Николай 8 декабря 2012, 04:05 Ну,католики перевели с латинского на национальные мессу... Ушли и те,кто еще держался. Русский мат знаю,а церковнославянского - нет. Сакральное и профанное. Согласен на изменение,с условием,что церковнославянский станет разговорным,вместо русского. Мирослав 7 декабря 2012, 21:07 Господь воплотился в теле человека, чтобы спасти души человеческие... И как можно ставить вопрос, о том, что красивонекрасиво, главное, чтобы истина, мудрость, знание, Писание - было понятным. Чтобы люди вникали в смысл слов и менялось их мировоззрение, чтобы их мысли были сосредоточены на службе, чтобы открывалась истинная премудрость и красота смысла. Я считаю, что богослужение в российских храмах должно вестись на русском языке. Как во многих других странах, где есть православная церковь, на родном же языке читается... Главное, чтобы " глаголы жгли сердца людей " , чтобы люди становились ближе к Богу, меняя свою жизнь познавая премудрость... А тут споры о том, что красиво, что некрасиво. Как же можно язык на котором вы разговариваете, пишите, читаете называть " грязным " , " простым " . Это абсолютно такой же язык как для своего времени церковно-славянский... Еще апостол Павел писал: " Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом " . (Первое послание к Коринфянам 14:14,15) Я, конечно, не бунтую и протестую против современной практики ведения богослужения на церковно-славянском, но так хотелось бы, чтобы язык богослужения был сродни языку той страны, в которой я живу... Прежде всего мудрость и знание, а потом уже красота слова. Тем более, что красота понятие индивидуальное. Марина 6 декабря 2012, 02:40 Вячеслав Люлько написал: " Я полностью за русский язык в церковном богослужении. Вопреки статистики, у меня высшее образование с отличием. Нельзя сказать, что я безработный, но не очень богатый. Я воцерковляюсь шесть лет. Хожу в церковь по воскресеньям и по праздникам.

http://pravoslavie.ru/48856.html

1Кор.14:26 .  Итак чтó же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть по­уче­ние, есть язык, есть открове­ние, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Всякий дар должен служить к назиданию присутствующих при богослужении – это основное правило употребления даров. – «У каждого из вас», т. е. у одного есть один дар, у другого другой. Ап. перечисляет далее пять видов вдохновенного христианского творчества: 1) псалом или песнь, которую составлял христианин, под влиянием особого вдохновения. Это было импровизацией, как показывает самое выражение, употребленное здесь Апостолом ( ψαλμον χει); 2) поучение ( διδαχ) – это тоже слово премудрости или знания ( 1Кор.12:8 ); 3) язык или речь языками ( 1Кор.12:10 ); 4) откровение или «пророчество» ( 1Кор.12:10 ); и 5) «истолкование» ( 1Кор.12:10 ). 1Кор.14:27 .  Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и тó по­рознь, а один изъясняй. 1Кор.14:28 .  Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. О говорящих языками Ап. дает такие три правила: 1) число их должно быть в каждом собрании не более трех 2) они должны говорить не вместе, а по очереди и 3) они могут говорить только тогда, когда в собрании присутствует лицо, обладающее даром изъяснять их речи. Такие лица, очевидно, были уже известны в Коринфе. Впрочем, иногда и сам говорящий языками владел в тоже время и даром истолкования. – «Говори себе и Богу», т. е. не говори вслух в церкви, а молись про себя, – даже лучше дома. 1Кор.14:29 .  И про­роки пусть говорят двое или трое, а про­чие пусть рас­суждают. 1Кор.14:30 .  Если же другому из сидящих будет открове­ние, то первый молчи. О пророчествующих Ап. также дает три правила: 1) число пророков, говорящих в собрании, должно быть также небольшое (два или три человека); 2) пророчествование нуждается в пополнении, как и дар языков. Таким пополнением служит «рассуждение» или обсуждение новых мыслей, высказанных пророком, – насколько эти мысли согласны с основами Евангелия ( 1Кор. 12:1–3 ; ср. Ин. 16:13 и сл.). Это обсуждение совершалось другими ( «прочие») присутствовавшими при богослужении, способными к тому, христианами, т. е. прежде всего учителями веры, имевшими особое дарование от Духа Св.; 3) если, во время речи одного пророка, вдохновение осенит кого-нибудь другого, то первый должен замолчать и предоставить слово новому оратору, который, очевидно, получил новое откровение пополняющее то, которое уже сообщено было его предшественником. – Видно отсюда, что все присутствовавшие при богослужении сидели, и вставали только лица, принимавшие активное участие в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но сначала скажем об опасностях, подстерегающих делателя внешней молитвы, произносимой устами. Часто случается, что человек произносит слова, а мысли его плавают где-то далеко, или часто молитвенные тексты проговаривают без понимания их смысла. Такой подход свойствен скорее чародеям, чем христианам, Бог гневается на молитву, заключающуюся только в движении языка. Он говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф. 15, 8–9 ). Один духоносный старец привел такой пример: «Представь, что ты попал во дворец к императору, и тут в клетке доставляют арестованных мятежников, а ты, вместо того чтобы отвечать на вопросы царя, начинаешь переговариваться с его врагами. Разве царь не накажет тебя наравне с ними? Так и Бог гневается на тех, кто во время молитвы разговаривает с вражескими помыслами». Не от нас зависит, придут к нам на ум пустые мысли или нет. Но в нашей власти принять их или отвергнуть. Чтобы такого не было, необходимо понимать каждое слово молитвы. Апостол Павел говорит: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14, 19 ). Именно поэтому Церковь всегда заботилась о переводе молитвословий на понятный язык. Язык богообщения Часто слышатся упреки в том, что из-за церковнославянского языка в Церкви «никому ничего не понятно». Да, язык наш действительно необычный, но можно ли сказать, что он непонятен для всех? Молитвы на церковнославянском языке существуют для тех, кто уже живет христианской жизнью, а вовсе не для проповеди прохожим. Если бы сами христиане не понимали богослужения, тогда действительно надо было бы менять язык, но дело обстоит не так. Славянский язык – это особая, священная форма русского языка. Если угодно, это «профессиональный язык молитвы». Конечно, человек, впервые пришедший на лекцию по высшей математике, почти ничего не поймет, так что же удивляться, если не сразу становится понятен и язык молитвы! Он предназначен для особой цели, и когда стремления к этой цели нет, то всякие переводы бессмысленны.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Примеч. Под даром пророчества разумеется дар боговдохновенной речи, боговдохновенного изъяснения тайн веры и будущих судеб Церкви. Гл. 14, ст. 1–6. Здесь ап. Павел показывает преимущество, какое имеется на стороне дара пророчества в сравнении с даром языков. Оно состоит в том, что, кто говорит на незнакомых для собрания языках, тот не служит назиданию собравшихся, а кто пророчествует, т. е., изъясняет предметы веры, тот назидает церковь . Эти мысли апостола (равно как и мысль ст. 19) штундисты стараются обратить в упрек против не всем понятного славянского языка, употребляемого у нас в богослужении. Но ап. Павел не порицает дара языков, и о нем выражается с уважением («кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу“, «тайны говорит духом», ст. 2, «назидает себя», ст. 4), благодарит Бога за то, что больше всех владеет этим даром (ст. 18), если же и говорит о бесполезности его для слушателей, то при том только условии, когда речь на незнакомом языке не сопровождается изъяснением (ст. 6, 19, 39). Между тем, непонятные славянские речения в наших церковных молитвах изъясняются и в школе, и с церковной кафедры. Кроме того, церковно – славянский язык не может назваться незнакомым для русских христиан, так как большею частью слова его общи и употребительному русскому языку, и лишь весьма малая часть их исключительно принадлежит только церковно-славянскому. Да и можно ли найти такое наречие или говор, изобрести такое изложение, чтобы все слова и выражения были, при многочисленном собрании людей, для всех одинаково ясны? Ст. 26. «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: все сие да будет к назиданию». Здесь изображается порядок, который был уместен в апостольское время, но не в наше. Церковь изобиловала тогда чудесными дарованиями, но число верующих было еще не велико; богослужебные песни и молитвы только еще слагались; чин богослужения не имел еще определенности. Посему отдельному верующему, ощутившему в себе присутствие Духа Божия, дозволялось выступать со своею песнию, псалмом, со своим откровением или поучением. По что было бы в храме в наше время, если бы, при огромном множестве верующих, каждому из них дозволялось петь свою песнь, сказывать свое поучение? Уже и апостолу Павлу приходится ограничивать число желающих говорить в церковном собрании, и он уже пишет: «говорите двое, или много трое, и то порознь» (ст. 27), «пророки пусть говорят двое или трое» (ст. 29). В наше время говорить в церкви предоставляется лишь людям, правомыслие которых – вне всякого сомнения, и которые имеют на это позволение представителя Церкви, епископа или священника. Такой порядок вполне. целесообразен, предохраняет от неустройства, от которого предостерегал Коринфян и апостол (ст. 33), и способствует к назиданию церковного собрания (ст. 5). А штундисты хотят такого порядка, когда каждый мог бы являться совершителем богослужения; но этот порядок есть беспорядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Vladislav 7 июня 2013, 15:37 Категорически против изменения языка Богослужений.Что касается лексики ЦСЯ, то она намного богаче СРЯ. Сейчас, слава Богу, издано много литературы с пояснениями и переводом. К чему менять язык?Люди,которые хотят ходить в храм, найдут тысячу возможностей,а люди, которые не хотят, тысячу причин. Церковь должна прислушиваться, но не должна идти на поводу современного общества!Так недалеко и до венчания людей с нетрадиционной ориентацией дойдем... Максим 14 апреля 2013, 21:01 Один вопрос без ответа: где спрашивали : в храме или на улице. Хотя смысла опроса не вижу. Подобные решения в Церкви всегда выносили пастыри (собор епископов ) , а никак не паства. Олег 31 марта 2013, 11:20 Я,Ромашов Олег, г.Харьков,полностью согласен с комментариями (Юрий Мелитополь) и (мирянин )и (derkulinn@yandex.ru,Протоиерей Николай, Владимирская епархия). Люди добрые! Молитесь! " Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф. 22: 36-40) " И будете Вы службы понимать на любом языке .... А вопросами просвещения народа, по моему мнению надо больше заботиться руководству Церкви,монашествующему люду, писать книги поясняющие текст служб на местных языках,выставлять их в церквах... А , то у нас не все и русский то понимают... Сантехник 29 марта 2013, 09:39 Сантехник - иеродиакону Максиму. Знаете, ув. Батюшка, ваша мысль меня почему-то " зацепила " - не знаю, почему... Позвольте потратить Ваше время на обсуждение Вашей мысли? Итак. Прежде всего, " разобьем " суть Вашего мнения на две части: 1. Допустимо ли принципиально служить в Храмах не на ЦСЯ или недопустимо? Кто должен отвечать на этот вопрос - " полнота " или Начальство - не знаю, но решать-то все-равно руководству. Верно? Если принимается решение служить в России исключительно на ЦСЯ - то Ваш вопрос-комментарий сразу же снимается. Правильно?

http://pravoslavie.ru/48856.html

Ибо Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое. Престолы ли, Господства ли, начала ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть Глава телу Церкви. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы с Ним обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, и земное и небесное, даровав мир чрез Него, кровью Креста Его». г) Российское миссионерское общество не встретило бы значительных затруднений, если бы вознамерилось в пользу воспитанников миссионерского института составить собрание лучших стихотворений и образцовых прозаических сочинений на русском языке. В выборе этих произведений русской словесности слушали бы строжайшей критики. В самом расположении сочинений соблюли бы порядок и систему, которая была бы угадываема чувством читателя, например: сборник стихотворений начинался бы одой Ломоносова «Вечер». Лице свое скрывает день, Луга покрыла мрачна ночь, Вошла на горы черна тень, Лучи от нас сокрылись прочь, Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. Потом бы следовало стихотворение Жуковского, также « Вечер»; но тут некоторые, не многие выражения надлежало бы переменить на другие. Далее; « Утро» Ломоносова, а за ним « Утро» Державина и его же славная ода « Бог»; Козлова « Моя Молитва»; Ломоносова «О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек». Мысли из Экклезиаста, стихотворения Карамзина и ода Державина на смерть Мещерского: Глагол времен, металла звон, Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет, и к гробу приближает. Без сомнения, не пропустили бы оды Жуковского: « Певец во стане Российских воинов», но надлежало бы поставить и эту дорогую картину в приличном месте. Такие сочинения воспитанники первых четырех классов утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Такие мелочи, как эпиграммы и эпитафии и другие подобные сочинения, тут не имели бы места. В собрании прозаических сочинений, без сомнения, первое место занимали бы избранные слова проповедников Российской Церкви. Они были бы также размещены по порядку определяемым отношениями и связями истин. Это было бы похоже на прекрасную богословскую систему в проповедях, которые воспитанники утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Может быть, в это собрание вошли бы сочинения Муравьева « Письма о богослужении Восточной Церкви» и « Путешествие в Палестину»; « Разсуждение о молитве за усопших» протоиерея Тимофея Никольского; « Разсуждения воспитанников академий духовных»; « Сокровище Духовное от мира собираемое», творения Тихона Воронежского,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

7 . Умерший, подобно живым, нуждается в «милости», т.е. в заупокойных ритуалах (ст. 7:36). На представление о смерти как не абсолютном, а лишь относительном окончании жизни, точнее переходе в другое состояние бытия, которое не называется «жизнью» (например, загробной) и «деятельностью» в силу зауженности самих этих понятий по сравнению с их употреблением в современном языке, а не в силу представления об окончательном уничтожении человека, – указывает и понимание автором Премудрости Сираха некоторых библейских сюжетов. Так, видение царю Саулу тени пророка Самуила, вызванного волшебницей в Аэндоре, он интерпретирует следующим образом: «[Самуил] пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (ст. 46:23). Еще примечательнее истолкование им событий, связанных со смертью пророка Елисея: «Ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; и при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (стт. 48:14–15; ср. 3Цар 13:14–21 ). В сущности, все это подразумевает, что Елисея «не одолела» и сама смерть. Эсхатологическим звучанием также наделяется утешение в бездетности: «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых, ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет» (ст. 16:3–5). Это высказывание выглядело бы абсурдным, как будто бы от «умершего бездетным» сможет «населиться город», если бы мировоззрение автора не вкючало в себя веры в воскресение и вечную жизнь праведных. Подобный пассаж, подтверждающий нашу интерпретацию, есть и в книге Премудрости Соломона: «Блаженна бесплодная, которая нескверна, ибо не познала ложа в падении; она получит плод при воздаянии святых душ. И скопец, который не сделал рукой беззакония и не помыслил на Господа зла, – дастся ему избранная благодать веры и жребий в Храме Господнем приятнейший» ( Прем 3:13–14 ). Поскольку скопцы не могли даже присутствовать на богослужении, подчеркнуто эсхатологический смысл данного фрагмента вполне очевиден. Причем восходит эта эсхатология к пророку Исайи, который первый делает перспективу вечности утешением для евнухов и язычников: «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис 56:3–5 ). Получение «плода» (καρπν) бесплодной женщиной (στερα) или девой, почему-либо не выданной замуж, «при воздаянии святых душ» – яркое свидетельство того, что за границей истории полагается новая реальность, которая обладает всеми признаками жизни: в ней есть рост, прибавление, плодоношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Итак, если хочешь быть монахом, прежде всего очистись от всякой плотской и духовной скверны, совершая святыню в страхе Божием; приобрети смиренномудрие, через которое будешь наследником вечного блаженства; отложи обычную житейскую гордость, будь всем послушен, безропотен в заповеданных тебе послушаниях, терпелив в молитве, прилежен к Богослужению, не унывай в искушениях, не ослабевай в постах, помни, что только молитвой и постом можно умилостивить Бога. Не малодушествуй в своих немощах, отличай лукавые мысли, потому что враг непрестанно будет предлагать тебе воспоминания прежней мирской жизни и внушать ненависть к добродетельной жизни, но ты, как уже ставший на путь, ведущий в Царство Небесное, не возвращайся назад, так как возвращаясь назад, ты будешь не благонадежен для Царства Небесного. Не предпочитай чего либо больше Бога; не возлюби больше чем Господа ни отца, ни мать, ни братьев, никого из близких, ни самого себя, ни царства мира, ни славу, ни какого либо покоя. Не уклоняйся от нищеты, поношения, унижения от людей и от всего того, что считаешь трудным, но все это неси до самой смерти, чтобы свободно следовать за Христом. Всегда смотри на живших добродетельно, с упованием на Бога; постоянно размышляй об угодивших Богу всех от начала мира мучениках и преподобных, которые многими усилиями и трудами, бесчисленными страданиями и смертью приобрели блаженство в Боге. Особенно же всегда помни спасительные страдания и животворную смерть Господа нашего Иисуса Христа, Который ради нашего спасения добровольно пострадал, чтобы и тебе легче было ради Него терпеть скорбь и притеснения монашеской Жизни. Будь всегда бодр, переноси страдания, как добрый Христов воин, ибо Сам Господь Бог наш, богатый милостями, ради нас обнищал, уподобившись нам, чтобы мы обогатились Его райским блаженством. Поэтому и нам, Его подражателям, должно все переносить ради Него, день и ночь совершенствуясь в Его заповедях, так как Сам Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Павла, когда он писал к Римской Церкви: «Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу о Израильтянах, есть о спасении их. Истину говорю перед Христом, не лгу перед Духом Святым: (в чем свидетель мне совесть моя) что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Ибо я желал бы сам отлучен быть от Христа за братьев моих, родственников моих по плоти, которые суть израильтяне, коим принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования, коих и отцы, и от коих Христос по плоти. Бог над всем благословенный во веки, аминь». Таковы Св. Павла желания, таковы молитвы, столь глубокая и искренняя печать и туга сердечная, столь чистая и Божественная любовь и готовность на жесточайшее самопожертвование, без сомнения, на была бесплодна и на земле в его подвигах и страданиях Апостольского служения, и в небесах, приемлющих благовонные курения сего духовного фимиама, и посылающих земли благословения дождь ранний и поздний, и сообщающих ей плодородие. Но сколько кто может вместить, столько и да вмещает. И когда многие чада церковные хотя бы немного восприемлют участие в сем духовном труде Св. Павла, тогда и сии частицы малые, соединяясь в сердце Небесного Отца, составляют вкупе великое благо человечества и богатство Христовой Церкви. Но как Апостол Павел огонь оный возбуждал и питал в себе пророческим ветхозаветным словом, которому внимая, и сам получал явление пророческого духа на пользу Церкви, то великая польза для христиан Российских, от полной Библии на живом отечественном языке и с сей стороны, очевидна. Ибо когда Пророческое и Апостольское слово будет в живом наречии, и так сказать в устах народа, тогда будет ближе и к сердцу верующих. А чем более будет сердец, усвоивших мысли и чувствования Пророков и Апостолов, тем желание просвещения и спасения как слепотствующим магометанам и евреям, так и прочим народам России преданным, в нашей Церкви будет сильнее, искреннее, основательнее, деятельнее, ревностнее, постояннее, и в тоже время как для Россиян, освящением духа народного, так и для всех нехристианских народов, заключающихся в гражданском составе державы, благотворнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Почему так важно было для Христа поставить детей в пример взрослым? Потому что душа ребёнка была для Спасителя образом той чистоты, которой должен достичь каждый, чтобы войти в Царство Божие. Сохраняйте свои души чистыми для Христа. Не пускайте в них злые мысли и желания, зависть, осуждение и гордость. Тогда и когда вырастете, останетесь чистыми душой, как дети. 42. Молитва Отче наш Однажды, когда Иисус Христос молился и окончил молитву, один из учеников сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн Предтеча научил учеников своих». Господь сказал им: «Когда молитесь, говорите так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». На нашем современном языке это звучит примерно так: «Отец наш, Который на небесах! Да прославляется и освящается имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть исполняется воля Твоя на земле так же, как и на небе. Подавай нам на каждый день необходимое для жизни (хлеб). И прости нам наши грехи, как и мы прощаем нашим обидчикам. И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от нападений лукавого диавола». Молитва «Отче наш» называется ещё Господня молитва, потому что нам дал её Сам Господь Иисус Христос. Нужно молиться её словами каждый день, а ещё хорошо бы знать наизусть. Конечно, в Церкви много разных молитв, но все они и весь строй церковного богослужения следуют образцу молитвы «Отче наш»: в них мы тоже сначала прославляем Господа, выражаем желание жить по Его святой воле, а потом просим у Него простить наши прегрешения и дать необходимое для жизни на земле. 43. Десять прокажённых Всех нас родители и учителя с раннего детства учили благодарить за доброе дело или слово. Это норма для воспитанного человека. Но скажу вам больше: это и евангельская заповедь! Святой апостол Лука рассказывает вот такой случай.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010