– Я ничего не делаю, а только лежу, меня только все хвалят понапрасну. Горе тому человеку, которого хвалят больше его дел 179 . Раз спросили у батюшки: – Кто будет так милостив до нас, родимый батюшка, если вас Господь возьмёт от нас? Старец ответил: – Много есть людей гораздо лучше меня 180 . Не будь этого смирения, возомни старец хоть о каком-нибудь своём даровании – враг не попустил бы ему так плодотворно служить Господу Богу. Примеров этому множество в житиях святых. Может, конечно, показаться странным: как же это такой благочестивый человек, как о. Амвросий, мог мнить себя за самого грешного из всех? Очень просто. Разумеется, он не страдал теми греховными тяжкими болезнями, каких можно найти массу в любом мирском человеке. Но чем чище вода, тем в ней бывают заметней самые маленькие соринки. Когда упадёт в комнату луч солнечного света, то он обнаружит для глаза мириады носящихся в воздухе пылинок, которые раньше, до проникновения луча, не были заметны. Так и душа человеческая: чем больше в ней чистоты, чем больше в неё падает небесного, божественного света, тем она всё больше и больше замечает в себе несовершенств и греховных привычек. Чем выше в нравственном отношении человек, тем он смиреннее, тем сознание им своей греховности яснее и постояннее. Вот это-то нравственное смирение, нищета духовная, сознание своей греховной немощности и было первою добродетелью о. Амвросия, как старца. Не будь её, не был бы он тем, чем был. Но смирение – это только одна половина старческого исповедания. Другая – в сознании, что он делает Божие дело, что его немощь – орудие в руках Господа, что он пастырь – вестник Божий, служитель Его царства. Это сознание своего пастырского долга никогда не покидало его. Он во всякое время, при всяком человеке, при всяком слове видел и знал, что на него смотрят как на вестника воли Божией, что он действует силою благодати Господней. Постоянное сознание своего пастырства вело к тому, что он постоянно мыслил пред собою Бога, постоянно, при всяких советах, наставлениях и беседах, молился Ему мысленно и безостановочно за приходящих. Потому-то приходящие обычно и получали от него именно духовные утешения, утешения религии, от Господа. В этих советах не было мирского, житейского, а было только одно Божье. Он хорошо сознавал, что к нему идут с сильною верой, что от него ждут помощи, что его прямо чтят чуть не за святого, что его превозносят похвалами. Не признавая в себе никаких достоинств, он, разумеется, всё это объяснял верою приходящих в помощь Господню; себя тут мыслил только посредником между ними и Богом. Сознание этого посредничества было твёрдое и сильное. Многие рассказывают, что старец со властью тому запрещал, иного обличал, одному приказывал, другого наказывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Самым ярким и значительным из тогдашних журналов оказалось «Православное Обозрение» (издавалось с 1860-го по 1891-й год). Основано оно было тремя учеными священниками в Москве, – это были Н. Сергиевский , Г. П. Смирнов -Платонов, П. А. Преображенский, – к ним примыкал и четвертый, А. М. Иванцов-Платонов, 152 московский магистр, но в те годы служивший в Петербургской академии, и перешедший в Москву уже только в 1872-м году, профессором церковной истории в Университет. Задачи журнала были очень убедительно описаны в первом же объявлении об издании: «содействовать возбуждению внимания к религиозным потребностям и вопросам в русском обществе. представить опыты или, по крайней мере, заявить требование живого направления духовной науки, возможного в области православной веры, и вообще – быть органом сближения между духовенством и обществом, между духовной наукой и жизнью..». Так с самого начала были четко выражены и поставлены темы религиозной культуры и церковно-общественного действия... Жизнь христианской истины «не ограничивается областью религиозного сознания». Христианство, «как созидательное и животворное начало» должно обнять всю современную жизнь... И ударение переносится на общественную инициативу, на внутреннюю самодеятельность и творчество… «Здесь по нашему разумению, прежде всего, и помимо правительственных мер, нужен для духовенства собственный подвиг нравственного самопреобразования, – нужно, чтобы духовенство в своей среде и в области своего служения глубже прониклось нравственными началами и духом общественности, – нужно, чтобы оно из своей замкнутости серьезно пробудилось к сознанию общих и высших интересов православия..». Серьезное внимание обращено было на корреспонденцию с мест. Интересны и письма или обзоры заграничных сотрудников, священников в заграничных церквах (особо нужно отметить статьи о. К. Кустодиева из Мадрида и о. Е. Попова из Лондона)... «Православное Обозрение» издавалось под сочувственным смотрением и охраной Филарета Московского . И он относился с доверием к основным началам этого общественно-литературного действия... Редактором писался в первые годы Н. Сергиевский , профессор богословия в Московском университете, но руководящие редакционные статьи писал обычно о. А. Иванцов-Платонов , без подписи. Впоследствии единоличным издателем и редактором стал о. П. Преображенский ...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ждановым (с сент. 1888 г. до сент.1893 г)./Под ред. свящ. Д. В. Рождественскою//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 1–16 (3-я пагин.). (Начало.) —1— Александр Алексеевич Жданов родился 6 сентября 1860 г. в с. Рудневе Вронского у. Рязанской губ., где отец его состоял священником. В 1880 г. он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии и спустя год занял место сельского учителя. Прослужив учителем два года, он в 1883 г. поступил в Московскую Духовную Академию, курс которой окончил в 1887 г. с блестящим успехом и, после стипендиатского года, определён и. д. доцента Μ. Д. Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1891 г. Александр Алексеевич приобретает степень магистра богословия за сочинение: „Откровение Господа о семи азийских церквах. (Опыт изъяснения первых трёх глав Апокалипсиса)“, а 12 ноября того же года утверждается в звании доцента. Служба А.А. Жданова в Академии была непродолжительна: 1 сентября 1893 г. он выбыл из Академии и назначен на должность инспектора народных училищ Мариупольского уезда Екатеринославской губ. Его служебная карьера закончена в Тверской губ., в должности инспектора же народных училищ: он скончался 16 марта 1909 г. в Корчеве Тверской губ. В должности доцента Академии по кафедре Священного Писания В. 3. Александр Алексеевич состоял только пять лет: срок непродолжительный, если принять во внимание то, что он за этот же срок должен был представить магистерскую работу. Однако, им составлен довольно обширный систематический курс его науки, обнимающий вопросы Общего Введения и решение важнейших исагогических проблем, касающихся Пятокнижия, книг исторических и пророческих, с общим обозрением их содержания и со множеством экзегетических экскурсов. В читанном им —2— курсе не достаёт чтений о книгах учительных (точнее – о книгах отдела „кетувим“, так как А. А. излагал свой курс применительно к расположению ветхозаветных книг в еврейской Библии) и неканонических. Он держится обыкновенно такого плана: при исследовании той или другой книги или целой группы книг (напр., Пятокнижия), он решает важнейшие исагогические вопросы, попутно знакомя с содержанием данной книги или нескольких книг; а затем специальному экзегетическому исследованию подвергает наиболее трудные отделы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но что должно нас больше тронуть, это если воспроизведём в своём уме ту кротость и то терпение неутомимое, с которым Он терпит бесконечное число преступлений, которые совершаются ежедневно пред Его глазами, если мы подумаем о священном состоянии, к которому Он призвал нас, благодаря единственно своему милосердию; если мы наконец посмотрим с восхищением и удивлением, сколько Он, избрав нас к тому, чтобы быть в числе Его детей, производит поводов и благоприятных случаев для нашего спасения. – Наблюдайте за своими глазами, иначе они вас увлекут скоро своей подвижностью. – Когда вы поражены изобилием, величием или могуществом великих мира, то тотчас обращайте внимание на тленность всех вещей и вы этим не будете затронуты. – Отдавайте всегда предпочтение любви ближнего, но чтобы любовь ваша к Богу от этого не уменьшалась в вашем сердце. – Если вы желаете обратить грешника, то в своё увещание всегда вставляйте слово ласки, вы смягчите, так сказать, этим его слух и осветите его сердце. – Хорошо молиться об оставлении не только своих грехов, но ещё и об оставлении грехов других, этой молитвой любви мы подражаем святым ангелам. 1711 (Сефер-га-хасидим), Berlin 1891, § 191. р. 74 в Das Leben Jesu nach Iüdischen Quellen, herausgegeben und erläutert von Dr. Samuel Krauss, – Berlin, 1902, S. 296 flg. cp. Zunz ib. S. 5, Anm. 3 и 4. 1716 Разные роды синагогальной поэзии, но пизмон и кероба принадлежат уже позднейшему времени, – после 800 года Zunz, 26. 1718 Или: Елазар бен-Калир „составитель более 200 композиций пиютических, законодатель в этой области поэзии, почему её формы называются калирическими“. Zunz, 29. Жил в 7 ст. 1729 Некоторые считают это именем Симона Маккавея, но конечно не как автора (ибо псалом написан Давидом и он пророчественно-мессианский), а как лицо, типологически-предсозерцаемое богодухновенным поэтом, как прототип Мессии. Ср. Box, St. Peter in the Jewish liturgy в The expository times, vol. XV. 2. Novemb. 1903. p. 93–90. 1731 Ср. Zunz 6. Anm. 1, – u Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judenthums IX, 1860, 21 у Krauss’a, Anhang 1 (9).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют “верой.” Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с “верой”, а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же “Катехизис сабба-тиан”, сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. “Восход”. 1884. 6). В нем значится, что “мир существует только для верующих” (то есть для них самих) и что “не составляет преступления в глазах Бога — убить верующего, разоблачившего тайны своего учения”. Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно  не блещет этикой (Хасидизм — учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал “Зо-гар”, по которому и гадал. Его учение — обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт “цадиков”, праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. “Восход”, 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. “Они, — говорит их обличитель Яков Эмден, — разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии” (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. “Восход”. 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860—1941) —еврейский историк. Главный труд— “Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени”. В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. “О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе” (С. Дубнов. История хасидского раскола. “Восход.” 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что “между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков” (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://sueverie.net/kabbala.html

Предназначая свою книгу для учебного употребления, профессор  Кудрявцев  в  составлении ее держался с  самою строгою точностью программы преподавания философии в  духовных  семинариях 98 ; а в  изложении различных  философских  направлений я учений, а также в  оценке и критике оных,– старался, по возможности, упростить изложение учебника и облегчать учащимся усвоение уроков  по философии... К  достоинствам  учебника относится и то, что в  нем  нет никакой вычурности и изысканности в  языке и нет  так  часто встречающейся в  книгах  философского содержания пестроты иностранных  слов  и малоупотребительных  терминов. Речь его до всюду ясна, чиста и отчетлива» 99 . Само собою разумеется, что согласно такому лестному отзыву Учебный Комитет вполне одобрил  рассматриваемый труд  В. Д. Кудрявцева в  качестве учебника для духовных  семинарий, и первое издание этого учебника так  скоро разошлось, что в  1890–1891 году учебник  напечатан  был  и вторым  изданием 100 , а в  1892 году, уже по кончине автора, Совет  Братства Преподобного Сергия напечатал  Введение в  философию уже и третьим  изданием, конечно без  всяких  изменений по сравнению с  вторым  изданием 101 . Не без  основания также Введение в  философию и Начальная основания философии В. Д. Кудрявцева от  Св. Синода удостоены были полной премии митрополита Макария. Рядом  с  служебною деятельностью Виктора Дмитриевича и с  трудами его по исполнению особых  поручений 102 , почти непрерывно шла его и учено-литературная деятельность, преимущественно богословско-философская. Летопись его учено-литературных  занятий, в  их  печатном  виде, как  мы припомним, началась его магистерскою диссертацией О единстве рода человеческого и в  свое время доведена была нами до 1860–1861 года, остановившись на статье О религиозном  индифферентизме 103 . За тем, по порядку времени, следуют: критическая статья об  Энциклопедическом  словаре, составленном  русскими учеными и литераторами, без  подписи имени автора напечатанная в  Прибавл. к  Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Православной Русской Церковью за Синодальный период ее принято в церковное употребление до 130 акафистов. Но еще большее количество рукописных акафистов духовной цензурой не было разрешено к печати 295 . В своем исследовании, расположив дела об акафистах в хронологической последовательности, в какой они были разрешены Св. Синодом к печатанию, мы обозревали движение акафистов в цензуре и видели, что представляемые акафисты подвергались тщательному рассмотрению в цензурных комитетах и в Св. Синоде и в большинстве только после предварительных исправлений были признаваемы Св. Синодом достойными разрешения к печати и церковному употреблению. В некоторые годы количество разрешенных к печати акафистов было значительным: разрешалось духовной цензурой до четырех, пяти и более новых акафистов в год. Так, в 60-х годах нужно отметить 1860 и 1861 годы, в 70-х – 1872 и 1876 годы, в 80-х – 1882, 1884,1885,1886 и 1888 годы, в 90-х – 1891 и 1894 годы. В большинстве разрешалось к печати Святейшим Синодом в год два или три вновь составленных акафиста. В некоторые годы (1865,1873–1874,1879,1890,1896–1897) не было разрешено духовной цензурой к печати ни одного нового акафиста. Что касается вообще представленных в цензуру акафистов (неодобренных), то их, начиная с 60-х годов прошлого (XIX. – Ред.) столетия, ежегодно представлялось на рассмотрение цензурных комитетов значительное количество. Мотивами к отклонению ходатайств о разрешении к напечатанною вновь представленных акафистов обычно духовной цензурой указываются допущенные в рукописях недостатки, касающиеся содержания акафистов или их изложения, построения, языка. Причинами неодобрения акафистов указываются скудость и бесцветность содержания их, набор общих фраз, неосновательные мысли, ошибки догматического или церковно-исторического характера, изложение фактов сомнительных, легендарных или извращенных, недостаток назидательности, сухость и натянутость изложения, отсутствие поэтического чутья у автора, недостаток возвышенности и молитвенного духа, отсутствие характеристических черт прославляемого угодника Божия или чествуемой чудотворной иконы, отсутствие исторического элемента в акафисте или, напротив, излишество его в ущерб молитвенному настроению, неправильное и неумелое построение акафиста, необработанность языка и тяжелая конструкция речи, ошибки в употреблении славянского языка, неправильности логические, грамматические и синтаксические и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Иер.39 и 52 глл.; 2Пар.36:16—20). Что же касается вышеупомянутых авторитетных исторических свидетельств, то указание Паралипоменон, очевидно, относится к книге, не сохранившейся в каноне и ныне неизвестной, указание же Флавия относится к ныне известной книге Плач, но ошибочно определяет повод к происхождению ее.    На основании изложенных данных, следует думать, что книга Плач написана Иеремией после падения Иерусалима, в ближайшее к этому печальному событию время до удаления его в Египет (ок. 586 г. до Р.Х.). Целью священного писателя было желание «сострадать страдающим» соотечественникам (Пс.68:21), дать им утешение истинными теократическими надеждами и указать примирение современных бедствий с историческим и теократическим призванием еврейского народа.     О каноническом достоинстве книги Плач было единодушно мнение в иудейской и христианской Церкви. Она всегда составляла неизменную часть священного канона.     Толкования на книгу Плач, в большинстве случаев, принадлежат тем же лицам, что и на книгу Иеремии. Так, Ориген объяснял эту книгу и кое-что из его комментариев в фрагментах сохранилось (М. 13, 605—662 col.). Евсевий Кесарийский объяснял в эклогах некоторые места Плача (М. 22 t.). Преп. Ефрем Сирин объяснил некоторые места этой книги (в V и VI частях его творений по рус. пер. М. 1851 и 1860 гг.). Недавно открыты еще схолии Ефрема Сирина. (Lamy. S. Ephraem. Hymni et Sermones. 1886 г. II, 207—227 pp.). Бл. Феодорит посвятил 12-й том своих толкований на Иеремию объяснению Плача (М. 81 t.).    И в новое время было такое же соединение. Так, с книгой Иеремии объясняли книгу Плач Нэгельсбах, Кейль, Чейн; у Штракка и Цокклера лишь другой автор. Oettli (1889 г. в 7 t.). Монографии: Gerlach. Die Klagelieder Ieremia. Berl. 1868. Schneedorfer. Die Klagelieder Ieremias. Prag. 1876. Max Lohr. 1891 и 1894 гг. Budde. 1898.    В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография г. Благовещенского. Книга Плач. К. 1899 г. Здесь доказывается подлинность книги, обозревается история текста книги по всем древним переводам и последовательно объясняется вся книга. Книга пророка Иезекииля    Пророк Иезекииль был священником, сыном Вуза, с царем Иехониею уведен в вавилонский плен и поселен на реке Ховар. Там, на пятом году своего плена, призван к пророческому служению и проходил его в плену до 27 года плена, с 592—563 гг. до Р.Х. В плену же и скончался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Содержание всех четырех выпусков следующее: Вып. 1 Письма о христианской жизни (числом 37, со страницы 1 по 131), с отдельными статьями: Об исправлении сердца (стр. 135–157), О борьбе со грехом (стр. 159–237) и О благодати всесвятаго Духа (стр. 239–281) 182 . – Вып. 2. Письма о христианской жизни (числом 62, стр. 5–161), с прибавлением а) нескольких проповедей преосв. Феофана (стр. 162–236) 183 и б) разных статей, извлеченных из отечников (стр. 239–558) 184 . Изд. 2-е. Спб. 1862. – Вып. 3. Письма о христианской жизни (числом 25), где объясняются общие основные понятия о христианской жизни и деятельности, именно: о лице, действующем по христиански; об отличительных чертах христианских действий; о добродетели христианской и грехе, с их последствиями (стр. 5–304) 185 , с прибавлениями: А) О начале христианской жизни (стр. 307–379) и Б) Подробное указание действий христиански-благодатной жизни и жизни греховной на все способности человека (стр. 381–609). Изд. 1-е. Спб. I860. – Вып 4. Письма о христианской жизни (числом 20), представляющие собой изображение в порядке обязательных для христианина чувств, расположений и дел (стр. 5–305), с прибавлением об обязанностях христиан относительных (семейственных, церковных и гражданских, стр. 309–372). Изд. 1-е. Спб. 1860. – Как уже из этого общего указания содержания Писем о христианской жизни видно, они заключают в себе целую систему христианского нравоучения, что особенно должно сказать о трех последних, к тому же и обширнейших по объему, выпусках их, так что гораздо позже их изданные, как особые, труды преосв. Феофана путь ко спасению (краткий очерк аскетики). 1-е изд. Спб. 1868–1869 и Начертание христианского нравоучения (Москва, 1891), представляют собою, – первый, – лишь прикладную или заключительную часть к сим «Письмам», а последний – сокращение и переделку их. Они суть как бы отголосок академической деятельности преосв. Феофана по кафедре нравственного и пастырского богословия, как мы о том и замечали в свое время. О происхождении их сам автор, в виду возбужденного ими в обществе интереса, со свойственной ему всегда скромностью говорит следующее: «Пишете, что Письма читаются не без охоты 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

272 Murray, History, p. 184. Статьи эти, если мы не ошибаемся, существуют и до сих пор. По крайней мере мы не нашли извещения об отмене их в таком аккуратном выразителе и строгом ревнителе об интересах Римско-католической церкви в Америке, как журнал Catholic World. Правда, они существуют скорее как «мертвая буква», чем живое, действующее законодательство, но даже и такое существование их представляет характерный факт. Предложение об отмене их делалось несколько раз в законодательном собрании штата и находило единодушное одобрение, но постоянно затеривалось в делопроизводстве. См. The Constitutions of several states, Конституция Нью-Гемпшира, стр. 54, 57, 59. 273 The Constitutions of the several states. Конституция Мериленда, Декларация прав, ст. 34, р. 224. 274 The Constitutions, p. 70. – Смысл этой статьи очевидно тот, что только действительно религиозное общество может пользоваться некоторыми привилегиями, не простирающимися на чисто гражданские общества, как напр. освобождением храмов или мест богослужения от налогов. 277 The Constitutions of the several states, New-York 1666. Конституция Северной Каролины, Amendments to the Constitution ст. IV, p. 265. 278 North American Review, март 1891 года, стр. 217–218. Ср. Inquiery into the moral and religious Character of the American Government pp. 99–102. Несколько случаев богохульства в том же штате привели к тому, что законодательное собрание штата приняло положительный закон против богохульства как гражданского преступления, который в статуте 1860 года читается так: «Если какое-либо лицо будет свободно, преднамеренно и упорно богохульствовать или распутно и нечестиво говорить о Всемогущем Боге, Христе Иисусе, Святом Духе или Писании Правды, такое лицо по уличении в том должно быть приговорено к уплате штрафа не свыше 100 долларов и понести тюремное заключение не свыше трех месяцев, или то и другое по заключению суда». Christian statesman от 12 мая 1881 года, стр. 424. 287 Вопросу о столкновении государства с Римским католицизмом в деле народного образования, в виду его важности, мы посвящаем ниже особый отдел нашего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010