— Могли бы вы посоветовать что-либо любознательным путешественникам и их детям? Ведь огромное количество гостей — дети. Нужны ли им такие, с позволения сказать, «открытия»? — В этой связи вспоминаю свой опыт завершения безбожного, коммунистического прошлого и неожиданного открытия для себя реальности «иного» мира. Помню, как тогда, в 1990-е годы, я в полной мере окунулся в обольстительные оккультные практики. Магические салоны в Петербурге росли, как грибы после дождя. После недавнего атеистического оболванивания такая реакция общества была вполне закономерна. Я воочию убеждался в реальности сил невидимого мира, в возможности выйти с ними на контакт, получить от них сокрытое знание и реальную помощь от падших ангелов. Создания, проклятые Богом, неспособны делать добро по определению Много позже, придя к истинной вере Православной, я поспешил искренне покаяться в этих недостойных христианина заигрываниях с «хвостатыми и рогатыми» богоборцами. И теперь, оценивая с христианской точки зрения те «чудеса» и подаваемую ими очевидную «помощь», я твердо знаю, что все те привлекаемые с помощью магических приемов силы тьмы по своей природе абсолютно злы. То есть как создания, проклятые Богом, они неспособны делать добро по определению. Таковы законы жизни в мире падших ангелов, и нарушение их невозможно, ибо контролируется всей бесовской иерархией и зиждется на страхе жестоких наказаний. Эти невидимые нам услужливые помощники навсегда связаны неумолимым законом Божьего проклятия, произнесенного над ними: и сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты (Быт. 3, 14). Потому все, творимое служителями князя тьмы,   будет ограничено непременным условием: то видимое благо или добро, которое, казалось бы, несет в себе обращение за помощью к падшим духам и их служителям, должно быть неукоснительно компенсировано превосходящим злом и страданиями в ближайшем будущем. Расплата за общение с силами тьмы и наивное упование на тварь вместо Творца наступит непременно, в виде еще более серьезных проблем или же трагических жизненных обстоятельств. Каждый, кто прибегал к помощи сил тьмы, обращаясь к магам, гадалкам, «целителям», экстрасенсам и иже с ними и, возможно, даже получал некую помощь, спустя срок непременно признается, что взамен он «получил по полной».

http://pravoslavie.ru/104202.html

Но когда начинаешь говорить с этими людьми об историческом процессе, о связи настоящего с прошлым, то вдруг ловишь себя на мысли, что человек, прекрасно владеющий инструментарием, не способен при этом к системному мышлению. Системы нет! Есть знание частностей, деталей, но нет знания общего. Я думаю, очень многие наши беды, в том числе социальные и политические трагедии, революции, гражданские войны, неудачные реформы — это постоянное повторение одних и тех же ошибок. Удивительно, но, как принято теперь говорить, наступаем на одни и те же грабли. Хотел бы привести всем нам хорошо известный пример с реформами 1990-х годов. Совершенно очевидно, что надо было реформировать экономику и политическую систему. У здания текла крыша. И для того чтобы крышу отремонтировать, надо было снять старую крышу и поставить новую. Но почему-то решили, что для того чтобы отремонтировать крышу, надо разобрать стены; а кто-то еще призывал и фундамент взорвать. Ума хватило не взрывать фундамент, а вот стены наполовину разрушили. А разве нельзя было крышу отремонтировать, не разбирая стены? Ведь нечто подобное происходило и в прошлом. Были на памяти реформы, последовавшие за 1917 годом; наверное, были на памяти и реформы Петра I — ведь есть огромный материал для того, чтобы просто подумать, что можно делать, а чего делать нельзя. Отсутствие системного мышления, неспособность видеть в целом — эта проблема имеет отношение не только к истории, социологии, политике, но и к философии, к философии жизни. Кстати, системный подход присутствовал во многих древних культурах. Люди пытались увидеть смысл в мироздании. Выйдите на улицу и спросите: кто, взирая на звездное небо, задумывается о смысле мироздания? Мало найдется людей, которые вообще смотрят на звездное небо, потому что так много смотрят на экран компьютера, что уже не до звездного неба. Смысл бытия уходит. Системного подхода не остается. Мир оценивается по фрагментам, формируется фрагментарное восприятие мира, а в связи с продолжающимся процессом узкой специализации человечества эта фрагментарность и воспринимается все больше и больше как кадр величиной во всю жизнь — а на самом деле это фрагмент.

http://patriarchia.ru/db/text/934483.htm...

«Приход управляется Советом, во главе которого стоят: по духовному руководству - местный Пастырь Церкви, а по всему гражданскому управлению - назначаемый из числа прихожан Председатель. Члены Совета выделяются жеребьем, производимым Пастырем». Далее детализируются порядок формирования приходского Совета: «Жеребий по группам производится по пропорциональности, устанавливаемой законом по отношению к общему числу членов, подлежащих назначению в состав Совета... Кроме сего, для граждан, проживающих в Крае более 7 лет, пропорциональность в три раза больше, чем для граждан, проживающих в Крае меньше этого срока» . Для М.К.Дитерихса важна укорененность на земле, в данной местности людей, получающих бразды самоуправления. Он справедливо полагает, что от таких можно ждать б о льшего знания местных дел и порядков, и б о льшей ответственности перед прихожанами-соседями, чем от людей пришлых, с малоизвестной или неизвестной вовсе биографией. Тут сказывается и знание порядков, которые царили в местных советах разного уровня при большевиках, когда на руководящих должностях оказывались разного рода комиссары из столичных и губернских центров, которые совершенно не считались ни с коренными обычаями, ни с интересами местных жителей. А мера ответственности таких пришельцев в лучшем случае определялась пресловутыми «партийной дисциплиной» или «революционной законностью», а не нуждами рядового населения. Кроме того, генерал учитывал возможность образования приходских Советов не только при Патриархийных православных храмах, но в мини-анклавах с иным юрисдикциями и вероисповеданиями - например, в приходах старообрядцах или в магометанских общинах: «В духовном отношении каждое вероисповедывание имеет свои приходские объединения. В гражданском отношении административной единицей является приход данного района по преобладающему количеству граждан одного вероисповедывания» . Безусловно, решение опереться на приход как на низшую административную единицу было очевидной новацией, оригинальной социально-политической технологией, которая должна была наиболее эффективно противостоять большевистской системе местных советов. Реализовать в полной мере реформу местного самоуправления в Приамурском Земском Крае за столь краткий период времени с 15 Августа по 17 Октября 1922 года М.К.Дитерихсу и его помощникам не удалось. Но много лет спустя аналогичная идея опоры на приход и церковную общину в период развала и крушения советской государственности - в 1990-1994 годах - активно рассматривалась православной общественностью в рамках Всесоюзного и потом Всероссийских съездов православно-патриотических сил, а также в системе действовавшего между этими съездами Предсоборного совещания по подготовке Всероссийского Земского Собора.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/07/...

Чем глубже проработан материал эпохи, с которой связан герой, чем подробнее и точнее знание различных сторон его жизни, тем больше появляется вариантов композиционного решения, тем полнее, выразительнее и ярче будет раскрыт образ. – Особое место в вашем творчестве занимают работы на церковную тематику. Вы создали ряд памятников русским святым и видным церковным деятелям. Насколько трудно было работать в этой сфере? – Да, эта тема мне близка, и я думаю, что и в дальнейшем буду не раз причастен к созданию таких образов. Будучи совсем молодым, я принимал участие в работе над скульптурным убранством храма Христа Спасителя. Мне интересны люди, которые послужили России. Среди них много представителей духовенства. Одной из первых работ на эту тему была скульптура «Дионисий», выполненная в 1984 году. Но, наиболее полно православная тема зазвучала в моем творчестве в 2000-е годы. В то время была выполнена одна из любимых моих работ «Памятник преподобному Савве Сторожевскому и князю Игорю Звенигородскому». Затем последовали «Памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II» и скульптура «Богоматерь» для Йошкар-Олы, «Анна Кашинская» для города Кашина и другие. – Как вы оцениваете взаимодействие художника и Церкви? – Мне кажется, существующие сейчас взаимоуважительные отношения Церкви и значительной части художников искренни и отвечают интересам сторон. Речь идет не только об иконописцах, но и о монументалистах, скульпторах, живописцах, графиках, мастерах декоративного и прикладного искусств. На всероссийских выставках всегда можно видеть целый ряд произведений, в которых очень интересно и емко представлены православные образы и темы. С середины 1990-х годов Союз художников России регулярно проводит выставки современной иконописи. В свою очередь, Московская Патриархия периодически организовывает крупные фестивали православного искусства, вызывающие большой интерес в творческой среде. Кроме того, художники ездят на этюды в монастыри, помогают сделать пространства обителей эстетически и духовно организованными.

http://pravoslavie.ru/97977.html

Пока же и Мяло, равно как и ее издателями, проблема фундаментальнейших философских расхождений между теософией и христианством не замечается. Более того – ни словом, ни фразой Мяло не говорит, что для нее хоть что-то неприемлимо в воззрениях Блаватской и Рёрихов. Я понимаю, что маловнимательный читатель теософской литературы, вдобавок плохо знающий православную традицию, может не заметить этих фундаментальных противоречий между теософией и христианством. Но Мяло берется говорить от лица православия и науки. Она все же прочитала мою книгу “Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии”, где эти противоречия уже обнажены. И… оставили ее совершенно равнодушной. Все эти противоречия просто были покрыты флером красивой декларации: “Рерихи никогда не выступали против основ Православия” 99 . 85 Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389. 88 Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389. 90 “Незнание, действие и алчность известны как причины сансары” (Жизнь Будды. 12,23//Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. М., 1996, с. 49). 91 Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389. 94 Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389. 96 “Понятие о дхарме – центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия буддизм раскрывается как метафизическая теория, развившаяся из одного основного принципа – идеи, что бытие является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Буддизм, соответственно, может быть охарактеризован как система радикального плюрализма” (Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина “дхарма”. Лондон, 1923, с. 169 (на англ яз.). Цит. по: П. В. Алексеев. Философы России XIX-XX столетия. Биографии, идеи, труды. М., 1999, с. 912). “Мир” есть всего лишь “лингвистическая конструкция, как и душа” (Лысенко В. Г. Терентьев А. А. Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994, с. 200). “Если самосущего нет нигде: ни в причине и условиях всех существующих вещей, ни в совокупности причин и условий, ни обособленно, то получается, что все вещи пусты… На основании принципа бессамосущности все существующие вещи пусты” (Виграха-вьярвартани. 1. Цит. по: Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990, с. 189). Хотя бы поэтому радикально плюралистичный буддизм нельзя стилизовать под радикально монистический пантеизм, а потому Нирвана – это все же именно пустота, рас-цепка бытийных частиц, а не вхождение в Единую Сверхимянную Полноту.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kto-posl...

Что касается порядка избрания Патриарха, то можно сказать, что он также идентичен тому, который был при избрании Святейшего Патриарха Кирилла. Примерно такая же процедура была и в 1990 году, при избрании Святейшего Патриарха Алексия II. С канонической точки зрения вполне приемлемым является вариант, когда Патриарха избирал бы исключительно Архиерейский Собор. Но есть исторический опыт Русской Церкви и определенные убеждения в церковном народе – все это было учтено при утверждении окончательного документа. Отдавая должное полномочиям епископата, поскольку именно архиереи выдвигают кандидата, он оставляет возможность, хотя и не такую легкую, для включения дополнительных кандидатов самим Поместным Собором. И, наконец, последнее слово опять же остается за Поместным Собором. Рейтинг: 7 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Протоиерей Василий 20 ноября 2013, 00:24 В догматическом плане церковь управляется Богом, но не епископами. Поэтому, действия епископа регламентируются Богом установленными законами. При правильном церковном строительстве канонической обязанностью епископа является знание этих законов, а также их неукоснительное соблюдение. Следовательно, если епископ в своих действиях будет выходить за рамки церковных законов (превышать свои полномочия), ни о каком послушании такому епископу не может быть и речи. сергей 14 февраля 2013, 18:52 послушание ради Бога оказывается-и не кому попало. Максим 13 февраля 2013, 08:28 Кроме того, самым главным критерием истины решений хоть Архиерейского, хоть Поместного Соборов, является рецепция - принятие всей полнотой Церкви. И не только Церковью воинствующей, но и Церковью торжествующей. Посему не надо скидывать с себя всю ответственность на архиереев, но надо стараться жить по своей совести. Иван Х. 12 февраля 2013, 20:51 Павлу Малому. Одна из главных сторон церковной жизни в том и заключается, чтобы за начальством идти. Христос, архиереи, священники - пастыри. А мы - их паства. Если Вас это не устраивает, вынужден Вас огорчить - на Небе всё также устроено, даже ангелы подчинены старшим ангелам. Демократии там никогда не было и не будет.

http://pravoslavie.ru/59395.html

Выросшие в культуре текстов, мы предпочитаем судить о фильмах с позиций того, о чем нам рассказывается, что мы видим, зачастую полностью игнорируя то, как и зачем это делает режиссер и его команда. В эпоху господства визуальной клиповой культуры и власти YouTube это просто наивно. Прямолинейность – не всегда самое удачное решение. Простой пример. Когда в 1990-х годах стало возможно показывать на экране священников, храмы, иконы, купола, редко кто не воспользовался этим шансом. Если вы помните, именно «купола» стали, увы, нарицательным словом для обозначения излишне декоративной религиозности. Показать красоту православного храма «в лоб» не составляло никакого труда. Для этого не требовались мастерство и дар. Только хорошая техника и знание приемов. Первое время эти образы были очень востребованы. Но в определенный момент стало понятно, что необходимо вырабатывать иной язык изложения. Иной киноязык, которым можно говорить о сакральном, о духовном не плоской аляповатой картинкой, а более тонкими средствами. Можно было бы посмотреть: а чего добились коллеги? Но мы, похоже, предпочитаем старый проверенный способ учебы на своих ошибках. Однако учились, учились и выучились. Процесс переосмысления образного языка захватил с середины 2000-х не только область кино, как художественного, так и документального, но и все визуальные искусства. Примерно в это время все более популярной становится православная фотография. В 2008 году создается фотошкола «Позитив». Новые веяния напрямую коснулись и портала «Правмир». Помню, как буквально на глазах росло мастерство фотографов православного фотофорума. Помню, как сложнее становилось бильдредакторам православных журналов справляться со своей задачей, как поднималась планка их требований к самим себе. Растет самосознание и эстетические запросы православных верующих. Недаром обсуждение проектов и внутреннего убранства храмов, вопросов иконописания, ювелирного дела – иногда порождают очень бурные общественные дискуссии. Теперь у нас есть свое кино о вере. И, все-таки, я предлагаю вам посмотреть на другую сторону, а кое-что по-новому пересмотреть. Тема слишком обширна, чтобы я смогла охватить ее в одиночку, но дорогу осилит идущий.

http://pravmir.ru/96464/

Даже в советские годы, перед пристальным взором «органов», батюшка проповедовал одно: необходимость чтить Божеский закон, быть служителем правды вопреки модам и обстоятельствам. «Меня учил отец Константин Быстриевский в Никольском (соборе — А.Р. ): “Когда служишь молебен, ты спроси: а что с этим человеком случилось? Особенно если увидишь в списке заключенных или болящих”. И я внял его отеческому совету и стал расспрашивать народ». Взгляд отца Василия на советский период — резко отрицательный: большевики, по его мнению, стали огромным бедствием для страны. В то же время любовь его к человеку и знание народной жизни подсказывали, что пленение коммунистической идеологией временно. Так же, как русские люди не уместились ни в татарскую одежду, ни в польский кунтуш, однажды должны были они отказаться и от комиссарской тужурки. В этом разница взглядов отца Василия Ермакова с антисоветчиками — ценителями некоей «настоящей России» и «белого дела», приверженцами теорий о коренном перерождении и гибели народной души. От отца Василия эти деятели заимствовали неприятие лжи как основы большевизма, однако же уклонились от главного, что было у батюшки и что есть в Законе Божием: милости и жертвы за ближних — страну и соотечественников. Русский душой Протоиерей Василий Ермаков. Фото: Александр Ситраков Спасать приходящие к нему души означало для отца Василия то же, что спасать Россию; любить Россию значило любить и заботиться о каждом, приходящем к нему. Батюшка не понимал и на дух не принимал религиозной высокомерности и индивидуализма, в которых христианин представляет себя отдельно от судеб страны и народа, носителем неземных интересов, «христианства без наций и границ». «Россию надо любить», — как только мог, увещевал он. Впрочем, отец Василий никогда бы не стал принимать участие в митингах на площадях и в съездах политических партий. Самые патриотические проекты спасения страны не значат ничего без внутреннего преобразования и просвещения человека. «Россию надо любить…». Незамысловатые слова. Однако для тех, кто помнит отца Василия, они равнозначны завещанию, нравственному компасу в отношении событий и мнений. В 1990-е годы батюшка остро переживал неразбериху, накрывшую общество лавину образцов низкопробной западной масс-культуры. Ему, на протяжении десятилетий мечтавшему дожить до освобождения Родины от коммунизма, больно было видеть Россию в обвале. Об уходе Ельцина и начале деятельности молодого тогда президента Путина батюшка высказывался одобрительно. По воспоминаниям москвича Александра Ерохина, определённые надежды он возлагал на Путина, ожидая скорого укрепления России. «И когда вдруг все развернулось, — подводит итог рассказчик, — и президент заговорил о национальном достоинстве, Православии, о том, что наша история не с 1917-го года началась, я был счастлив: “Батюшка, милый, как же ты был прав, ты верил!”».

http://pravoslavie.ru/100718.html

Его походы с прихожанами и их детьми, съемки удивительных фильмов о Вере и выборе Пути, написанные им книги, его слова, попавшие в сердце, — это то, что останется всегда с нами. Искренний, глубокий, светлый, добрый, широко мыслящий, чувствующий и любящий жизнь — таким останется в моей памяти отец Вячеслав. Дай Бог силы Даше и их детям — Тоне и Тимофею. Для меня он остался молодым священником Диакон Александр Занемонец Диакон Александр Занемонец : — На первой неделе поста. В свои именины. 55 лет. Он был, если можно так сказать, из младшего поколения прихожан отца Александра Меня. Был рукоположен в год убийства отца Александра — в 1990-м — в 25 лет. 30 лет служил в подмосковной Черноголовке, собрав большую общину и восстановив два храма. Помню отца Вячеслава по первым годам его священнического служения. Как молодого священника. Ну да, мне 15, ему 25. Энергичный, жизнерадостный, с длинными волосами и в сандалиях. Ездили как-то в его восстанавливаемый храм вместе с младшим братом его жены, Ильей Архиповым. Меня поразило, что в церковной лавке у него тогда лежали рядом книги отца Александра Меня и что-то из книг отца Серафима (Роуза). Это мне показалось очень важным: не считать своего духовника или «свой» извод православия единственно возможными. Отцу Вячеславу совершенно не была свойственна узость. При этом цельный и последовательный человек. Да, 30 лет в одном храме, на одном месте. А ведь сколько восстановлено руин, в которых уже давно нет тех людей, которые их восстанавливали, горели, верили… Человек замечательного вкуса. Очень деликатный, и при этом никогда не скрывавший своего мнения. Последние годы мы «встречались» с отцом Вячеславом в открытых письмах, которые подписывали вместе. С 2019 года — опухоль мозга. Борьба с болезнью. Знание того, что осталось не так много. И все это не отменило общительности, служения, радости и благодарности. В такой жизни и смерти видишь, что христианство и Церковь — не просто романтическое увлечение 90-х, но реальность, которая не стареет. «Христианство только начинается…»

http://pravmir.ru/istinnyj-pastyr-nastav...

Кульминационный боевой эпизод фильма – перестрелка у кораля «Окей» – потому и стала легендой, что братья Эрпы и Холлидей сражались не за свой бизнес, не за ранчо – они защищали жителей Тумстоуна от бандитов, возомнивших себя хозяевами жизни. Впервые я посмотрела «Тумстоун» в 1990-е, будучи юной девушкой, и фильм меня потряс. Я представляла себя скачущей в команде Уайта Эрпа навстречу схватке с бандитами. Кто такие бандиты, я знала очень хорошо – в те годы они были повсюду. И каким целительным для моей молодой души стало знание, что так уже было – пусть в прошлом веке, в другой стране, – и нашлись люди, дерзнувшие противостоять преступному насилию, образумить небезнадежных (два «ковбоя», одумавшись, покидают банду), пресечь бесчинства тех, в ком уже больше от дьявола, чем от человека, и чье раскаяние поэтому уже невозможно. Благодаря «Тумстоуну» я поверила, что зло не победит, потому что всегда найдется кто-то, кто скажет: «Ну, хватит, пора положить этому конец», – и сделает это. Кино здорового человека Это отнюдь не ламповый уютный фильм для семейного просмотра в субботний вечер. В «Тумстоуне» Дикий Запад показан без ретуши, со всеми неприглядными сторонами (бандитизм, салуны, пьянство, карты, «девочки»), много стрельбы, хотя «графического» изображения кровавых сцен нет. Но добро и зло здесь не относительно, герои не амбивалентны. Никакого постмодернизма. Это кино здорового человека. Уайт Эрп (Курт Рассел) и Док (Вэл Килмер) Братья Эрпы и их друг Холлидей хотели бы избежать кровопролития, но, во-первых, их самих не оставят в покое, а во-вторых, вряд ли вообще можно говорить о покое, когда в городе и на окрестных ранчо бесчинствуют ошалевшие от безнаказанности бандиты с кольтами. В «Тумстоуне» зло показано во всем своем безобразии, без романтического ореола. Банда «ковбоев» – отнюдь не благородные Робины Гуды и не гордо реющие буревестники с богатым внутренним миром, непонятые обществом, а просто сборище негодяев, которым нравится наводить ужас, нравится убивать. И умирают они без всякого достоинства, в панике оттого, что обманулись в привычной безнаказанности: лезли в овчарню, а нарвались на волкодавов.

http://pravoslavie.ru/140972.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010