С. 5-45; Соколов В. В. Николай Кузанский//История диалектики XIV-XVIII вв. М., 1974. С. 35-51; он же. Пантеистическая трансформация средневекового философствования в ренессансное в творчестве Николая Кузанского// Он же. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984. С. 41-65; Biechler J. E. Nicholas of Cusa and the End of the Conciliar Movement: A Humanist Crisis of Identity//Church History. 1975. Vol. 44. N 1. P. 5-21; Kuhnekath K. D. Die Philosophie des Johannes Wenck von Herrenberg im Vergleich zu den Lehren des Nikolaus von Kues: Diss. Köln, 1975; Hagemann L. Der Kur " an in Verständnis und Kritik bei Nikolaus von Kues: Ein Beitrag zur Erhellung islamisch-christlicher Geschichte. Fr./M., 1976; Bodewig M. Zur Tugendlehre des jungen Cusanus//Mitt. und Forschungsbeiträge der Cusanus-Gesellschaft. 1978. Bd. 13. S. 214-224; Hopkins J. A Concise Introduction to the Philosophy of Nicholas of Cusa. Minneapolis (Minn.), 1978; idem. Nicholas of Cusa on God as Not-Other. Minneapolis, 1979; Oide S. Der Einfluss der galenischen Pneumatheorie auf die cusanische Spiritustheorie: Eine Anmerkung zu «De quaerendo Deum»//Mitt. und Forschungsbeiträge der Cusanus-Gesellschaft. 1978. Bd. 13. S. 198-207; Stieber J. W. Pope Eugenius IV, the Council of Basel, and the Secular and Ecclesiastical Authorities in the Empire: The Conflict over Supreme Authority and Power in the Church. Leiden, 1978; idem. The «Hercules of the Eugenians» at the Crossroads: Nicholas of Cusa " s Decision for the Pope and against the Council in 1436/1437: Theological, Political and Social Aspects//Nicholas of Cusa: In Search of God and Wisdom. 1991. P. 221-255; Nikolaus von Kues: Einf. in sein philosophisches Denken/Hrsg. K. Jacobi. Freiburg; Münch., 1979; Saffrey H. D. Pietro Balbi et la première traduction latine de la Theologie platonicienne de Proclus//Miscellanea codicologia F. Masai dicata/Ed. P. Cockshaw, M.-C. Garand, P. Jodogne. Ghent, 1979. Vol. 2. P. 425-437; Sambin P. Nicolò da Cusa, studente a Padova e abitante nella casa di Prosdocimo Conti suo maestro//Quaderni per la storia dell " Università di Padova.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Переписка Ф.Д. Самарина и священника П.А. Флоренского//Вестник РХД. 1978. С. 251–271. Письма В.А. Кожевникова В. В. Розанову //Вестник РХД. 1984. С. 87–100. Письма В.А. Кожевникова Ф.Д. Самарину //Богословские труды. Вып. 40. М., 2005. С. 274–354. Половинкин С.М. Ревностная дружба//Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергием Николаевичем Булгаковым. Томск, 2001. С. 5–15. Письма С.Н. Дурылина к свящ. Павлу Флоренскому//Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. I: Исследования. М., 2010. С. 199–208. Розанов В.В. Густая книга//Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 576–585. Розанов В.В. Духовенство на народной службе//Розанов В.В. Собрание сочинений. В чаду войны (Статьи и очерки 1916–1918 гг.). М.-СПб., 2008. С. 212–214. Розанов В.В. «Мы всегда хороши».//Розанов В.В. Собрание сочинений. Признаки времени (Статьи и очерки 1912 г.). М., 2006. С. 241–248. Розанов В.В. О С.Н. Булгакове//Розанов В.В. Собрание сочинений. В чаду войны… С. 361–365. Розанов В.В. Литературные изгнанники. Книга вторая//Розанов В.В. Собрание сочинений. М.; СПб., 2010. Свенцицкий В. Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам кавказских гор. М., 2007. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932. СПб., 1994. УспенскийЛ.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2007. Феодор (Поздеевский) , еп. «О духовной Истине. Опыт православной теодицеи» («Столп и утверждение Истины»). Книга свящ. П. Флоренского . М., 1912: рецензия//П.А. Флоренский: pro et contra. С. 209–243. Флоренский П.А., свящ. Избранные письма профессорам Московской духовной академии//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2010. С. 753–765. Флоренский П.А., свящ. Памяти Феодора Дмитриевича Самарина//Сочинения в 4 Т. Т. 2. М., 1996. С. 337–345. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский , Апостол Алтайский (Парвицкий-Невский). 1835–1926. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Further reading Hadjinicolaou, J. (ed.), Synaxis: An Anthology of the Most Significant Orthodox Theology in Greece Appearing in the Journal Synaxi from 1982 to 2002, 3 vols., Montreal: Alexander Press, 2006. Nellas, P., Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the Nature of the Human Person, Crestwood, NY: SVS Press, 1987. Nichols, A., Light from the East: Authors and Themes in Orthodox Theology, London: Sheed and Ward, 1995. Papathanasiou, A. N., «Theological challenges facing the Church of Greece», Koinonia, The Journal of the Anglican and Eastern Churches Association, n.s., 49 (Summer 2004), 11–20. Vassiliadis, P., »Greek theology in the making. Trends and facts in the 80s – vision for the 90s», SVTQ 35.1 (1991), 33–52. Yannaras, C., The Freedom of Morality, trans. E. Briere, Crestwood, NY: SVS Press, 1984. " Theology in present-day Greece», SVTQ 16.4 (1972), 195–214. Yannoulatos, Archbishop Anastasios, Facing the World: Orthodox Christian Essays on Global Concerns, Crestwood, NY: SVS Press, 2003. Notes Please note that all works cited in notes to this chapter are in Greek, unless otherwise indicated. 15. Personhood and its exponents in twentieth-century Orthodox theology ARISTOTLE PAPANIKOLAOU After centuries of neglect, Christian theologians renewed their attention to the doctrine of the Trinity in the latter half of the twentieth century. This revival of interest in the Trinity was not restricted simply to an understanding of God ; perhaps for the first time in the history of Christian thought, Christian theologians were claiming that the affirmation that God is Trinity has radical implications for theological anthropology, i.e., for thinking about what it means to be human. Christian thinkers, of course, had always linked the understanding of being human to the being of God, but only in the twentieth century was the more explicit claim made that, since God " s being is persons in communion, then human «personhood» must be defined in terms of relationality and communion.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

стремился описать как возвращение «золотого века»: благочестивый и разумный правитель, единство и успехи Церкви при таких архиереях, как патриарх Григорий I Антиохийский, и почитание св. столпника прп. Симеона (Младшего). Такая модель вполне вписывается в традиции более ранних церковных историков. В сочинениях Сократа, Созомена и блж. Феодорита изначальный успех реформ имп. св. Константина I Великого и I Вселенского Собора также прерывался интригами еретиков и длительной борьбой за утверждение Православия, к-рая завершилась процветанием при имп. Феодосии II Младшем. Изд.: PG. 86. Col. 2405-2906; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia/Ed. J. Bidez, L. Parmentier. L., 1898. Amst., 1964r; Церк. история Евагрия, схоластика и почетного префекта. СПб., 1853; Церковная история/Пер.: И. В. Кривушин. СПб., 1999-2003. 3 т.; То же (в 1 кн.). СПб., 2006. Лит.: Шестаков С. П. Иоанн ритор церк. истории Евагрия//УЗ Имп. Казанского ун-та. 1890. Т. 57. Сент./окт. С. 97-132; Krumbacher. Geschichte. S. 245-247; Thurmayr L. Sprachliche Studien zu den Kirchenhistoriker Euagrios. Eichstätt, 1910; Higgins M. J. Chosroes II " s Votive Offerings at Sergiopolis//BZ. 1955. Bd. 48. S. 89-102; Downey G. The Perspective of the Early Church Historians//GRBS. 1965. Vol. 6. P. 57-70; Irmscher J. Geschichtssreibers der justinianischen Zeit//WZUR, GSWR. 1969. Bd. 18. S. 469-474; Удальцова З. В. К вопросу о мировоззрении визант. историка VI в. Евагрия//ВВ. 1969. Т. 30. С. 63-72; она же. Историческая мысль//Культура Византии. 1984. Т. 1. С. 202-212; Allen P. Evagrius Scholasticus the Church Historian. Leuven, 1981; Caires V. Evagrius Scholasticus: A Literary Analysis//ByzF. 1982. Bd. 8. S. 29-50; Chesnut G. F. The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Macon (Ga.), 19862. P. 214-229; Кривушин И. В. Ранневизант. церк. историография. СПб., 1998. С. 201-213; он же. Евагрий Схоластик и его «Церковная история»// Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб., 1999.

http://pravenc.ru/text/180871.html

В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г. В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев ( Зандер В. А. 1984. 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения» ), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества . В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та. З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l " Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. 36. С. 3-7), «Русское возрождение» (В обители прп. Серафима - 1983. 22-24; То же - 2003. 82. С. 45-101).

http://pravenc.ru/text/182553.html

212 The Challenge of Peace: God’s Promise and Our Response (Washington, DC: United States Catholic Conference Office of Publishing Services, Publication No. 863, 1983) p. 3. 213 “Reflections on a Kainotic History: Basil of Caesarea as a Paradigm for Ecumenical Dialogue,” in Faith to Creed: Ecumenical Perspectives on the Affirmation of the Apostolic Faith in the Fourth Century, ed. S. Mark Heim (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1991) 104–105. 214 See Alexander F. C. Webster, “Varieties of Christian Military Saints: From Martyrs Under Caesar to Warrior Princes,” St. Vladimir’s Theological Quarterly 24 (1980) 3–35. 216 “No ‘Rumors of War’ in the Greek Fathers,” American Orthodoxy 2 (Winter 1992) 8–9. The author would like to express his deep gratitude to Fr. Harakas, who originally had been scheduled to speak at the NCC Faith and Order consultation on “The Fragmentation of the Church and Its Unity in Peacekeeping,” for generously sharing with him his thoughts as well as copies of his many ar- ticles on the subject of peace. 217 Cf. his reflections in “The Morality of War,” in Orthodox Synthesis: The Unity of Theological Thought, ed. Joseph J. Allen (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1981) 67–94. 218 “No ‘Rumors of Wars’ …” 8. Cf. Fr. Harakas’ essay “The NCCB Pastoral Letter: ‘The Challenge of Peace’ – An Eastern Orthodox Response,” in Peace in a Nuclear Age: The Bishops’ Pastoral Letter in Perspective, ed. Charles J. Reid, Jr. (Washington, DC: The Catholic University of America Press, 1986) chapter 16. 219 “The Teaching on Peace in the Fathers,” in Un Regard Orthodoxe sur la Paix (Chambésy-Geneva: Editions du Centre Orthodoxe du Patriarcat Œcuménique, 1986) 32–47 at p. 43. 220 Raimundus de Agiles, quoted in H.J. Muller, Freedom in the Western World (New York, Evanston and London: Harper and Row, 1963) 48. 223 See, for example, John Howard Yoder, “The Authority of Tradition,” in The Priestly Kingdom: Social Ethics as Gospel (Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1984) 63–79; cf. also A. James Reimer, “Trinitarian Orthodoxy, Constantinianism, and Theology from a Radical Protestant Perspective,” in Faith to Creed … 129–61 and the literature analyzed there.

http://azbyka.ru/otechnik/world/for-the-...

Скачать epub pdf «Церковь саентологии» «Лица, использующие философское или религиозное учение, даже дозволенное законом, в финансовых или коммерческих целях для намеренного обмана других людей, должны преследоваться за вымогательство. Извлечение денег является основной, если не единственной заботой Саентологической церкви» (Решение Лионского суда, ноябрь 1996 г.) «Г-н Хаббард является типичным шарлатаном». (Постановление Лондонского Верховного суда, 1984 г., судья Лэйти) Другие названия В средствах массовой информации России часто используется несколько иное название этой организации – «сайентология». Но это название не верно, так как регистрируется в России детище Хаббарда именно как «саентология», это же наименование использовано во всей литературе, выпущенной этой организацией на русском языке. Руководство Создатель – Лафайет Рон Хаббард (1911–1986). После войны Хаббард принимал активное участие в деятельности одной из сатанистских сект основателем которой был известный сатанист Алистер Кроули, у которого Хаббард во многом перенял идеи построения своей псевдорелигиозной системы. Согласно 212 , сын Хаббарда свидетельствовал, что большую часть «научных откровений» его отец творил в наркотическом опьянении. Заявляя о своей лояльности ко всем религиям, Хаббард в последние годы жизни, согласно информации, приведенной в 213 , открыл «сокровенную тайну», что его «миссия» на Земле – миссия Антихриста для предотвращения Второго пришествия. Возникшая идея заработать на создании своей религии оказалась плодотворной. Из не очень богатого писателя основатель саентологии к концу жизни превратился в мультимиллионера с состоянием в 640 миллионов долларов. Судами многих стран Хаббард был признан преступником, а в ряде стран объявлен персоной нон-грата. Например, в 1978 г. во Франции Хаббард был приговорен к тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество, но избегает наказания бегством из страны. В США Хаббард во время дела о хищении правительственных секретных документов в 1977 году попадает в список виновных, но не осужденных на тюремное заключение преступников. В 1985 году Внутренняя служба расследований США расследовала финансовые мошенничества Хаббарда. От уголовного наказания Хаббарда «спасла» только смерть в 1986 г. 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Псалмы 50 и 103 в различных переводах [с еврейского и с Септуагинты]//Просветитель/РПУ ап. Иоанна Богослова. М., 1995. 2/3. С. 27–35. Включены переводы: Российского Библейского общества, изд. «Священные книги для употребления евреям» (Вена), а также Ф. Д. Самарина и П. А. Юнгерова . Псалтирь: Новый пер. с греч. текста 70 толковников/Пер. иером. Амвросия (Тимрота). М., 2002. 242 с. Стихотворные переводы с греческого и церковнославянского Полное собрание псалмов Давыда поэта и царя преложенных как древними, так и новыми российскими стихотворцами. Т. 1–2. М., 1809. Пакатский Г. А., свящ. Псалтырь в стихах, с приложением при каждом псалме содержащихся в нем исторического, таинственного или нравственного смысла, и с объяснением неудобовразумительных некоторых речений, в двух частях преложенная церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Санкт-Петербургских градских богадельнях, лишенным зрения священником Гавриилом Пакатским. Ч. 12. 1 СПб., 1818. 2, [IV,] 246, 255 с.; 2 1869. 279 с.; 3 1874. 339 с. Дворяшин В. П. Переложение псалмов св. царя и пророка Давида. Тверь, 1879. 85 с. Псс. 1, 3, 5, 11, 14, 23, 26, 33, 36, 40, 44, 50, 60, 85, 90, 102. Далматов К., свящ. Псалтирь в стихах. Казань, 1906. 249 с. Серман И. 3. «Псалтирь рифмованная» Симеона Полоцкого и русская поэзия XVIII в.//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 214–232. Шишкин А. Б. Из неопубликованных поэтических трудов В. К. Тредиаковского (стихотворная «Псалтирь»)//Памятники культуры. Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 9–39. Псалтирь в русской поэзии XVII–XX вв./Сост., подготовка текста, вступительная статья и примечания Б. Н. Романова. М., 1995. 384 с., ил. Прозаические переводы с еврейского Псалтирь в новом славянском переводе Амвросия [Зертис-Каменского], архиеп. Московского, с предисл. 1 М., 1809; 2-е изд. подг. П. И. Горский-Платонов : ПО. 1878. Приложение. Т. 1. 1. С. 1–16; 2. С. 17–32; 3. С. 33–64; Т. 2. 5–6. С. 65–128; 7. С. 129–160; 8. С. 161–192. (Отд. отт.: 2 М., 1878.) Ц.-сл. пер. с уточнениями и исправлениями по евр. тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1910. Т. 15. Кн. 1. С. 1-25). Литургия и анафоры Под именем Г. Б. известна литургия, полный текст к-рой сохранился на копт. (см.: Hammerschmidt E. Die koptische Gregoriosanaphora: Syrische und griechische Einflüsse auf eine ägyptische Liturgie. B., 1957. (BBA; 8)) и на греч. (в единственной греко-коптско-араб. рукописи; см.: Gerhards A. Die griechische Gregoriosanaphora: Ein Beitr. z. Geshichte d. Eucharistischen Hochgebets. Münster, 1984. (LQF; 65)) языках. Литургия написана в своеобразной манере: прозаические разделы чередуются с поэтическими. Молитвы литургии обращены ко Второму Лицу Пресв. Троицы; нек-рые из них содержат откровенно монофизитские выражения. Эта литургия с большой степенью вероятности Г. Б. не принадлежит даже частично, что видно не только из богословского содержания, но и из филологических особенностей ее текста (см.: Engberding H. Die Kunstprosa des eucharistischen Hochgebets in der griechischen Gregoriosliturgie//Mullus: FS f. Th. Klauser/Hrsg. A. Stuiber. Münster, 1964. S. 100-111). Ее богослужебное использование исторически известно лишь в копт. Церкви, где эта литургия доныне совершается в дни Господских праздников (подробнее см. в ст. Коптская Церковь , разд. «Богослужение»). Иные анафоры с именем Г. Б. (не совпадающие с коптско-греч.) известны в арм. (см.: Ferhat P. Denkmäler altarmenischer Meßliturgie. 1: Eine dem hl. Gregor von Nazianz zugeschriebene Liturgie//Oriens Chr. 1911. N. S. Bd. 1. S. 204-214) и сир. (см.: Hausherr I. Anaphora Syriaca Gregorii Nazianzeni//Anaphorae Syriacae. R., 1940. T. 1. Fasc. 2. P. 98-147) традициях. 4 из 20 эфиоп. анафор, надписанные именем «Григорий», в нек-рых рукописях также атрибутируются Г. Б. (наряду со сщмч. Григорием Просветителем , свт. Григорием Нисским, еп. Григорием Александрийским). В рукописях Г. Б. также приписывается составление др . текстов: литургического экзорцизма ( Schneider S. Egzorcyzm przypisany siv Grzegozowi z Nazyanzu//Eos. Warsz., 1907. T. 13. S. 135-149; Delatte A. Anecdota Atheniensia. Liège, 1927. Vol. 1. P. 238-250), к-рый, впрочем, может быть атрибутирован свт. Григорию Чудотворцу ; энкомия Св. Кресту (CPG, N 355), известному в древнерус. и арм. традициях (в арм. традиции известно также слово на праздник Входа Господня в Иерусалим, см.: Coulie B. e. a. Un texte sur l " Entrée du Christ à Jérusalem attribué à Grégoire de Nazianze en arménien/Ed. B. Coulie//Studia Nazianzenica [Pt.] 1. Turnhout e. a., 2000. P. 185-199. (CCSG; 41 [CN; 8])); ряда др. прозаических и поэтических произведений (CPG, N 3056-3057; 3060-3063; 3081-3095).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

904 . Dysinger L. The Logoi of providence and judgement in the exegetical writings of Evagrius Ponticus//StPatr 2001. 37. 462–471. 905 . Elm S. The polemical use of genealogies: Jerome’s classification of Pelagius and Evagrius Ponticus//StPatr 1997. 33. 311–318. 906 . Frank K. S. Evagrios Pontikos//Lex d. Mittelalt. 1987. 4:1. 126–127. 907 . Gawronski R. Evagrius Ponticus: Crypto-Buddhist of the Desert//Id. Word and Silence. Hans Urs von Balthasar and the spiritual encounter between East and West. Edinburgh 1995. 48–51. 908 . Géhin P. À propos d’Évagre le Pontique//REG 1990. 103. 263–267. 909 . Géhin P. Un recueil d’extraits patristiques: les miscellanea Coisliniana (Parisinus Coislinianus 193 et Sinaiticus Gr. 461)//RHT. 1992. 22. 89–130. 910 . Gendle N. Cappadocian elements in the mystical theology of Evagrius Ponticus//StPatr 1985. 16:2. 373–384. (TU 129). 911 . Glotobdky Η. Εγριος Ποντικς//ThEE 1964. 5. 912 . Gouillard J. Contemplation et imagerie sacrée dans le christianisme byzantin//AEHE. Ve Section. 1977–1978. 86. 27–50. 913 . Grébaut S. Sentences d’Évagre//ROC 1915–1920. 20–22. 211–214, 435–439, 206–211. 914 . Guillaumont A. De l’eschatologie à la mystique histoire d’une sentence d’Évagre//Mémorial du Cinquantenaire, 1914–1964, École des langues orientales anciennes de L’lnstitut Catholique de Paris. P. 1964. 187–192. 915 . Guillaumont A. Un philosophe au désert: Évagre le Pontique//RHR 1972. 181. 29–56. 916 . Guillaumont A. Fragments syriaques des «Disciples d’Évagre»//ParOr 1975–1976. 6–7. 105–123 [=CPGS 2483]. 917 . Guillaumont A. Evagrius Ponticus//TRE 1982. 10: 3–4. 565–570. 918 . Guillaumont A. La «Preghiera pura» di Evagrio e l’influsso del neoplatonismo//Dizionario degli Istituti di Perfezione. Roma 1983. 7. 591–595. 919 . Guillaumont A. La vision de l’intellect par lui-même dans la mystique Évagrienne//Mélanges de l’Université de S. Joseph. 1984. 50. 255–262. же://Id. Études sur la spiritualité de l’Orient chrétien 1 .375). 144–152. 920 . Guillaumont A. Le rôle des versions orientales dans la récupération de l’oeuvre d’Évagre le Pontique//Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P. 1985. 64–74.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010