Триумф Веры. Христианские мученики во времена Нерона, 65 год н.э. Художник: Эжен Тирион Начало этим размышлениям положил мой спор с давней подругой, которая не смогла принять моего воцерковления, как и Православия в целом. Рассердившись на ее реплики вроде: «Православие русским навязывала власть, народу оно не было нужно, народ оставался языческим», – я спросила, каких русских святых она знает, то есть хотя бы может назвать. Женщина с высшим гуманитарным образованием, поклонница театра Виктюка и прилежная читательница нобелевских лауреатов запнулась: – Русских святых?.. Ну… вот эта женщина, которую сделали святой – а я бы ее своими руками задушила, – которая своих родных дочерей на муки отдала… Имелась в виду, конечно, святая София. То, что она никак уж не русская, – в данном случае неважно. Важна логика отрицания подвига: Что это за Бог такой у вас, если Ему нужно, чтоб дети ради него мучились? – Что это за Бог такой у вас, объясни – если Ему нужно, чтоб дети ради него мучились? Нет, я этого понять не могу, такой Бог не для меня! Мне нужно было сформулировать ответ – не для подруги в первую очередь, а для себя, потому что убеждать других мы можем, только если глубоко и четко убеждены сами. Недавно я нашла в дальнем углу семейного книжного шкафа старую, семидесятых годов издания, книжку – научно-популярную, атеистическую, тогда таких издавалось много, и я, будучи подростком, любила их читать: я испытывала странный, непонятный мне самой интерес… к некой обратной стороне всего того, что в этих книжках говорилось. Вполне советская школьница, я верила, что Бога нет, но интуитивно чувствовала обратную сторону этого утверждения. Так вот, автор книжки рассуждал: «Если бог, как уверяют церковники, всемогущ, то почему он не мог устроить спасение человечества как-то иначе, не принося в жертву собственного сына, не подвергая его таким страданиям? Совершенно непонятно!» Я совершенно не помню сейчас, что происходило в моей голове, что мною руководило, когда я подчеркивала эти строки и полудетским своим почерком писала на полях: «А вот мне очень даже понятно!» Что могло быть понятно в ту минуту мне – вполне советской девочке из совершенно неверующей семьи? Какая интуиция во мне сработала?

http://pravoslavie.ru/152885.html

Закрыть Лики Любви (3) 3. Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века. Окончание 29.09.2022 998 Время на чтение 42 минут Фото: Иконописец Р.Гирвель, СПб 1. Начало 2. Продолжение   В претории их приняли не сразу. Вначале они долго молча сидели в большом атриуме, украшенном статуями богов и императоров. Они молились и время от времени пожимали друг другу руки. Наконец, их провели в большое помещение, не менее помпезное, чем атриум. От последнего оно отличалось тем, что здесь вместо статуй в полный рост находились бюсты все тех же богов и правителей. Здесь на курульном кресле восседал Курций Антиох и недалеко от него за столом, заваленным свитками и диптихами, видимо, нотарий, потому что в правой руке у него был стиль, а левую он положил на вощеную дощечку, приготовившись вести протокол. Претор был теперь одет в белую тунику, тогу с пурпурной каймой, и держался подчеркнуто официально. - Приветствуем тебя, господин претор. Ответом был небрежный кивок. - А где ваш опекун? - спросил Курций Антиох. - Я тебе прямо скажу - мы христиане, и можешь казнить нас безо всякого опекуна, согласно эдикту цезаря Ульпия Траяна - решительно отчеканила Сапиэнтия. - Нет, дорогие мои законопослушницы, так просто вы не отделаетесь. Хотите быть государственными преступниками, будете отвечать по всей строгости закона. Вдруг Сапиэнтию осенило, она вспомнила о том, что муж её не раз говорил им в шутку: «Если вас задержат за ваши глупо...» В этот момент четырехлетняя Каритас прикрывала ему рот ладошкой и умоляюще просила: «Ну, папочка...». «Хорошо, - смеялся Юлиан Бестий, шутливо делал серьезную мину и патетически провозглашал: «...за вашу святую веру...». Это Каритас устраивало, потому что так выражался их любимый Владыченька. «Так вот, - продолжал Юлиан Бестий, - если вас арестуют, помните: все проблемы римских граждан, связанные с религией, решаются на уровне великого понтифика, то есть императора. А нынешний цезарь у нас в этом отношении здравомыслящий. Сразу апеллируйте к нему».

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

15-е Св. муч. Гурия, Самона и Авива Гурий и Самон, урожденцы города Едессы, в гонение Диоклитианово и Максимианово удалились в некое пустынное место, не переставая угождать Богу и наставляя в вере, кого могли. Узнал о них правитель Антонин и велел разыскать их. Посему взяты были Гурий и Самон и с ними множество верующих. Антонин велел всем принесть жертву идолам; но ни один не захотел отступать от Господа. Тогда, помыслив, что если преклонит учителей к отступничеству, то и прочие последуют их примеру, приказал высечь розгами всех остальных и отпустить, а Гурия и Самона оставить на истязание и заключить в темницу. В это время прибыл в Едессу сановник Музоний, нарочито посланный для наблюдения за исполнением указов о христианах. Он потребовал их на суд и, после жестоких пыток, велел обезглавить (304 года). Авив диакон пострадал там же, лет чрез пятнадцать после Гурия и Самона, именно – в гонение Ликиния. Гонение касалось преимущественно распространителей веры христианской. Узнавши, что его ищут для суда, Авив добровольно явился к градоначальнику и был предан пыткам железом, а потом и огнем. В сих муках и предал душу свою Богу (около 320 года). Верные похоронили его у мощей Гурия и Самона. Господь прославил святых мучеников многими чудесами, содеянными по вере прибегавших к ним с молитвою; из них вспомянем одно преславное. В 395 году полчища Гуниов Ефталитов (так называемых белых Гуинов, или Гайтал, в нынешних Мерве и Афганистане) делали великие опустошения в Сирии и Месопотамии, угрожали и городу Едессе. Император, для усиления стоявших там войск Греко-Римских, послал новые полки туда. В числе воинов, прибывших в состав гарнизона Едесского, был и некто родом Готф. Он жил в доме вдовы, именем Софии, которая имела единственную дочь, прекрасную душою и телом, воспитанную в страхе Божием. Случилось же тому Готфянину увидеть Евфимию (как называлась дочь вдовы); прельстившись красотою ее, он просил мать отдать ему дочь в жену. Но мать оказала: «не отдам единственной дочери моей в чужую землю; ты – человек иностранный и отведешь ее в свою землю, а я останусь в печали и горести, потому что не могу жить без нее». Он же, то угрозами (потому что был влиятелен по чину своему), то ласками и мольбами, то и подарками, как человек не бедный, не переставал склонять вдову согласиться на брак. А как дошли до ней слухи, что навязчивый жених имеет уже жену на своей родине, то она сказала ему: «я слышала, что у тебя есть жена и дети в твоей стране». Готф, плененный красотою девицы, с клятвою именем Божиим заверил, что никогда не имел жены, что любит только дочь ее и сделает ее госпожою всего имения своего. София поверила обманщику и согласилась на брак, предав себя воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит Ханты-Мансийский Павел принял участие в конференции, посвященной работе с соотечественниками за рубежом 18 ноября 2021 г. 14:10 17 ноября 2021 года в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре открылась VI Международная конференция «Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды». Мероприятие прошло в очно-дистанционном формате. В работе конференции по видеосвязи принял участие митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел . В мероприятии также участвовали губернатор ХМАО Н.В. Комарова, председатель Думы Югры Б.С. Хохряков, представители Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России, Россотрудничества, Правительства Москвы, фонда «Русский мир», Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Всемирного конгресса татар. Приветствуя участников конференции, митрополит Павел, в частности, сказал: «Мы все — живущие как в Отечестве, так и за его пределами, — объединены общей историей, в которой есть славные и победные страницы, но есть и страницы сложные, трагические. Вновь и вновь мы пытаемся осознать эти вехи отечественной истории, в очередной раз сделать выводы и извлечь уроки, донести до молодого поколения историческую правду о периоде тяжких испытаний, выпавших на долю нашего народа, будь то трагические события XIII века или смутные события века XVII, или же братоубийственные события века XX. Для этого мы должны увековечить память мест мученичества, где были захоронения, и до сих пор не установлены памятные знаки». Иерарх отметил, что в 30-е годы в Ханты-Мансийске расстреляли 598 человек, а общие потери населения в результате репрессивной политики СССР с 1917 по 1953 год составили 10-11 млн человек. «В результате октябрьского переворота 1917 года Россия потеряла множество людей из всех сословий, — констатировал владыка. — Только по приблизительным оценкам нашу страну покинули до 3 миллионов человек. Одним из результатов разыгравшейся гражданской войны стало " русское рассеяние " — исключительное явление в зарубежье, вызванное массовым исходом наших соотечественников. Основными центрами эмиграции первой волны стали София, Прага, Белград, Париж и Берлин. В последующие годы многие двинулись дальше — в США, а также в Канаду и Латинскую Америку. Кроме того, белая эмиграция шла и через дальневосточные границы; крупные эмигрантские центры сложились в Харбине и Шанхае. Оттуда многие эмигранты впоследствии переселились в Америку и Австралию».

http://patriarchia.ru/db/text/5862707.ht...

Закрыть Лики Любви (2) 2. Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века. Продолжение 22.09.2022 1102 Время на чтение 42 минут Фото: Иконописец Р.Гирвель, СПб Продолжение, начало см.   В день памяти Э.М.Михайловой, в крещении Надежды († 23.09.2020)   Медиолан - город немаленький, но Риму он, конечно же, уступал и в размерах и по красоте. Хотя застройка Вечного города не была плановой, однако многоэтажные здания, ухоженные сады, статуи в неожиданных позах и мозаичные вывески поразили медиоланских провинциалок. Не то чтобы они чувствовали себя подавленными, скорее уставшими и до краёв заполненными изобилием и пестротой римских впечатлений.   Особняк Рессамнии Соэмии тоже показался им громадным после их скромного миланского домика. Но хозяйка - массивная немного неряшливая женщина, мать двоих детей, - встретила их чрезвычайно радушно. Первыми её словами, обращенными к Сапиэнтии, были: - Как я мечтала вытащить тебя из твоего Медиолана! Ты там, наверное, скисла после смерти мужа. Но, признаться, я удивлена тому, что ты, наконец, откликнулась. Все отпираешься да отпираешься. Ладно, это лирика. Давайте с дороги помойтесь, поешьте и отдохните. Сейчас покажу вам ваши комнаты. Раб и рабыни засуетились вокруг Сапиентии и её дочерей, потащили багаж куда-то наверх, хозяйка и гости поднялись вслед за ними. Скорби и болезни в этом доме не чувствовалось. - Ты не возражаешь, если твоя комната будет рядом с моей? А девочек мы поселим чуть дальше. Вот здесь они будут довольны. Я даже каждой выделила отдельную кровать. Окна выходят в сад, они не услышат уличного шума. Заходите, дети, устраивайтесь. Вот Фидес уже девица хоть куда. Я бы не прочь её взять в невестки, однако... доктора говорят, что мой Фиделис долго не протянет. Самое печальное заключается в том, что один из наших братьев, которого Господь наградил даром провидения, утверждает то же самое. А было бы здорово - Фиделис и Фидес. - О, если пророк так утверждает, то это серьёзно, - поддержала разговор Сапиэнтия . Её ревность уже приготовилась ринуться на почти забытого ею Фиделиса, но он был безнадежно болен, а его мать - лучшая подруга детства и юности, поэтому ревности пришлось остаться при своих интересах.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

-То есть каждому человеку выбирать самому? -Ну а что же, конечно. Укрепи, Господи! Даже разные мнения существовали -вступать в пионерию или нет. В одних случаях верующие люди стояли на своем и детей укрепляли, а другие шли на компромисс. Потому что одно дело   - взрослый человек, другое дело -   ребенок. Нельзя его нагружать таким противостоянием всей системе, это не каждый может выдержать. Поэтому тут всегда полезно рассуждение. Каких то рекомендаций: вот поступай так и так, мы не можем. Мы знаем, что есть у нас пример святых мучениц Веры Надежды, Любови, когда мать их София укрепляла дочерей в вере, чтобы они не отказались от Христа- но это же величайший подвиг всех времен и народов! Тут все по вере. Как, по-вашему, Серафим Саровский, имея в руках топор, мог защититься от разбойников? -Легко -Он был огромной физической силы, всю жизнь трудился. Но он предпочел страдания, и мы его за это прославляем. Хотя если бы он их рубанул - кто бы его за это осудил?! Но есть путь лучший перед Богом. Поэтому можно ли, нельзя ли- это не мне, окаянному, решать. -Сказано: «Кому простишь   - тому простится, кому не простишь -   на том останется». То- есть, допускается возможность непрощения? -Разумеется. Пришел человек и говорит: знаете, дорогой батюшка, я вот тут киллером работаю. Дайте мне епитимью, я акафист почитаю недельку, а потом, ну, сами понимаете, работа такая, постараюсь пореже - нормально? А такая работа есть - людей то убивают! Никогда же заказчик сам не возьмет и не убьет, а всегда нанимает кого - то более или менее удачно. -«Да хвалится брат униженный высотой своей, а богатый унижением своим»   -что имеется в виду? -Это очень емко. Речь идет о том, что в очах Божьих больше? И, конечно, богатство перед Богом- это вообще ничто, поэтому обратить свое богатство на пользу ближнему   - это значит служить самому Богу. Вот такое могу предложить толкование. -Как следует понимать слова Христа-«Не нарушить пришел я закон, но исполнить» -   что значит исполнить? -Исполнить значит наполнить до верха. Вот как исполнение пророчества- все, о чем говорилось, все произошло - полнота. Поэтому исполнить значит: Христос пришел, чтобы закон наполнить духовным содержанием.

http://radonezh.ru/text/esli-zadadut-vop...

Вопрос. «Жизнь человека – превыше всего», но что именно каждый из нас разумеет под «жизнью»?  Как же те, кто на мучения ради неотречения от веры все же пошел?  Как же  мученица София, которая шла на смерть не одна, но вместе со своими дочерьми?.. А как же те, кто  не были даже  христианами, например, советские люди сталинских времен, которые знали, что их близкие пострадают, будут лишены гражданских прав, работы, жилья, свободы, но не пошли против своей совести, против своей души? И убеждение: христианство отличается от идеологии тем, что оно – не от мира сего и не призвано служить сиюминутным  интересам этого мира, политическим, патриотическим, социальным, еще каким-то. Оно – свободное участие  в Царстве Христовом, начавшееся уже здесь, а не идеология. И простой признак отличия таков: пока ты идешь на крест сам – это христианство, а когда призываешь идти на крест других, неважно ради каких целей – это уже идеология. Как все это совместить, как со всем этим быть? Не знаю. Жизнь порой ставит перед нами такие вопросы, ответ на которые приходится искать тоже целожизненно. Но я помню слова одного христианского мыслителя: «Евангелие – это ряд противоречивых вещей, ряд парадоксов, которые объединены благодатью». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 ноября, 2012 10 июля, 2014 30 ноября, 2016 27 апреля, 2024 16 марта, 2024 9 марта, 2024 2 марта, 2024 24 февраля, 2024 21 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/molchanie-vzoyti-na-kr...

– Ох, бабушка, бабушка!… Скажи мне, эти монахини действительно так бедны, что им без твоей постоянной помощи никак не обойтись? Нельзя им просто один раз пожертвовать какие-то ценности, что-то из твоих драгоценностей, например, и пускай они сами потом обменивают их на еду. – Им нужны макароны, а не деньги. Не думай, что Мировое правительство не знает о существовании черного рынка и не контролирует его. Одним разрешено им пользоваться, а другим за то же самое грозит немедленный арест. –  Разрешено членам Семьи? – Им в первую очередь. Семье разрешено практически все. Коли члены Семьи не будут иметь таких привилегий, которые позволяют им жить особой жизнью и чувствовать себя на голову выше прочих сограждан, они не станут так преданно служить своему Мессии. Привилегии – основа существования любой элиты. – А почему монахини так любят макароны? – Ну, дорогая, это уже совсем другая история. Вот приедет мать Евдокия, ты у нее и спроси. Она как раз за макаронами к нам и едет. – Подумать только, я увижу настоящую монахиню! – А тебе интересно с ней познакомиться? – Конечно! Во-первых, я хочу видеть твоих друзей, а во-вторых, у меня тут чисто профессиональный интерес: вдруг когда-нибудь мне понадобится воспроизвести для Реальности облик настоящей монахини. Это же такая экзотика! – Ну-ну, – сказала бабушка. – А ведь каких-нибудь сто лег назад это вовсе не было экзотикой: в те времена не было русской семьи без монаха или священника в роду… – Ну, уж в царской-то семье, наверно, не было! – Родная сестра последней царицы была настоятельницей монастыря, Марфо-Мариинской женской обители. И до нее в царском роду были монахи и монахини. – А в нашем роду? – С обеих сторон. На Афоне, до самого его конца, жил родной дядя твоего деда, иеромонах Евстахий, а моя бабушка была игуменьей в новгородской обители. Ее звали матушка София, она погибла мученической смертью в тридцатых годах прошлого столетия. – Не в ее ли честь вы гак назвали мою мать? – Ты угадала. Но, к сожалению, твою мать это не спасло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

— Спасибо, мистер Грант! Огромное Вам спасибо! — радостно воскликнул Дейви, с облегчением соскочив со своего места. — Я всё ей передам! Спасибо! Я так не хочу, чтобы вы от нас уходили. Если вы уйдёте, я, наверное, целую неделю буду плакать! Вы же не станете говорить ничего дурного, правда? Знаете, Арки читает Библию каждый день! — Я тоже, — улыбаясь сказал Донал. — Правда? — обрадовался Дейви. — Я ей про это тоже скажу, и она поймёт, что, должно быть, ошибалась. Он тут же побежал к своей кузине, чтобы рассказать ей о предложении Донала. Услышав его, леди Арктура пришла в замешательство. Во–первых, она засомневалась, прилично ли это; во–вторых, её смущала неловкость своего положения в этой ситуации. К тому же, её охватил внезапный страх: а вдруг под видом благочестивых рассуждений этот учитель толкнёт её на ложные пути сомнения и заманит в замок великана Отчаяние? — хотя это было просто чудо Божьей благодати, что она не попала туда до сих пор! Что если он убедит её в таких вещах, уверовав в которые, человек навсегда лишается спасения? Арктура не понимала, что та вера, к которой она стремилась, сама по себе была вечным проклятием. Ибо разве может душа, верующая в несправедливого Бога, обрести блаженство — на небе или на земле? Радоваться такой вере способен только дьявол, а веровать в то, чего не может быть, — не что иное, как вечное мучение. Понятно, что порой человек не видит истинной сущности того, во что, как ему кажется, он верит. Но это не спасёт его от страшной участи незнания Бога, ибо только в познании Его и заключается вечная жизнь. Разве может человек, знающий Бога, верить в то, что Он зол и несправедлив? Многие добрые люди повторяют подобные лживые слова о Боге, но это лишь означает, что сердце их пока разделено, сомневается и не знает покоя, и чтобы хоть как–то утешиться, думая о Боге, они вынуждены уговаривать себя размышлять о хорошем, по мере сил не вспоминая о плохом. И потом, что скажет мисс Кармайкл, узнав об этом дерзком предложении? Леди Арктура готова была побежать к ней за советом, но София на две недели уехала из города, так что придётся действовать без её помощи! Пока что она сама не может сказать дяде ничего определённого по поводу сомнительных воззрений нового учителя! По некотором размышлении леди Арктура посчитала себя вполне вооружённой и подготовленной к любым спорам насчёт христианского учения. В конце концов, она прекрасно знает Краткий катехизис и может наизусть привести отрывки Писания в подтверждение каждой изложенной там доктрины. Так что с её стороны весьма глупо бояться того, кто стоит лишь на собственных невежественных и самонадеянных измышлениях, не обращая никакого внимания на мнения отцов Церкви и принимая только то, что угодно его неисправимой натуре, упорствующей во грехе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

- Страшно было? - почему-то перешел на шепот Фиделис. - Сначала страшно, потом больно, потом безразлично, а когда стало совсем невмоготу, такая радость вспыхнула, просто не передать. И боль исчезла, и страх. Вернее боль была, но я её воспринимала отстраненно, как бы со стороны. Радость покрыла всё. А потом мне отрубили голову, и пришли ангелы. Фиделис немного поколебался и нерешительно спросил: - Спес, а как там? Спес не спешила отвечать, и в это время в комнате на мгновение вспыхнул яркий разноцветный нездешний свет. У Фиделиса расширились глаза, его охватила совершенно незнакомая радость, он ошарашено, очень медленно произнес: - Я понял, что объясняла мама... - Поверь мне, то, что ты видел, на тысячную долю не показало всей здешней красоты. - А вы видите больше? - Да, потому что мы мученики за Христа. Фиделис решительно заявил: - Я хочу туда, Спес. Я готов. В воздухе возникла Сапиэнтия: - Тебе рано, юноша. Мы просили Господа, и Он даровал тебе еще 60 лет жизни. Из-за спины матери выглянула Каритас: - Я считаю, что лучше сто, но Господь сказал, хватит и шестидесяти. Много десятилетий спустя Фиделис скажет, что ни до ни после он не видел и не ощущал такой любви, какую в тот момент излучал взгляд Сапиэнтии. И еще он почувствовал, как эта любовь вдохнула в его угасающий организм силу жизни. Он почти физически ощутил то, что ласково говорила им Сапиэнтия: - Вы оба проживете долго и счастливо. Каритас, посопев, вздохнула: - Но иногда будете скорбеть...Охо-хо... Немножко. Незаметно в комнате появилась Фидес с Милочкой и Ванди. Юния Верона радостно вскрикнула: - Фидес! - О! - качнул головой Фиделис. Девочка спустила на пол животных: - Позаботьтесь, пожалуйста, о наших зверях. Милочка тихо потрусила к Фиделису, а Ванди юркнула под кровать. - А где Вимка? - требовательно спросила Юния Верона. - Вимка умер на маминой могиле. В комнате стало светло как днем. Это появился Ангел Господень. Дети его не видели, только услышали чистый голос: - Вам пора. Сапиэнтия радостно улыбнулась Фиделису и Юнии Вероне, но при прощании лик ее стал очень серьезен, а глаза полыхнули таким невероятным нездешним пламенем, что дети зажмурились:

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010