Более точное хронологическое расположение событий вечери дает ев. Лука, излагающий это указание Господа на предателя после евхаристийной чаши. «Впрочем вот (нек. оп.) рука предающего Меня со Мною (нек. оп.) за столом (на столе), потому что (ср. к Мф. и Мк. – τι BDgr. др. και – А и мн., а нек. оп.) Сын Человеческий по определенному (по Божию определению, объяснение к Мф. и Мк.: «по написанному», – нек. приб. «Ему») идет, однако ж (не смотря на то, что это было делом божественного определения и стояло вне и выше человеческой власти) горе человеку тому, чрез кого предается. «И они начали спрашивать у себя самих (между собою) о том, кто бы из них это мог сделать». Таким образом не только устранено личное указание на Иуду, но и вопросы смутившихся учеников обращены не ко Христу, а друг к другу. Авторитетное и дополнительное пояснение к этим сообщениям дает Иоанн. Синоптическое однократное указание Господа на предателя, оказывается по Иоанну, было троекратным. Сначала, пред вечерею, при умовении ног Петра, Господь сказал: «и вы чисты, но не все». Это указание на предателя было столь прикровенно, что евангелист находит нужным сделать пояснительное к нему примечание. Потом, уже во время самой вечери («когда они возлежали и ели» ср. «ядущий со Мною»), Господь дал несколько более ясное указание. «Не о всех вас говорю Я: (др. приб. ибо) знаю, кого избрал Я (ср. 6:70). Но дабы писание исполнилось: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Пс. 40:9 , очевидно соответствует синоптическим: «один из вас, ядущий со Мною, – обмакивающий со Мною в блюдо, – рука предающего Меня со Мною за столом»). Теперь же говорю вам, прежде события (прежде, чем сбылось), дабы вы уверовали, когда будет, что это Я (о Ком говорит Писание). Верно-верно говорю вам, принимающий, кого (если) Я пошлю, Меня принимает, а Меня принимающий, принимает Пославшего Меня». Это – второе указание, во время пасхального ужина, между второю и третьего чашами. И это указание, как и первое, гораздо менее определенно и ясно, чем содержащееся у Луки и Марка, не говоря уже о Матфее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В лице евангелиста (27:7) Матфея она нашла средство дать символике тридцати сребренников глубокоидейное и общечеловеческое значение. Уже древне-еврейский пророк ( Зах. 11:12–13 ) поставил тридцать сребренников символом неблагодарности и презрения со стороны богоизбранного народа к пастырско-отеческим попечениям о нем Иеговы: «и сказал им (Господь): если угодно вам, дайте Мне плату Мою, – если же нет, не давайте: они отвесили Мне в уплату тридцать сребренников: и сказал мне (пророку) Господь: брось их в храмовое хранилище, – высокая цена, какою они оценили Меня! и взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень». Так неблагодарность богоизбранного народа платит Богу за отеческое попечение Его рабскою ценою тридцати сребренников. Такою же неблагодарностью ответил Израиль в лице синедриона и на более так сказать самоотверженный подвиг боговоплощения в лице Сына Божия, оценив Его тою же рабскою ценою в тридцать сребренников. Тридцать сребренников за Бога, тридцать сребренников за Богочеловека! Прежде у раввинов это была символическая цена раба, независимо от его действительной стоимости. Теперь Иуда сделался типическим представителем всякого предателя и тридцать сребренников – символическою ценою всякой измены. Теперешние изменники носят другие имена (христианские) и получают за измену другие цены – миллионные… Но все они, всегда и справедливо будут прозываться Иудами, а на их изменнических миллионах лежит невидимое, но неистребимое клеймо тридцати сребренников. Иуда и тридцать сребренников стали общечеловеческим символом неблагодарностей и предательств всякого рода. С другой стороны эти сребренники для христиан служат символом идеального совершенства. «В нас, по слову апостола ( Флп. 2:5–11 ), должно быть то же настроение, что и во Христе Иисусе: Он, в образе Бога существуя, не хищением считал быть равным Богу, но себя уничижил, образ раба приняв, в подобии человеческом быв и видом (состоянием) оказавшись как человек, унизил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной: почему и Бог Его превознес и даровал Ему имя выше всякого имени, да о имени Иисуса всякий род (существ) преклонится – небесных и земных и преисподних и всякий язык исповедает, что Господь (есть) Иисус Христос во славу Бога Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Кроме того Евангелисты сообщают еще об одном событии, могшем иметь значение для последующего поведения Иуды. «И вот один из бывших с Иисусом, повествует Матфей, простерши руку, извлек меч свой и, ударив архиерейского раба, отсек его ухо». Тоже Мк. Несколько иначе Лк.: «Видя же бывшие с Ним, что будет (к чему идет дело – нек. оп.), сказали: Господи, не ударить ли мечем? И (не дождавшись ответа Господа) один кто-то из них ударил архиерейского раба и отсек ухо его правое». Иоанн дополняет так: «Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил архиерейского раба и отсек его ухо правое: было же имя рабу Малх». На это, не соответствовавшее духу Христова учения о непротивлении злу и насилию злом и насилием, действие ап. Петра Господь сказал ему: возврати меч свой в место его, ибо есть, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. по ветхозаветному закону возмездия и языческому jus talionis на насилие и зло отвечают насилием и злом, на меч – мечом, око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь, истребление первенцев, мщение до третьего, четвертого, даже десятого рода, – блажен, иже имет и разбиет младенцы о камень). Или думаешь, что не могу (др. чит. еще: »теперь») умолить Отца Моего, и предоставит Мне теперь более (др. приб. " нежели») двенадцати легионов (соответственно двенадцати апостолам, одним из коих был Петр со своим мечем) ангелов? Как же исполнятся писания, что так должно быть?» Мк. опускает речь Господа к Петру. Лк. так: «Тогда Иисус сказал: оставьте это. И, коснувшись уха, исцелил его». Ин.: «но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны, – чашу, что дал Мне Отец, неужели Мне не пить её?». После сего Господь обратился к пришедшей толпе со словами: »как (будто) на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. По дням в храме сидел я и учил, и вы не брали Меня (Лк. приб.: но вот теперь ваше время и власть тьмы). Сие же все было, да исполнятся писания пророков. Тогда ученики все, оставив Его, бежали«. А воины, тысяченачальник и слуги иудейские схватили Иисуса, связали Его и повели к архиереям сначала к Анану, потом к Каиафе и в синедрион, наконец к Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но во всяком случай они служат прекрасным историческим фоном, на коем со всею ясностью и стройностью выступает нарисованная евангелистами картина тайной вечери. И для нашей цели вполне довольно этой картины. " Итак, продолжает евангелист Иоанн (13:12–16). когда, омыл ноги их (др.: учеников) и (др. опуск.) взял одежды Свои и возлег (др. возлегши) опять (нек. опускают), сказал им: знаете ли, что Я сделал вам! Вы зовете Меня: «Учитель и Господь» (так обычно у евреев величались 82 раввины). И хорошо (букв: прекрасно или верно) говорите: (таков) есмь Я (действительно: Мф. 28:8 ). Так если Я умыл ваши, ноги, Господь и Учитель, то (нек. приб: столь или тем более) и вы обязаны 83 друг друга умывать (: умывать друг друга) ноги (быть слугами друг другу, исполнять обязанности слуг друг другу). Образец (это, вот, ибо) дал Я вам, чтобы, как (что) Я сделал вам, и вы делали. Верно-верно говорю вам: раб не более (букв: не есть раб более) господина своего и посланник (апостол) не более пославшего его ( Мф. 10:24 , Лк. 6:40 ср Ин. 15:20 и Лк. 22:27 ). Если это ведаете, блаженны вы (есте), ежели делаете это (поступаете так)». Совершенно такое же по содержанию, хотя и различествующее по изложению, наставление дает Господь ученикам и по поводу их спора о первенстве у евангелиста Луки (22:25–30). «Был же и спор у них о том, кто из них должен считаться большим. Он же сказал им: цари народов господствуют над ними и владычествующие благодетелями называются и начальники народов властвуют над ними и благодетелями называются). Вы же не так. Но больший у вас да бывает (будь, бывай – др. чт. да будет) как младший (как одни, др. меньший и древнеслав.) и начальствующий (св. Ал.: игумен, др. старей) как служащий (нек. греч. существ: слуга и Слав. Добр. Симон.). Кто вот (да, ибо) больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? (Сир. кур. оп.). Я же среди вас как служащий (D: " ибо Я среди вас пришел не как возлежащий, но как служащий» – очевидно относит не к тайной вечере, но толкует вообще о служении Христа во время всей Его жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В изложении Матфея остается неясным: а) одновременно ли и сразу каждый ученик, и среди них и Иуда, обратился к Господу с вопросом, так что в общей сумятице ответ Господа Иуде: «ты сказал» мог остаться не замеченным учениками? – б) словами «погрузивший со Мною руку в блюде» указал ли Господь лично на Иуду, или же выразил только то, что Его предатель находится среди вечерявших и есть один из участников вечери (вариант: «погружающий», сотрапезник)? – в) и ответ Господа: «ты сказал» слышали ли все апостолы или же один только Иуда, и иритом – до евхаристии или после в самом конце вечери, так что Иуда мог немедленно после этого ответа удалиться из комнаты? Ответы на эти вопросы находим у других евангелистов. Так ев. Марк, в общем излагая текст Матфеев, однако ж видоизменяет его так, что устраняется личное указание Господа на Иуду. «И когда возлежали они и ели. Иисус сказал: верно говорю вам, что один из вас предаст Меня, ядущий (ACD др. все, но В Саг Копт: «ядущих») со Мною. Начали скорбеть и говорить Ему один по одному: не я ли (Алекс. код. приб: «равви»), др. приб: «и другой: не я ли»). Он же сказал им: один из двенадцати, погружающий со Мною (др. приб. «руку») в (др. приб. «одно») блюдо, потому что (предание есть исполнение божественного совета) Сын Человеческий идет (D предается), как написано о Нем. Горе же человеку тому, чрез кого Сын Человеческий предается. Хорошо бы ему (др. приб. «было») если бы не родился человек тот». «Один из двенадцати, погружающий (настоящее и обобщающее, вместо аориста однократного, частнее указывающего на действие единичное и единичного лица) со Мною (руку) в (одно) блюдо» и опущение вопроса Иуды и утвердительного ответа Господа ясно дают видеть, что евангелист разумеет только общее указание Господа на предателя, как на одного из участников вечери. По Мф. и Мк. это указание на предателя изложено ранее евхаристии, притом у Мф. Господь, по-видимому, лично указал на Иуду. Но в таком случае остается необъяснимым у Мф. отсутствие выразительного указания на немедленное удаление предателя, ибо дальнейшее присутствие его было бы непонятно. У Мк. с устранением личного указания на Иуду в словах Господа дальнейшее пребывание Иуды хотя и не представляется странным, но все же вызванное ими смущение и переполох среди учеников кажутся несколько не своевременными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

и 23 гл.). Типичными представителями лучшего и, так сказать, академического фарисеизма в Новом Завете являются Никодим ( Ин. 3:1 сл.), Гамалиил ( Деян. 5:34 ), синедрионские книжники фарисейской партии в суде над ап. Павлом ( Деян. 23:9 ). Ап. Павел, как особый и «избранный сосуд Божий» ( Деян. 9:18 , Гал. 1:15, 16 ) – исключение. Как в прежнем образе жизни своей в иудействе он до чрезмерности (καθ περβολν), необычайной даже для саддукеев жестокости, гнал Церковь Божию и опустошал её, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде своем, будучи необычайным ревнителем отеческих своих преданий ( Гал. 1:13–14 , Флп. 3:5 ), так напротив и тогда, когда Бог открыл в нем Сына Своего, чтобы он благовествовал Его язычникам ( Гал. 1:16 ), и когда жил уже не он, а Христос жил в нем ( Гал. 2:20 ), апостол обнаружил в своих посланиях полную противоположность фарисейству, как нравственно-психологическую так и богословско-теоретическую. Саддукейское архиерейство не дало христианству не только Павла, но и ни одного Никодима, ни одного Гамалиила. Деян. 6:7 о низших только ερων, но луч. чт. ουδαων. Для сравнительной характеристики фарисеев и саддукеев важно сопоставить два места из книги Деяний. В 15:5 читаем: «Из секты фарисеев были некоторые уверовавшие, говорившие, что должно обрезывать их (язычников, принявших христианство ) и возвещать (им) блюсти закон Моисеев», кои однако ж последовали общесоборному решению вопроса, несогласному с их желаниями. А в 19:13–16 сообщается: «Пытались даже некоторые из скитавшихся иудейских заклинателей называть над имеющими духов злых имя Господа Иисуса, говоря: заклинаю вас Иисусом, Коего Павел проповедует. Это делали некие семь сынов иудейского архиерея Скевы. Но злой дух сказал в ответ им: Иисуса я знаю и Павел мне известен, вы же кто? И бросившись на них человек, в ком был дух злой, осилив их всех превозмог над ними, так что нагими и избитыми они выбежали из дома того». Там – вера во Христа и подчинение своих личных симпатий и желаний общесоборному голосу Церкви во имя Любви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И сказал им (В оп.): это, есть кровь Моя завета (др. Нового Завета как Мф.), изливаемая за (др. о) многих. Верно говорю вам, что (др. приб: уже) не буду пить (D и нек.: не буду продолжать пить) от плода виноградного до дня того, когда его буду пить новое в Царстве Божием. Тексты ев. Луки неустойчивы. Авторитетное чтение излагает так 22:19–20. »И взяв (λαβν –при δεξμενος ст. 17 яснее отличает принятие от взятия: ср. также Лк 2:28 и 16:6. 7; Деян. 22:5; 28:21 с 6:4; 9:16) хлеб, благодарив (а не благословив), преломил и дал им говоря; (Алекс. код. приб: примите) это есть тело Мое, за вас даваемое, – это делайте в Мое воспоминание. И чашу также (др. и также чашу) после вечери (или ужина – μετ τ δειπνσαι, т, е. после вкушения опресноков и пасхи, чашу благословения – третью, после которой уже прекращалось и запрещалось вкушение пищи, а можно было только пить вино) говоря: это чаша – новый завет (нек. нового завета) в крови Моей (чаща) за вас изливаемая (т. е. чаша с вином, как символ крови Господа, изливаемой за верующих во Христа, за всех людей и весь мир, – или спасительного подвига Богочеловека в боговоплощении, человеческой жизни, крестных страданиях и смерти). 88 Наконец ап. Павел согласно Луке 1Кор. 11:23–25 : «Я принял от Господа (π, по DE παρ, может быть надо περ – о Господе), что и предал вам, что Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб и, благодарив, преломил и сказал: (нек. приб.: возьмите, ядите) это – Мое есть тело за вас (др. приб.: преломляемое, ломимое), это делайте в мое воспоминание. Также чашу после вечери, говоря: сия чаша – новый завет есть в Моей крови, это делайте, когда бы ни пили, в Мое воспоминание» (А опуск. последние слова с «когда бы»...). Выразительное μετ τ δειπνσαι – после ужина, в виду τ ποτριον τς ελογας 1Кор. 10:16 – чаша благословения, может указать именно на третью чашу пасхальной вечери, чашу благословения – кос бераха, после которой уже не вкушалась никакая пища. Но если и не придавать такого значения выражению чаша благословения и видеть в нем только обозначение христианской евхаристийной чаши, а не иудейской кос–бераха (FG: нек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вечеря происходила в доме жителя Вифании Симона прокаженного. 8 По Матфею и Марку, одна женщина с драгоценною мастью в аловастровом дорогом сосуде подошла к Иисусу и вылила её на голову Его, когда Он возлежал за вечерею. При виде этого ученики вознегодовали (Мк: были же некоторые негодовавшие – γανακτεν=γαν γειν – пришли в сильное возбуждение, взволновались), конечно на женщину, как видно из слов Господа, и говорили: на что трата эта? можно ведь было это продать задорого и дать нищим. Кроме того Марк сообщает: это был нард чистый, – женщина разбила драгоценный сосуд, 9 – негодовали «промеж себя» или " в себе самих» (πρς αυτος) только «некоторые» (τινς, но код. D, лат. а и нек. как у Мф. «ученики»), – драгоценная масть стоила более трехсот динариев, 10 – негодование на женщину было очень сильное и, в конце концов, заявлялось громко (κα νεβριμοντο ατ). Узнав же Иисус (ученики говорили между собою и к женщине), сказал им: (Мк: оставьте её) зачем смущение (препятствие, затруднения – κπους) доставляете женщине? дело прекрасное совершила для Меня (ες μ – в отношении Меня, Мк. ν μο – на Мне), – всегда нищих имеете с собою (Мк приб: и когда хотите, можете благотворить), Меня же не всегда имеете, – возлив миро это (масть эту) на тело Мое, она к погребению Меня приготовила (Мк: что могла, сделала, – предварила намастить Мое тело к погребению), – верно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие в целом мире, сказано будет и о том, что сделала она, в память её. Евангелист Иоанн прибавляет несколько новых дополнительных к предшествующим сообщениям сведений, ближе уясняющих событие и его смысл. Было это не за два, а за шесть дней до пасхи, накануне торжественной встречи Господа народом, в Вифании, где устроили Ему вечерю (Евангелист не называет хозяев дома), на коей недавно воскрешенный Лазарь был одним из возлежавших с Ним, одна из его сестер, как и прежде ( Лк. 10:40 ), служила за вечерею и занималась по хозяйству, а другая его сестра Мария и теперь избрала благую часть ( Лк. 10:42 ) и, взяв литру (фунт) мира нардового (масти из нарда), настоящего, драгоценного, намастила ноги Иисуса и вытерла их волосами своими, причем дом наполнился благоуханием от масти. Говорит же Иуда Искариот, один из учеников Его, имевший (долженствовавший) Его предать: почему эта масть не продана за триста динариев и не дана (эта сумма) нищим? Сказал же это, замечает Евангелист, не потому, что о нищих была забота у него (буквально: заботилось, печалилось, пеклось ему), но потому, что вор был и, имея ящик (денежный, кружку), влагаемое (подаяния денежные) носил (βσταζεν). 11 Но Господь сказал на это: оставь 12 её, пусть (до дня) на день погребения Моего сохранит (останется, сбережется) это, 13 – нищих ведь всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

мн., – не говорим об апостоле Павле, сделавшемся противником фарисейского раввинизма и победоносным полемистом с ним (Ср. еще Vajkra r. sect. 37 fin. у Levy Wtb. 3, 659: «я (Финеес), архиерей, сын архиерея, и пойду к амгаарецу этому!» Напротив в Горайот III, 8 Sur 4, 502 Пер 519: «мамзер (незаконнорожденный) ученый выше архиерея амгаареца (неученого)». Наконец в Новом Завете имеются прямые указания на учение фарисеев и саддукеев: Мф. 22:23 сл. парал. Мк. 12:18 сл., Лк. 20:27 сл.: саддукеи говорили, что нет воскресения (мертвых), – тоже Деян. 4:2 : саддукеи с священниками и начальником храма приступили к апостолам, досадуя на то, что они учили народ и возвещали в Иисусе воскресение из мертвых, – Деян. 23:6–10 : Узнав же Павел, что одна часть (иерусалимского тогдашнего синедриона) – саддукеев, а другая фарисеев, возглашал (кричал) в синедрионе: мужи братья, я – фарисей, сын фарисеев: за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда, же он сказал это, произошла распря фарисеев и саддукеев, и разделилось собрание; ибо саддукеи говорят, что нет ни воскресения, ни ангела, ни духа, фарисеи же признают то и другое. И был крик большой, и встав некие из книжников партии фарисейской оспаривали, говоря; ничего худого мы не находим в человеке этом: Дух ли сказал ему или ангел? (нек. приб.: не станем богоборствовать). Но как большой начинался раздор, то тысяченачальник, испугавшись, чтобы Павел не был растерзан ими, велел войску сойти взять его из среды их и вести в крепость. Деян. 26:5 : Итак, жизнь мою, от юности с начала протекшую в народе моем в Иерусалиме, ведают все иудеи, уже зная меня издавна, если пожелают свидетельствовать, что по строжайшей секте нашей религии жил я фарисеем и пр. В евангелиях и книге Деяний обе секты принципиально являются враждебными христианству (ап. Павел Деян. 9 гл.) и вообще солидарными между собою в этом отношении. Фарисеи и саддукеи вместе идут к Крестителю и выслушивают его обличения ( Мф. 3:7 сл.), вместе искушают Христа требованием знамения, от них Христос предостерегает своих учеников, они вооружались против Господа и хотели его схватить вместе с архиереями и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

под. ( Мф. 16:1–6. 11–12; 27:62 , и пар. Ин. 7:32. 38 , – 11:47. 57, – 18:3). Однако ж, согласно всем другим вышеприведенных датам, саддукеи вместе с архиереями играли более активную роль в истреблении христианства. Участие и значение саддукеев и архиереев в осуждении Христа мы уже знаем. Также и апостолов преследуют: «священники и начальник храма и саддукеи... Наложили на них руки и заключили под стражу до утра... На следующий день собрались начальники и старейшины и книжники в Иерусалим», и во главе их «Анна архиерей и Каиафа и Иоанн и Александр и кто были из рода архиерейского» ( Деян. 4:1–6 ). Тоже потом: «Восстав архиерей и все, что с ним, сущая ересь саддукеев, исполнилась зависти и наложили руки на апостолов и заключили их в темницу народную» ( Деян. 5:17–18 ). «Архиерей», тот же Каиафа, верховодит судом над св. Стефаном ( Деян. 7:1 ). После того «Савл, еще дыша угрозою и убийством на учеников Господа, пришел к архиерею (Каиафе), выпросил у него письмо в Дамаск к синагогам, чтобы кого найдет идущих этим путем, мужей и жен, связанными приводить в Иерусалим» ( Деян. 9:1–2 ). В синедрионском суде над ап. Павлом «архиерей Анания приказал предстоящим ему бить его (Павла) по рту» ( Деян. 23:2 ). С архиереями ведут тайные переговоры тогдашние хулиганы–сикарии, под видом патриотизма занимавшиеся тайными убийствами из-за угла – об убийстве Павла ( Деян. 23:14 ). Архиерей Анания берет в свои руки обвинение Павла пред Феликсом ( Деян. 24:1 ) и Фестом (25:2. 15), желая всячески добиться смерти ненавистного проповедника христианства. Фарисеи, напротив, ведут более, так сказать, академическую полемику с Христом и апостолами. Они спорят: о посте ( Мф. 9:11–14 пар.), о характере Христовых чудес (9:34 пар. 12:24 см. пар.) о субботе (12:2 сл. пар.), о разводе (19:3 сл.), о Мессии, о податях Кесарю, о большей заповеди и под. Господь обличает их в номистической мелочности, бездушной казуистике, во внешне-показной праведности, пустосвятстве, ханжестве, тщеславии и пр. ( Мф. 5–7 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010