После закладки собора в 1801 г., доработав проект, В. предложил расширить композицию путем создания 2-й полукруглой площади с колоннадой перед юж. фасадом собора, прямой колоннады у зап. фасада и большой полукруглой площади, ограниченной высокой оградой, перед ним (проект 1810 г., не осуществлен). За труды по созданию Казанского собора В. был награжден орденами св. Владимира 4-й степени (1810), св. Анны 2-й степени (1811) и пожизненной пенсией. В 1808-1810 гг. В. принял участие в конкурсе на сооружение Исаакиевского собора (4 проекта с вариантами масштабного однокупольного храма в стиле Казанского собора); в 1813 г.- в конкурсе на проект храма Христа Спасителя, для к-рого создал 7 вариантов. В этих проектах разрабатывались 2 основных типа здания: круглое в плане, с высоким куполом, перекрывающим все пространство храма, колонными портиками с 4 сторон; крестообразное в плане, вписанное в круг или квадрат, со скругленными углами, своеобразно трактованным 5-главием (боковые купола в виде ротонд или шатровых колоколен с главками). Проекты В. не были приняты, но повлияли на мн. церковные постройки выдающихся архитекторов (в т. ч. на проекты храма Христа Спасителя архит. А. Л. Витберга, Исаакиевского собора архит. О. Монферрана, храма Христа Спасителя архит. К. А. Тона). Среди др. работ В.- проекты пьедестала для памятника имп. Петру I перед Михайловским замком (90-е гг. XVIII в.), усадебный ансамбль в имении кн. Голицыных Городня близ Калуги (до 1808), здание Горного ин-та в С.-Петербурге (1806-1811); руководство строительными работами в Павловском дворце после пожара (1803); отделка ц. Троицы Живоначальной в доме Мин-ва имп. двора (Голицынском) на Фонтанке (1812) с использованием масонской символики; участие в перестройке и оформлении Зимнего, Мраморного, Стрельнинского дворцов, дома гр. Шереметевых на Фонтанке и мн. др. Среди графического наследия В. сохранились проекты монумента из пушек, отбитых у французов в период войны 1812-1814 гг., триумфальных ворот, городских и усадебных домов, интерьеров, парковых построек, рисунки мебели и предметов прикладного искусства.

http://pravenc.ru/text/155274.html

Во время восстания в Тулансинго в 1769 г. его предводители требовали не только казни испан. чиновников, но и передачи их полномочий священникам. В XVII в. христианство прочно утвердилось в Нов. Испании. Центральная часть страны была полностью христианизирована, но на побережье и в горные регионы на севере и юге новая религия проникала медленно, и миссии испытывали здесь значительные трудности. По-прежнему доминирующую позицию занимали нищенствующие ордены, хотя в Нов. Испании появились обители и др. католич. братств, таких как мерцедарии и кармелиты . К нач. XVIII в. был основан 351 нищенствующий мон-рь, в мон-рях подвизались 1218 францисканцев, 527 доминиканцев и 651 августинец. Церковь стала крупным землевладельцем и, получая пожертвования, превратилась в мощную экономическую силу. Территорию Нов. Испании учредили 8 диоцезов, в каждом действовали многочисленные семинарии, коллегии, госпитали и др. каритативные ин-ты. В городах процветала испан. культура. По оценочным данным, в нач. XVIII в. население Нов. Испании составляло ок. 5 млн чел., из них коренные жители - ок. 3 млн чел., испанцы и креолы - 1 млн, метисы - 1 млн чел. Поскольку единственной дозволенной религией был католицизм, все они считались католиками, хотя были в разной степени утверждены в вере. К нач. XIX в. испан. монархия потеряла поддержку среди низшего священства. Внутриполитический кризис в метрополии, усиленный вторжением Наполеона в Испанию и отречением Бурбонов от престола, а также восстания, вспыхнувшие в апр.- июле 1810 г. в ряде испан. колоний, способствовали росту национально-освободительного движения в Нов. Испании, продолжением которого стала длительная война за независимость (1810-1821). Важнейшим отличием борьбы против господства Испании в этом регионе являлось то, что на 1-м этапе ее возглавляли приходские священники: сначала М. Идальго-и-Костилья, который также был ректором колледжа Сан-Николас в г. Вальядолид; после его гибели - его ученик Х. М. Морелос-и-Павон. 16 сент. 1810 г. Идальго-и-Костилья обратился к жителям г.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

о проделанной работе, секретари духовных консисторий обязаны были посылать донесения в Синод. 13 июля 1805 г. был установлен новый порядок назначения синодальных членов: архиереи поочередно вызывались в С.-Петербург и присутствовали в Синоде до особого распоряжения об их возвращении. Само звание синодального члена сохранялось только за первоприсутствующими и теми, кому это звание пожаловал император. От Г. зависело перемещение архиереев с кафедры на кафедру, награждение их орденами. Он стал первым обер-прокурором, активно влиявшим на решение дел в Синоде. Неоднократно выражал сожаление, что высшие адм. должности в Церкви занимают монашествующие, а не представители белого духовенства. Г. ввел в состав обер-прокурорской канцелярии 2 обер-секретарей, 2 секретарей, 2 протоколистов, экзекутора, казначея, архивариуса и переводчика. Под рук. Г. проводилась реформа духовных учебных заведений (1808-1814). Он вошел в образованный 29 нояб. 1807 г. Комитет об усовершенствовании духовных уч-щ под председательством Новгородского митр. Амвросия (Подобедова) , в 1808 г. комитет был преобразован в Комиссию духовных уч-щ, к-рая подчинялась уже непосредственно обер-прокурору. В 1808 г. Г. сопровождал имп. Александра I во время встречи с франц. имп. Наполеоном I в Эрфурте. С 1810 по 1819 г. управлял придворной частью, 1 янв. 1810 г. стал членом Гос. совета, в 1812 г.- сенатором. В 1810 г. из состава Мин-ва юстиции было выделено Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, к-рое возглавил Г. Он представлял интересы неправосл. духовенства, участвовал в разрешении межконфессиональных споров, в подготовке законопроектов по статусу инославных общин в России, выступал за сближение христ. конфессий, высказывал идеи «универсального христианства». В то же время в 1815 г. по представлению Г. орден иезуитов был выслан из С.-Петербурга и Москвы, его учебные заведения были закрыты. Г. находился в доверительных отношениях с сардинским посланником в России Ж. де Местром , к-рый по предложению Г.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Анны 1 класса Кавалером; скончался в Воронеже в 1810 году, Мая 6. 64 . ИОАНН II Островский. Из Новгородского первоклассного Юрьева монастыря. В Ноябре 1798 года, наконец, Епископом был Пермской Епархии. 65 . ЕВГЕНИЙ Романов. Переведён из второклассного Борисоглебского монастыря в 1799 году, Января 13. Ныне Епископ Костромской Епархии и ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 66 . ГЕДЕОН Замыцкий. Переведён из Владимирского второклассного Царя-Константинова монастыря в 1800 году, Марта 11. Скончался в Колязине монастыре в 1808 году, Июня 7. Погребён Июня 9 в углу соборной паперти. 67 . ИОАСАФ VII Сретенский. По окончании курса наук в Тверской семинарии, образовался в Александро-Невской Академии, по пострижению в монашество в 1795 году в Тверском Архиерейском доме, проходил разные при оном послушания. В 1796 году, Мая 14, произведён в Игумена в Старицкий Успенский монастырь. В 1798 году в Архимандрита в Нилову Осташсковскую пустынь. В 1800 году переведён в Ростовский Богоявленский Аврамиев и определён Ректором Ярославской семинарии. В 1808 году, Октября 24, из Богоявленского монастыря переведён в Колязин и определён Ректором в Тверской Семинарии. В 1809 году, Декабря 4, пожалован орденом Св. Анны 2 класса. В 1810 году, Сентября 23, всемилостивейше пожалован, а Ноября 21 хиротонисан в Епископа Старо-Русского и Викария Новгородского. 68 . МИХАИЛ Бурдуков, уроженец Тобольской Епархии. По окончании курса наук в Тобольской семинарии был учителем с 1789 по 1799 год разных классов, также Священником и Ключарём Тобольского Софийского собора. В 1799 году пострижен в монашество, произведён в Архимандрита в Знаменский Тобольский монастырь и определён Ректором Семинарии. В 1810 году, Октября 18, переведён в Колязин монастырь и Ректором в Тверскую Семинарию. Он находится и доныне. В заключение описания монастыря сего прилагается Патриаршая грамота о поминовении родителей Преподобного Макария От Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии в Колязин монастырь Игумену Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Хотя в храме села Епифанова было достаточно много церковной утвари, но, в общем, там отмечалась бедность, так как содержание его и утварь была доброхотная лепта почитателей его святыне – Чудотворной иконе со стороны людей простого крестьянского сословия. Притч при церкви с. Епифаново до 1810 года состоял из священника и пономаря. Штатного дьякона не было, но вакансия пономаря или дьячка иногда заменялась дьяконом. Так, с 1794 года на вакансии пономаря состоял дьякон Андрей Федотов (сын Федота Михайлова), а священником с 1782 – 1810 годы был Федот Михайлов. Из семейного архива Фаворских известно, в 1782 году в селе Епифанове (ныне Вачского района) жил священник Федот Михайлович Епифанов. Его сын Андрей Федотович Епифанов с 1800 года был священником в вотчинных сёлах графов Шереметьевых – Панино, Ворсма и Павлово. Но вернёмся к рассказу о священнике Ф. М. Епифанове. Народ почитал и уважал его, как человека исключительно умного и образованного. Священником в селе  он служил в течение 28 лет, до 1810 года. Люди шли к священнику за советом, утешением, а то и просто за добрым словом. Стал он широко известен в церковных кругах и в народе. И возможно, с этого времени село стало называться Епифаново. С 1811-1815 годы священствовал в Епифанове  некто Епифан Яковлев. Ни росписей, ни метрик полных за его время не сохранилось. Затем с 1815 по 1831 годы священником был Александр Егорович Виноградов (сын дьякона). В духовных росписях до 1830 года все почти прихожане значатся, как исполнившие долг священной исповеди и причастия. После него некоторое время обязанности священника исполнял священник села Колпенки. 19 июня 1832 года священником с. Епифанова становится дьякон села Селитьбы Горбатовского уезда  Леонтий Алексеевич Георгиевский. Священствовал он в этом приходе до 1843 года, Затем, его направили в село Павлово. Об этом священнике в народе сохранилась добрая память, как о замечательном хозяине, который сам собственноручно обрабатывал землю. 3 августа 1843 года священником становится сын дьякона Покровский Иоанн Макаревич. Это был ревностный проповедник слова божия, за что получил благодарность епархиального начальства. Его заботами был перестроен, пришедший в ветхость деревянный храм. Прослужил он в Епифанове 13 лет, а затем его направили на службу в село Колпенское. А в Епифанове стал священником Потехин, которого вскоре заменил сын пономаря - Николай Сиротин. О Сиротине в народе сохранилась память как о человеке необыкновенно простом, доступном народу. Он был очень бедным, не имел средств на образование своим сыновьям, а дочерей своих выдал замуж (по той же причине) за крестьян. Священником села Епифанова Николай Сиротин оставался до своей смерти. Умер он в 1875 году, захоронен на церковном кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=22145

Следственно правила сии не имеют полной силы закона церковного. И потому то св. синод в 1810 г., усмотрев от чрезмерного расширения родства затруднение в составлении браков в селениях малолюдных и мелкопоместных, оставя непоколебимыми правила шестого Вселенского собора, прочие правила 50-й главы кормчей книги, не признал строго обязательными и дозволил епархиальным архиереям разрешать браки 5, 6, и 7 степеней родства от одного и от двух родов; но в числе этих самых правил, которые св. синод признал не строго обязательными, заключаются и те правила, которые в родстве от трех родов запрещают браки до четвертой степени. При том, запрещение ослабляет та же самая 50-я глава кормчей, в которой сказано, что еже от треродных, сие в первой точию степени запрещается по закону, обычай убо запрещает и прочее. Из сего видно, что указы св. синода 1810 г. о родстве от одного и двух родов и указ 1841 года о родстве от трех родов одинаковое имеют основание, одинаково соответствуют потребности в известных случаях, одинаково сохраняют неразрушимыми коренные церковные правила о родстве и браках. В указе 25-го апреля 1841 г. предоставлено преосвященным по уважительным причинам в треродных разрешать то, что возбранено токмо обычаем, то есть, вторую и третью степень треродных. Что касается до соображения – не будут ли подобные разрешения иметь неблагоприятного влияния на нравственность, сие возражение, если бы имело силу, с большею силою могло бы представлено быть против разрешения 5 и 6 степеней родства от одного рода. И таким образом, если бы отменить указ 1841 года, то потребовалось бы отменить указ 1810 года, что, конечно, неудобно, и вело бы к новым затруднениям. – В обоих указах благословно поступлено в том, что не решительно сокращены правила родства, а предоставлено преосвященным давать разрешения по усмотрению нужды». – Известный отечественный наш канонист преосв. Иоанн смоленский в „Обзоре постановлений о браке в православной церкви» 348 приводит положения 50-й главы как в объяснение исторического развития русского законодательства о различных сторонах брака, так и в подтверждение действующих узаконений, и пользуется ею в разъяснении современного русского брачного права 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Апраксин Степан Федорович (1702–1758), военачальник, ген.-фельдмаршал (1756), вице-президент Военной коллегии, с 1756 главнокомандующий русской армией в Семилетней войне; Апфельбаум (Зиновьев Григорий Евсеевич, настоящие фамилия и имя Радомысльский Евсей-Гершен Аронович) (1883–1936), советский государственный и политический деятель, публицист. Член РСДРП (с 1901), член ЦК в 1912–1927 (кандидат с 1907, в ноябре 1917 выходил из состава ЦК), член Политбюро ЦК в октябре 1917 и в 1921–1926, председатель Петроградского (Ленинградского) совета рабочих и солдатских депутатов (1917–1926), председатель Исполкома Коминтерна (1919–1926). С 1928 ректор Казанского ун-та. С 1931 член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932–1933 в ссылке в Кустанае, затем член правления Центросоюза и редколлегии журнала «Большевик». Член ВЦИК и ЦИК СССР. Как оппозиционер, трижды (1927, 1932, 1934) исключался из партии. В декабре 1934 арестован, приговорен к 10 годам тюремного заключения, 24.08.1936 приговорен к расстрелу, 25.08.1936 расстрелян. Реабилитирован в 1988; Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834), граф (1799), ген. от артиллерии (1807), государственный деятель, ближайший советник императора Александра I. Инспектор гатчинской артиллерии (1794), гатчинский губернатор (1796), инспектор всей артиллерии (1799, с 1803). В 1799–1803 в отставке. Министр военно-сухопутных сил (1808–1810), ген.-инспектор всей пехоты и артиллерии (1808–1819), председатель военного департамента Государственного совета (1810–1812, 1816–1826), член К-та министров и сенатор (с 1810), главный начальник военных поселений (с 1819), главный начальник Отдельного корпуса военных поселений (1821–1826); Аралов Григорий Григорьевич, владелец магазина писчебумажных товаров в Москве на углу Тверской ул. и Леонтьевского пер.; Ардашев Николай Николаевич (1862–1923), историк. Сотрудник МАМЮ (с 1887), секретарь Тургайского статистического к-та и советник Оренбургского губернского правления, с 1902 вернулся в МАМЮ, архивариус, затем начальник отделения, профессор, член Совета Московского археологического ин-та (с 1907), редактор издания «Акты Московского государства»;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Строительные работы шли в 1809-1810 гг. и сопровождались непрерывными конфликтами с армянами и католиками, к-рых поддерживали иерусалимский муфтий и городские янычары. В дек. 1809 г. янычары взбунтовались против дамасского паши и на неск. недель овладели Иерусалимом. Восстановление храма было прервано, греч. мон-ри были разграблены. В янв. 1810 г. власти подавили мятеж, строительные работы возобновились. Пользуясь возможностью, греки внесли некоторые изменения в интерьер храма, постаравшись избавиться от элементов готической архитектуры, оставшихся со времен крестоносцев и францисканских реконструкций XVI в., а также от находившихся под Голгофой гробниц королей-крестоносцев Готфрида и Балдуина I. Храм был заново освящен в сент. 1810 г. ( Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 34-47; Максим Симский. 1904. С. 111-130; Прокопий Назианзин. 1904. С. 188-217). Финансы ИПЦ пришли в полное расстройство: кроме строительных расходов огромные суммы уходили на подкуп тур. чиновников и иные «представительские» цели. Патриарх Поликарп, восстановив впервые с 1782 г. прямые контакты с Россией, обратился за помощью к имп. Александру I; в 1817 г. долги ИПЦ частично были покрыты рус. деньгами. В 1814 г. в Таганроге и в 1818 г. в Москве были учреждены подворья ИПЦ. Но начавшаяся в 1821 г. народно-освободительная война в Греции вновь подорвала позиции ИПЦ. При известии о восстании иерусалимские мусульмане стали готовить погром православных; властям с трудом удалось не допустить кровопролития. Прекратились правосл. паломничество и поступление средств с Балкан. Предотвращение террора против православных в Палестине потребовало от Церкви не меньших финансовых усилий; продавались и закладывались драгоценности патриаршей ризницы, кредиторы требовали продажи с торгов всего имущества Патриархии ( Соколов. 1901. С. 270; Прокопий Назианзин. 1904. С. 154-164, 217-228). В 1827 г. на Патриаршую кафедру вступил Афанасий V. Его основной заслугой стало погашение долга Патриархии (по разным оценкам, от 12 до 16 млн пиастров).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Дятьково. Церковь Спаса Преображения (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Василия Великого Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1807 и 1855. Год утраты:приблизительно 1929 Адрес: Брянская область, Дятьковский район, Дятьково, ул. Ленина Координаты: 53.596773, 34.338539 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты До 1810 года деревня Дятьково входила в приход села Спасское (Прудки), ныне не существующего. Однако после строительства Дятьковской хрустальной фабрики (1790), положившего начало бурному росту Дятькова, встаёт вопрос о переносе прихода в Дятьково. По просьбе секунд-майора И.А. Мальцова епархиальным начальством было дано разрешение на строительство нового храма взамен прежнего малопоместительного, которое продолжалось с 1807 по 1810 год. В 1810 году приход села Спасское был переведён в Дятьково; сюда же были переданы реликвии, среди которых упоминаются икона двунадесятых праздников с 30 частицами св. мощей и древний серебряный крест со св. мощами. Храм был каменный с колокольнею, выстроен в греческом стиле. После освящения храма деревня Дятьково была переименована в село, а приход села Спасского был упразднен (к середине XIX века исчезло и само селение; ныне на его месте дер. Латышовка). На протяжении XIX века дятьковский храм несколько раз перестраивался и расширялся. В 1838 году по решению Мальцова Ивана Акимовича и сына его, наследника, генерал-майора в отставке и кавалера Мальцова Сергея Ивановича храм был перестроен, по бокам было симметрично пристроена два придела, для вместительности умножившихся жителей-прихожан. В 1845 году храм и колокольня были перестроены в итальянском стиле. В 1848 году было завершено строительство, длившееся около десяти лет, придельного храма во имя святителя Василия Великого. Данный придельный храм был выстроен из чугунных слитков и располагался над фамильным склепом Мальцовых, возле святого алтаря, с восточной стороны, настоящего Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=41503

Синода от 10 сентября 1856 года Духовник Их Императорских Величеств, протопресвитер В. Б. Бажанов, который делал общий свод замечаниям синодальных членов на ту или другую часть переведенного и имел главное наблюдение за печатанием перевода 390 . Сам владыка Московский, несмотря на то, что приближался уже к 80-летнему пределу своей жизни, обнаружил необычайную деятельность в работах но пересмотру и исправлению переводов, и притом не только Евангелия от Марка, доставшегося на долю подведомой ему Московской духовной академии, но и других книг новозаветных. Все пересмотренное членами Св. Синода в Петербурге шло на дальнейшее рассмотрение архипастыря Московского и его замечания потом делались вновь предметом обсуждения Св. Синода, после чего уже переведенное предаваемо было тиснению. Так продолжалось во весь остаток жизни святителя Московского 391 . Мы имеем любопытнейшие данные в доказательство такой деятельности маститого архипастыря Московского, из каковых данных многие еще и доселе неизвестны свету, не быв изданы печатно. Вот эти данные. Составившийся при Московской духовной академии переводный Комитет, приступив к исполнению возложенного на него поручения, на первых же порах встретился с затруднением, вызванным одним из пунктов определения Св. Синода от 7 июля за 1858 год, именно касавшимся редакции подлинного текста, с которого должно было делать русский перевод Нового Завета. Комитет нашел, что в духовных училищах России с 1810 до 1834 года употреблялся Новый Завет на греческом языке несколько иной редакции в отношении к тексту, нежели с 1834 года и что употреблявшийся с 1810 до 1834 года (textus receptus) был ближе к редакции, которой держится церковь восточная, нежели введенный в употребление с 1834 года (Титтманово издание). В виду этого оный Комитета мнением положил: «при переводе следовать редакции Московского издания 1810 года, как сходствующей с греческим изданием Евангелия для богослужения и ближайшей к славянскому переводу книг новозаветных, за исключением тех случаев, когда важные причины будут указывать нужду перейти под руководство другой редакции, более соответствующей ученым розысканиям о тексте новозаветном» 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010