«Человек начинается с любви» В греческом языке у любви три имени: эрос, филия, агапе. В жизни необходимы все три вида для того, чтобы по-настоящему любить жизнь. Лекция протоиерея Димитрия Сизоненко. В нашем языке слово «любовь» имеет множество значений. Есть любовь-страсть, есть дружба; есть любовь, которая берет, и та, которая дает. Есть безумная, есть мудрая любовь. Есть любовь, о которой мы только мечтаем и та, которую мы познаем. Есть великое страдание от неутоленного желания, а есть сила и полнота радости. А еще есть милосердие, кроткое и прекрасное. В греческом языке у любви три имени: эрос, филия, агапе, о которых пойдет речь в лекции. Было бы непростительной ошибкой их противопоставлять друг другу, на самом деле они идут вместе. Это не три разных вселенных, это, скорее, три полюса единого пространства. В жизни необходимы все три вида для того, чтобы по-настоящему любить жизнь. «Луи де Молина — «среднее знание» на стороне свободы» Кандидат философских наук Игорь Зайцев расскажет о том, каким образом концепция Бога, исчерпывающим образом предвидящего всё в мире, совместима со свободой человека. В этой лекции мы поговорим об учении Луи де Молины (1535-1600), иезуита, богослова, деятеля эпохи Контрреформации. Он выработал теорию, демонстрирующую каким образом концепция Бога, предвидящего всё в мире, совместима со свободой человека. А также каким образом непогрешимое предвидение и действие Бога как причины событий мира (включая и свободные действия людей) не означает детерминированности событий. Для решения этой проблемы Молина вырабатывает учение о «среднем знании». «Пасхальный канон и стихеры в старопоморской традиции» Запись (оцифровка кассеты) живого, «народного» богослужебного наонного (хомового, раздельноречивого) пения старопоморской традиции. Старопоморская община федосеевцев деревни Тонкино, Нижегородской области. Головщица — Ксения Леонтьевна. Запись 1980-х или начала 1990-х гг. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание».

http://blog.predanie.ru/article/propoved...

Встречи проходили в здании Комбината монументально-декоративного искусства на Калининском проспекте, напротив высотки СЭВ. Причем оплачивались эти лекции из кассы парткома! Как-то они так ухитрились через общество «Знание» всё обставить. На открытии выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Рядом со своей работой «Три воина» Там выступали С.С. Аверинцев, А.И. Рогов, М.Ф. Антонов, В.И. Карпец, П.Г. Паламарчук, В.В. Нарциссов, Н.К. Гаврюшин, протоиереи Лев Лебедев и Александр Марченков, ныне настоятель чудом уцелевшего тогда, благодаря, в том числе, вмешательству Алексия Валерьевича, храма Марона Пустынника в Якиманских переулках... Аудитория всегда была переполнена. Единственное, побаивались, что может и какой-нибудь сексот затесаться, донести… Впрочем, когда отец Кирилл благословлял начинание, он смело подбодрил: делайте! давайте! И так, по молитвам старца, за все 10 лет действия семинара не было ни одного инцидента. Это при том, что они не пропустили за десятилетие ни одной среды! Ближе к годам Перестройки, когда стали открываться храмы, Алексей Валерьевич уже полностью смог сосредоточиться на служении Церкви. В Протвино расписал храм Всех святых, в земле Российской просиявших. В Вышнем Волочке очень много трудился. У отца Алексия Злобина, в селе Городня-на-Волге Тверской области, в церкви Рождества Богородицы много-много лет реставрировал росписи, потом с внимательной периодичностью подновлял их. В Марьино расписал храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При подготовке Алексеем Валерьевичем с мамой выставки в Союзе художников к 1000-летию Крещения Руси глава Издательского отдела Московской Патриархии митрополит Питирим (Нечаев) благословил помогать им Георгия Шевкунова, тогда еще послушника, ныне – митрополита Псковского и Порховского. На заседании Союза художников по вопросу передачи Оптиной пустыни Церкви. Начало 1990-х гг. Когда передали Церкви Дивеевский монастырь, туда снарядили несколько «икарусов» от Союза художников Потом вместе они создавали Попечительские советы для открытия Оптиной пустыни, Данилова монастыря. Собирали по художникам иконы в дар открывающимся обителям.

http://pravoslavie.ru/126156.html

Что Вы сумели вынести для себя, какую духовную пользу получили? Это ведь, в первую очередь, духовный труд… Безусловно. Вы знаете, мне трудно словами ответить на этот вопрос. Но мне кажется, я попытался ответить на него своей живописью. Это незабываемые месяцы в моей жизни. Я молился, думал о вечном, бывал на скитских службах. Отцы помогали советом, молитвой? Без них и кисть бы не двинулась. Они очень прониклись этой работой. С любовью деликатно что-то советовали или, проходя мимо, благословляли. А то, что унывать не давали, так это точно! Иду я как-то раз со всем своим «художественным багажом» по дорожке в скит, а мне навстречу отец Серафим с отцом Никоном – улыбаются, а отец Серафим показывает на меня и говорит: «Это наш певец скита идет!» Сколько любви в нем! Ну как после такого не вдохновиться? Кисть сама собой и пишет! В итоге написали с отцами 12 работ. Ваша выставка в Козельске – это большое региональное событие; такие мероприятия тут, к сожалению, редкость. Должно быть, на открытии будет много гостей? Очень надеемся, что приедут самые близкие и самые дорогие люди. Мы пригласили московских друзей, педагогов и художников, калужских художников и друзей из Козельска. Будет хороший повод встретиться, обсудить живопись.      Сами виновники выставки будут? Кого Вы имеете в виду? Отцов Оптиной пустыни, разумеется, – наших молитвенников и вдохновителей. Конечно, мы пригласили дорогих батюшек! Какие планы на будущее? Ведь Оптина своих не отпускает... Вот это очень точно! Ну, для начала нужно открыть эту выставку, а вообще хотелось бы написать интерьеры скитских и монастырских храмов. Помощи Божией Вам. И до встречи на открытии! Краткая справка Яценко Илья Вячеславович Родился в 1975 году в Зеленограде. В 1990–93 гг. учился в МСХШ им. Н.В. Томского при МГХИ им. В.И. Сурикова. В 1993–99 гг. учился в МГАХИ им. В.И. Сурикова, мастерская В.Н. Забелина. В 1992–93 гг. – стипендиат гуманитарного фонда «Знание» им. Н.И. Вавилова. 1996 г. – стажировался в Штутгартской академии художеств.

http://pravoslavie.ru/98926.html

Реставрационные мастерские были закрыты и возобновили свои работы только в конце 1930-х годов, при Третьяковской галерее. И исходя уже из новой политической конъюнктуры, в конце 1930-х годов было принято решение о проведении первых экспедиций. Это были формальные, конечно, экспедиции, в такие древние города, как Новгород, Владимир, – для того, чтобы показать мировой общественности, что советское правительство помнит и заботится о памятниках древности. Промысл Божий видится в том, что эти экспедиции, например в Великий Новгород, были организованы перед войной. Их материалы чрезвычайно помогли потом восстановлению памятников, потому что Новгород во время войны был практически полностью разрушен. В донесении Гитлеру один из генералов писал, что «Новгорода нет и больше никогда не будет». А ведь Новгород был городом, который никогда не подвергался никаким нашествиям, никогда не был в руках врагов. И вот оказался в таком положении! Огромное количество разрушений было в Киеве, Чернигове, Смоленске. Вспомним хотя бы великую Успенскую церковь в Киеве. Какой это был памятник!.. Так что собранный во время первых экспедиций научный материал помог в восстановлении некоторых из разрушенных памятников. Но справедливости ради стоит отметить, что сейчас в окрестностях Новгорода не один десяток храмов до сих пор лежит в развалинах. А непосредственно в послевоенный период история церковного искусства и археология как наука поддерживались трудами преподавателей Московской духовной академии – трудами протоиерея Алексия Остапова, Марии Николаевны Соколовой, трудами тех, кто действительно радел об искусстве и по крупицам восстанавливал растраченное, уничтоженное в годы гонений. Отцом Алексием было составлено большое количество воспоминаний, написано множество статей – и все это хранится сейчас в академической библиотеке. Конечно, в машинописном варианте: из его трудов почти ничего не опубликовано, кроме маленькой тоненькой книжки «Пастырская эстетика». В 1970–1990-е годы в целом интерес к церковному искусству несказанно возрос, и опять-таки благодаря политической конъюнктуре. Так называемое «Золотое кольцо России» – это экскурсии, иностранцы, это интерес к русской иконе. Из запасников музеев доставались старинные вещи, которые раньше не принято было показывать. В этот период выпускалось большое количество хорошо иллюстрированной литературы по русскому искусству. Но альбомы-то были изданы, а комментарии к ним, конечно, были написаны в духе советского времени с марксистко-ленинским подходом. Тогда трудились замечательные искусствоведы, которые вынуждены были всю свою работу подгонять под такую позицию. Поэтому только в конце 1990-х годов и в начале XXI века начали появляться некоторые работы, свободные от политического давления. И это важно, потому что церковное искусство не может быть правильно понимаемо вне литургической жизни Церкви.

http://pravoslavie.ru/33493.html

  В жизненном пути о. Александра Меня (1935-1990) и о.А.Шмемана (1921-1983) есть много общих черт. Они были людьми примерно одного поколения, писали на одном и том же языке, служили одной и той же церкви, при том, что о. А. Мень всю свою жизнь провел в Советском Союзе, а о. А. Шмеман — во Франции и Соединенных Штатах. Но, пожалуй, главным в этом их единстве было то, что они оба (как и значительная часть людей их поколения) заново открывали для себя Христа и Его Церковь. Отец Александр Мень вырос в эпоху, когда знание о Христе и церкви в России уже не было «разлито в воздухе», как раньше. Напротив, оно собиралось в противовес всей окружающей советской культуре. Добытое таким непростым образом христианство воспринималось как что-то новое, не переданное с поколениями, но только что обретенное. Этому способствовало и еврейское происхождение о.Александра: при том, что он был крещен в детстве вместе со своей матерью, сознательный выбор христианства и, позже, священства, был так или иначе кардинальным решением. При таком ощущении новизны христианства, отношение к нему о.Александра было именно личным: он сам выбрал его, пришел к нему своими путями (через религиозных философов, через людей из катакомбной церкви, через культуру), сам определил свой путь. В каком-то смысле он уподобился ап.Павлу, который «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествующим апостолам» (Гал 1:16-17). Для окружающей культурной и идейной среды того времени выбор о.Александра был чуждым и враждебным. Отнюдь не будучи диссидентом, о.Александр всю свою жизнь противостоял духу времени. Однако именно в этой среде, не знающей Христа, яснее всего был виден «миссионерский императив» христианства: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:19-20). В свободном и миссионерском восприятии христианства о.А.Меня вера, как ей и подобает, была устремлена не в прошлое, а в будущее. Христианство должно было не противостоять миру и культуре, но привносить в них новое измерение, которого им самим по себе не хватает. И в конце концов, как и в первые века своей истории, оно должно конечно же победить: «идоли бо, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша». И эту победу о.Александр воочию увидел еще при своей жизни: тысячи людей, приходящих в храм, возможность открытой проповеди, начало свободного восстановления церковной жизни. Гибель о.Александра была гибелью победителя, достигшего своей цели и засвидетельствовавшего верность ей своей кровью.

http://bogoslov.ru/article/1083016

В 1987 году с непосредственным участием Е.К. Никифорова зарегистрировано просветительское Общество " Радонеж " , которое в дальнейшем учредило три православные школы (1990), радиостанцию " Радонеж " (1991), газету " Радонеж " (1995), портал " Радонеж " , видеостудию, паломническую службу. С 1995 года ежегодно проводятся Фестивали православных теле – и радиопрограмм, собирающие творческие коллективы из более чем 100 компаний России, Украины, Белоруссии, Дальнего и Ближнего Зарубежья. Слышать аудиторию – Евгений Константинович, как вы относитесь к критике своей работы и к известному шутливо-ироничному: " Надо молиться, поститься и слушать радио " Радонеж " " ? – Ну конечно, очень хорошо. Такие пародии дорогого стоят. Это действительно уже " брендовое признание " , как сейчас говорят. Критика – крайне полезна. Я и сам прошу наших слушателей критиковать нас, потому что двадцать лет в эфире выдержать популярность не просто. Приходят новые люди, новые проблемы, новые настроения и если мы не будем их остро чувствовать и отвечать, слушатель просто выключит приемник. Ведь объяснить популярность Радио " Радонеж " монополией уже никак нельзя. Есть и " Град Петров " , и " Спас " , и " СОЮЗ " и множество интернет-проектов. Но мы пока лидеры. А это продукт постоянной обеспокоенности и большого труда. Понятно, что где-то мы обречены на несовершенство, потому что совершенство требует еще и денег, требует средств. Дайте денег – и будет краткость, которая с одной стороны сестра таланта, а с другой стороны производная от денег. – Главное для вас – аудитория? – Безусловно. Что такое профессионализм? Это точное знание своей аудитории. Вы должны ее очень точно слышать, пусть даже она будет маленькой или большой – неважно, но это ваша аудитория. Тысяча, две тысячи, миллион людей – но это ваша аудитория, вы с ней работаете. Соответственно, дальше под эту аудиторию вы делаете свое СМИ. – То есть, куда аудитория скажет, туда и направите свои программы? Полностью потакать своей аудитории нельзя, но она меня кормит, она платит за существование СМИ. Знаете, недавно в одной из наших передач крупный церковный деятель стал обличать нашу церковную публику. Но ведь это же твоя Церковь, и она вот такая, немытая, некультурная. Учи ее, воспитывай, работай с ней понемножечку, но как же можно так высокомерно и пренебрежительно говорить об аудитории?!

http://religare.ru/2_79423.html

Долгое время в церкви располагался лекторий общества «Знание». Уже в 1990-х годах, когда православные храмы стали передаваться Церкви, Ильинскому храму грозила участь стать Дворцом бракосочетания. На фасаде церковного здания появились фигуры обнаженных мужчины и женщины. Но этого не произошло. 5 февраля 2000 года храм Илии Пророка был вновь освящен. Источник: http://www.ryazeparh.ru/ Церковь пр. Божия Илии, находившаяся первоначально подле Спасского монастыря, упоминается в описи церквей 1638 г. В 1679 г. она перенесена из города на посад в старый острог, за Глебовские ворота, где поныне и находится, где прежде стояла деревянная церковь Происхождения честных древ. Вместо деревянной каменная Ильинская церковь построена в 1698 – 99 гг. из обвалившегося Успенского собора подрядчиком Никитою Бухвостовым, вероятно, на архиерейскую казну, так как она до половины XVIII ст. именовалась ружною. Под 1762 г. при ней упоминается придел в честь вмч. Георгия. В 1806 г. придельная церковь значительно была распространена, вместо одного в ней устроено было два престола: в честь Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана; к тому же времени относится и построение колокольни. В 1875 г. дано было дозволение на сооружение нового иконостаса в главном храме и на построение боковых пристроек, в которые были перенесены придельные престолы и иконостасы. При Ильинской церкви имеется неприкосновенного капитала в билетах на украшение храма 15 263 руб. и в пользу причта 8 177 руб. В приходе значится 100 дворов, в коих муж. пола 577, жен. пола 632. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г. В 1638 году в описи церквей впервые упоминается деревянная Ильинская церковь. В 1679 году она перенесена «на посад в старый острог» за Глебовские ворота. Ветхое здание первого храма простояло до конца 17 века и было демонтировано. В 1699 году на этом месте возведена каменная церковь по проекту архитектора Я. Бухвостова. В 1762 году устроен придел во имя святого Георгия Победоносца. В начале XIX века возведена колокольня. В 1806 году созданы ещё два придела: в честь святого Иоанна Богослова и архидьякона Стефана. В 1875 году епархиальное начальство дало разрешение на устройство в храме нового иконостаса и на построение боковых приделов.

http://sobory.ru/article/?object=07108

Мы все это храним в своей памяти, так же как храним и годы Великой Отечественной войны. Смоленск принял удар во много раз превосходящей силы врага. Он не мог в 1941 году сдержать натиск на Москву, но Смоленск и Смоленщина были местом партизанской борьбы. Мы знаем, какое огромное значение наш город сыграл в Великой Отечественной войне, как знаем, что именно здесь, на Смоленской земле, произошла, может быть, самая страшная трагедия Великой Отечественной войны, о которой много не говорили. Здесь Богородицкое поле, здесь место массовой гибели наших солдат и мирного населения. Здесь Соловьева переправа, под которой воды Днепра смешались с кровью. Здесь величайший подвиг и величайшая трагедия, которая, тем не менее, внесла и свой вклад в последующую победу. Нельзя не вспомнить и послевоенные годы, разруху и голод, как люди жили в крепостных стенах, в сараях и землянках. Я застал то поколение смолян, которые делились со мной этими воспоминания. И ведь отстроили город, возродили жизнь на Смоленской земле. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто мирным трудом воссоздал жизнь на Смоленщине. Непростыми были и 1990-е годы. Я помню, как на этой площади, на которой вы стоите, мы, собирая продукты и одежду где только могли, хранили их в этом Богоявленском соборе и раздавали нуждающимся смолянам, а их были тысячи. Но и то тяжелое время позади. Сегодня страна наша набирает сил, и сегодня Смоленск явил совершенно иное лицо обновленного города — красивого, уютного, такого милого вашим сердцам и моему сердцу. Мы не можем сегодня не вспомнить и об особо духоносных личностях и духовно важных событиях в истории Смоленска. Я уже сказал о подвиге мученика Меркурия. Но как не сказать об интеллектуальном, духовном, научном подвиге святого преподобного Авраамия Смоленского, монастырь которого также возрождается сегодня в городе нашем, того самого Авраамия, который был интеллектуальным светочем средневековой Руси. Вокруг него была целая школа, у него были ученики, и знание, образованность, духовная проницательность и опыт преподобного Авраамия распространялись из Смоленска по всей Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3200694.ht...

Мы переживали не раз сложные времена. Когда наступили глухие и мрачные 1990-е, заполучить здание МХАТ захотели и коммерсанты, которые желали превратить театр в эстрадно-зрелищное предприятие. И тогда МХАТ вступил в союз с коллективами, также носящими имя Горького. Это в первую очередь был Институт мировой литературы имени А.М. Горького, который возглавлял академик Ф.Ф. Кузнецов, это был Литературный институт имени А.М. Горького, в то время руководимый незабвенным С.Н. Есиным, большим другом нашего театра. Мы выпустили в труднейшее время спектакль, оформленный великолепным художником В.Г. Серебровским, по пьесе М. Горького «Зыковы». Какие интеллектуально богатые были залы на этом спектакле! Горьковская драматургия покоряла зрителей высотой мысли и чувств. Жизнь спектакля «Зыковы» оборвалась вместе с жизнью исполнителя главной роли Антипы - великолепного артиста Валерия Закировича Гатаева. Сегодня, в год 150-летия со дня рождения писателя, сцена МХАТ имени М. Горького полнится героями его пьес: «Васса Железнова» в постановке Бориса Щедрина, «На дне» - Валерия Беляковича, «Варвары» - премьерный спектакль работы Владимира Бейлиса, «Чудаки» - работа молодого режиссёра Александра Дмитриева. Создатели спектаклей хорошо понимают, с какой высококлассной драматургией работают, какое нужное слово, какую высокую мудрость и знание жизни несут они людям, и поэтому не могут не быть благодарными писателю Максиму Горькому. И второй вопрос, на который мне предложено ответить: об актуальности творчества и личности М. Горького для нынешнего времени. Здесь волей-неволей придётся погрузиться в будни нашей теперешней жизни, будни, удручающие своей неприглядностью. Писатель, не раз воспевший величие Человека, осветивший горизонты героических свершений его и умевший всегда отбросить и победить мрак угнетения личности человеческой, этот писатель сегодня смотрит на нас сквозь прищур мудреца и говорит, как герой великолепного артиста Бориса Андреева в кинокартине «Большая семья»: «Обмельчал ты, Алёшка!»

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/06/gork...

Профессор П.П. Грицаенко, хорошо знавший Николая Неволина, рассказывает: «Я всегда ценил его целеустремленность, глубокое знание профессии, постоянную нацеленность на все новое. Принципиальный во всем, требовательный к себе и окружающим, он не терпел фальши... Среди судебных медиков был авторитетом, профессионалом высокой пробы. Памятником его организаторских способностей стало новое здание бюро, в котором разместилась и кафедра, которую он также возглавлял». Шестиэтажное здание, построенное благодаря неутомимой энергии руководителя Бюро Николая Неволина, по его личной инициативе было освящено. На стене кабинета Николая Ивановича всегда висели иконы его небесного покровителя Святителя Николая Чудотворца и царя-страстотерпца Николая II. Он мечтал со временем создать на территории своего учреждения домовый храм. Одним из важнейших профессиональных достижений Неволина стало создание Приволжско-Уральской ассоциации судебных медиков. Он также был вдохновителем и руководителем «Вестника судебно-медицинской службы» — единственной в России профессиональной газеты судебно-медицинских экспертов. Н.И. Неволиным было опубликовано более 25 научных статей. В 2003 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в последнее время работал над докторской диссертацией, которую собирался защитить в 2010 году. Кроме практической и научной работы Николай Иванович постоянно занимался преподавательской деятельностью и проявил свой педагогический талант, заведуя кафедрой судебной медицины в Уральской медицинской академии. В начале 1990-х годов Николай Иванович принимал участие в исследовании захоронений жертв политических репрессий. Осознание трагических судеб своих соотечественников, вера в Бога, беззаветная преданность своему делу подготовили Н.И. Неволина для предстоявшего ему особого служения. В августе 2000 года в городе Туринске по инициативе братьев из монастыря Всемилостивого Спаса во главе с духовником обители, схиигуменом Авраамом, были открыты мощи выдающегося подвижника преподобного Василиска Сибирского. Во время эксгумации выяснилось, что в захоронении находятся останки не одного, а двух человек. Останки перевезли в Екатеринбург для детального исследования. Монахи, участвовавшие в обретении мощей, предположили, что в меньшем по размеру захоронении находятся останки женщины, вероятно, одной из монахинь Туринского монастыря. Предстояло выяснить, в каком же из найденных гробов почивают мощи пустынника. Однако первый же антропологический анализ дал заключение: именно в этом маленьком гробу почивают останки мужчины, скончавшегося в глубокой старости и испытывавшего при жизни большие физические нагрузки (было известно, что старец Василиск всю жизнь провел в тяжелых телесных трудах).

http://e-vestnik.ru/obituaries/zhizn_sre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010