Вы же пребыли со Мною в искушениях Моих, и Я завещаю вам. (А и нек. приб: завет), как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем и да воссядете на престолах судить двенадцать колен Израиля«, т. е. царственное и судебное служение апостолов должно выражаться в том, чтобы умывать ноги друг другу, быть слугами друг друга, – среди них нет ни царей, ни владык, – только слуги и рабы, – вернее: нет ни господ – владык, ни слуг – рабов, а только человеки, во взаимном служении друг другу становящиеся совершенными, как совершен их Отец Небесный Бог , по образу Богочеловека Христа. После этого Господь открывает пасхальную вечерю словами ( Лк. 22:15–19 ): »сильно желал (буквально: желанием возжелал) Я эту 84 пасху (т. е. этого, лежавшего па столе пасхального агнца) есть с вами прежде Моего страдания, ибо говорю вам (уверяю вас), что уже не буду (др. приб: отныне) есть её (др. от неё), доколе исполнится 85 (она) в царстве Божием». " И приняв (δεξμενος т. е. поданную) чашу (красного вина, разбавленного вином), благодарив (εχαριστσας, произнесши положенное или Свое славословие над вином: см. выше), сказал: возьмите (λβετε в отличие от δεξμενος – сами возьмите, а не примите поданную Христом чашу, как Сам Он принял поданную Ему чашу) это (т. е. или вообще вино в этой чаше, се Древнесл. и Ал., или сию чашу поздн. Кут. Киев., нек. греч. оп.) и (нек. оп.) разделите между собою, ибо (причина, почему сами ученики должны взять вино и разделить между собою или пить без подавания Христом) говорю вам, что (др. оп.) не (Ал. яко уже не пью) испию (не буду пить) от ныне (др. оп. как и слав. тепер. и Ал. Конст. и поздн.; но чит. Map. Зогр. Гал. Мир. Ник. отселе вм. яко) от плода виноградного, доколе (в том же смысле как и прежде) царство Божие (др. приб. не) придет». Очевидно Евангелист здесь говорит об одной из двух первых чаш пасхальной вечери, и именно о второй, так как первая испивалась до возлежания. Это – чаша агады, за коей объяснялось значение горьких трав, опресноков и пасхи, указывалось различие пасхальной вечери от других и раскрывался смысл этого праздника. Вместо этой, уже всем давно известной, агады Господь говорит о прекращении иудейской пасхи (эту пасху), т. е. принесения в жертву пасхального агнца и празднования этой пасхальной вечери, под обрядом пития чаш с вином и ядения пасхальной жертвы и опресноков с горькими травами (доколе в значении прекращения φγω и πω или продолжения μ φγω и μ πω, и когда придет царство Божие), когда это (пасха, её смысл духовный и значение нравственно-типическое или идейно-символическое) исполнится в царстве Божием. Так как царство Божие не представимо без царя Его – Христа Мессии и Богочеловека, то очевидно Господь говорил о конце всего старого завета или закона Моисеева, органически связанного с идеей иудаизма, и о наступлении Нового Завета с пришествием Царства Божия, вне и выше всяких национальностей ( Мф. 8:11–12 др. под.). 86

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

«Прежде же праздника пасхи«, повествует евангелист Иоанн, т. е. до того действия, коим начинался собственно пасхальный обряд на вечере, до возлежания или во время спора учеников о первенстве при выборе мест для возлежания за праздничным столом, 53 – ведая Иисус, что пришел (др. чт. приходит и настал) Его час, чтобы, перейти из мира сего к Отцу, возлюбив Своих, сущих в мере, до конца возлюбил их, – и во время бывшей (т. е. происходившей – γινομνου, др. чт. происшедшей γενομνου) вечери», т. е. или во время предварительной части вечери, до возлежания и начала собственно пасхального обряда, или вообще во время совершенной, бывшей, происшедшей тогда, 14-го Нисана, вечери, 54 – »когда (А: и когда) диавол уже вложил в сердце, чтобы предал Его Иуда Симонов Искариот (др.: в сердце Иуды Симонова Искариота, чтобы Его предал), т. е. после уже совершившегося уговора Иуды Искариота с архиереями о предании Господа, что евангелист, по обычаю, опускает, как уже известное из синоптических евангелий, – «ведая (др. приб. Иисус), что все дал Ему Отец в руки и что от Бога изшел и к Богу уходит, 55 – встает с вечери, т. е. или с седалища, если это было до возлежания, – или с ложа, если это было после того, как Господь возлег, а ученики еще спорили о местах, 56 – и кладет одежды, т. е. снимает верхнюю одежду или плащ и остается для удобства действия в нижнем одеянии, длинном хитоне, – и взяв полотенце, находившееся в комнате для вытирания рук после неоднократного их омовения за вечерею, – препоясал Себя, – потом вливает (др. влил) воду в умывальник, вероятно глиняный сосуд для воды, требовавшейся для умовения рук, – и начал умывать ноги учеников и вытирать полотенцем, коим был препоясан. 57 И приходит к Симону Петру, 58 и (др. оп.) он (др. оп.) говорит Ему: «Господи! Ты (ли) мои умываешь ноги!» Отвечал Иисус и сказал ему: «что Я делаю, ты не ведаешь теперь, узнаешь же после сего». Говорит Ему Петр: «не умоешь моих ног (др.: ног моих) вовек». Отвечал Иисус ему: «если не умою тебя, не (воз)имеешь части со Мною». Говорит Ему Симон Петр: «Господи! не ноги мои (нек. оп. мои) только, но и руки (нек. приб. мои) и главу (нек. приб. мою и еще нек. лат: и все тело). Говорит ему Иисус: «омывшийся имеет нужду (Ор. Терт. Иер. и нек. лат ркп. приб: опять) только ноги умыть (др. чт: умыться без ноги, 59 но (др.: ибо) он чист весь, т. е. всецело – λος, по всему своему телу (и душе), во всех частях, в целом своем составе, 60 – и вы чисты, но не всю (πντες, т. е. все присутствующие ученики). Ибо ведал (нек. приб: Иисус) предающего Его, посему сказал: (др. приб. что) не все чисты вы («посему сказал, что не все чисты вы»: этих слов нет в D и Сир. iep., а син.: посему сказал слово это, кур. не сохранил текста).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вся эта толпа, при освещении факелов из горевшей смолы на кольях и светильников из масла (и при полном свете луны искусственное освещение требовалось под сенью дерев гефсиманского сада), предшествуемая Иудою и по его указанию, приходит в гефсиманский сад, в то место, где Господь только что окончил Свою молитву и дал трем Своим довереннейшим ученикам знак, что настал предназначенный час Его страданий ( Мф. 26:46 и пар.). И хотя от луны, факелов и светильников было довольно светло и видно людей, но стражники не знали, кого из одиннадцати надлежало брать. Притом сам Иуда не мог быть уверен, что непременно найдет Христа в саду среди учеников. Поэтому он дал страже такой знак: кого если (этого «если» могло и не быть, при отсутствии Христа) поцелую, Он это (есть), возьмите (букв: держите, схватите) Его, – Мк. приб.: и уводите осторожно (ср. Деян. 16:23 ). И тотчас подошел к Иисусу и сказал: здравствуй (букв: радуйся, евр: мир над тобою) Равви (Учитель, у Мк. больш. оп. равви). II поцеловал Его (обычный способ приветствия близких лиц при свидании). Лк. только: и приблизился к Иисусу поцеловать Его (по некот. как Мф.). На это Господь сказал ему: Друг! (ταρε, товарищ, кто должен быть, считается другом, занимает положение друга: ср. Мф. 20:13; 22:12 , т. е. Иуда, как один из двенадцати довереннейших и ближайших учеников Господа, как соучастник тайной вечери) зачем пришел?! Мк. оп. Лк. в истолковательном виде: «Иуда! целованием ли Сына Человеческого предаешь?!» «Тогда, подойдя, наложили на Иисуса руки и взяли Его». Иоанн, опуская о поцелуе Иуды, дополняет синоптический рассказ следующим сообщением: «Иисус же, ведая все грядущее на Него (что должно с ним произойти), вышел и говорит им: кого ищете? Отвечали Ему. Иисуса Назорея. Говорит им: это Я. А с ними стоял и Иуда, предававший Его. И как сказал им; это Я, они отступили назад и пали наземь. И опять их спросил: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Отвечал Иисус: сказал Я вам, что это Я, – и если Меня ищете, оставьте их (учеников) уходить, да исполнится слово, что сказал Он, что кого дал Ты Мне, не погубил Я из них никого» ( Ин. 17:12 ). Очевидное место этого события уже после предательского поцелуя, когда стража намеревалась, по знаку Иуды, брать Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

среди добрых духов. Но в новозаветном тексте для такого толкования данных. Напротив, по связи с речениями о вечных муках нечестивцев, и все указанные места надо толковать в смысле вечности личных мук каждого грешника. – Наконец, в 3-х, с точки зрения гносеологической, в отношении к понятиям вечности и бесконечности, – к данной в откровении и доказуемой наукою мысли, что кроме нашего теперешнего временно пространственного бытия есть инобытие сверх = или вне = временно-пространственное, безвременное и беспространственное. Откровенно-церковное учение все вообще и в частности о мироспасении касается главным образом именно этого временно-пространственного бытия, получившего свое начало во времени (в начале сотворил Бог небо и землю и все в них Словом Своим, – в шесть дней) и пространстве (небо и земля, небесная твердь с светилами, суша, море и пр.), в коем семя жены должно стереть главу змия-дьявола и Слово плотью стало, чтобы спасти мир и человека, в своем теле вознести человечество на небо к престолу Всевышнего и даровать жизнь вечную. Но Церковь и Библия знают и другие миры (третье небо 2Кор.12:2 . в отличие от теперешнего первого неба и первой земли Откр.21:1 , – ср. Еф.4:10 : Он есть возшедший превыше всех небес, чтобы наполнить все, ср. Евр.4:14 , – 7:26, у древних иудеев и христиан было распространено мнение о семи небесах) и иные условия или формы бытия в них: чистая духовность (духи бесплотные, в теле или вне тела 2Кор.12:3–4 ), духовная телесность (тело духовное в отличие от душевного, плотяного 1Кор.15:44 , – вне тела или в теле 2Кор.12:3–4 ), вне =или сверх =временность («времени уже не будет» Откр.10:6 , – «один день как тысяча лет и тысяча лет как один день 2Пет.3:8 ) и вне =или сверх =пространственность (восхищение Ап. Павла в рай 2Кор.12:4 , – видение Христом всех царств мира – тогдашних, бывших и будущих – в мгновение времени Лк.4:5 , – вознесение Христа на небо и Его пребывание в Его Теле-Церкви на земле Мф.28:20 и везде Еф.1:2 др.), – даже иные формы познания (лицом к лицу, непосредственно, как познаюсь или сам познаю себя – знание непосредственное, в самопознании или чрез самопознание, без посредства теперешних чувственно-плотяных и временно-пространственных форм познания 1Кор.13:8–12 , – невыразимые теперешнею человеческою речью слова и понятия 2Кор.12:4 , – недоступность теперешним формам умопредставления: «еще не открыто, что будем, – знаем, что когда откроется, подобны Ему будем, потому что увидим Его как Он есть» 1Ин.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... во Мне пребывает и Я в нем… Ядущий Мвня (=Мою плоть и пьющий Мою кровь) – он будет жить Мною (по причине Меня)... Дух животворит (есть животворное начало) плоть не значит ничего (не есть самостоятельное начало, всецело зависит от духа, есть проявление его действенности: по идее и назначению плоть должна быть такою же, как дух – сильною, бодрою, духовною, – но в действительности, вследствие греха, «дух бодр, плоть же немощна», Мф.26:41 пар. Мк. «плоть похотствует против духа» Гал.5:17 ср. Рим.7:14 дал. и это потому, что сам дух, вследствие греха, ослабел, раздвоился между добром и злом, – удержав представление и желание добра, потерял силу делать добро в той мере, в какой желает, – у ослабевшего духа и тело стало немощным). Слова, что Я сказал вам, дух есть и жизнь есть (должны быть понимаемы в значении жизненного единения верующих со Христом и между собою в одном духовно-таинственном теле Богочеловека или Церкви чрез посредство внешнего вкушения евхаристийной жертвы). To же раскрывается и в беседе о виноградной лозе у Иоан. 15 гл. «Я есмь лоза (виноградная) истинная... Пребудьте во Мне и Я в вас: как ветвь (виноградная) не может плод приносить сама собою, если не пребудет на(в)лозе, так и вы, если не пребудете во Мне. Я есмь лоза, вы – ветви: пребывающий во Мне, и Я в нем, – сей приносит плод многий, потому что без Меня не можете творити ничего». В этих двух беседах раскрывается таинственное значение последней пасхальной вечери Христа с учениками, причем рассказ о самом установлении Евхаристии Христом, как нередко в евангелии Иоанна, предполагается известным читателю из прежних евангелий. Замечательно, что в беседе о хлебе жизни употребляется будущее время: δσω – дам. Напротив, речь о виноградной лозе идет в настоящем времени. Причина та, что последняя беседа происходила на самой тайной вечере, притом после установления таинства, тогда как во время беседы о хлебе жизни – основание Церкви и таинство евхаристии были делом будущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но как Церковь подчиняется Христу, так и жены мужьям во всем. Мужья любите жен, как и Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее, чтобы ее освятить, очистив банею водною (крещением) в слове (посредством словесного исповедания веры в Отца и Сына и Святого Духа), да представит Он (ее) Себе славною Церковь , не имеющею пятна или нечистоты или чего-либо из такового, но да будет свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен как свои тела: любящий свою жену, себя самого любит, ибо никто никогда свою плоть не возненавидел, но питает и греет ее, как и Христос – Церковь , потому что члены мы тела Его (Христос любит Церковь , как Свое Собственное Тело, Коего членами состоим мы, возлюбленные Христом). Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и будут двое в плоть одну (при чадорождении соединяются как бы в одно тело, в одного человека). Тайна сия велика, – я именно говорю no отношению ко Христу и к Церкви (поскольку брачная тайна отражает в себе другую тайну единения Христа с Церковью как Своим телом, – обе тайны составляют одну великую тайну религии – богочеловечества Спасителя ср. 1Тим.3:16 , – таинство брака есть отражение таинства Церкви). Всесторонне-научное толкование этих мест см. в капитальном труде проф. Д. И. Богдашевского, теперь епископа Василия: Послание Ап. Павла к Ефесянам. Вечная жизнь как конечная цель и последнее осуществление открытого человеку блага и блаженства: новозаветная эсхатология. Глава Церкви, Спаситель – Богочеловек, призывая к Себе верующих, собирая и органически объединяя в Своем духовном Теле – Церкви друг с другом и с Собою Самим всех достойных членов, усвояя их Себе – в Свое духовное Тело и преображая (обожая) по идеалу Своего богочеловечества, – в законосообразно-поступательном историческом движении возращает Свое Тело –  Церковь и ее членов в меру совершенного возраста полноты Наполняющего все во всем, возносит с Собою от земли на Небо, в Царство Небесное, и дарует жизнь вечную: – духовную, безгрешную, блаженную, – свободную от ограничений и страданий земного, чувственно-плотяного и временно-пространственного бытия, – имеющую открыться после окончательной борьбы на земле добра со злом (Антихрист), воскресения мертвых, второго явления Спасителя и последнего всеобщего суда, – когда последний враг упразднится – смерть, все подчинится Сыну Божию, прейдет несовершенное и настанет совершенное и Сам Сын подчинится Подчинившему Ему все, да будет Бог все во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Мф.11:9–14 ср. Лк.16:16 . Царство Христово (Мф. Небесное, Лк. Божие), как осуществление Ветхого Завета и в отличие от него. Креститель – есть предтеча этого Царства и проповедник. Он – наибольший из всех, рожденных женами, по своему положению в Царстве Божием как Предтеча и Креститель Спасителя, стоящий на грани двух заветов – Ветхого и Нового. Но «меньший в Царстве Небесном больше его». Конечно отнюдь не в Царстве Славы, где он займет подобающее ему место, – и не в Церкви, в которую он совсем не вошел, ибо она еще не была создана, – но только в Царстве Христовом, которое он возвещал, и которое «от дней Иоанна Крестителя доныне силою берется и усиливающиеся восхищают его», – следовательно уже существовало и Креститель вошел в него, хотя и как меньший, – сравнительно ли с Царем этого Царства Христом (как толкуют одни), или же каждым возрожденным свыше от Духа» ( Ин.3:4–5 , – как толкуют другие). Учение о Царстве Небесном (Лк. Божием) в притчах у Мф.13:3 дал. и парал. ср. ст. 33–41, где разумеется Царство Христово, но, как и в других местах, соприкасающееся с Царством Небесным (ст. 41–47). Оно не подобно мирским царствам, где «цари господствуют над ними», – напротив: здесь «кто хочет быть большим, должен быть слугою, – и кто хочет быть первым, должен быть рабом, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:21–28 , но соприкасается и с Царством Небесным ст. 23, – Лк.22:24–29 , но ср. и ст. 30) Царство Христово «не от мира сего» ( Ин.18:36 ) 24 . Третий и последний круг, коего непосредственным средоточием или главою является Сам Спаситель – Богочеловек, есть Его духовное Тело – Церковь – κκλησα το Χριστου или θεο. На основании новозаветных мест можно дать довольно полное уяснение этого понятия. В греко-римском мире κκλησα и appella (κ-καλεν – appellare: букв. Вызывать, созывать, собрание, собор) называлось народное собрание (ср. наше «вече», «сходка мирская») в городах (Афинах, Спарте и др.): оно состояло из всех правомочных граждан, происходило в определенных местах, имело стройную организацию и обсуждала общественные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

А так как таинственная благодать есть только в Церкви, Церковь же создана после воскресения Христа и дарования Им апостолам и всем верующим Святого Духа: то Евхаристия последней вечери Господа была таинством не церковным (в нем не участвовала Матерь Божия и совершено оно тайно и уединенно), а установительным и предначинательным, чему некоторое подобие представляло преображение Господа. В идее Церкви, как духовно-таинственного тела Богочеловека, можно найти единственно удобоприемлемое толкование запрещения воскресшего Господа Марии Магдалине касаться Его по той причине, что Он еще не восшел к Отцу: Ин.20:17 . Только по вознесении Господа и даровании Святого Духа всем верующим, в числе их – и Богоматери, и Марии Магдалине и др., – они могли стать действительными и действенными! членами духовно-таинственного Тела – Церкви Богочеловека – Спасителя. Рим.12:4–15 : «Как в одном теле много членом имеем, и (эти) члены все не одно и тоже дело имеют (совершают): так и мы многие одно тело есмь (составляем) во Христе, а каждый отдельно друг с другом члены». И далее речь о различии благодатных дарований и пр. Еф.4:15–16 ср. 3–14 и Кол.2:17–19 : «старайтесь хранить единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух (так это в каждом человеке, так и в Церкви), как и призваны вы в одной надежде (обожения или совершенства по Христу и Богу) призвания вашего (в Церковь – Тело Богочеловека): один Господь (объект веры – Богочеловек), одна вера (субъективное условие спасения для всех и у всех одно – вера в Богочеловека), одно крещение ( Церковь с таинственною благодатью, как объективное следствие веры человека в Богочеловека) один Бог и Отец всех, сущий над всеми и чрез всех и во всех, (Царство Небесное, как начало, средина и конец всего). Но каждому из нас дана благодать no мере дара Христова (в той мере и такой дар как благоволит Христос)... Низшедший, Он есть и Возшедший, превыше всех небес, чтобы исполнить все (Воплотившийся Сын Божий – Богочеловек возводит все в Царство Небесное, к идеальному назначению).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ответ на этот вопрос должно дать изучение и постижение нравственно-религиозной стороны Нового Завета, – новозаветной идеологии. Изъяснение этой стороны и должно составлять главный предмет православно-богословского изучения Нового Завета. Основу Нового Завета, и как Писания, и как религии, представляют идея и лицо Спасителя – Богочеловека. Частные и неясные чаяния и стремления всех религий, – а также и всех поэзий, художеств и философий, поскольку все они, своими лучшими или идеальными сторонами, соприкасаются с религией – Новый Завет не только собирает и проявляет в одной высшей и средоточной идее Богочеловека – Спасителя, но и осуществляет эту идею в идеальном лице действительного Богочеловека – Спасителя Иисуса Христа, являясь выражением и осуществлением всех наивысших религиозно-нравственных потребностей и запросов человеческой души, как отобраза Бога, а следовательно христианки по самой своей природе, – действительным и действенным идеалом всех религий. В этом и есть непреоборимая и неотразимо вседейственная, даже всемогущая сила христианства, – существеннейшая сторона Нового Завета. Сам Спаситель – Богочеловек ясно открыл нам эту силу Свою в словах: «Все мне предано от Отца Моего ( Мф.11:27 )... И Я когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). И будет одно стадо, один пастырь ( Ин.10:16 ). Дерзайте, Я победил мир ( Ин.16:33 ). Дана мне всякая власть на небе и на земле: идите же и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, наставляя их хранить все, что заповедал Я вам, – и вот Я с вами есмь все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Ясно сознавали, действительно переживали и действенно осуществляли эту силу и Апостолы: «Все, рожденное от Бога (богочеловечество), побеждает мир, – и сия есть победа, победившая мир – вера наша: кто есть побеждающий мир, как не верующий, что Иисус (человек) есть Сын Божий (Богочеловек)? ( 1Ин.5: 4–5 ). Он, в образе Божием будучи, не хищничеством (самозванством) счел быть равным Богу, но себя уничижил, образ раба взяв, в подобии человеческом быв и видом оказавшись как человек, унизил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной (самой унизительной): посему и Бог Его превознес и даровал Ему имя, что выше всякого имени, да о имени Иисуса всякий род поклонится – нанебных и наземных и подземных, – и всякий язык (народ) исповедует, что Господь есть – Иисус Христос (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010