Там он нашел Гервасия и Протасия, все еще томившихся в заключении, ходил к ним в темницу и беседовал с ними. В то же время он проповедовал в городе о Христе, о чем донесли начальнику города Анулину. Тот повелел призвать святителя к себе, вспомнил о нем и стал расспрашивать, где он был и откуда пришел. Когда же Назарий рассказал, что он с Келсием был в руках самого Нерона, который дал им свободу, Анулин весьма изумился, так как знал о ненависти Нерона к христианам. Тогда правитель стал убеждать их поклониться идолам, но они вместо того громко исповедовали Христа. Придя в ярость, язычники били мучеников по устам и заушали их, а потом бросили обоих в темницу, где заключены были Гервасий и Протасий. Все четверо были весьма утешены, что они вместе. Между тем Анулин послал письмо к Нерону, спрашивая, как ему поступить с Назарием и Келсием. Нерон оскорбился, узнав, что слуги его, которым он дал приказание как бы то ни было погубить Назария, не исполнили приказания, и велел Анулину теперь же умертвить мучеников. Тогда, по повелению Анулина, Назарию и Келсию были усечены головы мечом. Один христианин, живший на краю города, перенес тайно честные мощи мучеников в свой дом. Дочь его лежала без движения в расслаблении, но как только мощи страдальцев внесены были в дом, она тотчас поднялась на ноги, точно и не была вовсе больна. Отец возрадовался о милости Божией, поданной его дочери через мучеников Христовых, и с честью предал их погребению недалеко от своего дома. Между тем в Медиолан вскоре пришел военачальник Астазий, посланный в поход против Моравии. Он страшно ненавидел христиан и никогда не упускал случая проявить эту ненависть. На этот раз в Медиолане, по его желанию, были замучены томившиеся в темнице Гервасий и Протасий. Христианин Филипп с честью похоронил честные их останки возле своего дома. Мощи свв. мучеников Назария, Келсия, Гервасия и Протасия очень долгое время находились под спудом, так что никто даже не знал о месте их погребения. Только в IV в. св. Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше в царствование Феодосия Великого обрел мощи сначала свв. мучеников Гервасия и Протасия, а потом в царствование сыновей Феодосия – Аркадия и Гонория – мощи свв. Назария и Келсия. Св. Церковь установила празднование в честь этих четырех мучеников 14 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прочие книги, изданные Братством, были в основном духовными поучениями. В 1978 году отцы начали печатать серию книг «Малое Русское Добротолюбие», сборник подвижнических трудов исключительно русских подвижников XIX века. Первый том был посвящен преп. Серафиму Саровском , второй – игум. Валаамскому Назарию, духовному отцу преп. Германа Аляскинского. Уже после кончины о. Серафима вышел в свет третий том – о самом преп. Германе с его духовными наставлениями, первоначально переведенными о. Серафимом для «Православного Слова». Вышел и четвертый том -тоже в переводе о. Серафима – поучения преп. Паисия. В начале 70-х годов о. Серафим перевел «Душеполезные поучения» аввы Дорофея , пустынника VI века, известные как «азбука монашества». С благословения архиеп. Аверкия и прот. Михаила Помазанского отцы готовились напечатать эту книгу как своеобразный дар современному монашеству. Но тогда другое издательство опередило их. Уже после смерти о. Серафима Братству удалось выпустить его перевод поучений святых Варсонофия и Иоанна и аввы Дорофея . И еще одна переводная работа о. Серафима – Правило св. Феодора Студита (краеугольный камень всего русского монашества) – еще ждет своего выхода в свет. Прав был о.Герман, говоря, что их книги обретают ценность только в условиях их жизни. Это не значит, что монашеское чтение должно печататься только монахами. Правильнее сказать, книги Братства, как и «Православное Слово», рождались в подвижничестве – отсюда их особая духовная заряженность. Кладезь выдающихся православных писаний воистину бездонен – нужно только переводить и печатать, и как сокрушался о. Серафим краткостью отпущенного ему времени. Он писал Алексею Янгу: «Порой мы предаемся мечтаниям: будь у нас еще 2–3 брата-единомышленника, тогда бы и перевод и печатание пошли бы вдвое-втрое быстрее, но суровая действительность напоминает -только страданием можем добиться мы наилучшего результата. Иной раз мне кажется, что мы чересчур «разжевываем» духовную пищу страждущему читателю, как бы их не затошнило от обилия такой «жвачки " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Этот нелицеприятный отзыв об архимандрите Серафиме объясняется если не прямым препятствием, то, во всяком случае, не очень большим желанием Победоносцева способствовать делу канонизации, а также оправданием той оценки, которую дали «лица духовного чина» (вполне возможно, что это были члены Синода) всем попыткам инициаторов причислить к лику святых столь явного чудотворца, каким был старец Серафим. Однако обер-прокурор К. П. Победоносцев вскоре был вызван на прием к Государю, где ему было объявлено о необходимости незамедлительно поставить на заседании Святейшего Синода вопрос об открытии мощей преподобного Серафима Саровского . Витте С. Ю. в своих воспоминаниях рассказал о том, что обер-прокурор Святейшего Синода был приглашен на завтрак к императорской чете, где ему было предложено представить указ о провозглашении Серафима Саровского святым. На замечание Победоносцева о том, что святыми провозглашает Святейший Синод после ряда исследований, императрица сказала, что «Государь всё может» 56 . Используя свои связи в придворных кругах, в частности, благодаря знакомству с великой княгиней Милицей Николаевной, дочерью черногорского князя Николая, архимандрит Серафим сумел встретиться с Императором Николаем II, поднес ему книгу и нашел в нем своего единомышленника по поводу открытия мощей преподобного. При обсуждении вопроса о канонизации в Святейшем Синоде оказалось, что практически почти весь Синод был против. На открытии мощей настаивали лишь Государь, товарищ (т. е. заместитель) обер-прокурора В. К. Саблер и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . Николай II своим указом распорядился провести освидетельствование останков старца Серафима Саровского . Основным оставался вопрос: существуют ли нетленные мощи старца? По решению Императора в августе 1902 г. митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру, епископам Тамбовскому и Шацкому Димитрию, Нижегородскому и Арзамасскому Назарию, присоединив к себе суздальского архимандрита Серафима и прокурора Московской Синодальной конторы князя A.A. Ширинского-Шихматова, было поручено провести предварительное освидетельствование останков преподобного Серафима. Освидетельствование показало, что нетленных мощей не существует. Это еще более смутило Святейший Синод. Митрополит Антоний (Вадковский) , выступавший за канонизацию преподобного Серафима, сделал специальное заявление в печати, где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их. В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября. н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. Основатели монастыря – преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы – не оставили нам своего жития, которое несомненно существовало; сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Свидетельством их богоугодной жизни стало множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». Составлен он был по благословению игумена Дамаскина; выдержки из него приводим далее. Великие угодники Божии, преподобные Сергий и Герман, и по своем успении продолжают подавать исцеления и творят многие чудеса, которые обильно изливаются от их цельбоносных мощей всем с верой к ним приходящим. Преподобные отцы наши Сергие и Германе, молите Бога о нас! Предание о святых мощах преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев Есть в Валаамской обители предание, идущее от старцев, современных игумену Назарию, что когда сей благочестивый настоятель созидал Соборный Преображения Господня храм на Валааме, то при рытии под основание его рвов видимы были гробницы преподобных Сергия и Германа, стоящие в склепе, прикрытом каменною плитою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прочие книги, изданные Братством, были в основном духовными поучениями. В 1978 году отцы начали печатать серию книг «Малое Русское Добротолюбие», сборник подвижнических трудов исключительно русских подвижников XIX века. Первый том был посвящен преподобному Серафиму Саровскому , второй – игумену Валаамскому Назарию, духовному отцу преподобного Германа Аляскинского. Уже после кончины отца Серафима вышел в свет третий том – о самом преподобном Германе с его духовными наставлениями, первоначально переведенными отцом Серафимом для «Православного слова». Вышел и четвертый том – тоже в переводе отца Серафима: поучения блаженного Паисия, а за ним – еще один том, посвященный житию и учению недавно канонизированного русского святого Феодора Санаксарского . В начале 1970-х годов отец Серафим перевел «Душеполезные поучения» аввы Дорофея , пустынника VI века, известные как «азбука монашества». С благословения архиепископа Аверкия и протоиерея Михаила Помазанского отцы готовились напечатать эту книгу как своеобразный дар современному монашеству. Но тогда другое издательство опередило их. Уже после смерти отца Серафима Братству удалось выпустить его перевод поучений преподобных Варсонофия и Иоанна и аввы Дорофея . И еще одна переводная работа отца Серафима – Правило преподобного Феодора Студита (краеугольный камень всего русского монашества) – еще ждет своего выхода в свет. Кладезь выдающихся православных писаний воистину неисчерпаем – нужно только переводить и печатать, и как сокрушался отец Серафим краткостью отпущенного ему времени. «Порой мы предаемся мечтаниям, – писал он в письме, – будь у нас еще два-три брата-единомышленника, тогда бы и перевод, и печатание пошли бы вдвое-втрое быстрее, но суровая действительность напоминает: только страданием можем добиться мы наилучшего результата. Иной раз мне кажется, что мы чересчур “разжевываем” духовную пищу алчущему читателю, как бы их не затошнило от обилия такой “жвачки”. 1108 Всему Бог назначил свое время. Книги эти были выстраданы, они рождались в условиях тяжкого иноческого труда, трудностей и нищеты, – отсюда их особая духовная заряженность, которой иначе не могло бы быть. Перелистайте напечатанную вручную (!) «Северную Фиваиду» или «Блаженного Паисия», вглядитесь в ее с любовью подобранные иллюстрации, вчитайтесь в каждое слово, рожденное в муках, дабы не утерять подлинный аромат древней рукописи. И тогда с тонких бумажных страниц на вас повеет жизнью иной, отрешенной от безумной круговерти повседневного коловращения; жизнью, возвращающей нас к более простым временам и, однако же, все еще достижимой сегодня, жизнью, исполненной борьбы; жизнью, лишенной мирских соблазнов и рассеянности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Обитель Валаамская неусыпным попечением его как бы возрождена из запустения и умножена братством. Пред поступлением в оную старца Назария, там были: Строитель, один монах, два белые Священника, но и те по несчастному случаю, все утонули. Почему около года священнодействовал только сам Назарий. 1785 года в Мае месяце Назарий удостоен сана Игумена. В обители им введен строгий церковный служебный порядок и приобретены от Царских щедрот угодья на постоянное содержание оной. Однажды случилось по делам монастырским Отцу Назарию быть в С. Петербурге; шел он по Выборгской стороне с другим подобным ему старцем. В это время Великий Князь Павел Петрович выехал за Неву реку, где увидевши их в весьма убогом рубище, спросил: откуда вы и что за старцы? И узнавши из ответа, что один из них был Игумен Назарий, лично благодарил его за успешнейшее восстановление Валаамского Монастыря, ибо он уже слышал много доброго о старце Игумене, славившемся духовною опытностью и попечительностью о благе обители. Игуменом Назарием в Валаамском монастыре устроено было три рода жизни: общежительной, скитской и пустынной. Слава о сем распространилась даже за границы России, так что из Афонских гор, будучи побуждаемы священным любопытством, многие приходили на поклонение Валаамским чудотворцам Сергию и Герману и с удивлением смотрели на устройство сей обители, которую иные даже предпочитали монастырям Афонским. Сей достойный блаженной памяти старец, Игумен Назарий, имел особенный дар прозорливости и дальновидности, так что узнавал иногда без испытания мысли человеческие, характеры и склонности, и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков, какие прозорливо примечал в нем. Управляя Валаамским монастырем, Отец Назарий при трудах по постройке монастыря, и разных келлий для жительства братии, по различию вышесказанных трех родов жизни монашеской, им на Валааме введенных, успевал по временам и нуждам посещать разные города и губернии. Во время пребывания своего в монастыре он имел отшельническую келью, в которую удалялся на целые недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Пристав Наумов однажды указал архимандриту Иосифу на его поведение, на что Иосиф ответил, что царь не давал Степану никаких распоряжений насчет Иосифа – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 18 – 20а, 21а; Соловьев 1991, 260 – 261. Осенью 1668 г. архимандрит Иосиф заболел и в октябре отправил письма патриарху Иоасафу, митрополиту Сарскому и Полонскому Павлу, брату иерею Назарию с просьбой о возвращении – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 26а, 27, 28. Однако не только недуг архимандрита торопил его с отъездом: Иосиф перестал ладить с Никоном, приставом и властями Ферапонтова монастыря. 8 ноября 1668 г. в Ферапонтов монастырь из Москвы прибыл стрелецкий голова Юрий Петрович Лутохин; ему Иосиф подал изветную челобитную, в которой объявил «страшное государево слово и дело, измену бывшего патриарха монаха Никона и пристава Наумова» и умолял Лутохина забрать его в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, л. 140а, ч. I, л. 26а – 28, 94а – 95; Николаевский 1886, 31. 15 ноября в челобитной царю пристав С. Наумов, ссылаясь на полученные от келаря Макария Злобина, игумена Афанасия и стрельца Якимка Евсегниева сведения, сообщал, что в трапезе на заутрене архимандрит Иосиф обвинял Никона в измене и признавался, будто знает о Никоне такие дела, которые хочет сообщить, но только царю. Иосиф говорил также, что обо всех «делах» Никона знает черный дьякон Ферапонт, который живет в Вологде в Софийском доме, и заявлял, что Никон тайно через караул посылает от себя с письмами монахов Ферапонтова монастыря, в частности монаха Виктора, и уследить за Никоном невозможно – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 148 – 149. По извету архимандрита началось расследование. 19 ноября в челобитной властям Кириллова монастыряпристав С. Наумов сообщал о задержании дьякона Ферапонта и препровождении его в Кириллов монастырь для строгого содержания – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 30. 25 ноября голова московских стрельцов Василий Бухвостов допрашивал братию Воскресенского монастыря о связях с патриархом Никоном .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В честь юбилея петербургской святыни губернатор преподнес в дар наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископу Кронштадтскому Назарию список иконы Божией Матери из Храма на Горе Афон. Георгий Полтавченко особо отметил, что именно сегодня, в день юбилея Лавры, в Петербурге возродилась давняя добрая традиция проведения крестного хода по главной улице города. Губернатор выразил уверенность, что теперь с каждым годом все больше людей будет участвовать в крестном ходе, в общегородском и общероссийском празднике, посвященном Александру Невскому. К собравшимся на площади обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель благословил раздать участникам торжеств иконки с изображением святого благоверного князя Александра Невского. Затем учащиеся школ Петербурга, носящих имя Александра Невского, подарили цветы ветеранам Великой Отечественной войны — кавалерам ордена святого благоверного князя Александра Невского. По традиции, школьниками и членами Клуба кавалеров ордена Александра Невского были возложены гирлянда и цветы к могилам кавалеров ордена Александра Невского. К памятнику Александру Невскому были возложены цветы от председателя Совета Федерации, от Русской Православной Церкви, от Правительства Санкт-Петербурга и от Законодательного собрания Санкт-Петербурга. По площади, носящей имя великого полководца, торжественным маршем прошли воинские подразделения и курсанты высших военных учебных заведений, с возданием воинских почестей князю Александру Невскому. Под аккомпанемент духового оркестра торжественный маршем по площади перед сенью со святынями прошли военнослужащие Санкт-Петербургского гарнизона, курсанты Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России, рота почетного караула Западного военного округа, военный духовой оркестр штаба Западного военного округа. Святейший Патриарх Кирилл, архиереи и гости праздника поклонились мощам благоверного князя и Казанской иконе Божией Матери. Затем в братской трапезной лавры состоялся праздничный прием по случаю 300-летия основания обители. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 300-летием основания Александро-Невской лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил председателя правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллера орденом «Славы и чести» II степени. Также состоялось награждение благотворителей, принимавших участие в подготовке к юбилейным торжествам.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/12/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юбилей, вызывающий грусть и радость В Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства 01.02.2018 724 Время на чтение 5 минут Сегодня, 1 февраля, в день памяти священномученика Петра Скипетрова, в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства, сообщает корреспондент «Русской народной линии», принимающий участие в торжествах. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины – 1 февраля 1918 года – считается днем основания Александро-Невского братства. В Свято-Троицком соборе обители была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении насельников монастыря и сонма духовенства. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, председатель Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга митрофорный протоиерей Александр Пелин огласил поздравительное послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства. По завершении Литургии прошёл крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры, где был совершён благодарственный молебен. Затем у памятника «За Веру Христову пострадавшим» была отслужена лития по всем безвинно убиенным в богоборческие времена. Крестное шествие завершилось у Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова. Священнослужители возложили цветы к мемориальной доске . Торжества завершились праздничной трапезой и экскурсией по Александро-Невской лавре. Члены Александро-Невского братства молитвенно помянули новопреставленного протоиерея Александра Ивановича Половинкина , заслуженного деятеля науки России, доктора технических наук, профессора. Сегодня состоялось его отпевание и погребение.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/yu...

В 1801 году о. Назарий испросил себе увольнение на покой. Сперва он уединился на Валааме в своей отшельнической келлии, куда удалялся и раньше, занимаясь молитвою и рукоделием. Но обстоятельства принудили его покинуть Валаам. Выбирая место для пустынножительства, о. Назарий отправился в область черноморских казаков. По дороге, в Воронежской губернии, о. Назарий пристал однажды у одного священника. Когда пришло время для служения воскресной всенощной, священник объявил старцу, что он никогда не служит, так как храм бывает пуст, и не для кого служить. — Храм не может быть пуст, — отвечал старец, — в нем находится ангел, блюститель престола Господня. И потом, если не пойдут прихожане, то пойдут ангелы, хранители душ их; ибо при всяком славословии Божием ангелы первые бывают и сослужители и сославословители, и они бы наполнили вашу церковь. Если бы вы молились о пастве вашей, Господь повелел бы ангелам возбуждать их души к молитве. Какой же ответ, в день страшного суда, дадите вы о погибели ее, когда не употребляете никаких мер для ее спасения! Священник просил старца наставлять его, и о. Назарий посоветовал немедленно отслужить всенощную, которую они вместе и отправили по чину. В церковь пришли старики, созвали еще кой-кого из своих, так что всего собралось до 30 человек. При выходе из церкви старец пояснил необходимость ходить в церковь. К обедне народу собралось несколько больше. После обеда стал собираться на погост народ, для веселья. “Пойдем и мы, сказал о. Назарий священнику, возьмите Четью-Минею”. Придя на погост, они сели, и священник стал читать житие дневного святого, в промежутках о. Назарий говорил от себя наставления. Сперва подошли старики, потом кое-кто и помоложе. Ежедневно священник стал служить обедню, и число прихожан умножалось, о. Назарий не пропускал случая беседовать, пока не отправился в дальнейший путь. Не найдя себе удобного места в земле черноморских казаков, о. Назарий поехал назад чрез то же село, и как раз прибыл туда в воскресный день, к благовесту. Народу было у церкви множество, и народ с восторгом встретил старца, которого успел полюбить. После обедни священник, указывая о. Назарию на то, что не только храм, но и паперти полны молящимися, сказал предстоящим, что это — плод молитв о. Назария. До конца жизни о. Назарий поддерживал переписку с этим священником.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010