Итак, судя по одному только сюжетно-повествовательному компоненту жития Владимира Святославича из «Степенной книги», можно основательно утверждать, что его составитель Андрей-Афанасий, монтируя свой текст посредством извлечения материалов из разных источников и сочетая их внутри последнего в соответствии со своим идейно-композиционным замыслом, привносил в них лексико-фразеологические и структурно-содержательные изменения из расчета не только собственного вкуса и эстетических установок; он прежде всего имел в виду конъюнктуру современной его работе реальной общественной обстановки и политико-идеологических тенденций.   Использованные источники и научная литература Азбелев 1982 — Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л: «Наука», 1982. 327 с. Альшиц 1988 — Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. 246 с. Бенцианов 2019 — Бенцианов М. М. «Князья, бояре и дети боярские»: Система служебных отношений в Московском государстве в XV-XVI вв. М.: Центрополиграф, 2019. 351 с. БЛДР 5 — Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука,, 1997. 628 с. БЛДР 7 — Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7: Вторая половина XV века. СПб.: Наука, 1999. 582 с. Бурилина 1984 — Бурилина Е. Л. Чин «За приливок о здравии государя» (история формирования и особенности бытования)//Древнерусская литература: Источниковедение. Сб-к науч. трудов/Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1984. С. 204–214. Демин 2008 — Демин А. С. Книга Степенная царского родословия//История древнерусской литературы: Аналитическое пособие/Мос. гос. Унт им. М. В. Ломоносова; Ин-т мировой лит-ры РАН им. А. М. Горького. Отв. ред. А. С. Демин. М.: ЯСК, 2008. С. 136–141. Исмаилова 2020 — Исмаилова З. А. Всенародные великокняжеские пиры//Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. Брянск, 2020. 3. С. 51–61. Каравашкин 2018 — Каравашкин А. В. Литературный обычай Древней Руси (XI—XVII вв.). Изд. 2-е, дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 720 с.

http://bogoslov.ru/article/6176826

Стренгс Дж. Интерпретативные треугольники Давенлу в работе с образом Бога//Московский психотерапевтический журнал. 2000, 2. Струве Г. Самостоятельное начало душевных явлений. Психо-физиологическое исследование. М.: Унив. тип., 1870. Стулова Э. С. Даосская доктрина бессмертия//Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия//Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984, с.231–270. Субетто А. И. Бессознательное. Архаика. Вера: Избранное: Фрагменты неклассического человековедения. СПб.: 1997. Судзуки О. Дзэн с позиций психологии//Япония о себе и мире. 1994, 6, с.81–90. Сухарев И. П. «Испытывайте духов...»: возможность непредубежденного подхода к астрологии//Консонанс. 1995, 1, с.37–41. Тамбиев А. Э., Кондрашев В. В., Мельников Е. В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации//Психологический журнал. 1995, 5, с.129–133. Тантлевский И. Р. Библейские и Ханаанейские представления бессмертия души и возможное знакомство с ними древнегреческих мыслителей//Метафизические исследования. Вып. 8: Религия. СПб., 1998, с.29–42. Теплов Н. В. Схоластика как культурно-психологическое явление//Вопросы философии и психологии. 1901, кн. 3(58), с.229–251. Толкование о душе//Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991, с.205–214. Торчинов Е. А. Мистический (трансперсональный) опыт и его выражение в различных культурах//Вера и ритуал. Материалы VIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 2001, с.108–112. Торчинов Е. А. Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика (к постановке проблемы)//Метафизические исследования. Вып. 8: Религия. СПб., 1998, с.9–28. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997 (Orientalia). Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. 2-е изд., испр. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Катаев Валентин Петрович (1897–1986), писатель 223, 235, 273, 360 Качалов (наст. фам. Шверубович) Василий Иванович (1875–1948), актер 436 Кедринский, елецкий знакомый В. В. Розанова 36 Керенский Александр Федорович (1881–1970), политический деятель 163, 175, 307, 365, 430 Клычков (наст. фам. Лешенков) Сергей Антонович (1889–1937), поэт, прозаик 233 Клюев Николай Алексеевич (1887–1937), поэт 107, 123–124, 126, 165, 214, 357 Ключевский Василий Осипович (1841–1911), историк 347 Кодрянская Наталья Владимировна (1906–1983), писательница 499—500 Кожевников Алексей Венедиктович (1891–1980), писатель 414—416 Кожинов Вадим Валерьянович (1930–2001), литературовед 10, 450, 468, 478 Кокошкин Федор Федорович (1871–1918), министр Временного правительства 164 Колосов Евгений Евгеньевич (1879–1937), эсер и депутат Учредительного собрания 356 Кольцов Алексей Васильевич (1809–1842), поэт 10 Кольцов Михаил Ефимович (1898–1942), журналист 351 Коля см. Пришвин Н. М. Кондратович Алексей Иванович (1920–1984), заместитель главного редактора журнала «Новый мир» 489 Коненков Сергей Тимофеевич (1874–1971), скульптор 65, 470 Корде д’Армон Шарлотта (1768–1793), убийца Ж. П. Марата 184 Коноплянцев Александр Михайлович (1876—?), гимназический товарищ М. М. Пришвина 39, 60, 90, 92–93, 104, 140, 187–188, 195, 197, 201, 217, 331, 339, 348, 420, 423, 434, 479, 527 Коноплянцев Михаил Алексеевич, сын А. М. Коноплянцева 434 Коноплянцева (урожд. Покровская) Софья Павловна (1883—?) (Соня, Ульяна, Липа, Ланская, Мстиславская, С., С. П.), жена А. М. Коноплянцева 81, 187–189, 193, 195, 197–201, 216–217, 285, 290, 399, 423, 429, 526—527 Коншина Т. И., племянница И. И. Игнатова 51 Короленко Владимир Галактионович (1853–1921), писатель, публицист 108 Крайний Антон см. Гиппиус З. Н. Крупкин Н. П., елецкий знакомый М. М. Пришвина 20, 24 Кугель Александр Рафаилович (1864–1928), театральный критик 186 Кузмин Михаил Алексеевич (1872–1936), поэт 104, 107, 126 Кузнецов Василий Васильевич (?—1923), скульптор 431 Кузнецова Галина Николаевна (1900–1976), писательница, знакомая И. А. Бунина 215

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

210 . Паисий Хилендарский. История славяно-болгарская. Люблин 1885. София 1972. 211 . Панчовски Ив. Духовният образ на преп. Теодосий Търновски//Духовна култура. 1963. 11–12. 43–48. 212 . Панчовски Ив. Нравственият образ на св. Патриарх Евтимий Търновски (По случай 600 години от възкачването му на патриаршия трон)//Духовна култура. 1975. 1. 5–18. 213 . Партений, еп. Левкийский. Последование с житием преподобнаго и богоноснаго отца нашего Теодосия Терновскаго иже на Кефаларстей горе постившагося. София 52. 214 . Партений, еп. Левкийский. Последование иже во святых отцу нашему Евтимиу, патриарху Терновскому. София 1951. 40. 215 . Партений еп. Преп. Теодосий Търновски//Духовна култура. 1963. 9. 1–17. 216 . Патриарх Евтимий. Съчинения/Съст. Иванова Кл. София 1990. 304. 217 . Патриарх Евтимий Търновски и неговото време: Материали от нац. научна сесия 600 г. от заточението на св. Евтимий, патриарх Търновски, В. Търново, 6 окт. 1993/Ред. кол. Данчев Г. и др. В. Търново 1998. 351. 218 . Петканова Д. Търновската исихастка книжовна школа//Она же. Старобългарска литература IX-XVIII в. София 1997. 428–527. 219 . Пешков К. Литургичното наследство на Св. Патр. Евтимий и отношенията между Търновската и Вселенската патриаршия през 80-те години на XIV в.//Духовна култура. 1993. 3. 11–16. 220 . Пехливанов Ил. Един късен исихаст. Отец Матей Преображенски и традициите на Търновската книжовна школа през Възраждането (предварителни бележки)//Търновска книжовна школа. В. Търново 1994. 5. 175–178. 221 . Пимен, митроп. Звезда незаходима (По случай 680 г. от смъртта на св. патриарх Евтимий Търновски)//Духовна култура. 1984. 10. 1–12. 222 . Попов Г. Новооткрито сведение за преводаческата дейност на български книжовници от Света гора през първата половина на XIV в.//Български език 1978. 5. 402–410. 223 . Попов Хр. Евтимий, последен търновски и трапезицки патриарх (1375–1394). (По случай 500-годишнината от смъртта му (1402–1902). Пловдив 1901. 296. 224 . Поптодоров Р. Религиозно-социални течения течения в България през XIV в.//Духовна култура. 1972. 5–6. 31–38; 7–8. 24–51.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1683 . Karayannis V. Maxime le Confesseur. Essence et énérgies de Dieu. P. 1993. IV, 488. (Théologie historique. 93). Crouzel H.//BLE 1995. 96(2). 146–147; Nichols A.//JEH 1995. 46(3). 493; Conticello V. S.//REAug 1995. 41(1). 187–190; Berthold G. C.//ThS 1996. 57(3). 531–533; Durand M. G. de//RSPh 1996. 80(1). 137–140. 1684 . Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. P. 1996. (Cogitatio Fidei). Louth A.//JThS 1997. 48(2). 715–716; Poggi V.//OCP 1996. 62(2). 500–501; ThS 1998. 59(1). 145–146. 1685 . Larchet J.-C. Maxime le Confesseur, médiateur entre l’Orient et l’Occident. P. 1998. (Cogitatio Fidei. 208). [Рус. пер. готовится к печати.] 1686 . Le Guillou M. J. Quelques réflexions sur Constantinople III et la soteriologie de Maxime//Maximus Confessor 4 .1694). 235–237. 1687 . Lossky V. Saint Denys Aréopagite et saint Maxime le Confesseur//Id. Vision de Dieu. Neuchâtel. 1962. пер.: Лосский Вл. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник //Он же. Боговидение 1 .116). 84–96. 1688 . Louth A. Maximus the Confessor//SS 1 .598). 190–195. 1689 . Louth A. St. Maximus the Confessor between East and West//StPatr 1996. 32. 332–345. 1690 . Lethel F. M. Théologie de l’agonie du Christ. La liberté humaine du Fils de Dieu et son importance sotériologique mises en lumière par saint Maxime le Confesseur/Préf. Le Guillou M. J. P. 1979. 129. (Théologie historique. 52). Heinzer//ThRev 1980. 76. 200–202; Sieben//Theologie und Philosophic. 1980. 55. 595; Liébaert//MSR 1981. 38. 30–31; Crouzel//BLE 1981. 82. 75; Halleux A. de//RThL 1980. 11. 236–238; Martin//NRTh 1982. 104. 108. 1691 . Léthel F. M. La prière de Jésus à Gethsémani dans la controverse monothélite//Maximus Confessor 4 .1694). 207–214. 1692 . Madden J. D. The authenticity of early definitions of will//Maximus Confessor 4 .1694). 61–79. 1693 . Matsoukas Ν. Κσμος, νθρωπος, Κοινωνα, κατ τν Μξιμο τν μολογητ. θναι 1979. 400. 1694 . Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2–5 septembre 1980/Éd. par Heinzer F., Schoenborn C. Fribourg en Suisse 1982. 438. (Paradosis. 27). Halleux A. de//EThL 1982. 58. 414–416; Chadwick//JThS 1982. 33. 596; Kannengiesser//RecSR 1983. 71. 559; Bataillon//RSPh 1983. 67. 299–300; Durand de//RSPh 1983. 67. 631–633; Orbe//Gregorianum. 1983. 64. 591; Junod//RThPh 1983. 115. 414–415; Martin//NRTh 1983. 105. 439;//BB 1984. 45. 263–269. [Maximus Confessor].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

и вост. версий, а также текстами, известными только в вост. версиях: 206 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert. Solesmes 1966. 207 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert, Nouveau Recueil. Apophtègmes inédits ou peu connus. Solesmes 1970. 2 1977. 340. 208 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert, Troisième recueil et tables. Solesmes 1976. 384. [Содержит наиб. полн. конкорданс ко всем собраниям, а также указатели]. 209 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert, Collection alphabétique. Solesmes 1981. 352. 210 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert, Série des anonymes. Solesmes; Bellefontaine 1985. 368. (Spiritualité orientale. 43). 211 . Regnault L. Les chemins de Dieu au désert: Collection systématique des Apophtègmes des Pères. Solesmes 1992. 348. [Дополнен. пер. 1-го и 3-го собраний Апофтегм]. 212 . Apoftegmaty Ojców Pustyni/Przeklad Borkowska М., Starowieyski М., Rymuza М., wstepy Makowiecka E., Starowieyski М., Wipszycka E., tablica porównawcza Regnault L., opracowanie i wyb. Starowieyski M. Warszawa 1–2 (1986). (Pisma starochrzeijaskich pisarzy. 33). [Франц. рез.; библ.: 2, 219–240]. 213 . Bartelirik G. J. M. Les Apopthègmes des Pères: à propos de deux études récentes [de Regnault L. et Gould G.]//ViC 1993. 47. 390–397. 214 . Yousef Y. N. Concordance des «Apophthegmata Patrum»//ViC 1998. 52(3). 319–322. [Между греч. версией изд. Guy и копт, в изд. Chaine]. Греческий корпус апофтегм 215 . Chitty D.-J. The Books of the Old Men//ECR 1973. 5. 15–21. пер.: Los libros de los Ancianos//Cuadernos Monasticos. [Buenos Ayres] 1971. 6. 19–35. 216 . Gould G. A note on the Apophtegmata Patrum//JThS 1986. 37. 133–138. 217 . Guy J.-Cl. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Bruxelles 1962. (Subsidia hagiographica. 36). 2 1984. [С доп.]. 218 . Wortley J. Narrationes quae animae utiles vocantur//Byzantine Studies (Études byzantines). 1982. 9. 243–249. Алфавитно-анонимное собрание: (PG 65. 72–440; CPGS 5560–5561; BHG 1444; TLG 2742/1–4) Крит.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Соч.: прозаические: Zingerle J., übers. Sechs Homilien des hl. Jacob von Sarug. Bonn, 1867; Turgome shto d-qadisho Mor Ya‘qub da-Srug malfono/Ed. S. P. Brock. [Glane; Losser (Holland)], 1984; Rilliet F., éd., introd., trad. Six homélies festales en prose. Turnhout, 1986. (PO; T. 43. Fasc. 4. N 196); мемры: Zingerle J., ed. S. Jacobi Sarugensis Sermo de Thamar ex codice Vaticano 117. Oeniponti, 1871; Bedjan P., ed. Homiliae Selectae Mar-Jacobi Sarugensis. Parisiis; Lipsiae, 1905–1910. 5 vol. Piscataway (N. J.), 2006r. 6 vol.; Moss C. Jacob of Serugh’s Homilies on the Spectacles of the Theatre//Le Muséon. 1935. Vol. 48. P. 87–112; Mouterde P. Deux homélies inédites de Jacques de Saroug//Mélanges de l’Université Saint Joseph. Beyrouth, 1944/1946. T. 26. P. 1–37; Omelie mariologiche/Introd., trad., comment. C. Vona. R., 1953; Der Prophet Hosea/Hrsg., übers. W. Strothmann. Wiesbaden, 1973; Drei Gedichte über den Apostel Thomas in Indien/Hrsg., übers. W. Strothmann. Wiesbaden, 1976; Homélies contre les juifs/Éd., trad., introd., not. M. Albert. Turnhout, 1976. (PO; T. 38. Fasc. 1. N 174); Sony B. M. Hymne sur la création de l’homme de l’hexaméron de Jacques de Saroug//PdO. 1983. Vol. 11. P. 167–199; Quatre homélies métriques sur la Création/Éd., trad. Kh. Alwan. Louvain, 1989. 2 vol. (CSCO; 508–509. Syr.; 214–215); A Metrical Homily on Holy Mar Ephrem/Ed., transl., introd. J. P. Amar. Turnhout, 1995. (PO; T. 47. Fasc. 1. N 209); L’Homélie de Jacques de Saroug sur l’Hexaméron/Éd., trad. B. Sony. R., 2000 (на сир. и араб. языках); Isebaert-Cauuet I. La fin du monde: Homélies eschatologiques. P., 2005; письма: Olinder G., ed. Jacobi Sarugensis Epistulae quotquot supersunt. Parisiis, 1937. (CSCO; 110. Syr.; 57); idem. The Letters of Jacob of Sarug: Comments on an Edition. Lund; Lpz., 1939; Grill S. M., übers. Ausgewählte Briefe. Heiligenkreuz, 1971–1972. 3 Bde; Albert M. Une lettre spirituelle de Jacques de Saroug, évêque monophysite de Ve et VIe siècles//PdO. 1972. Vol. 3. N 1. P. 65–74; Obeid J. Deuxième épître de Jacques de Saroug sur la foi//Ibid. 1984/1985. Vol. 12. P. 187–199; Les lettres de Jacques de Saroug/Trad. franç. M. Albert. Kaslik, 2004. (Patrimoine syr.; 3); литургические памятники: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 556–566; Assemani J. A. Codex liturgicus Ecclesiae Universae in XV libros distributus. R., 1749. Vol. 2. P. 309 [Крещение]; Vol. 3. P. 184 [Миропомазание]; Mercer S. A. B. The Anaphora of St. James Bishop of Sarug//J. Soc. of the Oriental Research. Toronto, 1927. T. 11. P. 71–75.

http://pravenc.ru/text/200347.html

712 Эдем и Рай сравниваются еще с церковью и алтарем; служение в них и попечение о них поручено светскому духовенству и монашеству – здесь исходный пункт для последующего наставления церковным предстоятелям. Завершает первую часть жест авторского смирения, неоднократно повторяющийся и далее. 713 В связи с этим напоминается, что ведь и сотворил Господь тело и душу не одновременно, а с разрывом в пять месяцев; источник такого представления мне обнаружить не удалось. См.: Waszink J.H. Beseelung//Reallexikon für Antike und Christentum. Stuttgart, 1954. Bd.2. S. 176–183; Siegmund G. Beseelung der Leibesfrucht//LThK. 1958. Bd.2. S.294. О византийских представлениях на этот счет см.: Krumbacher К. Studien zu den Legenden des hl. Theodosios//SBer. der Bayerischen Akad. der Wissenschaften, phil.-histor. Klasse. Jg. 1892. München, 1893. S.345–353 (три текста Иоанна Лидского); Symeonus Thessal. De ordine sepulturae 371 f.//PG. T.155. Col.689C–692C. 715 Житие Варлаама и Иоасафа. (ОЛДП. 88). СПб. 1887. С. 214 и сл. [см. также: Повесть о Варлааме и Иоасафе/Подг. текста, перев. и комм. И.Н. Лебедевой//ПЛДР, XII век. Μ., 1980. С. 197–226; Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерусской переводной литературы XI–XII вв./Подг. текста, иссл. и комм. И.Н. Лебедевой. Μ., 1984. – Прим. изд. (А.Н.)]; греческий оригинал: loannes Damasc. Vita Barlaam et Joasaph 11 PG. T.96. Col. 1000 А-С; нем. перев.: Die Legende von Barlaam und Josaphat, zugeschrieben dem hl. Johannes von Damascus. München, 1924. S. 102 f. Относительно споров об авторстве см.: Dölger F. Der griechische Barlaam-Rom an, ein Werk des hl. Johannes von Damaskus. (Studia patristica et byzantina. T. 1). Ettal, 1953; Кузнецов Б.И. Повесть о Варлааме и Иоасафе (К вопросу о происхождении)//ТОДРЛ. 1979. Т.ЗЗ. С. 238–245. О славяно-русской редакции см.: Кирпичников А. Греческие романы в новейшей литературе, И: Повесть о Варлааме и Иоасафе. Харьков, 1876 (особ. гл.3) (ср.: Веселовский А.//ЖМНП. 1877. Июль. 4.192. С. 122–154); Франко духовний роман його 1895. Т.8. 1–28; 1896. Т.10. С. 29–80; 1897. Т.18. С. 81–131; 1897. Т.20. С. 135–202 (издание и исследование); Попов Н. П. Афанасиевский извод Повести о Варлааме и Иоасафе//ИОРЯС. 1926. Т.31. С. 189–230; Орлов А.С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII–XVII вв. Л., 1934. Особ. с. 69–77; Лебедева И.Н. О древнерусском переводе Повести о Варлааме и Иоасафе//ТОДРЛ. 1979. Т.ЗЗ. С.246–252; более полную библиографию см.: Адрианова-Перетц В.П., Покровская В.Ф. Древнерусская повесть. Μ., Л., 1940. С. 50–74 (Библиография истории древнерусской литературы. Вып.1) [см. также: Лебедева И.Н. Повесть о Варлааме и Иоасафе//СлККДР. Вып.1. С.349–352, где более пространная библиография. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

94 Robinson I.S. Periculosus homo: Pope Gregory VII and Episcopal authority//Viator 9 (1978). P. 118–119. 96 По этой проблеме прежде всего см. Y. Cougar//Sentire Ecclesiam: das Bewusstsein von der Kirche als gestaltende Kraft der Frommigkeit. Freiburg, 1961. P. 196 и след.; Ryan J.J. Saint Peter Damiani and his Canonical Sources: A Preliminary Study in the Antecedents of the Gregorian Reform. Toronto, 1956. P. 137 и след., 167 и след. 98 PL, 214, col. 292a; Maccarrone M. Vicarius and Christi: Storia del titolo papale. Rome, 1952. 99 Marcus R.A. Papacy and hierarchy//Marcus R.A. From Augustine to Gregory the Great. London, 1983. P. 36 17); Congar Y. The historical development of authority in the Church. Points for Christian reflection//Problems of Authority/Todd J. – M., ed. Baltimore; London, 1964. P. 140. 100 Robinson I.S. Periculosus homo: Pope Gregory VII and Episcopal authority. P. 103 и след.; Meulenherg L.F.J. Der primat der romishen Kirche im Denken und Handeln Gregors VII. S. 53–79. 101 Pennington K. Pope and Bishop: The Papal Monarchy in the Twelfth and Thirteenth Centuries. Philadelphia, 1984. P. 43–74; Benson R.L. Plenitudo potestatis: Evolution of a formula from Gregory IV to Gratian//Studia Gratiana 14 (1967). P. 196–217. 104 MGH, Fontes iuris germanid antique. Bd. 10. Col. 82–83 (Fuhrmann H., ed.); пер.: Bettenson H. Documents of the Christian Church. London, 1963. P. 138; развернутую критическую библиографию см.: Fuhrmann Η. Konstantinische Schenkung und abendlandisches Kaisertum: Ein Beitrag zur Oberlieferungsgeschichte des Constitutum Constantini//Deutsches Archiv fur Erforschung des Mittelalters 22 (1966). S. 63–178 (o патриархатах главным образом S. 109–110). 106 Kantorowicz E.H. Laudes regiae. A study in Liturgical acclamations and Medieval Ruler Worship. Berkley, 1958. P. 138; специально см.: Ullmann W. The Growth of Papal Government. P. 262 и след. 107 Pennington K. Pope and Bishops: The Papal Monarchy in the Twelfth and Thirteenth Centurie. P. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Неизданные Augustini: De vera religione, De beata vita, Fragmenta; Thomae Aquinati: Tertia pars Summae theologiae (фрагм. в cod. Vat. 1102), Commentarium in Metaphysica Aristotelis [начало], De aeternitate mundi, De potentia et De spiritualibus creaturis; Hervé Nédellec [Hervaeus Natalis]: In libros Sententiarum. Исследования 1884 . Filovski J. Beleški kon deloto Περ οσας κα νεργεας od Grigorij Akindin//iva Antika. 1973. 23. 33–67. [Атрибуция Акиндину ошибочна]. 1885 . Glycofridou-Leontsini A. La traduzione in greco delle opere di Tommaso d’Aquino//Nicolaus. 1975. 3. 423–428. 1886 . Nikitas D. Z. La traduction byzantine de l’oeuvre de Boèce De differentiis topicis par Prochoros Kydonis//Hell 1984. 35. 275–315. [Автограф пер. Кидониса в Vat. Gr. 609, ff. 132–139]. 1887 . Tinnefeld F. Ein Text des Prochoros Kydones in Vat. Gr. 609 über die Bedeutung der Syllogismen für die theologische Erkenntnis//Philohistôr. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun P. van. Leuven 1994. 515–527. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). См.также: Mercati G. Notizie 6 .1864). Феодор Мелитиниот (Theodorus Meliteniotes) TLG 4280; CSGL 19455; PG 149; PMA; Meliteniotes, vel Theodorus Melitoniota, vel Theodorus Sacellarius; Astron., Scr. Eccl.); TLG 5026/4; Beck 792; PLP 17851 Ум. 1393. Архидиакон (КНП). Паламит, подписал в 1368 г. томос против Прохора Кидониса. Адресат Иосифа Вриенния , адресат и противник Димитрия Кидониса. Сочинения De astronomia libri III. Liber 1: 1888 . Leurquin R. Théodore Méliténiote, Tribiblos Astronomique, Livre I [Corpus des Astronomes Byzantins. 4. Amsterdam: Gieben, 1990]: 82–284 [=TLG 4280/1]. Liber 2: 1889 . Leurquin R. Théodore Méliténiote, Tribiblos Astronomique, Livre II [Corpus des Astronomes Byzantins. 5–6. Amsterdam: Hakkert, 1993]: 8–598 [=TLG 4280/2]. 1890 . Scholia in Iliadem (scholia recentiora Theodori Meliteniotis) (e cod. Genevensi gr. 44)/Ed. Nicole J. Les scolies genevoises de l " lliade. 2. Geneve 1891. Hildesheim 1966. 3–214 [=TLG 5026/4].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010