— Поручись мне благодатью, скрытой в этих мощах, зять мой, — сказала она, — что ты никогда и ни в чем не обидишь мою дочь! Аларих произнес решительно и смело: — Клянусь, и эти святые да будут мне поручителями, что я ничем не обижу мою жену! Они еще помолились и вышли из храма, а на прощание София еще раз обернулась и попросила святых мучеников: — Будьте с дочерью моей Евфимией и на чужбине, не оставьте ее, святые угодники! Глава восьмая Сборы были недолгими: Аларих предупредил, что от Харрана до Фригии путь они продолжат верхом, поэтому предложил Евфимии взять из всего приданого только праздничный наряд для встречи с его родней да сменную одежду. Ну и драгоценности, конечно, — они-то много места не займут. — Нет смысла брать много вещей во Фригию, все равно придется везти их обратно — мы ведь скоро вернемся. — Скоро ли? — усомнилась, вздыхая, София. — Как только я распродам свое наследство, — отвечал Аларих. Не согласна с этим была только Фотиния, она готова была тащить не только одежду, ковры и дорогую посуду, но и кухонную утварь, причем тащить ее хоть на себе, но ее никто особенно не слушал. Тогда старушка решила надеть на себя в дорогу столько одежды, сколько сумеет, и принялась перекапывать свой сундук, который вообще-то за недосугом просматривала только раз в году, весной, чтобы просушить слежавшуюся за зиму одежду. Она отобрала одежду на все случаи жизни, а под конец извлекла с самого дна сундука старый дорожный шерстяной плащ, подбитый тонко выделанными ягнячьими шкурками, почти облезшими от старости. От былого великолепия плащ сохранил только красный цвет наружной ткани, штопаной-перештопаной, но все еще яркой. — Откуда у тебя этот чудовищный плащ? — спросила София. — Ты что, не можешь подобрать в дорогу что-нибудь полегче и поновее? — В этом плаще нас с сестрой когда-то привез к вам в дом старый хозяин, отец твоего мужа. Мы были тогда несчастные, глупые и перепуганные девчонки, да еще и обе подхватили в дороге лихорадку. Хозяин и не собирался нас покупать, но работорговец предложил ему продать нас обеих как одну, да еще за половинную цену, сказав: «Если даже одна из них выживет, ты все равно будешь в выигрыше, господин!» Но Фотий-старший, твой свекор, как мы потом догадались, купил нас просто из жалости. Это был его плащ, он отдал его нам, чтобы мы не мерзли во время приступов озноба, и я ни за что я с ним не расстанусь: он напоминает мне и о сестре, и о добром моем хозяине.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Анна Александровна Танеева перешла в вечность в 1964-м году в возрасте 80 лет и похоронена в Хельсинки, на местном православном кладбище. Фрейлиной, близкой Августейшей семье, была также баронесса София Карловна Буксгевден (1883–1956). С 1913 года она вошла в так называемый «ближний круг» Императрицы Александры Федоровны и добросовестно и преданно служила ей до ее мученической смерти. Иза (имя, данное ей в Царской семье) помогала Государыне в устройстве школ, приютов, больниц, а во время войны стала ее помощницей в организации складов, госпиталей и санитарных поездов. Она не смогла отправиться вместе с Царственными мучениками в Тобольск 1/14 августа 1917г. из-за операции аппендицита, но по выздоровлении 6 ноября 1917г. после долгих хлопот получила необходимые документы, дающие право соединиться с Императорской семьей. Преодолевая невероятные трудности на пути в Екатеринбург, София Карловна 23 декабря 1917 года добралась до цели, но к Царской семье не была допущена. Ей пришлось снять жилье в городе и зарабатывать на жизнь частными уроками. 6 мая 1918 г. Софии Карловне было разрешено сопровождать Царских детей из Тобольска в Екатеринбург. Радостной была встреча Софии с Наследником-Цесаревичем и Великими княжнами Ольгой, Татьяной и Анастасией. Присутствие бодрой и решительной Изы было для них поистине Божией милостью. На вокзале 10/23 мая баронесса София Карловна Буксгенден попрощалась с Наследником и Великими княжнами. Как оказалось, навсегда. Детей увели, а остальных не допустили в Ипатьевский дом, объявив, что они свободны. 2 июня 1918 года свите и служащим было приказано в течение 12 часов покинуть Екатеринбург и вернуться в Тобольск. Пробыв в Сибири в общей сложности 14 месяцев, в трудные дни разгоравшейся Гражданской войны, она в феврале 1919 года навсегда покинула Россию. Через Дальний Восток, Японию и Северную Америку добралась до Европы. Сначала жила в Дании, а в 1935-м г. переехала в Англию. Живя в Лондоне, баронесса Буксгевден написала три книги: «Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Всероссийской Императрицы», «Перед бурей» и «Оставленные». В своих книгах она дает объективную характеристику Императрице Александре Федоровне.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/18/svyata...

Но вот нашелся один доносчик, который, видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру, но об этом она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет — вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего», и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана. Последний удивился их спокойствию и бесстрашию и, расспросив об их вере, ничего им на этот раз не сделал, отослав их на три дня в дом одной знатной римлянки в надежде, что та сумеет разубедить их. Но святое семейство было непоколебимо. Все отпущенное время они провели в молитве, приготовляя себя к ожидающим их мучениям. «Дети мои милые, — говорила святая София своим маленьким дочерям,- вот близок день, в который вы увенчаетесь мученическим венцом на Небесах и как невесты явитесь пред своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте отдать за веру в Спасителя на муки вашего юного тела и вашей цветущей красоты и не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелеют и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы». Святая София хорошо понимала, что детей ее язычники будут стараться заставить отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на Небе. Она умоляла их пребыть верными Христу. «Не бойтесь мук, — продолжала она, — я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая вам неувядающие венцы». После этого и подобных увещаний сестры воспламенились еще большей любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедать Его Богом пред язычниками.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Точно так же и человек, умерщвляемый другими, не обладает властью над собственной душой и не может перед убийцами сказать о своей душе: имею власть положить ее , ибо в данном случае должен будет он положить свою душу, отнюдь того не желая. Только Господь Иисус мог сказать это, то есть имею власть положить ее , в присутствии иудеев, Своих убийц. Обладая такой властью, мог Он одним-единственным чудом, вовсе для Себя не трудным, сделать так, чтобы все иудеи погибли еще до того, как пригвоздят Его ко кресту. Однако наперед взирал Он на спасительные плоды Своей смерти и потому добровольно предал Себя на убиение. И власть имею опять принять ее . Этими словами предвещает Он Свое воскресение. Следовательно, Господь и умер, и воскрес по Своей Божественной власти. О Господи всемогущий и человеколюбивый, как дивно устроил Ты человеческое спасение по Своей Божественной силе и любви! Помоги нам принять и усвоить это спасение, и паки молимся – помоги. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 17 сентября 1. Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София . Жили и пострадали они в Риме в правление императора Адриана. Премудрая София, как свидетельствует о сем и ее имя («софия» – «премудрость»), оставшись вдовой и будучи христианкой, прочно утвердила в Христовой вере и себя, и своих дочерей. В то время, когда рука мучителя-Адриана простерлась на добродетельный дом Софии, Вере было 12 лет, Надежде 10, а Любови 9. Выведенные пред царя, они все вчетвером, держась за руки, «как сплетенный венец», смиренно, но [вместе с тем] решительно исповедали они веру во Владыку Христа, отказавшись приносить жертвы языческой богине Артемиде. Перед мучениями мать своими увещаниями укрепляла дочерей, чтобы выстояли они до конца. «Ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, – это вечное здравие, неизреченная красота и бессмертная жизнь. И когда ваши тела будут умерщвлены в муках, Он облечет вас в нетление, и причиненные вам раны воссияют на небе, как звезды». Одну за другой подвергал мучитель лютым истязаниям: сначала Веру, затем Надежду и наконец Любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

София 7 сентября 2016, 22:44 Анастасия, благодарю за понимание. Я Вам больше скажу: любовь к своим собственным детям и желание о них заботиться свойственны не только человеку, зачем гордиться этим зря? не хочу никого обидеть:) Просто вот до чего дошло человечество, Вы же понимаете. Люди, всем благ от Бога мыслимых и немыслимых! Сретенскому монастырю нашему любимому процветания! Владыке Тихону с братией многая лета! Анастасия 7 сентября 2016, 17:57 София, совершенно с Вами согласна! " Многочадие не является подвигом никаким, а просто жизнь родовая нормальной семьи, так всегда было, и не только у христиан....Не надо нас выделять в особую группу, нам это не на пользун " . И не только нам не на пользу. До тех пор пока о многодетности будут трубить как о подвиге, никакие доводы в пользу ее " выгодности " на людей действовать не будут, в том числе и на церковных людей. Надо говорить о том, что ЛЮБАЯ контрацепция в христианском браке есть безусловный грех. И если Бог дает детей - их надо рожать. А по-другому нельзя, потому что по-другому - это грех против заповедей Божиих и церковного предания. Как ни оправдывайся собственной немощью и неподходящими условиями, как ни прикрывайся словами митр. Антония Сурожского и Социальной концепции. Жизнь христианина (если жить по заповедям) ведь всегда есть сама по себе мученический подвиг. А нам хочется комфортного христианства. София 7 сентября 2016, 15:41 Хочу поблагодарить за добрую и теплую статью! И пожелать Юлии и всем мамочкам такой же неотмирной радости, как та, которой она делится с нами! Сама будучи матерью семерых детей, хочу немного поспорить с Юлией и уточнить, что многочадие не является подвигом никаким, а просто жизнь родовая нормальной семьи, так всегда было, и не только у христиан. Ведь, согласитесь, совсем еще недавно у нас в обморок падали при виде мамы с тремя детьми, сейчас уже почти не удивляемся и семье с четырьмя, правда? о Москве говорю. Не надо нас выделять в особую группу, нам это не на пользу:) Многие бы хотели иметь больше детишек, да не могут.

http://pravoslavie.ru/96604.html

Так горько бывает слышать и видеть, когда приходит на исповедь какая-нибудь Вера и кается в том, что у неё веры нет. Или приходит Любовь и говорит, что у неё любви нет. Или приходит унылая Надежда, у которой надежды в сердце не осталось. У мучениц было всё наоборот. У них не было святых покровителей. В те времена — да и сейчас в Греции — называют не так, как у нас в России. У нас называют по именам святых. А там просто дают имя. Вот им дали имена добродетелей. У них святых покровительниц не было, но они приняли в сердца эти имена, они эти добродетели воплотили в своей жизни. Это тоже замечательный урок всем нам. Ведь все мы, христиане, должны иметь веру, надежду и любовь в своём сердце. И можем молиться этим святым мученицам о том, что они научили бы нас — своим предстательством, своим примером, подвигом — научили бы нас верить, надеяться и любить. София, как вы знаете, это тоже добродетель — это премудрость. Мать этих мучениц, София, тоже явила на деле величайшую премудрость. Премудрость, которая может и должна посрамить мудрость века сего. По всем разумным рассуждениям людей всех времён (а людей нашего времени — в особенности), нужно уметь, нужно сообразить, как выйти из тяжёлого положения и сохранить самую большую ценность в своей жизни. Конечно, если есть ум, есть мудрость, то можно и разбогатеть, можно и добиться высокого положения в обществе, в государстве. Можно быть директором фирмы, может быть, даже и членом правительства. Вот мудрость века сего: добиваться большего, добиваться высот в этой жизни. И эта мудрость века сего вполне оправдана той верой, которая движет современными людьми. Фото: Mistral, photosight.ru Современные люди — они, по существу, не верят в Бога. Их вера — это такой гедонизм. Они хотят от жизни — такой короткой и нетвёрдой жизни — хотят успеть взять как можно больше приятного для себя, ухватить как можно больше всяких удовольствий. Удовольствия эти оказываются, к сожалению, по большей части очень низменными. Прежде всего, это просто животные страсти и похоти. И люди почему-то думают, что, удовлетворяя эти похоти, они будут счастливыми. На самом деле, конечно, это невозможно, потому что человек — это, прежде всего, дух. И не может дух удовлетворяться похотями.

http://pravmir.ru/esli-zavtra-vdrug-obya...

Выслушав внушения матери, дочери умилились сердцем, возрадовались и бодро ожидали мучений. Через три дня они были приведены во второй раз на суд. Без страха они исповедали веру в Иисуса Христа, не соблазнившись обещанными выгодами в случае отречения от веры и поклонения идолам. Первой потерпела мучения старшая – Вера. Эта святая девица мужественно перенесла двухчасовое поджигание тела на раскаленной решетке, кипение в котле, наполненном смолой, и вышла невредимой по силе Божией. Жестокий гонитель, не зная, что с ней делать, произнес смертный приговор. Святая Вера, преисполненная радости за себя, поспешила помолиться Богу и ободрила сестер. Ее беспокоило то, как бы какая-нибудь из оставшихся сестер из страха перед мучениями не отреклась от веры. Святой Вере была отсечена голова. София радостно облобызала ее мученическое тело и прославила Христа Бога, принявшего дочь ее в чертог небесный. После Веры была предана мучениям и десятилетняя Надежда. Ее, как и Веру, склоняли к отречению от Христа обещаниями земных выгод и ласками, но она осталась непоколебимой в вере. Ее ввергли в огонь, затем строгали тело ее железными когтями. Когда тело ее раздроблялось на части и кровь ручьем текла из ран, в то время чувствовалось чудное благовоние. Разраженный твердостью святой отроковицы, мучитель велел приготовить раскаленный котел с кипящей смолой. Когда хотели ввергнуть в этот котел святую Надежду, он внезапно растопился и смолой опалило стоявших около него. Так ясно сила Божия помогла святой мученице. После этого издан был приказ: «Отсечь ей голову». Отроковица, поцеловавши мать и сестру, сказала сестре: «Предстанем вместе Святой Троице». Потом подошла к мертвому телу святой Веры, облобызала его и прослезилась. Сама она преклонила голову свою под меч. Мать радовалась, что две дочери приняли мученичество за Христа, и уговорила Любовь последовать их примеру. Ласками и лестью отговаривали ее от мучения, склоняя к идолопоклонству; но и эта святая отроковица осталась непреклонной. Прежде всего ей показали разожженную печь. Она, не дожидаясь, чтобы кто-нибудь бросил ее туда, вошла в нее сама и ходила среди огня неопаляемая. Затем мучители искололи члены тела ее, но сила Божия укрепила ее. Концом ее мучений было усечение главы. Тела своих дочерей София вывезла из города и похоронила с подобающей честью. Мать не подвергли мучениям, может быть, по жестокому расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей вместе с тем и безысходное горе. Но Господь скоро утешил святую Софию. Похоронивши своих детей, она три дня провела у гроба их в непрестанной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившей ее с детьми в Царстве Того, любовью к Которому были преисполнены их сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой Севериан был повешен на стене с привязанным к ногам его камнем. Изображение: На стене укрепленного города два воина вешают святого; к ногам его привязан большой камень. 10. Святые мученицы Минодара, Митродора и Нимфодора засечены были прутьями. Изображение: Святые жены лежат на земле, обнаженные до пояса, головы их повязаны платками; три воина секут их прутьями. 11. Святые Диодор, Диомид и Дидим засечены были воловьими жилами. Изображение: Диодор, старец, Диомид и Дидим, юные, с едва показавшимися бородами, лежат на земле, изъязвленные с головы до ног; три палача секут их воловьими жилами. 12. Святой Автоном умерщвлен был палками и камнями. Изображение: Святой, в первых летах мужества, с круглою бородою, стоит на коленах, простерши руки к небу; четыре воина побивают его: одни камнями, другие палицами. 13. Святые Кронид, Макровий, Леонтий и Серапион потоплены были в море. Изображение: Среди моря с малого судна воины бросают святых в воду. Макровий, до половины свешенный за борт старец; Кронид диакон – юн, остальные – с проседью. 14. Святой Феоклес усечен был мечом. Изображение: Святой юный, без бороды, лежит на земле, обезглавленный; подле него стоит палач с мечом. 15. Святой Никита сожжен был огнем. Изображение: В горящем костре св. Никита, юный, с бородою едва показавшеюся, стоит, подняв глаза и руки к небу; два воина подкладывают в огонь дрова. 16. Святая Евфимия, отданная на съедение медведям и львам, предала дух свой Богу, быв невредима ими. Изображение: Среди львов и медведей св. Евфимия стоит на коленах, подняв глаза и руки к небу. 17. Св. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София усечены были мечом. Изображение: На горах видны дома и подле них святые мученицы: две лежат на земле обезглавленные, а две на коленах преклоняют головы свои под меч палача. 18. Святые София и Ирина усечены были мечом. Изображение: Обе жены лежат обезглавленные, их палач влагает в ножны меч свой. 19. Святые Трофим и Доримедонт были усечены мечом, а Савватий убит палками. Изображение: Трофим, юный, с едва показавшеюся бородою, лежит обезглавленный; Доримедонт, без бороды, стоит на коленах; руки его связаны назад; палач усекает его в выю; а Савватий лежит навзничь, изъязвленный от головы до ног; подле него видны два воина с палками; один бьет его, а другой поднял палку. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

И вот спустя немного дней пришел Юстиниан, бросился в ноги императору, поднеся ему в знак благосклонности сто пятьдесят золотых, и Тиберий, проявляя свою обычную терпимость, поднял его и велел оставаться при дворе. Но императрица София, забыв об обещании, данном некогда ею Тиберию, попыталась строить ему козни. А именно, когда Тиберий уехал на виллу для того, чтобы там, по императорскому обычаю, приятно провести время в течение тридцати дней во время сбора винограда, София, тайно вызвав к себе Юстиниана, хотела возвести его на престол. Узнав об этом, Тиберий поспешно возвратился в город Константинополь и, захватив императрицу, лишил ее всех богатств, оставив ей средства только для каждодневного пропитания. Удалив от нее слуг, он дал ей других, своих собственных, верных ему, предварительно наказав им, чтобы никто из прежних ее слуг не приходил к ней. Побранив Юстиниана, Тиберий впоследствии так полюбил его, что обещал отдать свою дочь в жены его сыну, а Юстиниан в свою очередь просил в жены своему сыну его дочь; но этому не суждено было сбыться. Войско Тиберия разбило персов, вернулось победителем и привезло с собой столько добычи, что полагали, что она могла удовлетворить любую человеческую жадность. К императору были приведены двадцать захваченных слонов. 31. Бретоны в этом году сильно беспокоили окрестности городов Нанта и Ренна. Они унесли огромную добычу, опустошили поля, собрали виноград с виноградников и увели пленных. Когда епископ Феликс 807 направил к ним посольство, они, дав обещание возместить убытки, не пожелали выполнить ни одного из своих обещаний. 32. В Париже какую-то женщину обвинили в том, что она, по утверждению многих, оставив мужа, будто бы находилась в любовной связи с другим. Вот почему родственники мужа пришли к ее отцу и сказали: «Или докажи нам, что твоя дочь достойная женщина, или пусть она умрет, дабы это бесчестие не запятнало наш род». «Я знаю, – ответил отец, – что дочь моя совершенно невиновна, и то, что говорят злые люди, в этом нет ни слова правды. Однако чтобы это обвинение больше не распространялось, я поклянусь в ее невинности». А они сказали: «Если она невиновна, то подтверди это клятвами на могиле блаженного мученика Дионисия». «Я сделаю это», – сказал отец. Условившись, они сошлись у базилики святого мученика. И отец, возложив руки на алтарь, поклялся в том, что его дочь невинна. Но сторонники мужа объявили, что он клятвопреступник. И вот они заспорили и, обнажив мечи, бросились друг на друга, и перед самым алтарем убивали друг друга. А были они по происхождению людьми знатными и первыми при короле Хильперике. И многие были ранены мечами. Святая базилика обагрилась человеческой кровью, ее двери были пробиты дротиками и мечами, и смертоносное оружие достигало самой могилы. С трудом удалось их примирить. И это место оставалось закрытым для службы до тех пор, пока все это не стало известно королю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

— Девица! Только скажи, что ты почитаешь богиню Артемиду, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой раскаленной печи. На эти слова отроковица ответила: — Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете. Озлобленный мучитель велел ввергнуть Любовь в печь, но мученица, добровольно войдя в нее, без страданий ходила в ней и пела хвалебные гимны Творцу. Нисшедшая по благодати Божьей роса погасила пламень огня, и он вылетел из печи и, попалив окружающих, коснулся даже самого императора. Обожженный мучитель далеко бежал от места мучений. Присутствующие же были поражены видением в печи сияющих юношей, которые ликовали вместе с Любовью. Наконец, мученица вышла из печи. Она была здрава и весела, как будто вышла из чертога. Но закоснелый правитель не проникся светом христианской истины и велел продолжать истязания мученицы. По его повелению начали сверлить члены тела мученицы железными буравами. Но Господь помиловал мужественную отроковицу, сохранив ее от смерти и среди этих мучений. Тогда император, разболевшийся от ожога, велел обезглавить исповедницу. Выслушав приговор Адриана, отроковица возрадовалась и молилась: «Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь! Пою и благословляю имя Твое за то, что принимаешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели». Мать же мученицы, София, молилась Богу, прося даровать терпение до конца ее младшей дочери, обращаясь к которой, она говорила: — Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, терпи до конца. Ты идешь добрым путем, и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в Свои объятия и успокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы Он оказал милость и мне. И тотчас Любовь была казнена. Мать, взяв тела своих дочерей, положила их в дорогой гроб. Поставив его на погребальную колесницу, София отвезла останки своих возлюбленных дочерей за город и похоронила на высоком холме.

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010