К последнему он вообще никогда никакого отношения не имел. (Ср. его заметки о Блаватской.( Блаватская Елена Петровна (1831–1891) – русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Северной Африке, Малой Азии, Северной и Южной Америке, Индии и Китаю. В 1859 г. возвратилась в Россию и с 1860 г. устраивала спиритические сеансы. Уехав в 1873 г. в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму. Приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 г. уехала в Индию, где с 1878 г. обосновалось Теософическое общество. В 1884 г. вернулась в Европу, где был предан гласности ряд писем Блаватской, из которых явствовало, что многочисленные ее «феномены» были обманом. Главные сочинения Блаватской: «Разоблаченная Исида» (1877), «Тайная доктрина» (т. 1–3, 1888–1897). 445 Имеется в виду немецкая протестантская теология, предпринявшая достаточно радикальное научно-историческое исследование Библии. В особенности известна тюбингенская школа – направление протестантской теологии, которое развивалось в университете г. Тюбинген. 1-й период ее развития пришелся на конец XVIII в. (Г. К. Шторр); в 1830 г. возникла так называемая новая тюбингенская школа, основанная Ф. К. Бауром, которая сыграла значительную роль в анализе текста Библии. Особое значение имели работы Д. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Ж. Э. Ренана. 446 Religionsgeschichtliche Volksbücher. Herausgegeben von Fr. Michael Schiele – Marburg. I. Reihe. 1. Heft. Die Quellen des Lebens Jesu von Professor D. Paul Wernle – Basel. Halle. 1904. Vorwort. 449 Мы усиленно подчеркиваем это ограниченное значение философской пропедевтики, ибо научить религии, т. е. известного рода переживаниям и соответственному строю души, не может никакая философия, так же как никакая теоретическая эстетика не сделает человека поэтом и не научит глухого чувствовать красоту симфонии Бетховена. Религиозное чувство дано нам прежде всяких размышлений о нем, и в ком оно слабо, его не разогреет философия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

141 Николай Алексеевич Осокин, бывший студент Казанского университета, в 1867 году был утвержден в звании приват-доцента (представив в качестве диссертации изданную в 1863 году в «Ученых записках Казанского университета» работу «Савонарола и Флоренция») и прочел в Казанском университете свой первый курс по истории XIII века. 142 «Марта, или Ричмондский рынок» – опера Ф. фон Флотова; «Травиата» – опера Дж. Верди; «Фауст» – опера Ш. Гуно. 143 Сводный курс лекций профессора Московского и Петербургского университетов П.Г. Редкина под названием «Лекции по истории философии права в связи с историей философии вообще» в семи томах вышел в Петербурге в 1889 году. Остальные семь томов из-за смерти автора не были изданы. 144 Имеется в виду кн.: Андреевский И.Е. Русское государственное право (Введение и ч. 1). СПб., 1866. 145 Константину Петровичу Победоносцеву , состоявшему профессором Московского университета по кафедре гражданского права (1860–1865), принадлежит четырехтомный «Курс гражданского права» (СПб., 1868; переиздан с дополнениями в 1873–1875). 146 Докторская диссертация «Первоначальный славяно-русский Номоканон» была защищена А.С. Павловы м в 1869 году, тогда же издана в Ученых записках Казанского университета и удостоена Уваровской премии (у Смоленского ошибочно – Демидовской). 147 16 апреля 1861 года на казанском Куртинском кладбище студентами университета и Духовной академии была устроена панихида по крестьянам, взбунтовавшимся после объявления манифеста 19 февраля 1861 года (об освобождении крестьян) и расстрелянным в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Наименование «Щаповской» панихида получила в связи с участием в ней известного профессора университета, историка А.П. Щапова : он произнес в кладбищенской церкви речь, за которую подвергся высылке. О влиянии Щапова на казанское студенчество историк П.В. Знаменский писал: «Каждая лекция Щапова, которую он хоть сколько-нибудь успевал обработать, дышала поэзией и жизнью и давала или яркое освещение целой группе исторических фактов, или поэтически рисовала какой-нибудь исторический тип. Он был тенденциозен, имел множество недостатков и допускал пропасть научных ошибок, но студенты слушали его с увлечением и прощали ему все ради того только, что он давал им общие руководительные идеи и образцы, которыми с известными ограничениями и корректурами они могли воспользоваться в собственных работах по истории, расшевеливал их историческую мысль и своей искренней восторженностью возбуждал в них одушевленный исторический интерес и любовь к своей науке» (Знаменский П.В. История Казанской духовной академии. Вып. 3. Казань, 1891–1892. С. 243–244).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1900 году А. Юрьевский перевёл сочинение «Против несториан» по тексту рукописи, опубликованной в 1891 году А.И. Пападопуло-Керамевсом 123 . Уже в наше время студент ПСТБИ Б. Барчунов в качестве дипломной работы заново перевёл это сочинение, но уже с учётом рукописи, открытой Д. Коцца-Луци 124 . Перевод слова «О Мелхиседеке» был выполнен в 1850-е – 1860-е годы неизвестным автором, но так и остался в рукописи 125 . Наш перевод, выполненный заново по критическому тексту Sources Chrétiennes, помещён в Приложении 2. Таким образом, творения преп. Марка были распространены в Церкви не позднее чем с VI века. Их читали на греческом, сирийском, арабском, грузинском и славянском языках. На них, как на авторитетный источник, ссылались многие из святых отцов. В Новое время они привлекли к себе внимание в Западной Европе, как среди католиков, так и среди протестантов, и неоднократно переиздавались. Исключением стало сочинение «Против несториан», которое, не имея широкого распространения в древности, в Новое время стало известным только с конца XIX века. Сочинение «О Мелхиседеке» в древности пользовалось большим распространением, но позднее также было забыто, и было опубликование лишь в XVIII веке. Это единственное творение преподобного, которое ни разу не издавалось на русском языке, что и послужило основанием для его размещения в качестве приложения в данной диссертации. Глава 2. Обзор творений преподобного Марка 2.1 «О законе духовном» Сочинение «О законе духовном» (Περ νμου πνευματικο) 126 присутствует почти во всех списках творений преп. Марка, причём приблизительно в половине дошедших до нас древних рукописей оно стоит на первом месте. Авторство сочинения в настоящее время сомнений не вызывает 127 . Рассматриваемое творение по форме представляет собой сборник коротких высказываний, чаще не связанных между собой по смыслу. Нумерация глав в разных рукописях разная. Как замечает Ж.-М. Дюран, наиболее древние рукописи не дают никаких намёков на наличие первоначальной нумерации глав, выполненной самим преп. Марком 128 . В самой древней из известных рукописей Add. 12175 (на сирийском языке), датируемой 533–534 годами, нумерация отсутствует, а высказывания отделены друг от друга крестиками. По нумерации А. Галланди, повторённой в патрологии Миня, текст разбит на 201 главу. Это же деление содержится в тексте, приведённом в серии «Sources Chrétiennes». В греческом «Добротолюбии», как и во всех русских переводах, слово разбито на 200 глав. Такое же деление приводится в новогреческом переводе. В нашей работе приведена нумерация, содержащаяся в серии «Sources Chrétiennes», как в лучшем на сегодняшний день издании греческого текста 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Позднейшими исследователями были выдвинуты предположения о некоторых других возможных старорусских прототипах отдельных персонажей „Карамазовых“. В Зосиме различными учеными отмечались черты, допускающие сближение с Тихоном Задонским, упомянутым выше оптинским старцем Амвросием (1812–1891), старцем-пустынножителем, сыном смоленского воеводы, Зосимой-Захарием Тобольским (1767–1835), жизнь и деяния которого описаны в его „Житии“ (1860), и рядом других духовных лиц. Указывалось на полемическое, пародийное переосмысление Достоевским в биографии Ракитина ряда деталей биографии Г. 3. Елисеева и Г. Е. Благосветлова, на возможное отражение в характере этого „семинариста-нигилиста“ психологических черт М. В. Родевича — сотрудника „Времени“ и воспитателя пасынка Достоевского П. А. Исаева. В Катерине Ивановне можно усмотреть некоторые черты сходства с первой женой писателя — М. Д. Исаевой. Наконец, близкое совпадение фамилий делает вероятным, что одним из прототипов г-жи Хохлаковой могла быть корреспондентка Достоевского, автор воспоминаний о нем писательница Л. X. Симонова-Хохрякова. Вскоре после выхода романа читатели и критика стали проводить параллель между фигурой Великого инквизитора и К. П. Победоносцевым. Такое сопоставление, которое делают также Г. И. Чулков и А. Зегерс, вряд ли входило в намерения Достоевского; тем не менее, если оценивать роман в более широкой исторической перспективе, едва ли его можно признать случайным. Более подробные сведения о прототипах различных персонажей см.: XV, 456–457. Свои наблюдения и впечатления от русской жизни Достоевский на всем протяжении творческой истории „Братьев Карамазовых“ пополнял чужими рассказами и впечатлениями. Стремясь широко и разносторонне запечатлеть в романе переходную эпоху жизни России 1870-х годов, посвящая отдельные его части описанию монастыря, уездного торгового города, жизни и настроениям гимназистов, судебному следствию и пореформенному суду, романист в процессе писания (что особенно характерно для работы именно над „Карамазовыми“ и отличает процесс работы над этим произведением от процесса создания других романов) настойчиво обращается к знатокам и специалистам, консультируясь с ними по конкретным вопросам, связанным с деталями каждой изображаемой им сферы тогдашнего русского быта. В письме 1878 г. к педагогу В. В. Михайлову романист просил поделиться с ним своими наблюдениями над подрастающим поколением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют «верой». Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с «верой», а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же «Катехизис сабба-тиан», сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. «Восход». 1884. 6). В нем значится, что «мир существует только для верующих» (то есть для них самих) и что «не составляет преступления в глазах Бога – убить верующего, разоблачившего тайны своего учения». Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно не блещет этикой (Хасидизм – учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал «Зо-гар», по которому и гадал. Его учение – обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт «цадиков», праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. «Восход», 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. «Они, – говорит их обличитель Яков Эмден, – разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии» (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. «Восход». 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860–1941) -еврейский историк. Главный труд- «Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени». В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. «О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе» (С. Дубнов. История хасидского раскола. «Восход». 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что «между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков» (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Но греческие рукописи, которых в ней ныне действительно нет ни одной, были в ней и в XVII в., и в XVIII в. и в текущем столетии до 60-х годов. Нам предстоит проследить их судьбу, чтобы решить, насколько верно, предположение некоторых, что здесь, в этой библиотеке, были некогда рукописи, взятые из царской библиотеки. Истории Типографской библиотеки в 1859–1860 годах были посвящены статьи А. Б. Викторовым и П. А. Бессоновым, взгляды которых по многим вопросам ее истории были совершенно противоположны. Трезвый взгляд в данном случае был высказан А. Е Викторовым, статьи которого основывались на исторических фактах и документах, тогда как П. А. Бессонов дал полную волю своей фантазии и высказал массу предположений, опиравшихся на полетах его широкой фантазии 224 . Вышедшие после этой полемики труды В. Е. Румянцева вместе с найденными им книгами архива Печатного двора XVII в. окончательно решают вопросы по истории Типографской библиотеки в XVI-XVII вв., относительно которых был спор, и решают в пользу А. Е. Викторова 225 . Но существование на Московском Печатном дворе еще в XVI веке греческих и вообще иноязычных рукописей – едва ли думал признавать и сам г. Бессонов. Русские рукописи, по его мнению, непременно должны были быть на Печатном дворе – как необходимое пособие для производившихся на нем работ. Как известно, до середины XVII века книги, выходившие с Московского Печатного двора, печатались исключительно по русским рукописям и у нас до сего времени и не заходило даже речи о сличении их с греческими. Греческие рукописи, следов. совсем не нужны были ни в XVI в., ни в начале XVII-ro, и, следовательно, в пользу нахождения их на Московском Печатном дворе в XVI в. нельзя привести и того соображения, которое г. Бессонов высказывает по отношению к русским рукописям. А что греческих рукописей действительно не было здесь даже в первой половине XVII века, об этом положительно свидетельствует дошедшая до нас весьма любопытная опись Московского Печатного двора, произведенная в 1649 году 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Еще одним очагом распространения оккультной практики использования наркотиков в Европе и США стало основанное в 1875 г. в Нью-Йорке «Теософское общество». Основателями его были известная авантюристка Елена Петровна Блаватская (1831-1891) и полковник Генри Олкотт. Общество имело свои отделения в Париже и Адьяре (рядом с г. Мадрас, Индия). В книгах и лекциях Блаватской, журналах, издаваемых обществом, пропагандировалась «древняя мудрость Востока» современного разлива, оккультная, медиумическая практика, в том числе и с использованием наркотиков. В своей книге «Разоблаченная Изида» Блаватская пишет: «Растения обладают мистическими свойствами в огромной степени… секреты вызывания видений экстрактами растений потеряны для европейской науки, за исклю-чением разве что гашиша и опиума» (30). Самой Блаватской, а затем ее преемникам — Анни Безант и Чарльзу Ледбиттеру, эти секреты были открыты. В основанной ими школе оккультного воспитания в Адьяре юным воспитанникам и воспитанницам давали различные наркотические напитки и делали втирания летучих мазей для развития сверхчувствительности и способностей к медиумическим контактам (31). Тем временем, продолжаются открытия и изобре-тения в области применения наркотических средств. В 1853 г. врач из Эдинбурга Александр Буд изобретает иглы для подкожных инъекций. Это крайне важное для современной медицины изобретение дает новую форму наркомании, еще более опасную и мощную по оказываемому воздействию (7, с. 21.). В 1859 – 1860 годах Альберт Ниманн выделяет из листьев коки алкалоид кокаин, который вскоре начинает широко рекламироваться как замечательное тонизирующее средство. В качестве такового он используется в 1886 году для создания кока-колы. Также предлагается использовать его как обезболивающее средство и даже как средство для борьбы с морфинизмом. Восторженно рекомендовал его упо-требление для «духовной пользы» как «чудодейственное лекарство», особенно в периоды депрессий, отец психоанализа Зигмунд Фрейд. «Малые дозы этого лекарства вознесли меня на вершину.

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-osnov...

По Высочайше утверждённому штату 1865 года профессору богословия, остававшемуся вместе и настоятелем Дерптской Успенской церкви, назначено было 2.400 руб. в год жалованья, подобно ординарным профессорам университета, и сверх этого наравне с университетским пастором 500 руб. в год за исправление церковных треб. По должности настоятеля означенной церкви он получал ещё 1.500 руб. жалованья в год при казённой квартире. В августе 1891 года занимавший кафедру богословия профессор протоиерей Образцов обратился к Рижскому епархиальному начальству с прошением об увольнении его от должности настоятеля Дерптской Успенской церкви по болезни и об оставлении при одной должности профессора в Дерптском университете. Прошение это было уважено и с этого времени эти две должности, соединённые в течение 57 лет, были отделены одна от другой. Назначенный в 1892 году после протоиерея Образцова профессором богословия в Дерптском университете протоиерей А.С. Царевский был только причислен к Дерптской Успенской церкви сверх штата. В 1893 году к жалованью профессора православного богословия, по представлению университетского начальства, прибавлено 600 руб. в год за чтение лекций на русском языке и жалованье его, таким образом, сравнено с жалованьем ординарных профессоров прочих российских университетов. Кроме того, до 1893 года, со времени введения в Дерптском университете системы гонорарного вознаграждения, и профессор православного богословия получал с каждого православного студента гонорар за чтение лекций наравне с прочими профессорами, на основании вышеупомянутых Высочайших повелений 1850 и 1860 гг. и 56 § Высочайше утверждённого устава Дерптского университета, по коему «плата за слушание лекций составляет неотъемлемую собственность преподавателей по принадлежности». В 1893 году выдача этого гонорара была прекращена университетским начальством на основании § 28 правил для студентов Юрьевского университета, утверждённых г. министром народного просвещения 12 января 1893 года. Возникший при этом материальный ущерб профессора богословия не был, однако исправлен способом, указанным в циркуляре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сужект — соединение слов: сюжет и субъект. 255 Бинамид — вместо: динамит. 256 Цивильные — штатские, невоенные. 257 Патлатый — косматый. 258 Геральдический козерог — горный козел, изображаемый на гербах. 259 …«счастья он не ищет и не от счастия бежит» — не совсем точная цитата из стихотворения Лермонтова «Парус». 260 …цвета гаванна — табачного цвета. 261 Allegro udiratto. — «Udiratto» — соединение итальянского «moderato» с русским «удирать». Allegro moderato — название умеренно быстрого темпа в музыке. 262 Шульер — вместо: шулер. 263 …посадили его в подводную тюрьму, а он из-под воды ушел. — Ср. «Некуда», кн. II, гл. 20 (наст. изд., т. 2, стр. 426–427). 264 …в поверхностную комиссию графу Лорис-Меликову. — Граф Лорис-Меликов, Михаил Тариелович (1825–1888) — генерал и видный администратор либерального направления. В 1880 году — главный начальник Верховной распорядительной комиссии, в 1880–1881 годах — министр внутренних дел. «Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» была организована для борьбы с террористами, ей были временно подчинены все органы политической полиции. 265 …мушкетного пороху…— Мушкет — старинное тяжелое ружье крупного калибра. 266 «Православное воображение» — вместо «Православное обозрение» (религиозный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1891 год). 267 Черняев, Михаил Григорьевич (1828–1898) — генерал, участник завоевания Средней Азии. Под его командованием был взят в 1865 году Ташкент. В 1876 году — главнокомандующий сербской армией в войне с Турцией. 268 …чтобы он болгарам от Кокорева пятьсот рублей отвез…— Кокорев, Василий Александрович (1817–1889) — купец и промышленник, миллионер, разбогатевший на торговле водкой, либеральный публицист и оратор. Борьба болгар против турок за национальную независимость вызывала большое сочувствие в русском обществе. Кокорев в 1876 году послал восставшим болгарам через генерала Черняева пятьсот рублей. 269 Светиль — соединение слов: фитиль и светить. 270

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Н. Н. Глубоковского в самом широком и высоком ученом масштабе. Необходимо в заключение упомянуть еще о повременных «духовных» изданиях, каких было в России весьма достаточно, не считая местных церковных органов (выходивших обыкновенно в каждой епархии под названием «Епархиальных ведомостей»). Наиболее солидными и влиятельными были четыре академические журнала: при Петроградской Духовной Академии «Христианское чтение» (с 1821 года, а в 1875–1913 годах вместе с еженедельным журналом «Церковный вестник»); при Московской «Прибавления к Творениям св. Отцов» (1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891 гг.), преобразованные (с 1892 года) в «Богословский вестник»; при Киевской (вместо первоначально издававшегося при ней с пасхи 1837 года еженедельника «Воскресное чтение») – «Труды Киевской Духовной Академии» (с 1860 года); при Казанской – «Православный собеседник» (с мая 1855 года); сюда же можно отнести издававшийся в Харькове при Духовной Семинарии журнал «Вера и разум» (с 1884 года). Мы почти совсем не касались этой необъятной литературы, но содержание ее разнообразно и богато, как можно судить и потому, что за отсутствием в России организованного богословского издательства, столь благотворно избавляющего на Западе всех авторов от всяких хлопот по выпуску и распространению книг, много капитальных работ (например, даже богословских диссертаций на ученые степени магистра и доктора) первоначально печатались именно на страницах духовных журналов и потом выходили отдельными оттисками. Заканчивая свой очерк, мы можем теперь убедительно для всех констатировать, что русское богословие представляет величину слишком сложную и весьма разветвленную. И если оно, не будучи каким-либо механическим конгломератом, образует стройный организм, то в нем должны быть свои внутренние силы, сообщающие ему типическую индивидуальность. И вот с этой стороны наиболее характерны две главнейшие его особенности. Православие непоколебимо и эссенциально исповедует, что христианство есть жизнь, а не простая доктрина, и, следовательно, всякие теоретические учения бывают в нем лишь вторичными, отражая и рационализируя реальные жизненные явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010