– Знайте, дети мои, что я вас не оставлю ни на минуту в часы страданий, молясь за вас Господу. Вспомните, как я учила вас страху Божию, как заботилась о вас и ходила за вами во время ваших болезней, – и утешьте теперь мою старость мужественным исповеданием! В том будет мне честь и слава, если смогу называться матерью мучениц. Тогда моя душа возрадуется и вы будете истинными детьми моими, когда будете послушны до конца. Так увещевала мать своих дочерей, лаская их и целуя, как бы уже сподобившихся приять мученическую смерть. И не было в глазах ее слёз, и голос не дрожал, и улыбка ее была радостная. На третий день благочестивая семья предстала перед царем. Адриан, любуясь небесной красотой детей, сказал им: – Мне жаль вас, дети! Вы знаете, как сурово карает христиан наш закон. Поклонитесь богине Артемиде, и я прощу ваши прежние заблуждения. И не только прощу, но приближу вас к себе, назову своими детьми. Вы будете жить в великом почете, в славе и богатстве. Если же не послушаетесь, то много злого от меня примете, и старость вашей матери будет печальна. Девочки же ответили ему, как одна: – У нас один Отец, Господь и Бог наш, и мы Его дети. Он заботится о нас. Угроз твоих мы не боимся и готовы претерпеть муки за Господа! Девочки говорили, перебивая одна другую, и в голосе их было столько благородного мужества и презрения к мукам, что царь невольно смутился. Он спросил Софию сколько лет ее детям. София ответила: – Старшей двенадцать, средней – десять, младшей всего лишь девять. Поразился царь столь великому мужеству детей. И приступил сперва к старшей, убеждая ее поклониться Артемиде. Но Вера, без колебания, отвергла все требования царя. Тогда раздосадованный Адриан приказал отвести семью во внутренний двор. Здесь он и все приближенные удобно расположились в тени деревьев и был дан знак приступить к пыткам. Вера Царь приказал бить ее по голому телу воловьими жилами. Ее били без милосердия, приговаривая: поклонись богине Артемиде! Но Вера молчала, хотя ее нежное тело содрогалось под ударами плети. Затем палачи стали колоть ее острыми шильями. И – о чудо! Из ран вместо крови потекло молоко. Видя такое явное чудо, приближенные Адриана стали укорять его в жестокости. Но царь не внял их ропоту. По его знаку принесли железную решетку и накалили ее до красна. На эту огненную кровать положили Веру. Однако и здесь она не издала ни одного стона, только все смотрела на мать, как бы ища у нее похвалы своему терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Джавахишвили. Портрет. 30-е гг. XX в. [Джавахов; груз. ] Иван Александрович (11(23).04.1876, Тифлис - 18.11.1940, Тбилиси), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939). Основоположник научного изучения экономической, социальной и церковной истории Грузии, древнегруз. лит-ры, истории груз. права, этики, философии, исторической мысли, музыки, автор первых научных трудов по груз. палеографии, эпиграфике, дипломатике, метрологии. Основатель Тбилисского гос. ун-та (ТГУ). Принадлежал к груз. княжескому роду. Отец Д., Александр Иванович, работал учителем-инспектором по математике и имел обширные гуманитарные интересы, оказав значительное влияние на буд. профессиональную ориентацию сына. Мать, София Афанасьевна, окончила телавское уч-ще им. св. Нины и заботилась о духовном воспитании детей. В 1895 г. Д. с отличием окончил 1-ю тифлисскую гимназию, в 1896 г. поступил на армяно-грузино-иран. отд-ние фак-та вост. языков С.-Петербургского ун-та, учился у А. Цагарели , Н. Я. Марра , В. Р. Розена , П. К. Коковцова , слушал лекции на историко-филологическом (Н. И. Кареева , И. М. Гревсса, И. И. Смирнова, Ф. Ф. Зелинского, А. Н. Веселовского) и юридическом (В. И. Сергеевича, В. И. Ефимова, А. Исаева) фак-тах ун-та. Окончил ун-т с дипломом 1-й степени (1899). Разнообразная тематика ранних трудов Д. является показателем широты его научных интересов; известность ему принес труд 1899 г. об ап. Андрее Первозванном и св. Нине (изд. в 1901), за что совет С.-Петербургского ун-та наградил его золотой медалью. В 1901-1902 гг. учился в Германии: в Кёнигсберге (ныне Калининград) и в Берлинском ун-те под рук. проф. А. фон Гарнака , прослушал курсы лекций К. Крумбахера и К. Лампрехта. По поручению Гарнака перевел на нем. язык, исследовал и издал в 1901 г. в «Ведомостях заседаний» Прусской АН «Мученичество св. Евстафия Мцхетского» (VI в.). В 1902 г. Д. и Марр исследовали рукописные фонды мон-ря вмц. Екатерины на Синае, результатом работы стало «Описание грузинских рукописей Синайской горы», куда вошли 44 груз. и 2 сир. рукописи. С янв. 1903 г. Д. занимал должность приват-доцента на кафедре армяно-груз. филологии С.-Петербургского ун-та, в 1905 г. издал монографию «Государственный строй древней Грузии и древней Армении», на основе к-рой 13 мая 1907 г. защитил диссертацию и получил звание магистра.

http://pravenc.ru/text/171809.html

Вот тут Аларих сломался. Он помертвел и опустил голову, руки его бессильно повисли, и помощникам стратилата даже не пришлось применять силу, чтобы разоружить его. Его увели. Стратилат Аддай, чтобы не терять времени, тут же достал письменные принадлежности и, опросив всех присутствующих, сделал подробное описание преступлений Алариха, и все поставили свои подписи под этим обвинением. На суд над вероломным готфом Аларихом собрался весь город, а потому решено было вершить его не в особом помещении, а прямо на городской площади. Судьями были старейшины Совета десяти, стратилат и епископ; истицей на суде была Евфимия, державшаяся спокойно и строго. Ни одной слезы не пролила она, пока читали длинное обвинение, но слушала внимательно, слегка нахмурив высокий лоб. Ее не допрашивали, лишь спросили, все ли правильно записано, на что она ответила утвердительно. Мар Евлогий, председательствующий на суде, спросил готфа по прочтении: — Верно ли все это, что мы сейчас выслушали? — Да, это все правда до последнего слова, — отвечал нечестивый готф, не подымая головы. — Как же не побоялся ты преступить законы человеческие и Божии, нарушив все, какие только можно, для ублаготворения своих греховных желаний и страстей? На что же ты рассчитывал, несчастный, творя все это? Неужто на Божие милосердие и жалость человеческую? Аларих молчал. Толпа горожан шумела, переговариваясь в ожидании приговора. Решение было принято почти единогласно: сожжение заживо. Один только Мар Евлогий был против такого жестокого наказания и принялся просить суд о снисхождении, чего не делал даже сам осужденный. — Я не хочу проявлять милосердие к этому человеку, — отвечал ему стратилат Аддай, — потому что сам боюсь подпасть под гнев Божий, чтобы не покарали меня святые за пренебрежение к ним, ведь он нарушил клятвы, данные на мощах мучеников, и с этого момента все, что творил этот человек, становилось преступлением и несло смерть. Я за сожжение! — На костер его! — кричали эдесситы. Преступника повели за городские стены, где еще с вечера был сложен хворост для казни, и все жители города шли следом. Шла Евфимия, а с нею София и Фотиния, шли Товий и все их соседи, шел, само собой, и весь состав суда. Шел даже старенький епископ Евлогий, но не для того, чтобы увидеть казнь преступника, а для того, чтобы по дороге продолжать умолять прочих членов суда о снисхождении.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Эта Божественная власть, это вездеприсутствие Божие производит в них трепет и мучение. Недаром, когда Господа встретил гадаринский бесноватый, то, вскрикнув громким голосом, сказал: что мне и Тебе, Иисусе, Сыне Бога Вышняго, заклинаю Тя Богом, не мучи мене, причем голосом бесноватого говорил целый легион бесов 777 . Отношение Бога к диаволу и ангелам его характеризуется и словами Апостола Иуды в его послании: Ангелы же, говорит он, не соблюдшыя своего начальства, но оставльшыя свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде 778 . Отношение же диавола ко Христу, как свидетельствует Евангелие, характеризуется страшною злобою, стремлением погубить Его с самого Его рождения на земле. Этого стремился достигнуть он чрез Ирода. Это хотел он сделать, искушая Христа в пустыне. He раз диавол побуждал книжников и фарисеев погубить Господа. Эта непримиримая вражда с Богом и злоба к Нему и привела Спасителя на Голгофу. Такое отношение Господа к диаволу и отношение последнего к Богу исключает всякую мысль о соединении диавола с Богом. Это отношение может говорить только о следующем: что от присутствия Бога в тварях в порядке общего промышления является для них спасительным, то для диавола, как богоборца, является мучительным. Такое отношение между диаволом и Господом, как никогда, подтверждается современною жизнью человечества, которая характеризуется, как самою отличительною своею чертою, удалением от Бога и богоборчеством, главным виновником чего является никто иной, как диавол. Таким образом, наименование о. Флоренским Софии существом, соединяющим с Богом «все, что есть», показывает, что его София есть ни что иное как гностическое посредство, которое никак не может быть совместимым с учением Православной Церкви. Кроме того, как видели мы, означенное наименование ведет к нелепостям. 3. Рассмотрение наименования Софии женственным существом Таково и все определение о. Флоренского, состоящее из целого ряда отдельных наименований, нами рассмотренных. Чтобы покончить с этим определением, мы должны сказать несколько слов касательно наименования Софии женственным существом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

– Ох, бабушка, бабушка!… Скажи мне, эти монахини действительно так бедны, что им без твоей постоянной помощи никак не обойтись? Нельзя им просто один раз пожертвовать какие-то ценности, что-то из твоих драгоценностей, например, и пускай они сами потом обменивают их на еду. – Им нужны макароны, а не деньги. Не думай, что Мировое правительство не знает о существовании черного рынка и не контролирует его. Одним разрешено им пользоваться, а другим за то же самое грозит немедленный арест. – Разрешено членам Семьи? – Им в первую очередь. Семье разрешено практически все. Коли члены Семьи не будут иметь таких привилегий, которые позволяют им жить особой жизнью и чувствовать себя на голову выше прочих сограждан, они не станут так преданно служить своему Мессии. Привилегии – основа существования любой элиты. – А почему монахини так любят макароны? – Ну, дорогая, это уже совсем другая история. Вот приедет мать Евдокия, ты у нее и спроси. Она как раз за макаронами к нам и едет. – Подумать только, я увижу настоящую монахиню! – А тебе интересно с ней познакомиться? – Конечно! Во-первых, я хочу видеть твоих друзей, а во-вторых, у меня тут чисто профессиональный интерес: вдруг когда-нибудь мне понадобится воспроизвести для Реальности облик настоящей монахини. Это же такая экзотика! – Ну-ну, – сказала бабушка. – А ведь каких-нибудь сто лет назад это вовсе не было экзотикой: в те времена не было русской семьи без монаха или священника в роду… – Ну, уж в царской-то семье, наверно, не было! – Родная сестра последней царицы была настоятельницей монастыря, Марфо-Мариинской женской обители. И до нее в царском роду были монахи и монахини. – А в нашем роду? – С обеих сторон. На Афоне, до самого его конца, жил родной дядя твоего деда, иеромонах Евстахий, а моя бабушка была игуменьей в новгородской обители. Ее звали матушка София, она погибла мученической смертью в тридцатых годах прошлого столетия. – Не в ее ли честь вы так назвали мою мать? – Ты угадала. Но, к сожалению, твою мать это не спасло.

http://azbyka.ru/fiction/put-kassandry-i...

2860 «Наконец, Вы живете так близко к границе, что мне кажется, при некоторой энергии ее можно было бы перейти и без всяких пропусков. Нельзя ли напр. с Валаама переехать на финляндский берег в лодке?» (Там же). И. В. Попов , вероятно, не знал, что к этому моменту сообщение с о. Валаам было крайне затруднено даже для тех из монастырской братии, кто находился в России и стремился возвратиться на остров. 2863 Благожелательность эта, впрочем, нисколько не помешала Глубоковскому уже 5 сентября (23 августа) наименовать Максима Горького идолопоклонником «антихриста Ленина» (Проворов Николай [Глубоковский Н. Н.]. Советская власть и голод России//Двуглавый орел. Берлин, 1921. Вып. 18. 15 (28) окт. С. 45). 2866 Там же. Л. 94–94 об. Письмо от 15/2 июня 1921 г. Отвечая, по-видимому, на вопрос Глубоковского, Соболевский замечал в одном из последних писем: «Но о загранице я не помышляю. С чем ехать? Что можно там получить? Наших много, а живут сносно немногие. Здесь жить мне кое-как можно. Духовенство – новые мученики – в массе живет куда хуже и ему не за что ухватиться. Но все же повторяет: горе имеим сердца! И я ему вторю, и имею основание. Под заграницей я разумею не только Германию и т. п., но также Литву, Латвию и пр. Оттуда к нашему брату идут предложения. Если вы родились – случайно – в Вильне, вам ничего не стоит сделаться литовским гражданином. На днях из Москвы уезжает в Варшаву профессор университета (сравнительного языкознания) Поржезинский. Сколько лет боролся с царским деспотизмом как русский, и вот почувстовал, что он – не русский, и уезжает» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 809. Л. 60–60 об. Письмо от 17/4 июня 1921 г.). 2870 Выпускник КДА (1904), с 1922 года – митрополит Софийский, с 4 марта 1927 преподавал на богословском факультете Софийского университета на кафедре гомилетики (в должности доцента) (Богословскиятъ факултетъ у насъ (1923–1933)/Под редакцией протопресвитера д-ра Стефана Цанкова. София, 1933. С. 42). 2871 Профессор доктор H. H. Глубоковский. Надгробное слово, сказанное Митрополитом Софийским Стефаном, при отпевании профессора H. H. Глубоковского в Софийском Кафедр[альном] Соборе 21 марта 1937 года//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1937. 6–7. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Основываясь на статье Греческого Подлинника о Мучениках, расположенной в порядке месяцеслова, надобно полагать, что до сочинения Дионисия могли ходить по рукам греческих мастеров иконописные руководства двоякого состава: одни содержали в себе сведения технические и описания иконописных сюжетов, вне меся-цесловного порядка; другие же были расположены по месяцеслову. Но так как нельзя было под эту систему Святцев подвести все разнообразие иконописных сюжетов, то Дионисий предпочел другую, искусственную систему. Что в Греческом Подлиннике приведено в стройный порядок, то в Подлинниках русских помещается отрывочно и случайно, как дополнение к месяцесловной системе, а именно: технические наставления о размере фигур, о золочении и раскрашиваньи, а также иконописные сюжеты, которые не были введены в круг месяцеслова, каковы Праздники подвижные, то есть не входящие в числа Месяцеслова: Воскресенье Христово, Сошествие Св. Духа и т. д., а также Страшный Суд, Св. София, Сивиллы и древние поэты и философы, лицевые изображения молитв, иконы на иконостасе и т. п. Судя по Греческому Подлиннику, а также по дошедшим до нас западным художественным руководствам ранней эпохи, каковы сочинения католического монаха Теофила XIII в. и итальянца Ченнино Ченнини конца XIV в. (по редакции 1437 г.), – оказывается, что в раннюю эпоху на Западе, как и позднее на Востоке, искусство не отделялось строгими границами от ремесла. Как Дионисий начинает свое руководство статьями чисто ремесленного содержания, так и сочинения Теофила и Ченнини имеют предметом только ремесленную сторону производства. Сочинение Теофила состоит их трех частей. 1-я часть, имеющая предметом живопись, вся посвящена техническим статьям о красках, о письме на дереве и на стенах, о золочении, о производстве миниатюр в книгах. 2-я часть содержит наставления о стеклянном производстве, то есть как изготовлять печи для этого предмета, как делать окна и как их расписывать – наставления, относящиеся к той цветущей эпохе готического стиля, когда расписанные стекла составляли существенную принадлежность храма. В этой же части между прочим помещены сведения о финифти и о греческом стекле, употребляемом в мозаиках (гл. XV). Наконец, 3-я часть посвящена производству металлическому, из железа, меди, бронзы, золота и серебра, о, басемных и обронных работах, о ниелло, о закреплении и впайке в металлы драгоценных камней, о том, как делать церковные потиры, подсвешники, кадила и паникадила и другую металлическую утварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010