Причисленный недавно к лику святых возобновитель Николо-Угрешской обители преподобный Пимен Угрешский (Мясников, 1810-1880) свидетельствовал, что встал на монашеский путь в значительной степени благодаря влиянию Брянчанинова, тогда еще послушника 91 . Когда наместник Николо-Угрешской обители игумен Илларий, келейником которого был инок Петр - будущий архим. Пимен, претерпевал скорби и гонения, архим. Игнатий (Брянчанинов) утешает его в письме и вместе с о. Петром приглашает в Сергиеву пустынь 92 . В Николо-Угрешской обители до сего времени особенно чтится святитель Игнатий. " Саровская пустыня приняла Опыты с особенной любовью " , - пишет святитель. " Из письма М. Д. увидишь, как приняты Аскетические опыты в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. Четвертый (в последующих изданиях - пятый - ред.) том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкой рисунка. Тут действует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании, и в чтении Опытов " . 93 " Сведения, получаемые мною о том, как принимаются Опыты личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. Аскетическая Проповедь и Советы пополняют назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространяются и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка (т.е. из Бежецкого женского монастыря - ред.) пишут: " Опыты " приняты с великой любовью, эта книга заменяет " Добротолюбие " для нас, будучи гораздо понятнее, чем " Добротолюбие " , и содержа все, о чем говорится в " Добротолюбии... " (Письмо 558. С. 778). Игумения Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова, 1833-1905), не знавшая святителя при жизни, в его творениях увидела то же учение, что и у ее наставницы - благодатной старицы схим. Ардалионы, и вступила в духовное общение с учениками и сподвижниками святителя: " Вы спрашиваете, знали ли друг друга схимница Ардалиона и еп. Игнатий. Нет, не знали и даже никогда не слышали о существовании друг друга. Я тоже не знала Владыку. И в мои руки попало его сочинение только в 1867 году. Оно было издано в 1865 году. А матушка скончалась в 1864 году. Когда я прочла первый том, то была поражена сходством нашего духовного пути. Тогда у меня уже сложились духовные понятия и у меня уже были духовные ученики. Они тоже, читая еп. Игнатия, удивлялись сходству наших понятий духовных. Это признали и ученики еп. Игнатия, когда я приехала к ним в 1867 году. У меня тогда был только первый том... Но я вам должна сказать, что от одного чтения нельзя усвоить духовных понятий, а нужно жить по слову " 94 . " На днях я получила от А. Б. пятый том; как хорошо Вы сделали, что приложили хоть к этому портрет Владыки епископа Игнатия ... В настоящее время я читаю этот том, и как изречения Святых Отцов, так и взгляд на святое лицо Владыки действуют на меня необыкновенно хорошо " . 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Самое же главное в «Византизме и славянстве» прошло незамеченным. Это – указание на опасность (по Леонтьеву же – даже на неизбежность) всеобщего спасительного упрощения (нивелировки). Итак, в делах литературных Леонтьева постигла неудача: его новое слово все пропустили мимо ушей, а «восточные рассказы» и «Одиссей» печатались, но успеха не имели. Он литературным генералом не стал... Были у него и другие неудачи. Хождение по монастырям После возвращения в Россию Леонтьев продолжает думать о поступлении в монастырь. В августе 1874 г. он посещает Оптину Пустынь, где знакомится со своим будущим духовником, старцем Амвросием, и о. Климентом Зедергольмом , с которым он позднее сблизится. Но в Оптиной он не задерживается. Его выбор падает на Николо-Угрешский монастырь, расположенный всего в 15 верстах от Москвы; и это было для него очень существенно: ведь еще в Турции он мечтал о поступлении в подмосковный монастырь. Настоятелем был архимандрит Пимен – из купеческого рода Мясниковых (1810–1880); он написал «Воспоминания», но о Леонтьеве в этой книге не упоминает. Сперва Константин Николаевич живет в монастырской гостинице, а потом переселяется в келью. Все ему как будто по душе. Он пишет Губастову из Угреши: «Наконец, добрый мой Губастов, я у пристани. Монастырь красив, архимандрит ко мне милостив, келья опрятна и просторна. Я уже брат Константин, а не К. Н. Леонтьев ...» 598 Но, как мы увидим, ему пришлось скоро разочароваться... Возможно, что уход в Угрешу отчасти объясняется желанием избавиться от житейских забот, но было и другое: он ведь постоянно думал о своем клятвенном обещании постричься. От мирской суеты он, однако, не мог отойти. В том же письме Губастову он перечисляет свои заботы: Катков, банки, мировые расчеты с братьями, жена, Кудиново... В монастыре же, по назначению игумена, он носит воду, а зимой дежурит у ворот. Трудно себе представить Леонтьева с коромыслом или с колотушкой... На Афоне он постился, молился, но его там не заставляли делать черную работу. Здесь брат Константин смирился, но ненадолго. В неизданной «Исповеди» он пишет: «Телесно мне через 2 месяца стало невыносимо, потому что денег не было ни рубля, а к общей трапезе я никак не мог привыкнуть... Ел, только чтобы прекратить боль в желудке, а сытым быть – и забыл, как это бывают сыты... Отец Пимен звал меня дураком и посылал на постройки в сильный мороз собирать щепки... Братия была груба и завистлива. Старались подвести и нарочно очень худо говорили об игумене, а я защищал его и просил оставить эти разговоры» 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Когда же она заговорила на своем варварском языке, то святой послал к ней диакона Артемидора, который повелел ей: «Храни в душе эту тайну и никому не рассказывай об этом». Она же, едва услышала от него эти слова, ответила: «Я видела этого мужа, и теперь знаю, что он праведник (Ср. Ин.9:25 – прим. ред.). А что я пережила, этого не осталось в моем сердце». Об этом поведал потом в церкви, после кончины праведного Спиридона, преподобный Артемидор, ставший священником, – что сотворил преподобный Спиридон, еще будучи в теле и находясь в Антиохии. 10 . Пришел однажды торговец мясом, называемый «мясником», к праведному Спиридону домой, чтобы, по обычаю, купить коз. Когда праведный увидел его, [он] принял назначенную им цену, посчитал деньги и отдал ему стадо. При этом преподобный молвил ему: «Оставь плату у меня в доме и ступай». Мясник же оставил плату не за всех коз, как пообещал, но недодал за одну козу, и ушел вместе с праведным, скрыв от него правду. Но простота праведника обличила его злокозненное намерение. Ведь когда сказал мясник: «За всех коз оставил я в твоем доме плату», тот ответил ему: «Забирай тех, которых ты честно купил». Единственная непослушная из всех смирных коз, именно та, за которую покупатель не дал плату, долго убегала от своих товарок – других коз, за которых праведный получил плату. И когда мясник, не будучи ее хозяином, вновь насильно понес ее на плечах и оставил с теми, кого действительно купил, то лишился ее снова, ибо она ему не принадлежала. И убегая от него, она собственными устами вымолвила следующее: «Не подчинюсь я тебе и не последую дурной твоей уловке, ведь недостоин ты называться моим хозяином, ибо пожелал ты отнять меня у моего хозяина без платы. Твои же только те козы, которых ты честно купил за честную цену. А меня, в отличие от тех коз, ты должен оставить моему хозяину, ведь ты не дал за меня платы. Поэтому разум не позволяет мне стать твоей, а кричу я так для того, чтобы мой хозяин узнал об этом». Увидев, что [одна коза] блеет и бодается (Дословно: «бодается рогами» – прим. ред.), не даваясь в руки, праведный сказал гостю: «Нет, дитя, не борись с ней, но, поднявшись в дом, проверь плату за всех коз: может быть, по забывчивости ты ошибся и не дал за нее платы». Когда же понял гость искусство предведения, которым владел праведник, тотчас отдал недостающую плату и без какого бы то ни было принуждения забрал эту строптивую рабыню, которая побежала вместе со своими товарками, научив этого ненасытного человека не презирать простоты праведного, в чьем сердце обитает Бог и которому дано ведение тайного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

45) Атласные белые; храм не означен. 46) Атласные белые; храм не означен. 47) Атласные белые; храм не означен. 48) Атласные белые; храм не означен. 49) Атласные белые; храм не означен. 50) Атласный белый; храм не означен. На обороте написано: «1831 г. марта 16-го. Принят от Кронштадтской Владимирской церкви». Подпись у всех антиминсов таже и там же. 51) Атласный белый; храм не означен. 1810 года июня 17-го дня. Священнодействован преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Подпись таже и там же. 52) Атласный белый – во храм живопачальныя Троицы, что в 25-м Егерском полку. Священнодействован преосвященным Иринеем, Епископом Псковским 1810 года декабря 4-го дня. Подписи нет. 53) Атласный белый; храм не означен. Священнодействован преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским 1810 года; месяца и числа не означено. Подпись под рисунком: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский ». 54) Атласный белый; храм не означен; священнодействован тем же Преосвященным 1810 года; месяца и числа не означено. Подпись таже и там же. 55) Атласные белые; храм не означен. Священнодействованы тем же Преосвященным 1810 года; месяца и числа не означено. Подпись таже и там же. 56) Атласные белые; храм не означен. Священнодействованы тем же Преосвященным 1810 года; месяца и числа не означено. Подпись таже и там же. 57) Атласный белый – во храм Преображения Господня, что при Фарфоровом заводе. Священнодействован тем же Преосвященным 1812 года марта 3-го дня. Подпись таже и там же. На обороте написано: «1834 г. марта 8-го. Из церкви на Фарфоровом заводе». 58) Атласный белый – во храм Покрова Пресвятыя Богородицы. Священнодействован тем же Преосвященным 1812 года сентября 29-го дня. Подпись таже и там же. Семь антиминсов, освященных тем же Преосвященным 1812 года марта; дня не означено – 59) Атласный белый – во храм Успения Пресвятыя Богородицы. 60) Атласный голубой; храм не означен. 61) Атласный голубой – во храм 62) . Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Серьезное». оказывалось перевернутым и подчиненным игровой активности, характерной для мира фольклорного искусства. Согласно с эмблемным принципом, внизу Каждого клейма помещен текст, поясняющий изображение. Читая и рассматривая в хорошо знакомом ему порядке, человек переносился в особую «действительность», воспроизводившую шутовское поведение. «Серьезные» религиозные переживания, связанные с живыми интонациями житийной иконы, отступили на второй план. Все подчинилось не созерцанию, а действию, игре и смеху. В среднике этой «смеховой иконы» дана наиболее «перевернутая» и необычная картинка, в то время как в клеймах представлены сюжеты, связанные с ней не логикой повествования, а логикой абсурдных ситуаций. В среднике изображен бык, «разделывающий» топором повешенное вверх ногами тело мясника. Все это поясняет стихотворная надпись: «Бык не захотел быть быком, да зделался мясником, когда мясник стал бить в лоб, то не стерпя его удару толкнул рогами в бок, да мясник с ног долой свалился, тогда выхватил топор у него, потешился отрубивши ему руки и повесил его вверх ногами и стал тоскать кишки с потрохами». Кстати, эти вирши заставляют еще раз вспомнить икону Алексея Логинова: они подтверждают универсальность и всепроницаемость формообразующих принципов «низового барокко». 207. Николай Чудотворец с житием. Литография. 1867. Типография Е. Яковлева в Москве. Российская Государственная библиотека, Москва. 208 . «Бык не захотел быть быком и сделался мясником». Печатный раскрашенный лубок. Середина XVIII века. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. Существенно, что это перевертывание «смешного» (на уровне содержания) И «серьезного» (на уровне визуально-мыслительной схемы) – то есть так называемый «мир наизнанку» – с точки зрения неразрывности формы и содержания практически не обнаруживается в русской массовой примитивной иконе, подтверждением чему могут служить бесчисленные иконы «суздальских» писем. Другими словами, если по отношению к художественному фольклору (а шире – к профанной сфере) икона проявляла активность, то сама она обнаруживала плотную «закрытость» для проникновения в нее той игровой художественности, которая характеризовала светский лубок.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Когда блаженного приехал навестить Иван Катков (тот самый мясник с Подола, который доставлял ему в Братском монастыре лошадку), то, поисповедавшись и рассказывая старцу о своих делах, упомянул и о приобретенном им молодом бычке весьма строптивого нрава. Купил я, батюшка, бычка. Думал для себя оставить, да не знаю, что с ним и делать: одурел, скотина, совсем, на всех с рогами лезет. Хочу зарезать, да жалко. А ты мне его подари. Помилуй Бог, да к нему и приступить нельзя! Сколько людей уже искалечил. Ничего... Мы его смирению научим. Да как же я того... Очень просто. Подойди к нему и скажи: " Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему... " Мясник так и сделал. Подошел, по возвращении домой, к бычку, повторил сказанные старцем слова, и доселе фыркающий и озверевший бычок сделался кроток, как ягненок: смиренно стал ласкаться и лизать хозяину руки. Тогда работник накинул ему на рога веревку, и к вечеру бычок был водворен в Китаев к отцу Феофилу. Получив бычка, блаженный смастерил себе небольшую удобную телегу, сзади которой устроил на обручах крытую парусиной будочку, и стал путешествовать на " бойкуне " по городу. При этом старец никогда не садился спереди, а всегда сзади, спиной к быку и, укрепив на возу маленький аналойчик, опускался на колени и читал дорогой Псалтирь. Но вот что удивительно. Бычок не имел никакой упряжи, ни возжей, одно только ярмо, и точно мысленно предугадывая намерения своего хозяина, без всяких с его стороны возгласов и понуканий доставлял старца именно туда, куда ему была надобность: либо на Подол, в Братский монастырь, либо в святую Лавру. И такой, говорят, умница был ни за что на камень не наедет, а увидит бугорок, рытвину или канаву, непременно стороной обминет, чтобы угодника не потрясти... Но не будем удивляться тому, что неразумная тварь так повиновалась ему без кнута и доселе свирепый зверь сделался ручным и стал кроток пред ним как овца. Ведь отчего дикие звери стали ныне свирепы на земле? От жестокости людских нравов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1982...

Тогда мясник понял свою ошибку. Он забыл вытащить гирю в 200 драми после того, как обманул зеленщика! И батюшка подытожил: – Мясник «выиграл» 200 драми капусты, но уж не знаю, сколько килограммов мяса потерял за день, ведь его лавка была в самом центре города. Вот что случается с тем, кто нарушает заповеди Божии! Обман государства – Геронда, поскольку у меня сейчас нет страхового полиса, врач отметил вызов и записал лекарства в полисе моего отца. Это плохо? – Пойди и вычеркни это из отцовского полиса, а врачу заплати за вызов и за лекарства. Если же это невозможно, то пойди и раздай бедным те деньги, которые ты сэкономил. – Но… – И сделай это немедленно! Одна духовная дочь отца Епифания на работе занималась отправкой по почте православных журналов. Она привыкла, отправляя экземпляр своим родителям, которые были подписчиками, вкладывать в журнал и письмо к ним, чтобы сэкономить на марке. Когда она рассказала об этом батюшке, он строго сказал: – Поступая таким образом, ты обманываешь государство! Купи столько марок, сколько раз ты так делала, и разорви их! В доме одного из духовных чад батюшки произошло замыкание в счетчике, и он перестал учитывать расход энергии. – Геронда, – спросил этот человек отца Епифания, – то, что я не плачу за свет, это грех? – Конечно, чадо мое! Немедленно сообщи об этом в службу энергонадзора. Один духовный сын батюшки, врач, отправляясь на Всегреческую конференцию, на которой должен был получить премию за свои научные исследования, зашел к нему. Поздравив его, отец Епифаний сказал: – Однако не забывай, чадо мое: после всего этого – смерть! «Больший из рожденных женами», Иоанн Креститель «объявил и не отрекся, и объявил: я не Христос. И спросили его: что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет… я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу… Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Иисуса)…» ( Ин. 1, 20–27 ). Наконец, уникальный и неповторимый апостол Павел считает себя «извергом» и недостойным «называться апостолом», «бедным человеком», «первым из грешником» ( 1Кор. 15, 8, 9 ; Рим. 7, 24 ; Тим. 1, 15). Но… не будем продолжать этот список…

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Я не знал – «зачем?». Я ходил в церковь не из лицемерия и не потому, что этого требовала моя роль, хотя мать мне бы, пожалуй, не поверила; играть я начинал лишь в кафе «Кронер» и играл до половины одиннадцатого, а потом снова – от пяти часов дня до десяти; я думал об отце, пока уланы окончательно не исчезали за Модестскими воротами, это было легче, чем думать о матери; шарманщики, ковыляя, спешили в пригороды, им надо было добраться туда пораньше, чтобы умиротворить своей игрой сердца хозяек и служанок, скучавших в одиночестве. «О рассвет, рассвет печальный»; к вечеру они возвратятся обратно в город, чтобы переплавить в медяки меланхолию предвечерних часов. «Анне» Розмари»; а через дорогу мясник Грец прикреплял у своей лавки кабанью тушу – темно-красная свежая кабанья кровь капала на асфальт; вокруг кабана мясник развешивал фазанов, куропаток, зайцев – нежные перья и смиренные заячьи шкурки украшали громадную тушу; каждое утро Грец выставлял на всеобщее обозрение убитых животных, и всегда так, чтобы их раны были видны прохожим – простреленные заячьи брюшки, голубиные грудки, вспоротый бок кабана, – он хотел, чтобы кровь была на виду; розовые руки госпожи Грец укладывали ломти печенки между кучками грибов, икра поблескивала на кубиках льда рядом с гигантскими окороками; лангусты, лиловые, словно сильно обожженные кирпичи, беспомощно тыкались в стеклянные стенки плоских аквариумов, ожидая того момента, когда попадут в умелые руки хозяек; так было седьмого, девятого, десятого, одиннадцатого сентября тысяча девятьсот седьмого года, и только восьмого, пятнадцатого и двадцать второго сентября – по воскресеньям – фасад мясной Греца не обагрялся кровью; Грец вывешивал убитых животных и в тысяча девятьсот восьмом году, и в тысяча девятьсот девятом, и много лет подряд, их не было только в те годы, когда все подавляла высшая сила; я видел их каждый день пятьдесят с лишним лет подряд и вижу по сию пору, вижу, как ловкие руки хозяек торопливо выискивают в этот субботний день лакомые кусочки на воскресенье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=749...

Составившая при московской духовной академии переводный комитет, приступив, к исполнению возложенного на него поручения, на первых же порах встретился с затруднением, вызванным одним из пунктов определена Св. Синода от 7-го июля за 1858 год, именно касавшимся редакции подлинная; текста, с которого должно было делать русский перевод Нового Завета. Комитет нашел, что в духовных училищах России с 1810 до 1834 года употреблялся Новый Завет на греческом языке несколько иной редакции в отношении к тексту, нежели с 1834 года и что употреблявшийся с 1810 до, 1834 года (textus receptus) был ближе к редакции, которой, держится церковь восточная, нежели введенный в употребление с 1834 года (Титтманово издание). В виду этого оный комитет мнением положил: «при переводе следовать редакции московского издания 1810 года, как сходствующей с греческим изданием Евангелия для богослужения и ближайшей к славянскому переводу книг новозаветных, за исключеньем тех случаев, когда важный причины будут указывать нужду перейти под руководство другой редакции, более соответствующей ученым розысканиям о тексте новозаветном» 352 . По представлении этого мнения владыке на утверждение, последуй не ограничился одним лишь голословным утверждением его, но в резолюции своей от 22 сентября написал следующее: соглашаясь с правилом Комитета, не излишним признаю присовокупить следующее правило: в тех местах текста, в которых разные чтения греческих изданий 1810 и 1834 оба не представляют ничего сомнительного в смысле речи, и в которых славенский текст согласен не с изданием 1810 г., а с изданием 1834, не бесполезно в русском переводе следовать сему последнему, дабы русский перевод без нужды не отступал от славенского» 353 . За тем, когда в конце ноября того же 1858 года комитет представил владыке первые 10 глав Евангелия от Марка в русском переводе, то владыка, внимательно рассмотрев перевод, сделал много замечаний и поправок к нему. Так напр. во 2 гл. ст. 15 в конце комитет перевел следующим образом: «их (мытарей а грешников) много и было, и за ним вошло».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Бехтерево. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла , Введения во храм Пресвятой Богородицы , Василия Великого Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1810. Ссылки:     Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Бехтерево, улица Церковная, 8. Координаты: 55.831183, 52.120533 Проезд: Со стороны Набережных Челнов: на объездной дороге вокруг Елабуги на автодороге М-7 через 2 км после третьей развязки повернуть направо по указателю " Бехтерево " . Со стороны Казани: через 2,8 км после развязки с дорогой на Особую экономическую зону " Алабуга " (вторая развязка) повернуть налево. Далее ч ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Набережных Челнов: на объездной дороге вокруг Елабуги на автодороге М-7 через 2 км после третьей развязки повернуть направо по указателю " Бехтерево " . Со стороны Казани: через 2,8 км после развязки с дорогой на Особую экономическую зону " Алабуга " (вторая развязка) повернуть налево. Далее через 2 км в селе Бехтерево повернуть в четвертый проезд направо, через 400 метров церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм сооружён в 1800-1810 годы на средства купца Семёна Красильникова и прихожан. 23 января 1857 года в этом храме был крещён великий русский учёный Владимир Михайлович Бехтерев. Трехпрестольный каменный храм построен в 1800-1810 гг., главный престол освящен в 1806 г., правый придел - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы - в 1808 г., левый - во имя Святого Василия Великого - в 1810 г. Отдельно стоящая колокольня возведена в 1810 г. Церковь, построенная к стиле классицизма, находится в аварийном состоянии. Храм построен на средства владельца соседнего Коринского медеплавильного завода Семена Красильникова, проживавшего в селе Сарали (в 1774 г. в его доме останавливался Пугачев). Колокольня поставлена прихожанами. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. В начале 1700 года село называлось ясашным Введенским.

http://sobory.ru/article/?object=12713

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010