Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

После кончины в 1882 г. митр. Киевского Филофея его преемником был, по почину самого Государя, владыка Платон (Городецкий) . Сын священника тверской епархии, род. в 1803 г., он окончил киевскую академию, был преподавателем и инспектором петербургской академии, ректором костромской семинарии. Пробыв викарием литовской и псковской епархий, он занимал потом кафедры рижскую, донскую и херсонскую, всюду проявляя свои административные способности. В Риге он укреплял православие, во Пскове деятельно боролся с расколом. В Донской епархии основывал единоверческие приходы и обращал в православие калмыков; в Киеве боролся с штундизмом. При нем в Матери городов русских торжественно праздновалось 900-летие Крещения Руси. Скончался митр. Платон в 1891 г. Преемником его был митрополит Иоанникий (Руднев). В 1892 г. скончался митрополит с-петербургский и ладожский Исидор, состоявший в сане священном 67 лет, в епископском – 58, в сане митрополита – 36 лет, служивший при четырех императорах. Докладывая государю о кончине митр. Исидора, последовавшей от случайного заражения крови на руке, обер-прокурор Победоносцев, писал: «Трудно заменить этого старца. Он был учен, разумен, обладал громадною памятью и опытностью в делах. Взгляда был в делах широкого, чем многим отличался от многих духовных, и потребность данной минуты понимал сразу своим практическим житейским смыслом; и так в делах снодских был он твердой опорой для разумных распоряжений. Притом был невозмутимо спокоен, всегда весел и при добром сердце и уме обладал свойством всякой доброй русской натуры – юмором живым, но беззлобным». После него петербургскую кафедру возглавил владыка Палладий (Раев), экзарх Грузии (1887–92), до этого архиепископ казанский. В занимавшихся им ранее тамбовской и рязанской епархиях он основал миссионерские противораскольничьи общества. В Грузии владыка реставрировал многие памятники церковной старины. Выдающимися иерархами во второй половине XIX в. были: архиепископы херсонские Димитрий (Муретов) , ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Наконец, некоторые из экзегетов усматривают зависимость Иоаннова учения о Логосе от учения некоторых ветхозаветных книг о творческом слове Господнем ( Пс.32:6 ) и о Премудрости Божией ( Притч.3:19 ). Но против такого предположения говорит то обстоятельство, что в указываемых защитниками такого мнения местах черта ипостасной особенности Божественного слова слишком мало выступает на вид. Это приходится сказать даже и о главной опоре такого мнения – о месте из книги Премудрости Соломона ( Прем.18:15–16 ). Ввиду неудовлетворительности всяких предположений о заимствовании Иоанном его учения о Логосе из какого-либо иудейского или тем более из языческого источника 11 вполне справедливо заключить, что он усвоил это учение из непосредственного откровения, которого удостоился в своих частых беседах со Христом. Он и сам свидетельствует, что получил истину из полноты воплотившегося Логоса. «Только сам воплотившийся Логос Своей жизнью, делами и учением мог сообщить апостолам ключ к уразумению тайн ветхозаветной логологии. Только Христом открытая идея Логоса дала им возможность правильного понимания ветхозаветных следов идеи Логоса» (проф. М. Муретов в «Православном обозрении», 1882 г. т. 2, с. 721). Само же наименование «Логос» также могло быть получено Иоанном в непосредственном откровении, бывшем ему на о. Патмосе ( Откр.19:11–13 ). Ин.1:19 .  И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? «И вот свидетельство Иоанна». В стихах 6–8 и 15 евангелист уже сказал о том, что Иоанн свидетельствовал о Христе. Теперь он говорит о том, как он свидетельствовал о Христе перед иудеями (стихи 19–28), народом и учениками (стихи 29–34) и, наконец, только перед двумя своими учениками (стихи 35–36). «Иудеи». Это слово здесь обозначает иудейский народ или собственно представительство всего иудейского народа – великий иудейский Синедрион в Иерусалиме. В самом деле, только председатель Синедриона – первосвященник мог послать к Иоанну священников и левитов как официальную депутацию, которая должна была учинить допрос Иоанну. Левиты были присоединены к священникам как сопровождающая их стража, они исполняли при Синедрионе полицейские обязанности (ср. Ин.7:32, 45 и сл.; Ин.18:3, 12 и др.). Так как путь из Иерусалима в Иерихон и, следовательно, к Иордану, где крестил Иоанн, был небезопасен ( Лк.10:30 ), то священникам было не лишним захватить с собой стражу. Но, кроме этого, стража была взята с целью придать посольству строго официальный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Херсону, в котором имеет пребывание пр. викарий, уездов – херсонского, елисаветградского и александрийского». – Затем в предложении перечислены те же пункты по делам, подлежащим предварительному рассмотрению или окончательному решению – какие даны были в 1892 году для второго викария. Помощь преосвященных викариев нужна была Димитрию не только по слабости его старческих сил, но и по осложнению епархиальных дел сравнительно с первым периодом его управления херсонской епархией: умножилось число церквей и духовенства; увеличились потребности в содержании учебных заведений; открылись новые учреждения и благотворительные общества. В числе последних особенных забот требовало, как новое епархиальное учреждение, «Свято-Андреевское братство», основанное при одесской семинарии архиепископом Платоном, с важными целями и задачами – вести борьбу с штузиазмом, помогать русским паломникам и покровительствовать русским афонским монастырям. Пр. Димитрий, кроме руководства делами братства, нередко оказывал ему и материальную помощь. – Привлечен был преосвященный и в новое общество «попечение о слепых», которому 22 мая 1883 г. препроводил крупное пожертвование. Прежнее «болгарское настоятельство», со времени образования болгарского княжества, также расширило свою деятельность, и пр. Димитрию, как попечителю, предстояло принимать в ней более живое участие. Его труды и щедрые пожертвования обратили на себя внимание нового болгарского правительства. «5-го августа 1882 г. депутация от одесского болгарского настоятельства поднесла в.-пр. Димитрию золотую медаль, пожалованную ему князем Александром I за заслуги в деле возрождения Болгарии и за 18-ти летнее плодотворное попечительство над одесским настоятельством. Медаль прислана была при грамоте и письме болгарского князя. Правитель Болгарии, в теплых выражениях очертив заслуги в.-пр. Димитрия по отношению к Болгарии, выразил ему глубокую признательность за понесенные труды во благо болгарского народа. Письмо заканчивалось надеждою и уверенностью, что гуманный и просвещенный святитель Димитрий и в настоящее время, как в былое, будет руководить действиями настоятельства по пути процветания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

В ряду этих красноречивых могил могила Димитрия занимает центральное положение; она выступает далеко на запад – на самую средину храма – как бы затем, чтобы начертанное на ней дорогое имя истинно-народного архипастыря чаще и чаще вспоминалось в молитвах окружающих ее богомольцев, – чтобы живая память о святителе, наиболее почитаемого из всех Херсонских святителей, сохранялась в херсоно-одесской пастве до самых отдаленных времен. «Для того именно приснопамятный Владыка и исходатайствовал небывалое на практике возвращение к прежней пастве, чтобы облегчить ей первую разлуку; для того и прибыл вторично в Одессу, чтобы здесь, где более знали и любили его, запечатлелся окончательно величавый нравственный образ его, чтобы здесь почивало благословение его, чтобы здесь упокоились и самые бренные останки его. – Да не смущается, сердце твое, паства Херсонская! Великую милость обрела ты у Господа Бога, что святитель Димитрий среди тебя именно провел остаток дней своих. С заботою о тебе он оставил земное поприще свое; с молитвою о тебе предстал он пред престолом Царя царствующих; с твоим именем будет передаваться слава о нем из уст в уста, из поколения в поколение» 515 . Святителю Божий! По благодати Господа ты был непостыдным делателем в вертограде Его и дал церкви светлый образ словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою ( 1Тим.4:12 ). Ты подвигом добрым подвизался течение совершил, веру сохранил и теперь готовится тебе венец правды ( 2Тим.4:7–8 ). Приложение Пр. Димитрий состоял почетным членом: а) Киевской академии (с 1869 г. окт. 1). б) Московской д. академии (с 30 ноября 1871 г.). в) Казанской д. академии (с 1879 года). г) Новороссийского Университета (с 1872 г.)· Кроме того состоял почетным же членом: а) Киевского Богоявленского братства (вспомоществования недостаточн. студентам Киев. академии), с 1882 г. б) Братства св. Василия Рязанского (при Ряз. сем.) с 1880 г. г) «Московск. Общества любителей духовного просвещения», с 1870 г. февраля 5. д) Одесского Общества истории и древности при Новор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

И. Аскоченского. 1882. 2. С. 336). Еп. Антоний (Амфитеатров), ректор КДА. 2-я пол. XIX в. В 1851 г. ректором и профессором догматического богословия КДА был назначен архим. Антоний (Амфитеатров). Во время обучения в КДА он слушал лекции свт. Иннокентия (Борисова) по религиозистике; догматику ему преподавал архиеп. Димитрий (Муретов). Впосл. архиеп. Антоний вспоминал, что он симпатизировал методу преподавания архиеп. Димитрия, о чтениях же свт. Иннокентия говорил: «Мне не по душе было особенно то мистифицирование, в котором как-то безразлично перемешивалось человеческое психофилософическое содержание с истинно христианским… Оно не увлекало, а держало как бы ум в раздумье, но бесплодном» (цит. по: Сергий (Василевский), архим. Высокопреосв. Антоний (Амфитеатров), архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1885. Т. 1. С. 70). Курс свт. Иннокентия он называл «богословским философствованием». По окончании КДА архим. Антоний был сначала инспектором, а затем ректором КДС, где с 1841 по 1847 г. преподавал догматическое богословие. Под рук. своего дяди свт. Филарета (Амфитеатрова) он подготовил к печати учебник «Догматическое богословие» (К., 1848). При его написании архим. Антоний ориентировался на лекции по догматике архиеп. Димитрия (Муретова), а также на курс лекций по догматике, к-рый свт. Филарет (Амфитеатров) читал в МДА, когда занимал ректорскую должность. Позже свт. Филарет даже отмечал, что книга архим. Антония является переводом его лекций по догматике с латинского на рус. язык с дополнениями ( Леонтий (Лебединский). 1913. С. 326). Книга была написана в течение 1841-1847 гг. и параллельно по требованию свт. Филарета проходила апробацию в КДС. Лишь после того как курс догматики, написанный архим. Антонием, был им неск. раз прочитан воспитанникам семинарии, свт. Филарет представил рукопись на одобрение в Синод. За этот труд архим. Антоний получил степень д-ра богословия. С 1848 г. учебник являлся главным пособием по догматике для духовных школ Российской империи. Поэтому к моменту назначения на должность ректора архим. Антоний был уже известен как авторитетный специалист и преподаватель догматического богословия.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Творческий подъем, начавшийся в сер. XIX в., продолжал приносить плоды. Наука в МДА в кон. XIX - нач. XX в. активно развивалась, что свидетельствовало о научной жизнеспособности корпорации. Библейское направление в МДА - изучение как Ветхого, так и Нового Завета - было представлено в эти годы множеством диссертаций, монографий, научных статей. Изучение Нового Завета (с 1878 по 1917 г. это направление возглавлял проф. М. Д. Муретов), как и ранее, включало в себя критическую оценку трудов западных библеистов и постепенную выработку своей методологии ( Молчанов Н. Д. Подлинность четвертого Евангелия и отношение его к трем первым Евангелиям. Тамбов, 1883; Клитин А. М. Подлинность посланий св. ап. Павла к Тимофею и Титу: Крит.-исагог. опыт. К., 1888; Глаголев Д. С., свящ. Второе великое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия: (Деян 15. 40 - 18. 22): Опыт ист.-экзегет. исслед. Тула, 1893; Григорий (Борисоглебский), архим. Третье великое благовестническое путешествие св. ап. Павла: Опыт ист.-экзегет. исслед. Серг. П., 1892; Сильченков К. Н. Прощальная беседа Спасителя с учениками: Ин 13. 31 - 16. 33: Опыт истолкования. Х., 1895; Артоболевский И. А, прот. Первое путешествие св. ап. Павла. Серг. П., 1900). Так, научно-богословскому анализу были подвергнуты идеи отрицательной критики в докторской диссертации еп. Михаила (Лузина); работа была продолжена в цикле лекций, изданных посмертно под заглавием «Библейская наука» (Тула, 1898-1903. 8 кн.). Издание, задуманное самим Муретовым в серии под общим названием «Главные типы новейшего отрицания Евангелия», было приостановлено цензурой. Вышли только отдельные части книги о предшественниках Д. Ф. Штрауса - И. Г. Эйхгорне и Ренане. Многое было сделано в изучении герменевтики патристического периода, в частности, в работах проф. МДА И. Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885), где рассматриваются методы толкования св. отцов и комментаторов нач. XIX в., а также «Иудейское толкование Ветхого Завета» (М., 1882), содержащее анализ палестинской и александрийской герменевтики межзаветной эпохи. Соотношению современной и патристической герменевтики посвящена книга архиеп. Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики» (М., 1891).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

На это преосв. Антоний просто напросто отвечал, что и заимствований, в смысле материалов, со стороны моей и не могло быть по самой невместительности их в моей Догматике и по содержанию и по объёму её, как учебника. По кончине преосв. Димитрия было действительно опубликовано во многих газетах такое сведение: «Высокопр. Димитрий (Муретов) , будучи глубоко учёным человеком и прекрасным профессором, в то же время отличался необыкновенной скромностью; большая часть его лекций, с его же согласия, вошла в известный труд его ученика – покойного митропол. Московского Макария (Булгакова) ». В Историческом же Вестнике, (1884 г. Февраль, стр. 344) в статье автора В.К. под заглавием «Памяти Архиепископа Димитрия Херсонского» значится даже такой факт, что (выписываем подлинные слова): «Преосвященный Димитрий говаривал полушутливо, смотря на огромные тома Макарьевского Богословия: «тут мой крест (разумеется докторский), а его (Макария) цепочка». 90 См. в надгробн. речи Архимандрита Филарета, бывшего бакалавра, потом Еп. Рижского, сконч. в Январе 1882 г. 92 См. Слово на панихиде в первый год по кончине высокопр. Филарета, бывшего профессора академии Наз. Ант. Фаворова, а теперь профессора Киевского университета, Протоиерея и Доктора Богословия. 93 Замечательно, что мы, писавши эти строки, встретили совсем иное, что свидетельствует автор »Очерка жизни Προт. Г.П. Павского по новым материалам» о том же высокопр. Филарете М. Московском и по поводу подобного же труда высокопр. Макария, бывшего Митроп. Московского. Вот его слова «Известно, по крайней мере, что учебник его (высокопр. Макария) по Догматическому Богословию несколько лет пролежал под сукном на столе у Митроп. Москов. Филарета и мог быть издан, с одобрения Св. Синода, не раньше, как только уже по кончине Митр. Филарета» … (См. «Русск. Старина», 1880 г. Январь, стр. 123, составл. проф. С.-Петерб. Академии Н.И. Барсовым). 94 Когда только в первый раз (в 1848 г.) вышло в печати Догматическое Богословие А. Антония, и были получены экземпляры его в Уфе, то, – бывший студентом в Московской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

– С 27 августа 1830 г. ректор киевской академии. Его лекции в Петербурге отличались смелостью мысли и своеобразным отношением к богословским вопросам, за что стали подозревать его в неологизме. Он говорил лекции наизусть, с жаром, чистым, звучным голосом, общепонятно и в то же время изящно и увлекательно. В киевской академии был прост, обходителен и невзыскателен. Имел огромную библиотеку; книги лежали не в шкафах только, но разбросаны были везде – и по столам, и по стульям, и по диванам, и по окнам. В 1836 г., 21 ноября, хиротонисан в С.-Петербургском Казанском соборе в епископа Чигиринского, викария киевской митрополии, с сохранением ректорской должности, которую сложил с себя 10 октября 1839 г.; в 1840 г. перемещен в Вологду и вскоре затем в Харьков, где в 1845 г. возведен в сан архиепископа, а в 1848 г. в херсоно-таврическую епархию, и здесь скончался 26 мая 1857 г. и погребен в кафедральном соборе. Как архипастырь, он везде старался иное устроять, иное исправлять и улучшать, хотя не везде и не всегда имел надлежащий успех, был добр, не терпел дрязг и кляуз и иногда не скупился на строгие, даже жесткие резолюции. – Он имел драгоценный наперсный крест (с 1827 г.), ордена: св. Анны 2 ст. (1829 г.), Владимира 2 ст. (1835 г.), св. Анны 1 ст. (1.839 г.) и Александра Невского (1853 г.), греческий – Спасителя (1851 г.) и алмазный крест для ношения на клобуке (1854 г.). Был ординарным академиком академии наук (с 1841 г.) и членом Св. Синода (с 1856 г.). Его проповеди и сочинения напечатаны в XI томах. Архиеп. Димитрий (1857–1874 г., 1882–1883 г.), в мире Климент Иванович Муретов, сын священника рязанской епархии, по окончании курса в рязанской семинарии, для дальнейшего образования поступил в киевскую академию, где в 1834 г. принял монашество, в 1835 г. окончил курс первым магистром и оставлен в той же академии бакалавром; с 6 сентября 1837 г. он – ординарный профессор, с 4 февраля 1838 г. инспектор киевской академии и с 25 марта архимандрит; с 24 апреля 1841 г. ректор киевской академии, 4 марта 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Во всяком случае св. Максима читали много, и его сочинение были весьма распространены, как это видно из многочисленных списков их, доселе сохранившихся в разных книгохранилищах. Даже образованные женщины прилежно их изучали и увлекались высотою богословских созерцаний св. Максима. Анна Комнина о своей матери, царице Ирине, сообщает: «Помню, как мать моя царица, когда уже бывал подан обед, держала книгу в руках и изучала сочинение святых отцев догматистов, особенно философа и мученика Максима, ибо она, желая наслаждаться истниной философией, занималась изследованием не столько физических вопросов, сколько догматов. Мне часто приходилось удивляться, и однажды я сказала ей: «неужели ты добровольно устремляешься в такую высоту? А я страшусь и даже краем ушей не дерзаю касаться таких предметов, – ведь высокая созерцательность и умозрительность этого мужа, говорят, вызывают головокружение у читателей!» Она же с улыбкою сказала: «считаю похвальною такую робость, и сама я не без трепета приступаю к этим книгам, однакож не могу оторваться от них, – впрочем подожди немного, и ты, после предварительного чтение других книг, будешь вкушать удовольствие и от этих». Глубоко запала в мою душу память этих слов» (Corpus scriptorum historiae Bysantinae, Anna Comnena, lib. V. vol. 1 p. 263–264. ed. Schopenus, Bonnae. 1839). По Wagemann’y в Real-Encyclopädie, 1-е изд. т. 20 стр. 114–146, – 2-е изд. т. 9 стр. 430–443 и 3-е изд. т. 12 стр. 457–470. Ср. Bardenhewer, Patrologie § 107. 3. изд. 3-е, – и Ehrhard в Geschichte der Bysantischen Litteratur Knimbacher’a изд. 2-е, § 13. На славянском языке: св. Димитрий Ростовский , Житие св. Максима в Минеях-Четьих, Янв. 21, – на русском: русская обработка жития Димитрие Ростовского , кн. 5, Москва 1904, – свящ. М. Зефиров, Жизнь Преподобного Максима Исповедника в Православном Собеседнике за 1857 г. стр. 352–375. 591–622. 892–944. Филарет архиеп. Черниговский, Историческое учение об Отцах Церкви, т. 3. §§ 250 и 251, изд. 2. СПб. 1882 г. И. Орлов, Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учение о двух волях во Христе, СПб. 1888. А. Бриллиантов, Влияние восточного богословие на Западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПб. 1898, – ср. егоже – к вопросу о философии Эригены, СПб. 1899. Прот. К. Кекелидзе. Сведение Грузинских источников о преподобном Максиме Исповеднике , в Трудах Киевской Духовной Академии за 1912 г. Сентябрь и сл. Печатает обширную и серьезную работу С. Епифанович, доц. Киевской Духовной Академии. Более подробные сведение о жизни, сочинениях и особенно о воззрениях св. Максима будут даны в приложении к одному из томов русского перевода его творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010