Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю, игумену Назарию, о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя своего подвига. Нижняя церковь собора во имя преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, была освящена в 1789 году. Для скитской братии в полутора верстах от монастыря были построены шесть каменных небольших келий и среди них небольшая каменная церковь . В 1789 году игумен Назарий обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой о строительстве новой каменной церкви в скиту. В своем письме он объяснял историю возникновения скита: «Когда в обители нашей жил преподобный Александр Свирский , имел уединенную келию не в дальнем расстоянии от монастыря, где после того построена была деревянная церковь во имя его, которая от долговременного стояния разрушилась, но чтоб оное место не пришло в забвение, то желаем на оном месте построить каменную небольшую церковь во имя Всех Святых». Из этого приведенного о. Назарием монастырского предания следует, что впервые скит был устроен при жизни преподобного Александра Свирского на Валааме. Деревянная церковь уже существовала в XVI веке, она указана на старинной шведской карте. В 1793 году в обители были освящены два храма: скитский во имя Всех Святых и во внутреннем монастырском каре справа от входа в Святые врата – в честь святителя Николая Чудотворца. Тогда же вблизи монастыря были построены два каменных дома для рабочих, каменный дом для приема странников и каменная пустынная келия для игумена Назария – место духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства. В том же году по Высочайшему повелению в монастыре была учреждена епархиальная больница на пять человек. В 1794 году состоялось освящение Спасо-Преображенского собора и придела его во имя святых апостолов Петра и Павла, а в 1796 году, по перестройке, – храма Успения Пресвятой Богородицы, который завершал четырехугольное внутреннее каре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Описал о. Серафим и другой случай. Один из братий весьма преуспел на пути к монашеству. На Преображение после всенощной, после проникновенной проповеди о. Серафима, на вершине горы, он едва сумел спуститься — слезы радости застили глаза. «Да сохранит Господь в нем это доброе чувство, да не остынет сердце его», — записал о. Серафим. Не прошло и двух месяцев, как брат этот захандрил. Он пенял отцам, что те совершают службу неканонизированному святому (игум. Назарию Валаамскому), негодовал на богослужениях, которые раньше приводили дух в радость. Несколькими днями позже он и вовсе покинул монастырь. «Вот наглядный пример того, как стремление стать «мудрее мудрецов», самонадеянная критика приводят к утрате благодати Божией, — писал о. Серафим, — охладев духом, сей брат очень скоро увидел огромную разницу во взглядах своих и Братства и вернулся в мир. Кто там будет духовно наставлять его? Господи, научи нас вести брань с нашими сокрытыми страстями и пребывать в страхе!» Но и в миру отошедшие братия не преуспели в духовности, как убедились отцы. Один из «блудных сынов» напомнил о. Серафиму бесплодную смоковницу. «Господи! Сподоби нас принести плоды, а не терять зеленые листья!» — молил о. Серафим. Он понимал, что упование на собственное мнение — результат глухоты и слепоты к воле Божией. Достаточно смиренно размыслить над обстоятельствами жизни, и сразу увидится воля свыше, нужно только вооружить глаза верой. Например, проскитавшись две недели, один из братии вернулся в монастырь, голодный и холодный. Отец Серафим подметил: «Накануне его ухода мы читали Евангелие: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). А накануне возвращения — притчу о блудном сыне». Святоотеческое правило — не обольщаться собственным мнением — полезно не только монахам. Однажды, когда за трапезой сидело 19 человек (православных священников и мирян), о. Серафим заметил, «сколь различны их духовная направленность и заботы. И сколь безрадостна судьба тех, кто уповает на свои силы. Только те, кто не думает о своей «умудренности», а мнение свое полагает недостаточным, могут надеяться на духовный расцвет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

1 св. мучен. Маккавеев. 3 преп. о. н. Далмата. Свв. архиеп. Ефесских Иоанна монаха и Иоанна нового. (Служба писана 1 октября, а она писана епископу и апостолу Анании). 4 память св. и Марии Магдалины. 6 Преображение Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 9 св. мученика Мирона, еписк. критского чудотворца. 15 Успение Пресвятой Богородицы. 16 землетрясение и избавление от агарян. 18 память Иоанна и Георгия. патриархов константинопольских. 19 св. апостола Фаддея. 23 св. Каллиника, патриарха константинопольского. 25 св. апостола Тита. 29 Усекновение Честные главы Иоанна Предтечи. 31 положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратиях. Служба 2 июля. Приложение 3. Список праздников и святых, которым написаны каноны Феофаном и Иосифом и другими песнописцами раньшими их или современными им, не позднее IX века 462 . Сентябрь 1 началу индикта Имон. Стихиры Герм. Симеону столпнику Имон. Стих. Герм. 40 девам постниц. Феоф. 2 Маманту Феоф. 3 св. Анфиму Феоф. или Имон., но не Иос., пр. Феоктисту Феоф. 4 Вавиле еписк. антиохийскому Имон. Моисею пророку Клим. 5 пророку Захарии Феоф. Кириллу гортинскому Иос. (вместо 6). 6 чудо арх. Михаила Иос. 7 Созонту Феоф. Препразднству Иос. 8 Рождеству Богородицы Андр. Имон. Иос. 9 Иоакиму и Анне Феоф. 10 Минодоре и с нею Иос. 11 пр. Феодоре Феоф. 12 Автоному Имон. Георг. 13 Препраздн. Герм. Обновлению храма Иерусалим. Имон. Корнилию Иос. 14 Воздвижению креста Косм. Андр. 15 муч. Никите Феоф. 16 Евфимии Имон. 17 Вере и Надежде и проч. Феоф. 18 Евмению Иос. 19 Трофиму и проч. Иос. Сосанне Иос. 20 Евстафию Феоф. 21 ап. Кодрату Иос. 22 Фоке Иос. Прор. Ионе и преп. Ионе. Феоф. 23 зачатию Предтечи Имон. Феоф. 24 Фекле Имон. 25 Евфросинии Иос. Феофилу ефесскому Феоф. 26 Иоанну Богослову Феоф. два, Иос. 27 Каллистрату Иос. Епихарии Иос. 28 Пр. Харитону Имон. 29 Пр. Кириаку Феоф. 30 Григорию еп. Армении Иос. Октябрь 1 ап. Анании Имон. Роману Имон. Феоф. 2 Киприану Феоф. 3 Дионисию Феоф. 4 Иерофею Феоф. 5 Харитине Иос. 6 ап. Фоме Феоф. 7 Сергию и Вакху Имон. Феоф. 8 Пелагии Имон. Георг. 9 ап. Иакову Феоф. 10 Евлампию и Евлампии Имон. 11 ап. Филиппу Иос. 12 Прову и прочим Иос. Косме Феоф. 13 Карпу и Папиле Иос. Феоф. и Георг. 14 Назарию и прочим Иос. 15 Лукиану Феоф. 16 Лонгину Иос. 17 прор. Осии Феоф. Андрею Критскому Иос. 18 св. Луке Феоф. 19 прор. Иоилю Феоф. Уару Иос. 20 Артемию Иос. Георг. 21 пр. Илариону Феоф. 22 Аверкию Иос. Семи отрокам Иос. 23 Иакову брату Божию Феоф. 24 Арефе Феоф. 25 Маркиану и Мартирию Иос. 26 Димитрию солун. Феоф. Трусу Иос. 27 Нестору Иос. Феоф. 28 Терентию Феоф. 29 Анастасии Иос. Аврамию Иос. 30 Зиновию и Зиновии Иос. Маркиану Феоф. 31 ап. Стахии Иос. Епимаху Имон. Иос. Арс. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Став епископом, он усилил свои молитвенные труды, ревностно исполнял архипастырские обязанности. Каждую неделю преосвященный четыре дня служил литургию. В понедельник и субботу служил ранние литургии, в пятницу и воскресенье – поздние; каждую пятницу владыка читал акафист страстям Христовым. В середине 1912 года до полтавской паствы и прихожан Крестовоздвиженского монастыря, где владыка жил и часто служил, стали доходить слухи о намерении Святейшего Синода перевести епископа Сильвестра на другую кафедру. Любовь паствы к нему была такова, что было послано прошение в Святейший Синод с просьбой не переводить владыку на другую кафедру, оставить в Полтаве, хотя бы еще на несколько лет. Верующие писали, что молитвами епископа Сильвестра они полюбили богослужение, осознали и почувствовали важность внимательного и благоговейного отношения к Божественной литургии. Епископ Сильвестр был оставлен на кафедре еще на два года. 13 ноября 1914 года он был назначен епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии . 4 декабря духовенство и полтавская паства провожали своего глубокочтимого и любимого пастыря, двадцать четыре года прослужившего в Полтавской епархии. Из Полтавы преосвященный Сильвестр поехал в Одессу к своему духовному отцу, архиепископу Назарию, оттуда в кафедральный город епархии – Оренбург, а затем на место своего служения в Челябинск, куда он прибыл в двадцатых числах декабря. При своем первом служении в челябинском соборе владыка сказал: «Господь наш Иисус Христос заповедал Своим ученикам, а в лице их всем пастырям Церкви, быть прежде всего проповедниками мира (Мф. 10, 12). Посему и аз смиренный, принимая возложенное на меня послушание, обращаюсь к вам, возлюбленные о Христе братие и чада, с сим Христовым словом: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мip дает, Аз даю вам (Ин. 14, 27). Мир от Господа не таков, как тот мир, который от людей мира сего исходит. Мир сего мира часто бывает как бездеятельность , как плод телесной и духовной немощи, мир сего мира бывает как беспечность , как плод всякого нерадения. Мир сего мира бывает как злое попустительство , как злое непротивление злу...

http://fond.ru/kalendar/219/silvestr/

Каждый год 28 сентября местные жители приходят на могилку старца Никиты и совершают поминовение. Имена всех известных пустынников Рославльских лесов внесены в помянник вновь возродившегося Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле, и каждый день возносится молитва братии об упокоении славных подвижников. Часто приезжают рославльские монахи в святые кущи на берегах речки Булдачевки и думают основать там скит. После панихиды по пустынникам среди рославльского леса приходит чувство тихой радости за людей ушедших, сумевших снискать здесь благодать Христову, и за людей нынешних, не допустивших забвения этого святого места. На Коневце «Рождество-Богородичный Коневский монастырь имеет свою древнюю, полную событий историю, во многом совпадающую с историей Отечества. Когда были мирные годы, то и обитель процветала. А когда начинались междоусобицы и «нашествия иноплеменников», то обитель разорялась, неоднократно до самого основания. Но каждый раз она снова поднималась из руин и снова возобновляла свое благотворное действие в северных пределах Руси. В наше время, в нашествие своих собственных варваров, едва не были прерваны традиции некогда славной Коневской обители» 231 . В 1939 году советские войска заняли Карельский перешеек, перед их приходом на Валаам и Коневец монахи вывезли все самое ценное на территорию Финляндии. Там организовали Ново-Валаамский православный монастырь, где до сих пор хранятся многие святыни и реликвии, в том числе и Коневская икона Божией Матери (на которой у младенца Христа в руках два голубка). На острове Коневец в Ладожском озере в советское время располагалась военная база, поэтому на некоторых картах того времени остров не обозначался. Возобновление Коневского монастыря началось после посещения острова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1990 году. Возрождать обитель было благословлено архимандриту Назарию (Лавриненко) 232 , ранее возглавлявшему Валаамское подворье в Петербурге. Первые насельники поселились на острове 28 мая 1991 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

IV. Деятельность Валаамскаго монастыря на пользу православной церкви, отечества и ближних. Религиозная деятельность братии внутри монастыря по устроению обращенных и присоединенных к Православной церкви. – Влияние Валаама на другия смежные обители. – О миссионерской деятельности Валаамских иноков на Алеутских островах. – Письма Валаамских миссионеров к настоятелю Валаама. – Судьба Валаамских миссионеров в Америке. – Участие Валаама и братии молитвою и пожертвовавшей в годину испытаний для отечества в 1812 году. – Ежегодное приношение в пользу бедных воспитанников духовных училищ. – Помощь, оказываемая на Валааме пришельцам без различия вероисповеданий. Достигши внутренней зрелости, Валаамский монастырь в это время проявил особенную свою деятельность так внутри, так и далеко за пределами своими. Преосвященный Гавриил, зная духовную опытность отца Назария и других Валаамских старцев, старался отправлять на Валаам людей, преимущественно нуждавшихся в духовных наставлениях и требовавших бдительного о себе попечения. Так препровождены были в обитель: в 1783 году турок Василий Васильев, восприявший из магометанского закона святую веру Православного исповедания, и обратившиеся из раскола к Православной церкви, в 1784 году, крестьянин Ксенофонт Шестаков и в 1790 году монах Иосиф и крестьянин господина Бутурлина Никифор. О Шестакове писал святитель отцу Назарию: „Пречестный отец строитель Назарий. Посылаю к вам при сем, в силу Высочайшаго Ея Императорскаго Величества повеления, обратившагося из раскола крестьянина Ксенофонта Шестакова; приимите его с любовию и старайтесь внушить ему истины христианския и подвиги иночества: он сколько сперва был упорен, столько, по обращении, показывает усердие к святой Церкви; потщитесь в сем более его утвердить, и, по пострижении в монахи, которое не отлагайте, утвердите противу могущих колебать его искушений; примечайте расположения его сердца и меня о том уведомляйте, потщитесь сие так исполнить, чтоб могли вы заслужить от Спасителя нашего Иисуса Христа таковое о себе изречение, каковое Он о пекущихся о спасении других сказал: сице изведеши честное от недостойнаго, будеши яко уста Моя. Я, прося Его благость, чтобы в сем спасительном деле споспешествовал вам Своею благодатию, и свидетельствуя сим мое благословение, пребываю вседоброжелательный вам Гавриил, митрополит Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Субъективными оценками тех или иных митр, регулярно используемых за богослужениями, архиереи, архимандриты и митрофорные протоиереи делятся неохотно. Большинство из них даже не сообщает, где они заказывают эти изделия. «Но так далеко не всегда происходит из-за нежелания поделиться информацией, — считает эксперт в области производства церковных тканей Марина Бирюкова из Подмосковья. — Вот всего лишь один пример. На условиях анонимности знакомый петербургский священнослужитель из нашего города поведал: их приход традиционно заказывает митры известной швейной фабрике, продукцией которой очень доволен уже много лет. Но та в свою очередь выдает задание мастерице-надомнице, о которой конечный пользователь ничего не знает. Такой алгоритм в интересах прежде всего самой мастерицы. Заказов у нее, как мне известно, достаточно, и открытая реклама ей не нужна. А ремесло это вполне доходное, и далеко не каждый вовлеченный в него с радостью сообщает о себе». Из тех же священнослужителей, которые ответили на мини-опрос ЖМП, можно сделать вывод: в последние годы всё больше митр заказывают частным мастерицам Сергиева Посада. Так поступают, к примеру, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря (Тульская митрополия) архимандрит Клавдиан (Ларьков), духовник Спасо-Яковлевского мужского монастыря , настоятель храма во имя священномученика Андрея Стратилата в селе Сулость (Ростовский район) архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Из опытных митрошвей, традиционно работающих на подряде у Троице-Сергиевой лавры и у Московских духовных школ, чаще всего положительных оценок удостаиваются надомницы родные сестры Надежда и Нина Осиповы, слава о которых дошла даже до пределов Финской Православной Церкви. А вот наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископу Кронштадтскому Назарию по душе митры из пока еще не очень привычного в нашей Церкви материала — из соломы. Делают их в единственном месте — в швейной мастерской «Золотая ризница» минского Дома милосердия. «Впервые подобную митру я увидел у ныне покойного митрополита Николая (Кутепова; †2001), — рассказывает Преосвященный Назарий. — Соломенные митры очень легкие, особенно удобно их носить летом. Отлично они сочетаются с льняным облачением, которое выпускают на том же предприятии».

http://e-vestnik.ru/culture/venets_braka...

Кончина Преосвященного Вениамина последовала 13 числа июня в 9 час. 20 мин. по полудни в Ипатьевском монастыре в особых покоях, приспособленных к жизни викарного архиерея, где он и жил 22 года. Отпевание и погребение почившего викарного Архипастыря Св. Синодом поручено было совершить преосвященному Назарию, епископу Нижегородскому, который и прибыл с этой целью в Кострому 15 числа в полночь. 16 числа преосвященный Назарий с Костромским духовенством, при многочисленной публике, с губернатором Л. М. Князевым во главе, перенес тело почившего, положенное уже во гроб, из домовой архиерейской церкви свв. Хрисанфа и Дарии 1 в Троицкий (летний) собор Ипатиевского монастыря и отслужил торжественную панихиду. Вечером в 6 часов была торжественно совершена в монастырском соборе заупокойная всенощная. 17 числа, в пятницу, совершено самое отпевание и погребение. В 8 час. преосвященный Назарий, в сослужении двух архимандритов и 6 протоиереев и иереев начал совершение в Троицком соборе литургии, которая кончилась в 11 часов. Во время причастна протоиереем И. Сырцовым произнесено надгробное слово, в котором почивший характеризуется, как безропотный страдалец, шедший в жизни крестным путем... 2 . В 11 часов началось отпевание по чину священнического погребения. На отпевание вышло, с епископом Назарием во главе до 50 протоиереев и иереев, впереди коих стояли два архимандрита: ректор местной семинарии Николай и наместник Ипатьевский Александр. В средине отпевания, после пения «Со святыми упокой» произнесена трогательная речь ректором архим. Николаем 3 , в которой кончина Преосвященного Вениамина представляется особенно скорбной потому, что она последовала вслед за кончиной Преосвященнейшего Виссариона и оставляет Костромскую паству сиротствующею, совсем без пастыря и руководителя во дни усиленной борьбы с опасным врагом веры и отечества. Отпевание, начавшееся в 11 час., кончилось в 2-м час. по полудни. Затем, гроб с почившим, сопровождаемый преосвященнейшим Назарием, духовенством с крестами и хоругвями и публикой, при печальном погребальном звоне и пении, однажды обнесен был вокруг монастырских храмов и торжественно отнесен в храм св. Иоанна Богослова, что за монастырем в Ипатьевской слободе. Покойный Владыка при жизни еще сам назначил себе место упокоения в этом храме, с правой стороны, в боковом приделе свят. Николая, сделав с этою целью в храм значительный вклад (до 2000 р.) 4 . Прежде, нежели гроб был опущен в могилу, он был перевязан крестообразно бичевой и припечатан. В заключение всего, при могиле была еще произнесена местным священником о. Василием Спасским речь, в которой были охарактеризованы добрые пастырские, глубоко назидательные отношения почившего с простым деревенским народом, каждодневно приходившим к нему за советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С самых юных лет имел отрок Герман великую ревность к благочестию и в шестнадцать лет от рождения пошел в монахи. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре). В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман удалился на Валаам. Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году. После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг. Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове. Это было время расширения пределов России на север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова. С открытием островов обнаружилась необходимость просветить Евангельским светом и их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященный митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из Валаамской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А после Божественной литургии на Преображение Господне - преобразилось всё, кинотеатр стал храмом молитвы, и дождь вдруг хлынул с такой силой, будто навёрстывал упущенное - усердно мыл безбожный доселе посёлок целый месяц! Второй дар, который дал мне Господь, - умение говорить. Помню, в детском саду воспитательницы не боялись оставлять на меня - шестилетнего - группу, пока уходили попить чаю и поболтать. Я рассаживал детей кружком и рассказывал им захватывающие истории. Тишина стояла, как в школе на уроке любимого учителя. Ныне талант речи пригождается мне, когда я проповедую и веду беседы с молодёжью. Вот только художественный дар - а я люблю и умею рисовать - не востребован, но, может быть, всё ещё впереди? - А священство - тоже впереди? - На всё воля Божия. Помню, ещё в 1997 году в качинский храм прилетел лётчик из подмосковного Климовска, который служил у себя в городе звонарём и алтарником в Троицком храме. Узнав историю нашей церкви, сказал мне: «Сергей, тебе надо быть священником». - «Да что ты! - возразил я. - Я такую жизнь прожил грешную!» - «А в священники Господь сейчас и ждёт таких людей, которые знают, как греховно живёт человек, которые сами через всё прошли. Чтобы батюшки понимали людей и никого не осуждали», - ответил он. Я сомневался, но зерно было посеяно. Спустя некоторое время я поехал к о.Николаю Гурьянову на остров Залита и испросил у него благословение на священство. Старец благословил... Но и после этого я оставался в нерешительности... А когда в Кронштадте в 1999 году в день 170-летия рождения св.прав.Иоанна Кронштадтского мне настоятельно порекомендовал стать священнослужителем одесский старец схиархимандрит Алексий (Филозоф), то я, отбросив все сомнения, поступил сначала на Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы у нас в епархии, стал помогать наместнику Александро-Невской Лавры архимандриту Назарию проводить молодёжную работу и различные фестивали. В 2007 году я стал алтарником и звонарём в Свято-Троицком соборе Лавры, а 13 сентября 2009 года был рукоположен епископом Выборгским Назарием во диаконы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010