" У меня при попытках подавить свою волю начинается психические поползновения. Я становлюсь жестокой, не слышу ни себя, ни окружение, ни Бога. Вы можете сказать, что отсечение своей воли не повредит психике? София 8 февраля 2017, 17:15 Спасибо, статья хорошая! Валентина 2 февраля 2017, 05:38 Спасибо, на сколько всё просто и понятно. Я только не давно начала понимать, что винить нужно всегда только себя, но только БЕЗ ОБИД и вот нашла этому точное подтверждение! Храни Вас Господи! Любовь Н. 1 февраля 2017, 18:59 Ларисе Ром. Есть хороший принцип: внешне давать отпор обидчику, но внутри должна быть любовь и гармония. Надо сказать человеку, что конкретно тебя не устраивает, не нравится в ситуации, в его отношении. Но при этом внутри любить его и желать ему только добра. Это очень трудно, и достигается многолетней душевной работой над собой. Но начините хотя бы с того, что постоянно, и особенно в момент ссоры - внутри себя желайте ему добра. Тем более, что это ваш близкий человек. Спросите Господа, что в вас не так, что он дал вам такие мучения, за что и для чего? А сквернословить - это уж совсем плохо. В тот момент, когда вы ругаетесь, вы нисколько не лучше своего обидчика. Андрей 1 февраля 2017, 18:00 Анне. Разделяю точку зрения вашу! Марина 1 февраля 2017, 14:16 Спасибо за пример про фотографию! Павел 31 января 2017, 21:13 Ларисе Ром.Если человек склонен к пьянству,то ему следует удаляться от посещения баров дабы не впасть в грех.Возможно и Вам в Вашей ситуации стоит с сердечной молитвой о близком родственнике хотя бы на какое то время удалиться от общения с ним,но при этом честно укорять себя,увидеть в себе страсть из-за которой Вы теряете христианский облик,впадая в сквернословие.И еще,искренне молитесь за своего родственника как за благодетеля:через него Господь указывает Вам на Ваши страсти.Если бы мы были святы то с искренней радостью благодарили таких обидчиков,а пока вынуждены бежать от искушения, искренне в молитве оплакивая свою духовную нищету и проказу.У нас нет смирения,остается плакать пред Богом Татьяна 31 января 2017, 14:59 Виктор,вы не представляете,как я вам благодарна за статью.Меня,как повернуло что-то,вдруг многое стало ясным,хотя раньше относилась к подобным обьяснениям небрежно.Благодарю! 30 января 2017, 11:54 Тоже ищу ответ на подобный вопрос.

http://pravoslavie.ru/99759.html

Груз. рукописи нового Тропология (Sinait. iber. 34, 26 и 20) содержат только по одному воскресному канону на каждый глас (см. ст. Иадгари ). Фрагмент греч. Тропология Sinait. gr. 794 (листы 217-218) также содержит только 1 канон (крестовоскресный 1-го гласа). В Часослове Sinait. gr. 864 находим единственный воскресный канон 8-го гласа, не вошедший в печатный О. (кроме 4-й песни), причем практически тот же канон (но в более сокращенной редакции) приведен в качестве 1-го (воскресного) канона в рукописи Sinait. gr. 776. Судя по свидетельствам груз. рукописей, в новом Тропологии получает развитие осмогласный корпус субботних песнопений, к-рых, впрочем, и достаточно для раздела будничного О. нового Тропология грузинского извода (см. ст. Иадгари ). Греч. памятники этого гимнала содержат осмогласный комплект будничных песнопений с той же системой посвящения, что и в древнем Тропологии, и тоже без указания их принадлежности к тому или иному дню седмицы. Так, в рукописи Sinait. NF MG 29 находим стихиры покаянные, крестные, мученичны, преподобным, святителям, апостолам, Богородице, умершим и др., организованные по гласам, а в рукописях Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Sinait. gr. 776 - общий канон на каждый глас, каждая песнь к-рого содержит, как правило, по 2 тропаря крестовоскресных, воскресных, апостольских, мученичных, иерархам и преподобным (по одному тропарю), покаянных и заупокойных и завершается богородичном (в некоторых случаях перед богородичном присутствует также троичный тропарь на «Славе»). Нельзя не отметить сходство структуры такого общего канона с рассмотренным выше будничным каноном древнего Тропология в рукописи Sinait. iber. 34 ( Лозовая. 2009. С. 41; Fr ø yshov. Byzantine Rite. 2013). О. как самостоятельный сборник Выделившись в отдельный сборник, О. в некоторых рукописях (Sinait. gr. 777, 784 и 789) сохранил название своего предшественника, Тропология, однако наиболее распространенное наименование сборника - Октоих (см., напр., Sinait. gr. 795; Ath. Pantel. 43; София.

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Разделять же со Христом Его страдание, распятие, смерть – значит принять безоговорочно все эти события в той же настроенности, как и Он, то есть принять их добровольно, страдать вместе с Мужем скорбей, пребывать здесь в безмолвии, – безмолвии Самого Христа, нарушенном лишь немногими решающими словами, в безмолвии истинного общения; не в жалостливом молчании, но в безмолвии сострадания, которое делает нас способными вырасти в полное единство с другим так, что уже нет одного и другого, но одна жизнь и одна смерть. На протяжении истории люди неоднократно были свидетелями преследований и не боялись, но разделяли страдания, не протестуя: например, София – мать, стоявшая рядом с каждой из своих дочерей, Верой, Надеждой и Любовью , вдохновляя их на смерть, или многие другие мученики, которые помогали друг другу, но никогда не обращались против мучителей. Дух мученичества можно показать на целом ряде примеров. В первом примере выражен самый дух мученичества, его установка: дух любви, которой не может сломить страдание или несправедливость. Священника, попавшего в заключение совсем молодым и вышедшего на свободу разбитым человеком, спросили, что осталось от него, и он ответил: “Ничего не осталось от меня, они вытравили буквально все, осталась только любовь”. Такие слова свидетельствуют о правильной установке говорящего, и всякий, кто разделяет с ним его трагедию, должен разделить и его непоколебимую любовь. А вот пример человека, который вернулся из Бухенвальда, и когда его спросили о нем самом, сказал, что его страдания ничто по сравнению с сокрушением о несчастных немецких юношах, которые могли быть так жестоки, и что он не находит покоя, думая о состоянии их душ. Его забота была не о себе (а он провел там четыре года) и не о бесчисленных людях, страдавших и умиравших вокруг, а о мучителях. Те, кто страдал, были со Христом; те, кто проявлял жестокость – нет. Третий пример – молитва , написанная в концентрационном лагере заключенным-евреем: Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию… Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников…

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И что же дало царствование этого утонченного и по-своему «гуманного» императора его подданным-христианам? В год 135-й в числе сотен и тысяч влекомых в застенки христиан претерпели мученическую кончину дочери благочестивой христианки Софии Вера, Надежда и Любовь . Адриан, как известно, старался следовать в жизни четырем «философским» добродетелям: мужеству, благоразумию, воздержанию и справедливости. Однажды ему доложили, что живет в Риме вдова по имени София, которая не только исповедует запрещенную христианскую веру, но и дочерей научила не участвовать в государственном языческом культе. И вот три девочки-подростка, одна за другой приведенные на суд, смело противостали языческим философам. Претерпели муку и смерть и не отказались от веры, надежды и любви – иных, не «философских» христианских добродетелей. Палачи подвергали их все новым пыткам – они умирали с молитвой на устах. Софию не били и не казнили: ее лишь заставили присутствовать при истязаниях и смерти всех по очереди дочерей. Ей «гуманно» разрешили даже унести и похоронить их тела. Мать своими руками погребла их и проводила в последний путь – сидела три дня, не отходя, над могилой, пока Господь не призвал к Себе и ее, «бескровную мученицу». Одним из блестящих преемников Адриана был другой знаменитый «философ на троне» – Марк Аврелий – автор книги размышлений «К себе самому», замечательного памятника философской мысли, в чем-то даже близкой, как считают историки, установкам христианской этики. И бесконечно далекой от нее. Однако, как показывают мученические акты, в жизни этот император оказался одним из врагов христианства. Именно в годы правления этого тонкого, образованного и по-язычески богобоязненного мыслителя разгорелись новые гонения на христиан. Мы упомянули мученические акты. Дело в том, что римляне во всем старались быть юридически точными. При допросах, пытках и казнях преступников, а христиане были для них преступниками, обязательно присутствовал судебный секретарь, который подробно записывал все происходящее. Некоторые из этих записей сохранились. Именно они стали основой для будущих житий святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

142 Западные ученые даже точные и подробные списки таким мученицам составили. См.: Zscharnack L. Der Dienst der Frau in ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Gottingen, 1902. S. 27–37; также Geffcken J. Die christlichen Martyrien; Augar Fr. Die Frau.... 144 Настолько подробно (описывает, что она с ним делала), что сам удостоился восприять от одного неприязненного учителя целомудрия мученический венец поругания и обвинения в личной развращенности. См.: София. Журнал искусства и литературы. 1914. 1. С. 92 и след. 147 См. хорошо представленную картину этой борьбы в науке и литературе в кн.: Шишков С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. СПб., 1872. С. 302–335. 148 Например, против эмансипации выступали Шопенгауэр, Прудон, Мишле, Риль, Вирхов, Крафт-Эбинг, Карл Фогт, Рунге, Фальдэйер, и многие другие. См. интересные цитаты из них: Ploss З . Das Weib in der Natur und Volkerkunde. Leipzig. Bd. I. 2,7. – Русский перевод: Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Т. 1. СПб., 1903. С. 28 и след. 149 Ср. жесткие слова Марка Волохова, которых никак не могла уразуметь Вера в гончаровском «Обрыве» (Гончаров И. А. Полное собрание сочинений. Т. 10. СПб.: изд. А. Маркса, 1899. С.110. Ч. IV, 12). « – Вы хотите бессрочного чувства? Да разве оно есть? Вы пересчитайте всех ваших голубей и голубок: ведь никто бессрочно не любит. Загляните в их гнезда – что там? Сделают свое дело, выведут детей, а потом воротят носы в разные стороны. А только от тупоумия сидят вместе». Так «эмансипатор» софизмами старался подменить тему и снять с себя все обязательства, когда честная девушка требовала от него только порядочности и капли уважения к человеческому достоинству и своим правам женщины. 150 Когда блаж. Феодора миновала блудные мытарства, то сопровождавшие ее ангелы сказали: «Знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы и блудолюбивы... Хвалятся власти блудных мытарств, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде» (Четьи-Минеи, 26 марта; Игнатий (Брянчанинов) , еп. Слово о смерти и прибавление к нему. СПб., 1881. С. 97–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

- Исцеляю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа. Претор с ужасом увидел, как перестает фонтанировать кровь из его смертельных ран, как они почти моментально затягиваются... И только бесчисленное множество шрамов будет до конца жизни напоминать Курцию Антиоху о том, что происшедшее с ним в саду не было результатом больной фантазии. Он сел, чувствуя страшную слабость во всем теле, и в глубоком раскаянии прошептал вслед удаляющимся фигуркам: - Велик Бог христианский...   А душа Сапиэнтии после некоторого колебания заглянула в пристройку на хозяйственном дворе Рессамнии, где нашел себе приют бен Иегуда. Он не спал, как и медиоланский епископ. Стоял, повернувшись лицом к востоку с воздетыми руками, со слезами на глазах, и называл, называл, называл странные для римского уха имена своих духовных детей. После каждого имени он вздыхал и просил Господа о какой-то нужде каждого человека, о котором он молился. Это тянулось очень долго. Сапиэнтия услышала и свое имя, и имена своих дочерей. Здесь бен Иегуда заплакал: «Помяни, Господи, души Твоих мучеников...» Сапиэнтия хотела его утешить, но Ангел отрицательно покачал головой. «И брата моего Аристовула, убитого безбожным цезарем...» Бен Иегуда помянул и Рессамнию: «Прости её, Господи!» Потом он стал столь же долго и обстоятельно перечислять имена людей, которые ему когда-то в чем-то помогли, и тех, кто с ним враждовал. Наконец, она услышало имя императора Адриана. Ангел Господень сдвинул брови, и словно увидев это, бен Иегуда добавил: «Прости меня, Господи!» - Почему? - спросила Сапиэнтия Ангела. - Потому что мера его беззаконий давно переполнена. - Надо же! А мы все считали... - Ты и теперь так думаешь? Сапиэнтия замедлила с ответом. После того, как она встретилась снова со своими детками, после всего, что она увидела в новой своей реальности, даже это чудовище в ее глазах перестало быть столь отталкивающим, каким она его запомнила на земле. Ей пришло на ум всё то доброе, что она слышала от мужа и других людей о человеке, которого называли цезарем Элием Адрианом.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные «полотенца» — это символическое напоминание, что храм, как бы он ни был обширен и великолепен, прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю. Росписи восточной части отличаются от росписей западной. Восточная посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время — гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсида напоминает также катакомбы первых христиан, где христиане служили литургию нередко на могилах мучеников, отсюда сохранился обычай зашивать в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей. В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ — Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Достаточно вспомнить образ «Богоматерь Нерушимая стена» из Софии Киевской. Позже, когда иконостас совершенно закрыл пространство апсиды от глаз молящихся и внутренность алтаря можно было созерцать только когда открываются Царские врата, место алтарного образа заняла композиция «Воскресение Христово». В алтаре совершается Евхаристия, поэтому на восточной стене естественно возникает композиция «Причащение апостолов» или «Тайная вечеря». Это по существу один и тот же сюжет, только в первом варианте дается его литургическое толкование, во втором — историческое. В некоторых храмах в алтарной части помещается композиция «Литургия св. отцов». Когда появился иконостас, сцена Евхаристии была перенесена на его фасад и располагается над Царскими вратами. Нижний ярус нередко занимали фигуры св. отцов, творцов литургии, гимнографов, богословов; они словно окружают престол, совершая литургию вместе со священником. На восточной стене, на ее плоской части, как правило, изображают Благовещение: справа архангел Гавриил, слева — Богородица (например, Св. София в Киеве XI b., Марфо-Мариинская обитель в Москве, ХХ в.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Странное и непонятное нам немощным, в мирских сластей погрязнувшым, зрим дело, яко София святая возлюбленных чад своих видящи лютыя и горькия муки и смерти, ни мало не поскорбе, но возрадовася зело духом, поющи Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся бе в вышних мудрая Софиа, егда дщери своя сладкими словесы и мудрыми увещаньми на мучения подвизаше. Аще же от естества к слезам преклоняшеся абие, от любве Христовы прелагашеся на радость, печаль бо сердечную и болезнь о чадех матернюю победи в ней любы Божия. Велиею убо любовию дщери своя любящи, паче всего тем Царствия Небеснаго желаше. Сего ради чудящеся мудрости и велицей любви твоей ко дщерем и славяще тя взываем: Радуйся, Софие, яко возвеселися душа твоя о блаженней кончине дщерей твоих, святое имя Господа дерзновенно исповедавших Радуйся, в мученичестем венчании чад твоих честь и славу приявшая. Радуйся, участия мученическаго и спребывания со дщерьми в небесней славе Христа Бога сподобльшаяся: Радуйся, честная телеса дщерей твоих с радостными слезами погребшая. Радуйся, три дни гробу их приседевшая и сном смерти о Господе почившая: Радуйся, аще и не плотию, обаче сердцем за Христа страдавшая. Радуйся, яко три добродетельныя дщери, сими веру, надежду и любовь к Богу явивши, в дар Пресвятей Троице принесла еси: Радуйся, яко чадородия ради спаслася еси. Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная: Радуйся, дщери твоя, да кровь свою за Христа пролиют, молившая. Радуйся, умудряющая ны, да блюдем непреложно добродетели веры, надежды и любве: Радуйся, Животворящей Троице за ны молящаяся. Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы купно с Софиею, материю вашею премудрою! Кондак 9 Вси Ангели див ляху ся о страданиих ваших, святыя мученицы, и победу вашу над диаволом торжествующе, душы же ваша к небеси провождающе, воспеваху Христу Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветии велеречивии вся страдания ваша за Христа не возмогут изрещи, дивящеся же толиким подвигом, во младых летех подъятым, немотствуют. Мы же о честней кончине вашей Бога прославляюще, величаем вас сице:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Подобно св. Давиду, будем молиться и мы, чтобы Господь имиже весть судьбами помог нам научиться благости, и милосердию, и наказанию душеполезному, и разуму истинному, без которых сомнительно и ненадежно вечное наше спасение, если не прибегнем в покаянии со смирением к Пострадавшему за нас и Умершему на кресте тридневно Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Духом во веки веков. Аминь. II. Письма к отдельным лицам II. Nucьмa к отдельным лицам 42. Необходимо достигать христианской мудрости (1861 г.)   (С 42 по 60 к одному лицу)   Поздравляю вас со днем вашего ангела, усердно желая вам, чтобы, за молитвы святой мученицы Софии, по имени вашему, тако было и житие ваше. София значит премудрость. Оставя премудрость мирскую, выписываю для вас что говорит о премудрости христианской св. апостол Иаков: «Яже свыше премудрость, пишет он, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна». — Хоть и не кстати, выпишу и то, что говорится свыше: «Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, — несть сия премудрость свыше снисходяща, но земна, душевна», — и далее что следует, лучше умолчу. «Софии честныя священнейшия ветви: — Вера, и Надежда, и Любовь». Сердечно желаю вам, за молитвы блаженнаго старца о. игумена Антония, утверждаться в сих главных христианских добродетелях, и уклонясь от всего противнаго, исполняться поименованных св. апостолом благих плодов премудрости, яже свыше. 43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа Если когда-либо, то особенно теперь, тебе нужно поучаться в Евангельском слове Господнем: будите мудри яко змия, и цели яко голубие. По смыслу божественных толковников мудрость змии состоит в том, когда наносят удары телу ея, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, т. е. веру и в Господа и в Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончаемо и райским наслаждением и необъяснимою радостию, по сказанному: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготоваша Бог любящим Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Изгонял бесов. Сподобился Божественных откровений. Исцелял больных. Прозрел будущее. Его именовали еще при жизни: богоносцем, святым пророком, бескровным мучеником, Христовым апостолом. Претерпел множество скорбей: попал в плен к магометанам. Враги хотели убить его. 23 года был преследуем еретиками. 30 лет епископствовал в Солуни. Там и теперь лежат его мощи, коим поклонился и я в 1921 году. Великое чудо святых мучеников – Гурия, Самона и Авива (15 ноября) Они доселе почитаются покровителями новобрачных. И вот почему: двоих замучили в царство Диоклетиана и Максимиана в Едессе [† 299–306 гг.]. Мощи их почивали в граде том. Там жила целомудренная вдовица София. Она была и благонравна душою и красива лицом. При греческих православных царях персы угрожали Едессе. Было послано войско защитить город. Среди воинов был гот, который квартировал у вдовицы; и увидел красивую дочь ее, увлекся ею и просил выдать за него замуж. Но мать не хотела, да и не знала, не женат ли уже он? Гот обманчиво уверял, что он холост. Наконец мать согласилась. Но она привела гота к мощам святых мучеников, чтобы он поклялся пред ними, что говорит правду и не обидит Евфимию. И только при приближении к своему дому заявил ей, что у него есть жена, а Евфимия будет ее рабой. Евфимия должна была, под угрозой убийства, повиноваться. Но жена гота подозревала его в связи с девушкой. А она всегда молилась святым трем мученикам о помиловании ее. Но у нее скоро родился сын, лицом похожий на гота. Жена его решила убить отроча. В отсутствие его матери она влила в уста его яд и он скончался. Воротившаяся Евфимия приготовила к погребению дитя, – увидела, что из уст его течет пена, и она догадалась, что жена гота отравила дитя. Взяв шерсти, она обтерла ею уста ребенка и спрятала до времени. Несколько дней спустя гот устроил для друзей вечерю. Когда нужно было подать чашу госпоже, Евфимия вымочила шерсть в вине и подала ей. Сродники и знакомые гота заподозрили рабу. И на седьмой день решили живой похоронить ее в том же гробе, где была похоронена и жена. Уже черви кишели там, и смердела нестерпимая вонь. Ко гробу привалили камень и стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010