е. для погибели, а не для спасения), – за то, что они не приняли любви истины (к истине или истинной) для своего спасения», – чудеса антихриста будут магическими и для прельщения, а не для спасения, – для покорения и рабства, а не для убеждения и освобождения: ср.  Откр.13:2, 12–15 . И если Христос – Логос был «полон любви и истины» и «любовь и истина чрез Иисуса Христа была» и Сам Он есть истина и учил истине для освобождения людей от рабства лжи ( Ин.1:14–17 , – 8:32–45, – 14:6, – 16:17 др.), то антихрист, напротив, есть лжец по самой природе своей, как и отец его – сатана ( Ин.8:44 ср. о Христе противоположное ст. 45), насильник-человекоубийца, делающий людей рабами греха и своими пленниками ( Ин.8:32 дал.). И в противоположность истинному и данному в богочеловеческой природе воскресению Христа из мертвых – этому величайшему и основному чуду христианскому ( 1Кор.15:17–20 ), – антихрист (зверь из моря – бездны) закалается (σφaγμνην – как жертвенное животное – овца, агнец), на смерть в одну из голов своих, и смертельная рана его исцеляется, u удивилась вся земля пред зверем и поклонились дракону, что дал такую власть зверю, и поклонились зверю... а другой зверь – из земли (сотрудник антихриста) заставляет всех покланяться первому зверю, у коего исцелела смертельная рана, – и творит знамения великие, так, что и огонь заставляет сходить с неба на землю пред людьми, и обольщает живущих на земле посредством знамений, кои дано ему совершать пред людьми, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверю, что имеет рану от меча и жив, – и дано было ему дать дух образу зверя, чтобы и говорил образ зверя и действовал (бессмысленно-магическое чудо, только для внешнего эффекта, а не для проявления истины и внутреннего убеждения) так, чтобы убиваемы были все, кто не поклонятся образу зверя, – и он заставит сделать начертание на правой руке и на лбу всем, и малым и большим, и богатым и нищим, и свободным и рабам, чтобы не мог покупать или продавать никто, если он не имеет начертанием имя зверя или числа имени его, – здесь мудрость есть, – имеющий ум пусть определит (решит, объяснит) число зверя, ибо оно есть число человека, – и число его – 666 др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И если уж видеть здесь указание не на время, а на образ изменения или состояние воскресших, то лучше толковать в буквальном значении неделимого, индивидуума, т. е. умершие восстанут и живые изменятся, сохраняя свою индивидуальность и личность (Lexicon comp, by Liddell and Scott). г) Неясна связь и преемственность последних событий. По 1Кор.15:22–23 как в Адаме все умирают, так и во Христе все живут, но – каждый в своем порядке: начаток Христос, потом Христовы в (при) пришествии Его, потом конец, когда предаст царство Богу и Отцу, когда... последний враг упразднится смерть. Так как в Адаме умирают все люди, то и воскреснут во Христе все умершие: если бы Христос не был богочеловеком, то не было бы и воскресения ни Христовых, ни нехристей. Но далее, при указании порядка воскресения, после Христа – начатка почивших, называются только «Христовы в пришествие Его», причем остальные все (не Христовы) могут быть мыслимы или совсем не подлежащими воскресению, или же воскресающими после, когда настанет «конец» – для осуждения и вечной гибели. Затем далее в ст. 35–55 речь об изменении живых в воскресении мертвых при последней трубе также относится, по-видимому, к одним только Христовым и к воскресению в славе, нетлении в духовном теле. В 1Сол.4:13–17 : Почивших ради Иисуса (т. е. Христовых) Бог приведет (в царство небесное) с Ним... Мы живые, остающиеся до пришествия Господа (не ясно: все ли люди, или только верующие? По контексту· опять только Христовы» не упредим почивших (по контексту – о Христе, ср. далее), потому что Сам Господь при (сигнальном, торжественном) кличе, при гласе архангела и при трубе Божией сойдет с неба, и мертвые о Христе восстанут (неясно: относится ли v Χριστο к о νεκρο как Итал. Вульг. и нек. кодд чит, о пред ν, – или к ναστσονται, т. е. воскреснут умершие о Христе – Христовы, или же все мертвецы воскреснут о Христе, – но 17 ст. говорит за первое) прежде, – потом мы живые, остающиеся,      вместе с ними восхищены будем (в изменившихся и духовных телах) на облаках в сретение Господа в воздух, и так всегда с Господом будем 2Сол.2:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

38 Значит св. Лука здесь буквально передаешь первичный евангельский текст, точно соответствующий тексту евангелия Матфея. 39 Вообще текст Матфеева евангелия более других синоптиков совпадаешь с древнейшими, более или менее синхронистичными Новому Завету, текстами Учения Двенадцати Апостолов, папирусов, Евангелия Евреев-Назареев-Евионеев, Мужей Апостольских Иустина, древнейших апокрифических и неканонических писаний, церковных писателей – св. Иринея, Тертуллиана , Епифаниева текста и др. 41 Впрочем это суждение каше о взаимоотношении синоптических текстов весьма предположительно и научной твердости не имеет, как и вся синоптическая проблема. Но для нашей задачи это не существенно, ибо в догматическом отношении каждое слово писания одинаково важно, Во всяком случае дана наличность двух чтений: без γυνακα и с γυνακα, и мы должны объяснить это. 48 История эта с богодухновенною простотой изложена в Библии ( 2Цар 11:2–12:25 ) так: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, – и увидел с кровли купающуюся (в цистерне на дворе) женщину, а женщина та была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять её. И она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна... И пригласил Давид Урию (а этот Урия, замечу, был самый верный, и самый преданный Давиду слуга) и ел Урия с Давидом, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего (т. е. Давида), а в свой дом не пошел (этим сообщением выразительно указуется на то, что здесь было только прелюбодеяние со стороны Давида и Вирсавии, но не было разврата). По утру же Давид написал письмо Иоаву (полководцу, сражавшемуся в то время с Аммонитянами) и послал с Уриею. А в письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отойдите от него, чтобы он был поражен и умер...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Говорю же братья вот что: время стесненное (коротко) уже, так что и имеющие жен должны быть как не имеющие, и плачущие как не плачущие, и радующиеся как не радующиеся, и покупающие как не приобретающие, и пользующееся миром как не пользующееся: ибо преходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот (мирских). Безбрачный заботится о Господнем, как угодить Господу. А состоящий в браке заботится о мирском, как угодить жене. Также есть разность и между женою и девою. Безбрачная заботится о Господнем, (как угодить Господу), чтобы быть святою и телом и духом. А вступившая в брак заботится о мирском, как угодить мужу. Это говорю к вашей собственной пользе ( ομφορον), – не для того, что-бы узы на вас положить, но к благообразию ( το υχημον) и благослужению ( ενπρεδρον) Господу непрестанно ( απερισπστως рус: без развлечения)... Так что и брачущий свою деву хорошо ( καλς) делает и небрачущий лучше ( χρεττον) сделает». Апостол смотрит здесь на брак и безбрачие не с принципиально-догматической точки зрения блага – γαθν и христианского идеала (идеально-христианский брак), а с точки зрения только «хорошего – καλи», – канонически законного христианского брака, – с жизненно-практической точки зрения пользы – συμφερον, благообразия – ε σχημον, благослужения Господу – επρεδρον, в виду особенных обстоятельств «стесненного времени» и чтобы не подвергаться «сатанинскому искушению» и «не разжигаться». «Не согрешить»: в законно-каноническом смысле, а не в нравственно-догматическом, – не преступить закона или канона, – с точки зрения реально канонического брака, а не идеально-догматического. 58 Слова Спасителя о само-оскоплении для царства небесного мы, соответственно предмету нашей речи, относим к подвижничеству (аскетизму) идеально-христианского брака, отнюдь не отрицая их применимости и к подвигу христианского девства. Для всех чад Церкви идеал один – преображение по Спасителю-Богочеловеку, достижение Царства Небесного и делание своего спасения. Отсюда и само-оскопление, как высшая ступень христианского подвижничества и христианское геройство в стремлении и движении к этому идеалу, возможно и бывает но всяком служении Христу и Церкви – пастырском, учительском и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Такой идеально-христианское или духовный или девствен­ный брак представляет ап. Павел, применяя образ этого брака к таинственно-церковному союзу верующих со Христом во 2Кор. 11 : «Я обручил ( ρμοσμην – сочетал, соустроил, сорганизовал) вас одному мужу девою чистое представить Христу». Это – «брак честный во всем и ложе не скверное, ибо развратников и прелюбодеев судить Бог». ( Евр. 13:4 ). Никто из людей, в настоящем своем состоянии, не в силах достичь – χωρσαι такой высоты идеально-христианского брака. Даже вмещать и достигать ( χωροσι, χωρεν, χωρε τω) этот идеал ( τν λγον τοτον) могут не все, но кому дано, – избранники, герои духа, христианские богатыри. А для остальных, для рядовых, немощных и слабосильных христиан, ради укрепления их и воспитания во Христе Церковь допускает как бы некое приближение недоступного для их брачного идеала к мере их восприемлемости – в расторжении и повторении брака, низводя догму брака или его идеальность в канон или законность. Это – с одной стороны. А с другой: в таинстве покаяния, в тех же целях воспитания и укрепления о Христе немощных чад своих, Церковь оставляет и очищает временные и случайные нарушения чистоты идеально христианского брака чрез прелюбодеяние не только сердечное, но даже и телесное. 59 Итак: «есть скопцы, кои сами оскопили себя для царства небесного». Эта цель христианского самооскопления ведет нас к последней и наивысшей духовно-таинственной или богочеловеческой стороне христианского брака, раскрываемой ап. Павлом в послании к Ефесянам 5:22–33. Цель самооскопления в идеально-христианском браке, по слову Спасителя, есть Царство Небесное. А к этому царству ведет, в него переходить и с ним сливается Церковь. В Церкви, по ап. Павлу, существо, первооснова и конечная Цель христианского брака. «Жены, говорить Апостол, должны подчиняться своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, Он – Спаситель (своего) тела (т. е. Церкви). Но как Церковь подчиняется Христу, так и жены мужьям во всем. Мужья, любите (своих) жен, как и Христос возлюбил (Свою) Церковь ... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела,– любящий свою жену себя самого любить, ибо никто никогда свою плоть не ненавидел, но питает и греет ее, как и Христос – Церковь (Свою), потому что – члены мы тела Его (от плоти Его и от костей Его, как и жена от мужа), почему оставить человек отца и мать и привяжется к жене (своей), и будут двое в плоть одну. Тайна сия велика, – я говорю в отношении ко Христу и к Цер­кви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Евр. 1:5, 5:5 ; Деян. 13:33 ) и Ис. 11:2, 42:1–2 15 . За внешним откровением призвания Мессии следует внутренний подвиг Его подготовления к спасительному служению человечеству – искушение от духа зла, дабы Он, Сам быв искушен, мог искушаемым помочь ( Евр. 2:18 ). Постившись, подобно Моисею ( Исх. 34:28 ) и Илие ( 3Цар. 19:8 ), сорок дней и сорок ночей. Господь напоследок взалкал, и этой естественно-человеческой потребностью Спасителя искуситель воспользовался для предложения своих трех искушений, отражавших в себе чувственно-эгоистичные вожделения фарисеизма. В первом предложении дьявола Спаситель искушается как Пророк и Учитель истины и слова Божия. Искуситель пользуется совершенно естественным для человеческой природы и самим по себе вполне безгрешным стремлением ее высшей богоподобной стороны к освобождению от пота лица и страды при добывании хлеба для низшей чувственно-телесной ее стороны, как следствий недолжного состояния ее по вине греха и проклятия земли за преслушание воли Творца, – вообще стремлением богоподобного духа человеческого к предназначенному ему освобождению от страданий плоти, как следствия греха ( Быт. 3:16–19 ), каковое освобождение и было целью спасительного служения Господа. Слова ответа Господа взяты из того места Второзакония ( Втор. 8:3 ). где пророк Моисей, прототип Мессии, внушает израильтянам исполнять заповеди Божии и помнить испытания, которым подвергал их Господь, как томление голодом и питание манной, дабы показать им, что не о хлебе одном будет (должен) жить человек, но о всяком глаголе, исходящем чрез уста Бога 16 , будет (должен) жить человек. Спаситель утверждает законность стремления человека к освобождению от назойливых нужд питания тела и к совершенно беспрепятственному служению высшим призваниям духа, но средство к достижению этого не должно быть таким, какое предлагает искуситель и какого желали фарисеи, т.е. внешне чудесным, подобным манне небесной. Сама эта манна научала грубо-чувственных иудеев тому, что не из-за хлеба одного должен жить человек, но из-за всего, исходящего из уст Иеговы: одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет; и знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего; итак, храни заповеди Господа Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его ( Втор. 8:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Царство Божие есть царство детей и тех, кто им подобен, – отверженцев мира сего, жертв социальной спеси, отталкивающей человека доброго, но униженного, мытарей, самарян, язычников Тира и Сидона. Это Христос изобразил в сильной притче о званных на пир, которые не пришли и были заменены народом с улиц и переулков, нищими, увечными, хромыми: «ибо, сказал устроитель пира, никто из тех званных не вкусит моей вечери». Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе, вам, пресыщенные ныне ибо взалчете. Горе вам смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей своих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни богатых соседей, дабы и они когда не позвали тебя и не было бы воздаяния тебе. Но когда делаешь пир, зови нищих увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Христос любил народ; евангелие благовествуется беднякам; все (?) отверженцы исключительного и узкого иудаизма были Его любимцами. Община Христа представляла смешанный характер, что сильно удивляло ригористов. Она имела много таких людей, с которыми не стал бы знаться ни один уважающий себя и строгий (односторонне) иудей. Быть может Христос находил в этом обществе более достоинств души и сердца, чем в мещанском педантизме, формализме, спеси казовою добропорядочностью. Он не разделял достойные сожаления предрассудки фарисеев относительно внешней чистоты; Его видели за столом рядом с такими особами, которые слыли за грешников, быть может только потому, что они не разделяли смешных мелочей пустосвятов. Фарисеи и книжники кричали о соблазне: «смотрите, говорили они, с каким народом он ест». Христос давал на это тонкие ответы, которые раздражали лицемеров: «не здоровые имеют нужду во враче», или: «Сын человеческий пришел спасти погибшее; Я пришел призвать не праведников, но грешников: кто, имея сто овец и потеряв одну, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, – а нашедши, возьмет её на плечи свои с радостью» и принесет домой; можно напомнить, наконец, превосходную притчу о блудном сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Христос не говорил против закона, но, очевидно, Он видел его недостаточность и давал это понимать, повторяя часто, что требуется больше, чем сказано было древним. Так Он запрещал всякое бранное слово, развод, клятву, возмездие, ростовщичество, любостяжательность, прелюбодеяние и проч. Побудом этих правил служит у Него уподобление человека своему небесному Отцу: да будете сынами Отца вашего небесного, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми; если вы любите только тех, кто любит вас, то какая вам награда? тоже и мытари делают: если вы приветствуете только братьев ваших, то что же особенное делаете? то же делают и язычники; будьте совершенны как совершен ваш Отец небесный. Богослужение чистое, религия без священников и без внешних священнодействий, всецело основывающаяся на внутренних чувствах сердца, на богоуподоблении, на непосредственном общении совести с Отцом Небесным: таков был прямой вывод из этих начал, поставивший потом Христа в столкновение с официальным иудаизмом и сделавший Его в глазах священников и книжников противником закона Моисеева, разрушителем храма и богослужения. Для чего посредники между Богом и человеком? Если Бог смотрит только на чистоту сердца, то зачем эти очищения, все эти обряды, которые касаются только тела? Даже предание, как оно ни было свято для иудея, есть ничто в сравнении с чистым сердцем. Лицемерие фарисеев, которые во время молитвы поворачивали голову, чтобы видеть, смотрят ли на них, которые раздавали милостыню с треском, носили на своих одеждах значки, служившие вывеской их благочестия: все это жеманство пустосвятов возмущало Его. Они получили мзду свою, говорил Он; ты же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, так чтобы милостыня твоя осталась в тайне, и тогда Отец твои, видящий тайное, воздаст тебе за неё. И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю, они уже получают награду свою. Ты же, если хочешь помолиться, войди в клеть твою, запри дверь и молись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, услышит тебя. И когда молишься, не говори лишнего как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны. Бог Отец твой знает, в чем имеешь ты нужду, прежде твоего прошения у Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Тонкий вкус к природе сообщал речам Христа выразительные образы. Христос любил цветы и в них находил наилучшие сравнения для Своих увлекательных поучений. Птицы небесные, море, горы, детские игры попеременно проходят в Его беседах. Речь Его не имела греческой периодичности, но более приближалась к оборотам еврейских приточников. Она состояла из кратких, но выразительных изречений, проникнутых одним воодушевлением, – или же из подробно-раскрытых сравнений в виде притчей. Полное безразличие к внешней жизни и к суетным прикрасам комфорта, составляющего необходимость наших бедных стран, было следствием жизни простой и тихой, какую вели в Галилее. Холодные климаты, обязывая человека к постоянной борьбе с внешними влияниями, заставляют его дорого ценить изысканность благосостояния и роскошь. Напротив страны, которые возбуждают мало нужд, суть очаги идеализма и поэзии. Мелочи жизни там ничего не значат в сравнении с удовольствием жить. Убранство дома излишне там, где всего менее можно держать себя взаперти. Крепкая и регулярная пища грубых климатов там была бы тяжела и неприятна. А что до роскоши одежд, то можно ли соперничать с тою, какую Бог дал земле и птицам небесным? Изнурительный труд в этого рода климатах кажется бесполезным; что он дает, не стоит того, чего стоит он. Полевые животные одеты лучше человека самого богатого, и однако ж они ничего не делают. Это презрение суетной роскоши, которое как скоро своею причиною имеет нелепость, много способствует возвышению душ, внушало Христу увлекательные апологии: «не копите на земле, говорил Он, сокровищ, которые моль и ржа истребляют, которые воры подкапывают и похищают; но собирайте себе сокровища на небе, где нет ни моли, ни ржавчины, ни воров. Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Нельзя служить двум господам; или одного станешь ненавидеть, а другого любить: или же одному будешь усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Посему говорю вам; не заботьтесь для жизни вашей о том, что вам пить; ни для тела вашего, во что одеться. Жизнь не больше ли пищи и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, – и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить хоть один локоть росту? И об одежде что печетесь? Посмотрите на полевые лилии: они не работают, и не прядут. Но я говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает: кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ведь этого всего ищут язычники. Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду в этом. Но ищите, во-первых, правды и царства Божия, а все остальное приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне; завтрашний позаботится о себе самом. Довольно для каждого дня своей заботы».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1Кор. 1:25 сл.) А потому и настойчиво-открытое открещивание от борьбы с этим безумием и соблазном надлежит принимать: или за прикрытие неверия и тайного исповедания веры отрицателей, или за признак научно-интеллектуального бессилия и непризванности к делу, или просто за выражение политиканствующего ханжества, пустоверия и лицемерия. 232 По подобию с сим мыслим и о Церкви. Она, как мы говорили уже, есть живой организис (тело), в коем обитает и коим управляет Христос, как душа и глава Церкви. Это животворение, охранение и осенение общецерковного самосознания Христом и Духом действенно выражается в соборности Церкви. – т. е. в том, что она есть собрание (κκλησα) целокупное (καθ λον или καθολικ) или Церковь Соборная, коей все отдельные члены стоят между собою и со своим Главою в постоянном, живом и действенном единении любви или чувства, воли или дела и ума или веры. Она поэтому представляет противоположность каждой отделяющейся от неё и желающей своевольничать общине (καθ» αρεσιν, αρετικ). He в географическом или статистическом отношениях она есть Кафолическая Церковь , но именно по своей целокупности, собранности и единству: все в ней любит Бога и ближних как себя самих и как своих братьев, – все единомысленно исповедуют единым сердцем и едиными устами славят и воспевают Отца и Сына и Духа, – все одушевлены единым желанием полнейшего и истейшего осуществления царства Христова, царства правды, любви и добра. Церковь всегда была соборною, – и когда христианства не было проповедано в Китае, Сибири, Америке и России, – и когда все собрание хотя и состояло только из около ста двадцати человек, но все единодушно и вместе пребывали в молитве ( Деян. 1:14–16; 2:1 ), – и когда Дух Святый в виде огненных языков сошел на всех ( Деян. 2:1 сл.), и когда, по присоединении около трех тысяч, все постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах, все были вместе и имели все общее ( Деян. 2:41–42, 44 ), – и когда у множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ( Деян. 4:32 ). Останется Церковь соборною и тогда, когда «Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земли» ( Лк. 18:8 ), ибо Христос пребудет и посреди двух или трех, собранных во имя Его ( Мф. 18:20 ). Оживотворяемая Христом и осиняемая Святым Духом, эта соборность (единство) церковного самосознания свое наивысшее, безусловное и полное выражение находит в определениях Вселенских Соборов, где устами собранной воедино Церкви Христовой говорит Святый Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010