Все духовные академии имели свои собственные журналы: Петербургская — «Христианское чтение» (1821–1917); Киевская — «Труды Киевской Духовной Академии» (1860–1917); Московская — «Прибавления к Творениям святых отец» (1843–1891) и «Богословский вестник» (1892–1917; в 1918 г. появилась только тетрадь 1); Казанская — «Православный собеседник» (1855–1917, в 1918 г. — лишь тетрадь 1). Все эти журналы печатали научные статьи, часто очень большого объема. При этом в Христ. чт. встречаем главным образом церковно–исторические исследования, в БВ — богословские сочинения, а в Прав. соб. — статьи по истории миссионерской деятельности среди инородцев Поволжья. Киевские «Труды» содержат много монографий о епископах украинских епархий, а также по истории Киевской Духовной Академии. Московский журнал «Православное обозрение» (1860–1891), частное издание протоиерея П. А. Преображенского, интересовался в особенности вопросами, связанными с деятельностью и жизнью приходского духовенства; много места уделялось здесь истории Восточной Церкви в целом, в первую очередь — в православных славянских странах; разделы «Хроника» и «Церковные известия» содержат много важных фактов. Основанное белым духовенством в Москве Общество любителей духовного просвещения имело свой собственный журнал — «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1916). Здесь, наряду со всевозможными сочинениями не всегда научного характера, имеется большой материал по истории проповедничества, а также много собраний писем. Харьковская духовная семинария издавала журнал «Вера и разум» (1889–1917), где обсуждались главным образом вопросы богословско–философского и апологетического характера. Истории сектантства были посвящены «Миссионерский сборник» (Рязань, 1890 и след.) и «Миссионерское обозрение» (СПб. — Пг., 1896–1916). О других многочисленных журналах религиозно–этического содержания будет сказано ниже, когда во 2 томе пойдет речь об истории пастырской деятельности. О журналах см.: ПБЭ. 5. Стб. 605–610; Лисовский Н. Библиография русской периодической печати 1703–1900 гг. Пг., 1915; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Д. А. Гущина. По красной линии улицы К. поставил приземистую квадратную в плане 2-ярусную колокольню (1891), устроил под ней склеп, расширил церковь (здания уч-ща и церкви в советское время снесены). В 1888-1889 гг. по проекту К. была увеличена площадь Знаменской ц. в Переяславской слободе (2-й Крестовский пер., 17), построенная в стиле барокко (1757-1765). В архитектуре поздних приделов и пристроек к церкви К. последовательно и точно воспроизвел первоначальные барочные формы, включая оконные наличники в стиле аннинского барокко, что позволяет воспринимать здание как единое целое. К. стал автором проекта ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Братееве (ныне в черте Москвы; не сохр.). Храм был построен в 1890-1893 гг. на месте деревянного в русско-визант. стиле. По проекту К. был расширен деревянный шатровый храм во имя свт. Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (построен в 1875-1876 по проекту архит. А. А. Семёнова в фольклорном варианте рус. стиля), пристроены приделы кн. равноап. Ольги и прп. Серафима Саровского (освящен ок. 1906). Крестообразный в плане основной объем был окружен галереей с сохранением прежней стилистики. К. возвел новый корпус и надстроил кельи в Высокопетровском мон-ре (1891-1893; ул. Петровка, 28), стилизованные в формах московско-ярославского стиля и удачно сочетающиеся с кельями XVII в. Церковь мучеников Флора и Лавра в с. Старофлоровский Ям. 1891–1898 гг. Фотография. 2008 г. Один из первых реализованных проектов К. в Подмосковье - ц. мучеников Флора и Лавра в с. Старофроловский Ям (Ст. Ям, ныне Ям в городском окр. Домодедово Московской обл.). По проекту 1852 г. (архит. Н. Н. Елагин) к каменному храму 1819 г. была пристроена обширная трапезная с Петропавловским и Никольским (1860) приделами, в 1855 г.- связанная с ней колокольня. Работы продолжились после 1888 г., когда митр. Иоанникию был представлен новый план перестройки храма, составленный К., согласно к-рому храм «с внешней стороны будет много величественнее». Экономичный проект предусматривал вместо строительства нового основного объема храма использовать здание трапезной.

http://pravenc.ru/text/2462081.html

Тавели славились по всей Казанской губернии знаменитой иконой Святого Николая, обретенной в начале XVII в. Тысячи паломников посещали храм и место обретения иконы на ключе 9 мая. Пожертвования паломников способствовали благополучию храма и прихода. В 1801-1830 гг. в приходе служил священник Алексей Васильев, в 1839-1860 гг. - Ефим Алексеевич Вознесенский, в 1860-1883 гг. - Эраст Гаврилович Ястребов, замечательный проповедник, переведен в Чистопольский собор, в 1870-1891 гг. - Гавриил Гаврилович Спасский (1838-1891), окончил КДС в 1864 г., в 1890-1917 гг. - Николай Александрович Боголюбов (1852-?), окончил КДС в 1875 г. Татары-кряшемы составляли почти половину прихожан, с конца XIX в. второй священник назначался из татар. В 1909-1918 гг. и позже здесь служил Василий Никитич Никитин (1859-?), выпускник Центральной крещено-татарской школы, педагог. С с айта Татарстанской митрополии РПЦ МП Село Тавели – Никольское одно из древнейших селений Казанской губернии. Постройку первой церкви в селе относят к началу XVII в., она была однопрестольная - во имя св. и чудотв. Николая. В 1741 г. 23 сен. Епископом Лукой дан указ на постройку новой церкви, на место прежней, ветхой. Новая церковь строилась на средства прихожан около 5 лет и освящена в 1746 г. Она была тоже однопрестольная, холодная, с одной главой, с алтарем прирубным, пятистенным. Над папертью устроена небольшая восьмириковая колокольня с пятью колоколами. В 1785 г. Елабужское дух. правление предписывало священнику Борису Семенову: в церковные окошки вставить новые оконницы; церковную крышу перекрыть; ограду возобновить; двери, что под церковью, наглухо запереть, прежде вычистив; на престол и жертвенник возложить шелковые одеяния. Вероятно, за неимением средств исполнение этого распоряжения затянулось до 1805 г. В 1805-06 гг. возобновлялся иконостас, возобновление обошлось в 450 руб.; в следующие годы были приобретения для ризницы и библиотеки храма; в 1818 г. сделана деревянная ограда и куплена материя для риз на 95 руб. Несмотря на все наружные поправки, сделанные несвоевременно, церковь постоянно требовала ремонта. Деревянная крыша, неисправленная как следует, во время дождей давала течь, особенно купол.

http://sobory.ru/article/?object=21013

Иеромонах Диодор (в мире – Александр Николаевич Ильдомский) – бакалавр Казанской академии по классу нравственного богословия и литургики и помощник инспектора (пользовался особенной любовью студентов), 11 мая 1857 г. перемещен в здешнюю академию на кафедру церковной истории, но не надолго; скончался 3 января 1860 года ( П. Знаменского – История Казан. Дух. академии; И. Чистовича – История Спб. Дух. акад.; «Странник» 1860 г., 2). Михаил Осипович Коялович – заслуженный ординарный профессор, в здешней академии с мая 1856 г.; некоторое время был преподавателем Рижской и здешней семинарий; авторитетный знаток русской и, в частности, западнорусской истории и жизни; автор многих капитальных сочинений по истории; принимал участие в изданиях археографической комиссии; скончался 23 августа 1891 года («Церк. Вестник» 1890 г., 45 и 1891 г. 35). Александр Васильевич Гумилевский протоиерей, организатор приходской благотворительности в СПб. и проповедник; сначала был преподавателем здешней семинарии, с 1856 г. священствовал на Песках в Христо-Рождественской церкви, в 1866 г. по Высочайшему повелению перемещен к Нарвскому Преображен. собору, через год возвратился к церкви при Обуховской женской больнице; сотрудник «Странника», издатель «Духа Христианина»; скончался от тифа 20 мая 1869 года (Рункевич ; – Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге; Богослов. энциклопедия, т. IV). Георгий Семенович Полесский – священник законоучитель Константиновского военного училища с сентября 1862 г.; раньше служил при церкви Государственного Контроля и при Общине сестер милосердия; участвовал в духовных журналах того времени, был членом историко-статистич. комитета; рано (на 33-м году) сошел в могилу; скончался 15 ноября 1863 года («Дух Христианина», декабрь 1863 г.). Михаил Никифорович Орлов – протоиерей в Неаполе, раньше был преподавателем Псковской семинарии, потом диаконом в Париже; скончался. Петр Кузьмич Спонаровский – протоиерей Симеоновской церкви в СПб.; раньше был преподавателем Новгородской семинарии и с 15 авг. 1858 г. священником при церкви Петропавловской больницы; известен как деятельный приходский пастырь и точный исполнитель весьма многих возлагаемых на него поручений от начальства; член историко–статистического епархиального комитета; скончался 21 декабря 1889 года («Церковный Вестник» 1890 г., 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Богоявление. Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления села Богоявление Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Богоявления Господня построен в 1826 г. Пятикупольный собор со световой центральной главой, четырьмя декоративными главами, высокой колокольней и фронтонами. В годы советского лихолетья находился в запустении. Восстановлен в 1990-е годы. Во многом благодаря тому, что село Богоявление расположено на федеральной трассе 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск. Внутри храм восстановлен не полностью, отреставрирована только зимняя церковь, в которой и проводятся все богослужения. Богоявленская церковь (престолы: главный (холодный) – Богоявления Господня, приделы: правый – Рождества Пресвятой Богородицы, левый – святого Николая Чудотворца). Датировка объекта – 1826 год. Документ о принятии на госохрану 471. Первоначальная, деревянная церковь была построена в 1762 г. Храм каменный, с каменной колокольней, построен и освящен 1826 г., тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов три: центральный, в холодном храме – в честь Богоявления Господня (19 января), освящен в 1846 г., в правом теплом приделе – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г., в левом – в честь Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), освящен в 1830 г. В 1902 г. были построены трапезная и церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли. Приходу принадлежали дома, построенные тщанием прихожан: дом священника – в 1860 г., дом диакона – в 1913 г. К Приходу были приписаны часовни: в память чудесного избавления Его Императорского Величества Государя Николая Александровича от грозившей 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности; в память мученической кончины Императора Александра II. В Приходе состояли: с. Богоявление, д. Сарадон, д. Учеватиха, д. Льготка, пос. Кузнецово. Священнослужителями Прихода были: с 1819-1857 гг. - иерей Григорий Петрович Петров; с 1857-1860 гг. - иерей Петр Петрович Певницкий; с 1860-1888 гг. - иерей Иоанн Иоаннович Кротков; с 1888-1919 гг. - иерей Рафаил Алексеевич Певницкий. В 1936 г. храм был закрыт, в 1937 г. - разрушен. С 1945 г. храм не использовался из-за не пригодности. В 1989 г. храм был возвращен Нижегородской епархии, в 1993 г. в нем возобновились богослужения. Храм зарегистрирован как памятник истории и культурного наследия. http://nnhram-142.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01873

В 1860 г. появились богословско-публицистические журналы, издававшиеся частными лицами или общественными орг-циями: основанный свящ. А. И. Ключарёвым (впосл. архиеп. Амвросий ) ж. «Душеполезное чтение» (М., 1860-1911, 1915-1917; Серг. П., 1912-1914) и ж. «Православное обозрение» (М., 1860-1891) свящ. Н. А. Сергиевского (с 1865 протоиерей, с 1884 протопресвитер). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих журналах публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Значительный вклад в развитие периодики внесло Об-во любителей духовного просвещения (ОЛДП). Под редакцией прот. В. П. Рождественского оно издавало ж. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1894, 1910-1917), еженедельник с проповедями и Житиями святых «для простого народа» «Воскресные беседы» (М., 1867-1906) и еженедельную газ. «Московские епархиальные ведомости» (1869-1880; в 1880-1917 «Московские церковные ведомости», с мая по дек. 1917 «Московский церковный голос»). Газета состояла из официального (включал Высочайшие повеления, указы Синода, распоряжения московских епархиальных властей, отчеты местных епархиальных учреждений и т. п.) и неофициального (речи высших иерархов, статьи о проблемах церковно-общественной жизни, истории Церкви, рефераты, прочитанные на собраниях ОЛДП, сведения о благотворительных и учебно-воспитательных учреждениях М. е., хронику московской церковной жизни, обозрения духовных периодических изданий и лит-ры) отделов. В «Приложениях» публиковались протоколы заседаний ОЛДП, материалы по церковной истории, статьи на общественно-политические темы. С 1906 г., когда нек-рые члены ОЛДП выступили с поддержкой революции, до 1916 г. М. е. издавала журнал самостоятельно. Большую популярность среди широких слоев населения получили издававшиеся Троице-Сергиевой лаврой «Троицкие листки» - «душеспасительное чтение газетного типа». За 38 лет своего дореволюционного существования (с 1879 по 1917) их общий тираж составил ок. 136 млн экз. Содержание «Троицких листков» было ориентировано на представителей разных сословий, для многих из к-рых по разным причинам было затруднительно читать доступные не каждому книги. Большим успехом «Троицкие листки» были обязаны своему автору и издателю иером. (впосл. архиепископ) Никону (Рождественскому) . Популярности издания способствовала также их цена: 60 к. за 100 экз. Хорошо распространялись также печатавшиеся в Москве афонским Русским великомученика Пантелеимона монастырем журналы «Душеполезные размышления» (1878-1887) и «Душеполезный собеседник» (1888-1918).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

После освящения Покровской церкви старый деревянный храм был разобран, а вся утварь была перенесена в новую церковь по разрешению Археологического общества и Московской консистории. Бревна церкви были, по всей видимости, использованы в качестве дров для отопления новой церкви. Приход Покровской церкви был небольшим. Так в 1834 году приходских дворов было 78. В 1846 году дворов было 81, в них жителей мужского пола 314, женского – 330. В 1911 году приходских дворов в Марьинском приходе было 92, где проживало 292 лица мужского пола и 303 – женского. С 1895 году причту церкви стали выплачивать жалование от государства. Приход состоял из нескольких селений: села Марьинское и деревень: Толочаново, Кунавино, Каверино и Сидорово. В 1909 г. деревня Сидорово решением Московской консистории была переведена в приход Преображенской церкви села Мясное (совр. Михнево). Причиной была трудность сообщения деревни с приходским храмом, особенно после строительства Московско-Уральской железной дороги. На банковском счету Покровского храма было несколько вкладов на поминовение, проценты с которых выплачивались причту. К 1898 году были сделаны следующие вклады: 1. В 1860 г. на вечное поминовение «поручицы Татьяны» - 300 р. 2. В 1861 году на вечное поминовение поручика Александра – 300 руб. Эти вклады сделаны помещицей Екатериной Ильиной. 3. От неизвестного лица – 100 руб. 4. В 1870 году на вечное поминовение «Надежды и иерея Василия» - 300 руб. 5. В 1891 году на поминовение раба Божьего Иоанна – 300 руб. 6. В 1891 году на поминовение Марии и Алексия – 200 руб. 7. В 1891 г. на поминовение Иоанна – 300 руб. 8. На вечное поминовение «Иерея Петра, Марии, Сергия, Николая, Иакова» - 295 руб. В 1911 году проценты с вкладов составляли 132 руб., которые выплачивались ежегодно причту церкви. В начале XIX века к Покровской церкви была приписана соседняя Христорождественская церковь села Кунавино. Храм этот к середине XIX века пришел в упадок и был разобран, а на месте бывшего храма была возведена небольшая часовня. В советское время она была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=09246

В Киевской Духовной Академии в первый раз Владыка служил девять лет в должности наставника (со званием бакалавра, а с 1856 года – профессора), помощника инспектора и инспектора, причем преподавал Священное Писание , богословие и вообще богословские науки. После годичной службы в должности ректора Киевской Духовной семинарии Владыка снова возвратился под кров родной Академии, в качестве ее ректора. Шестого октября 1860 года высокопреосвященный Иоанникий был призван к управлению Петербургской Духовной Академией, во главе которой он находился до 12 января 1864 года. Самостоятельное архиерейское служение высокопреосвященного Иоанникия началось с 12 января 1864 года. Это 35-летнее служение в пяти епархиях – Саратовской, Нижегородской, Грузинской, Московской (1882–1891 гг.) и Киевской (1891–1899 гг.) ознаменовано целым рядом многочисленных великих и редких в человеческой жизни деяний и учреждений духовно-просветительных и человеколюбиво-благотворительных. Святитель хорошо знал жалкую и бедственную обстановку, в которой воспитывались и приготовлялись тогда будущие пастыри, и потому употреблял все усилия к тому, чтобы облегчить, сделав, по возможности, наиболее благоприятными условия воспитания и образования будущих пастырей Церкви Христовой. Семнадцатого ноября 1891 года, через тридцать один год, Святитель Иоанникий снова возвратился туда, где получил высшее образование и где протекали первые «лучшие» годы его служения Церкви Божией – на кафедру Киевской митрополии. Он был последним Киевским митрополитом XIX века. Восьмилетнее служение владыки митрополита Иоанникия на кафедре Киевской явилось весьма благоплодным. Трудясь на пользу Киевской епархии, митрополит Иоанникий в эти последние восемь лет не переставал принимать самое живое, энергичное и плодотворное участие в высшем управлении всей Русской Церковью, а 25 декабря 1898 года, державною волею Помазанника Божия, призван, как первосвятитель Русской Церкви, и к главному руководству этим управлением в звании первенствующего члена Святого Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010