– Ах ты собака! Ты почему не ответил, когда я спрашивал, можно ли пройти вброд? Черт меня побери, если я не научу тебя, как надо обходиться с чужестранцами! С этими словами юноша подбросил палку и, перехватив ее посередине, угрожающе завертел ею в воздухе. Этот прием назывался moulinet, потому что вертящаяся палка напоминала вращение крыльев ветряной мельницы. Услышав эту угрозу, противник юноши, в свою очередь, схватился за меч: он, видно, был из тех, кто предпочитает действия разговорам. Но тут подоспел старший незнакомец; он приказал ему остановиться и, обратившись к молодому шотландцу, стал упрекать его за безрассудную поспешность, с которой тот бросился в воду, и за горячность, с какой он, не разобрав дела, накинулся на человека, спешившего ему на помощь. Выслушав это замечание от человека пожилого и по виду вполне почтенного, юноша сейчас же опустил свое оружие и ответил, что очень жалеет, если был к ним несправедлив; но и они, по его мнению, были не правы, заставив его рисковать жизнью, ни словом не предупредив об опасности. А такой поступок недостоин ни честных людей, ни добрых христиан, ни тем более уважаемых горожан, какими они кажутся. – Ну, сынок, – сказал старший незнакомец, – по твоей внешности и выговору я догадываюсь, что ты чужестранец, и, право, ты и сам мог бы сообразить, что нам не так-то легко тебя понимать, хоть ты и бойко болтаешь на чужом языке. – Ладно, отец, – ответил юноша. – Поверьте, мне это купание нипочем, и я охотно извиню вам, что вы были отчасти его причиной, если вы укажете местечко, где я мог бы обсушиться, потому что на мне единственное мое платье и мне хотелось бы сохранить его в приличном виде. – За кого же ты нас принимаешь, мой друг? – спросил старший незнакомец вместо ответа. – За зажиточных горожан, разумеется. За кого же еще? – ответил шотландец. – Или нет, постойте!.. Вы, сударь, должно быть, меняла или хлебный торговец, а ваш товарищ – барышник или мясник. – Не в бровь, а прямо в глаз, – заметил с улыбкой пожилой незнакомец. – Что правда, то правда! Я действительно по мере сил занимаюсь денежными делами; да и про моего товарища ты угадал: он по профессии и впрямь сродни мяснику. Оба мы рады тебе услужить, но только скажи нам, кто ты, куда и за каким делом идешь. Нынче ведь по дорогам рыщет много всяких бродяг, и пеших, и конных, у которых нет ни совести, ни страха господня.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

4 . Тихомиров Сергей ... – активный черносотенец, непосредственно принимавший участие [в сопротивлении изъятию церковных ценностей]... подбивавший к тому же и толпу... 5 . Заозерский Александр, ... обнаруживал в своей деятельности, ...и на самом суде наибольшую из всех сознательность и непримиримость ... является идеологом ... духовенства. При исключении из списка 11 осужденных к высшей мере наказания остальных 6-ти лиц комиссия 43 руководствовалась исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого ко всем 11-ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства. Политбюро утвердило предложение Троцкого – расстрелять. Приговоренным не сразу было объявлено, что смертный приговор утвержден, но сердце о. Василия (Соколова – С. Г.) уже предчувствовало исход. Всю ночь после их заседания он не спал, уснул только утром. И потянулись один за другим дни в камере смертников – от приговора до мученической кончины. Из тюрьмы он написал своим кровным и духовным детям несколько проникновенных писем». Приговор «церковникам» (от 8 мая 1922 года) на первом процессе по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей 44 (сводная таблица) Приговорены к расстрелу 5 человек [сначала – все 11 человек] 45 1 . Заозерский Ал-др Ник. 42 л. 46 Свящ. ц-ви Параскевы Пятницы в Охотном ряду. 2 . Добролюбов Ал-др Фед. 58 л. 47 Свящ. ц-ви Николы Явленного на Арбате. 3 . Надеждин Христофор Алексеев. 56 л. Свящ. ц-ви Иоанна Воина на Якиманке. 4 . Вишняков Вас. Павл. 56 л. Свящ. ц-ви Воскресения близ Сретенки. 5 . Орлов Анат. Петр. 43 л. 48 Свящ. ц-ви Казанской иконы Божией Матери на Калужской пл. 6 . Фрязинов Серг. Ив. 42 л. Свящ. ц-ви Параскевы Пятницы на Пятницкой ул. 7 . Соколов Вас. Ив.(=Ал-др.) 46 л. Свящ. ц-ви Николы Явленного на Арбате. 8 . Телегин Макарий Ник. 46 л. Иеромонах из Бузулукского уезда Самарской губ. 9 . Тихомиров Серг. Фед. 57 л. Москвич, мясник по профессии. 10 . Роханов Мих. Ник. 43 г. Гр-н Витебской губ. 11 . Брусилова Варв. Ив. 22 г. 49 ЯШосквичка, безработная, дворянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Алляций справедливо замечает, что патриарх Кирилл Лукарис происходил от незнатных и бедных родителей: 115 Отец его был простой ремесленник, мать занималась валянием сукон; дядя – брат отца был мясник. 116 Судя по такому происхождению и состоянию родителей Константина, естественно допустить, что родители мало заботились об его образовании. 117 Лишь только мальчик несколько подрос, родители отдали его на служение одному рыбаку. Чрез занятие рыбною ловлею он скоро познакомился с мореходцами и перешел на службу к одному матросу. С ним он плавал на корабле в Родос, Триполи и Александрию. 118 В Александрии в это время был патриархом Мелетий Пига, родом кандиец и даже родственник Константина Лукариса. 119 Патриарх узнал этого мальчика и, сколько по родственному чувству, столько и потому, что Лукарис имел приятную и умную физиономию и обнаруживал прекрасные способности души, – с радостью принял его к себе. С этого времени патриарх Мелетий сделался исключительным воспитателем будущего Кирилла Лукариса. Так как Мелетий имел решительное влияние на все духовное направление и целую жизнь Кирилла: то мы предварительно должны поближе познакомиться с ним самим. Мелетий Пига родился в Кандии от знатных родителей. Первоначальное образование он получил в своем отечестве; потом для дальнейшего образования отправился в Венецию, чтобы там заняться изучением грамматики, риторики и др. первоначальных наук; оттуда он перешел в Падую, где изучал богословие, философию и слушал медицинские лекции. Из Падуи Мелетий возвратился в Крит с достаточным запасом сведений, и поступил в знаменитый греческий монастырь в Кандии. 120 Как образованный муж и знаменитый проповедник в главном городе, он скоро возвысился над всеми монахами. В монастыре он открыл при себе школу древне-греческого языка, которая доставила ему хорошую рекомендацию и приобрела славное имя. Когда, таким образом, Мелетий прославился в своем отечестве и в своем монастыре, настоятель этого монастыря, епископ Сильвестр избран был в патриарха александрийского, а Мелетий, как вполне достойный, занял его место (1574).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Монахи собрали монастырский собор, созвали бояр, дворян, дьяков, находившихся в Троицкой Сергиевой лавре и посоветовавшись, послали под Москву к князю Трубецкому и ко всему войску пеших монастырских людей с порохом и пулями, укрепляя в грамотах надеждою на скорую помощь войском. Когда же запасы пороха и пуль монастырем были розданы, Авраамий распорядился вынуть заряды из находившихся в монастыре орудий и послал их к войску. В это же время в монастыре в архимандричьей келье сидели «писцы борзые». Они писали грамоты, в которых архимандрит Дионисий и келарь Авраамий увещевали «сразиться с врагами Московского государства, и до конца постоять за веру и отечество». В грамотах говорилось между прочим: «Московское государство выжгли, людей высекли, бесчисленную христианскую кровь пролили, святые Божьи церкви и образа разорили и поругали, а твердого адаманта святейшего патриарха Гермогена с престола бесчестно низринули и в тесное заключение заперли». Грамоты эти были разосланы в Ярославль, во Владимир, во все замосковные, поморские и понизовые города. Троицкая Сергиевская лавра, сама недавно освободившаяся от шестнадцатимесячной томительной осады, сделалась главным убежищем для разоренных, бесприютных, больных и раненых, искавших спасения от поляков и казаков, свирепствовавших в подмосковной области. Архимандрит и братия с любовью ухаживали за несчастными, и не жалели средств для их прокормления. В соседних монастырских слободах и селах были построены странноприимные дома. Монастырские люди посылались подбирать по дорогам и лесам больных и мертвых. Печальный вид представляли эти раненые и умиравшие. У одного из спины вырезаны ремни, у другого отрублены руки и ноги, у третьего содрана с головы кожа с волосами. В то же время обитель вела постоянные сношения с ополчением, стоявшим под Москвою. Келарь Авраамий и другие старцы ездили к войску, говорили ратным людям поучения, укрепляли их веру, увещевая мужественно стоять против врагов. Разосланные грамоты от обители св. Троицы получались в городах, и читались с умилением. Особенно сильно подействовала одна из таких грамот, полученная в Нижнем Новгороде в октябре 1611 года. На воеводский двор собрались нижегородские власти: воеводы Алябьев и Репнин, дьяк Семенка с приказными людьми, Печерский архимандрит Феодосий, Спасского собора протопоп Савва с клиром, стряпчие Биркин и Юдин, дворяне, головы и старосты. В числе старост был Козьма Захарович Минин-Сухорук «говядарь» (мясник, a скорее торговец скотом, но ратное дело ему знакомо было, он уже служил в ополчении Алябьева и Репнина). Минин сказал: «Прикажите прочитать грамоту в соборе, а там как Бог даст»:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обороте: «К сей скаске Аврам Крохоняткин вместо сестры своей девицы Евдокеи по ея веленью руку приложил». е) «Лета 7200 (1692)-го году месяца Ианнуария против двадесять четвертого числа на память преподобные матери нашея Ксении Римлянины приходил ко гробам князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии града Ярославля Ильинъсково приходу Иван Михайлов сын Попов з женою своею Парасковьею зубною болезнию, и во сне ей глас был: что де ты, милая, маешься, пойди к Петру и Павлу к чюдотворцам, да помолебствуй, и три свечки отнеси, будет де тебе легчи: и по том гласе молебствовала, и исцеление получила». На обороте: «Ивашко Михайлов к сей скаске руку приложил». ж) «7200 (1692) году месяца Генвуария 25 числа приходил ко гробом князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии Богословского приходу Харлампей Хрисантиев сын мясник, ногами болен, и персть с водою з гробов их пил, а проходил о клюках, и исцеление получил». На обороте: «К сей скаске Зиновейко Львов вместо Харлампия Хрисантьева сына мясника по ево веленью руку приложил». з) «7200 (1692) года месяца Геннуария 28 числа приходила ко гробом князя Михайла, княгини Ксени, княгини Настаси зубною «болезнию того жь града Ярославля Духовного приходу вдовица ЕвгенииГригорьева дочь, молебствовала и персть с водою пила, и исцеление получила». На обороте: «К сей скаске Васса Кондратьев сын Свешников вместо вдовицы Евгении Григорьевы дочери по ее велению руку приложил». и) «7200 (1692) года месяца Ианурия 31-го числа приходила града Ярославля Вла(сь)евского приходу Ксения Васильева дочь Василья Алексиева жена Великосельца, кликущею скорбию одержима, и молебствовала на волоком берегу того же града Ярославля над гробами благоверного князя Михаила, и княгини Ксении, и княгинии Настасии, и персть с водою пила, исцеление получила». На обороте: «К сей скаске Ивашко Никитин сын вместо Ксении Васильевские жены Великосельца по ее веленью руку приложил». i) «7200 (1692) года Февраля 11 числа во иступлени ума был града Ярославля Воздвиженского приходу Афонасей Матфеев сын Желутьков и прибежал с образом Пресвятые Богородицы Владимирские в киоте к гробом благоверного князя Михайла, и благоверной княгини Ксени, и благоверной княгини Настасии, и персть з гробов их пил, и после тово благоверным мне убогому глас их был невидимо, и явление свое всем православным християном велели сказывать, и я потом над гробами их благоверных молебствовал, и воду святил, и воду на гроб их ставил, и от того часа исцеление получил».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Искажаясь, жизнь прежде всего исказила сознание человека, и внутреннее его убожество не могло не коснуться и внешнего облика божьего создания. ...И более всего изощрений было в той части человеческого существа, где царило и царить не перестало насилие, угнетение, бесправие, рабство,— в военной среде. Во что только ни рядилось чванливое воинство, какие причудливые покрывала оно на себя и на солдата, вчерашнего крестьянина-лапотника, ни пялило, чтоб только выщелк был, чтоб только убийца, мясник, братоистребитель выглядел красиво, или, как современники-словотворцы глаголят,— достойно, а спесивые вельможи— респектабельно. Да-да, слово «достойно», «достоинство», «честь»— самые распространённые, самые эксплуатируемые среди военных, допрежь всего самых оголтелых— советских и немецких,— тут военные молодцы ничего уже, никаких слов, никакого фанфаронства не стеснялись, потому как никто не перечил. Оскудение ума и быта не могло не привести и привело, наконец, к упрощению человеческой морали, к бытованию   романа В.П.Астафьева цитируется но изданию: Астафьев Виктор. Прокляты и убиты. Книга первая, «Роман-газета», 1994. 3; Книга вторая. «Роман-газета», 1995.   Даже возведённого в ранг народного героя Суворова не щадит критическая мысль писателя. Майор Зарубин, мнение которого как бы обосновывается его нравственной высотою, говорит без пиетета: «Во всех мемуарах, почти все полководцы заявляют, что они прожили честную жизнь. Взять моего тёзку, Александра Васильевича. Истаскал за собою по Европе, извёл тучи русских мужиков, в Альпах их морозил, в чужих реках топил, в оренбургских степях пугачёвский мужицкий мятеж в крови утопил и— герой на все времена... Русские вдовы и сироты до сих пор рукоплещут, Россия поклоняется светлой памяти полководца и надевает цепи на музыкантов, шлёт под пули поэтов».   Не справедливо. Суворов не по своей воле в Европе и Альпах воевал. И всегда сохранение людей своей первейшей обязанностью почитал. Что до Пугачёва, то сперва вспомнить надо, сколько он крови пролил. Пушкина о том почитать хотя бы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Не от хорошей жизни византийцы оснащали свои вооруженные силы всевозможными техническими новшествами и видами оружия, наиболее известным из которых стал изобретенный в VII веке «греческий огонь», который принес ромеям не одну победу. Армия империи сохраняла свой боевой дух до второй половины XII века, пока не уступила место иностранным наемникам. Казна теперь тратила меньше, однако риск перехода ее в руки врага неизмеримо возрос. Вспомним классическое выражение одного из признанных знатоков вопроса – Наполеона Бонапарта: тот народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. С этого времени империя и стала зависеть от западных «друзей», которые тут же и показали ей, почем дружба.   Самодержавие как познанная необходимость Святые Константин и Елена Обстоятельства византийской жизни укрепляли осознанную потребность в самодержавной власти императора (василевса ромеев). Но от его личности, характера, способностей зависело слишком многое. Именно поэтому в империи сложилась гибкая система передачи верховной власти. В конкретных обстоятельствах власть могла передаваться не только сыну, но и племяннику, зятю, шурину, мужу, усыновленному преемнику, даже собственному отцу или матери. Передача власти закреплялась решением Сената и армии, народным одобрением, церковным венчанием (с X века была введена заимствованная на Западе практика императорского миропомазания). В результате императорские династии редко переживали свой столетний юбилей, только наиболее талантливой – Македонской – династии удалось продержаться почти два века – с 867 по 1056 годы. На престоле мог оказаться и человек низкого происхождения, выдвинувшийся благодаря тем или иным талантам (например, мясник из Дакии Лев Макелла, простолюдин из Далмации и дядя Великого Юстиниана Юстин I или сын армянского крестьянина Василий Македонянин – основатель той самой Македонской династии). Крайне развитой была традиция соправительства (соправители сидели на византийском троне в целом около двухсот лет). Власть надо было крепко держать в руках: за всю византийскую историю произошло около сорока успешных государственных переворотов, обычно они заканчивались гибелью поверженного властителя или удалением его в монастырь.

http://pravoslavie.ru/1207.html

Юлиан называл так христиан в противоположность Эллинам или образованным, оставляя это название только за идолопоклонниками. Он препоручил первосвященнику Галатию заботиться, чтобы жрецы идольские соблюдали те же правила, как и священники христианские. Убеждал его, в особенности устроить гостеприимные дома для бедных и для странников, какие устроены у христиан. «Стыдно для нас, говорил он, видеть, что среди Евреев нет ни одного нищего и что нечестивые Галилеяне питают не только своих неимущих, но и наших. Таким образом, по-видимому, мы совершенно оставляем своих... Не потерпим же, чтобы другие упражнялись в подобных добродетелях, предоставляя нам стыд за наше равнодушие». Юлиан, желая внушить чувства христианские идолопоклонникам, мечтал о невозможном. Любовь есть качество христианское, под её то влиянием, в новейшие времена, развилось столько человеколюбивых учреждений, существующих только со времени Христианства. Мир подчинился влиянию Христианства, и не редко, даже бессознательно, как бы в противоречие Церквам, утратившим смысл христианский. Юлиан очень хорошо понимал, что Церковь развилась и укоренилась в обществе преимущественно посредством любви. Ему хотелось учредить язычество, основанное на любви, но это было превыше сил его, и эти то усилия в пользу идолопоклонства делали его только смешным, даже в глазах высшего языческого общества, религия которого состояла только в равнодушии и презрении ко всякой религии. Во время пребывания своего в Антиохии Юлиан был предметом, глупых шуток и самых жестоких, непрестанных насмешек. Смеялись над его нечесаной бородой, над малым ростом, над безобразием и над языческой набожностью. «Вот медведь, говорили, видя его… Это человек-обезьяна, потому что у него широкие плеча и коротенькие ножки.... Как он шагает Ему кажется, что в нем девять локтей, рост Титанов, о которых говорил Гомер – Вот он приготовляет жертву; нет, – это просто мясник режущий скотину. Он режет так, что не удивительно отчего мясо стало так дорого. Жаль, что не стрижет он бороды, из неё бы вышли снасти корабельные.»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Когда в повести Гарина-Михайловского мать отчитывает сына, бросившего камень в мясника, мальчик оправдывает себя тем, что мясник мог бы вывести его за руку, а не за ухо! Но мать парирует: «Зачем ставишь себя в такое положение, что тебя могут взять за ухо?» Параллель между тонкой сентенцией Карамзина и нравоучением для Темы выглядит; несерьезно, но в основе этих столь далеких друг от друга рассуждений лежит близкое по типу мироощущение. Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, «честного слова». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться – и выполнял обещание. В этой обстановке повышенной требовательности и – одновременно – подчеркнутого доверия воспитывались и дворянские дети. П. К. Мартьянов в своей книге «Дела и люди века» рассказывает, что адмирал И. Ф. Крузенштерн, директор морского корпуса в начале 1840х годов, прощал воспитаннику любое прегрешение, если тот являлся с повинной. Однажды кадет признался в действительно серьезном проступке, и его батальонный командир настаивал на наказании. Но Крузенштерн был неумолим: «Я дал слово, что наказания не будет, и слово мое сдержу! Я доложу моему государю, что я слово дал! Пусть взыскивает с меня! А вы уж оставьте, я вас прошу!» Характерный случай рассказывает в своих воспоминаниях Екатерина Мещерская. (Напомним, что она описывает быт аристократов 10х годов XX века.) Маленькая Катя, отчего-то невзлюбив князя Николая Барклая де Толли, красавца и дамского кумира, сочинила весьма обидный для него стишок и незаметно подсунула листок со своим произведением в салфетку столового прибора князя. Подозрение пало на князя Горчакова, и в воздухе запахло дуэлью. К счастью, старший брат Кати узнал почерк сестры и привел ее в офицерскую комнату объясняться.

http://azbyka.ru/deti/muraveva-o-s-kak-v...

252 О том, что обретение мощей совершилось по благодати, свт. Амвросий рассказывает в письме сестре (epist. 77. 1), когда он, сам того не ведая, изрёк пророчество об обретении мощей мучеников и вскоре обрёл их (ср.: uita А. 12). Блж. Августин сообщает, что местонахождение мучеников было явлено святителю в видении (см.: conf. 9. 7. 16). 253 Вопрос риторический и отчасти иронический задаётся в связи с теми сомнениями и насмешками, которые звучали со стороны ариан. 254 Ср. в письме к Марцеллине, – о проявлении одержимости некой женщины при обретении мощей мучеников (epist. 77. 2). То, что в гимне употреблено слово в мужском роде – sanatus, возможно, связано со стремлением избежать зияния или перебоя ритма, мужской род можно понимать как обобщение. 256 Ср.: epist. 77. 17, где исцелённый назван lanius ministerio (lanius – «мясник», или же «тот, кто закалает жертвенное животное»), В гимне род занятий этого человека характеризуется более официально и возвышенно. 257 Формулировка сообщения имени торжественна; ср.: Лк.1:27 ; см.: ехр. Luc. 2. 1. Имя исцелённого слепого свт. Амвросий сообщает в письме к сестре (epist. 77. 17). Ср. у Павлина Медиоланского: uita А. 14. 2. Там же сообщается, что на момент написания жития этот человек был ещё жив и служил при той же базилике мучеников. См. у блж. Августина: conf. 9. 7. 16; serm. 286. 5. 4. 259 Ср.: expl. ps. 36, 39. В соответствии со значением глагола refulgere речь может идти не только об обретении зрения, но и об обретении веры после явления Бога. 262 Ср.: Откр.12:3, 7 . См.: exp. Luc. 4. 61. Однако spira, с одной стороны, «изгиб», с другой, – «воинский отряд». Не исключено, что подразумеваются оба смысла, если учитывать, что змеи в позднеимперскую эпоху изображались на военных знамёнах (ср. у Пруденция, perist. 1. 35; ср. также у Аммиана Марцеллина, res gest. 16. 10. 2). 265 Об аутентичности гимна ведутся споры (см.: Hymnes. Р. 585592). Возможно, об этом гимне Эннодий говорил, что свт. Амвросий dixit triumphos martyrum (carm. 1. 15. 14); о том, что святитель написал похвалу мученикам, говорится также в письме блж. Августина (epist. 29). Прямую атрибуцию свт. Амвросию можно встретить у Беды Достопочтенного (metr. 21). Однако по структуре этот гимн отличается от обычных четырёхчастных композиций свт. Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010