Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, приговорили ее к смерти через отсечение главы. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: «Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу, и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего». Мать же отвечала ей: «Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему и помяни меня пред Ним, и помолись о сестрах своих». И так святая Вера прославила Бога той же смертью, что и святой Предтеча Господень Иоанн. После того мучители расправились и с Надеждой и Любовью , также предав их смерти чрез усечение головы. Святая же мать их София за это время перенесла невыносимые ужасные душевные страдания. Она была истинною мученицею без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным, наоборот, разрешили ей похо­ронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать подобно им телом. Дорогие братия и сестры, Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей – и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает, и нет более человека. А если так, то жертвовать временною жизнию ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего – высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа – мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня тот сбережет ее. Не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне... Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я его пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мк. 8:34 ; Мф.10:28, 32, 37 ). Таким образом, дорогие, Господь от нас требует к Нему жертвенной любви, любви делом, как принесли Ему святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Может начнем считать от Сократа? Платона? Или даже Гераклита?.. «Нашедший Меня , — говорит Премудрость Божия, — нашел жизнь и получит благоволение от Господа; но согрешающий против меня наносит вред душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть» (Притч. 8:35-36). «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего», «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. 7:21; 25). Что ни говори, а звучит это по-русски. Вот что пишет мученик о. Павел Флоренский: «Существует одно замечательное изображение, объединяющее их в себе, — все три (три аспекта идеи Софии — С.К). Это, именно, — стенопись в притворе, у самого входа, справа, Костромского Успенского Собора. В ряде последовательных, находящихся друг под другом, медальонов изображены тут: Бог Отец, Иисус Христос, София (с надписью: Иис. Хр.), Божия Матерь (типа Знамения) в восьмиугольной звезде и, наконец, Церковь представленная св. Престолом, возле которого стоит ап. Петр, затем, сонм пророков и святых, — одним словом, — вся мистическая цепь домостроительства. Изображение это в высшей степени интересно» (Столп и утверждение истины). Для отца Павла София как Премудрость Божия стоит рядом со Светом Фаворским, Духом Святым, Пречистой Девой и Церковью, он видит в ней символ целомудрия и чистоты, символ любви и дружбы, единства творения с Богом. «Три главные аспекта Софии-Премудрости и три типа понимания Ее в разные времена и в разных душах получают по очереди свое преобладание. Парение богословского созерцания, подвиг внутренней чистоты и радость всеобщего единства, — эта тройственная жизнь веры, надежды и любви, — она дробится человеческим сознанием на раздельные моменты жизни и только в Утешителе получает свое единство. Но мы не должны забывать, что лишь в этом единстве — сила и смысл каждого из них. Лишь в преодолении плотяной рассудочности выступает, как снежная вершина из сизой утренней мглы, " Столп и утверждение Истины " » . София — это истинная Тварь или тварь во Истине (Столп и утверждение Истины).

http://radonezh.ru/analytics/ne-tolko-pi...

Святая любовь рождается из надежды. Любовь – это не секс, как многие думают, по своей глупости эхо принимая за подлинник. Настоящая Божия любовь рождается не из плоти, а из духа, из сердца и глубин человеческой личности. Сам человек ее породить не может, она рождается, когда Дух Божий касается глубин человеческой личности, и человек переполняется Божественной любовью, которая царит за пределами мира в тайне Святой Троицы. Это та самая любовь, которая движет всеми светилами на Небе, которая создала нас, которая послала в мир Сына Божия, чтобы спасти нас от проклятья смерти. Эта та любовь, ради которой стоит жить, и кто не пробовал Христовой любви, тот зря прожил жизнь, а кто попробовал Христову любовь, тому ничего не страшно, кроме того, опасности потерять эту любовь. Апостол Павел замечательно говорит: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38-39 ). Любовь Бога, излившаяся в наши сердца, выводит нас из самых бездн зла. Даже если человек, который надеется на Бога, споткнется, то Бог поднимет его. Лишь бы он стремился к Нему, доверял Ему, надеялся на Него, любил Его. Любовь – это добродетель, которая останется навсегда. Мученицы святая Вера и святая Надежда будут на Небе всегда, но веры и надежды в вечности не будет. После конца мира верующих уже не будет: зачем верить, когда ты видишь. Не будет и надеющихся: зачем надеяться, когда надежда сбылась. Но будет только вечная любовь Отца и Сына и Святого Духа, в которую вступают те, кто возлюбил Бога сейчас. Кто возлюбил Бога, тот может все. Как говорил блаженный Августин : «Возлюби Бога и делай все, что хочешь». Любовь Божия научит тебя всему. Давайте идти по этому прекраснейшему, сладчайшему пути начертанному премудрейшей Софией, носящей на себе имя Самого Христа, ибо имя София – Премудрость Божия, это имя Самого Христа. Давайте пойдем по этому пути, и пускай святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София своими молитвами, надеждой, верой и любовью укрепляют нас на пути, вразумляют нас своей премудростью и вводят нас в Небесное Царство, где царит только любовь!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Святой первоверховный апостол Павел написал: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:29–32). «Ибо проходит образ мира сего». О чем говорят эти строки? В чем их эсхатология? «Эсхатос» в переводе с греческого «конечный», «последний». Эсхатология – это учение Православной Церкви о конечных судьбах мира. Духовная история человечества такова… Сотворение Богом мира и людей. Их грехопадение, изгнание из рая и ожидание Спасителя-Мессии. С Рождеством Христовым, земной жизнью и Вознесением Господним человеческая история пришла к своей кульминации, к высшей точке напряжения, и к своему завершению. Искупление Богом человеческого рода завершилось. Если сравнивать с литературой, роман написан. Осталось черкнуть постскриптум – послесловие. Мы, дорогие братья и сестры, живем в «постскриптуме». Оркестр сыграл уже симфонию. Тянется последний чистый звук скрипки. Эсхатологические последние времена, так часто обозначаемые в Посланиях святыми апостолами. Вспомним притчу о сеятеле (см. Мф. 13:24–43). Все уже сделано. Поле засеяно. Есть злаки и плевелы. Сейчас время роста того и другого в максимальную меру. Одни люди становятся с Божьей помощью праведниками. Другие – грешниками. Одни «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их», других «ввергнут в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». Вот в чем дело. Постскриптум. Спаситель совершил Свое дело. Мы растем на поле жизни и превратимся в злаки либо в плевелы. Святые Ангелы ждут, пока восполнится число праведников на небе. И в конце притчи призыв-клич Христа, который оканчивается не точкой, нет. Он оканчивается восклицательным знаком: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:43). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София услышали и все правильно поняли. Они расставили верные акценты в своих коротких, но пламенных святых жизнях.

http://pravoslavie.ru/106730.html

11 «Да разорится наше все, да погибнет и дело наше, только да соблюдутся нами заповеди Божий, и их ради душа наша», — говорил старец архимандрит Паисий Величковский . 12 …Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (см. Мф. 16:25; 10:39 ; Лк. 9:4; 17:33 ). Кто стремится к жизни вечной, тот должен быть готов безбоязненно пожертвовать своей земной жизнью, когда этого потребует исповедание Христа и Его Евангелия (Библия. Брюссель, 1973. С. 2021). 13 Соломония, мать семерых детей, которых за верность отеческим законам подвергали пытке по приказу Антиоха Епифана в 166 г. до Р. X., обращаясь к самому младшему сыну, говорила: Умоляю тебя, дитя мое… Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть… ( 2Мак. 7:28,29 .) Святая София убеждала дочерей своих Веру, Надежду и Любовь пролить кровь за Христа (ок. † 137). София подавила в себе материнскую привязанность и любовь к своим дочерям и возлюбила их духовно так, что, вопреки материнскому естеству, убеждала смело идти на смерть за веру во Христа, чтобы чрез мученическую кончину обрести вечную жизнь со Христом. Святая мученица Филицата (ок. † 1164) бесстрашно предстала перед префектом Публием, готовая идти на смерть за веру во Христа Спасителя вместе со своими сыновьями. Сама подвергаясь истязаниям и взирая на мучения своих семи сыновей, Филицата желала только, чтобы дети прежде нее вошли в Царство Небесное и не уклонились бы от пути к нему. Святая мать боялась за живых детей, радовалась за умирающих и возвеличилась тем, что семь сыновей прежде нее вошли в Царство Небесное, куда за ними последовала и сама она, восьмая, восприяв с детьми своими мученическую кончину ради имени Господа нашего Иисуса Христа (Житие св. мч. Филицаты, 25 января). 14 Слово прилепится по-еврейски выражено глаголом добак, означающим: поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (см. Втор. 10,20 ; Руфь. 2,8 ; 3Цар. 11:2 ), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность (43. Т. 1. С. 23).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

     Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.      Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 7-8), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.   

http://pravmir.ru/ishhite-prezhde-carstv...

Агафона: вы изумитесь необычайной любви его к ближним. Он до того любил людей, что, если кто, войдя в убогую его келлию, останавливал внимание на какой-либо его вещи, Агафон умолял его взять ее себе и не отпускал до тех пор, пока тот не исполнял его просьбы. Он до того любил ближних, что иногда говаривал: «о, если бы я мог отдать прокаженному свое тело здоровое, а себе взять его тело больное!» А то посмотрите еще на св. Павлина, епископа Ноланского, как он любил ближних. Однажды пришла к нему одна вдова с просьбою выкупить ее единственного сына из плена. Св. Павлин, не имея у себя ничего, – ни денег, ни платья, – но желая пособить горю вдовицы, сказал ей: «у меня ничего нет, так возьми меня и, как своего раба, отдай вместо сына». Вдовица не соглашалась на такое предложение, но св. Павлин убедил ее отдать его за сына. Недосягаемы для вас эти образцы, так поступайте иначе. Господь не требует от всех нас такой самоотверженной любви. Он говорит: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Чего желаем себе, того же должны желать и другим, и что делаем для себя, то же должны делать и для других. Бережем свое здоровье: должны беречь здоровье и других. Дорожим своей честью: должны дорожить и честью других. Храним свою собственность: должны хранить и собственность других. Стараемся о своем благополучии: должны стараться и о благополучии других. Одним словом, поступайте по заповеди Спасителя: во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12); и вы можете спастись и наследовать жизнь вечную. (См. «Воскресный день» 1893 г.). III. Братия христиане! Возлюбите Господа своего всеми силами своей души и ближнего своего, как самих себя – и получите вечное спасение. (Составлено с дополнениями по указанным источникам). Семнадцатый день Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (О том, как воспитывали и учили своих детей древние христиане) I. Cbb. мученица София и три дочери ее: Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме, в царствование Адриана, во II веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Великий здесь соблазн и великое мучение для нашей совести и для нашей деятельности. Очевидно, нужно мудрости человеческой указать и дать нечто высшее, нечто такое, что приводило бы её выводы к необходимому единству и чрез то давало бы ей и возможность служить действительной силой и опорой жизни. Очевидно, для того, чтобы, всё испытывая, держаться доброго, нужно иметь постоянно высшее руководящее начало, нужно всегда безошибочно знать, где и в чём это доброе. Святой Златоуст говорит, что «София-Премудрость есть Сын Божий, соделавшийся человеком» 124 . У него только мы и найдём безошибочное руководство для нашей человеческой мудрости. Мы найдём у Него такое руководство, применяясь даже только к обстоятельствам ныне празднуемого события. Божественная София-Христос. Ныне Он торжественно входит в Иерусалим, в город священных обетований и неизреченных благословений. Входит Он, как Царь к Богоизбранному народу. Из дали веков провидел это пророк и тогда же указал одну знаменательную черту в этом торжественном и царственном шествии Господа: Царь Израилев входит кроткий и спасающий; Он сидит не на коне, знаменующем на Востоке брань и воинские занятия, Он воссел на молодого осла – животное, знаменующее мирную жизнь, мирный труд. Вот первое свойство истинной и божественной премудрости: она – кроткая и спасающая. Один из учеников воплощённой премудрости так говорит об этом в поучение векам и народами: «Мудр ли и разумен кто из вас, – докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:13–17 ). Как воистину применимо слово в слово это наставление апостола и к нашему времени! Итак, если предлагается нам премудрость человеческая, сеющая злобу, зависть, ненависть и разделение, если эта мудрость, как, например, социал-демократия, обещает не соединение людей в мирном сожитии, а исступлённо повторяет только об одном – о «борьбе классов», о борьбе отдельных людей между собой, как о чём-то желательном и необходимом; если возглашая: «в борьбе обретёшь ты право своё», право и правду желают найти путём насилий, крови, злобы, убийств, подстрекательствами к убийствам и сочувствием им: то это не свыше сходящая мудрость, а земная и бесовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит:  Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее  ( Мк.8:35 ).  Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне  ( Мф.10:28 ).  Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным  ( Мф.10:32 ).  Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня  ( Мф.10:37 ). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни. Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать:  Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный  ( 2 Тим.4:7-8 ), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Мы читаем в житиях некоторых святых о том, как они молятся Господу, чтобы Он не отнимал у них болезни. Мы же молимся о здравии. Мы хотим этого, потому что это естественно для человека. А эти святые молятся, чтобы Господь не отнимал у них болезнь, потому что им дается узнать, что через болезнь они приобретают другую жизнь, Самого Христа. Так же происходит во всех скорбях. Мы слышим это в словах апостола Павла: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 7—9). Оттого что Бог всесовершенный и всемогущий приобщается до конца нашей немощи, вступая в условия человеческого существования, все меняется. Мы должны научиться этому до смерти, о которой апостол Павел говорит: «Смерть для меня — приобретение», как о самом желанном. То испытание, которое претерпела преподобная София Суздальская, особенно обращено к женщинам нашего времени. Одни из них лишены брака, оттого что близкий человек оказался предателем. Другие ищут брака, и молятся об этом, но Бог не дает. Господь ставит все большее число женщин именно в те самые обстоятельства, в которых оказалась преподобная София. Это особенное знамение нашего времени. Что для нас слаще всего на свете? Господь? Или сладкая жизнь по плоти, где предельно обнаруживается наше сластолюбие и самолюбие? Чем ближе кончина мира, тем чаще Господь дает именно это испытание. Когда мы приходим в Церковь Христову, то начало нашего пути — принять невольный крест как вольный, восходя постепенно от силы в силу. Для этого нужно вкусить ту сладость новой жизни, которую Господь дает человеку не просто за страдания, но за их принятие, как принимали их мученики Христовы. Кто такой мученик Христов? Это не просто тот, кто претерпел страдания, а тот, кто эти страдания принял. И это есть мученичество, это есть святость. И только в этом жизнь. А все остальное быстро проходит, и испытания быстро кончаются.

http://moral.ru/st_sophia_suzdal/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010