Она вспомнила, как Каритас, которая никогда не играла в куклы, однажды утром принесла ей подаренную кем-то куклу и положила рядом. Сапиэнтия удивленно спросила: «Ты принесла мне свою доченьку?» «Нет, что ты, мама! Это - покойник. Сейчас я буду его отпевать. Владыченька говорил, что усопшим нужно наше внимание. А внимание - это молитва. Мама, а почему внимание - это молитва? А ты нам объясняла, что молитва - это разговор с Богом. Как можно говорить с Богом и с покойником одновременно?»   Сапиэнтия сделала всё как следует. Она собрала тела своих деток до последнего кусочка, ей разрешили это. Она на коленях ползала по залу суда, отыскивая драгоценную плоть, и аккуратно сложила в две большие корзины, которые ссудил ей палач до вечера, всё, что смогла найти. Кто-то из ликторов помог нанять небольшую телегу. Она вспомнила один из адресов, который дал ей «на всякий пожарный» брат в Медиолане. Там её встретила пожилая супружеская пара. Они сразу захлопотали вокруг Сапиэнтии и помогли с похоронами. Римские братья и сестры оказались очень ненавязчиво участливыми. Они купили все, что было необходимо для похорон, обмыли и одели мучениц, привели епископа, чтобы проводить их в последний путь. Их положили на высоком холме за городом, и Сапиэнтия три дня сидела возле их могилы, погруженная в молитвы и воспоминания. «Как можно говорить с Богом и с покойником одновременно?» - звенел в ушах голосок Каритас. Вдруг она услышала знакомое мяуканье и обнаружила, что у её ног трется Виминаций, благородный серый кот с удивленными бровками. Сапиэнтия взяла Вимку на руки и наконец, слезы прорвались через плотину, возведенную скорбью. Вимка смотрел на неё печально, он тоже переживал вместе с хозяйкой. Она всхлипывала долго, а последний всхлип стал последним вздохом в ее земной жизни. Сосредоточенная на своем горе, Сапиэнтия не заметила, как её душа покинула тело. Она продолжала всхлипывать, паря над могилой дочерей и своим мертвым телом. Вимка как-то странно завыл, совсем не по-кошачьи. Около Сапиэнтии вдруг оказались две светлые фигуры. Одна из них сказала:

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

«Он вышел, – говорит она, – но взглянуть на него было просто страшно: весь красный, с красными глазами, точно пьяный». Получив деньги от матери Анны Григорьевны и, кроме того, немного выиграв на рулетке, Достоевские решили уехать в Женеву, но Федор Михайлович и тут не удержался, стал играть и спустил почти все деньги, так что едва осталось на оплату дороги. Придя домой, «он стал передо мною на колени, – пишет жена, – и просил его простить; говорил, что он подлец, что он не знает себе наказания» 19 . Через полгода, когда уже родилась дочь София, Достоевский поехал из Женевы в Saxon les Bains и в полчаса проиграл все взятые деньги, В письме к жене, прося прислать сто франков, он говорит: «я тебя бесконечно люблю, но мне суждено судьбой всех тех, кого я люблю, мучить» (II, 303). В тот же день вечером он шлет жене второе письмо с сообщением о закладе обручального кольца за 20 франков и проигрыше этих денег. Теперь мучения его особенно тяжелы, потому что он чувствует себя не только плохим мужем, но и недостойным отцом. Он считает этот проигрыш «последним и окончательным уроком». «Я верю, что, может быть, Бог , по своему бесконечному милосердию, сделал это для меня беспутного и низкого, мелкого игрочишки, вразумив меня и спасая меня от игры – а, стало быть, и тебя, и Соню, нас всех, на все наше будущее» (II, 304). После этого урока Достоевский три года, вплоть до апреля 1871, не играл на рулетке. Длительное пребывание заграницею надоело ему; он писал в это время роман «Бесы» и считал, что отрыв от родины губителен для его таланта. «Чтобы успокоить его тревожное настроение, – пишет его жена в своих Воспоминаниях, – и отогнать мрачные мысли, мешавшие ему сосредоточиться на своей работе, я прибегла к тому средству, которое всегда рассеивало и развлекало его. Воспользовавшись тем, что у нас имелась некоторая сумма денег (талеров триста), я завела как-то речь о рулетке, о том, отчего бы ему еще раз не попытать счастья. Конечно, я ни минуты не рассчитывала на выигрыш и мне очень было жаль ста талеров, которыми приходилось пожертвовать, но я знала из опыта прежних его поездок на рулетку, что, испытав новые бурные впечатления, удовлетворив свою потребность к риску, к игре, Федор Михайлович вернется успокоенным и, убедившись в тщетности его надежд на выигрыш, он с новыми силами примется за роман и в 2–3 недели вернет все проигранное».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

Наконец, после нескольких лет своего диаконского служения, о. Даниил избирается приходом во священника Никольской церкви, и, по своему рукоположению, занимает это место с 21 мая ст. ст. 1917 года до тех самых событий, о которых речь пойдет ниже… 23 сентября 1918 года коменданту г. Казани поступает бумага за номером 29 от политкома Лево-Бережной группы войск: «При сем препровождаю на Ваше распоряжение задержанного священника из села Верхних Услон Даниила Стефановича Дымова». И далее следует любопытнейшее объяснение причины ареста о. Даниила, объяснение это — торопливая карандаш-ная запись — могло бы стать своеобразным эпиграфом к первой волне репрессий, воздвигнутых в 1918 году на православное духовенство: «К обвинению Дымова материалов никаких нет (!), но так как он священник (вот причина ареста — А. Ж.), то я не решился его освободить, ведь Казанские священники ВСЕ принимали активное участие против Сов. Вл.(асти), а он ведь Казанский». То есть, арестованный арестован потому, что является священником, и подлежит наказанию по причине того, что зсякое духовенство — контрреволюционно. Отсюда, и следствие становится пустой формальностью, и приговор — самоочевиден, поскольку если даже данный священник и не совершил контр-революционного деяния, гипотетически возможность совершения им такого деяния существует, значит священник арестован справедливо и понесет наказание за го, что не совершил, но совершить, по мнению власти, способен. Позже, в 30-х годах, прокурором Вышинским эта логика будет развита и оформлена в стройную систему советской юриспруденции. 24 сентября состоялся первый допрос следователем Сабкевичем о. Даниила Дымова. Арестованный священник сказал следующее: «6 сентября я ушел из с. В.(ерхний) Услон, под влиянием бомбардировки и первого расстройства, в город Казанъ, а 9-го сентября в гор. Лаишев. Перед тем снаряд попал в мой дом и им была убита дочь 4-х лет София и жена. Уходу моему в Лаишев еще способствовало обстоятельство расстрела старообрядческого священника Белоусова, и думая, что меня постигнет такая же участь, я ушел в Лаишев. Когда же прибыли в Лаишев Советские войска, то я обратился к ним за пропуском в г. Казань, который и получил, но на следующий день был арестован пол.(итическим) комиссаром Лево-бережной группы, и пароходом отправлен в Казань.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

С начала Великого поста Елена Андреевна стала себя чувствовать очень плохо, припадки грудной жабы усилились и участились до того, что бедный друг наш, несмотря на все свое ангельское терпение, вынуждена была громко стонать и жаловаться Богу на нестерпимые муки. Стонет она в своих невыразимых страданиях и все причитывает: — Господи, прости меня! Тяжело мне, Господи! Но я не ропщу, не ропщу я, Господи, пошли мне, нетерпеливой, терпения! И в таких муках она неисходно пребывала от первой недели Великого поста до Великого Понедельника Страстной седмицы. В этот день, после особенно тяжелого припадка, она вся точно просветлела и говорит подруге всей своей зрелой жизни, с которой под одной кровлей скоротала не менее, если не более, тридцати лет: — Соня! я умру в Великую Пятницу. — Что ты, что ты — с чего ты это взяла? Ты еще, Бог милостив, скоро поправишься, и мы с тобой в Крым поедем. — Нет, Соня, в Великую Пятницу я умру непременно. — Откуда ты это знаешь? — Мне это Сам Господь сказал: я Его видела. Он явился мне и сказал: «У тебя доброе сердце, так потерпи до пятницы: в день Моего распятия умрешь и ты.» Подруга Елены Андреевны, София Ивановна Разумная, спросила, не веря слуху своему: — Как же ты видела Господа? — Это рассказать и объяснить невозможно: это выше человеческого разумения. Как сказала, так в Великую Пятницу и умерла. В день крестных страданий Своих и смерти крестной Господь по обещанию Своему взял нашу праведницу в Свои вечные обители, страдания ее приняв как искупительную жертву за те преступные души, которые ее доброму и великодушному сердцу обязаны были своим покаянием и спасением. — У тебя доброе сердце: потерпи до пятницы. Она и претерпела… до конца… «Претерпевший до конца, той спасется». Спасая ближнего, — а ближнего она умела находить даже на самом дне человеческого греха и злобы, — она спасала и его и себя и удостоилась чести в страданиях и смерти своего Спасителя и Господа и, стало быть, в Его Воскресении. Это ли не венец мученичества? Это ли не венец правды Божией!…

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Поздравляю вас со днем вашего Ангела, усердно желая вам, чтобы, за молитвы святой мученицы Софии, по имени вашему, тако было и житие ваше. София значит премудрость. Оставя премудрость мирскую, выписываю для вас то, что говорит о премудрости христианской святой апостол Иаков ( Иак. 3: 17 ): Яже свыше премудрость, – пишет он, – первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Хоть и некстати, а выпишу и то, что говорится выше: Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших... несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна ( Иак. 3: 14–15 ), – а далее что следует, лучше умолчу. «Софии честные священнейшие ветви – Вера, и Надежда, и Любовь ». Сердечно желаю вам, за молитвы блаженного старца игумена отца Антония, утверждаться в сих главных христианских добродетелях и, уклонясь от всего противного, исполняться поименованных святым апостолом благих плодов премудрости, яже свыше. 43. МУДРОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВО ВРЕМЯ ИСКУШЕНИЙ ХРАНИТЬ ВЕРУ В ГОСПОДА Если когда-либо, то особенно теперь, тебе нужно поучаться в Евангельском слове Господнем: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие ( Мф. 10: 16 ). По смыслу божественных толковников мудрость змии состоит в том, что когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа и Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончаемо–и райским наслаждением и необъяснимой радостью, по сказанному: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2: 9 ). Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстями и неприятностями совне растворять незлобием голубиным, повторяя себе те же слова, какие изрек на подобные случаи Искупитель наш и Избавитель к Богу Отцу: остави им грех сей, не ведят бо что творят ( Лк. 23: 34 ). 44. БЛАГОЧЕСТНО ЖИВУЩИЕ ДОЛЖНЫ ТЕРПЕТЬ СКОРБИ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вспоминается мне траурная манифестация. 4 болгарских студента были убиты в Македонии. Известие об этом в траурных рамах было развешано по всем улицам. К вечеру, когда вся София уже знала об этом, по городу двинулась процессия. Впереди несли портреты павших героев, а за ними шла тысячная толпа. Из всех домов навстречу выходили люди, обнажали головы и присоединялись к толпе. И вот кто-то запел. Очень тихо. Должно быть, похоронную песню. Сколько бы ни прошло лет, это впечатление останется для меня навсегда самым ярким, как глубокое выражение народного горя. Я не видал человека, у которого не было бы в глазах слёз. Плакали все: и старики, и мальчики, и женщины, и взрослая молодёжь. Плакали тихо, без истерики. Как плачет не острое горе, а тяжкая, безысходная скорбь. Медленно шла процессия, росла и росла толпа. Распахивались двери домов, выходили новые люди. Казалось, не только весь город – весь народ поёт похоронную песню. Оплакивает не только героев, павших за освобождение страны, но и всех убитых, обесчещенных, замученных за долгую многострадальную историю болгарского народа... Неужели же только 10 лет прошло! И забыта похоронная песня! Идут лукавые, бездушные, предательские речи о каких-то турецко-болгарских отношениях! Это – кощунство на святой братской могиле. Это – осквернение святых стремлений лучших представителей болгарской молодёжи. Если бы они видели! Если бы они знали! Все мучения, которым их подвергали турецкие солдаты, были бы ничто по сравнению с тем, что им уготовано вождями их собственной страны! Два ислама 47 В Турции открылся парламент. Султан в тронной речи снова подтвердил, что им объявлена «священная война»! В Петрограде открылся съезд мусульман для решения целого ряда организационных вопросов, связанных с деятельным участием мусульман в помощи раненым русским воинам. Султан, в союзе с двумя христианскими монархами, объявил священную войну христианству. Русские мусульмане объявили о своём желании посильно помогать христолюбивому русскому воинству против султана и его союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Он, вероломный и лживый, не растерялся и, не задумываясь, отвечал ей: «Все было хорошо, спокойно и благополучно прошли мы весь путь и прибыли в нашу страну спокойно и благополучно. И ничего плохого не случилось с нами. Мы оба здоровы, и дочь твоя посылает тебе привет и кланяется много раз. Она всем очень довольна. Сын родился у нас, и моя любовь к вашей семье стала такой же, как любовь к ней. И если бы не так поспешно уходили мы из нашей страны, Евфимия тоже прибыла бы со мной сюда, чтобы повидать тебя». Когда услыхала София наглую ложь этого гота, пришла в такое волнение, что стала рвать на себе одежды, вопя страшным голосом и причитая: «Что ты сделал с моей дочерью, негодяй! Где все твои клятвы и обещания? В какую пучину горя ты вверг меня! Знай, обманщик, что поручительства, которые ты мне дал, погубят твою лживую жизнь!» Повторяя все это, она вывела дочь свою и поставила перед ним, говоря ему: «Знал ли ты когда-нибудь эту девушку? Помнишь ли, где вы заперли ее? Это поручительства, которые ты давал, вернули ее мне. Достославные хранители-исповедники страны нашей спасли ее из (этого) ада. Они, святые мученики, над гробом которых ты простер свою руку и увел ее от меня, это они вызволили ее из склепа, в который вы замуровали ее живьем. Гурия, Шамуна и Хабиб, как стремительные кони в колеснице, домчали ее сюда, вырвав из ваших рук». Когда гот услыхал все это и увидел девушку, он побледнел, как мертвец, и безмолвствовал, не в силах открыть рта, чтоб сказать хоть что-нибудь в ответ на эти упреки. Страх и ужас охватили его. И все, кто был там, окружили его, схватили и заперли в доме, тщательно охраняя его сообща. И сделали запись (всех обстоятельств) дела, как (это) было, с начала и до конца: как он клятвами страшными клялся и обещания многочисленные давал, как запись о браке была составлена и он говорил, что ни жены, ни детей нет у него в своей стране, и как дал поручительства исповедникам-мученикам, простер свою руку и увел Евфимию от гроба, в котором покоились мощи святых Шамуны, Гурии и Хабиба. А потом они, эти святые, явились ей в склепе, когда воссиял вдруг свет яркий, великолепный. И исчезло зловоние, и легкий ветерок повеял вокруг, распространяя благоухание ароматов. И как они за одну ночь перенесли ее через это огромное расстояние.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Сих ради не стыдимся 32 , еще во учимых чину быти, и даже до смерти к Господу вопити: открый очи мои и разумею чудеса от закона Твоего; и сие чесо деля? Зане пришлец аз есмь на земли, не скрый от Мене заповеди Твоя. И паки к зельному рачению последование псалма влечется, глаголя: «возлюби душа моя возжелети судбы правды Твоея на всяко время». Убоятижеся напредвлекущихся 33 глагол псалма того подобает, наипаче тем, иже со смирением 34 мудрованием не хотящим учитися, и, по Златоусту, другого требовати, еще же о взыскующих и исправляющихся укоряющим и в чужем оце мал сучец прежнего неведения, яже потом и исправления зрящим, во своих же очесех мысленных целого бревна, надменного и грубого мудрования и тмы неведения, и не прежде бывша, но еще и ныне пребываемого, сего невидящим, зане грозен суд. Потом псаломник износит, глаголя: запретил еси гордым, прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих, и к таковым убо во уврачевание довлеющая сицевая. К вам же, о боголюбивии и братолюбивии церковнии питомницы 35 , кое слово наше грубое довлеет к показанию вашего благочестия, и добродетельныя ревности, и смиренномудрого основания; ниже бо множае похваляти дерзаем, иже от Бога похваляемых и от Его благодати просвещаемых, ниже о каких 36 советовати смеем к таковым, иже довольны суть и инех научати. Но понеже любовь Божия, совокупившая ны во едино упование вышнего звания, та устрояет во мнозе совете бывати нашему спасению, та убо и вся беззавистодержне дерзает и учитися, и учити, и советовати о полезнем 37 и совета блага искати, та и понудила премудрого некоего рещи: дай премудрому вину и премудрее будет, – та и нас, ныне соборне собравшихся, возжгла огнем любовным о вашем преспеянии благочестия радоватися, и зело возрадоватися. Та же убо и понудила нас писати к вашей любви о привнесшемся обычаи в неких християнех вашея паствы, иже в неведении християнства спрягшиися с женами, и потом, по познании и по крещении, паки сожительствуют чадородием, кроме бываемого на таковых браковенчания. К попущению же таковых сожительств приводится от вашего пастырьства свидетельство, от слова преподобного отца Иосифа Волоцкого , яже он, обличая немецкое заблуждение, писаше, оправдая иноческое девственное житие, в свидетельство же приводя святого священно-мученика Климента, Петрова ученика, яже он глаголет: Егда, рече, святый апостол Петр прииде в Рим, и егда Софию востави от недуга, иже бе царского рода, прииде ту царь ея ради и муж Софиин, синклит старейший римского града, и преже всех верова София и муж ея в Господа нашего Исуса Христа; и вероваша в той день три тысящи, бысть во граде радость велия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Предисловие Юстин Избрание на царство. Юстиниан. Прекращение раскола с римской церковью. Преследование монофизитов. Север и Юлиан. Преследование еретиков. Христианские мученики в Аравии Отношения империи к персидской державе. Колхида и Боспор Жизнь столицы. Общественные бедствия. Брак Юстиниана и венчание его на царство Юстиниан Царский свиток Агапита. Императрица Феодора. Двор и этикет. Церковное законодательство. События первых лет правления в Сирии и в придунайских областях Заботы об усилении восточной границы в Армении и Сирии. Сношения с арабами. Война с Персией. Смерть Кавада и вступление на царство Хосрова. Вечный мир Кодификация римского права Бунт Ника Святая София Разгром царства вандалов Падение остготского царства в Италии Дела на Востоке и война с Хосровом Дела в Африке Вторая война с остготами Дела на востоке. Война с персами в Лазике. Мирный договор с Персией Северная граница империи. Отношения к эрулам, гепидам и лангобардам. лавяне на Дунае. Гунны и их набеги Турки и сношения Юстиниана с аварами Церковные дела Законодательство Юстиниана в области государственного управления Финансы и финансовое управление при Юстиниане Армия и военное дело при Юстиниане Жизнь столицы. Общая оценка правления Юстиниана Юстин II Вступление на царство. Начало правления Разгром царства гепидов. Утверждение аваров в придунайских землях. Лангобарды в Италии. Дела в Африке и Испании Дипломатические сношения с персами и турками. Покорение Хосроем южной Аравии. Восстание в персидской Армении. Война с персами и взятие Дары Хосроем. Болезнь Юстина Церковные дела. Жизнь столицы Тиверий Провозглашение Тиверия кесарем. Семейные его отношения. Начало правления Дипломатические сношения с персами и возобновление войны. Смерть Хосрова и воцарение Ормузда. Ход войны под начальством Маврикия Дела на Балканском полуострове. Нашествие славян в придунайские области. Сношения с аварами. Утрата Сирмия. Сношения с турками. Дела в Италии и Африке Патриарх Евтихий. Эдикт Тиверия о еретиках. Дело о язычниках. Борьба в недрах монофизитской церкви. Царь Мундар. Смерть Евтихия. Смерть Тиверия Маврикий Семейные отношения Маврикия. Бракосочетание, консулат, рождение на­следника. Семейство императора. Сооружения Маврикия Дела на Востоке Отношения империи к аварам. Походы на славян за Дунаем Дела в Африке и Италии Церковные дела Низвержение Маврикия Дополнения Экскурс к критике сведений о восстании Бахрама-Чобина  

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Вспомним,как совершалось падение Израиля. Тогда также в лицо обвиняли Христа в равнодушии к национальным интересам: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 47–57). Какое Царство не от мира сего, придут римляне – какая Ай-София, «нет никакого смысла поддаваться агитации со стороны греков и активно включаться в борьбу против турок». По этой логике, которой следовал Израиль, необходимо было озаботиться лишь проблемами национального возвеличивания, а не затратного мирового служения. В результате на изначальное место удерживающего, уготованное Израилю, в качестве привитой ветви был поставлен Рим. Небольшое примечание по поводу неблагодарности освобожденных народов. Жертвы России за единоверцев всегда будут святы, как перед Богом, так и в глазах истинных потомков болгар, греков и многих других. Однако вся штука в том, что для многих освобождённых народов национальная независимость стала наказанием. Находясь под османским игом и сохраняя веру предков, они имели дерзновение рассчитывать на Милость, так как породили большое количество святых мучеников, а воля их была связана для греха, подобно младенцу до семи лет до первой исповеди. Получив свободу, эти народы стали действовать в качестве равноправных взрослых собирательных личностей. И, в тут открылись общенародные страсти и грехи. Однако это ни в коем случае не умаляет подвиг русских и России. Так нужен ли нам Константинополь? Нужен. И он всегда с нами, как колыбель нашего духовного рождения, а не средоточие стратегически важных проливов. Тот, кто хоть раз молился в Святой Софии, никогда не забудет пролитых там слез. И возвращения утраченных святынь произойдет не вследствие роста военной мощи России, а по причине покаяния от националистического угара греков и других родственных им по этой страсти православных народов. И это неизбежно. Виталий Миндалов , публицист, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/19/nu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010