И вот мужественная мать начинает готовить своих любимых дочерей к мученической кончине. Упав на колени, София и дочери душой обратились к   Богу. Но не было в их словах просьбы пронести мимо сию страшную чашу! В горячей молитве просили они того, что едва может понять простой человек: чтобы Господь дал им твердости устоять в вере, мужества пострадать за Него, не дал испугаться предстоящих мук и послал сил достойно встретить смерть. Хитрый император вначале отдал мать и девочек под попечительство одной очень умной и красноречивой женщине, чтобы та, своими речами, смогла разубедить их в вере в Иисуса Христа и уговорила поклониться языческим божествам. Насколько тяжело матери было сделать выбор?! Ее убеждали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде жертвоприношение – бросив щепотку ладана к ногам мертвой статуи. И вот – она с дочерьми на свободе! И можно уже тихо, не привлекая к себе внимания, продолжать молиться своему Богу… Но София решается на смерть – не на предательство. Наконец, твердые в вере мать и дочери предстают перед императором. Пока еще не поздно одуматься, сохранить жизнь себе и детям. Но София гонит от себя эти заманчивые мысли и обнимает своих дочек, которых вот-вот вырвут из ее рук и отправят на пытки. — Милые мои! Настал час нашей радости – вскоре мы будем рядом с Иисусом. Не жалейте о земной жизни – вас ждет жизнь небесная. Не верьте уговорам императора, покажите себя моими достойными дочерьми! И вот, Адриан забирает Веру, Надежду и Любовь от матери и начинает ласково разговаривать с ними: — Дети мои, я всей душой полюбил вас и не хочу вашей смерти! Поклонитесь нашим божествам и будьте моими дочерьми! Ожидал ли император легкой победы над слабыми девочками? Несомненно! С одной стороны – страшные муки, с другой – счастливая жизнь во дворце и мама будет жива… Как же разгневал его их ответ! — Наш отец – Господь, и мы его дети. Не нужна нам другая любовь, за него мы готовы умереть! Император впал в ярость – его милости был бы рад любой, а тут его отвергли, и кто – немощные девы! И он принимает решение пытками заставить непокорную семью отречься от своей веры. Для Софии же он придумал еще более страшное испытание   – видеть, как мучают ее родных дочерей…

http://pravmir.ru/svyatye-vera-nadezhda-...

Он стоял в доме одной благочестивой вдовы по имени Софии, у которой была единственная дочь Евфимия, девица необыкновенной красоты. Мать берегла ее как зеницу ока и укрывала ее от посторонних взоров в особой комнате. Как-то воин-готфянин увидел девицу и так прельстился ее красотой, что стал просить мать ее отдать Евфимию за него замуж. София долго не хотела и слушать его. Но готфянин не переставал приставать к ней со своей просьбой, то убеждая ее ласками, то угрожая мщением. София не соглашалась. Однажды она сказала ему: «Я слышала, что у тебя дома есть жена и дети». Но готфянин стал с клятвой уверять ее, что это неправда, что у него никогда не было жены. Тогда София поколебалась. «Ты, Господи, отец сиротам и судья вдовицам, – так молилась она, – не оставь сей отроковицы! Полагаюсь на Твое промышление и отдаю дочь мою этому чужому человеку. Ты Сам будь свидетелем его клятв и обещаний». Затем София привела свою дочь и своего нового зятя в храм святых мучеников Гурия, Самона и Авива и сказала готфянину: «Возьмись рукой за раку святых мощей Христовых страстотерпцев и поклянись мне, что ты не сделаешь дочери моей никакого зла». Тот дерзновенно коснулся святых мощей и сказал: «От рук ваших, святые мученики, принимаю я отроковицу сию; будьте свидетелями, что я всегда буду оказывать ей любовь и уважение». После этого мать отроковицы успокоилась, и готфянин увез Евфимию на свою родину. Их путешествие уже близилось к концу, как готфянин вдруг забыл все клятвы свои и обещания, снял с Евфимии все дорогие одежды, одел ее в рубище и, грозя мечом, сказал ей: «Если ты хочешь остаться в живых, то не смей никому в моем доме говорить, что я женился на тебе: сказывай, что ты пленница. Дома у меня есть жена и дети, а ты будь моей рабой». Напрасно пораженная горем Евфимия упрекала жестокого готфянина в его вероломстве и обмане, напрасно напоминала ему о клятвах его перед мощами святых мучеников: он остался глух к ее мольбам. Путешествие окончилось. Они прибыли в дом готфянина. Лишь только жена его увидела Евфимию, как поняла, что это вовсе не простая пленница, и возненавидела бедную чужестранку всей душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Христу верных Ему исповедниц: они одна за другою с радостию приняли смерть. Ждала себе мученической смерти и мать их св. София, но мучитель оставил ее в живых, полагая, что лишение дочерей будет для нее мучением, а между тем св. София радовалась, что ее дети удостоились венца мученического и соединились со Христом, своим небесным Женихом. Что же одушевляло это святое семейство в подвиге мученичества? Не удивительно, если сама св. София, как уже пожилая, могла быть тверда в решимости пострадать. Но откуда ее дети, эти юные создания почерпнули такую необходимую силу, чтобы отречься от благ мира и от самой жизни, презреть страх мучений и радостно встретить смерть? Очевидно, в тех святых чувствах, какие с детства внедрены были в их умах и сердцах благочестивою их материю св. Софиею. Как сильны и неотразимы были ее внушения детям, видно из ее последнего увещания им быть верными Христу до смерти. Так говорила св. София, приготовляя детей к подвигу мученичества: „дочери мои возлюбленные! Настало время подвига вашего, приспел день, когда вы докажете безсмертному Жениху вашему твердую веру, несомненную надежду и нелицемерную любовь; настал час вашего веселия, и вы будете венчаться мученическим венцем с любезным Женихом своим и войдете с Ним в пресветлый чертог Его. Не жалейте юного тела вашего и молодости вашей и не скорбите о лишении временной жизни, ради жизни вечной. И. Христос есть неизреченная красота и вечная жизнь. Я думаю, что царь будет вас ласкать и обещать вам подарки, но вы не прельщайтесь ничем: всё это исчезает как дым, как пыль разметается ветром, и вянет как цветы, как трава. Не устрашитесь, когда увидите муки: – пострадавши немного, будете торжествовать вечно, дочери мои!» Дочери слушали матерь свою с умилением и возгорелись таким сильным желанием мученичества, что их уже ничто не могло заставить изменить своему исповеданию. Зато блаженствуют они со Христом в вечном царстве Его (по «Ч.-М.» 17 сент.). 3. Св. Лаврентий. В 257-м году по P. X., воздвигнуто было жестокое гонение на христиан императором Валерианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не только без покрывала, но и без хитона – позор для любой девушки, для любой женщины. Кроме… кроме христианок, свидетельствующих о Христе. В самой глубине своего отречения от привилегий, как жена и дочери римского гражданина, они обрели неслыханную свободу от общества, от его диктата, от его правил и стандартов. Свобода – со страждущим Христом. Их тайну со-страстия Христу раскрывают и имена мучениц – все они так или иначе, символические имена Христовы, имена Мессии Израилева. Премудрость Божия, София, издревле ассоциировалась только с Сыном Божиим. Вера – или верность Бога Израилева Своим обетованиям и Своему завету – явилась в Христе, Закланном Сыне. Надежда, или упование наше есть Христос. «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе!» — слышим мы на Всенощной. Любовь… Не Его ли Имя – Любовь ? +++ О, ткань – крещата на просвет, к плечу — плечо, без слова «нет», так проливаясь горячо, как кровь и свет. …Чернеет, щеря зев-нутро пустой проем… Он держит мир, пробит в ребро небытием. Читайте также: Вера. Надежда. Любовь. Вера, Надежда, Любовь и мать их София — когда мучениками становились дети Вера. Надежда. Любовь. София. Паломничество в Эшо Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 14 февраля, 2021 30 июля, 2019 18 июля, 2019 26 января, 2019 30 сентября, 2018 17 мая, 2018 18 апреля, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vera-nadezhda-lyubov-s...

Под давлением супруги 7 декабря 574 г. Юстин II сделал соправителем с титулом кесаря комита экскувитов Тиверия. Возлагая на него пурпурную хламиду, полусумасшедший император грустно произнес: «Да не прельщают тебя блеск этой одежды или пышность видимых тобой предметов; увлекшись ими, я незаметно подвергся тяжким наказаниям», а на стоявших поодаль придворных указал со словами: «Они-то и привели меня к тому, что ты видишь!» (Еваг., с. 265]) По окончании церемонии Юстин II обратился к кесарю: «Если ты хочешь, я существую, если не хочешь – я не существую» (Ф.Сим., с. 85]). После этого он удалился на покой, практически совсем отказавшись от участия в управлении страной и лишь изредка присутствуя на торжествах. Болезни августа, которые он считал наказанием от Бога за грехи, усиливались, хирургические операции на ногах приносили мучения, а разум все более отказывался служить ему. 26 сентября 578 г., почувствовав близость смерти, Юстин II вызвал Тиверия, передал ему венец и титул августа, а спустя восемь дней, 4 октября, умер. София (до 530 – после 600, августа в 565 – 580) Племянница Феодоры София унаследовала ее апломб и властолюбие, но, не обладая соразмерным умом и хитростью, не сумела удержаться у власти. Молва возлагала на нее ответственность за неудачи византийцев в Италии. По слухам, когда в 569 г. Юстин II, подначиваемый супругой, сместил Нарсеса, августа насмешливо предложила престарелому евнуху пост надсмотрщика за рабынями-прядильщицами в гинекее. Смертельно обиженный Нарсес в ответ пообещал ей подарить такую прялку, с которой она не справится вовек, и призвал в Италию лангобардов. Во время тяжкой болезни мужа София договорилась относительно перемирия с Хосровом I u hacmoялa на избрании соправителем василевса Тиверия, к которому была неравнодушна. Еще при жизни Юстина II она решила добиться развода Тиверия с его супругой, чтобы впоследствии женить его на себе. Овдовев, она предложила этот план новому августу, нимало не смущаясь тем, что по закону считалась его матерью. Тиверий отверг притязания Софии, равно как и ее предложение взять в жены дочь Юстина П. Вместо этого он привез по требованию народа в столицу своих жену и дочерей (тремя годами ранее София буквально выжила семью Тиверия из дворца).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Скрепя сердце, София спрашивает его: – А как живёт Евфимия, дочь моя? – Она, матушка, шлёт Вам поклон низкий, – улыбаясь, отвечает готф. – А как её здоровье? – Отличное! – А что она поделывает? – Нянчит и играет с вашей внучкой. – Ах ты, негодяй такой, убийца, разбойник, злодей! – вне себя вскричала София. – Ты обманул мать, убил мою дочь, отравил её младенца. Не побоялся Бога и свв. мучеников Гурия, Самона и Авива. Да накажет тебя Пра­ведный Суд Божий и суд человеческий. При этих словах София открыла занавеску – и вот Евфимия предста­ла пред готфом. – Обманщик, безбожник, клятвопреступник, – сказала Евфимия, глядя прямо в лицо растерявшемуся готфянину, – настал конец твоей лжи и твоему нечестию. Да воздаст тебе за все Бог!.. Затем обо всем этом деле заявлено было церковным и военным властям. Готф был немедленно судим по всей строгости закона и, наконец, нашёл себе возмездие на плахе. «Мне отмщение, – сказал Господь, – Аз воздам!» Это сладострастнику суд без милости. Но Господь всех зовёт к покаянию. Зовёт Он и идолопоклонников блудной жизни и нечестия. Рай в один час Не говори, что жизнь – игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет! Жизнь – разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек – венец творенья, Над миром высоко царит. (С. Я. Надсон) Жизнь без тревог – лишь прозябенье, Жизнь без мучений – пустота; Тревоги – жизни обаянье, Мученье – жизни красота. Нет без тревог успокоенья, И без мученья нет отрад, А без отрад – отдохновенья, Земная жизнь была бы ад. О жизнь! Чем больше в ней мучений, Тревог, сомнений и забот, Тем больше в ней и наслаждений, Отрады, счастья и красот. Богатая молодая вдова Аглаида проводит свою жизнь роскошно. Она ничем себя не стесняет. Ни в чем себе не отказывает. Потеряв всякое приличие и стыд, она сделала своим «мужем» любовника Вонифатия, который Хоть и был не дворянин, Слуги место занимал, И вдовою сладострастной Он, как муж, овладевал. Аглаида хотя и была знатной матроной Рима, однако была предана Вонифатию без предела и проводила с ним жизнь распутную. Благодаря такой близости к госпоже, Вонифатий имел большое влияние в её дворе и распоряжался всеми слугами и всем имуществом знатной и богатой римлянки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Оставшись вдовой, София вела жизнь благочестивую, в благочестии воспитывала и дочерей своих. Вера была 12-ти, Надежда 10-ти, Любовь 9-ти лет. Дочери были послушны матери, исполняли все домашние работы и предавались молитве и чтению священных книг. Донесли императору, что София и ее дочери отвергают свою отечественную веру, а исповедуют христианскую. Император потребовал всех их к себе. Святые поняли, для чего зовут их к государю, помолились Богу о помощи пострадать за веру и без страха предстали царю. Император отправил их под надзор одной женщины. Тут св. София старалась подготовить и подкрепить дочерей к предстоящему им мученическому подвигу. «Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом с любезным Женихом своим и войдете с Ним в просветленый чертог Его. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь. Вы покажите себя истинными моими дочерями». Царь скоро потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть». Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с ней, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть. Тогда царь обратился к Надежде; та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимой среди мучений. Простившись с матерью и сестрой и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», скончалась под мечом. Царь начал ласкать девятилетнюю Любовь, но она смело отвергла его ласки. Царь приказал посадить отроковицу в разожженную печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Как и Татьяну, их погубила добрая слава. Слишком они выдавались из обыденности. Необыкновенная мать, необычные девочки. «Наместник Антиох пожелал видеть их, наслышавшись, что они христианки». За ними послали. Конечно, они были подготовлены и как бы зажжены матерью. Жили восторгом и любовью к Христу – разнствуют, однако, их характеры с матерью. Как бы в соответствии с именами окружает их дух света и радости. Вера, Надежда, Любовь! Все этим сказано. Знают, что прислали не напрасно: христианская община в Риме видела уж достаточно мучеников. Много, конечно, об этом слышали. Но идут, взявшись за руки, неразрывные три сестры, великие качества души: Вера, Надежда, Любовь, – вот идут с матерью и «весело» смотрят на «царя». По Житию, «царь», расспросив их, отправил к «благородной Палладии, для надзора». Мать все три дня провела с ними, укрепляя и поддерживая. Наконец, суд. Как всегда, требуют поклониться «идолам». Если да – будут названы дочерями императора. Обращаются с ними пока даже ласково. Но девочки тверды. – Мы имеем Отцом Бога Небесного и желаем страдать и терпеть за Иисуса Христа. Софию спрашивают об именах и возрасте. – Вере двенадцать, Надежде десять, Любови девять лет. Вера первая идет на испытание. «Принеси жертвы великой Артемиде». Отказ. Тогда начинают ее мучить (обычный арсенал пыток) – на глазах матери. Но мать, как и девочки, особенная. («Своим слугам Бог дает огромные, нечеловеческие силы».) Эти силы несли двенадцатилетнюю Веру и последовавших за ней Надежду и Любовь. В другом роде – и Софию. По Житию, все девочки выдержали мучения, не подались, как и трагическая София: точно из металла она вылита. Девочкам отрубили в конце концов головы, София остается Софией: нечто величественное есть в ней, даже и грозное. В житийном рассказе она напоминает скорее не просто «вдову итальянку», а властную, неколебимую царицу, посылающую детей своих на гибель: для нее тот мир ближе и действительнее этого. В нем веселые Вера, Надежда и Любовь будут еще светлее и веселее – уже веселостью и светом неземным.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

После суда отведена была София с детьми своими к одной язычнице, именем Палладия, которой поручено было уговорить Софию не жертвовать своими детьми и их счастьем ради веры в распятого Христа. Но все три дня, предоставленные Софие до нового суда, она провела в молитве и увещании детей своих быть готовыми к мученическому подвигу. “Дети мои дорогие! — говорила София дочерям своим. — Вот наступило теперь время подвига вашего ради Иисуса Христа. Не устрашайтесь же вы пострадать за Него! Не убойтесь лишиться временной жизни ради вечной жизни в царствии Его! Не бойтесь того, что будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту… Также и не прельщайтесь вы, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные… Все это исчезнет, как дым, как пыль, все разметается ветром и увянет, как трава. Вечны одни только Божий дары. Не опасайтесь вы никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что мать скорее забудет свое дитя, чем Он забудет Своих людей… О, дети! вспомните, что в страданиях родила я вас, в трудах воспитала вас; вспомните, как учила я вас и любви, и страху Божьему, и утешьте старость мою твердым исповеданием Бога Христа…” И глубоко ложились на детские сердца христианских девочек эти увещевания их матери-христианки, и внезапно расцвели небесным плодом небесные семена, посеянные матерью в душах детей своих… Когда они снова были призваны на суд, то неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им всевозможных радостей земных, не отступили и перед жестокими муками, и одна вслед за другою, старшая — Вера, вторая — Надежда, и младшая Любовь, перенесли и поджигание на раскаленной железной решетке и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу, и биение палками, так что израненные тела их распадались кусками… И оставшись ради проявления славы Господней живыми несмотря на все эти мучения, были, наконец, усечены мечем… И София перенесла эту лютейшую из пыток: зрелище пытки и казни своих детей. А Господь скоро всецело утешил пострадавшую за Него если не плотию, то сердцем Софию. Похоронив детей своих, она неотступно в молитве пребывала на их могиле, и в третий день по их кончине и сама успокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в царстве Бога тою любовью, которую она сама возлюбила, и детей своих научила любить Бога Христа… Дорогая копеечка

http://azbyka.ru/fiction/malenkoj-xristi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010