11 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Патриарха Сербского Павла Сегодня Святейшему Патриарху Сербскому исполнилось бы сто лет. 11 сентября, 2014 Сегодня Святейшему Патриарху Сербскому исполнилось бы сто лет. Мало найдется даже и неверующих людей, кто не видел бы этой фотографии: щупленький сутулый монах с благородным лицом и белоснежной бородой идет по улице Белграда, а какая-то прохожая удивленно озирается вслед – надо же, Патриарх! Ставший Предстоятелем в 1990 году и до этого 34 года прослуживший архиереем на самой трагичной сербской земле – Косово и Метохии – бывший Рашко-Призренский епископ, поднявшись на патриарший престол, не переменил своих простых привычек. «Некоторые думают, что я рисуюсь. Не понимаю, почему. Люди, возможно, не знают, что я родился в деревне, что после войны я долго жил в местах, где не было общественного транспорта, и чаще всего приходилось ходить пешком. Так было годами, я привык, и для меня это не проблема. Я езжу и на машине. Патриархия имеет и автомобиль, и бензин, но в наше время нехваток нужно беречь то, что есть, для моментов, когда к нам приезжают из патриархий других стран», – объяснял он в апреле 1999 года корреспонденту журнала «Нада Нова». Сегодня Святейшему Патриарху Сербскому исполнилось бы сто лет. Будем помнить его и его слово: «Чем ближе мы к концу света, – а к нему мы приближаемся с каждым днем, – тем труднее нам будет. Когда придет конец, Христос нам не сказал, потому что это не принесло бы нам пользы. Для нас знание о времени конца света не важно, – важно всегда быть готовыми, чтобы, даже если это случится сейчас, в эту минуту, оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает своей, среди тех, кого Он признает Своим народом. Нужно всегда быть готовыми предстать перед Судией праведным, как Его верующие, как народ Божий». +Бог да ублажит и упокоит Патриарха Павла в селениях праведных, а нас помилует и спасет! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/11-sentyabrya-ispolnil...

Вопрос: Есть ли возможность сопоставить библейский рассказ о возникновении языков (см.: Быт. 11: 1–8) с данными науки? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Из всех существующих гипотез о происхождении языков самой авторитетной в настоящее время является гипотеза моногенеза, которая полностью согласуется с повествованием книги Бытия. Моногенез (от греч. mónos – один и génesis – рождение, происхождение) – процесс возникновения человеческого языка из одного источника. Гипотезу эту выдвинул итальянский лингвист Альфреде Тромбетти (Trombetti; 1866–1929). С ним связаны первые опыты объединения семей языков в более крупные группы, названные позже макросистемами. Он также предположил наличие лексических связей, которые подтверждают гипотезу моногенеза. В 60-е годы XX века американский языковед и антрополог Моррис Сводеш (Swadesh; 1909–1967) создал метод лексикостатистической глоттохронологии, который позволил сделать оценки родства между языками. Метод заключается в составлении «списков Сводеша» для этих языков. В них содержатся перечни из 100, 200 или 207 базовых лексем языка, считающихся универсалиями. Благодаря этому методу определялось языковое родство. Лингвистическая компаративистика, занимающаяся сравнением языков с целью установления их родства, постепенно расширяет эмпирический материал в пользу гипотезы моногенеза. По мнению академика РАН В.В. Иванова, теория моногенеза «в настоящее время представляется более вероятной» (Моногенеза теория//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 309). Идею единого древнего языка отстаивал член-корреспондент РАН С.А. Старостин (1953–2005): «Есть набор корней, которые так или иначе обнаруживаются по всему земному шару Кроме того, есть общие соображения – соображения структуры языка. Все, чем мы занимаемся в сравнительном языкознании, – это оболочка языка, собственно звуковая его сторона, то, как конкретные смыслы реализуются в разных языках. А оболочка очень эфемерна, она постоянно меняется: звуки переходят в другие или вовсе исчезают, происходят сложные фонетические изменения, слова теряются. Но если мы снимем эту оболочку и посмотрим, что там внутри, окажется, что мы в общем-то все говорим на одном языке. Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. Можно назвать ряд свойств, которые универсально присутствуют в каждом человеческом языке. Это – наличие гласных и согласных, синтаксическая структура, в которой должны быть подлежащее, сказуемое и дополнение – синтаксические актанты. Можно еще много говорить о деталях, но в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково. Очень сомнительно, чтобы эта «глубинная структура» возникла в различных местах независимо» (Знание – сила. 2003. 8).

http://pravoslavie.ru/7051.html

Коллеги актера Серебрякова не согласны с тем, что национальная идея России – «наглость и хамство» 22 февраля, 2018. Новостная служба В 2012 году Алексей Серебряков эмигрировал в Канаду вместе с семьей 22 февраля. ПРАВМИР. Коллеги актера Алексея Серебрякова прокомментировали его слова о том, что национальная идея России заключается «в силе, наглости и хамстве». Резонанс в обществе и киносреде вызвало интервью артиста блогеру Юрию Дудю. «Я думаю, что если отъехать на 30, 50, 70 километров от Москвы, много элементов 1990-х годов вы увидите. Так или иначе, до сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой национальной идеи. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство», – заявил Алексей Серебряков. Режиссер Владимир Бортко не согласился со словами Алексея Серебрякова и отметил, что снимал актера в двух «предельно патриотичных фильмах». «Тогда он не заявлял ничего подобного, – рассказал RT режиссер. – Что с ним случилось сейчас, я не знаю. Национальная идея России – любить свою Родину. И эта идея позволяла нам выживать на протяжении столетий, будучи, мягко говоря, в не сильно благожелательном окружении. Серебряков хороший артист, кстати. Но хороший артист не значит умный человек. Если он не желает любить свою Родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги получать. С его стороны это не очень логично и подловато». «Некрасивым» и «бесчестным» в интервью Национальной службе новостей назвал заявление артиста режиссер Карен Шахназаров. «Человек выбрал местом жительства Канаду. Это, безусловно, его право. Человек при этом постоянно работает в России и зарабатывает немалые деньги. Я не слышал, чтобы актер Серебряков был востребован где-нибудь в Канаде, в США или других странах. Зачем же ты после этого выступаешь с такими заявлениями? Какая в этом нужда? Для того, чтобы получить какие-то плюсы на своей новой родине? Это некрасиво и бесчестно», – считает Карен Шахназаров. Нелогичность критики России от человека, живущего в Канаде, но зарабатывающего на съемках российских кинолент, отметил РБК и режиссер Андрей Кончаловский.

http://pravmir.ru/kollegi-aktera-serebry...

Протоиерей Владимир Акиншин 20 декабря 2021 г. 20:00 Протоиерей Владимир Акиншин 09.10.1950–21.09.2021 21 сентября после продолжительной болезни на 71-м году жизни скончался духовник Оренбургской епархии, клирик Никольского кафедрального собора протоиерей Владимир Акиншин. PDF-bepcuя. Протоиерей Владимир Григорь-евич Акиншин родился 9 октября 1950 года в селе Дмитриевка Александровского района Оренбургской области в семье рабочих. В 1962 году семья переехала в областной центр. В 1968 году Володя окончил среднюю политехническую школу 8 по специальности «водитель автомобиля», а после срочной службы на Северном флоте поступил на вечернее отделение Оренбургского политехнического института. В 1975 году женился на внучке известного оренбургского пастыря протоиерея Фомы Приходкина Татьяне Ивановне Качанкиной, она и привела его в Церковь.  Владимир Григорьевич 18 лет проработал электромонтажником и теп-лотехником. А 25 февраля 1990 года был рукоположен архиепископом Оренбургским и Бузулукским Леонтием (Бондарем; † 1999) в сан диакона; 26 августа того же года состоялась его пресвитерская хиротония. Двадцать пятого сентября 1990 года архиепископ Леонтий назначил священника Владимира, незадолго до того поступившего в Московскую духовную семинарию (успешно окончил в 1994 году), на священническое место к Димитриевской церкви города Оренбурга. К этому времени относятся воспоминания штатного клирика Оренбургской епархии протоиерея Георгия Горлова, тогда молодого прихожанина, высоко оценившего доброту, интеллигентность, внимательное отношение к людям недавно рукоположенного отца Владимира. Эти качества ему очень пригодились в дальнейшем, когда священник Владимир Акиншин с 1 октября 1999 года и до конца своей жизни по указу архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина (Мищука) исполнял обязанности духовника епархии. Хорошее знание духовной и семейной жизни пастырей, понимание важности сохранения мира и спокойствия и в душе, и в семье служителя Церкви для выполнения им своей основной миссии; не просто исповедь, но духовная беседа, помощь старшего, жизненные советы — все это было у духовника, как отмечают многие священники и прихожане епархии, а также учащиеся Оренбургской духовной семинарии, преподавателем и духовником которой был прото-иерей Владимир Акиншин.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Круглый стол «Традиции и современность в христианском искусстве: пути развития». День первый Семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии». Москва Цикл встреч Константина Мацана «Верю – не верю». Лекция «К.С. Льюис: не только Нарния» Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Все » Репортажи «Православный приход на закате Российской империи»: фундаментальное исследование историка Алексея Беглова 18.02.2022 11:26 Версия для печати Москва, 18 февраля, Благовест-инфо. Презентация монографии историка Алексея Беглова «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы» состоялась 16 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». Фундаментальное исследование объемом более тысячи страниц выпущено издательством «Индрик». Это заключительный, шестой том в серии тематических монографий о деятелях и деяниях Поместного собора 1917-1918 гг., которая с начала 1990-х годов выходила под научным руководством протоиерея Николая Балашова по инициативе и при поддержке католического фонда «Христианская Россия». Вспоминая начало работы над этой серией, представитель фронда «Христианская Россия», научный сотрудник КЦ «Покровские ворота» Джованна Парравичини отметила, что в начале 1990-х возникла идея  издать материалы, посвященные Поместному Собору 1917–1918 гг., чтобы таким образом способствовать возрождению Русской Православной Церкви. Это совпало с умонастроением прот. Николая Балашова, который, по его словам, тогда читал много дореволюционной церковной периодики и был удивлен тем,  «как живо звучат голоса» деятелей собора. Он тоже думал над тем, как «вернуть сердца отцов детям»… – как перебросить мостик от них, страдавших за церковь в те годы, к сегодняшнему времени, чтобы голоса из прошлого зазвучали в сегодняшней дискуссии и внесли в нее дух творчества, открытости, характерные для церковных диспутов предреволюционного времени».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

21 сентября престольный праздник в одном их храмов Киево-Печерской лавры. Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы , больше известен под другим названием — «академический». Почему жизнь студентов Киевских духовных школ сосредотачивается на этом месте, есть ли у современных студентов шанс достигнуть святости? На эти и другие вопросы портала портала Православие. Ru отвечает Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии, митрополит Антоний (Паканич) . Митрополит Антоний (Паканич). Фото: orthodoxy.org.ua      — В Киево-Печерской Лавре много церквей. Почему храм в честь Рождества Богородицы стал студенческим или, как его называют, «академическим»? — В советское время храм был закрыт, после открытия его восстановили и заново расписали. С возрождением Киевской духовной семинарии в начале 1990-х годов, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение сделать этот храм семинарским. С тех пор здесь служит академическое духовенство, несут послушание воспитанники духовной школы. Кроме того, ежедневно в храме Рождества Богородицы совершаются богослужения, за которыми служат студенты в священном сане, поют и читают семинаристы и академисты. Храм является средоточием академической жизни, ведь молитва — это главная богословская наука, без которой любое знание не будет иметь никакой пользы. Храм в честь Рождества Богородицы. Киево-Печерская лавра. Фото: Валерий Бондаренко/Соборы.Ru      Историческая справка : Считается, что церковь Рождества Богородицы стоит сейчас на том месте, где в древности находились надземные деревянные строения монастыря. Однако, это не так — с тех пор ничего не осталось, после многочисленных разорений обители. Вначале храм был деревянным, но в 1696 году на пожертвования белоцерковского полковника Константина Мокиевского на его месте выстроили каменную трехкупольную церковь. Позднее, в 1767 году, по четырем углам храма были сооружены пристройки, увенчанные дополнительными куполами. Внешнее убранство храма стало более декоративным, барочным.

http://pravoslavie.ru/73728.html

4 июля скоропостижно скончался выдющийся ученый-византинист доктор исторических наук профессор Игорь Сергеевич Чичуров. 4 июля скоропостижно скончался выдющийся ученый-византинист доктор исторических наук профессор Игорь Сергеевич Чичуров. Игорь Сергеевич  родился в 1946 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ, в 1991 году получил степень доктора исторических наук. С 1996 года стал заведовать кафедрой древних языков исторического факультета МГУ. Был членом Императорского православного палестинского общества, специального научного совета при Институте европейской истории права общества Макса Планка (Франкфурт-на-Майне), профессором Тюбингенского университета. Областью научных интересов И.Чичурова было византиноведение (история византийской литературы, общественно-политической мысли, история Церкви, история права), история Древней Руси и русско-византийских отношений. Основные труды — «Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора» (1980), «Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции» (1983), «Политическая идеология средневековья: Византия и Русь» (1990). И.Чичуров был куратором редакции восточных Церквей церковно-научного центра «Православная энциклопедия», заместителем ответственного редактора «Византийского временника». Выпускник кафедры классической филологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Игорь Сергеевич блестяще владел древними классическими языками, его эрудиция и знание источников византийского периода делали его уникальным специалистом в своей области. Многочисленные ученики Игоря Сергеевича, его коллеги и друзья всегда были согреты его любовью и необыкновенной добротой. Вечная память новопреставленному рабу Божию Игорю! Поздравительная речь на 60-летие Игоря Сергеевича, произнесенная в Российском Императорском Обществе. Явственно, в колыбель Вашу положен был жребий быть учителем множества учеников, испытать все радости и горести многотрудного научного и педагогического поприща. А если вспомнить еще, что в 7-е воскресенье по Пасхе, совпавшее с днем Вашего явления в мир, совершается память Святых Отцев I Вселенского Собора, очевидным станет и предуказание пути в Византию и византинистику, которой были посвящены с юности дни и ночи Ваших ученых занятий.

http://pravmir.ru/in-memoriam-igor-serge...

Александр Невский – путь сквозь столетия русской истории Беседа с Надеждой Ильиничной Милютенко Дарья Стрижова В этом году Россия празднует 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского. Проводятся олимпиады для школьников и студентов, открываются выставки, проходят научные конференции. По городам и селам России прошли крестные ходы с его мощами. Нет необходимости еще раз пересказывать жизнеописание Александра Невского, говорить о его роли в становлении русского государства. Достаточным свидетельством тому является народная память, воинский орден и многочисленные храмы и соборы его имени, возведенные по всем миру. Мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной». Фото: pln-pskov.ru      Православная Церковь 12 сентября празднует перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург. Мы побеседовали об Александре Невском, о трансформации его исторического образа с Надеждой Ильиничной Милютенко – кандидатом филологических наук, доцентом Института истории Санкт-Петербургского университета, автором многочисленных работ по истории и летописанию Древней Руси. Крестный ход и молебен на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге. Фото: Патриархия.ru      –– Надежда Ильинична, хотелось бы начать наш разговор с такого вопроса. Сегодня основным источником знания стал Интернет, но исторические материалы там самого разного достоинства. Я не говорю об очевидных провокациях и исторических фантазмах, но статей, способных смутить сознание, очень много. Старшее поколение, учившееся по книгам, устойчиво к Интернет-веяниям. А как быть молодым? Как не запутаться в этом многообразии? ––   Да, путаницы предостаточно. Причина, по которой это происходит, лежит даже не в школьном образовании. Мое поколение и поколение студентов 1990-х годов были людьми читающими. Они с детства знали художественную литературу: тех же Дюма, Вальтера Скотта. Да, там все неправильно написано, но человек знал, что такая личность существовала. И, зацепившись за такое приблизительное знание, можно хоть что-то до аудитории донести. Начинаю с осторожного вопроса: «Всё понятно?» Реакции нет. «А вы знаете, что такой-то вообще жил?» (причем этот вопрос может касаться, например, Карла Великого). Отвечают: «Кое-что слышали». «Это хорошо, – говорю, – тогда я вам сейчас кое-что о нём расскажу».

http://pravoslavie.ru/141891.html

Боевые священники: Если мы сильны Духом Божиим – мы непобедимы Анастасия Казимирко-Кириллова Источник: Телеканал «Царьград» Царьград пообщался с военным священником и с героем Советского Союза, который ушел в монахи      День защитника Отечества затрагивает и тех, кто сражается на фронте духовном – это капелланы, бок о бок идущие с армией на любом направлении, это и военные, которые, пройдя огонь и кровь на поле боя, решили сменить погоны на епитрахиль. Война всегда связана с духовной бранью, и важно не только доблестно сражаться, но и сохранить человеческий облик, не поддаться злу. Инок Киприан (Бурков). Фото: Телеканал " Царьград "      " На войне всегда есть вероятность совершить зло. Да, христианство допускает сопротивление злу, да, добро должно быть с кулаками. Потому что зло никогда само по себе не остановится. Зло надо останавливать " – уверен инок Киприан (Бурков), в миру Валерий Бурков, герой Советского союза и участник войны в Афганистане. – " Но очень важно, борясь со злом, не сотворить зла самому, тогда вы не победите его, а будете им побеждены. Зло нужно побеждать добром. И это очень просто на войне. Я на себе это испытал в Афганистане, когда можно убить, а можно оставить в живых. Можно отнестись к врагу милосердно, по-христиански, а можно проявить жесткость или даже жестокость. И неважно, ценят ли они это, как они к этому относятся – главное, пройти воинский путь до конца, путь самопожертвования. Ибо нет больше той любви, чем отдать жизнь за други своя. Это заповедь Христова, и он сам это сделал " . Среди священников немало бывших военнослужащих, были и ветераны Великой Отечественной, которые, несмотря на молодость, проведенную в атеистическом и богоборческом государстве, со временем решили выбрать духовную стезю. После распада СССР на священническом поприще многие искали излечения от " афганского синдрома " , искали ответы на " проклятые вопросы " существования в мятущейся России 1990-х. " Господь часто призывает через других людей. В моей жизни это был владыка Питирим(Нечаев). Мы создавали вместе союз ветеранов войны в Афганистане… Но я не откликнулся тогда. Если человек не откликается по-хорошему, Господь посылает скорби – у меня это были и туберкулез, и тяжелейшее ранение, не говоря уж о более мелких. Но в конце концов Господь меня можно сказать взял за шиворот и сказал: " Бурков, хватит там где-то болтаться, воевать то тут, то там. Иди на духовный фронт и там воюй. Вот тебе мое знание, вот тебе моя сила. А вот твой противник – дух нечистый. Так я стал иноком Киприаном " – рассказал священник.

http://pravoslavie.ru/101343.html

Календарь Материалы 11 июня 2008 г. [Интернет-журнал/Общество] Артемий Ермаков Россия 2008 года так же, как и РСФСР 1990-го, стоит перед рядом глобальных вызовов и угроз. Это нормальное состояние любого государства, и потому не надо пугаться. Чем больше государство, тем крупнее вызов. Главным из таких вызовов, безусловно, является глобализация. Сумеет ли Россия, провозгласившая свою независимость от СССР, сохранить суверенитет перед лицом более мощных международных объединений? Будет ли наша страна сама решать, как ей относиться к тем или иным политическим проблемам, или же ей уготована роль одного из покорных вассалов «нового мирового порядка»? [Интернет-журнал/Общество] Александр Моторин Теперь мы заново осознаем простую и очевидную истину: отвлеченных и непременно общеполезных знаний попросту нет, всякое знание добывается благодаря определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ бытия способствует образованию человеческой личности, души. [Встреча с Православием/Святые и святыни] На северо-востоке Боснии расположена Зворницко-Тузланская епархия Сербской Православной Церкви. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII – начало XIV вв.). Православные сербы, живущие в этих краях, на протяжении веков шли нелегким путем исповедания Веры Христовой. Несмотря на суровые испытания, постигшие Православие в Боснии в недавнее время, епархия является одной из наиболее организованных в административном отношении. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий В ходе своих изысканий я вместе с пушкинским Пименом мог говорить: «На старости я сызнова живу». Из разрозненных заметок стало видно, что собирается довольно обширный материал, который можно опубликовать. Вот так родилась эта книга. Я назвал ее «Жизнь в Церкви». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Стивен Рансимен В понедельник 28 мая стояла солнечная, ясная погода. Когда солнце начало склоняться к западу, оно светило прямо в глаза стоявшим на стенах защитникам города, почти ослепляя их. Именно в этот час турецкий лагерь пришел в движение. Тысячи людей двинулись по направлению к стенам: одни — чтобы докончить засыпку рва, другие — чтобы подкатить поближе пушки и стенобитные орудия. Вскоре после захода солнца небо покрылось тучами и начался проливной дождь; однако турки продолжали свое дело, и христиане ничем не могли им помешать. Примерно в половине второго ночи султан решил, что все приготовления закончены, и отдал приказ начать штурм.

http://pravoslavie.ru/archive/080611

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010