6 . Николай Михайлович ЯКОВЛЕВ, Статский Советник, с 20 Февраля 1803 года. В 1810 году, Июля 19 скончался Действительным Статским Советником. 7 . Леонтий Иванович МАГНИЦКИЙ, Действительный Статский Советник, с 26 Августа 1810 года. К стр. 65 65 . Прибавление: СЕРАПИОН, Митрополит, пожалован Орденами Св. Апостола Андрея 30 Августа 1814 года; Св. Александра Невского 1 Января, 1805 года; Св. Анны 1 класса, 13 Апреля 1797 года. Викарные: 1 . ФЕОФАН Шиянов. В 1806 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1807 году, Января 15, переведён в Переяславль на Епархию Полтавскую. 2 . ИРИНЕЙ Фальковский из Архимандритов Киево-Пустынно-Николаевского монастыря. Пожалован в 1807 году, Января 25, и 24 Февраля хиротонисан в Киеве. В 1811 году пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году, Февраля 7, переведён в Смоленск, в 1813 году, Июля 6 – обратно в Киев в Викарные с наименованием Коадъютором. К стр. 90 66 . Прибавление: 25 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов в 1805 году пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1808 году, Января 24, переведён в Вологду. 26 . АНТОНИЙ III Соколов, из Ректоров Казанской Академии, Архимандритов Спасо-Преображенских пожалован в 1808 году, Января 24, а 2 Февраля хиротонисан в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе. Того же года Декабря 12 пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1810 году, Сентября 23 переведён в Воронеж. 27 . ИОАСАФ II Сретенский из Архимандритов Колязина монастыря и Ректоров Тверской Семинарии. Пожалован в 1810 году, Сентября 23, а Ноября 21 хиротонисан. В 1811 году, Октября 20, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году, Июля 6. переведён в Смоленск. 28 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, из Ректоров Санкт-Петербургской Александро-Невской Семинарии, Архимандритов Сергиевой Троицкой Приморской пустыни пожалован в 1813 году, Августа 21, а 21 Сентября хиротонисан. К стр. 92 67 . Прибавление: 5 . ПЛАТОН Левшин, 1811 года Июня 13 по прошению его уволен от управления Епархией по причине болезни, а дела Епаршеские поручены Епископу Викарному. В 1812 году, Ноября 11, скончался и погребён в Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ (Чертков-Васильев Павел Васильевич; 10.08.1782, Москва - 5.08.1853, Воронеж), архиеп. Воронежский и Задонский. Род. в семье диак. Василия Васильева, служившего в ц. св. Иоанна Предтечи на Лубянке; мать - Агриппина Михайловна, из духовного звания; родители похоронены в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . У архиерея были братья Петр и Василий, к-рый обучался в московской Славяно-греко-латинской академии, и сестры Анна, Елена и Евдокия. Крещен 15 авг.; среди восприемников указан свящ. Григорий Гаврилов, служивший, вероятно, в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. Московский период С 1790 г. обучался в московской Славяно-греко-латинской академии; находился на иждивении «помещика Черткова» и получил его фамилию; «показал преимущественные успехи в поэзии, риторике, всеобщей истории, философии, богословии, греческом, французском и немецком языках». По окончании курса, 17 янв. 1803 г., оставлен в академии учителем низшего грамматического класса, 20 дек. 1805 г., при ректоре Моисее (Близнецове-Платонове) , переведен в класс поэзии, 4 сент. 1808 г., при ректоре Сергии (Крылове-Платонове), назначен учителем риторики, высшего красноречия и всеобщей истории, также преподавал катехизис. По отзыву ректора Симеона (Крылова-Платонова) от 10 янв. 1810 г., Чертков «давно имел расположение к монашеству», но «все испытывал себя». Высокого мнения о Черткове был викарий Московской епархии Августин (Виноградский) (Восп.//Воронежские ЕВ. 1868. 9. С. 284-286). 28 окт. 1810 г. в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя Московском мужском монастыре пострижен в монашество с именем Парфений, в честь Парфения, еп. Лампсакийского, 30 окт. 1810 г. определен проповедником с оставлением в прежних учительских должностях, 13 июля 1811 г. указом Синода удостоен звания соборного иеромонаха Донского мон-ря. С 23 окт. 1810 г., после кончины архим. Геннадия (Шумова; † 21 окт. 1811), исполнял обязанности префекта академии и наставника философии, указом Синода от 25 нояб. 1811 г. утвержден в этой должности, 17 дек. того же года возведен в сан архимандрита московского Крестовоздвиженского мон-ря. Бывш. ректор академии архим. Сергий (Крылов-Платонов) писал П.: «Здешние владыки все надеются, что вы поправите недостатки, на которые жаловались при предместнике вашем. Такое доброе о вас мнение много значит; оправдать же оное зависит от вас,- в чем я и не сомневаюсь нимало» (Там же. С. 288).

http://pravenc.ru/text/2579093.html

Варлаам III Плешанов, в 1804 г. и того же года скончался на пятом месяце своего настоятельства, родом из Каргополя. Амвросий Чернуцкий, с 1806 г., архангелогородец, риторики и поэзии учитель, в том же году архимандрит Архангельского монастыря, а : после и Сяйского, и семинарии ректор, с 1810–1817 г. Павел (Павлов) Морев, се 1807–1810 г., обучался в Архангельской и Троицко-Сергиево-Лаврской семинариях, в 1810 году переведен в Архангельский монастырь, и состоя архимандритом оного был вместе и ректором уездного училища. При этом настоятеле в 1808 году в монастыре были предпринимаемы предосторожности от нападения англичан. Иоасаф III, с 1810–1812 г., из иеромонахов Александро-Невской лавры был префектом Архангельской семинарии, в Архангельске и скончался, а погребен в Николаевском монастыре. Вениамин Смирнов, с 1813 по 1817 год, архангелогородец, проходивший долгое время учительские при семинарии должности, – был и префектом ее, переведен в 1817 архимандритом в архангельский монастырь, после в Сийский, затем в Крестный, а наконец в 1848. г. в Глуховский Черниговской епархии, где и скончался в 1850 году. При сем настоятеле в 1814 году 14 сентября чрезвычайною бурею произведены в монастыре опустошения. Анастасий Ключарев, с 1817 по 1821 год, архангелогородец же, кончивший курс семинарских наук, бывший до возведения в сан игумена строителем Красногорского монастыря и экономом архиерейского дома, после архимандрит Архангельского монастыря, Новгородский викарий, затем Екатеринославский епископ; в последствии управлял Сийским монастырем, и в 1851 году скончался в том же Сийском монастыре. Игнатий Семенов , уроженец Архангельска, учитель и эконом в Архангельской семинарии. Управлял Николаевским монастырем только два месяца в 1821 году, после переведен бакалавром в С.-Петербургскую Д. Академию в последствии ректор Новгородской семинарии, затем викарий той же епархии, после архиепископ: Олонецкий, Донской, Воронежский, скончался в 1850 году, быв вызван для присутствия в Свят. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

http://konstiay.livejournal.com/16912.html Рождество-Богородичная (Каплуновская) церковь построена в 1810 году. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, что видно из сохранившейся в церковном архива грамоты о ее освященш от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, - сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождоство-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою. В 1822 году кладбище было предназначено уже к закрытию, которое последовало в 1828 г. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значится на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти. Каплуновская церковь имела форму креста и по своим размерам очень небольшая: в ней, не считая алтаря, приблизительно 220 квадр. аршин, так что она может вмещать не более 300 человек. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. С 1 января 1845 г. Каплуновская церковь сделана приходскою. К приходу ее принадлежали и жители Журавлевки до построения там своей церкви. После образоваюя на Журавлевке самостоятельного прихода число прихожан Рождество-Богородичной церкви значительно уменьшилось, так что с 1875 г. ее приход, по его малочисленности, был закрыть. С этого времени в течете без малого шести лет самостоятельного причта в ней не было, и она была приписана к Мироносицкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=33250

К стр. 196 84 . Прибавление: 15 . ЕВЛАМПИЙ Введенский. В 1806 году, Января 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1809 году, Апреля 16 переведён в Калугу. 16 . ПАРФЕНИЙ Петров из Архимандритов первоклассного Юрьева монастыря пожалован в 1809 году, Апреля 16, а хиротонисан Июня 6. В 1810 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. К стр. 200 85 . Прибавление: 17 . АРСЕНИЙ II Москвин в 1810 году, Мая 6 скончался. Погребён в Воронежском Соборе Архимандритом и Ректором Афанасием. 18 . АНТОНИЙ Соколов. В 1810 году, Сентября 23 переведён из Епископов Старорусских, Викариев Новгородских. К стр. 202 86 . Прибавление: 5 . МИХАИЛ I. Миткевич пожалован в 1772 году, Августа 2, а хиротонисан Декабря 5 в Казани Преосвященными Казанским и Вятским. 6 . ВЕНАМИН Багрянский. В 1814 году, Июля 8, скончался. 7 . МИХАИЛ II Бурдуков. Из Ректоров Тверской Семинарии, Архимандритов Колязинских, пожалован в 1814 году, Августа 7, наречён Октября 16 в Московской Святейшего Синода Конторе и 18 хиротонисан в Московском большом Успенском Соборе. К стр. 205 87 . Прибавление: 7 . ЕВГЕНИЙ Романов. В 1808 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1811 году, Декабря 9, скончался, погребён по завещанию его в приходской города Костромы Богословской церкви. 8 . СЕРГИЙ Крылов-Платонов из Архимандритов Ново-Спасского монастыря и Ректоров Санкт-Петербургской Александро-Невской Академии, пожалован в 1812 году, Марта 3, а Марта 17 хиротонисан в Санкт–Петербурге в Казанском Соборе. К стр. 207 88 . Прибавление: 6 . ФЕОФИЛ Раев. В 1812 году, Декабря 23, скончался. 7 . ИОНА Васильевский, в 1812 году, Марта 3, пожалован, а Марта 24 хиротонисан в Санкт-Петербурге в Казанском Соборе из Инспекторов Академии Санкт-Петербургской духовной и Экономов, Архимандритов Иосифова Волоколамского монастыря. К стр. 213 89 . Прибавление: 28 . ФЕОФАН Шиянов. В 1810 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году, Января 14, скончался. 29 . АНАТОЛИЙ Максимович из Архимандритов Сергиевой приморской пустыни и Ректоров Санкт-Петербургской Александро-Невской Семинарии. Пожалован в 1812 году, Марта 3, а Марта 31 хиротонисан в Санкт-Петербурге в Казанском Соборе. Он Кавалер Ордена Св. Анны 1 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года. В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. Ротонда Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Заселение этих харьковских территорий началось только в начале 19 века и связано с Харьковским университетом, а потом и основанием Технологического. До этого на этом месте было кладбище со старой кладбищенской церковью, построенной в 1771 году. В 1810 году на месте старой была построена каменная кладбищенская Каплуновская церковь по проекту знаменитого харьковского архитектора Е. Васильева. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, о чем свидетельствуют сохранившиеся в церковном архиве грамоты о ее освящении от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, поэтому и называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, — сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождество-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою. В 1822 году кладбище было решено закрыть. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значилось на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти. В 1896 г. начата постройка новой церкви, в которой предполагалось три престола. Новая Рождество-Богородичная церковь имела около 900 кв. аршин, не считая алтаря, так что она должна быть вместительнее старой в четыре раза. Однако старая Каплуновская церковь была сохранена. Как памятник старины, разрушить этот храм не было разрешено Академией Художеств.

http://sobory.ru/article/?object=33250

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1). На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоровье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. – Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). – Прим. сост. 160 Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822), граф. Попечитель Московского университета (1807–1810), министр народного просвещения (1810–1816), инициатор создания Лицея в Царском Селе (1810). – Прим. сост. 162 Федор Яковлевич Репнинский, отставной капитан, и его родственница Е. С. Герард († 1851), благочестивые москвичи, друзья митрополита Филарета. – Прим. сост. 165 Александр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. – Прим. сост. 166 Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге. – Прим. сост. 167 Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора. – Прим. сост. 171 Петр Васильевич Хавский (1771–1876), действительный статский советник, законовед и исследователь русской хронологии, автор работ о церковной хронологии, пасхалии и генеалогии. – Прим. сост. 172 Елизавета Ростиславовна Вяземская, урожденная Татищева (внучка историка В. Н. Татищева (1786–1860)), княгиня, известная общественная деятельница, попечительница благотворительных комитетов. Помогала способным ученикам-сиротам. – Прим. сост. 174 Г. Е. Головина и Е. П. Головина (письма к ней см. на с. 199), представители рода Головиных, в имении и на средства которых был устроен в 1852–1854 гг. Спасо-Влахернский женский монастырь. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

и освящена во имя св. князя Александра Невского. Священник получает на содержание от прихожан 600 р. и 25 д. земли и живет в церковном доме. Обязанность же псаломщика исполняет крестьянин по найму. Приход – одна Черненька, в которой прихожан 635+600=1235. Дух. 1+2. 46. Старая Маячка в степи. Название получила от турецких маяков, бывших здесь до присоединения Крыма к России. В 1810 г. прибыли сюда крестьяне из черниговской губернии и нашли уже здесь землянки, оставленные казаками, ушедшими за Дунай. В этих-то готовых жилищах они и поместились. Потом стали переходить сюда же крестьяне из южных губерний, – и составилось селение, принадлежавшее приходом до 1847 г. к новомаячковской церкви. Церковь , деревянная, с каменною колокольнею и оградою, построена прихожанами в 1847 г. и освящена в честь Рождества Божией Матери, а в 1882 г. вновь перестроена. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 144 р. и от прихожан 900 р. и 120 д. земли. Священник живет в общественном доме, а псаломщик – в своем. Приход – Старая Маячка и деревня Скадовка. Прихожане большею частью малороссы. Их 1432+1400=2832. Дух. 7+8. Занимаются преимущественно хлебопашеством. Баштаны с арбузами почти у всех. 47. Новая Маячка – в 10 верстах от Старой. Эту пустопорожнюю степь с 1809 г. начали заселять крестьяне черниговской, полтавской и киевской губерний, а с 1810 г. крестьяне курской, орловской и воронежской. Церковь , каменная, с такою же колокольнею и оградою, построена прихожанами в 1869 г. и освящена во имя св. Николая Чудотворца; первый же деревянный молитвенный дом здесь был построен в 1813 г. – Церковно-приходское попечительство существует с 27 февраля 1874 г. Причт: 2 священника и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 1900 р. и 117 6/10 д. земли. Помещение – в общественных домах. Приход – Новая Маячка и деревня Белоцерковка. Прихожан 4064+3998=8062. Дух. 9+14. 48. Князь-Григорьевка – в северной части уезда, близ Каир. Церковь , каменная, с деревянным куполом, построена в 1810 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В. А. Федоров Глава 7. Конфессиональная политика Александра I и Николая I. 1. Конфессиональная политика Александра I Отношение Александра I к православному духовенству и к инославным конфессиям (1801–1812) Конфессиональная политика Александра I менялась в соответствии с изменениями в его общем политическом курсе. 1801–1811 годы царствования Александра I оцениваются в нашей исторической литературе как время либеральных преобразований. В контексте с этим направлением проводилась и конфессиональная политика, характерная религиозной терпимостью. Александр I был воспитан на идеалах европейского гуманизма. В начале своего царствования он видел в религии значение нравственного фактора, как важное средство просвещения народных масс. Он считал тогда догматическое различие христианских церквей историческим анахронизмом, полагал, что религиозная нетерпимость и фанатизм есть следствие «невежества». Отсюда особое значение он придавал просвещению и просветительской роли церкви. Не вникая в тонкости богословия, он желал, чтобы не только православные, но и католические, и протестантские священники помимо богослужения занимались просветительской и нравственно-воспитательной деятельностью. До 1810 г. конфессиональные дела распределялись по разным правительственным органам. Характер управления и решения их во многом зависел от ведомственных интересов этих учреждений и вследствие этого препятствовал проведению единого политического курса в этой сфере. В 1810 г. в составе Министерства внутренних дел было создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий занимавшееся проблемами неправославного населения России. Необходимость его создания, как объяснялось в указе 1810 была продиктована «рассеянностью» духовных дел по различным ведомствам, что не позволяло рассматривать эти дела «совокупно» и проводить в отношении инославных исповеданий единую политику 245 . Инициатором его создания был М.М. Сперанский. Главноуправляющим этого учреждения был назначен кн. А.Н. Голицын, совмещавший эту должность с постом обер-прокурора Св. Синода, а помощником Голицына в звании «директора» стал А.И. Тургенев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010