Ольга Седакова: «Можно жить дальше…» Знаете, мне недавно написали два человека, которых одно и то же мое стихотворение — «Ангел Реймса» — спасло от самоубийства. Один из них живет в Италии, другой — в Швейцарии. Они читали эти стихи в переводе. Появился мир несчастных молодых людей, которые не понимают, зачем жить. Им совсем нечего делать: все кажется никчемным — цивилизация ничего не предлагает сама по себе. 5 апреля, 2012 Знаете, мне недавно написали два человека, которых одно и то же мое стихотворение — «Ангел Реймса» — спасло от самоубийства. Один из них живет в Италии, другой — в Швейцарии. Они читали эти стихи в переводе. Появился мир несчастных молодых людей, которые не понимают, зачем жить. Им совсем нечего делать: все кажется никчемным — цивилизация ничего не предлагает сама по себе. «Вторая культура» — так в советские времена называли тот круг поэтов, художников и эссеистов, к которому принадлежала Ольга Седакова. Ни гласность, ни демократия не сделали его первым. Этот круг всегда мимо моды, мимо мейнстрима. В мире Седаковой современность только часть истории, а неожиданности настоящего только подтверждают неопровержимые законы человеческой природы. В декабре 2011 года в Риме ей, русской поэтессе, вручили только что учрежденную премию Данте Алигьери, а в марте 2012-го она получила звание офицера Ордена искусств и словесности Французской Республики. «РР» попросил Ольгу Седакову рассказать, как выглядит современная Россия с точки зрения вечности. Справка РР Ольга Седакова Родилась в Москве в 1949 году. Сочинять стихи начала очень рано, но в этом увлечении долго была не понята. Когда пришло время идти в школу, семья Ольги оказалась в Пекине, где отец работал военным инженером. Год в Пекине заставил Седакову почувствовать Китай своей родиной. В 1967 году она поступила на филологический факультет МГУ. Там произошли ее встречи с Учителями — Н. Толстым, Ю. Лотманом, С. Аверинцевым и другими. Постепенно сложился неофициальный круг академических филологов, сохранивших гуманистический взгляд на культуру. Первый поэтический сборник Седаковой вышел только в 1990 году. Тогда же она впервые выехала за рубеж. Отличное знание языков позволило ей и в Европе найти друзей и читателей среди людей куль­туры. Сейчас издано уже 27 книг стихов и прозы Седаковой. Она является лауреатом 14 российских и международных премий, доктором богословия honoris causa, офицером Ордена искусств и словесности Французской Республики.

http://pravmir.ru/olga-sedakova-mozhno-z...

Опыт организации центра реабилитации пострадавших от сектантского влияния Миссия в инославной среде. Беседа 2-я Андрей Солодков На что прежде всего следует обратить внимание, организовывая на приходе центр по реабилитации вовлеченных в секты? Как строить диспут с сектантами? В чем смысл диспута? О чем важно помнить, отправляясь на диспут с ними? Как поступать, когда попавшие в секту уклоняются от встреч с православными? Андрей Иванович Солодков      Время и место Прежде чем обратиться к методологии диспутов и бесед с сектантами, остановимся на важных организационных вопросах. При некоторых храмах РПЦ уже действуют или организуются центры реабилитации для людей, оказавшихся втянутыми в различные секты. На что стоит обратить внимание, начиная работу таких центров? Есть важные «технические нюансы», кажущиеся мелочью на первый взгляд, но знание их позволит избежать многих ошибок, которые в свое время были допущены нами при организации в 1990-е годы центра реабилитации. В этом случае лучше учиться на ошибках других, чем на своих собственных. Центр реабилитации рекомендуется организовывать при храме – чтобы человек мог зайти в церковь и оказаться в совершенно особой ее атмосфере Очень хорошо, если центр реабилитации находится при храме. В общем-то это одно из важных условий. Потому что человек, придя в такой центр, пообщавшись с православными миссионерами, может зайти потом в церковь и оказаться в совершенно особой атмосфере храма. Обязательно надо благословиться и договориться с настоятелем храма о том, что у вас есть намерение организовать работу центра реабилитации при храме для людей, попавших в секты. Это отнюдь не редкая ситуация, когда к священнику на исповеди подходят сектанты с вопросами: почему вы, православные, почитаете иконы? почему крестите младенцев? зачем вам Предание , когда достаточно одного Священного Писания – оно объясняет само себя? Но исповедь во время Литургии не позволяет по времени ответить на эти недоуменные вопросы. Вот тут мы, миряне, имеющие соответствующую подготовку, и можем помочь священнику – взять эти беседы с сектантами на себя.

http://pravoslavie.ru/100962.html

Православный университет на Новой площади 3 июня 2011 г. 19:25 Куда пойти учиться верующему молодому человеку, желающему получить светскую специальность? Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) в интервью газете «Московская правда» рассказывает о возможности совместить высшее образование в сфере экономики или психологии с глубоким изучением православной культуры и этики. — Отец Петр, что из себя представляет возглавляемый Вами вуз? В чем главная задача Российского православного университета? И чем Ваш вуз отличается от семинарии? — Наш вуз существует уже 18 лет. Его создал нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда, в 1990-е годы, — митрополит, глава Отдела внешних церковных связей . А первым ректором был известный церковный ученый, историк и писатель архимандрит Иоанн (Экономцев) . С момента основания главной идеей Российского православного университета было качественное университетское образование для российской интеллигенции, всех верующих мирян. То есть тех, кто хочет получить светское академическое знание и одновременно — лучше понять родную для него православную культуру. Наши абитуриенты — это обычная современная молодежь. В основном, конечно, к нам приходят верующие молодые люди, те, кто имеет опыт церковной жизни. Но мы не отказываем и тем, кто пока еще ищет Бога. А от семинарии мы отличаемся тем, что к нам могут поступать не только юноши, но и девушки. Ведь мы готовим не священников, а профессионалов широкого профиля. Которые потом смогут работать где угодно — и в банке, и в адвокатской конторе, и в церковной организации, и в школе. Наши студенты получают высшее образование по желаемой специальности, но в процессе обучения мы предлагаем им большой курс вероучительных дисциплин. У наших выпускников будет государственный диплом, но одновременно за годы обучения они прослушают и краткий курс по религиоведению, по основам Православия. — Каких специалистов сегодня готовит Ваш университет? — Согласно лицензии и аккредитации, мы готовим юристов, экономистов, психологов, историков, филологов, религиоведов. Также мы реализуем программы бакалавриата по журналистике и изобразительному искусству. А в ближайших планах — готовить социологов, политологов.

http://patriarchia.ru/db/text/1534681.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12.05.2017  Изучение материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах, написание житий новомучеников и использование их в образовательном процессе Архимандрит Дамаскин (Орловский) Ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Доклад архимандрита Дамаскина (Орловского) на Онуфриевских чтениях в Старом Осколе 27 апреля 2017 года. Русская Православная Церковь в конце ХХ – начале XXI века была поставлена перед необходимостью изучения своей истории, существенным элементом которой в ХХ веке являлись репрессии. Изучение истории Церкви в ХХ веке проходит в двух разных плоскостях. Это – изучение репрессий как таковых, коснувшихся всех социальных слоев нашего общества, изучение судеб репрессированных, и изучение тех репрессированных, которые прославлены как новомученики. Все области изучения нужны и полезны как для нашего общества, так и для образовательного процесса. Они полезны потому, что могут явиться началом фундаментального исторического знания о прошлом нашей страны, позволяющего твердо стоять на научных основах, что позволяет не становиться жертвой пропаганды. Когда мы точно что-то знаем из истории нашей страны, это знание становится частью нашей личной жизни, мы знаем, с кем мы солидарны и единомыслены и с кем принципиально расходимся во взглядах. Когда в 1991 году было разрушено государство, наше общество не было готово к изучению отечественной истории во всех ее тонкостях и, в особенности, к осознанию тех страданий, которые пережили люди в ХХ веке, хотя именно это помогло бы нам правильнее расставлять жизненные приоритеты, позволило бы свои переживания не оценивать столь трагично, как бывает, когда человек рассматривает себя вне исторической действительности. Свидетельством недооценки необходимости полного изучения архивных материалов и отсутствия умения такого изучения стали некоторые местные канонизации, совершенные в первой половине 1990-х годов. Оправданием может быть лишь то, что отложившиеся в архивах документы 1920–1940-х годов представляют собой безбрежное море, в котором непросто разобраться. Нужны какие-то качества, какой-то мотив, чтобы не сбиться с пути во время блуждания по историческим дебрям и буреломам человеческих домыслов и мифов.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Репортажи «Надо восстанавливать разрушенную связь между религией и психологией» Представители разных вероисповеданий и психологи поговорили о душе 31.05.2022 11:45 Москва, 31 мая, Благовест-инфо. Известные психологи и представители православия, ислама и иудаизма собрались 23 мая вместе по инициативе Московского института психоанализа, чтобы провести встречу на тему  «Психология и религия: разговор о душе». Дискуссия состоялась в рамках юбилейного проекта «За пределами психологии. Жизнь как чудо». Что такое душа в светском и религиозном понимании? Какое влияние оказала вера на развитие психологии, возможно ли сочетать научную картину мира и научное знание о человеке с религиозными представлениями и убеждениями? Какое место занимает вера в структуре человеческой психики? Такова была повестка встречи, которая транслировалась на Уоитиве-канале Московского институт психоанализа, зрители могли в чате задать участникам вопросы, на которые те охотно отвечали. Дискуссию модерировала Наталия Инина, христианский психолог, руководитель направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший преподаватель факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова. Она представила гостей: это Борис Братусь, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, декан факультета психологии Российского РПУ св. Иоанна Богослова; Петр Коломейцев, православный священник, христианский психолог, специалист в области приходского консультирования и специальной психологии, замдекана факультета психологии РПУ св.Иоанна Богослова; Йонатан Фельдман, раввин, руководитель отдела образования Федерации еврейских общин России; Альбир Крганов, муфтий ЦРО «Духовного собрания мусульман России», председатель Духовного управления мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият». Вопрос о взаимоотношениях психологии и религии Борис Братусь предложил «сразу поместить в культурно-социальное пространство». Он напомнил, что до 1917 г. эти взаимоотношения существовали, и они были «нормальными», что не исключало и дискуссий, и напряжения, и взаимной критики. Но после большевистской революции в России эта связь была «строго отсечена». Когда же в 1990-е гг. началось религиозное возрождение, акцент был сделан на «интенсивное строительство всего»: не только храмов, но и структур, институтов и т.д., и этот процесс «значительно опередил духовное развитие общества, в котором были порушены традиции взаимоотношений духовного пространства и науки, в том числе – психологии». Сейчас надо восстанавливать разрушенную связь – «религия и психология не могут быть отдельно».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Церковь — не модель некоей небывалой экономики Сегодня мы научились понимать слова: «Это противоречит закону». Но почему мы считаем себя вправе презирать слова с тем же самым — только относимым к Церкви — смыслом: «Это противоречит канонам»? 3 мая, 2012 Сегодня мы научились понимать слова: «Это противоречит закону». Но почему мы считаем себя вправе презирать слова с тем же самым — только относимым к Церкви — смыслом: «Это противоречит канонам»? Игумен Филипп (Симонов) — о том, следует ли РПЦ руководствоваться новейшими экономическими рецептами. Хорошо известна шутка: каждый знает, как нужно лечиться и как воспитывать детей. По любому из этих вопросов спроси любого прохожего — и получишь исчерпывающую информацию. И неважно, что никто из советчиков не держал в руках Ушинского или Сухомлинского, а медицинские знания почерпнул из телевизора или от соседской старушки.  Правда, с последствиями этого всеобщего знания в виде тягостных результатов самолечения приходится потом долго бороться врачам, а в виде невоспитанных детей — всему обществу. Теперь возникло новое знание: все знают, как нужно развивать экономику, и уж точно большинство — как нужно «правильно» жить Церкви. 1990-е годы стали временем прихода в Церковь двух категорий образованных людей. Просто «образованные люди» пришли в Церковь, чтобы найти себя в ней, чтобы чему-то от нее научиться. И отлично в нее интегрировались, несмотря на «долгие службы» и посты, «непонятный» церковнославянский язык, невозможность присесть во время богослужения и пр. Интеллигенция пришла в Церковь, чтобы ее учить. Всему. Как «правильно» служить обедню («покороче и попонятней»). Как «правильно» поститься (Шестой-де Вселенский собор рекомендовал пост с полуночи — так и не надо нам говеть). Как «правильно» применять канонические правила (слишком они древние, слишком устарели — так и воспринимать-де их надо как историю, а не как руководство к церковной жизни). В общем, «без фанатизма» и «византийщины». Не будем говорить о том, на какой богословской основе формируются эти рецепты. Хотя почему-то возникает уверенность, что даже те, кто, как отец Федор в «12 стульях», «склоняют всех к лютеранству», Лютера знают никак не в оригинале — разве что по слухам. В основе всех посылок — собственные умозаключения, и опять — «единственно правильные».

http://pravmir.ru/cerkov-ne-model-nekoej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЙ I († 11.02.824, Рим), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (с 24 янв. 817). Достоверных сведений о жизни П. до избрания на Папский престол сохранилось немного. Известно, что его родители были римлянами: отца звали Боноз, мать - Теодора (LP. T. 2. P. 54). В капелле Сан-Дзеноне в рим. ц. Санта-Прасседе сохранились 2 надписи с упоминанием имени матери П. с титулом «episcopa» (епископесса): на мозаике в люнете, где Теодора изображена вместе с Пресв. Девой Марией, сестрами святыми Пракседой и Пуденцианой (см.: Wisskirchen. 1990. Pl. 44, 57, 58, 62); в таблице с перечислением имен святых, чьи мощи были перенесены в ц. Санта-Прасседе, где указано, что она - мать П. и что ее гробница находится справа от главного входа в церковь. Поскольку нет сведений, что отец П., Боноз, был епископом, исследователи предполагают, что появление у Теодоры титула «episcopa» связано с избранием П. папой Римским (возможно, она была одной из благотворительниц ц. Санта-Прасседе и поэтому названа «щедрейшей» (benignissima) или возглавляла группу благочестивых дев и вдов (однако вряд ли она была аббатисой, как считал в XVII в. франц. историк-энциклопедист Ш. Дюканж )). В средние века и Новое время обе надписи реставрировали, так что титул «episcopa» может быть интерполяцией или неверной интерпретацией поврежденного оригинала ( Nilgen. 1974). Ап. Петр со св. Пракседой и папа Римский Пасхалий I. Мозаика в апсиде базилики Санта-Прасседе в Риме. 817–824 гг. Фото: А. Скроботов Ап. Петр со св. Пракседой и папа Римский Пасхалий I. Мозаика в апсиде базилики Санта-Прасседе в Риме. 817–824 гг. Фото: А. Скроботов П. получил образование при Латеранском дворце (patriarchium), где изучал богослужение и Свящ. Писание (LP. T. 2. P. 52; в гекзаметрической надписи в конхе апсиды в ц. Санта-Прасседе П. назван «воспитанником Апостольского престола» (alumni Sedis apostolicae - MGH. AA. Poet. T. 2. S. 662)). Глубокое знание им текстов Свящ. Писания, по-видимому, нашло впосл. выражение в богатых разнообразными библейскими образами мозаиках римских храмов, созданных по его заказу.

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ШКОЛА АНТИ-ЭГОИЗМА, 22 мин., 01.01.2008 или Как преодолеть шлагбаум на дорожке к Богу Едва ли по нему скажешь, что он — звезда телеканала СТС. Или известный репортер НТВ. Или тот, кого сегодняшние школьницы заваливают письмами. Дверь нам открыл…«Я — Боря», — поздоровался Борис КОРЧЕВНИКОВ, исполнитель роли Ильи Синицына в сериале «Кадетство». Сначала он показал фотографу квартиру, чтобы тот посмотрел, где лучше освещение. Потом налил нам всем чаю и принялся намазывать на хлеб масло, сказав, что очень голодный, потому что сам только что пришел. Насыпал в тарелку шоколадных конфет — и только тут успокоился и сел за краешек стола. По-дружески предложил угощаться. Словом, первый вопрос родился сам собой. Борис Корчевников родился в Москве 20 июля 1982 года. С 1990 года принимал участие в спектаклях МХАТа им. А. П. Чехова и Театра-студии под руководством О. П. Табакова. С 1993 года — на телевидении. Был ведущим и репортером в программе для детей «Там-там новости» телеканала РТР. С 1998 года — ведущий и репортер в программе для молодежи «Башня» (РТР). В 1998 году поступил на факультет журналистики МГУ и на актерский факультет Школы-студии МХАТ, но выбрал все-таки журналистику. С 2001 года работает внештатно, а с 2002-го — штатно корреспондентом службы информации телеканала НТВ. За годы работы готовил репортажи для программ «Сегодня», «Намедни», «Личный вклад», «Страна и мир», «Профессия — репортер» и др. В 2003 году закончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. В 2003 — 2005 годах в Германии и Америке сдал экзамены на знание немецкого и английского языков. В 2004 году стал лауреатом премии Союза журналистов «Новое имя в журналистике». С 2006 — актер сериала «Кадетство» на СТС. — Борис, неужели для Вас не существует проблемы «звездной болезни»? — Чем дольше продолжается история с сериалом «Кадетство», тем меньше у меня веры в то, что популярность, да и просто узнаваемость, как в нашем случае, могут пройти по поверхности, не тронув ничего внутри. Чем дольше я в этом нахожусь, тем мне сложнее понять свое к этому отношение. С одной стороны, профессия актера — это профессия анти–эгоизма: надо забыть себя, раствориться в персонаже и в партнере. А с другой — это профессия, которая сильнее прочих умеет напитать самолюбие и тщеславие. Получается, что быть актером — значит преодолевать эгоизм. Но результат работы предполагает обратное. Какой здесь выход? Не знаю. Заставить себя не замечать результата? Это и невозможно, и тоже будет формой эгоизма. Словом, я только чувствую, что это внимание меня меняет. И не в лучшую сторону.

http://foma.ru/shkola-anti-egoizma.html

Вышел сборник " Реликвии восточнохристианского мира " Москва, 28 января 2004 г. Первый в мировой науке сборник статей, посвященный реликвиям восточнохристианского мира, был представлен 27 января в Российском Институте искусствознания Министерства культуры РФ, сообщает агентство Regions.ru. Издание включает в себя труды исследователей из России и ведущих зарубежных ученых.  По словам автора-составителя сборника, руководитель Российского центра восточнохристианской культуры Алексея Лидова, в силу своей широкой проблематики сборник является уникальным. А. Лидов сказал, что в книге представлен " весь цвет мировой медиевистики " : собраны труды археологов, теологов, историков и ученых других специальностей, работающих в Европе, США, Израиле в соответствии с новаторскими методиками. Научная аргументация сопровождается обширным визуальным рядом - в книге около трехсот иллюстраций. " Тематика сборника необычайно широка: от изучения конкретных реликвий на основе источников до культурологических и богословских проблем. Хронология исследуемых явлений простирается от истоков культа реликвий в раннехристианской Палестине до почти современной традиции XIX-XX веков " , сказал составитель сборника. Он также подчеркнул, что в книге отражены наиболее актуальные проблемы медиевистики и новейшие направления научной мысли. Первая часть сборника посвящена Византии и христианскому Востоку, во второй доминирует древнерусская проблематика. В силу этого возникает яркая и многогранная картина крупнейшего явления средневековой культуры. Затронуты разнообразные аспекты, связанные с реликвиями восточнохристианского мира: их значение в организации сакральных пространств - храмов и монастырей, религиозно-политические аспекты почитания святынь, взаимосвязь реликвий и икон, их влияние на православную иконографию. Интересны работы, посвященные чудотворным иконам, - они по-новому рассмотрены в широком контексте реликвий. Правда, для полноценного знакомства с трудами международного авторского коллектива читателям потребуется знание языков - впервые в российском издании тексты иностранных авторов опубликованы на языке оригинала. Книга продолжает масштабную научную программу Центра восточнохристианской культуры. В ее рамках в 1990-е годы увидели свет сборники статей " Чудотворная икона в Византии и Древней Руси " , " Иерусалим в русской культуре " , " Восточнохристианский храм: литургия и искусство " , " Иконостас: происхождение - развитие - символика " . 28 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8785.html

Гинецинский Владислав Ильич Статистика Гинецинский Владислав Ильич Гинецинский Владислав Ильич родился 30 декабря 1940 года в Москве. Его родителями были Татьяна Владимировна Константинова, в то время учительница пения одной из московских школ, и Борис Григорьевич Нихамкин, аспирант физического факультета Московского университета. Владислав Ильич носит фамилию свего отчима Гинецинского Ильи Григорьевича, многие годы руководившего Вологодским музыкальным музыкальным училищем. В 1958 году Гинецинский В.И. закончил с серебрянной медалью среднюю школу Вологды и поступил на первый курс физического факультета Ленинградского университета. Проучившись 4 года на физическом факультете, он перешел не философский факультет, который закончил в 1966 году по специальности “психология”. Обучаясь в аспирантуре факультета психологии выполнил диссертационное исследование на тему “Некоторые исторические и психолого-педагогические предпосылки построения обучающих программ”. С 1969 года – ассистент, с 1977 года – доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Ленинградского университета. В 1989 году защитил докторскую диссертацию “Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема”. В 1990 году был избран профессором кафедры педагогики и педагогической психологии. Гинецинским В.И. опубликовано свыше 100 научных и учебно-методических работ, в том числе 5 книг: “Знание как категория педагогики”(Л., изд. ЛГУ, 1989), “Основы теоретической педагогики”(СПб, изд. СПбГУ, 1992), “Предмет психологии: дидактический аспект”(М., “Логос”, 1994), “Пропедевтический курс общей психологии”(СПб, изд. СПбГУ, 1997), “Пропедевтика психогигиенической антропогогики”(СПб, изд. СПбГУ, 2000). В 1995 году Гинецинский В.И. стал членом Нью-Йоркской академии наук, в 1999 – был награжден знаком “Почетный работник высшего профессионального образования в России”. Библиография © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/authors/942

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010