– «Как Бог помог вам совершить отсюда путешествие? Не заболела ли в пути дочь моя, будучи беременною, и как родила! Я много тужила о ней, так как она была беременною, и я боялась, чтобы не приключилось с ней какой беды в дороге. Тот отвечал: – Бог, по молитвам твоим, помог нам совершить путь благополучно; дочь твоя здорова: родила мальчика. Она приветствует тебя, и если бы не был неожиданным этот путь, в который нам велено было идти поспешно, то и дочь твоя пришла бы со мною и с младенцем к тебе, чтобы доставить тебе утешение; впрочем, она придет в более удобное время. Услышав такие слова, София распалилась справедливым гневом на ложь этого злого человека и, разодрав свои одежды, громко возопила: – Лжец, лукавый человек и убийца, куда ты девал мою дочь? Сказав это, она вывела Евфимию из внутренних комнат, поставила ее пред готфом и сказала: – Знаешь ли ты эту девицу, кто она, знаешь ли, куда ты заключил ее, клятвопреступник? Ты смерти предал ее, беззаконник! Он же, услышав эти слова и увидев Евфимию, затрепетал, сделался безгласен и не мог произнести ни одного слова, как бы мертвый. Тогда родственники и соседи вдовицы взяли его, затворили в комнате накрепко и остались стеречь при дверях. Мать с дочерью пригласили писца, описали всё, что случилось с ними, ничего не опустив из этого предивного чуда, и, отправившись к епископу этого города, блаженному Евлогию, подали ему эту запись; сообщили и о прибытии к ним злого и лукавого готфа. Епископ, по прочтении записи, тотчас взял свой клир и пошел к воеводе, начальствовавшему над пришедшим греческим войском, и приказал прочесть пред воеводою данную ему вдовою и дочерью ее запись, в которой было подробно описано это предивное чудо святых мучеников. Воевода, прослушав со вниманием прочитанное, пришел в ужас, дивясь славному чуду, и все находившиеся с ним исполнились страха. Воевода немедленно приказал привести к нему готфа. Представлена была ему и вдова София с дочерью Евфимиею. Снова велел он прочесть во всеуслышание написанную о них запись, ибо во двор воеводы собралось множество народа, мужей и жен. И спросил он готфа, истинно ли то, что написано? Готф отвечал, что это истинно и ничего здесь нет ложного. Тогда воевода сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пораженный мужеством и мудростью Со­фии, Адриан повелел отослать ее с детьми к ученой женщине Палладии, надеясь, что та сумеет уговорить их отречься от Христа. Но Палладия оказалась благородной женщиной и не мешала матери пребывать с детьми на­едине. Она прекрасно сознавала грозящую им опасность и, восхищаясь их твердостью в ве­ре, всячески старалась скрасить последние дни маленьких девочек и их самоотвержен- — ной матери. София раньше никогда не говорила детям о том, что за веру во Христа им, может быть, придется страдать. Ей казалось, что они слиш­ком малы и не поймут, для чего нужны эти страдания. Но теперь пришло время говорить об этом, чтобы укрепить в детях мужество. — Дети мои милые, — говорила София, — настало время вашего подвига! Покажите вашу твердую веру в Господа, вашу надежду на Него и вашу любовь к Нему! Деточки мои любимые, ради спасения души вашей не пощадите тела вашего, примите уготованные вам муки, как не пощадил ради вас тела Своего и приял муку смертную Господь и Бог наш! Не жалейте ва­шей красоты! Когда она будет отнята муками, Христос украсит вас небесной красотою. Дети мои любимые! Не дайте обмануть се­бя лживыми словами. Будет царь к вам лас­ков и много подарков наобещает, но вы не поддавайтесь его льстивым речам. Все зем­ные радости подобны пыли: дунет ветерок — и все исчезнет. Знайте, дети мои, что не оставлю я вас ни на минуту, пребуду с вами в часы страданий ваших, неотступно молясь за вас Господу. Вспомните, детки мои, все труды мои: как учила я вас страху Божию, как ходила за вами во время болезней ваших, — и утешьте теперь старость мою мужественным исповеданием! В том будет мне веселие и радость, честь и слава, если смогу назваться матерью муче­ниц. Тогда возрадуется душа моя и утешится старость моя. Тогда и вы будете истинными детьми моими, когда будете послушны мне до конца. Так увещавала мать своих детей, лаская их и целуя им руки, как бы уже сподобившимся приять мученическую смерть. И не было на глазах ее слез, и голос ее не дрожал, и улыбка ее была радостная, и руки, которыми она об­нимала их, были крепки.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

II. Остановимся на некоторых обстоятельствах страдания св. великомученицы Анастасии. а) Когда пришли воины взять Анастасию, София, ее воспитательница, сказала им, что девица будет наряжаться, а сама между тем пошла с нею в храм, и после долгих наставлений стала молиться. Что это? Солгала София? Нет, она этим только дала знать о других нарядах, необходимых будущей мученице, она имела в виду украшение не тела, а души – не вещественное, а духовное – укрепление души ее наставлением, молитвою, терпением, преданностью Богу, упованием на Него и любовью к Нему. – Знают ли, помнят ли об этих украшениях, о нужде их нынешние христианские девицы? Посмотришь: как тщательно ныне девицы заботятся об украшениях внешних! Сколько бывает из-за этого тревог, беспокойств, напрасных огорчений, даже слез! Многие родители чуть не последние свои средства употребляют на это, – в более необходимом отказывают семейству, чтобы роскошно одеть свою дочь-девицу. Но, в сущности, какие это пустые, напрасные заботы! К чему они? Какая польза от них? Кто из серьезных людей – не говорим о легкомысленных людях – прельщался нарядами женскими? Кто по нарядам судил когда о душевных качествах украшающихся? Христианским девам нужно помнить о другом украшении, которое внушает апостол всем женщинам христианским: да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3–4). Слышите, что говорит апостол: велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом – должно блюсти над сердцем своим, возделывать ниву сердца своего, туда углубляться, туда проникать. И счастлива девица, наблюдающая над своим сердцем, развивающая это сердце более для чистой и святой любви. С таким любящим и чистым сердцем она и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво совне, но бедных, быть может, одеянием в душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святое семейство Во втором столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в городе Риме жила вдова, по имени София, что значит премудрость. У неё было три дочери – Вера, Надежда и Любовь . Благочестивая мать, угодившая Богу молитвою и милостынею, так воспитывала своих дочерей, что они, нося имена христианских добродетелей, жизнью своею показывали пример веры, надежды и любви. Слух об их добродетелях и соединенной с ними красоте распространился по всему городу. Один из начальников – Антиох – пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему по зову и не скрыли своей веры во Христа. Антиох известил о них императора Адриана; Адриан повелел привести к себе св. Софию и трех её малолетних дочерей. Узнала тогда св. София, что ей и дочерям предстоят подвиги мученичества за веру в Иисуса Христа. Сама она была крепка в вере; но и её дочери, несмотря на то, что старшей Вере было всего двенадцать лет, а Любви – девять, оказались вполне созревшими для мученического подвига. Горячая любовь их к Богу не могла допустить их до отречения от Христа. – Всесильный Боже, устрой нас по Твоей святой воле; не оставь нас, но подай нам Твою святую помощь: да не устрашится сердце наше гордого мучителя, да не убоимся страшных мучений его, да не ужаснемся горькой смерти, да ничтоже отторгнет нас от Тебя – Бога нашего! – так молились будущие подвижницы, в первый раз призываемые на суд гонителя христиан. Судимые, они стояли со светлым лицом, со спокойным сердцем и весело смотрели на Император, увидя спокойные, нисколько не смущенные, даже радостные лица их, спросил Софию о происхождении её и о вере. Она исповедовала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и назвала себя рабою Его. «Дочерей своих, – сказала она, – я обручила Христу, дабы чистоту свою они сохранили для небесного Жениха». Царь, видя, что мать трех дочерей – женщина умная, и не желая произносить немедленного суда над ними, отослали, их всех к одной благородной женщине Палладии, которой поручил убедить Софию не жертвовать детьми и счастьем их ради веры в распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Последний удивился их спокойствию и бесстрашию и, расспросив о их вере, ничего им на этот раз не сделал, отослав их только на три дня в дом одной знатной римлянки в надежде, что та сумеет разубедить их. Но святое семейство было непоколебимо. Все отпущенное время они провели в молитве, приготовляя себя к ожидающим их мучениям. «Дети мои милые, – говорила святая София своим маленьким дочерям, – вот близок день, в который вы увенчаетесь мученическим венцом на небесах и как невесты, явитесь пред своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте отдать за веру в Спасителя на муки вашего юного тела и вашей цветущей красоты и не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелеют и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы». Святая София хорошо понимала, что детей ее язычники будут стараться заставить отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на небе. Она умоляла их пребыть верными Христу. «Не бойтесь мук, – продолжала она, – я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая вам неувядающие венцы». После сего и подобных увещаний, сестры воспламенились еще большею любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедать Его Богом пред язычниками. Через три дня святое семейство опять было позвано на суд к императору. Он же, видя что они остаются в исповедании христианской веры непреклонными, решил, что скорее удастся вынудить сестер к отречению от Христа, если разговаривать с каждой из них по отдельности. Первой была призвана Вера, которая на предложение воздать почести богам, ответила отказом, за что ее немилосердно стали бить по обнаженному телу, удивляясь при том сверхъестественному терпению девочки, ибо она не издала ни одного стона или жалобы. Тогда мучители усугубили ее страдания, а именно отрезали у нее груди, что вызвало негодование и осуждение даже со стороны самих язычников. Затем ее положили на раскаленную железную решетку, но никакого вреда от этого мученица не получила. Затем погружали ее в кипящую смолу с маслом и здесь, среди самых тяжких страданий, хранил ее Господь Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Скит был разрушен ... Схимонахиня Серафима Ее звали в миру Прасковья Фоминична Шкотова. Рано овдовела она: 22–х лет. Муж ее был ранен на войне и умер. После смерти его она раздала все и ушла пешком в Почаевскую Лавру. Там она была тайно пострижена в иночество с именем Серафимы и воротилась в С., где у нее оставались два брата. Вскоре они уехали на А. и там тоже приняли иночество. Оставшись одна, Прасковья Фоминична начала вести строго подвижническую жизнь: ночью простаивала на коленях на камне во дворе, вкушала мало, все прочее время проводила в непрестанной молитве. Свое схимонашество несла тайно, но носила длинную монашескую мантию и по улицам, за что над ней насмехались и считали ее ненормальной. Но другие видели в ней юродствующую подвижницу. Одна благочестивая женщина, Е. С., стала заходить к ней и прислуживать. А других пускала она к себе по строгому выбору. Скоро она стала предсказывать. Между прочим, говорила, что в С. будет великое разрушение и прольется много крови. Однажды пришел к ней шедший на войну человек. И вдруг мать Серафима закричала на него: – Вон отсюда! Прогоните пса! Кто это впустил пса? Кровосмеситель! Пшел, пес, отсюда! Действительно, он жил незаконно с двоюродной сестрой. Пораженный, он упал перед ней на колени, прося прощения и благословения на войну. .. Вдруг она произнесла: «Дзинь, – и схватилась за свое ухо. – Ишь ты! Обожгло ухо!», а через несколько минут схватила себя за ногу и сказала: «Обожгло кожу немного!» Он покаялся и получил благословение. Во время сражения одна пуля пролетела мимо уха, оцарапав его; другая пробила шинель и задела кожу ноги. Были и другие случаи прозорливости. Умерла мать Серафима в 189... году. Местные люди благоговейно чтили ее память. Странник Этот странник – Л. В. С–в – происходил из богатой семьи; получил прекрасное образование и хорошее домашнее воспитание. Отец его женился поздно, лет сорока. Мать его, София, была благородной чистой личностью и умной по природе; сама следила за воспитанием детей, хотя были и гувернантки у них. Семья состояла из троих сыновей и трех дочерей. Один из сыновей, М–л, офицер, погиб на войне, другой, Е–ний, кончил М. университет, был блестящим юристом. К ним в дом приходила молодая красивая девушка–еврейка, она торговала на улице папиросами, а к ним ходила набивать папиросы для красивого Евгения. Тайно от родителей он вступил в незаконную связь с этой девушкой. Но мать его, София, узнав об этом грехе, пригласила к себе ее (имя ее было Раиса) и заставила своего сына, избалованного юриста, жениться законным браком на этой девушке с улицы. Из нее, под влиянием матери мужа, вышла прекрасная женщина и ревностная христианка. Впоследствии Евгений стал священником, а во время гонений был отправлен в ссылку в Сибирь, где и скончался. Раиса окончила свою жизнь мученически: вместе со своим сыном она была расстреляна немцами как еврейка – несмотря на то, что была крещена.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но святое семейство было непоколебимо. Все отпущенное время они провели в молитве, приготовляя себя к ожидающим их мучениям. «Дети мои милые, — говорила святая София своим маленьким дочерям, — вот близок день, в который вы увенчаетесь мученическим венцом на Небесах и как невесты явитесь перед своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте отдать за веру в Спасителя на муки вашего юного тела и вашей цветущей красоты и не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелятся и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы». Святая София хорошо понимала, что детей ее язычники будут стараться заставить отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на Небе. Она умоляла их пребыть верными Христу. «Не бойтесь мук, — продолжала она, — я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая вам неувядающие венцы». После этого и подобных увещаний сестры воспламенились еще большей любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедать Его Богом перед язычниками. Через три дня святое семейство опять было позвано на суд к императору. Он же, видя, что они остаются в исповедании христианской веры непреклонными, решил, что скорее удастся вынудить сестер к отречению от Христа, если разговаривать с каждой из них по отдельности. Первой была призвана Вера, которая на предложение воздать почести богам, ответила отказом, за что ее немилосердно стали бить по обнаженному телу, удивляясь притом сверхъестественному терпению девочки, ибо она не издала ни одного стона или жалобы. Тогда мучители усугубили ее страдания, а именно: отрезали у нее груди, что вызвало негодование и осуждение даже со стороны самих язычников. Затем ее положили на раскаленную железную решетку, но никакого вреда от этого мученица не получила.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

11 «Да разорится наше все, да погибнет и дело наше, только да соблюдутся нами заповеди Божий, и их ради душа наша», — говорил старец архимандрит Паисий Величковский . 12 …Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (см. Мф. 16:25; 10:39 ; Лк. 9:4; 17:33 ). Кто стремится к жизни вечной, тот должен быть готов безбоязненно пожертвовать своей земной жизнью, когда этого потребует исповедание Христа и Его Евангелия (Библия. Брюссель, 1973. С. 2021). 13 Соломония, мать семерых детей, которых за верность отеческим законам подвергали пытке по приказу Антиоха Епифана в 166 г. до Р. X., обращаясь к самому младшему сыну, говорила: Умоляю тебя, дитя мое… Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть… ( 2Мак. 7:28,29 .) Святая София убеждала дочерей своих Веру, Надежду и Любовь пролить кровь за Христа (ок. † 137). София подавила в себе материнскую привязанность и любовь к своим дочерям и возлюбила их духовно так, что, вопреки материнскому естеству, убеждала смело идти на смерть за веру во Христа, чтобы чрез мученическую кончину обрести вечную жизнь со Христом. Святая мученица Филицата (ок. † 1164) бесстрашно предстала перед префектом Публием, готовая идти на смерть за веру во Христа Спасителя вместе со своими сыновьями. Сама подвергаясь истязаниям и взирая на мучения своих семи сыновей, Филицата желала только, чтобы дети прежде нее вошли в Царство Небесное и не уклонились бы от пути к нему. Святая мать боялась за живых детей, радовалась за умирающих и возвеличилась тем, что семь сыновей прежде нее вошли в Царство Небесное, куда за ними последовала и сама она, восьмая, восприяв с детьми своими мученическую кончину ради имени Господа нашего Иисуса Христа (Житие св. мч. Филицаты, 25 января). 14 Слово прилепится по-еврейски выражено глаголом добак, означающим: поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (см. Втор. 10,20 ; Руфь. 2,8 ; 3Цар. 11:2 ), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность (43. Т. 1. С. 23).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

И глубоко ложились на детские сердца христианских девочек эти увещания их матери-христианки, и внезапно расцвели небесным плодом небесные семена, посеянные матерью в душах детей своих... Когда они снова были призваны на суд, то неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им всевозможных радостей земных, не отступили и перед жестокими муками, и одна вслед за другою, старшая – Вера, вторая – Надежда, младшая – Любовь перенесли и поджигание на раскаленной железной решетке, и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу, и биение палками, так что израненные тела их распадались кусками... И оставшись ради проявления славы Господней невредимыми среди всех этих мучений, были, наконец, усечены мечем... И София перенесла эту лютейшую из пыток: зрелище пытки и казни своих детей. А Господь скоро всецело утешил пострадавшую за Него если не плотию, то сердцем Софию. Похоронив детей своих, она неотступно в молитве пребывала на их могиле, и в третий день по их кончине и сама успокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в царстве Бога тою любовию, которою она сама возлюбила, и детей своих научила любить, Бога Христа... II. Кто из нас, братие, не возблагоговеет пред дивным терпением св. отроковиц Веры, Надежды и Любви, которых никакие прельщения и мучения не могли отвратить от христианской веры? Несомненно, что только всесильная благодать Божия могла укрепить в подвиге страданий св. юных мучениц. Но мы не погрешим, если скажем, что верность их Христу много также зависела от того строго христианского воспитания, которое они получили под руководством своей благочестивой матери. Поэтому для нас весьма важно и поучительно знать, как воспитывали вообще древние христиане своих детей, которые оказывались так преданы в вере, надежде и любви к Богу, что никакие мучения не могли совратить их с истинного пути жизни. Итак, какже воспитывали и учили своих детей древние христиане? Первенствующие христиане не только заботились сами приблизиться к царству Божию, но и все усилия употребляли, чтобы и детей своих соделать достойными сынами его. К этому было направлено все образование и воспитание, какое они старались дать им.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скит был разрушен…   Схимонахиня Серафима   Ее звали в миру Прасковья Фоминична Штокова… Рано овдовела она: 22 лет. Муж ее был ранен на войне и умер. После смерти его она раздала все и ушла в Почаевскую Лавру. Там она была тайно пострижена в иночество с именем Серафимы, и воротилась в С., где у нее оставались два брата. Вскоре они уехали на А. и там тоже приняли иночество. Оставшись одна, Прасковья Ф-на начала вести строго-подвижническую жизнь: ночью простаивала на коленях на камне во дворе, вкушала мало, все прочее время проводила в непрестанной молитве. Свое схимонашество несла тайно, но носила длинную монашескую мантию и по улицам; за это над ней насмехались и считали ее ненормальной. Но другие видели в ней юродствующую подвижницу. Одна благочестивая женщина, Е.С., стала заходить к ней и прислуживать. А других пускала она к себе по строгому выбору. Скоро она стала предсказывать. Между прочим, говорила, что в С. будет великое разрушение и прольется много крови. Однажды пришел к ней шедший на войну человек. И вдруг мать Серафима закричала на него: – Вон отсюда! Прогоните пса! Кто это впустил пса? Кровосмеситель! Пшел, пес отсюда! Действительно, он жил незаконно с двоюродной сестрой. Пораженный он упал перед ней на колени, прося прощения и благословения на войну… Вдруг она произнесла: " Дзинь! " , – и схватилась за свое ухо: " Ишь ты! обожгло ухо! " , а через несколько минут схватила себя за ногу и сказала: " Обожгло кожу немного! " Он покаялся и получил благословение. Во время сражения одна пуля пролетела мимо уха, оцарапав его, другая пробила шинель и задела кожу ноги. Были и другие случаи прозорливости. После смерти местные люди благоговейно чтили ее память.   Странник   Этот странник – Л.В. С-в – происходил из богатой семьи; получил прекрасное образование и хорошее домашнее воспитание. Отец его женился поздно, лет сорока. Мать его, София, была благородной чистой личностью и умной по природе; и сама следила за воспитанием детей, хотя были и гувернантки у них. Семья состояла из троих сыновей и трех дочерей. Один из сыновей, М-л, офицер, погиб на войне, другой, Е-ний, кончив М. университет, был блестящим юристом. К ним в дом приходила молодая красивая девушка-еврейка, она торговала на улице папиросами, а к ним ходила набивать папиросы для красивого Евгения. Тайно от родителей он вступил в незаконную связь с этой девушкой. Но мать его, София, узнав об этом грехе, пригласила к себе ее (имя ее было Раиса) и заставила своего сына, избалованного юриста, жениться законным браком на этой девушке с улицы. Из нее, под влиянием матери вышла прекрасная женщина и ревностная христианка. Впоследствии Евгений стал священником, а во время гонений был отправлен в ссылку в Сибирь, где и скончался. Раиса окончила свою жизнь мученически: вместе с сыном она была расстреляна немцами, как еврейка, – несмотря на то, что была крещена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010