднует память прп. Германа Аляскинского Е. Ю. Ковальская Прп. Герман Аляскинский. Статья из т. XI «Православной Энциклопедии», Москва. 2006 г. Герман (Зырянов Герасим Иванович; 1756/57, г. Серпухов Московской губ.— 13.12.1836 - ст.ст., 26.12.1836 - н.ст., о-в Спрус, Кадьякский архипелаг), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, 10 июня — в Соборе Сибирских святых). Родился в благочестивой купеческой семье. В 16 лет ушел в Саровскую пуст. В 1777 г. поступил послушником в Троицко-Сергиеву пуст. под С.-Петербургом, где пребывал 6 лет и принял иноческий постриг. Тяжело заболев, был чудесным образом по молитвам к Божией Матери исцелен. В 1782 г. переведен в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, проходил различные послушания, затем по благословению духовного наставника игум. Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в 2 км от монастыря. Прп. Герман дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом. В 1793 г. Прп. Герман был включен в состав Аляскинской миссии. Миссионерская деятельность прп. Германа проходила на о-ве Кадьяк, куда он прибыл в сент. 1794 г. В 1796 г. было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работала школа, пекарня, которой заведовал прп. Герман. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал прп. Герман. После гибели в 1799 г. во время кораблекрушения еп. Иоасафа (Болотова) на о-ве осталось всего 4 миссионера. Иером. Гедеон (Федотов), посетивший Алеутские о-ва по поручению Святейшего Синода, оставил после своего отъезда в 1807 г. главой Кадьякской миссии прп. Германа. С 1807 г. он заведовал школой, в которой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Свящ. истории и церковному пению, навыкам земледелия.

http://sedmitza.ru/text/412736.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕФОДИЙ (ПЕТРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Астраханский Мефодий Мефодий (Петров) ( 1700 - 1776 ), епископ Астраханский и Ставропольский В миру Мелетий, родился в 1700 году в семье о. Петра, священника Холуйской слободы Суздальской епархии. С юных лет он жил в монастырях в числе послушников ; в 1718 году был пострижен в монашество в Борисовской пустыни и наречен Мефодием. В 1724 году был рукоположен во иеродиакона , а в 1728 году - во иеромонаха в Троицком монастыре г. Шуи . В 1731 году прибыл в Астрахань вместе с своим родственником, новопосвященным Астраханским епископом Иларионом . 1 августа того же произведен в архимандрита Астраханского Спасо-Преображенскаго монастыря . Около 1755 года он становится духовным руководителем послушника Николая Кондратьева, будущего игум. Назария Валаамского . Архим. Мефодий своею жизнью и деятельностью привлек к себе всеобщую любовь, так что, по смерти еп. Илариона, все статские и военные власти, все граждане и все духовенство обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбою назначить в Астрахань епископом архимандрита Мефодия. Просьба их была уважена. 10 мая 1758 г. хиротонисан во епископа Астраханского в г. Казани, а 12 августа прибыл в Астрахань. Будучи и монахом, и архимандритом, и епископом, он не пропускал ни одной службы - ни утрени, ни литургии, ни малой вечерни, ни всенощного бдения, кроме случаев тяжкой болезни. Простота его в обращении с людьми и во всей его жизни простиралась до того, что он сам участвовал во всех монастырских работах: как простой монах, в одной свитке, с заступом или с лопатою в руках, он копал гряды, сажал виноград вместе с другими монахами, так что трудно было узнать, кто из них епископ. И при таких трудах он никогда не пропускал ни церковного, ни келейного правила, мало давая себе отдыха. Особенно прославился своим милосердием к бедным, без различия звания и вероисповедания. Кроме среды и пятницы, в которые соблюдался строгий пост, в архиерейском доме ежедневно предлагалась обильная трапеза всем приходящим бедным. Почти каждое утро рабочий народ, идя на работу, заходил прежде в архиерейский дом, где получал хлеб и квас, а нуждающиеся здесь же получали одежду и обувь, которой в архиерейском доме, в особых помещениях, всегда было много заготовлено. Во дни же великих праздников, особенно в храмовой праздник Успения Божией Матери, бывало угощение всех приходящих, при чем всегда находился сам преосвященный. Если обедавшие брали с собою и посуду, то сердобольный владыка не возбранял этого.

http://drevo-info.ru/articles/13671974.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона работы Хитера Маккина (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи), 2007 г. " От Валаама до Аляски " . Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 1990-х. Мастер А. И. Чашкин 24 сентября 1794 года миссионеры прибыли на остров Кадьяк , к востоку от полуострова Аляска . В течение двух месяцев Иувеналий вместе с бывшим насельником Коневского монастыря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по южному берегу) и крестили всех местных жителей - кадьякских алеутов . Иером. Иувеналий и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю русских поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей иером. Иувеналия и иеродиак. Стефана, " яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру " . Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и Иувеналий " горели наибольшей ревностью " в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, " малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности " . Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут о. Иувеналия: " В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата " . Иером. Иувеналий был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в северо-восточной части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и монастырь. Но до цели о. Иувеналий так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.

http://drevo-info.ru/articles/13676017.h...

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Старчество на Афоне в начале XX века (по запискам валаамского иеромонаха Маркиана) Л.И. Алехина     Доклад, прочитанный на IV научных чтениях «Иверия. Афон. Россия. Духовные и культурные связи» (14–15 ноября. Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева при поддержке Министерства культуры РФ). В собрании Ново-Валаамского монастыря в Финляндии хранится неопубликованный путевой дневник валаамского иеромонаха Маркиана (Попова) о путешествии в Святую Землю в 1911 году. На обратном пути он посетил Афон, где провел целый месяц, с 25 апреля по 25 мая.  Он побывал во многих святогорских обителях, беседовал с духовниками, со вниманием и благодарностью принимая их мудрые советы. Более трети рукописи посвящено его пребыванию там. Покидая Святую Гору, паломник писал: «Не забыть мне Афона; много я здесь полезного увидел и услышал и выношу самое лучшее впечатление». Постриженик Валаамского монастыря, где традиции старчества восходили к преподобному Назарию (Кондратьеву), иеромонах Маркиан везде искал встречи с опытными старцами. Как известно, возрождение этого явления духовной жизни, начавшееся в конце XVIII века в русских обителях, связано со Святой Горой и преподобным Паисием (Величковским), основателем русского Ильинского скита на Афоне. Его ученики – схимонах Феодор и иеросхимонах Клеопа – подвизались некоторое время на Валааме. Валаамский игумен – преподобный Назарий (Кондратьев) – принимал непосредственное участие в издании Добротолюбия, в основу которого был положен церковнославянский перевод преподобного Паисия. Строгая скитская жизнь для безмолвного молитвенного подвига была организована при другом валаамском игумене – Дамаскине (Кононове), который особенно заботился о том, чтобы у каждого насельника был духовный руководитель. Старцами были его ученики – иеросхимонах Алексий (Блинов), иеромонах Агафангел (Амосов), старшие современники Маркиана. По всей России прославилась эта обитель строгой монашеской жизнью и своими благодатными старцами. Конечно, неслучайно, в записках валаамского паломника так много страниц посвящено описанию его бесед со старцами.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=10&iid=2...

Романщина. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Романщина, Тихвинская церковь построена в 1772 г. Закрыта в 1938, действовала в 1943-1962. Ныне возвращена епархии, ремонтируется. В 16 веке в имении Елагиных Романшино существовала домовая Ильинская церковь, приходская церковь находилась в Штрешево (ныне Стрешево). После большого пожара в Штрешеве Ильинская церковь стала приходской.  В 1772 г. подполковник Ефим Назарьевич Елагин, выстроил неподалеку от усадьбы каменную церковь с колокольней во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Освящена церковь была в 1776 г. Церковь квадратная в плане, кирпичная с железными связями, отделка фасадов выполнена из кирпича. Стены оштукатурены. Двускатная крыша и главы были покрыты железом и окрашены медянкой. Кресты были четырехконечные позолоченные. С 1799 г. до революции Романшиной владели потомки екатерининского морского министра, адмирала Ивана Ивановича де Траверсе (Жан Франсуа Прево де Сансак маркиз де Траверсе). Иван Иванович умер в 1831 г. и похоронен у апсиды церкви - его могила до сих пор сохранна. Под церковью погребены строитель храма Ефим Елагин и адмирал Михаил Кондратьевич Макаров, предок знаменитого флотоводца Степана Осиповича Макарова. В 1938 году храм закрыли. В 1943 году во время войны он был вновь открыт и действовал до хрущевских гонений, когда в 1962 году снова был закрыт. В 1992 году храм окончательно передали верующим. С тех пор построена новая колокольня, которая не соответствует облику храма и на этом работы были прекращены.  Информация: Журнал «Вода Живая» 4 2008 г. http://www.countrysite.spb.ru/ISS/content_ISS.htm Село Романшино находится в 150 верстах от Петербурга и в 10 верстах от Луги. Прежняя приходская церковь во имя Рождества Христова находилась в селе Штрешеве (Стрешеве), в 2 верстах отсюда, на старой Новгородской дороге. Потом церковь и село или „выставка " Штрешево сгорели; на месте церкви построена часовня; от сгоревшей церкви сохранились царские и боковые двери, старые образа и деревянное паникадило с 18 железными свечниками. Паникадило повешено в часовне, а прочие предметы переданы во вновь устроенный во имя Димитрия Солунского придел в Вычелобской церкви. Село или выставка Штрешево, с озерком, носящим то же имя, обращено в деревню.

http://sobory.ru/article/?object=01183

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Старый Валаам Из странничества в истинное жилище... Схиигумен Маврикий (Баранов) (1838–1918) Это блаженный и святой подвижник девственник, молитвенник, исполненный любви и милосердия к ближним. Продолжая традицию валаамского старчества, берущую свое начало со времен игумена Назария (Кондратьева), схиигумен Маврикий был не только прекрасным администратором, строителем, но и духовным наставником для братии. Являя «собою пример смирения, простоты, неустанного молитвенного подвига, многих трудов и сердечной отзывчивости», он вошел в историю обители как «великий праведник». Основой для составления жизнеописания подвижника послужили преимущественно архивные материалы: неопубликованные письма старца, рукописи, дневники его современников, а также из личных дел, документы, которые существенно дополняют и корректируют изданные жизнеописания схиигу- мена Маврикия. Игумен Маврикий (в миру Михаил Баранов) родился 30 декабря 1838 г. в деревне Ивашева-Поддубного Ростовского уезда Ярославской губернии. Родители его были крестьянами. Однако есть сведения, что среди родственников схиигумена Маврикия были представители духовенства и монашествующие. В одном из писем к некоей Александре Ивановне в сентябре 1916 г. о. Маврикий писал: «С любовью сообщаю своих почивших родных, имена коих суть следующие: архимандрит Агафангел, иеросхимонах Иоасаф, схимонахи Агапий и Никита, Григорий, Неонилла, Анна, Григорий, Агриппина, Екатерина». С юных лет Михаил Баранов стремился вести духовную жизнь. Он любил посещать богослужения в храме, совершал паломничества по святым местам Руси и Палестины. Известно, что до приезда в Валаамский монастырь Михаил работал приказчиком в большом хлебном магазине Санкт-Петербурга, но уже тогда желал иноческой жизни. В Валаамскую обитель он поступил 20 мая 1888 г., а не в 1893 г., как ошибочно указывается в известных опубликованных жизнеописаниях. 3 августа 1889 г. определен в послушники, а 15 января 1893 г. пострижен в монашество с наречением имени Маврикий. В том же году, 29 июня, монах Маврикий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий год, 6 ноября, – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010