584 В Петербурге, как мы отчасти упоминали, облегчения в этом отношении последовали уже со времени митрополита Григория Постникова (1856–1860), издавшего особые правила о проповедничестве, имевшие силу сепаратного местного закона. 585 Например, мысль в проповеди (Слова, изд. 1891, стр. 492) о том, как „учит вера смотреть на наши жребии на земле“ и как вывод её: мы не имеем права „пренебрегать нашим собратом, занимающим иное место в лествице общественной“; эту мысль едва ли не должно будет признать иным выражением и как бы итогом мыслей, не однажды встречавшихся в его Догматике. Например: Догмат. II, § 70, где, как мы уже говорили выше, призывает уважать в себе и в других достоинство человеческой природы; или Догмат. I. стр. 453, где призывает соблюдать „взаимное общение, связуясь единством естества и союзом братской любви“; ср. II, 217, где все люди объявляются между собою братьями, не взирая на то, что (ibd. стр. 88) различие людей в общественном отношении, при всём единстве природы, признаётся фактом предустановленным. Сравн. также приведённое выше замечание об отношении Макария к пессимизму и тот факт, что в одной из своих проповедей он заявляет, что он не разделяет общей наклонности в современности видеть одно только дурное. 586 Следует брать пример с англичан, замечает автор, „насколько мало они верят в импровизацию“. Кроме того, по замечанию автора, „благозвучных фраз ещё не достаточно для того, чтобы быть оратором“, – а низведение ораторства до такого понимания его, опять, и служит причиной укоренения той мысли, что хорошая речь, это – речь вдохновения, а не напряжённой работы. См. Вест. Воспитания, 1892, 3. 589 Это – по отношению к Иннокентию. См. Венок, стр. 32–33, где Макарий объясняет, почему Иннокентий мог много проповедовать. 590 Г. Рыбаков и о. Архим. Григорий. Последний о вступительной проповеди московской говорил: „искусная речь и искусная дикция привели слушателей в восторг“. Г. Рыбаков воспоминает „о свободе и одушевлении“ (ук. места в Прав. Обозр.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 1. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев. 1885. 2. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев. 1891. 3. Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. Киев. 1892. 21 Диаконическое служение, как известно, у протестантов составляет предмет особой науки Практического богословия – диаконики, стоящей на ряду с катехетикой, гомилетикой, литургикой, пастырской теорией и кибернетикой, имея своим предметом общественную деятельность пастыря. (См. напр. Otto Zöckler. Handbuch der theologischen Wissenschaften in eneyklopädischer Darstellung, В. IV, SS. 450–529. 30 К величайшему и искреннейшему сожалению, из лекций Архиеп. Антония но Пастырскому богословию в «Собрании сочинений» напечатаны только семь. Что же касается лекций еп. Феодора, то в них речь идет собственно об общей аскетике. 36 Этот отдел Пастырского богословия, как известно, усиленно разрабатывается на Западе, особенно у протестантов. Так, у Oosterzee’s (Praktische Theologie, Heilbronn, 1878–79), вслед за общей пименикой идет пименика индивидуальная, указывающая, как действовать пастырю по отношению к лицам разных состояний. У Ахелиса (Achelis. Praktische Theologie, Freiburg, 1890) также различаются cura generalis и cura specialis, причем в содержание отдела, имеющего своим предметом «cura specialis» входит душепопечение параклетическое, педевтическое и дидактическое, т. е. посещение больных, утешение печальных, наставление заблудших и т. д. У Пальмера (Palmer. Evangelische Pastoraltheoiogie, Stuttgart, 1860) большая половина книги посвящена рассмотрению специальной деятельности пастыря, и некоторые отделы, по просьбе автора, написаны людьми, знакомыми по опыту с тем или другим видом пастырской попечительности, напр. отдел о пастырском попечении в отношении к заключенным написан священником, служившим в течение долгого времени в одной из тюрем, о попечении в отношении к солдатам – полковым священником и т. д. То же самое видим и у Гефнера (Höffner. Evangelische Pastoraltheologie in Beispielen. Stuttgart, 1907). По мнению Oosterzee’s (§ 64), Пастырское богословие далеко не выполняет своей задачи или выполняет ее только на половину, когда изображает заботливость пастыря о приходе вообще, ибо пастырь обязан заботиться не о приходе вообще, а о каждом члене его в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Это были гл. обр. торговцы, приезжавшие на Нижегородскую ярмарку. Постоянное проживание иудеев в Н. Новгороде фиксируется со 2-й пол. 40-х гг. XIX в. Купцам 1-й и 2-й гильдии и отставным солдатам было разрешено селиться за чертой оседлости. В 1846 г. местечки Волынской губ. получили распоряжение за своевременно неуплаченные подати выставить 300 взрослых рекрутов, которые были определены на службу в гарнизонный батальон Н. Новгорода. Позднее их потомки стали купцами и мещанами. Т. о. иудеи Н. Новгорода, минуя кагал, сразу сформировали общину. На кон. 1860 г. в городе документально зафиксировано 3 миньяна (кворум из 10 взрослых мужчин-иудеев, необходимый для совершения публичного богослужения и коллективной молитвы). С 1853 г. обязанности раввина исполнял И. А. Подиско. С кон. 1873 г. в Н. Новгороде начала действовать евр. религ. школа. В 1874 г. евр. община города избрала казенным раввином шкловского мещанина юрисконсульта Боруха-Бера бен Залмана (Бориса Ивановича) Заходера, к-рый был признан всеми иудеями города, а также купцами-иудеями, приезжавшими на Нижегородскую ярмарку (оставался раввином до 1891). В 1881-1883 гг. на средства иудейской общины Н. Новгорода была построена синагога, ставшая центром ортодоксального иудаизма. В 1885 г. община насчитывала 1634 чел., действовали религ. уч-ща (начальные («хедер») и одно среднее («Талмуд-Тора»)), погребальное об-во и благотворительная орг-ция. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., в Нижегородской губ. насчитывалось свыше 3,3 тыс. иудеев (из них более 2,3 тыс. чел. в Н. Новгороде), к 1917 г.- 3,4 тыс. В 1905 г. в заречной части Н. Новгорода открылся молитвенный дом для проживавших в том районе 85 евр. семейств. В 1938 г. синагога в Горьком была закрыта. В 1950 г. умер последний офиц. раввин И. Бернштейн, после этого члены евр. общины соблюдали религ. традиции без учителей-раввинов более 40 лет. В 1985 г. примерно из 15 тыс. евреев (по паспорту), проживавших в Горьком, чуть более 30 верующих собирались в субботу и в евр.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Св. Паисий Величковски – велик молдовски старец, възстановител на монашеските предания и инициатор на старчеството в Русия. Роден в Полтава през 1722 година, още тринадесетгодишен Паисий постъпил в Любицкия манастир на Днепър, след това живял в Медведковската обител, в Киевската лавра, три години живял в молдовските скитове, където негови ръководители били богомъдрите старци Михаил и схимонах Онуфрий. «От тях отецът разбра – казва древният животописец на Паисий – какво е истинското послушание, от което се ражда истинското смирение, умъртвява се собствената воля и разсъждение и всичко, което е от този свят, което е начало и нескончаем край на истинското монашеско дело.» Своето подвижническо и послушническо образование Паисий завършил на Атон. Завърнал се във Влахия, той основал общежителния манастир в Дрогомирна, където «с много трудове и сълзи обнови древния монашески единодушен чин», като немалко се потрудил и върху превеждането на Свети отци подвижници. Паисий починал като игумен на манастира в Нямц през 1794 г. на възраст седемдесет и две години. В основата на манастирския живот Паисий поставил старчеството. За XIX век Величковски бил същото, каквото преподобният Сергий за XV столетие. Той успешено насаждал истинското монашество, което се появило някога в Русия от Изток заедно с християнството, но започнало да запада по времето на реалистично-практическата Петрова епоха. В Козелската Оптинска пустиня, както е известно, старчеството било благоустроено от старец Леонид, духовен син и приятел на ученика на отец Паисий Величковски – схимонах Теодор, през тридесетте години на нашия век. След Леонид († 1841 г.) старци били споменатите Макарий († 1860 г.) и Амвросий, починал неотдавна (през 1891 г.). Св. Паладий Еленополски – преподобен, епископ на Еленополис във Витиния, автор на «Лавсаик. Животопис на светите отци» – един от най-важните писмени паметници и исторически документи за общохристиянското и особено за монашеското благочестие през IV-V век. Извън речника: Св. Паладий Еленополски. «Лавсаик» .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К римскому праву, которым я собственно и занимаюсь в моем исследовании, указанный литературный обзор или очерк имеет весьма близкое отношение. Во-первых, справедливо сказано, что где дело идет о научном наблюдении какого-либо отношения или явления, существовавшего и у римлян, и у других народов, там только один ответ может быть правильным, и, напротив, было бы неправильно утверждать, что римские юридические лица имели иную природу, чем юридические лица германского или русского права. Во-вторых, все позднейшие конструкции и определения юридических лиц, появлявшиеся после римлян, хотя и рассчитывавшиеся не на римскую, а на ново-европейскую жизнь, обыкновенно опирались и опираются на места из источников римского права, способствуя вместе и правильному уразумению римских взглядов, так как, благодаря исторической перспективе, римские юридические лица представляются нам в более широком освещении. Во всяком случае, как это было выражено мною и в предисловии к первому изданию, изложение какого-либо другого положительного права, кроме римского, не входило в круг задач предлагаемого исследования. Н. С. Важнейшие литературные пособия Литературными пособиями при составлении этой работы служили: Affolter, Die rechtliche Natur der offenen Handelsgesellschaften (Archiv für bürgerliches Recht, B. V, 1891). Arndts, Lehrbuch der Pandekten, 1883, §§ 41 – 47. Baron, Die gesammtrechtsverhältnisse im römischen Recht, 1864. Béchard, Droit municipal dans l " antiquité, 1860. Becker, Zweckvermögen und Actiengesellschaften (Goldschmidt " s Zeitschrift für das gesammte Handelsrecht, B. IV). – Zur Lehre vom Rechtssubjekt. Genuss und Verfügung, Zwecksatzungen, Zweckvermögen und juristische Personen (Jahrbücher für die Dogmatik des heutigen römischen und deutschen Privatrechts, B. XII). – System des heutigen Pandektenrechts, 1886, §§ 59 – 69. Bernatzik, Kritische Studien über den Begriff der juristischen Personen und über die juristische Persönlichkeit der Behörden insbesondere (archiv für öffentliches Recht, B.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

84 История и библиография легенды даны у Liebrecht " а, u. engl. Litteratur. 1862. II. 314 ff. и Zottenberg. Notice sur le livre de Barlaam etIoasaph Paris1886. Cp. Krumbacher Gesch. der vyzant. Litteratur.München.1891, 466–469, и Macdonald.The Story of В. а. и. Calcutta, 1895. 86 S-ta Caterina da Siena.Lettere.Firenze.1860. II, 184 sgg.Lett. 99: «истинные слуги Божии, видя, что мир не имеет ничего общаго со Христом, всячески стараются преисполнятся к миру отвращением и ненавистию... Хорошо совсем покинуть эту мрачную жизнь, совсемоторваться от нея... иметьотвращение к миру и ко всем делам его» р. 185, 186, не забывая, однако, «милосердия к ближнему ради Бога, ибо это есть пламень, очищающий душу». 187 88 О размерах благотворительной деятельности современного католического монашества в Германии можно получить некоторое понятие по книге Brandts " а. Die katholischen Wohlthätigkeits Anstalten und Vereinesowie das katholisch-sociale Uereinswesen, insbesondere in der Erzdiöcese Köln. 1895. ДляАвстриисм. многотомноеиздание Das sociale Wirken der katholischen Kirche in Oesterreich, hrsg. v. Prof. M. Schindler. Cp. отчеты католических конгрессов. 89 Это сказалось особенно ярко в отношениях к собственности и к бедности. 33-я гл. Устава св. Бенедикта строго воспрещает личную собственность у иноков как «непотребнейшую из страстей» (Иноческие Уставы. М. 1892, 623); по статутам нарбоннских бенедектинцев, утвержденным Григорием IX в 1226 г., монах, оставивший после себя какую-либо собственность, должен был быть схоронен не на кладбище, а на месте вывоза нечистот («insterquilinio subterretur»). D " Achéry. Spicilegium. I, 709; всякое имущество у монаха, кроме пищи и простейшей одежды, св. Бернард (Epist.II) называет «грабежом и святотатством». Когда друг Григория VII Дамиан задумал реформу иночества, он потребовал от монахов отказа от всякой собственности, «от отвратительнаго грха собственности», как выражается: Дамиан Opusc. XXIV, contra, Clericosregularesproprietarios (Ор. III, 212uKpism.V, 9) и призыв его нашел отклик и сочувствие. В том же духе провел реформу в своем монашеском орден св. Бернард. В сектантских кругах те же резкие протесты против имущества видим у вальденцев, так называемых «Лионских бедняков». Завершением этой аскетической тенденции является экстатическая проповедь нищеты св. Францизском Ассизским, воспретившим в своем устав братьям – миноритам брать деньги или недвижимость под каким бы то ни было предлогом и каким бы то ни было способом. IRegula, cap.8. Francisci Assisiatis Opera omnia.Coloniae 1849, 56–57. IIRegulacap. 4, р. 76; сар. 6, р. 77. Ср. его же Правила для монахинь ордена св. Клары, сар. 8, р. 88. Также Collationes monasticae. V. de saneta раирегтате,и 09. Ср. францисканскую аллегорию XIII века. LeMisticheNozzediS. FrancescoedellaMadonnaPovertà, edite, daS. MinocchiFirenze, 1901. Св. Доминик также положил правило бедности в основу устава своего монашеского ордена. Vita S. Dominici в Acta Sanct. August.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

В 1850 г. работу на территории совр. Н. начала Американская баптистская миссия, созданная Южной баптистской конвенцией. Ее представитель Томас Дж. Боуэн вместе со своими чернокожими помощниками из юж. штатов США создал миссионерские общины в Иджайе и Огбомошо. Чернокожие миссионеры лучше находили общий язык с коренным населением и были менее подвержены малярии и проч. заболеваниям. Однако при каждой баптист. миссии находился белый суперинтендант. В сер. XIX в. в Гвинейском зал. возобновили работу католич. миссионеры (из Об-ва африканских миссий, созданного Парижским об-вом заграничных миссий специально для проповеди в Африке). Деятельность католич. миссионеров распространялась в регионе к западу от р. Нигер до р. Вольта среди переселившихся сюда бывш. рабов. В 1860 г. был основан апостолический викариат Дагомея. Постепенно создавались католич. миссии в Лагосе, Абеокуте, Ибадане и Ойо. В 1885 г. монахи Конгрегации Св. Духа приступили к работе среди народа игбо в Восточной Н. В 1887 г. пресвитерианин Самуэл Александр Билл из Сев. Ирландии отправился в Н. для проповеди среди народа ибено. На берегах р. Ква-Ибо он основал миссию, которая в 1891 г. стала независимой орг-цией. В 1893 г. пресвитерианские проповедники Ролланд Бингем, Уолтер Гауанс и Томас Кент начали проповедь в Северной Н. В 1904 г. Суданская объединенная миссия соединилась с Суданской внутренней миссией для проведения миссионерской работы в регионах Адамава, Бенуэ и Борну. Мн. миссионеры не могли приспособиться к африкан. климату и умирали от тропических болезней. Языковой барьер преодолевался с помощью переводчиков из местных племен и благодаря изучению миссионерами африканских языков. С кон. XIX в. африканцы, получившие христ. образование, становились проповедниками и помогали в управлении общинами, в организации образовательных и медицинских учреждений. С кон. XIX в. в Н. в миссионерских церквах коренные жители активно стремились получить доступ к управлению общинами. Мн. африканцы чувствовали себя чужими внутри иностранных миссий и организовывали протестные движения, стремясь показать, что христианство не противопоставлено африкан.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Волостной правитель Таттимбет среди казах. знати. Фотография. 1862 г. Волостной правитель Таттимбет среди казах. знати. Фотография. 1862 г. Казах. земли, находившиеся под властью России, в 1-й пол. XIX в. постоянно подвергались грабительским набегам кокандцев и хивинцев. С целью защиты от них были построены укрепленные линии на реках Сырдарья, Иргиз и Тургай. Важную роль в усилении позиций России в степи сыграло взятие в 1853 г. кокандской крепости Ак-Мечеть (Перовск, ныне Кызылорда), ставшей в дальнейшем опорным пунктом при продвижении российских войск на юг. В 1846 г. часть территории Семиречья до р. Или, где жили казахи Старшего жуза, была включена в состав Российского государства. После основания в 1854 г. Заилийского укрепления (Верное (ныне Алматы)) возросло число казаков и рус. крестьян, переселявшихся из Зап. Сибири в Семиречье. Усилению влияния России на территории Старшего жуза пыталось противостоять Кокандское ханство. После разгрома кокандских войск в 1860 г. Российская империя овладела всей территорией Семиречья. Присоединение казахских земель к Российской империи завершилось в 60-х гг. XIX в. Царские власти провели реформу адм. управления краем. Жузовая структура формально прекратила существование. В 1867 г. были созданы Семиреченская и Сырдарьинская области в составе Туркестанского генерал-губернаторства, в 1868 г.- Уральская и Тургайская области в составе Оренбургского генерал-губернаторства, Акмолинская и Семипалатинская области в составе Западно-Сибирского (позднее Степного) генерал-губернаторства. Области делились на уезды, уезды - на волости, волости - на аулы (100-200 кибиток). Вся земля объявлялась гос. собственностью. Права родоплеменной знати и мусульм. духовных кругов были заметно ограничены. По Степному положению 1891 г. в областях учреждались суды, действовавшие по общероссийским законам, и суды биев, руководствовавшиеся нормами адата. Со 2-й пол. XIX в. хозяйство К. начало активно втягиваться в структуры всероссийского рынка. Важную роль играла земледельческая деятельность русских переселенцев. На территории К. развивались городские центры (Верный, Семипалатинск). Большое значение для развития хозяйства К. имело строительство Транссибирской магистрали, а также Оренбургско-Ташкентской железной дороги (1901-1905). В нач. XX в. определенное развитие получила добывающая промышленность, в частности нефтяная (в Зап. К.). Среди казах. кочевников сохранялось натуральное хозяйство, преобладали родоплеменные обычаи и традиции.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Мерчисон , сэр Родерик Импей (1792–1871) — автор многих основополагающих работ в области геологии, в том числе исследования геологической природы России. С 1852 г. директор Королевской Горной школы. Грегори , сэр Ричард Арман (1864–1952) — английский астроном, редактор научно-популярного журнала «Нейчур» («Природа») с 1919 по 1939 г., автор книги «Религия в науке и цивилизации» (1940) и ряда других. В ноябре 1947 г. предпринял первую попытку основать Уэллсовское общество, но она не нашла поддержки. Против основания этого общества возражала Ребекка Уэст (см. примеч. 17 к гл. III/В файле — комментарий — прим. верст. /). Рёскин Джон (1819–1900) — английский художественный критик и социолог, идеолог прерафаэлитов и борец за новое искусство в целом («Современные живописцы», в пяти томах, 1834–1860). Ратовал за возрождение ручного труда как способа проявления творческого потенциала личности ремесленника. Профессор Оксфордского университета. Моррис Уильям (1834–1896) — английский поэт, писатель, член Демократической федерации (с 1883 г.), организатор Социалистической лиги (1884), знаменитый дизайнер, создавший свой стиль мебели и оформления книги, основатель фабрики, где применялся только ручной труд; переводчик на английский язык «Энеиды» (1875) и «Одиссеи» (1887), автор утопии «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891) (несколько переводов на русский язык, начиная с 1906 г.). Уэбб Сидней Джеймс, барон Пасфилд (1859–1947) — английский экономист, социалист и государственный деятель. Один из основателей Фабианского общества, автор книги «Социализм в Англии» (1890). Совместно со своей женой Беатрисой (1858–1943) написал ряд книг по истории рабочего движения в Англии. Был министром торговли в первом лейбористском правительстве (1924 г.), а во втором (1929–1931 гг.) — министром колоний и доминионов. Профессор им же основанной Лондонской экономической школы. Совместно с Беатрисой Уэбб написал книгу «Индустриальная демократия» (1897). В России эта книга была издана под названием «Теория и практика английского тредюнионизма» (1900–1901) и вызвала резко отрицательную оценку со стороны Ленина. Первый том был переведен В. И. Лениным, второй том был им отредактирован. Ленин называл Уэббов «тупыми хвалителями английского мещанства», а также «социалистическими лидерами, подло предавшими социализм». Тем не менее отношение Уэббов к Советской России всегда было крайне благожелательным. После поездки в Советский Союз (1932 г.) они издали книгу «Советский коммунизм — новая цивилизация» (1935, четыре издания за десять лет), во время Второй мировой войны — книгу «Правда о Советской России» (1942). Наряду с Шоу Уэббы всегда оставались самыми влиятельными фабианцами.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Так, в 1884 г. Синод признал, что большая часть брошюр, изданных учрежденным в 1876 г. «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения» вредны по своему направлению и противны христианскому православному учению, посему циркулярным указом, предписал всем Духовно-Цензурным Комитетам не разрешать на будущее время печатания упомянутых брошюр, а все другие издания сего Общества, даяже те, кои по своему содержанию и направлению окажутся несомнительными, допускать к печатанию и новому изданию только с особого на то разрешения Синода 468 . Общества же; оказывающие действительную помощь Церкви в религиозном просвещении народа, для расширения своей деятельности нередко получали субсидию от правительства: так, в 1892 г. июня 18-го Высочайше повелено отпускать «Обществу для распространения в России книг Св. Писания» (учрежденному в 1869 г.) ежегодное, начиная с 1 янв. 1892 г., пособие из Государственного Казначейства в размере 1,800 руб. в год 469 . Некоторые из вышеупомянутых Обществ поставили своею специальной задачей содействие делу церковной миссии, таковы: Общество восстановления православия на Кавказе (открытое в 1860 г. июня 9-го) и Московское Миссионерское Общество (откр. в 1865 г.). Последняя – третья редакция Устава «Общества возстановления православия на Кавказе» Высочайше утверждена в 1885 г. 10 февр.–9 марта 470 . Цель сего Общества – восстановление православного христианства между горскими племенами Кавказа (§1). Ближайшее руководство Обществом вверено Экзарху Грузии, в качестве его председателя, а высший надзор – принадлежит Синоду. В то же время Общество состоит под покровительством Вел. Княгини Ольги Феодоровны (§2–3), а с 29 июня 1891 г. – Государыни Императрицы 471 . В члены Общества поступают лица православного исповедания, обоего пола и всех состояний, причем число членов не ограничено (§8 – по закону 12 июня 1893 г.). Все члены Общества разделяются на четыре разряда: члены почетные (ежегодный взнос 250 руб. или единовременный 2500 руб.), члены действительные (150 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010