После присоединения в 1783 г. к России Крымского ханства, в 90-х гг. XVIII в., шло заселение нижнего левобережья Днепра, к-рое сопровождалось строительством здесь правосл. храмов. В 1790 г. кнг. Вяземская построила в с. Н. Рогачик каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. Каменная Покровская ц. в с. Каховка в 1791 г. «заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским. Вместе с церковью... обселена и слобода Каховка на Таврической степи, противу Берислава, близ речки Конской». В 1792 г. в с. Каиры часовня Вознесения Господня «обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев подольских». В 1796 г. построена каменная Георгиевская ц. в с. Князе-Григоровка ( Гавриил (Розанов). Историко-хронологическое описание. 1848. С. 62-64). В 1799 г. появился молитвенный дом в Б. Лепетихе. Новый каменный Покровский храм, возведенный на месте обветшавшего, был освящен в Каховке в 1861 г. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. на правобережье Днепра в пределах совр. Н. и Г. е. были возведены храмы: каменный Николаевский в с. Николаевка (с 1821 Ново-Воронцовка) (1795), каменный Николаевский в с. Б. Александровка (1805, в 1829 заложено новое здание), Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Ивановке (1807), каменный Адриано-Наталиевский в Заградовке (1810), Вознесенский в Золотой Балке (1827), каменный Михайловский в М. Александровке (1829), каменный Михайловский в Архангельском (1830), каменный Успенский в Бериславе (1835), молитвенный дом в Качкаровке (1829, в 40-х гг. XIX в. возведена каменная Покровская ц., в 1909-1919 построен новый Покровский храм неподалеку от старого). На левом берегу Днепра в тот же период построены: Преображенская ц. (1798) и Николаевский молитвенный дом (1813) в М. Лепетихе, церкви Димитриевская (1802) и Корсунской иконы Божией Матери в Корсунском мон-ре (1803), Николаевская в Б. Лепетихе (1807), каменная Григорьевская в Князе-Григоровке (1810), каменная Преображенская в Каирах и деревянная Михайловская в Рубановке (1811), Преображенская (1811) и Покровская (1820) в Горностаевке, Николаевская каменная в Н. Рогачике (1815), Николаевская в В. Рогачике (1820, с 1810 действовал молитвенный дом, в 1878 построена каменная Николаевская ц.), Николаевская в Н. Серогозах (1821), Варваринская в Агайманах (1826), каменная Казанская в Заводовке (1827), Успенская в Усть-Азовском (ныне Геническ) (1828, в 1855 сгорела при обстреле города англо-франц. эскадрой, вскоре выстроена в камне), каменная Михайловская в М. Лепетихе (1829), каменная Троицкая в Любимовке (1831).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Рябушки. Церковь Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1886. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, село Рябушки Координаты: 50.552029, 34.614578 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рябушки или в Рябушки, выходить на остановке " Рябушки " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне.  Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 г. в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему, и движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 г. прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским. Первым священником в ней был Афанасий Яковлев, рукоположенный Преосвященным Самуилом в 1771 г. 4 декабря. Он по освящении церкви, в течении целого года, ни одного дня не опустил без служения: так говорят старожилы. На место его поступил священник Стефан Лаврентиев Чижевский, который в 1785 г. на пожертвования прихожан купил серебряную вызлощенную отличной работы гробницу, в 1000 р. ас. В товарищи ему, когда приход распространился, в 1789 г. рукоположен Матфей Дмитриев, который собственно от себя в 1810 г., по случаю жестокой болезни сыновей своих, пожертвовал в церковь Казанскую икону Божьей Матери в серебряной и вызлощенной ризе ценою в 190 руб. ассигнациями. После смерти священника Стефана Чижевского поступил священник Михаил Залесский, который в 1810 г. переведен в г. Лебедин, а на место его Преосвященным Христофором, в 1810 г. рукоположен Лука Степанов Чижевский, который бывши еще в Коллегиуме, был регентом архиерейской певческой; почему и во время прохождения должности священника, в часы свободные от занятий по церкви и приходу, занимался вокальною музыкою. Он положил на ноты в четыре голоса канон в девяти песнях на праздник воскресения Христова, со святыми упокой, милость мира, Тебе поем, херувимскую песнь, Отче наш и другие, которые долго употреблялись в харьковской архиерейской певческой. С 1826 г. по 1830 год, в котором он умер, состоял в должности благочинного и в 1826 г. награжден был синоданою скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=60209

Иоасаф Заболотский , – 1776–1777 г., из проповедников Московской академии, 6 дек. 1777 г. переведен в Петербургскую епархию, в Сергиеву пустынь 89 . Иосиф – произведен из учителей Московской академии (6 янв. 1778 г.; 3 нояб. 1781 г. переведен в Перемыш. Лютиков монастырь 90 . Амвросий, префект Московской Славяно-Греко-Латинской академии. Назначенный настоятелем Крестовоздвиженского монастыря в ноябре 1781 г. он, оставаясь префектом, жил в академии, а непосредственный надзор за монастырем имел казначей, которому игумен уплачивал за это по 50 руб. в год из своего оклада 91 . Ириней Клементьевский – переведен в сент. 1782 г, из Николаевского Перервинского мон. 9 дек. 1783 г. переведен в Знаменский мон. Гедеон (Григорий Замыцкий – Ильин тож) – 9 дек. 1783 г. переведен из Николаевского Перервинского мон.; в 1785 г. переведен в Казанский Спасо-Преображенский мон 92 . Архимандриты: Сергий – игумен, из экономов Троицкой Сергиевой лавры, определен 8 нояб. 1785 г. С 1798 года архимандрит, в 1801 г. уволен. Нафанаил, – 1802–1810 г. Умер 18 июля 1810 г. в Крестовоздвиженском мон. 93 Геннадий Шумов – переведен в 1810 г. из Знаменского мон. Умер 21 окт. 1811 г. Парфений Чертков , сын Московского диакона, (Павел Васильевич) род. 10 авг. 1782 г. По окончании курса в Славяно-Греко-Латинской академии, состоял при ней учителем. В архимандрита произведен 17 дек. 1811 г. и сделан префектом академии. В 1813 г. переведен в Знаменский мон.; 12 августа 1814 г. перев. в Лужнецкий мон. и сделан ректором Вифанской семинарии; 21 сент. 1817 г. перев. в Заиконоспасский мон. и ректор Московск. семинарии; 17-го июня 1819 г. перев. в Донской мон. и член Московской Синод. Конторы; 1821 г. епископ Владимирский, с 25 дек. 1833 г. архиепископ, с 25 февр. 1850 г. – Ворожеский, † 5 авг. 1853 года 94 . 2 Степ. Кн. М. 1775 г. ч. II, ст. 17. В Крестовоздвиженском храме не имеется никакого вещественного памятника пожара 1547 года, нет даже иконы блаженного Василия. 3 В конце XVIII столетия на стене нижней церкви была утверждена медная доска со следующей надписью: «создание храма сего, надобно думать, воспоследовало тогда, как Божиим попущением, по слезному предъявлению Василия блаженного, в сей обители учинился пожар, в самом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня храме, бывшем тогда еще деревянным. А сие случилось при Царе Иоанне Васильевиче Грозном 1547 года, от коего пожара Кремль, Китай и все Занеглинье погорело. Храм сей Успения Пресв. Богородицы обновлен штуками и живописью и намощением нового пола при игумене Гедеоне 1785 года». Ист. Рос. Иерар. ч. III, стр. 537–576.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Причт для обеих церквей: 3 священника и 3 псаломщика. Содержание: от казны 382 р. 22 к. и от прихожан 2800 р. и 120 дес. Земли. Живут в церковных домах; только 1 священник живет в общественном доме и 1 псаломщик – в собственном. Приход – одно селение. Прихожане все – малороссы, переселившиеся сюда в 1810 г. из полтавской губернии. В 1810 г. их было только 965+910=1875, а в 1883 г. их считалось при обеих церквах 4740+4575=9315. Дух. 20+14. – Кроме того, в приходе есть небольшое число евреев. Главное занятие – земледелие. Земля очень удобна, но ее не удобряют. Больше всего сеют здесь рожь и ячмень. На полях растут арбузы (кавуны), дыни, тыква, огурцы (огирки) и пр. 25. Поповка – при истоке р. Берды. Местность эту начали населять еще с 1805 г. выходцы из села Поповки, черниговской губернии. Оттого и новое свое поселение они назвали Поповкою. Церковь , каменная, с такою же колокольнею, построена прихожанами и освящена 9 декабря 1817 г. во славу Пресвятой Троицы. Метрические, исповедные и обыскные книги хранятся в церкви с 1810 г. С января 1870 г. при церкви – приходское попечительство. Причт: 2 священника и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 2100 р. и 117 д. земли. Живут: 1 священник и 1 псаломщик в собственных домах, 1 священник в церковном доме и 1 псаломщик получает из церковных сумм квартирное пособие. Приход – селение Поповка, растянутое в длину на 16 верст, и два хутора (небольшие деревни) Дубовик и Свистун. Все прихожане – малороссы. Их 2797+2615=5412. Дух. 11+11. – Занятие – хлебопашество и отчасти скотоводство. 26. Николаевка – на границе таврической и екатеринославской губерний, при речках – Берде, отделяющей поименованные губернии одну от другой, и Берестовой, впадающей в Берду. Местность эта, на которой некогда был ногайский аул Эрден-Бурна или Куцая Бердянка, гориста и имеет много балок и ручейков. Некоторые горы содержат в себе медь, графит, особого рода глину и антрацит. Первые жители Николаевки, переселившиеся сюда в 1800 г. из полтавской и частью из черниговской губернии, жили скученно. Но в Бозе почивший Император Александр I, посетивший проездом эту местность, приказал, чтобы николаевцы расселились по берегам рек и занимались земледелием, – и слово царское не замедлило исполниться. Николаевцы получили большие земельные наделы и усадьбы, – и село растянулось на 7 верст и даже более: оно походит на группу хуторов, имеет в своем владении 19944 дес. земли и разделено на две половины, и притом так, что каждая половина, при общем сельском и волостном управлении, имеет отдельный надел земли для крестьян и для духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

е. не продаются ли эти свечи частными торговцами в розницу, счетом, или же, хотя и гуртом, но в таких лавках, где кроме воска и разных восковых свеч находятся и другие предметы. При этом необходимо различать собственно церковные свечи от других восковых, которые могут быть продаваемы в одной и той же лавке с церковными, как указывается в самом ВЫСОЧАЙШЕ утвержденном 28 Августа 1806 г. докладе Комиссии духовных училищ. Церквам предоставлена привилегия на церковные свечи, употребляемые, вследствие установившегося церковного обычая, в церквах, и доход с них предназначен в пользу церкви на содержание духовных учебных заведений; на восковые же свечи, идущие на разные другие надобности в общежитии, означенная привилегия не распространяется. Поэтому, каждом отдельном случае продажа восковых свеч, необходимо исследование, какие именно свечи продавались. (П. 5 Цирк.Ман. Фин. Казен. Пал. 8 Марта 1878 г. Ц. В. 1879 г. 11.) Где по донесению церковного старосты, или иным образом откроется и обличится подложная продажа церковных свеч, там действием наблюдающих за правильностью торговли учреждений и лиц, при содействии полиции, все найденное количество церковных свеч немедленно конфисковать и отослать в церковь того прихода, где подлог будет учинен, и сверх того в тоже время взыскать с виновного в пеню вдвое против того, что свечи стоят, и отослать в церковь того же прихода; во второй же раз, по надлежащей конфискации и взыскания, отсылать виновных к суду по законам. Свечи конфискованные и деньги взысканные причисляются к доходам церковным и вносятся старостами в книги их особой статьей. (П. 11. Выс. утв. 28 Августа 1808. доклад.) Примечание. При несомненности в данном случае нарушения существующих о свечной торговле правил, лица, имеющие наблюдение за торговлей, обязаны задерживать оказавшиеся в лавке неправильно продаваемые церковные свечи и, по составлении протокола, установленным Положением о пошлинах за право торговли порядком 249 , представлять его в Казенную Палату, которая и определяет согласно правилам ВЫСОЧАЙШЕГО повеления 28 Августа 1808 г. надлежащее взыскание с виновного. (П. 5 Цирк. Мин. Фин. Каз. Пал. 8 Марта 1878. Ц. В. 1879 г. 11.) 4 О продаже венчиков и листов разрешительной.молитвы, возлагаемых на умерших По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 18 Марта 1810 г. докладу бывшей Комиссии духовных училищ постановлено: Печатание венчиков и листов, содержащих разрешительную молитву во всех их видах, должно быть производимо в одних только Синодальных типографиях. Продажа венчиков и листов, содержащих разрешительную молитву, предоставляется единственно в пользу церкви и имеет быть не иначе, как при церквах производима, и Продажа венчиков и листов, содержащих разрешительную молитву в домах и лавках, в городах и уездах запрещается. (18 Марта 1810 г. П. С. 3. 24159. Указ. Синод.12 Июня 1810 г. с первонач. прав. по этому предмету. Указ.31 Декабря 1844 г. с послед. прав. по тому же предмету. Указ.14 Августа по тому же предмету.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

893 Epist., lib. iv, Ep. 30. Григорий рассказывает здесь, что некие греческие монахи прибыли в Рим, чтобы выкопать останки рядом с церковью святого Павла и, как они сами признались, продать их на Востоке в качестве святых реликвий (confessi sunt, quod ilia ossa ad Graeciam essent tamquam Sanctorum reliquias portaturi). 902 Epist. xxii. Sorori suae, Op. ii, pp. 874–878. Также см.: Павлин, Vit. Ambros., p. iv.; Павлин из Нолы, Ер. xii ad Severum; Августин, в разных местах (см. ниже). 903 Клерик, Мосгейм и Исаак Тейлор (vol. ii, p. 242 ff.) без колебаний обвиняют святого Амвросия, автора Те Deum, в обмане. Последний, однако, старается спасти репутацию Амвросия, проводя различие между личными качествами и духом времени. «Амвросий, – утверждает он (ii, 270), – занимает высокое место среди отцов церкви; он обладал силой характера и достоинством, а также живым умом и вызывал уважение; но, хваля этого человека как личность, мы осуждаем систему, что могла так извратить благородный ум и побудить такого возвышенного человека сыграть роль, которую с отвращением отвергли бы языческие философы». 904 «Invenimus mirae magnitudinis viros duos, ut prisca aetas ferebat, ossa omnia integra, sanguinis plurimum!» Действительно ли Амвросий верил, что в I веке (prisca aetas) люди были выше, чем его современники в IV веке? Особенно абсурдны сведения о большом количестве свежей крови, которая тогда считалась средством от всех болезней по всему христианскому миру. Согласно римскому преданию, кровь многих святых, таких как Януарий из Неаполя, каждый год вновь становится жидкой. Тейлор полагает, что чудесно исцеленный Север, мясник по профессии, имел к этой крови некоторое отношение. 909 Он ясно рассказывает об этом в четырех местах: Confess., ix. 7; De Civit Dei, xxii, 8; Serm. 286 in Natali MM. Protasii et Gervasii; Retract., i, 13, §7. 910 Serm. 317, 318 de Martyr. Steph. И. Тейлор (l. с, ii, pp. 316–350) тщательно исследовал легенду об останках первого мученика и пришел к выводу, что она также основана на благочестивом обмане, хотя Августин в нее искренне верил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Наследие советских времен: каждый сидит на распределении каких-то ресурсов, с того и кормится. Гаишнику писатель подарит интересную книжку, мясник – сочную вырезку, а священник преподаст отеческое благословение, и все поедут спокойно дальше. Всё, вроде бы, знакомо, вот только в Церкви, привыкли мы повторять, нет у нас ничего своего, кроме грехов, а есть только Божье. И дается оно не по чинам, не по достоинствам, не за деньги, а по благодати, даром. Но очень хочется приватизировать, очень хочется начать распределять! Это можно… но тогда наша «церковь» перестает быть невестой Христовой, а становится ровно тем, чем ее давно хотят видеть враги: организацией по обмену денег и привилегий на слова о чем-то высоком. Да, священник питается от алтаря, как писал апостол Павел, но одно дело питаться, а другое – ощущать себя распределителем питания для всех окружающих. Апостол Павел много писал о том, что Церковь – единое тело, и есть в нем части более и менее почетные, но всё это должно служить не разделению а, напротив, гармонии. Пользуясь этой метафорой, он показывает, что логика Церкви противоположна мирским табелям о рангах «которые (члены) нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения» (2 Коринфянам 12:23). «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (от Мф. 5:20 ), – говорил Господь о самых привелигированных и уважаемых людях того времени; будь в то время мигалки, колесницы видных книжников и фарисеев наверняка были бы ими оснащены. Он не сказал: «если не будут даны вам те же привилегии, что и им». Обратим внимание: праведность если и распределяется кем-то, то непосредственно Богом, и не так, чтобы у одной категории ее было в два раза больше, чем у другой. Здесь праведность понимается как что-то такое, что растет внутри самого человека, что никак не зависит от внешних сословных показателей. Они, напротив, могут застить человеку глаза, заставляя его забыть о сути. А вообще, приватизация разделительной полосы – очень емкий и характерный образ. Да, в любом обществе есть свои классы и группы, и коммунисты, отменив сословные привелегии, тут же ввели другие. В Церкви это особенно заметно: клирики не равны мирянам по своим правам и обязанностям, епископы не равны священникам, так было и будет всегда. Кстати, книжники и фарисеи не были во времена евангельские равны мытарям и рыбакам. Но горе тому, предупреждает нас Евангелие, кто приватизирует это разделение, кто начинает использовать его для собственного удобства, почета или дохода. И горе тому обществу, видим мы на собственном примере, кто смиряется с этой приватизацией.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Интересен факт, что в Мологском крае нет прославленных святых, за исключением погибшего в битве у реки Сити великого князя Георгия Всеволодовича да взятого в плен молодого его племянника, ростовского князя Василько, да и те, строго говоря, к мологской земле имеют отношение только в связи с исторической битвой. Все мологские подвижники – а они были, начиная от какого-то отшельника, в далекие времена спасавшегося на Свято-озере, что находилось в за кладбищенском лесу недалеко от города Мологи – это озеро и получило свое название от безвестного святого, питавшегося только рыбой из него – и кончая мологским юродивым Лешинькой Клюкиным, о котором память сохранил только отец Павел, а молился этот Лешинька так, что столп света стоял от земли до неба – так вот, все мологские подвижники остались неведомы миру. Это те самые, о которых поется в церкви в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, когда поминаются все русские святые «ведомые и неведомые»... Молога – край неведомых святых. Да и что такое та ушедшая от нас Русь , которую и доселе зовут Святой? Разве святость ее только в именах великих подвижников, а не в той соборной народной святости, где даже имен нет? – Думаю, у отца Павла святость в генах была, – сказал мне как-то в разговоре один старый священник. – Такое не рождается ниоткуда. Помню, спросил его: «Отец Павел, кто у вас в роду святой?» Он ответил немедля: «Тятя». Александр Иванович Груздев, с малых лет отданный в люди, на заработки, получил специальность мясника в лавке небогатого мологского купца Иевлева и всю жизнь трудился не покладая рук. «Что же это за святость такая?» – возможно, удивится иной читатель. Но этот мясник-работяга, иногда крепко выпивающий, но ни разу в жизни не забывший перекрестить лба – ни на раннюю зарю, ни на сон грядущий; вынесший на своих плечах первую мировую и гражданскую войны, едва не погибший от голода в окружении, чудом выздоровевший от тифа, поднявший на ноги свою многодетную наголодавшуюся семью – а деток у Груздевых было двенадцать человек, шесть умерло, шесть живых осталось; выстрадавший и выстроивший своими руками дом, который своими же руками пришлось разбирать и переселяться на новое место; переживший затопление родного края, и снова войну, и голод, и репрессии, арест и заключение сына, страшную нищету, смертельную болезнь, и, наконец, почивший с миром, причастившись перед кончиной Святых Христовых Тайн – это ли не христианский канон России двадцатого столетия?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

– Нет, Оливье, я не настаиваю… то есть не очень настаиваю на добродетели, – сказал король, – но мне кажется, что мужем Изабеллы де Круа должен быть не такой всем известный отъявленный негодяй, как этот Адольф Гельдернский. Что ты скажешь, например, раз уж мне приходится придумывать самому… что ты скажешь о Гийоме де ла Марке? – По чести, ваше величество, – ответил Оливье, – я не могу пожаловаться, что вы предъявляете слишком высокие требования к нравственным качествам будущего супруга графини, если вы довольствуетесь Диким Арденнским Вепрем. Как! Де ла Марк? Да ведь это известнейший по всей границе разбойник и убийца! Сам папа отлучил его от церкви за многие злодейства! – Мы выхлопочем ему отпущение, Оливье, – сказал король, – святая церковь милосердна. – Да ведь этот человек почти вне закона, – продолжал Оливье, – он изгнан из пределов империи приговором Ратисбоннского сейма. – Мы снимем с него это запрещение, Оливье. Имперский сейм можно вразумить. – Он знатного происхождения – это верно, – продолжал Оливье, – но по манерам, по наружности да и по натуре он настоящий фламандский мясник… Нет, она никогда не согласится на этот брак. – Но, если я не ошибаюсь, при его способе сватовства у нее не будет другого выбора, – заметил Людовик. – Я вижу, что был не прав, обвиняя ваше величество в излишней щепетильности, – сказал Оливье. – Клянусь жизнью, герцог Адольф со всеми своими преступлениями – воплощенная добродетель в сравнении с де ла Марком!.. И, кроме того, как устроить его встречу с невестой? Ведь вашему величеству известно, что он не смеет показываться за пределами своего Арденнского леса. – Об этом надо подумать, – сказал король, – а первым делом надо дать понять этим дамам, что их дальнейшее пребывание при нашем дворе может повлечь за собой разрыв между Францией и Бургундией и что, не желая выдавать их нашему любезному кузену Бургундскому, мы бы хотели, чтобы они немедленно тайно удалились из наших владений. – Они потребуют, чтоб их препроводили в Англию, – сказал Оливье, – а там, глядишь, снова вернутся во Фландрию с каким-нибудь круглолицым долгогривым красавцем лордом, да еще в сопровождении тысяч трех стрелков в придачу.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Меж тем рассказ о Григорьевом видении пошел из города в город, из области в область; один город писал об этом в другой; всенародно читались грамоты об этом видении; стали являться в разных местах другие подобные видения. Так носился слух, что было какое-то важное видение во Владимире 24-го августа. Духовные поддерживали эти рассказы. К концу года, осенью 1611 года, после взаимных отписок в разных средних и поволжских городах, по приговору всей земли русской, определили: поститься три дня в неделю – в понедельник, вторник и среду ничего ни есть, ни пить, а в четверг и пятницу сухо есть. Этот обряд, совершаемый повсюду с единою для всех целию, укреплял общие побуждения русского народа. Только в Нижнем Новгороде, где меньше, чем в других местах, верили этому откровенно, всенародного сокрушения не было, а между тем из этого-то Нижнего Новгорода исходило действительное спасение русской земли. Гермоген не мог уже писать свободным словом к русскому народу. Зато свободнее и горячее произносили свою проповедь к Руси Троицкий архимандрит и его келарь Авраамий Палицын. Недаром последний хитро выбрался от поляков, теперь он пригодился для русского дела и был гораздо полезнее в русской земле, чем мог быть в плену. Они сносились со всеми областями и через проходивших к Троице людей отправляли свои воззвания. В октябре 1611 г. такая грамота Троицких властей прибыла в Нижний. Тотчас собрались нижегородские власти на воеводский двор. Тут были оба нижегородские воеводы, Алябьев и Репнин, дьяк Семейка с приказными людьми, Печерский архимандрит Феодосий, Спасского собора протопоп Савва с клиром, стряпчие Биркин и Юдин, дворяне и дети боярские, головы и старосты; в числе старост был Козьма Захарыч Минин-Сухорук; ремеслом он был «говядарь» (быть может, мясник, но скорее – торговец скотиною), но ратное дело ему было не чуждо: прежде он служил в ополчении Алябьева и Репнина. Минин сказал: «Прикажите прочитать грамоту властей животворящей Троицы в Соборе, а там как Бог даст. Мне было видение: явился св. Сергий во сне и повелел разбудить спящих». Тут стряпчий Биркин, недоброхот Минину, сказал: «Ну, не было тебе никакого видения!». Этот Биркин был человек двусмысленного поведения и служил прежде тушинскому вору. За ним водились грехи; Минин знал про них, мог обличить его, и сказал ему теперь тихо: «Молчи, а не то я тебя выявлю перед православными». Биркин принужден был прикусить язык. Видение Минина пошло за правду. Тогда была пора видений: доведенный до отчаяния народ только в них и искал надежды и утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010