31) В 1803 г., строитель иеромонах Агафоник. 215 32) В 1804–8 г.г., строитель иеромонах Евтихий, 216 известен более, как строгий эконом Белоградского архиерейского дома, чем как настоятель Обоянского монастыря. Он номинально числился, на короткое время, и строителем Глинской пустыни, состоя в тоже время и экономом архиерейского дома, откуда в 1808 году, в сане архимандрита, он переведен в Балаклавский Георгиевский монастырь. 217 33) В 1808 г., строитель иеромонах Александр Проворов, 218 известный по поданному им прошению о приведении в исполнение сенатского указа относительно монастырской мельницы, страдавшей от безводья и не действовавшей к ущербу монастыря Обоянского. Неизвестен конец строителя Александра Проворова. 34) В 1809 году настоятель иеромонах Вонифатий, 219 в мире Василий, из духовного звания, Курской губернии Путивльского уезда, пострижен в монашество из священников в Белоградском архиерейском доме преосв. архиепископом Феоктистом, по указу Св. Синода 1807 года. В 1809 г. указом Курской консистории определен был в Обоянский монастырь настоятелем, а по увольнению от сей должности, жил в Рыльском Николаевском монастыре по желанию. В 1813 году послан был в Хотмыжский монастырь для исправления должности настоятеля, а 1817 г., паки определен, по желанию его, в Рыльский же монастырь, в число больничных. 220 35) В 1810–12 г.г. Управляющий архимандрит Иеракс Емельянов. 221 После того, как мы видели его произведенным в игумена в Белоградский Николаевский монастырь 27 января 1798 года, он Иеракс, по указу Св. Синода, 10 октября произведен был в архимандрита в тот же Николаевский монастырь и вместе с сим, определен ректором Белоградской семинарии; а в 1799 г. 31 мая определен был еще и благочинным над Хотмыжским и Обоянским монастырями. В 1802 году архимандрит Иеракс показан 51 года от рождения. В 1810 году он перемещен, по прошению, из Белоградского Николаевского в Обоянский Знаменский монастырь на покой, с пенсией, и с предоставлением ему права – управлять сим монастырем, почему и в бумагах писался управляющим. За отличное служение в течение многих лет, и за особенное усердие к благу церкви, архимандрит Иеракс по представлению преосв. епископа Феоктиста, Всемилостивейше пожалован орденом Св. Александра Невского, в сем же 1810 году; – скончался же О. Иеракс 5-го февраля 1812 г. и погребен в сем же монастыре у Западных дверей соборной Знаменской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Консистория представила преосвященному для определения в эту комиссию четырех членов: Юговского завода протоиерея Павла Золотавина, члена Кунгурского духовного правления священника Андрея Капкановского, священника градо-пермской Богородицкой церкви Андрея Третьякова и безместного священника, числившегося при Верхотурском монастыре, Иоанна Подосенова. Какие были занятия комиссии, как они продолжались и чем окончились, об этом будет сказано ниже; здесь же заметим, что преосвященный в самой своей резолюции на этом консисторском докладе выразил мысль о том, что в беспорядках семинарского правления виновны ректор и префект, вследствие чего они и были поставлены в отношение некоторой подсудности комиссии. «Комиссионерам, – писал он, – собираться всякий день, кроме праздников и торжеств, в семинарское правление порану и заседать до первого часу, но когда они будут заседать, тогда ни ректору и префекту в семинарское правление не входить. Когда же потребуют комиссионеры того из них, или другого, должны являться немедленно и не извиняться ни классами, ниже чем другим, дабы не было остановки в делах и дабы не провлекалось дело понапрасну». В следующем 1810 году неудовольствие преосвященного на семинарское правление и в особенности на ректора все более и более возрастало. В марте 1810 года на деле о посвящении во священника семинариста Тюшева, при котором был представлен журнал для записывания проступков семинаристов, он положил резолюцию, прямо выражавшую недоверие к семинарскому правлению: «что касается до семинарского журнала, мы подозреваем, что он вновь переписан, чего ради отселе консистория имеет посылать в семинарское правление для журнала листы с печатью консисторской, и в журнал без достоверного доказательства в худых поступках никого не вписывать. Но позволено ли будет вписать, нам докладывать». Но особенно прискорбна была и возбудила неудовольствие преосвященного переписка, возникшая по делу о посвящении студента Антиоха Парышева в том же 1810 году. Студент Парышев резолюцией преосвященного назначен был на отцовское священническое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По получении разрешения в 1803 году приступлено к построению колокольни в два с половиною этажа, со святыми воротами под нею; окончена лишь в 1810 году устройством на ней плотничной работы шпиля, вышиною с яблоком кроме креста 21 аршин. (Часть материала на эту колокольню была заготовлена еще в 1798 году (25,500 кирпич.), но в 1802 году была употреблена на достроение каменной ограды). Указом от 1806 года 15 Мая дозволено Игуменье Апполинарии церковь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста, незадолго перед тем (в 1801 году) покрытую тесом, кроме главы (покрытой листовым железом), для прочности окрасить, а Белевские граждане тогда же изъявили усердие в святом алтаре и в настоящей стене оштукатурить своим коштом. В 1807 году, по представлении той же Игуменьи, дозволено собранные к месточтимому образу Божией Матери Троеручице привесы (1ф. 17 золотников), употребить на венцы к пятиместным иконам в настоящей церкви, а находящийся на иконе Божией Матери Троеручице венец употребить на крест к храмовой иконе Воздвижения (на что было собрано 45 рублей), так как на сию икону сделана в том же году серебряная кованая риза с позлащенным венцом. В настоятельство Игуменьи Апполинарии число сестер не превышало штатного числа: так в 1806 году было на лице 8 монахинь; Казначея Наталия, Марфа, Прокла, Екатерина, Александра, Анна, Препедигна, Неонила, и указных послушниц две: девица Анисия, вдова Параскева. Во второй половине 1806 года была назначена Казначеею Монахиня Екатерина, бывшая же Казначеею Наталия, по неудовольствиям с Игуменьей, начавшимся при самой сдаче обители, сперва перешла в Тульский Успенский монастырь, но потом вынуждена была крайностью возвратиться со смирением обратно в Булевскую обитель, гд и скончалась в 1810 году. О средствах монастыря можно судить по следующим данным: в ведомости 1802 года значится в приходе церковной неокладной суммы 231 руб. 9 коп. Земля монастырская (пустошь Обухова) с 1807 года отдавалась в аренду по 60 руб. в год, а с 1810 на шесть лет, по 100 руб. в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

4) Священник 15-го егерского полка о. Карп Аггеевич Бардин, участвовавший в походах на Кавказе и в Турции в 1807 г., был в кампании 1808 г. В 1810 г. ноября 19 дня во время перехода полка во вновь назначенные штаб-квартиры и при следовании вместе с ним всех полковых и ротных тяжестей, вещей штаб- и обер-офицеров о. Бардин, сопровождавший полковую церковь и свою семью, подвергся в 30 верстах от Тифлиса внезапному нападению неприятельской партии, которая, сделав дружный залп из ружей по нашему обозу, бросилась в упор на русский конвой. В общей свалке о. Карп спасся прямо чудом из рук смерти, хотя жестоко был изранен: он получил рану пулею в правую руку между локтем и кистью навылет с раздроблением кости, а потом его рубили саблями в правое плечо с рассечением части сустава, в голову и затылок с рассечением жил, в левую руку сверху на кисти с пересечением сухих жил трех последних пальцев и кости до половины, в спину в трех местах с разрублением верхних покровов до костей, в правую руку на большом пальце и еще в двух местах в голову с повреждением в одном из них кости. Тогда же о. Карп потерял все свое имущество. О. Бардину было в то время 33 года, и только благодаря крепкому молодому организму и особенно внимательному уходу он оправился от жестоких ран и мог еще жить некоторое время. Из послужного списка за 1811 г. видно, что он, о. Бардин, в 1810 г. за свои подвиги в походах Всемилостивейше пожалован был скуфьею 214 . 5) Священник 19-го егерского полка о. Василий Васильковский 215 . 6) Протоиерей Лейб-гусарского полка о. Симеон Торопогрицкий ранен был пулею в правую ногу навылет в Шведскую кампанию 216 . 7) Московского гренадерского полка о. Мирон Орлеанский, участвовавший в походах 1807, 1808, 1810–1812 гг., 24 и 26 августа в битве на Бородинском поле, находясь под неприятельскими выстрелами впереди гренадерской колонны под начальством Принца Карла Мекленбургского, получил контузию в бедро левой ноги ядром. Продолжал службу в 1813 г. при преследовании неприятеля на пути во Францию, но потом заболел вследствие контузии и вынужден был остаться в госпитале вблизи крепости Майнца на Рейне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Ап. Андрей Первозванный. 1811 г. Скульптор В. И. Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Четыре барельефа на крыльях колоннады посвящены истории прор. Моисея. На 2 центральных фризах представлены сюжеты «Источение Моисеем воды из камня в пустыне» (вост. часть, Мартос) и «Воздвижение медного змея» (зап. часть, И. П. Прокофьев). К площади, образованной колоннадами, с вост. стороны обращен рельеф «Неопалимая Купина» (И. Командер), с западной - «Моисей получает скрижали Завета» (И. Ландман). На аттике, обращенном к каналу, со стороны алтарной апсиды помещен самый большой рельеф - «Вход Господень в Иерусалим» (Ж. Д. Рашет). Рельефы в портиках изображают сцены из жития Богоматери и связанные с Нею чудеса: на юж. фасаде - «Благовещение», «Рождество Богородицы» (Мартос), «Введение во храм Девы Марии» и «Обручение Девы Марии с Иосифом» (Рашет), на сев. фасаде - «Благовещение», «Рождество Христово, с поклонением пастухов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (все Ф. Г. Гордеев), на западном - «Успение Богородицы» (И. З. Кащенков), «Взятие Богородицы на небо» (Рашет), «Покров Богородицы» (И. Воротилов), «Явление Казанской иконы Божией Матери» (А. А. Анисимов). Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Иконостас собора выполнили в академической манере русские художники. Образ Спасителя был перенесен в местный ряд главного иконостаса из ц. Рождества Пресв. Богородицы (ныне в ГРМ). Царские врата отлиты из серебра П. Теннером, иконы в них принадлежат кисти В. Л. Боровиковского (1804-1810, ныне в ГРМ). В советское время были утрачены иконы, написанные Боровиковским в те же годы для сев. придела: «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», «Св. Константин», «Св. Елена». Над иконостасом работали О. А. Кипренский («Богоматерь с Предвечным Младенцем», 1806, ГРМ), Г.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Строился основной храм с 1804 по 1810 гг. В конце 20-х годов XIX столетия началось строительство теплого храма, который располагался с северной стороны от основного. В 1831 году этот храм был освящен во имя Николая Чудотворца. С постройкой придельного храма были внесены некоторые изменения: южные входные двери заложены и заменены окном. В северной стене вместо дверей и окон проделаны четыре полукруглых арки, которые в холодное время закрывались перегородками со стеклянными проемами. В это же время закладываются круглые окна второго яруса с северной стороны. В конце XIX века строится церковная ограда с сохранившимися до настоящего времени воротами и, по-видимому, возводится вновь уже в кирпиче маленькая часовня на месте алтаря старой церкви. Церковь оставалась действующей до конца 1940-х годов и с тех пор пустует. В настоящее время комплекс включает в себя: церковь Троицы (1810) с северным приделом (1831), каменную часовню (конец XIX века) и двое ворот церковной ограды (конец XIX века). У здания сильно поврежден декор фасадов, особенно в придельной церкви, в ряде мест повреждена кровля. Реставрационные работы не производились. Церковной общины при храме не зарегистрировано. Крылов Л. Село Троицкое, что в Вязниках Калязинского уезда Тверской епархии. Тверь, 1905. Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Церковь приходская, кладбищенская, чуть выше села на берегу Дубны. Построена в 1804-1810 гг., северный придел в 1829-1831 гг. в стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая, впоследствии – асимметричная. Выстроена на средства прихожан усилиями священника М.И.Смирнова, северный придел - на средства В.Н.Иванова. Двусветный четверик храма перекрыт высоким куполообразным сводом, на котором поставлена главка. С севера к нему пристроен небольшой придел, с запада колокольня в два кубических яруса. Декор здания выдержан в стиле классицизма, верхние окна четверика - круглые. Главный престол Троицкий, левый тёплый придел Никольский. Внутреннее убранство в основном утрачено. Уцелело несколько фрагментов росписи.

http://sobory.ru/article/?object=08201

Иустин Вишневский – иеромонах, в 1799 г. – полгода. Василий Иванов, пресвитер благовещ. собора, 1799–1815 Виктор Прокопович-Антонский, 1800–1809 (с 1801 г. председательствующим) Иннокентий–синодальн. ризничий – 1801–1804 Василий Прокофьев, прот. церкви у красных ворот. Назначен был синодом, по рекомендации Платона, «к заступлению в цензуре место присутствующего», но, спустя два месяца, скончался (4 июня 1805 г., А. С. С 1799, 52 л. 277) Геннадий Шумов – пропов. академии – 1805–1808 Палладий (Аничков) тоже, – 1805–1809 Амвросий Виноградский – арх. Данилова монастыря, – 1809–1810 Владимир Третьяков – арх., председ. 1810–1812 Иаков Дмитриев (Никольский), 1810–1828 Амвросий Орнатский , председ., арх. Новоспасского монастыря, 1812–1817 Лаврентий Бакшевский, арх. Высокопетровского монастыря, 1815–1817 Амвросий, арх. Донского монастыря, 18161817 (назначен епископом вятским). Герасим Попов – прот. Архангельского собора, 1816–1818. Евгений Казанцев, председат., 1817–1818. Феофан, арх. – председ. 1818. Иоанн Иоаннов, 1818. Феофил, донской арх. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. И. Русинов, прот. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. 118 Александр Святославский, состоявший в течение 35 лет личным секретарем м.м. Филарета, был ранее письмоводителем цензуры 1815, 15; 1821,16. 128 М. Д. Ц. К. 1828, 20. Неудивительно, поэтому, если внесенный в 1811 году на обсуждение комиссии духовных училищ, проект (архиеп. Феофилакта) учреждения при московской синодальной типографии «особого отделения» для печатания полезных для церкви книг, «со способными людьми», даже не вспоминает о «существенной обязанности» московской цензуры. (Ком. дух. уч., 1809, 53, л. 184–187). 137 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древностей Росс. при моск. университете 1870, Генв. – март, кн. I, стр. 35; ср. стр. I предисловия. 138 Конечно, здесь идет речь о взглядах руководящих кругов. Относительно масс справедливо замечание Н. И. Пирогова: «Слова Евангелия, слышавшиеся в церкви, считались сами по себе святыми; большим грехом считалось переложить их и заменить другими; дух старообрядчества, только уже Никоновского старообрядчества, было господствующим». ( Наши мистики-сектанты, Н. Дубровина Р. Ст., 1895, IX, 182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Красногорское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Христа Спасителя Карта и ближайшие объекты Село Красногорское стоит на паломническом пути из Верхотурья в Меркушино. Оно располагается в месте выхода старого Сибирского тракта на правобережье реки Туры, примерно в 20 километрах к востоку от Верхотурья. Сельская застройка охватывает три разновысоких мыса с крутыми склонами. Рельефные формы мысов обращены на просторы речной долины реки Туры и, тесня друг друга, зрелищно просматриваются с низких точек трактового пути. Транзитная дорога спускается к основанию центрального мыса, затем начинает взбираться по достаточно крутому склону и выходит к церкви Нерукотворного образа Христа Спасителя (1810 г.) и Спасской часовне (1904 г.). Церковь и часовня, поставленные диагонально, находятся в центральной части села. С сайта http://verkhoturye.eunnet.net/verh/enter.jsp В 1899 г. Спасо-Нерукотвренного образа церковь входила в состав 1-го благочиннического округа Верхотурского уезда. Благочинный – священник Петр Яковл. Пономарев (с.Красногорское). В церкви служили: священник Петр Яковл. Пономарев, Всевол. Вячесл. Вишневский; псаломщик Щапков. Источник: Список духовенства Екатеринбургской епархии на 1899 год Церковь Спаса Нерукотворного образа была построена в 1802-1810 годах в стиле классицизма с элементами «сибирского барокко». Храм был заложен 31 мая 1802 года. Правый придел во имя великомученицы Екатерины, освятили 8 февраля 1804 г. Главный храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, освящен 4 июля 1810 года. Никольский придел - 28 октября 1875 года. В 1932 году храм был закрыт. В 1990-х годах храм возвращен РПЦ, началось восстановление здания. С 1991 года действует одноименный деревянный молитвенный дом. Каменный храм поставлен на возвышенном месте в центре села. В основе композиции четверик, завершенный на востоке пятигранной апсидой. С южной и северной стороны к храму примыкает приделы, завершенные собственными алтарными частями. С запада к храму примыкала колокольня, не дошедшая до нашего времени. Она была фланкирована притворами. Основной объем завершается плоским двухъярусным куполом, который несет восьмерик с главкой. Небольшим восьмериком с главкой также увенчана апсида. Декоративное убранство фасадов было изменено во время поздних перестроек. Окна обрамлены наличниками, которые дополнены сандриками-бровками.

http://sobory.ru/article/?object=01200

Алексино. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Андрея Стратилата. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1778 и 1847. Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, Алексино Координаты: 54.785484, 33.401012 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Алексмно – село, центр Алексинского сельского округа Дорогобужского района. 630 жителей (2000 г.) Государственное унитарное предприятие конезавод «Смоленский». Расположено на берегу реки Рясны в 18 км к юго-востоку от Дорогобужа. Название образовано от «Олекса», разговорного варианта календарного имени. В древности на южной окраине нынешнего А. располагалось село Ведроши, рядом с которым в 1500 г. состоялась Ведрошская битва между литовскими и московскими войсками, победа в которой закрепила присоединение Дорогобужа к Москве и открыла путь к присоединению Смоленска. А. известно как деревня с 1610 г. (было пожаловано Михаилу Бартеневу). Входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек И.С. Барышников (1725-1784 гг.) разбогател на государственных подрядах, винных откупах и торговле хлебом. Его сын, Иван, дослужился до звания майора артиллерии, что давало ему право на потомственное дворянство (1789 г. – диплом на дворянское звание) и закрепления на свое имя приобретенных отцом имений. Со строительством церкви Михаила Архангела (1794 г.) А. превратилось в село, став преемником упраздненного села Ведроши (церковь Ильи Пророка). В конце 18 - начале 19 веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Этим оно обязано своему владельцу Ивану Ивановичу Барышникову (1749-1834 гг.). Просвещенный человек, тонкий ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди. К кругу работ М.Ф. Казакова по стилистическим признакам могут быть отнесены такие постройки усадьбы, как церковь Михаила Архангела (барельефы для нее выполнены предположительно Ф. Шубиным), Андреевская крепость (оригинальный скотный двор в виде крепости, строился между 1798-1810 гг.), конюшня (конец 1780-начало 1790 гг.), комплекс хозяйственных построек (1780-е гг.). Строительство в это время велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х г.г. для А. работал Д. Жилярди. Он, вероятно, проектировал усадебный дом (1819-1823 гг.) и музыкальный павильон (1810-1820 гг.). Строительство в усадьбе в этот период возглавлял крепостной архитектор Д. Поляков, ученик Д. Жилярди. Формирование парка продолжалось вплоть до 20-х годов 19 века. Кроме этого, в усадьбе были устроены каскадные пруды, цветники, оранжерея.

http://sobory.ru/article/?object=59041

В 1 день Октября того же 1814 года, открыта Академия Московская, а вскоре и 9 Семинарий, 30 уездных и столько же приходских училищ Округа сего, да 5 Семинарий Санкт-Петербургского Округа. В обоих же Округах всего открыто с 1809 по 1815 год 15 Семинарий, 61 уездное и 100 приходских училищ; а в 1815 году, Января 9, открыт Цензурный Комитет Московской Академии. К стр. 512 98 . Ректоры Префекты 41. ИАКИНФ Лагановский … и находится доныне. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский … и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 41. ИАКИНФ Лагановский в 1813 году переведён в Курский Богородицкий Знаменский монастырь. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1809 году, Ноября от 24, Указом Святейшего Синода вытребован в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию для преподавания наук, и был в оной Ректором и Профессором. Ныне Епископ Старорусский. 32. ИОАСАФ Мохов, Соборный Иеромонах. В 1810 году, Ноября 10, определён из учителей Философии с оставлением при этой должности. 42. ИОАСАФ Мохов. В Феврале 1814 года определён из Префектов. В том же году, Февраля 15, произведён в Архимандрита Киево-братского монастыря. 33. МЕЛЕТИЙ Носков, Соборный Иеромонах, в 1814 году, из учителей Высшего Красноречия. Префекты 35. МОИСЕЙ Платонов … и находится доныне. 42. СЕРГЕЙ Платонов … с 1804 года доныне. Прибавление: Прибавление: 35. МОИСЕЙ Близнецов-Платонов. В Феврале хиротонисан в Епископа Пензенского; ныне – Нижегородский. 42. СЕРГЕЙ Крылов-Платонов. В 1800 году определён Ректором. 36. СЕРГЕЙ Крылов-Платонов в 1808 году, Апреля 20, из Префектов и Архимандритов Лужецкого монастыря; в 1810 году переведён Ректором же в Александро-Невскую Академию. Ныне епископ Костромской. 43. ГЕННАДИЙ II Шумов, в 1808 году, из Проповедников Академии и Игуменов Знаменского монастыря, и вскоре произведён в Архимандрита Крестовоздвиженского монастыря. В 1811 году, Октября 21, скончался. 37. СИМЕОН Крылов, в 1810 году, Января 10, из Наместников Троице-Сергиевой Лавры. В 1811 году, Февраля 16, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса, Июня 10 – Членом Московской Синодальной Конторы; 1813 года Июня 17 – Орденом Св. Владимира 3 степени. В Августе 1814 года переведён в Донской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010