В ней не было никакой нравственной и канонической казуистики, ни догматики, ни символа. Не было в ней и внешних отличий, за исключением быть может одних только вечерей, на которых вкушение хлеба и вина служило символом таинственного общения учеников со Христом и между собою. Раздавая хлеб ученикам на этих вечерях, Христос говорил: «это – тело Мое», – и подавая вино: «это – кровь Моя». В обществе, основанном на ожидании скорого пришествия Царства Божия, как это понятно само собою, должно было считаться бесполезным все, что привязывает человека к миру и отвлекает, от неба. Собственность была запрещена (?!); безбрачие чтилось весьма высоко; Христос, по-видимому, стал даже одобрять отсечение телесных членов для наисовершеннейшего приуготовления к встрече царства небесного (?). Его последователи не должны носить с собою ни денег, ни дорожной провизии, ни даже сумы и переменной одежды. Они должны обречь себя на безусловную бедность, жить милостынею и гостеприимством: «даром получили, даром и давайте». Христос возвещает теперь Своим последователям гонения и ненависть от человеческого рода. Он посылает Своих апостолов, как овец в среду волков; их будут бить в синагогах, заключать в темницы, лишать жизни. Строгость Его доходить даже до отрицания (?) плоти. Если кто, говорил Он, приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и даже самой жизни своей; тот не может быть Моим учеником. Что-то свыше человеческое отражалось тогда в этих словах; это был как бы огонь, поглощающий жизнь в самом её корне и все превращающий в ужасную пустыню. Нежный и жизнерадостный учитель чистой нравственности, Христос все более и более выходит теперь из пределов человечества. В это время все, что не было царством Божиим, как бы совершенно исчезало для Него. Он был, если можно так выразиться, всецело вне природы: семья, дружба, отчизна не имели уже никакого значения (?). Без сомнения, Он уже в то время решил принести в жертву жизнь Свою. Видя в собственной смерти средство основать Свое царство, Он приял свободное намерение предать себя на убиение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Как и все раввины того времени, Иисус но употреблял последовательной цепи логических доказательств. Он выражал свое учение в изречениях кратких, сосредоточенных, выразительных. Некоторые Его правила взяты из Ветхого Завета, другие обращались в народе как притчи отцов. Синагога вообще была богата правилами, удачно выраженными в виде притчей, которые образовали особый род литературы. Усвояя их, Христос однако ж проникал их высшим духом. Возвышаясь над законом, как он тогда толковался у книжников, и над древними, Он желал совершенства. Все добродетели смирения, милости, любви, самоотвержения, строгости к самому себе; все те добродетели, которые по справедливости называются христианскими, в зародыше были известны ранее и существовали в Ветхом Завете, но Христос возвел их к высшей идее и одухотворил новым началом. Если в отношении правосудия довольствовались известным и общераспространенным правилом: не делай другому того, чего не желаешь себе, то эта древняя мудрость оказывалась все-таки еще довольно эгоистичною, и потому Христос говорил: кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую; если кто захочет судиться с тобою из-за рубашки, отдай ему и верхнюю одежду; если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за своих преследователей; не судите, и вы не будете судимы; прощайте, и вам простят; будьте милосерды как Отец ваш небесный милосерд; давать блаженнее чем получать; унижающий себя возвысится и возвышающийся унизится. Касательно милостыни, сострадания, добрых дел, кротости, миролюбия Он не многое мог прибавить к синагогальному учению. Но Он, как власть имеющий, а не как книжники, мог сообщить этим требованиям нравственной природы человека особую силу, исполненную благодати, которая делала новыми давнишние афоризмы. И это потому, что нравственность не состоит из отвлеченных только принципов, более или менее хорошо выраженных, – поэзия правила, которая заставляет его любить, значит больше чем само правило, взятое как отвлеченная истина. Вот почему евангельское нравоучение, не смотря на некоторое сходство с общечеловеческою моралью, остается все-таки совершенно новым и наивысочайшим творением, какое когда-либо выходило из человеческой совести; наилучшим кодексом современной жизни, какого не начертал ни один моралист.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ее неисповедимое терпение и преданность воле Божией, соделавшие Ее избраннейшей служительницей и хранительницей тайн спасения нашего, увенчали Ее венцом Царицы небес и земли. Нет также сомнения, что и для нас лучшим и благонадежнейшим средством приготовления к блаженной кончине есть истинно христианская жизнь по вере и благочестию, охранение себя от всякой скверны плоти и духа, хождение во всех заповедях Господних неуклонное. Ибо что такое смерть? Есть конец настоящей жизни: но конец не может разногласить с началом и продолжением. Если благочестиво пребывает душа в теле в продолжение жизни, благочестиво и разлучается с телом во время смерти; если же в беспечности и нечестии проводит жизнь, в нечестии постигает и смерть. Кто, возлегая на смертный одр, может сказать о себе с Апостолом: подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру соблюл; тот только и может сказать с несомненным упованием: прочее соблюдается мне венец правды, его же воздаст мне Господь в день он праведный Судья ( 2Тим.4:7–8 ). Но, при этом главном и необходимом условии к снисканию мирной и блаженной кончины живота, есть некоторые особенные средства приготовления себя к исходу, которые находим в обстоятельствах Успения Божией Матери, и на которые желаем обратить внимание. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, Пречистая Матерь Его всю остальную жизнь свою проводила так, как проводят жизнь странники, с нетерпением желающие возвратиться на родину. Она помышляла только о небе, куда вознесся Божественный Сын Ее; желала только того, чтобы скорее соединиться с Ним в вечной жизни. Часто, оставляя Иерусалим, удалялась Она на гору Елеонскую, которую Господь избрал местом своего вознесения; и там, в уединении, возносила пламенные молитвы о блаженной кончине своей. – И наша, братья, настоящая жизнь есть только краткое время разлуки со Христом; истинное жительство наше на небесах ( Флп. 3:20 ), а не на земле, и истинный живот наш сокровен теперь со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Аще убо воскреснете со Христом, вышних ищите, горняя мудрствуйте, а не земная (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Сия-то любовь составляет, так сказать, душу Христианской жизни, – союз совершенства, как говорит Апостол: от нее заимствуют неподдельный цвет, благоуханный аромат и истинную жизнь, всякое доброе дело и всякий подвиг; – без нее мертва и бесплодна всякая добродетель; в ней одной исполняется весь закон, но ее одной не может заменить ничто. Ибо скажем ли, что имеем веру? Но Апостол Христов свидетельствует: если имеете веру и горы переставлять, а любви не имеете, ничто есть ( 1Кор. 13:2 ). Какая польза, рассуждает другой Апостол, если веру говорит кто имеет, дел же не имеет? Когда вера может спасти его? Если брат или сестра наги будут и лишены будут дневной пищи, скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и насыщайтесь, не даст же им требовавшегося телесного, какая польза? Так и вера, что дел не имеет, мертва ( Иак. 2:14–17 ). Будем ли уповать на молитву, хотя бы непрестанную? Но Сам Господь уверяет нас: не всякий говорящий мне: Господи, Господи, войдет в царствие небесное, но творящий волю Отца моего, который на небесах ( Мф.7:21 ). И как дерзнули бы мы сказать в молитве своей: Отче наш, если не любим тех, которых Сам Отец небесных именует своими чадами? Как осмелимся просить: хлеб наш насущный дай нам, когда сами не даем просящим у нас? Как дерзнем сказать: оставь нам долги наша, если сами не прощаем ближним нашим прегрешения их? Аще бо не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших ( Мф. 6:15 ). Предстанем ли на суд Божий с какими-либо – хотя самыми высокими подвигами, с какими-либо – хотя бы даже чудесными дарованиями? Но Апостол Христов еще уверяет нас: Если языками человеческими говорю и Ангельскими, любви же не имею, являюсь медью звенящей или кимвалом бряцающим; и если имею пророчество, и знаю тайны все и весь разум, любви же не имею, ничто есть; и если предам тело мое на сожжение, а любви не имею, никакой мне нет пользы ( 1Кор.13:1–3 ). Многие скажут Мне в день тот, – говорит Сам Судья мира: Господи, Господи, не в твое ли имя пророчествовали, и твоим именем бесов изгоняли, и твоим именем силы многие сотворили? И тогда скажу им: не знаю вас, отойдите от меня делающие беззаконие ( Мф. 7:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Поистине, братья, это драгоценнейший залог любви и благоволения Отца Небесного: ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, ( Рим.5:5 ) и Сам дух спослушествует духу нашему, яко есть чада Божии ( Рим.8:16 ) сожители Святым и приснии Богу ( Еф.2:19 ). Это Божественный залог непреложного исполнения всех обетований Евангельских, как бы ни казались они высоки и непостижимы для нас; ибо, даровав нам Духа своего, как не и с Ним вся нам дарствует ( Рим. 8:32 ) Отец Небесный? – Это неотъемлемый залог всех благодатных дарований и сил: с ним подается нам Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения, благочестия и страха Божия. ( Ис. 11:2 ), а кому и когда нужно, подаются и чудодейственные явления Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). – Это верный, неотъемлемый залог тех неизреченных благ, которые уготовил Бог любящим Его, и коих, по слову Апостола ( 1Кор.2:9 ), ни бренное око человеческое не видело, ни смертное ухо не слышало, ибо здесь они вкушают уже тот мир Божий, превосходяй всяк ум ( Флп.4:7 ), ту благодатную радость о Духе Святе, о которых и понятия не имеют миролюбцы. Это, наконец, очевиднейший залог вечного и блаженного соединения нашего с Богом: ибо Дух Святой уже и ныне соединяет дух наш в един Дух с Господом, и самое тело наше творит храмом Божиим… Словом – это такой неоцененный залог милости Божией, с которым сопряжено все счастье нашей жизни временной и вечной. Ибо что необходимее для нас любви и благоволения Отца Небесного, в руке которого и дыхание и жизнь ( Иов.12:10 ) наша, которым мы живем и движемся и существуем ( Деян.17:28 )? Что драгоценнее уверенности, что мы, как чада Божии, находимся под особым покровом Его Божественного промышления, так что и влас главы нашей не спадет без воли Отца Небесного, что Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа благоволит исполнить всякое прошение наше во имя Единородного Сына Своего? Что необходимее и благотворнее для счастья жизни нашей того убеждения, что и сама смерть не только не разлучит нас от любви Божией, но и приведет нас из страны скорбей и печалей в жилище вечной радости и блаженства, из места пришествия в светлые обители в доме Отца Небесного?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей крепостью твоей, и всем помышлением твоим. И так, кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его от всего сердца своего, не разделяя сего сердца между миром и Богом; ибо не может человек двум господам работать, – не может Богу работать и мамоне. Тот не только ничего на свете не предпочитает Богу, но, из любви к Нему, вменяет все в уметы, – и богатство, и славу мира, и достоинства, и стяжания, – отвергается даже ближайших к своему сердцу; иже бо любит отца или мать более меня, говорит Господь, не достоин меня, и кто любит сына или дочь более меня, не достоин меня ( Мф.10:37 ). Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его от всей души своей; тот старается все силы духа своего направлять по воле Его, всю деятельность и всю жизнь свою располагать по закону Его, во всем и всегда подражать святому примеру жизни Господа Иисуса Христа, уподобляться Ему в своих мыслях и желаниях, намерениях и поступках. Тот страшится оскорбить Господа не только законопреступным делом, но и греховным словом и помышлением; тот, при всяком поползновении ума и сердца своего к злому, говорит самому себе: как сотворю глагол этот злой, и согрешу пред Богом ( Быт.39:9 )? – Если кто любит Меня, слово мое соблюдет, говорит Господь ( Ин.14:23 ); если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей ( Ин.15:10 ). Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его всем помышлением своим. Тот любит всегда размышлять о Боге, всегда поставлять себя в святом вездеприсутствии Его, видеть Его пред собой всегда, по примеру Боголюбивого Давида ( Пс.15:8 ). Тот любит поучаться в законе Господа день и ночь; для того слова Господни слаще меда и сота, драгоценнее чем золото и камни честна многа. Тот любит всегда присутствовать в доме Божием и посещать храм Святой Его, жаждет общения с Ним в молитве и Св. Таинствах. Тот всем надеждам земным предпочитает Божественные обетования жизни грядущей; с радостью ожидает славного пришествия Христова и откровения вечного царства Божия, с радостью желает разрешиться от уз плоти и со Христом быть ( Флп. 1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

И так, утешьтесь, святая братия, в терпении и скорбях ждущи блаженного упоевания и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ): понеже приобщаетеся Христовым страстям, радуйтеся, да и в явление славы Его возрадуются веселящиеся ( 1Пет. 4:13 ). – Прийдет скоро: – да возбудятся же беспечные и слабые, которые, подобно девам юродивым, дремлют, не заботясь о том, что светильник веры их угасает от недостатка елея любви и добрых дел! Оттрясите греховный сон от вежд ваших и уготовьтесь в сретение Господу! – Прийдет внезапно: – да убоятся пришествия Его те, которые, подобно рабу лукавому, говорят в сердце своем: медлит господин мой прийти, и начинают бить клевреты своя, есть же и пить с пьяницами ( Мф. 24:48–49 ). Нет, возлюбленный собрат, не медлит Господь обетования, якоже некие медление мнят, но долготерпит на нас, никто не погибнет, но да все в покаяние прийдут ( 2Пет. 3:9 ). – Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око ( Апок. 1:7 ); и блажен, кто в совести своей бестрепетно может сказать: ей, гряди Господи Иисусе! ( Апок. 22:20 ) Аминь. Слово в Неделю 7-ю по Пасхе Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века! ( Мф. 28:20 ) Такое утешительное обетование оставил Господь наш Иисус Христос Божественным ученикам своим, возносясь от них на небо: И возвратишася Апостолы с горы Елеонской во Иерусалим с радостью великой ( Лк. 24:32 ). И эта великая радость была неотъемлемой участью всей их жизни, несмотря на то, что их окружали тысячи врагов и гонителей, им угрожали тысячи опасностей и смертей. Ибо всегда и везде пребывал с ними Сам Господь. Петра и Иоанна бьют на сборище Иудейском; а они идяху, радуются, от лица собора, так за имя Господа Иисуса сподобились бесчестие принять ( Деян. 5:41 ). Павла заключают в темницу и узы; а он говорит: радуюсь во страданиях моих ( Кол. 2:24 ). От чего? От того, что с ним и в нем Сам Господь: живу не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Но это божественное обетование, данное Св. Апостолам, составлявшее утешение и радость всей их жизни, принадлежит, братья, и нам, последним ученикам Христовым; ибо, по слову Самого Господа, простирается на все дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Ибо кто ближний мой? Тот же человек, как и я, от того же праотца всех, от которого происхожу и я; в нем та же плоть и кровь, та же бессмертная и разумная душа, как и во мне; и он носит на себе тот же образ Божий, который напечатлен и на мне. По этому – не любить ближнего своего, не значит ли не любить собственной своей природы, вооружаться против собственного своего естества, восставать против образа Божия, который в нас? Что же буду я, как не чудовище, отвергшееся человечества и отверженное человечеством? Но этого мало. Ближние наши суть те именно люди, которых именует Он Своими чадами, за которых пролил Святейшую кровь Свою Единородный Сын Божий, не постыдившийся нарицать их Своими братьями и друзьями, в которых обитает всесвятый Дух Божий, именуя их Своими храмами. По этому – не любить ближних, не значит ли восставать против Отца Небесного, который есть их Отец, попирать кровь Сына Божия, которой они освящены, уничижать Всесвятого Духа Божия, которым они знаменались в день избавления своего? Наконец, ближние наши суть те именно члены таинственного тела Христова, от плоти Его и от костей Его, которых именуют Апостолы Царским священием, языком святым, людьми обновления ( 2Пет. 2:9 ), наследниками Царствия ( Иак. 2:5 ) Божия и сонаследниками Христу ( Рим. 8:17 ). По этому, не любя братий моих, не отсекаю ли я самого себя от таинственного Тела Христова; не делаюсь ли мертвым, отпадшим членом, – сухой, отвалившейся ветвью, которую собирают и в огонь кладут, и сгорает ( Ин. 15:6 )? Если кто скажет, что любит Бога, а брата своего ненавидит, лжет ( 1Ин.4:20 ): ненавидящий брата своего во тьме находится и во тьме ходит и не ведает куда идет, потому что тьма ослепила ему очи ( 1Ин.2:11 ). Об этом знайте, что перешел от смерти в жизнь, так как любим братьями: не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Так рассуждает об этом возлюбленный ученик Христов! После этого нужно нам, братья, прилежнее осмотреться: пребываем ли мы во свете, или во тьме, – в жизни или в смерти? – Исполняем ли, как должно, святую заповедь Господню о любви, которая одна ведет к вечному животу?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит его всей крепостью своей, – не увлекаясь соблазнами мира, не страшась угроз его, преклоняясь его лестью; тот, ради славы имени Божия, всегда готов лишиться всех благ временных, претерпеть все поношения и гонения, положить саму душу свою. Иже бо погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот спасет ее, – говорит Господь ( Мк.8: 35 ). Кто хочет за Мной идти, да отвержется себя и возьмет крест свой, и за Мной идет (ст.34). А кто не возьмет креста своего и во след Мне грядет, не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). Словом, кто истинно любит Бога, того никто и ничто в мире не разлучит от любви Божией. Кто нас разлучит от любви Божией, говорит Св. Апостол: – скорбь ли, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч? Известился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни грядушее, ни высота, ни глубина, ни иная тварь какая может нас разлучить от любви Божией, яко о Христе Иисусе Господа нашем ( Рим.8:35, 38, 39 ). Такова истинная, совершенная любовь к Богу! Подобна ей и любовь к ближнему: возлюби ближнего своего, как сам себя. И так, кто истинно любит ближнего своего, тот не только не может ненавидеть его, ведая, что всякий, ненавидящий брата своего, человекоубийца есть, а всякий человекоубийца не имеет жизни вечной, в себе пребывающей ( Ин. 3:15 ), но остерегайтесь даже гневаться на него, хотя бы на краткое время, ибо всякий, гневающийся на брата своего всуе, повинен суду; опасается даже сказать ему одно оскорбительное или насмешливое слово, ибо кто скажет брату своему рака, повинен суду, а кто скажет уроде, повинен геенне огненной ( Мф.5:22 ). Кто истинно любит ближнего своего, тот не только не завидует ему, как не завидует самому себе, но также искренно, усердно и чистосердечно желает ему всякого блага, как желает самому себе. Тот охраняет честь брата своего, как свою собственную, радуется славе и благополучию ближнего, как своему собственному; аще бо славится един член, с ним радуются все члены, да не будет разделения в теле, вы же все есть едино тело ( 1Кор.12:25–27 ). Тот остерегает ближнего своего от всякой опасности, как остерегает самого себя, заботится о благе и спокойствии его, как о своем собственном. Все что хотите, чтобы творили вам человеки, и вы творите им также ( Лк.6:31 ): каким судом судите, судят вас, и в какую меру мерите, отмерится вам ( Мф.7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

В самом деле, братья мои, чего чаще всего желаем мы, прибегая с молитвой к Матери Божией? Желаем, чтобы высшая помощь явилась над нами немедленно, в действиях особенных, чрезвычайных. Все, что происходит по обыкновенному порядку, мы приписываем или собственным силам и мудрости, или простому стечению обстоятельств. Но всмотритесь пристальнее и рассудите беспристрастно: есть ли что в нас самих, или вне нас, что находилось бы совершенно в нашей власти, зависело бы вполне от нашего произвола? Совершенно ничего! Ибо не в нашей власти и собственная жизнь наша, тем более не от нас зависит то, чем поддерживается эта жизнь. Каждое прошедшее мгновение прошло для нас невозвратно; каждое будущее мгновение не пришло еще, и придет ли к нам, мы не знаем. Я сказал слово, – его нет уже; но скажу ли еще, – я не знаю. Я прожил час, – его нет уже; но даст ли мне Творец мой прожить еще, я не знаю. У меня есть силы, чтобы трудиться; но надолго ли они послужат мне, – неизвестно. Ежедневный опыт уверяет меня, что болезнь за здравием и смерть за жизнью идут по пятам. Я стяжал сокровища, и готов бы сказать душе моей: душа, имеешь многие блага, лежащие на лета многие, ешь, пей и веселись ( Лк. 12:19 ); но в ушах моих уже слышится глас Господень: безумный, в эту ночь душу твою возьму от тебя, а что уготовал, кому будет? (ст. 20). Я нашел себе сильного покровителя, приобрел себе именитого благодетеля, и готов бы предаться всем обольстительным мечтам честолюбия; но слово Божие говорит мне: не надейся на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения; изыдет дух его, и возвратится в землю свою; в тот день погибнут все помышления его, а с ним погибнут ( Пс. 145:3–4 ) и все мои надежды. Что же после этого вся жизнь наша, как не явление непрестанно действующей в нас силы Божией? Что все, чем поддерживается наша жизнь, что содействует нашему счастью, как не дар Божий, свыше нисходящий от Отца светов? И чем менее достойны мы, по грехам нашим, того, чтобы в нас и через нас действовала и совершалась сила Божия, тем очевиднее действие заступления, которое покрывает недостоинство наше перед пречистым взором Царя Царствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010