Узнав, чем именно подвигнул я милосердого Бога на гнев против себя, я после обедни поспешил к настоятелю обители, отцу игумену Назарию, и, пав к ногам его, поведал ему мой грех, и просил у него со слезами прощения. Выслушав исповедь мою, отец Назарий с любовию простил меня во всем, но при этом подтвердил блюстись на будущее время от подобного греха. — Аще потеряешь благодать, — говорил он мне, — то не скоро обрящешь ее потом. Много и еще говорил он в назидание мое: как, например, обращаться с братией и как хранить иноческие обеты. После принесенного мною покаяния, я хотя более не чувствовал смрада в церкви во время Божественных служб, однако ж, Господь не удостоивал меня несколько времени и тех благодатных ощущений, которых прежде сподоблялся я, многогрешный, во время совершения Божественной литургии. Глубоко чувствовал я эту потерю и беспрестанно повторял: согрешил, Господи, прогневал благодать Твою. Но прошло с месяц, и Господь снова умилосердился надо мною. Стоя за Божественною литургиею со вниманием и страхом, я, во время призывания иереем Святаго Духа, ощущаю, как и прежде, чудное благоухание, исходящее из алтаря от Св. Престола, — и душа моя чувствует такую радость, какой и описать нельзя; могу только сказать, что, если бы кто в это время показал мне горы золота и обещал дать их в собственность, я отверг бы предложение, даже не взглянул бы на эти горы… По неисповедимым судьбам Божиим и по моим грехам в настоящее время благодать Господа скрылась от меня. Я сетую об этом, чувствую свою греховность, но не отчаиваюсь в милосердии Господнем; только дай нам, Господи, быть при Святой Матери Нашей Церкви, о грехах своих покаяние приносить, милость Божию и прощение грехов получить и Единаго в Троице Бога хвалить, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Повторяю вам, любимцы мои: все то, что только сообщил я вам здесь, все это сущая правда. С Божиею помощью и по молитвам отца игумена Назария я, неразумный, написал сие сказание для того, чтобы люди, погруженные, как и я прежде, во тьму заблуждения раскольнического, познали матерь свою, Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Но на деле не было и не могло быть подобного. Дядя Филарет, если и давал Яше какие гостинцы из сластей, или деньги по целковому, по талеру, иногда и по золотому, то всё это делилось на части для раздела с родными, а также для нищих и на свечи в церковь . Дядя и сам раздавал нищим по временам в присутствии Яши или даже через руки его. Какого-либо баловства нельзя было допустить тем более, что при Филарете был келейный о. Назарий, который не давал спуску и самому Филарету, и отличался вообще суровостью и ворчливостью. Покойный владыка Антоний говаривал, что он Назария больше боялся, чем дяди. Назарий бывало, частенько меня понукивал и потыкивал, разумея под этими выражениями обычные слова: ну... ты... В особенности же неприветливость его ко мне выражалась в сказанных словах тогда, когда он видел или узнавал, что дядя-Владыка давал мне деньги или приказывал купить для меня гостинцы или что-либо по части одежды. Тут-то доставалось и самому Владыке, к которому о. Назарий обращался тоже на-ты и на-ну 40 . О. Назарий не был скуп в нехорошем смысле, но крайне бережлив; тогда как владыка Филарет был щедродатлив до последнего... Помню, – рассказывал преосв. Антоний 41 , – приезжала в Калугу повидаться с владыкою Филаретом родная его сестра Анна Егоровна Красина (мать Якова Козмича Амфитеатрова). Погостивши довольно в нашей семье, равно, как ежедневно бывавши у Владыки даже при знатных гостях, стала она собираться домой. При последнем расставанье владыка Филарет сказал ей: «А что сестра?! ведь надо тебе дать денег на дорогу». «Нет, братец, отвечала она: слава Богу, я не нуждаюсь; на своих лошадках приехала, на них спокойно доеду и до дому». «Ну нет, сестра, ты уж не отговаривайся, настаивал владыка: Я ведь знаю, что найдутся из родных же и знакомых с недобрыми языками, и тебе же первой будет от них жутко. Вот-де к братцу-то, архиерею, прокатилась, да ни с чем возвратилась». При этом Владыка обратился к находившемуся тут же о. Назарию: «Нет ли у тебя моих денег в достаточном запасе или позови ко мне эконома».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

С помощью благотворителей, лет в восемь возведено было все монастырское здание, в окружности слишком 140 сажень. На восточной стороне возвышался каменный двухэтажный собор о пяти главах с обитыми жестью крестами и над папертью его поднялась каменная 18-ти саженная колокольня; по обеим сторонам собора над монастырской кровлей появились кресты и главы церквей Успенской и Никольской. При закладке этого собора с церковью во имя св. Сергия и Германа над нетленными их мощами было откровение Валаамскому иноку Иннокентию, в котором чудесно выразилось благословение первооснователей Валаамской обители к созиданию сего храма. Событие сие происходило в самый день закладки каменного собора. Инок Иннокентий, возвратясь от заутрени, вздремнул в своей кельи и во время этого краткого сна Господь сподобил его видеть знамение, что созидаемый храм есть жертва Богу приятная. Старцу казалось: в монастыре необычайное стечение разного народа и все ожидают прибытия высокопреосвященного митрополита Гавриила для положения основного камня. Вскоре явился сам Владыка, облаченный в мантию и с жезлом архиерейским в руке; по обе его стороны шли два святолепные схимника. Приблизясь к месту, где почиют многоцелебные мощи преподобных Сергия и Германа, они остановились, осенили крестным знамением святую могилу и все пространство, назначенное под строение – и стали невидимы. Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю игумену Назарию о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя великого своего подвига. Около этого же времени для скитских братий, в полуторе верст от монастыря, построены были шесть каменных небольших келий и среди их каменная же небольшая церковь 39 . Тогда же, вблизи монастыря, построены были два каменные дома для рабочих, каменный дом для странников и каменная же пустынная келья отца Назария – место повременного духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Прошение и. д. доцента Академии Н.Л. Туницкого: «Имею честь покорнейше просить Совет Академии обратиться к Управлению Киевского Михайловского Златоверхого монастыря с просьбой о продлении срока высылки из библиотеки этого монастыря в Академию рукописей за 490 (1649), в двух томах, и за 492 (1651) еще на два месяца. Означенные рукописи необходимы мне для корректирования издаваемых по ним поучений. Почтительнейше прошу Совет Академии при этом сообщить управлению монастыря, что они хранятся в полной исправности и неповрежденности в академической библиотеке». Определили: Просить Преосвященного Настоятеля Киево-Злато-Верхо-Михайловского монастыря о продлении исправляющему должность доцента Академии Н.Л. Туницкому срока пользования рукописями монастырской библиотеки под 490 и 492 – еще на два месяца. XI. Отношение Грузинского Общества Истории и Этнографии, от 30 марта за 141: «Совет Грузинского Общества Истории и Этнографии имеет честь препроводить в Московскую Духовную Академию свои первые издания: «Древности Грузинские» т. II —54— и I том сборника Груз. Общ. Ист. и Этн. под названием «Древняя Грузия» и обещает и впредь присылать по одному экземпляру всех своих изданий. При этом Совет просит не отказать высылать в библиотеку Общества по одному экземпляру изданий Духовной Академии. Адрес Совета Общества: Тифлис. Тифлисское Дворянское Депутатское Собрание». Определили: Поручить редакции академического журнала «Богословский Вестник» высылать с текущего 1910 года в Совет Грузинского Общества Истории и Этнографии один экземпляр журнала. XI. Прошения на имя Преосвященного Ректора Академии вольных слушателей академических лекций: а) Священника Андрея Аменицкого: «Вынужденный по состоянию своего здоровья оставить Академию, покорнейше прошу Ваше Преосвященство уволить меня из числа вольнослушателей вверенной Вам Академии и разрешить мои документы выдать мне на руки для представления в Черниговскую Духовную Консисторию». б) Николая Кузьмина: «Покорнейше прошу Ваше Преосвященство исключить меня из числа вольнослушателей вверенной Вам Московской Духовной Академии. Еще покорнейше прошу не найдете ли возможным Ваше Преосвященство выслать мне вместе с моими документами удостоверение о том, что я действительно слушал лекции в течение трех лет в стенах Моск. дух. академии. Это просимое мною у Вашего Преосвященства удостоверение я должен до 2-го мая сего 1910 года доставить с другими документами Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Назарию, Архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Председателем Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь назначить архиепископа Егорьевского Матфея, викария Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 55 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Санкт-Петербургской митрополии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященному Назарию, епископу Кронштадтскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, быть епископом Кузнецким и Никольским с освобождением его от должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 2. Преосвященному Вениамину, епископу Ардатовскому и Атяшевскому, быть епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры с освобождением его от управления Ардатовской епархией. 3. Временное управление Ардатовской епархией поручить Преосвященному митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. 4. Преосвященному Игнатию, епископу Выборгскому и Приозерскому быть епископом Минусинским и Курагинским с освобождением его от управления Выборгской епархией. 5. Преосвященным епископом Выборгским и Приозерским быть епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с освобождением его от управления Выксунской епархией. 6. Временное управление Выксунской епархией поручить Преосвященному митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.   ЖУРНАЛ 56 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 11.03.2020 г. (журнал 15). Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051883...

По воцарении Павла графа Самойлова сменил князь Алексей Куракин, в год с небольшим получивший первый чин, первое звание и первый орден империи. Головокружительное возвышение требовало сильных крыльев. Услуживать императору приходилось неустанно. Книга мудрая и премудрая обнаружилась в кабинете Самойлова как нельзя кстати. (Не любимец ли Куракина, служивший в его канцелярии титулярный советник Михаила Сперанский обратил на нее внимание?) Смелого, мужественного, честного христианина, который не устрашился всесильной развратницы, мужеубийцы, похитительницы престола и накликал на нее смерть, немедля предъявили Павлу Петровичу. «Император же Павел принял отца Авеля во свою комнату, принял его со страхом и с радостию и рече к нему: „Владыко отче, благослови меня и весь дом мой: дабы ваше благословение было нам во благое“». В благодарность за оказанные мистические услуги послушник был отведен в Александро-Невскую лавру и по именному указу царя митрополитом Гавриилом посвящен в сан инока. Спустя год брат Авель вернулся туда, где началась его иноческая жизнь, — на Валаам, к отцу игумену Назарию. И тут случилось то, чего никто не ожидал. Брат Авель ничему не научился из опыта девятимесячного пощения в Шлюшельбургской крепости. Он принялся за старое. Спустя три года на Валааме была составлена другая книга, подобная первой, и еще важнее; отдал ее брат Авель отцу игумену; тот, показав отцу казначею и некоторым из братии, отослал правящему архиерею, в Петербург. «Митрополит же… видя в ней написано тайная и безвестная, и ничто же ему понятна; и скоро ту книгу послал в секретную палату, где совершаются важные секреты и государственная документы». Как раз в это самое время генерал Пален завершал плетение паутины дворцового заговора; в нитях этой паутины уже начал запутываться наследник престола; ее серебряная вязь коснулась армии и полиции. Тучи над троном сгустились — все это чувствовали. Опасному сочинению странного монаха вновь дали ход: генерал Макаров, сменивший на боевом посту павшего Куракина, доложил Павлу; Павел разгневался — Авеля снова отправили в крепость; и снова на 9 месяцев 10 дней.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

- Каким образом? - Однажды «благодаря» мне на острове произошел инцидент… Я не буду рассказывать, что именно случилось, об этом знают трое - мой брат, отец Назарий и я, - но когда я приехал туда в следующий раз, брат сказал: «Тебе отец Назарий запретил приезжать». Я не мог с этим смириться: как это так, мне все позволено, а туда нельзя! Пошёл к отцу Назарию, и он - совершенно неожиданно для меня - с любовью сказал мне: «Леша, ты вообще задумывался, зачем ты живешь, что делаешь в жизни?» Отец Назарий, знаете, настоящий «ловец человеков». Вроде мы недолго беседовали, но с этого момента, видимо, и началось мое движение вперед. НА ПАСХУ ПО ЛЬДУ - Само собой всё стало образовываться в мыслях моих, да и в жизни. Господь сподвиг меня к покаянию. Я подумал: наступает Великий пост, надо приготовить себя. И пошёл к замечательному человеку - отцу Сергию Белькову, который был тогда настоятелем Коневского подворья в Санкт-Петербурге. Всегда, когда я сталкивался с церковными людьми, меня поражала их готовность в любой момент тебя принять. Было Прощеное воскресенье, я приехал почти уже ночью, звоню и звоню. Отец Сергий встал, открыл мне, я говорю: «Так и так, мне надо исповедоваться». Отец Сергий сказал: «Хорошо». Поисповедовал меня, сказал: «Давай, начинаем подвиг, откажемся от того и от этого в твоей прошлой жизни. В воскресенье пойдёшь в ближайшую церковь, причастишься. Читай, познавай, если будут вопросы - заходи». Так я вошёл в свой первый Великий пост. Были такие мысли: сначала, мол, попробую, не понравится - брошу. Стал я ходить в Смоленскую церковь на Васильевском острове, Конечно, возникали у меня вопросы. К священникам обращаться было неловко: я понимал, что они люди очень занятые. И стал разговаривать с матушками, которые в храме работали. На Страстной седмице поехал в монастырь. Так устроилось, что с работы меня мой партнер по бизнесу отпустил. Он сказал: «Я сам справлюсь, но чтоб не больше недели». Приехал на остров, мы по льду туда пешком шли, мне дали послушание - дрова колоть. Целую неделю ходил на службы, ещё плохо всё понимал, но чувствовал: что-то должно произойти в день Воскресения Христова. Перед Пасхой начались шторма. Я в ужасе - как домой-то поеду, ведь обещал вернуться через неделю! Тогда настоятелем был отец Мстислав, тоже замечательный человек. Говорит: «Не волнуйся, Господь управит». - «Да как управит, - говорю я, - посмотрите, что делается!» А на следующую ночь после Пасхи шторм прекратился, всё замёрзло, и мы с отцом Мстиславом и ещё одним человеком спокойно перешли по льду на материк.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

19 Делясь с о. Назарием первыми впечатлениями из своей жизни на Кадьяке, архимандрит Иоасаф, между прочим, писал ему от 19 мая 1795 года: «На Кадьяке зимою более 6,000 окрестили, и так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли. Вы хотя и стращали вас нагими, но благодаря Бога о целомудрии имеют понятие; хотя не нарядны, однако не нагие, и опрятнее еще русских ходят: платье носят хотя небогатое, из птичьих шкурок, но длинное, до пят и без пол, сшитое наподобие стихаря: одна прореха только голове пройти. Отец Герман у меня в хлебне с отцом Иосифом, бывшим Козьмою Алексеевичем; о. Макарий Коневский, сверх моего чаяния, по здешнему месту весьма способен. Я думал, что и не доедет, а он почти один половину острова объехал, крестил и венчал, а на сем транспорте отправился на остров Уналашку и другие близь него лежащие острова крестить. Афанасий тут учится службе, а больше за огородами ходит, да землю роет. Отец Нектарий, также добрый иеромонах Ювеналий довольно рачительны, а брат его, произведенный в иеродиаконы, отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравый, услужливый и умный, что хотя бы из валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту. За ваши святые молитвы мне Бог создал братство доброе и любовное... Всех отцов валаамских, любезное братство, прошу о неоставлении нас, дикарей, в молитвах, а мы всегда в суетах и посреди мира». 21 В свите преосв. Иоасафа были между другими иеромонах Макарий, доблестный просветитель алеутов. и иеродиакон Стефан (из офицеров), которые также погребены были в бездонной утробе океана. 22 Он, между прочим, оставил после себя интересный дневник о своем путешествии в Америку и пребывании там. Дневник этот, как нам известно, издается Валаамским монастырем ко дню юбилея. 23 На это намекал уже раньше монах Герман, именно в своем письме к о. Назарию от 22 мая 1795 года. См. «Валаам. Монастырь» стр. 125. А о.Макарий, не находя другого способа довести до сведения правительства об обидах туземцам, сам нарочито ездил в С.-Петербург в сопровождении партии алеутов (в 1798 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

При закладке этого собора с церковью во имя св. Сергия и Германа над нетленными их мощами было откровение Валаамскому иноку Иннокентию, в котором чудесно выразилось благословение первооснователей Валаамской обители к созиданию сего храма. Событие сие происходило так в самый день закладки каменного собора. Инок Иннокентий, возвратясь от заутрени, вздремнул в своей келлии и во время этого краткого сна Господь сподобил его видеть знамение, что созидаемый храм есть жертва Богу приятная. Старцу казалось: в монастыре необычайное стечение разного народа и все ожидают прибытия высокопреосвященного митрополита Гавриила для положения основного камня. Вскоре явился сам Владыка, облаченный в мантию и с жезлом архиерейским в руке; по обе его стороны шли два святолепные схимника. Приблизясь к месту, где почиют многоцелебные мощи преподобных Сергия и Германа, они остановились, осенили крестным знаменем святую могилу и все пространство, назначенное под строение – и стали невидимы. Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю игумену Назарию о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя великого своего подвига. Около этого же времени для скитских братий, в полуторе версте от монастыря, построены были шесть каменных небольших келлий и среди их каменная же небольшая церковь 36 . Когда же, вблизи монастыря, построены были два каменные дома для рабочих, каменный дом для странников и каменная же пустынная келья отца Назария – место повременного духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства. В 1789 году освящена была соборне нижняя церковь собора во имя преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев; в 1798 году освящена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая; в 1794 году – Преображенский собор и придел его во имя св. Апостол Петра и Павла и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1805 году, при игумене Иннокентии в Преображенском соборе сделан был вновь деревянный иконостас, который, по заключённому договору, тогда же был и вызолочен мастером Иваном Сиверсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

марта 23». 35 Опись таких дел по документам Кириллобелозерского монастыря приведена в Чтен. общ. ист. 132, 134–135, 152–157. 37 Эти две челобитные архимандрита Иосифа с письмом его такого же содержания на имя его брата священника Назария Федоровича находятся в госуд. архиве; на обороте последнего письма подпись: «Отдатися грамотка на Москве в Чудов монастырь ризничему дьякону Андреяну, а ему бы пожаловать отослать не замешкав за тверские ворота на Козье болото священномученика Фрола священнику брату Назарию. 40 Весьма интересный в этом отношении документ помещен в «Летописи зааятий археографической комиссии». Спб. 1864 вып. II стр. 67–68. 44 Челобитные его государю за время от 1666 по 1668 год о выдаче ему содержания находятся в «греческих делах» московского главного архива иностранных дел за 7174 г. 3 и 7176 г. 2. 47 Родной брат митрополита Афанасия, Юрий Антонов, в челобитной поданной государю в 1673 году, писал, что он по смерти митрополита оставался жить в Желтоводском монастыре, был свидетелем разорения этого монастыря от казаков во время разинского бунта; после смутного времени по указу п. Иоасафа взят в Москву и помещен на Кирилловском подворье; жил здесь целый год и после царского указа о высылке греков из Москвы на родину просил государя об этом отпуске и для себя. (Греческие дела в москов. архиве за 7181 г. 12). 52 Поблагодарив за присылку Илариона Лопухина с товарищами, Никон прибавляет: «Дай вам, государем, таких добрых людей много добра вам желающих, а не дай вам Господи Ивана Образцова, Андрея Веригина и Юрия Лутохина». (Дело в госуд. архиве). 56 Ист. Соловьева т. 1 339–341 и выписка из донесения Лопухина, представленная государю 11 июня 1672, в госуд. архиве. 57 Приводим это неизвестное в печати письмо, интересное и по своему спокойному тону и по указаниям на многие частные факты из жизни патриарха Никона. «Великому Государю Алексею Михайловичу богомолец ваш государев смиренный Никон патриарх о вашем государевом душевном спасении и о телесном здравии Бога молю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010