Том 10 (s. а.) (=ЕРЕ 76). 635. μνλες КА-МВ» [Гомилии 21–42]. См. 6 .1002–1003. Том 11 (1986) (=ЕРЕ 79). 624. μνλες ΜΓ– ΞΓ [Гомилии 43–63]. См. 6 .1003. Исследования Энцикл. статьи 1040 . Christou Р. Γρηγρνος Παλαμ ς//ThEE 1964. 4. 775–794. 1041 . Dalmais L.-H. Palamas (St Grégoire)//Catholicisme. 1983. 45. 455–460. 1042 . Hunter H. D. Palamas, Gregory//New Catholic Encyclopedia. 1967. 10. 872–874. 1043 . loannidis Ν. Γρηγρνος Παλαμ ς//PBL 1985. 3. 210–211. 1044 . Janin R. Gregorios Palamas//LTK 1960. 4. 1214. [Нов. изд.: 1995]. 1045 . Jugie M. Palamas//DThC 1932. 11. 1735–1776. 1046 . Meyendorff J. Palamas (Grégoire)//DS 1984. 12(1). 81–107. 1047 . Palamas (Gregoire); Palamite (controverse)//DThC 1967. 2. 3409–3411. 1048 . Palamas, Palamismus//Lex. d. Mittelalt. 1993. 6(8). 1049 . Podskalsky G. Gregorios Palamas//TRE 1985. 14(1:2). 200–206. См. также 11 .242. Библиографические обзоры 1050 . Halkin F. Ouvrages récents sur Grégoire Palamas//Byz 1959–1960. 29–30. 501–502. 1051 . Gouillard J. Autour du palamisme. Notes sur quelques ouvrages récents//EO 1938. 37. 424–464. См. также Stiernon Bulletin 6 .3). Общие работы 1052 . Amahacuje еп. Живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе //Фuлocoфuja и meoлoruja. 1994. 1053 . Василий (Кривошеин) , монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы //Seminarium Kondakovianum. (Recueil d’études. Archéologie. Histoire de l’art. Études Byzantines). Prag 1936. 8. 99–154. ВРЗПЭ 1987. 115. 109–174; Он же. Богословские труды 1952–1983 1 .052). 114–208. Краткое излож. (пер. с франц.): ЖМП 1986. 3. 67–70. пер.: Krivocheine В. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas//Eastern Churches Quarterly. 1938. 3:1–4. 26–33, 71–84, 138–156, 193–214. Vasilii, Archbp. of Brussels and Belgium. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas. L. 67. Athenagoras, bp.//GOTR 1956 (Christmas). 2:2. 89–92. пер.: Wassilij, Mönch. Die asketische und theologische Lehre des hl. Gregorius Palamas (1296–1359). Übers. Landvogt P. H. Würzburg 1939. 91. (Das östliche Christentum. 8). Schultze//Schol 1941. 16:3. 388. пер.: ВРЗПЭ 1987. 115. 45–108. [Пионерская работа, обозначившая поворот иссл-ний исихазма и учения Паламы в адекватное и углубленное русло].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Модель " Wisdom Society " делает акцент на углубленную функциональную дифиренциацию социальных институтов: страна становится более развитой, если общественная система изменяется в направлении явно выраженной и озвученной артикуляции и агрегации интересов всех, без исключения, социальных групп: и преуспевающих, и проигрывающих. Вместе с тем, теория " Wisdom Society " демонстрирует " завидную " мировозренческую и идеологическую индифферентность в попытке синтезировать взаимоисключающие духовные ценности: буддийские, христианские, пуританские и мн. др., которые преподносятся в качестве аксиологического фундамента новой теории. Но, тем не менее, теория " Wisdom Society " очевидно имеет потенциал для противостояния этапу безоглядного натиска рынка на духовные ценности человечества, но сможет его реализовать лишь обратившись к силе вдохновения христианской культуры и мировоззрения, которые по своей сути " не от мира сего " , но которые долгое время помогали европейцам преодолеть невзгоды собственной истории и личной жизни. Chaunu P. La Civilisation de L " Europe Classique, Paris, 1984, p.8. Правилами предшествующей постмодеру культуры (ее иногда связывают с реализацией модерниского проекта, первые формулировки которого относятся к эпохе Просвещения) являются: стремление к построению единой системы культурных норм, согласию и порядку истины, общезначимостью как критерием знания; наука как ведущая сфера культурного сознания, приоритет социального и общего перед индивидуальным и частным; сущее как ясная и прочная основа действительности и т. д. (Sociologické školy, smry, paradigmata.Siciologické pojmosloví. Praha, 2000. s. 211-214). Víz Trettera I. Nástin djin evropského myšlení (Od Thaleta k Rousseauovi) Praha, 1996, s.106. Тезис софиста, великого спорщика и блестящего оратора Протагора " человек-мера всех вещей " – классическая формула античного гуманизма, которая выражает сущность дальнейшей антропологической ориентации значительного сегмента западной культуры. В этой связи нельзя не напомнить слова французского экзистенциалиста А. Камю, свидетельствующие о том, что " гуманитаризм есть не что иное, как христианство лишенное высшего оправдания, сохранившее конечные цели, отвергнувшее первопричины " (А.Камю, Бунтующий человек. Философия, политика, искусство. – Москва. 1990. стр. 176-178.)

http://religare.ru/2_107071.html

Для Лакана желание есть не отношение к объекту, а отношение к отсутствию; именно отсутствие бытия вызывает возникновение желания (The Seminar, II, 1988, p. 223 [рус. пер.: Ж. Лакан. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис/Логос, 1999, с. 319]; ср. Seminar XI, The Four Fundamental Concepts of Psycho–Analysis, trans. A. Sheridan, 1977, p. 214: «Желание Иного постигается субъектом в том, что не клеится, в нехватке речи Иного» [ср. Ж. Лакан. Семинары. Книга 11: Четыре основных понятия психоанализа (1964). Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис/Логос, 2004, с. 230]. Иной (с заглавной «И»), в отличие от «малого иного», обозначает радикальную инаковость и вписан в порядок символического. Но прежде всего он должен рассматриваться как локус, – тот «локус», в котором конституируется речь, – и лишь затем как другой субъект, занимающий это положение (Seminar III, 1993, р. 274; Le Séminaire, VIII, 1991, p. 202). Мы, таким образом, оказываемся совершенно за пределами патристического понимания инаковости и Желания. 143 Например, М. Foucault, The Order of Things: An Archeology of the Human Sciences, 1974, p. 385 f. [рус. пер.: М. Фуко, Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. М.: Прогресс, 1977]; The History of Sexuality, vol. II, 1992, p. 25 f. [рус. пер.: М. Фуко, Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. Пер. с фр. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004] и vol. III, 1990, р. 37 ff. [рус. пер.: М. Фуко, История cekcyaльhocmu–III: Забота о себе. Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл–бук, 1998]; М.С. Taylor, Erring: A Postmodern A/Theology, 1984, p. 40 f.; foumeys to Selfhood: Hegel and Kierkegaard, 1980; ср. C. Schrag, The Self after Postmodernity, 1997. 145 Cm. J. – F. Lyotard, The Différend: Phrases in Dispute, 1988; J. Derrida, Writing and Difference, 1978 [рус. пер.: Ж. Деррида, Письмо и различие. Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

17 . Frank K.S. Geschichte des christlichen Mönchturns. 5 verb. und erg. Aufl. Darmstadt 1993. X, 210. (WB-Forum. 4). 18 . Glossar zur frühmittelalterlichen Geschichte im östlichen Europa. Wiesbaden. Serie В, 1 (1980). 19 . Hagiographies: Histoire Internationale de la littérature hagiographique latine et vernaculaire en Occident des origines à 1550/Sous la dir. de Philippart G. Turnhout 1 (1994)-2(1996). 20 . International Medieval Bibliography (1967–1998). CD-ROM. Brepols Publishers. 2000. 21 . International Medieval Bibliography/Ed. Hoyt R. S., Sawyer P. H. Leeds, Minneapolis 1967-. 22 . Istavridis V. [Rec.:] Bibliography on orthodox theology. 2: Books and articles available in the libraries of the World Council of Churches and the Ecumenical Institute at Bossey in English, French, and German, 1968–1975//GOTR 1984 (Summer). 29:2. 214. 23 . Kleines Wörterbuch des christlichen Ostens/Hrsg. AssfalgJ. u.a. Wiesbaden 1975. [Библ.]. 24 . Leclercq H. Monachisme//DACL 1934. 11/2. 1774–1947. Lex. d. Mittelalt.; LTK – см. Список сокращений. 25 . Medieval Studies: A Bibliographical Guide/Ed. Crosby E.V. et al. N. Y. 1983. 26 . Monachisme//DS 1980. 10. 1524–1617. 27 . Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865–1459). München 2000. X, 578. Cuмjohuh М.//Луча. Часопис за фuлocoфujy и coцuoлorujy. Никшин. 2000. 17 (1–2). 180–182; Brogi Bercoff G.//ОСР 2001.67(1). 198–201. 28 . The message of monastic spirituality [Bulletin de spiritualité monastique]/[compiled by] Louf André. N. Y. 1964. XV, 304. (Collectanea Ordinis Cisterciensium Reformatorum. Bibliography). TRE – см. Список сокращений. 29 . Wilms С. W. Solitude and union: A select bibliography on the hermit way of life//CistSt 1996. 31:1. 431–457. 30 . Аверинцев С. С. , Иванов В. В., Топоров В. Н. Бесы//Мифы народов мира. Энциклопедия. М. 1980. 1. 169–170. же: 2М. 1987. же: Мифологический словарь. Ред. Мелетинский Е. М. М. 1990; 2М. 1991. 31 . Алексий (Дородницын) , еп. Христианская мистика в ее главных представителях IV-XIV вв. Саратов 1913. 140.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

De oratione dominica, изд. J. F. Callahan, GNO VII/2, Leiden 1992, стр. 1–74. De perfectione, изд. W. Jaeger, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 173–214. De professione Christiana, изд. W. Jaeger, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 129–142. De Pythonissa, изд. H. Hörner, GNO III/2, Leiden 1987, стр. 99–108. De sancto Theodoro, изд. J.P. Cavarnos, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 59– 71. De spiritu sancto sive in Pentecosten, изд. D. Teske, GNO X/2, Leiden 1996, стр. 271–292. De tridui inter mortem et resurrectionem domini nostri Iesu Christi spatio (vulgo In Christi resurrectionem oratio I), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 273–306. De virginitate, изд. J.P. Cavarnos, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 247–343; изд. M. Aubineau, SC 119, Paris 1966. De vita Gregorii Thaumaturgi, изд. G. Heil, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 1–57. De vita Moysis, изд. H. Musurillo, GNO VII/1, Leiden 1964; изд. J. Daniélou, SC 1bis, Paris 1955 (=SC 1ter, Paris 1968); изд. M. Simonetti, Fondazione Lorenzo Valla, A. Mondadori editore (место издания не указано) 1984. Epistula canonica ad Letoium episcopum, PG 45, Paris 1858, 221–236. Epistulae, изд. G. Pasquali, GNO VIII/2, исправ. изд. Leiden 1998. Explicatio apologetica ad Petrum fratrem in Hexaemeron, PG 44, Paris 1858,61–124. In ascensionem Christi oratio, изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 323–327. In Basilium fratrem, изд. O. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 107–134. In Canticum canticorum, изд. H. Langerbeck, GNO VI, Leiden 1960. In diem luminum (vulgo In baptismum Christi oratio), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 221–242. In diem natalem, изд. F. Mann, GNO X/2, Leiden 1996, стр. 145–269. In Ecclesiasten homiliae, изд. P. Alexander, GNO V, Leiden 1962, стр. 277–442. In illud: Quatenus uni ex his fecistis mihi fecistis (vulgo De pauperibus amandis oratio II), изд. A. van Heck, GNO IX, Leiden 1967, стр. 111– 127. In illud: Tunc et ipse filius, изд. J.K. Downing, GNO III/2, Leiden 1987, стр. 1–28. In inscriptiones Psalmorum, изд. J. McDonough, GNO V, Leiden 1962, стр. 24–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

601 Wolf son Н.А. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge (Mass.), 1956. Vol. 1. P. 97–101. 603 См.: Сидоров А.И. Некоторые проблемы ранневизантийской философии. По поводу главы С. С. Аверинцева «Эволюция философской мысли» в книге «Культура Византии: IV – первая половина VII в.» (М., 1984. С. 42–77)//Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования’ 1985. М., 1986. С. 211–214. 604 Употребляя широкое понятие «античная философская традиция» (или «античная философия»), я отдаю себе отчет в том, что данное понятие включает в себя ряд неоднородных величин и элементов, то есть оно предполагает наличие множества философских направлений и школ, часто полемизирующих друг с другом. Вместе с тем подобное употребление, на мой взгляд, вполне возможно и необходимо по двум основным причинам. Во-первых, в позднеантичную эпоху наметилась тенденция к синтезу различных философских направлений (например, тенденция к сближению аристотелизма и платонизма у многих неоплатоников). Во-вторых, античная философская традиция по своему сущностному содержанию, несомненно, противостояла как некая целостность христианской патриотической философии. 605 Chadwick Н. Boethius: The consolation of Music, Logic, Theology and Philosophy. Oxford, 1981. P. XI. 606 Johannes Philoponos Grammatikos von Alexandrien (6 Jh. N. Chr.). Christliche Naturwissenschaft im Ausklang der Antike. Vorlauter der modernen Physik, Wissenschaft und Bibel/Ausgew. Schriften ubersetzt, eingel. und comment. Von W. Bohm. München etc., 1967. S. 11. 607 Saffrey H.D. Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l’École d’Alexandrie an VI siècle/Revue des Études grecques. 1954. T. 67. P. 396–410. 608 Corbiere Ch. Le christianisme et la fin de la philosophie antique. Essai sur la polemique du neoplatonisme avec le christianisme. Paris, 1921. P. 246–249. 609 Рожанский И.Д. На рубеже двух эпох: Иоанн Филопон в споре с аристотелевской концепцией космоса//Вопросы истории естествознания и техники. 1983. N° 3. С. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой ул. в С.-Петербурге. СПб., 1913; Фомин И. А. Земцов Михаил Григорьевич//Кат. Ист. выставки архитектуры при V Всерос. Съезде зодчих в Москве, 1913. [М., 1914]. С. 14-15, 53-54; Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951. С. 28-45, 60, 70; она же. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. С. 68-72, 76, 91, 99, 162, 214, 260; Шилков В. Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I//Рус. архитектура 1-й пол. XVIII в. М., 1954. С. 129, 140, 154, 163; Бронштейн С. С., Грозмани М. В. Неизвестные проекты М. Г. Земцова и И. Бланка//Очерки и мат-лы по истории строительно-архит. дела в России. Л., 1956. С. 99-122; они же. Неизвестный проект М. Г. Земцова: Проект Троицкого собора в Петербурге, XVIII в.//Сообщ. Ин-та истории искусств. М., 1956. Вып. 7: Архитектура. С. 70-79; Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х гг. XVIII в.//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1960. Т. 5. С. 122-150, 183; Борисова Е. А. Архитектурное образование в Канцелярии от строений во 2-й четв. XVIII в.//Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1961. [Вып.] 1960: Архитектура и живопись. С. 97-131; она же. «Архитектурные ученики» петровского времени и их обучение в командах зодчих-иностранцев в Петербурге//Рус. искусство 1-й четв. XVIII в.: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1974. С. 69-80; Вздорнов Г. И. Архитектор П. А. Трезини и его постройки//Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1968. С. 139-156; Борисова Е. А., Калязина Н. В. Лепной декор в жилом интерьере Петербурга 1-й четв. XVIII в.//Там же. С. 112, 116-118; Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л., 1975. С. 24, 26, 28-29; она же. К истории строительства Итал. дворца в Петербурге//Рус. искусство барокко: Мат-лы и исслед./Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1977. С. 212-215; она же. Здание «мазанковых коллегий» на Троицкой пл. Петербурга//От Средневековья - к Новому Времени: Мат-лы и исслед. по рус. искусству XVIII - 1-й пол. XIX в. М., 1984. С. 80, 84; она же. М. Земцов//Зодчие С.-Петербурга: XVIII в.

http://pravenc.ru/text/199723.html

в катакомбах Калеподия были выполнены росписи на сюжет Мученичества святого. Несмотря на плохую сохранность росписей, определяются сцены казни и погребения К. ( Nestori. 1971; Idem. 1972; Verrando. 1984. P. 1077-1083; Jessop. 1999. P. 272-278). К 1140-1143 гг. относятся мозаики в конхе апсиды ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, где Христос и Богоматерь, восседающие на престоле, изображены в окружении святых. С левой стороны представлены ап. Петр, Римские папы Корнелий и Юлий I и св. Калеподий, с правой - К., св. Лаврентий и папа Иннокентий II. К. представлен в рост, фронтально. На святом епископское облачение, правой рукой он благословляет, в левой руке закрытая книга. Подложные послания К. к некоему еп. Бенедикту и к епископам Галлии сохранились среди Лжеисидоровых декреталий , созданных ок. сер. IX в. в Сев. Франции (Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lipsiae, 1863. P. 135-142). Ист.: Hippolytus. Refutatio omnium haeresium/Ed. M. Marcovich. B.; N. Y., 1986. P. 349-357, 403-404; Idem/Ed. P. Wendland// Hippolytus Werke. Lpz., 1916. Bd. 3. S. 245-252, 283-284; Euseb. Hist. eccl. IV 23; V 28; Hieron. Chronicon/Hrsg. R. Helm// Eusebius Werke. Lpz., 1913. Bd. 7. Tl. 1. S. 214-215; Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 268-271, 634-635; LP. T. 1. P. XCII-XCIII, 4-5, 62-63, 141-142; ActaSS. Oct. T. 6. P. 401-448; BHL, N 1523-1525; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. IV 8//PL. 135. Col. 655-660; MartHieron. P. 131-132; MartHieron. Comment. P. 555-556; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 378; MartUsuard//PL. 124. Col. 573-576; MartRom. Comment. P. 452-453; Corpus orationum/Ed. E. Moeller e. a. Turnhout, 1992-2004. T. 1-14. (CCSL; 160-160M); Deshusses J. Le Sacramentaire Grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits: Éd. comparative. Fribourg, 19923. T. 1. P. 282, 663; Liber Sacramentorum Gellonensis/Ed. A. Dumas. Turnholti, 1981. Vol. 1: Textus. P. 202. (CCSL; 159); Liber Sacramentorum Augustodunensis/Ed.

http://pravenc.ru/text/1320099.html

ПВЛ-И 153 (пер. Τ А. Миллер). 199 1 ПВЛ-И 153 (пер. Τ А. Миллер). 200 О сочетании частей речи, с. 157. 201 Подробнее см.: Hunger H. Die hochsprachliche profane Li- teratur der Byzantiner " . Bd 1–2. Miinchen. 1978. 202 См.: Nikephoros Blemmydes. Gegen die Vorherbestimmung der Todesstunde. Athen. Leiden. 1985. 203 См.: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV bb., Л., 1976. 204 См.: там же, с. 206. 205 Ср.: Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета. IX–XV bb. М., 1978, с. 182. 206 Подробнее о риторике поздних византийцев см.: Hunger Η, Aspekte der gnechischen Rhetonk von Gorgias bis zum Untergang von Byzanz. Wien. 1972. 207 Two Poems by Theodore Metochites. By Ihor Sevcenko and Jeffrey Featherstone. Brookline. Massachusetts. 1981, p. 28–30. 208 Ibid., p, 30. 209 См.: Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Указ. соч., с. 235–236. 210 Текст его «Риторики» см.: в: Rhetores graecx. Vol. 3. Ed. Chr. ] Walz. Stuttgart. 1836. 211 Здесь и далее цит. по изданию: Corpus scnptorum histonae Byzantmae. Pars XIX. Bonnae. 1829. 212 Цит. по: Медведев И. П. Указ. соч., с. 68. 213 Медведев И. П. Указ соч., с. 228. 214 Там же, с. 195. 215 Там же, с. 196. 216 Медведев И. П. Указ. соч., с 208. 217 Обзор его сочинений см.· Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев. 1911. 218 Nikephoros Blemmydes. Op. cit., S. 1–2, 12 219 См. Ibid., S 5. 220 См.: PG, t. 142, col. 709–716. 221 Цит. по: История всемирной литературы. Т. 2. М., 1984, с. 359. 222 Георгия Пахимера История о Михаиле и Андроглке Палеологах.//Византийские истории переведенные с греческого при Санкт-петербургской Духовной Академии. Спб., 1862, с. 2. 223 Медведев И. П. Указ. соч., с. 180. 224 Там же. 225 Там же, с. 178. 226 (ПВЛ-И 390). Цит. по· Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Указ. соч, с. 181. 227 См.: Krumbacher К. Geschichte der byzantmischen Literatur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Rei-ches (527—1453). Miinchen. 1897, S. 495–496. 228 Theodori Methochitae Miscellanea philologica et histo-rica. Lipsiae. 1821, p. 268–269. 229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

В своде крипты было прорублено большое, удлиненное отверстие, в котором подозревают остатки горловины рыбозасолочной цистерны, но которое могли соорудить в древности и для иных целей (рис. 214). Имп. Археологическая комиссия включила проруб в скале в перечень цистерн под В дальнейшем эту мысль подхватил К. Э. Гриневич, высказывавшийся в пользу сооружения подземелья «путем переделки из огромной цистерны» 234 . Издавая материалы раскопок апреля 1910 г., он вновь, уже не колеблясь, начал с категоричного утверждения, что «подземный храм представляет собой первоначально, судя по верхней вырезке в скале, обыкновенную цистерну, которых имеется в Херсонесе большое количество» 235 . Позже это предположение воспринял А. Л. Якобсон 236 . В последнее время оно стало расхожим, априорным, уже как бы не нуждающимся в подтверждении 237 . Между тем, вытянутая и одновременно подтрапецевидная в плане форма отверстия не похожа на стандартные прямоугольные или квадратные горловины херсонесских рыбозасолочных цистерн. Его сложная конфигурация, особенно северной стороны, объясняет причину расхождения приводимых исследователями размеров. Так, первооткрыватели указывали длину 3,95 м (13 футов) и ширину 2,13 м (1 сажень) 238 . C. А. Беляев , предпринявший наиболее тщательные обмеры в 1980–1982, 1984 и 1986 гг., назвал отверстие прямоугольным и привел следующие размеры: «4,16 м (В–3) х 2,17 м (С–З)» 239 . Обмеры, проведенные мной в 2002 г., дали следующие величины: длина – 4,10 м (северная сторона) – 4м (южная сторона, без верхней подрубки – 3,70 м), ширина – 2,05 м (западная сторона), 1,65 м (восточная сторона). На северной стороне, около лестницы, просматриваются следы овального выруба, как от горловины водосборной цистерны диаметром около 0,9 м. Следует также отметить, что ориентировка отверстия удивительно точно совпала с ориентировкой храма на восток (азимут 40°), такой же как у Уваровской базилики базилики 1932 г., крестовидного храма 27 на агоре и некоторых других культовых памятников города 240 . Как бы то ни было, учитывая наличие отверстия, свод был либо сомкнутым, сводчатым, сложенным из плинфы, либо, что проще и более вероятно, перекрыт деревянными балками с положенными на них массивными, толстыми, судя по глубине балок от поверхности, каменными плитами, способными выдержать большой вес. Подрубы и отверстия для этих балок отчетливо видны по обеим сторонам. Их перемещали не менее двух раз, что говорит о длительности существования сооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010