Киевского (17 в.) и " Катехизисы " митр. Платона и Филарета (19 в.). В то же время немало ценного нравоучительного материала найдем в сочинениях наших святителей, особенно Тихона Задонского. В систематической форме нравоучение изложено еп. Иннокентием, " Деятельное Богословие " (1819), прот. Кочетовым, " Черты деятельного учения веры " (1824), прот. Бажановым, " Об обязанностях христианина " арх. Платоном (1854), прот. Солярским (1860, 3 части), прот. Халколивановым (1876), арх. Гавриилом (1885), учит. Пятницким (1890). Еп. Феофаном (1891), учит. Покровским (1904), под заглавием - " Православное Нравственное Богословие " . Выше этих систем в научном отношении должны быть поставлены " Чтения о христианской нравственности " прот. Янышева (1906). Сюда же можно отнести " Чтения о христианской нравственности " прот. Фаворова (1880). Ему же принадлежат " Очерки нравственного учения " (1868). Разделение науки Нравственное Богословие может быть разделено на две части. Первая часть излагает общее учение о нравственном законе и жизни христианина, а вторая часть - частное учение об обязанностях и добродетелях его (и о грехах). Первая часть имеет задачей, во-первых, рассмотреть составные части нравственности и показать существо ее и, во-вторых, изобразить процесс нравственной жизни христианина, начиная с возрождения и оканчивая освящением; вторая же часть имеет задачей обозреть нравственное отношение христианина к Богу, к ближним и к самому себе. Часть первая. О нравственном законе Божием Нравственное Богословие может быть разделено на две части. Первая часть излагает общее учение о нравственном законе и жизни христианина, а вторая часть - частное учение об обязанностях и добродетелях его (и о грехах). Первая часть имеет задачей, во-первых, рассмотреть составные части нравственности и показать существо ее и, во-вторых, изобразить процесс нравственной жизни христианина, начиная с возрождения и оканчивая освящением; вторая же часть имеет задачей обозреть нравственное отношение христианина к Богу, к ближним и к самому себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Вместе с тем Гейгер считал, что в его время говорить о евреях как о народе нет оснований, и даже в противовес религиозным деятелям сионизма утверждал, что осуществление мессианских ожиданий следует понимать как общечеловеческое торжество Божественной истины и универсальных моральных предписаний, а не как возвращение в Эрец-Исраэль и создание там еврейского государства. Основоположником радикального реформизма был Самуэль Гольдхейм (1806–1860) – раввин из Германии, призывавший не к эволюционному, а революционному изменению норм иудаизма. Опираясь на данные библейской критики, он различал в установлениях Торы и Талмуда вечные богооткровенные истины и требования, имеющие временный характер, обусловленные историческими обстоятельствами. В частности, предлагалось считать утратившими свое значение нормы, связанные с храмовым богослужением, которые не могут быть реализованы после разрушения Иерусалима, а также и весь свод ритуальных правил. В связи с этим в его общине синагогальные субботние службы были перенесены на воскресенье, допускалось заключение межнациональных и межрелигиозных браков. Гольдхейм полагал, что само начало эмансипации евреев и есть свидетельство начала мессианской эры. Крупные реформистские общины существуют в США, Великобритании, Аргентине, Бразилии, Израиле и России. Консервативный иудаизм Консервативный иудаизм возник в XIX веке в Германии в связи с движением эмансипации, а позднее получил дальнейшее развитие в США. Подобно реформационному движению консерваторы требовали изменений в религиозной жизни, однако настаивали на том, что эти изменения не должны затрагивать существенные для иудаизма нормы, в том числе и ритуальные. В частности, необходимо сохранить иврит в качестве богослужебного языка, соблюдать субботы и пищевые ограничения (кашрут). Возникновение данного движения связано с именами раввина Захариаса Франкеля (1801–1875) и видного историка Генриха Греца (1817–1891). Раввину Франкелю принадлежит идея основания «историко-позитивной школы», именовавшейся также «историческим иудаизмом». Собственно говоря, именно «исторический иудаизм» и стал предшественником и родоначальником современного консерватизма. Генрих Грец же стал автором первого фундаментального труда по истории евреев 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Самым ярким и значительным из тогдашних журналов оказалось “Православное Обозрение” (издавалось с 1860-го по 1891-й год). Основано оно было тремя учеными священниками в Москве, — это были Н. Сергиевский, Г. П. Смирнов-Платонов, П. А. Преображенский, — к ним примыкал и четвертый, А. М. Иванцов-Платонов, московский магистр, но в те годы служивший в Петербургской академии, и перешедший в Москву уже только в 1872-м году, профессором церковной истории в Университет. Задачи журнала были очень убедительно описаны в первом же объявлении об издании: “содействовать возбуждению внимания к религиозным потребностям и вопросам в русском обществе. представить опыты или, по крайней мере, заявить требование живого направления духовной науки, возможного в области православной веры, и вообще — быть органом сближения между духовенством и обществом, между духовной наукой и жизнью...”    Так с самого начала были четко выражены и поставлены темы религиозной культуры и церковно-общественного действия... Жизнь христианской истины “не ограничивается областью религиозного сознания.” Христианство, “как созидательное и животворное начало” должно обнять всю современную жизнь... И ударение переносится на общественную инициативу, на внутреннюю самодеятельность и творчество…    “Здесь по нашему разумению, прежде всего, и помимо правительственных мер, нужен для духовенства собственный подвиг нравственного самопреобразования, — нужно, чтобы духовенство в своей среде и в области своего служения глубже прониклось нравственными началами и духом общественности, — нужно, чтобы оно из своей замкнутости серьезно пробудилось к сознанию общих и высших интересов православия...”    Серьезное внимание обращено было на корреспонденцию с мест. Интересны и письма или обзоры заграничных сотрудников, священников в заграничных церквах (особо нужно отметить статьи о. К. Кустодиева из Мадрида и о. Е. Попова из Лондона)...    “Православное Обозрение” издавалось под сочувственным смотрением и охраной Филарета Московского. И он относился с доверием к основным началам этого общественно-литературного действия... Редактором писался в первые годы Н. Сергиевский, профессор богословия в Московском университете, но руководящие редакционные статьи писал обычно о. А. Иванцов-Платонов, без подписи. Впоследствии единоличным издателем и редактором стал о. П. Преображенский...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, можно утверждать, что творческое наследие епископа Хрисанфа (Ретивцева) становится особо актуально в наши дни, когда начался процесс возвращения традиций изучения и преподавания религии в школах и вузах. Владыка Хрисанф первым ввел философско-исторический метод в вопросе научного изучения религии, что повлекло за собой дальнейший интерес к данной области познания, также (как мы уже указали выше) он начал последовательно вводить курс истории религии в курс богословия, что тоже поспособствовало интересу к научному изучению религии. Нельзя также умалять его достижений в области изучения отдельных вопросов религиоведческой тематики, таких как историческое развитие протестантизма, в том числе оценка влияния протестантизма на немецкую философию; его теорию прамонотеизма, и его исследование отношений иудаизма и христианства и диалога христиан и иудеев, его исследование буддизма, индуизма и других религий. В целом вопрос о значении работ епископа Хрисанфа (Ретивцева) в становлении ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕЛОГИЯ Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. 3 (35) отечественной науки о религии (в частности, философии и истории религии), безусловно, требует дальнейшего рассмотрения. Библиографический список Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2011 . Вып. 1 (33) . С. 39–55. Антонов К.М. Религиоведение на Богословском факультете: идея и проблемы. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1 138282.html (дата обращения: 13.05.2015). Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. Казань, 1891–1892. Вып. 2. C. 255–265. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Нижний Новгород, 2010. 432 с. Хрисанф (Ретивцев) архим. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию)//Православный собеседник. Казань, 1860. Ч. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Однако к 90-м годам XIX в. значение универсальной книготорговой библиографии снижается. При том росте книжной продукции, которая наблюдается в это время, ни одна торговая фирма не могла охватить её полностью. Появляются специализированные издательства: К.Л. Риккера (медицина и естественные науки), А.Ф. Девриена (сельскохозяйственная литература, прекрасно иллюстрированные издания по естествознанию и географии, книги для детей). Каталоги этих издательств становятся отраслевыми. Из крупных отраслевых библиографических работ следует назвать капитальный труд В.И. Межова «Крестьянский вопрос в России» , охвативший литературу за целое столетие и его же, можно сказать, грандиозное издание «Русская историческая библиография за 1865–1876 гг.» в 8-ми томах (1882–1890). Помимо этого, Межов в течение более двадцати лет издавал ежегодники «Литература русской географии, этнографии и статистики» . Потрудился В.И. Межов и на ниве краеведческой библиографии. В 1891–1892 гг. им был подготовлен трёхтомник «Сибирская библиография» . Издание его осуществил крупнейший золотопромышленник И.М. Сибиряков. Из краеведческих работ Межова можно также упомянуть трёхтомный систематический и алфавитный указатели к «Туркестанскому сборнику», «Библиографический указатель книг и журнальных статей, относящихся до Южнорусского края за 1858–1860 годы» . Современному человеку, вероятно, трудно себе представить, как это возможно, располагая лишь пером и чернильницей, просматривать массу всевозможных изданий, делать подробные выписки, а потом всё это самостоятельно обрабатывать, приводить в соответствующий порядок, готовить рукописи к изданию, читать гранки, править и т. д. Надо также учитывать и то, что вышеупоминаемые работы Межова весьма объёмны, а, следовательно, чрезвычайно трудоёмки. 28 Уделив некоторое внимание книготорговой, ретроспективной, краеведческой и отраслевой библиографии, обратимся к рекомендательной библиографии начала ХХ в. События 1905–07гг. вызвали серьёзную тревогу в правительственном лагере за состояние души и ума русского народа. В церковной прессе («Странник», «Вера и разум», «Колокол». «Церковные ведомости», «Душеполезное чтение». «Православный собеседник» и др.) публикуются статьи, направленные против социалистических идей. Там же появляются и библиографические обзоры с критикой социализма. Особенно активен был известный церковный историк и богослов А.А. Бронзов , опубликовавший ряд списков литературы, «обличающей социализм». Так, в библиографическом обзоре «Против социализма» (1911) он рассмотрел около 150 книг и журнальных статей, призывая священников, в основном сельских, вести упорную, непримиримую борьбу с социалистическими идеями.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

Особая плодотворность дореволюционного журнала, который по общему объему своих публикаций не уступает, а то и превосходит некоторые западные ведущие богословские журналы, была обусловлена высоким уровнем дореволюционной отечественной науки, достигнутой ею зрелостью богословской мысли, серьезной и основательной научно-богословской школой, сложившейся в стенах Московской духовной академии. Но эта школа возникла и утвердилась далеко не сразу, понадобились многие годы для того, чтобы академическая богословская наука освоила богатейшее наследие православной традиции, сумела разобраться в том, что наработала современная ей западная наука, и на обретенном уровне, духовном и научном, выразить учение Православной Церкви, «Божию силу и Божию премудрость», которые «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1:23–24 ). Немалому числу представителей академической науки довелось жизнью своей засвидетельствовать верность Христу, и имена их поминаются в сонме новомучеников и исповедников Российских. Несомненно, что для развития современной богословской науки и для становления духовного образования в России материалы журнала «Богословский вестник» могут принести немалую пользу. Однако недоступность или труднодоступность данного журнала, особенно дореволюционного, побудила редакцию журнала осуществить проект по оцифровке всех статей журнала. Об особенностях электронной публикации «Богословского вестника» на диске будет сказано после краткого изложения основных вех истории журнала. Обстоятельства создания нового печатного органа академии Окончательное решение о преобразовании «Творений святых отцов в русском переводе» и «Прибавлений», прилагавшихся к ним, в «Богословский вестник» было принято на заседании Совета академии 6 сентября 1891 года под председательством ректора академии архимандрита Антония (Храповицкого) . На этом заседании «указывали на необходимость расширить программу издания, изменить сроки выхода книжек и изменить название журнала» 131 . В далеко идущие планы редакции входило, помимо издания святоотеческих переводов, ученых статей и публикации материалов из внутренней жизни академии, составление «библейско-богословского словаря согласно воле покойного Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета» 132 , который еще в 1864 году внес первое пожертвование на данное начинание в размере 12500 руб. 133 Однако ни в 1860-е годы, ни в более поздние времена план издания богословского словаря так и остался нереализованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но служение старца не ограничивалось только монастырём. Этот отшельник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть её стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далёких губерний – все знали смиренного, прозорливого оптинского старца и текли к нему с верой. Фотографию о. Амвросии, купленную на последние гроши, можно встретить в самых захолустных уголках любой губернии. Когда бы вы ни пришли в Оптину пустынь, всегда бы вы встретили там целые толпы богомольцев. Их влекла сюда не какая-либо местная святыня, но единственно – старец о. Амвросий. Оптина пустынь стала в наши дни одним из самых известнейших монастырей на Руси именно благодаря о. Амвросию. Не можем воздержаться, чтобы не привести одного стихотворения, где воспевается эта св. обитель и её дивный старец. Вот оно: Среди лесов, в стране далёкой и глухой, Обитель мирная издавна приютилась, Стеною белою от мира оградилась И в небо шлёт мольбу за пламенной мольбой. Обитель мирная – приют больных сердец, Разбитых жизнью, обиженных судьбою. Иль чистых сердцем душ, предызбранных Тобою, О, Всемогущий и Всеведущий Отец! Пусть буря там вдали, немолчный гул валов, Пусть пенится, кипит страстей житейских море, Пусть волны грозные бушуют на просторе, – Здесь пристань тихая у верных берегов.... Здесь так молитвенно и ласково шумит Вершинами дерев сосновый лес душистый; Свой бурный бег смирив, здесь лентой серебристой Река между кустов задумчиво бежит.... Здесь храмы... иноки... и много лет живёт В лесу, в скиту святом, здесь старец прозорливый; Но мир о нём узнал: рукой нетерпеливой Стучит уж в дверь к нему и просится народ... Им принят всякий здесь: и барин, и мужик, Богатый и бедняк, – всем нужен старец чудный: Струей целительной в волненьях жизни трудной Здесь утешенья бьёт духовного родник. Сюда, боец прискорбных наших дней! В обитель мирную на отдых и молитву: Как древний муж, гигант-боец Антей, Здесь силой укрепись, опять пойдёшь на битву. Здесь хорошо; здесь можно отдохнуть Душой усталою к борьбе за правду Божью,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Лиодор Пальмин Пальмин Лиодор (Илиодор) Иванович (1841–1891) – поэт. Сын Ивана Дмитриевича Пальмина (1803–1856), постоянного посетителя в 1830-е годы вечеров графа Дмитрия Хвостова, публиковавшего свои стихи и прозу в «Славянине», «Маяке», «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду " » и других журналах. Леодор Пальмин вспоминал о своих родителях, как о людях «мечтательных и религиозных», баюкавших его в колыбели балладами Жуковского. После смерти отца его приняли не своекоштным, а казенно-коштным пансионером в 3-ю Петербургскую гимназию, с 1860 года он стал вольнослушателем юрфака Петербургского университета, войдя в число «шестидесятников», прошедших через Петропавловскую крепость. Первые стихи Лиодора Пальмина появились в печати в 1861 году, а с 1863 года он уже был постоянным автором «Искры» Василия Курочкина, ставшего его «незабвенным учителем». Таким же своим, «незабвенным учителем» он называл и Фета, сочетая в своей поэзии в те времена почти несочетаемое – «чистое искусство» и «некрасовские мотивы». О едкой иронии своих сатирических стихов он сам скажет позднее: «Пламя дьявольское скрыто в этом смехе незаметно://Так смеется жгучей лавой огнедышащая Этна». В цикле «Пальмы Палестины» и в других стихах он обращался к библейским и евангельским сюжетам, но был далек от ортодоксальности. В стихотворении «Иисус на Елеонской горе» Христос представлен, по его словам, «революционером и социалистом... до сих пор не понятым большинством». Но подобная «актуализация» религиозных сюжетов была свойственна не только Пальмину. В своих молитвах в этом отношении он ближе к «чистому искусству», помогавшему многим сохранить чистоту поэзии и веры. Молитва Господь, окрести мою душу Святым животворным огнем И жизни духовной волнами, Кипящими вечным ключом. Дай чуткое ухо ей слышать Гармонию струн мировых, Звучащую в громах небесных И в шепоте трав полевых. Гремящую в жизни народов, Под грохот борьбы вековой, Звенящую в трепетном вздохе Влюбленной голубки весной. Даруй ей могучие крылья

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

5. ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА: – Библия и Древний Восток. Историческая критика рассматривает библейскую историю и св. авторов в контексте истории древнего мира. В патристический период эта работа опиралась в основном на сообщения античных писателей и еврейского историка Иосифа Флавия (ум. в 90-х гг. I b. по Р.Х.). Когда в начала XIX века Франсуа Шамполион расшифровал египетские иероглифы, а затем трудами Генри Раулинсона и других ученых был найден ключ к прочтению клинописи Двуречья, толкователи Библии получили документы, современные Св. Писанию. С этих пор о жизни Древнего Востока можно знать не только из Геродота или Ветхого Завета. Раскопки пролили свет на ближневосточные цивилизации: их культуру, религии, исторических деятелей, известных из Библии. Возникла более точная картина и документированная хронология Св. Истории. Изучение литератур Египта, Вавилона, Ассирии, Финикии и Персии обнаружило в них немало параллелей с Ветхим Заветом. Библейская археология Раскопки на Ближнем Востоке и особенно в Палестине дали жизнь библейской археологии как науке. Были найдены многочисленные памятники времен царей и пророков, раскопаны давно исчезнувшие с лица земли библейские города, находки у Мертвого моря пополнили ветхозаветную историю важной главой, относящейся к так называемому межзаветному периоду. Ведущий библейский археолог ХХ века Уильям Олбрайт (1891–1971) провел ряд раскопок в Палестине и пришел к выводу, что они великолепно подтверждают и дополняют данные Библии. В настоящее время изданы атласы, отражающие успехи библейской археологии. Религии древности и Ветхий Завет Историческая картина принимает во внимание и  сравнительное изучение религий . В Ветхом Завете затронуты многие верования соседних Израилю народов. Ряд обычаев евреи заимствовали от них, некоторые израильские религиозные обряды сложились под влиянием религий Древнего Востока. На рубеже XIX и ХХ веков возникла даже гипотеза, что все основы ветхозаветного учения заимствованы из Вавилона. Особенно настойчиво распространял эту гипотезу немецкий ассириолог Фридрих Делич (1860–1922), изложивший ее в цикле лекций «Библия и Вавилон» (есть русский перевод). Тем не менее еще при жизни Делича его гипотеза была полностью отвергнута наукой. Более умеренной позиции придерживался известный историк религии и библеист Герман Гункель (1862–1932). Отмечая элементы вавилонских легенд и мифов, которые повлияли на литературную ткань Библии, он подчеркивал, что ветхозаветные писатели полностью возвысились над древневосточной мифологией. Это можно сравнить со строительством христианского храма, где используются материалы древних языческих святилищ. Сравнительное изучение религий показало, что, хотя вера Ветхого Завета имела нечто сходное с другими древневосточными религиями, ее сущность, история и литература уникальны

http://azbyka.ru/ekzegeza

Не чувство мести, не увлечение военной славой были причиной настойчивости Александра: им руководил верный расчет, внушенный заботой о благе родины. Дальнейшие события вполне оправдали его образ действий: в течение нескольких лет литовцы не осмеливались нападать на его владения. А может быть, проницательный гений Александра и в этих нападениях нового врага уже предугадывал проявление той же враждебной нам политики, которая толкала против нас силы Запада... Отметим еще одну замечательную черту в этой борьбе Александра с западными врагами. Неутомимо сражаясь с ними, он в сущности всякий раз ведет оборонительную войну и не стремится к захватам чужих владений, являясь в этом отношении вполне представителем своего народа. Его заставляет прибегать к оружию необходимость самозащиты. Мы не видим в нем ни одной черты, которая обличала бы славолюбие или жажду добычи. Бескорыстный и великодушный, милостивый «паче меры», он без сомнения охотно отказался бы от военных лавров, если бы враги не вызывали его. Но, раз взявшись за меч, он уже не останавливается на полдороге, не довольствуется каким-нибудь частным успехом, достаточным для удовлетворения самолюбия вождя, но стремится достигнуть более или менее прочных результатов, насколько было возможно для него при тех незначительных силах, которыми он располагал. Своими победами он доказал западным врагам, что даже обессиленная, лишенная политической самостоятельности, св. Русь сумеет постоять за себя... 171 Летоп. по Ипатск. списку М. Кояловича: «Лекции по истории Западной России»; Беляев. Очерк истории северо-западного края России, 1867; История Литовского государства с древнейших времен. Вильна, 1889; Очерк древней Литвы и Западной России. Вильна, 1891. 174 Фойгт. «Geschichte Peussen " s», von den altesten Zeiten bis zum Untergange des Deulschen Ordens, 9 mm. Konigsberg, 1827–1839; Соловьев. Крестоносцы и Литва в «Отечественных записках» 1852 года. 176 «В характере литовского племени есть много самозаключен-ности, много заронившегося в глубину души и там заснувшего, много таинственного, если можно так выразиться; недаром в Западной Руси литвин – синоним колдуна. Эта своенародная самозаключенность держала литовцев в стороне от треволнений истории; они по характеру своему непредприимчивый и невоинственный народ; у них девиз жизни: не трогай нас! Но коль скоро мешали им жить в своем углу, литвины чувствовали в себе силы и развертывали их и являлись на историческом поле на короткое время, за то с блеском, – с грохотом, и с последствиями не для себя, а для других». Н. Костомаров. Русск. сл. 1860. Май, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010