8–12; 3. 21) III. Экклесиология Послания Вторая молитва . Тема Церкви (1. 15–23) А. Основание Церкви во Христе Б. Толкование выражения «полнота Наполняющего все во всем» (1. 23) (Библейские комментарии. НЗ VIII. С. 145–147) Свойства Церкви А. Апостольство – Что означает утверждение Церкви на «апостолах и пророках» (2. 20 и 3. 5)? – Как апостольство Церкви понимается теперь? Б. Единство Церкви – Основание единства Церкви (4. 4–6) – Единство бывших язычников и иудеев (2. 11 – 16) – Единство небесных и земных (2. 18; 4. 8–10) – Единство в многообразии (4. 11–16) Святость Церкви – Основание святости Церкви (5. 25) – Очищение «банею водною и посредством слова» (5. 26) – Кого освящает Христос (5. 25–26)? – Можно ли говорить том, что ап. Павел учит о соборности Церкви? Образы Церкви А. Церковь – тело Христово – Как ап. Павел понимает значение главы для тела (ср. 4. 15–16)? – Сравните этот образ в Еф. с 1Кор 10.17 . В чем состоит отличие? – Христос – глава тела Церкви (1. 10; 1. 22; 4. 15) Б. Церковь – храм Божий – ВЗ основание образа – Христос – краеугольный камень Церкви ВЗ пророчества ( Пс 117. 22 ) Самоименования Себя так Христом ( Мф. 21. 42 ; Мк 12. 10 ; Лк. 20. 17 ) Апостольские речения ( Деян. 4. 11 ; 1Петр 2. 4–8 ) – Апостолы – основание Церкви (2. 20; 3. 5) В каком смысле говорится об апостолах как об основании Церкви? говорится об основании Церкви на «апостолах и пророках»? Кто эти пророки? – Действие Святого Духа по устроению Церкви (2. 22) Церковь – невеста Христа – ВЗ основание образа – Отношение Христа и Церкви (Библейские комментарии. НЗ VIII. С. 221–222) – Литургическое использование данного образа Церковь – семья Божия (2. 19) Значение Церкви Тайна устроения Церкви (3. 9–10) Б. Крест Христов – утверждение Церкви (2. 16) Церковь – место славы Божией (3. 21–22) Г. Церковь – место доступа к Отцу (3. 12) Д. Церковь – место реализации спасительного подвига Христа (3. 8–12; 3. 21) Е. Церковь – место единства (2. 14–18; 4. 15) Ж. Церковь – место освящения христиан (5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Посему-то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением Св. Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям Церкви ( Деян.8:27–35 ). Девятый член. Церковь есть общество истинно-верующих в Иисуса Христа, установленное Самим Господом Христом ( Мф.16:18 ). Церковь Христова есть хранительница истины ( 1Тим.3:15 ), почему и называется «православной», т.е. право-славящей Господа. Те св. храмы, в которые собирается церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви, и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Христа ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборцами, пашковцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, – в Слове Божием написано: они отделяются от единства веры ( Иуд.1:17–21 ), от призвавшего благодатью Христовою священника переходят к иному благовествованию вследствие людей, смущающих ( Гал.1:6–8 ), отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников ( 1Тим.4:1–3 ); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (Тим.1:3–7), извращающие апостольские Писания ( 2Пет.3:15–17 ); будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды ( 2Кор.2:13–15 ), эти льстивые лжеучители дерзко злословят высших ( 2Пет.2:1–11 ). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные святой Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них ( Рим.16:17–18 ), ибо споры с ними могут быть не только бесполезны, но даже вредны ( Тит.3:9–11 ; 1Тим.6:3–5 ). Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечере Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя… сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.2:23–29; 10–16 ). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:51–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только епископы есть начальники церкви. «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедав нам, повелевает Христос апостолам (Мф. 28:19–20). Он же говорит: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается». 29 ( Лук. 10:16 ; Мф. 10:14–16). «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, говорит ап. Павел, яко слово воздати хотяще». ( Евр. 13:17 ; 1Сол. 5:12–13 ). «Епископу повинуйтеся яко же Господу, говорит св. Игнатий богон., той бо бдит о душах ваших, яко слово отдати хотяй Богу». (Трал. л. 7). «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их», постановляют апостолы (39 ап. пр.). «Следуя божественным заповедям и каноническим постановлениям о том, что не должно без согласия своего епископа делать и говорить что либо, касающееся церковного благочиния, а тем более относящееся к догматическим вопросам», говорит св. Феодор Студ. (т. II, стр. 324; ещё см. ниже в VIII гл. святит. наставл.). «Апостолы суть начальники, говорит св. Златоуст, которые получили не разные народы и города, но которым всем вместе вверена вселенная... Подлинно, это начальство гораздо выше того (гражданского) и больше сдерживает нашу жизнь, так что если бы оно прекратилось, то всё расстроилось бы и разрушилось.» (т. III. стр. 80). Он же говорит: «Своим преемникам 30 они (апостолы) передали и сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть на небе и на земле.» (т. VIII, стр. 773, т. 1, 753). Ещё: «епископство его да приимет ин ( Деян. 1:20 ), т. е. начальство, священство» (т. IX, стр. 32). «Архиерее же, говорит Сим. Солун.. ради власти и начальства Духа благодатию мажеми, поставиши бо тыя, глаголет, начальники над всею землею» (гл. 206, л. 184 об.). Таким образом из приведённых свидетельств видно, что начальниками церкви состоят только одни епископы, которым Господь вверил людей Своих и за которых они должны будут дать Богу ответ 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Мф.3:15 .  Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне… Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь… Перестань теперь снимать покровы с Моей непогрешимости и Божества, не время теперь для этого, но Я крещусь от тебя согласно Домостроительству. Как ради людей Я стал человеком, чтобы, как человек, поразить угнетающего их дьявола, – так ради людей Я крещусь, как они, чтобы в водах погребсти нечистоту долженствующих возродиться водою и Духом. Вместе с тем Я делаю это по Домостроительству, чтобы чрез крещение явиться народу. Мф.3:15 .  Тако бо подобает нам исполнити всяку правду. ...ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Так прилично мне исполнить всякую Божественную заповедь, потому что под правдою разумеется здесь заповедь Божия. Все, говорит, заповеди, какие предписал Закон, Я исполнил; остается только одна, именно чтобы Я крестился. «Тако подобает исполнити всяку правду», разумеется чрез крещение, чтобы, как ветхий Адам не исполнил одной заповеди, так Я, новый Адам, исполнил за него все, устроил его будущность и освободил Своих последователей от того осуждения, которому тот подверг всех, происходящих от него. Заповедью Божиею было и крещение Иоанна, потому что он говорит: «Пославый мя крестити водою, Той мне рече» и т.д. ( Ин.1:33 ). Мф.3:16 .  Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды... Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды... Некоторые говорят, что Креститель всякого крещаемого, погрузив его по шею в воде, удерживал, пока тот исповедовал свои грехи, и только после исповеди он выходил из воды, – но Христос, не имея грехов, не был удерживаем в воде, и потому евангелист сказал, что Он тотчас вышел из воды. Мф.3:16–17 .  И се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се, глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. ...и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас был с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Петр (Мф.26:75). Причем эта исповедь выражается нами или в обычной молитве, какою, к примеру, молились Неемия за народ свой ( Неем.1:4–11 ) и мытарь в храме ( Лк.18:13 ); или – нарочито, в особом таинстве, пред лицом Богом поставленных пастырей. Так именно – а не в одной молитве лишь – Сам Господь приказал каяться и очищаться от грехов израильтянам ( Лев.5:13; 6:6–7 ; Чис.5:6–8 ; 1Цар.2:25 и др.). Так каялись: Аарон – в присутствии Моисея, великого посланника Божия ( Чис.12:11 ); Саул – пред лицом Самуила ( 1Цар.15:24 ); Давид царь, после обличения его за прелюбодеяние пр. Нафаном ( 2Цар.12:13 ; Ср. 24:10); возвращенные из плена евреи пред священником Ездрой ( 1Езд.9:1–15; 10:1–2 ). Позже, те же евреи «выходили» к Иоанну Крестителю на Иордан, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:5–6 ). Эта открытая исповедь, со времени получения Апостолами права «вязать и решить» ( Ин.20:22 ; Мф.18:18 ), окончательно и установилась в Христовой Церкви (Ср. Деян.19:18 ). Нерушимо соблюдается она и ныне нами – православными, как надежнейшее средство, чрез которое божественная благодать очищает наши немощные души от всяких греховных пятен. Итого, стало быть, в согласии с Словом Божиим мы принимаем три главных вида покаяния. В основе всех этих видов лежит «сердце смиренное и сокрушенное» ( Пс.50:19 ). Без него нет покаяния и спасения от мук ( 2Пет.3:9 ); но и без разрешения кающегося грешника Богом поставленным пастырем трудно быть уверенным в том, что Господь действительно простил мне грех мой ( Прит.20:9 ). Поэтому Св. Церковь , заботясь о нашем спасении, требует, чтобы мы неукоснительно совершали над собой таинство покаяния, – и особенно перед смертью. Кто лишается этого таинства по какой-либо винословной причине, и так отходит к Господу, – о том мы во всяком случае скорбим и усердно молимся. Впрочем, погибшим такого брата не считаем ( Мф.18:14 ): мы веруем, что Милосердный Бог, установивший видимое таинство для разрешения от грехов ( Ин.20:22 ), по молитвам Церкви земной и небесной ( Ин.15:16, 17 ; Иак.5:16 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помилуй, Господи, того, кто беден и замучен нищетой, подай богатую им милость, моленья ради святой Богородицы, силою честного креста и святого тридневного воскресения твоего, и славного ради пророка и предотечи Иоанна, и всех ради твоих пророков и апостолов, святителей, и мучеников, и преподобных отцов, и святых жен, и всех святых твоих, собравшихся в Никее святых отцов трехсот и восемнадцати, и святых отцов, поручителей о нашем покаянии — Василия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николы, и святого отца нашего Антония , светильника всей Руси, обещавшегося молиться за нас. Покой, Господи, души рабов своих, правоверных князей наших и епископов, имярек, и всех наших сродников по плоти, имярек. Покой, Господи, души рабов своих, всех православных христиан, умерших по городам и селам и в пустынных местах, в пути и на море. Покой их в месте светлом, с сонмом святых, в ограде благого рая, в жизни бесконечной, в неизглаголанном и немерцающем свете лица твоего. Ибо ты — покой и воскресение усопшим рабам твоим, Христе Боже наш, и славим тебя со Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно. notes Примечания 1 Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о работниках в винограднике. См. Мф. 20, 13–15. 2 Ср. 1 Фес. 2. 9—10; 2 Фес. 3. 7–8. 3 Ср. 2 Фес. 3. 10. 4 Здесь Феодосий имеет в виду евангельскую притчу о десяти девах. См. Мф. 25. 1—12. 5 Деян. 20. 35. 6 Пс. 40. 2. 7 Мф. 5. 7. 8 Здесь и далее Феодосий имеет в виду события, которые происходили при исходе израильского народа из Египта в землю обетованную. См. Исход. 13. 18–22; 14. 10–12. 9 См. Исход. 14. 21–31. 10 См. Исход. 15. 23–25. 11 См. Исход. 32. 1—14. 12 См. Числ. 20. 1—11. 13 См. Исход. 16. 4, 12–35. 14 Мф. 26. 8–9; ср. Мк. 14. 4–5; Иоан. 12. 4–5. 15 Ср. Иерем. 9. 1. 16 Пс. 114. 5. 17 Пс. 135. 23. 18 Феодор Студит (VIII–IX bb.), игумен Студийского монастыря в Константинополе, с именем которого связывалось сложение Студийского церковно-монастырского устава. Феодосий имеет здесь в виду правила Студийского устава, которыми руководствовались в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав был принят в Киево-Печерском монастыре в первые же годы его существования (см.: Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 108; Абрамович Д. И.Киево-Печерський патерик. У 1931. С. 39) и отсюда распространился по всем другим русским монастырям и оставался в обиходе на Руси вплоть до XIV века, когда его сменил Иерусалимский устав. 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

После этого, Ап. Петр крестил сотника Корнилия с семейством (10:48); Ап. Павел крестил Лидию и дом ее (16:15), он же крестил в Филиппах темничного стража с домашними его (16:33 – употребленная здесь форма глагола βαπτσθη показывает, что страж был крещен кем-то, т. е. Ап. Павлом, виновником его обращения ко Христу), некоторых из коринфян (18:8, 1Кор. 1:14, 16 ) и некоторых учеников Иоанна Крест., в Ефссе ( Деян. 19:6 ). На крестившихся низводились, через возложение рук, дары Св. Духа. Эта власть совершать таинство руковозложеиия, вскоре замененного миропомазанием (Опыт Прав. Догм. Бог . Еп. Сильвестра, т. IV, стр. 379, К. 1889), принадлежала, исключительно, Апостолам, что видно из VIII и XIX гл. кн. Деяний (Архим. Макарий. Толк. Ап., кн. 1, Деян. св. Ап., стр. 222–223, М. 1876). О данной Апостолам власти совершать таинство причащения, повествует Лука ( Лк. 22:17–20 , Деян. 2:42, 46; 20:7 ), Матфей ( Мф. 26:26–29 ), Марк ( Мк. 14:22–26 ) и Ап. Павел ( 1Кор. 11:23–25 ).О власти принимать в церковь кающихся христиан и разрешать их от грехов, или совершать таинство покаяния, известно, во-1-х, что Сам Спаситель дал эту власть своим ученикам ( Мф. 16: 19 , ср. Ис. 22:22 и Откр. 1:18 , Мф. 18:17–18 , Ин. 20:21–23 ) и, во-2-х, что Апостолы разрешали кающихся. В кн. Деяний повествуется, что после того, как сыны Скевы иудеянина, заклинавшие духов именем Иисуса и Павла, подверглись за такую безрассудность опасности жизни от бесноватых, «многие из уверовавших (крещенные – Деян. 4:32 , 1Сол. 1:7 ) приходили, исповедуя (εξομολογομενοι от μολσγεν ,что значит, вообще, устно исповедовать, признавать что-либо – Лк. 12:8 , Ин. 1:20 , Деян. 24:14 , Рим. 10:9 – и, в частности, устно исповедовать грехи, признаваться в них – Мф. 3:6 , Мк. 1:5 ) и открывая (ναγγλλοντες – от ναγγλλω – раздельно перессказывать что-нибудь) дела свои – τς πρξεις, что означает, иногда не только грехи, но и чудеса ( Деян. 19:18 , ср. 1Кор. 5:5 ; 2Кор. 2:6–10 ). Здесь нельзя разуметь чудеса. С одной стороны, не естественно, чтобы страх, которому подверглись Ефесяне вследствие постигшего наказания сыновей Скевы, привел их (Ефесян) к хвастовству какими бы то ни было делами, а не к исповеди грехов, с другой стороны, в сирском переводе звачится: renuntiabant offensas suas, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося: принявшие обращение через св. Иоанна Крестителя выражают это погружением в воду, а грядущий за ним Мессия очистит их «Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). Покаяние по учению Господа Иисуса Христа Учение о покаянии Господа Иисуса Христа, так же как и у св. Иоанна Крестителя, предполагает полную перемену жизни человека для обращения к Богу, для новой жизни – жизни вечной. Принципиальное отличие учения Иисуса Христа от ветхозаветного и Иоаннова в том, что пророки и св. Иоанн Креститель, призывая к покаянию, в качестве конечной цели верующего указывали на Бога, оставаясь при этом лишь глашатаями Божиими. Христос, как воплотившийся Сын Божий, призывая в покаянии к Богу, призывает к Себе, и именно Он дает покаявшемуся новую вечную жизнь. Как и у св. Иоанна Крестителя, первые слова общественной проповеди Господа Иисуса Христа были призывом к покаянию. В передаче евангелиста Матфея они звучат совершенно тождественно Иоанновым: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (μετανοετε· γγικεν γρ βασιλεα τν ορανν – Мф. 4:17 ). Согласно евангелисту Марку, в призыве Господа звучало также и объяснение того, что покаяние необходимо, дабы уверовать в Евангелие: «Покайтесь, и веруйте в Евангелие» (μετανοετε κα πιστεετε ν τ εαγγελι – Мк. 1:15 ). Подобно св. Иоанну Крестителю, Господь избирает в качестве внешней формы обращения к Богу погружение в воду – крещение. Но это крещение онтологически носит принципиально иной характер, даруя верующему в Сына Божия очищение от грехов и благодать Святого Духа ( Мф. 3:11 ; Лк. 3:16 ; Деян. 1:5; 2:38; 22:16 др.). Поэтому крещение Иоанна св. ап. Павел назвал «крещением покаяния» (βπτισμα μετανοας – Деян. 19:4 ). Христово крещение требует покаяния лишь в качестве приготовительного этапа, само же по себе оно является вхождением в Царство Небесное и соединением с Богом во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

7) Изгнание торгующих из храма. У нас во св. храме, когда берут свечи, то никакой торговли не бывает: человек жертвует деньги, и староста дает свечку, которую зажигают во славу Божию. Не то было в храме Иерусалимском: великое безобразие происходило, когда там находился скот и шел шумный торг, – храм делали домом торговли и вертепом разбойников. Господь изгнал скот и торговцев ( Ин.2:13–17 ; Мф.21:12–13 ), и тем заповедал и нам оказывать подобающую честь дому молитвы или дому Божию, в котором Он являет Свое присутствие ( Деян.22:17–18 ). 9) Избрание апостолов. В число апостолов избран был Иуда Искариотский, его предательство наперед знал всеведущий Господь ( Лк.6:13–16 ); что же удивительного, если между теми, кого избирают неведующие будущего люди, бывают злые? Разумеется, эти злые, подобно Иуде, отдадут за себя ответ Господу. 10) Заповеди блаженства. Блаженны люди гонимые только тогда, когда их преследуют «лжуще Мене ради», т.е. действительно ради Христа ( Мф.5:11 ). Так гнали православных христиан в древности, когда царями были язычники неверные; так иконоборцы преследовали православных христиан за почитание святых икон; так и теперь гонять в странах не христианских, например, у турок; так везде бывает с людьми благочестивыми и правдивыми, когда над ними смеются и надругаются. Однако, этого не должны применять к себе люди злые и отступники от Церкви, когда их наказывают за сделанную ими смуту и зло; так, например, по справедливости гонимы были и пострадали Февда и Иуда Галилеянин ( Деян.5:34–40 ). 14) Воскрешение дочери Иаира. Больная женщина по вере исцелилась чрез прикосновение к одежде Спасителя ( Мф.9:20–22 ); другие потом исцелялись от своих болезней по вере чрез прикосновение к головным платкам св. ап. Павла ( Деян.19:11–12 ) и под тенью св. ап. Петра ( Деян.5:14–16 ). Так Господь оказывает верующим людям Свою милость через вещи святым и через их изображения. Потому нам дороги вещи и изображения святых, именуемые чудотворными, и мы отдаем им особую честь. 20) Притча о богатом и Лазаре. Нужно ваяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно ( Лк.16:25–26 ). Однако Господь подает утешение и облегчение умершим по молитвам о них св. Церкви; так молился об умерших предках прор. Варух ( Вар.3:1–6 ), молился об убитых воинах Иуда Маккавей ( 2Мак.12:41–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также см. 15 и 16-е Слово Преподобного Исаака Сирскаго. 81 Преподобнаго Кассиана Римлянина Collatio VIII, capiti IX-XI. 82 Достопамятные сказания. О авве Иосифе Панефосском, гл. 3. 83 Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к Ксении монахине. 84 Толкование Евангелия от Луки, гл. 20. 85 См. великопостный тропарь 6-го часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвоздивый в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси ны». (Прим. ред.) 86 Преподобного аввы Дорофея поучение 1-е. 87 Преподобного аввы Дорофея поучение 1-е. 88 Cassiani. Collatio VIII, caput X. 89 Cassiani. De institutis renuntiantium, caput XXXVII. 90 Строить козни, клеветать, досаждать, соблазнять. (Прим. ред.) 91 Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть как бы душею их. Слово 7-е, гл. 12. 92 См. последование панихиды (Прим. ред.). 93 Беседа II, гл. 1, 2, 4. 94 Поучение первое. 95 Святаго Исихия Слово о трезвении, гл. 46. Добротолюбие, ч. II-я. 96 Преподобного Макария Великого. Слово VII, гл. 31. 97 Акафист Божией Матери, стихиры на Господи, воззвах. 98 Озлоблени — терпящие угнетение, притеснение, бедствия, обиды, нападки (Прим. ред.) 99 Слово 2-е. 100 Слово 4-е, гл. 3. 101 См. Слово о смерти. 102 Смотри житие Василия Великого, не скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял святое Крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача-еврея к принятию христианства. Четьи Минеи 1 января. 103 (Исх. 7) и далее, (Деян. 8—9) и проч. 104 Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12:39), лицемерами, выкрашенными гробами, по наружности красивыми, внутри же исполненными лицемерия и беззакония, как и гробы внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010