К нач. XIX в. наполеоновская Франция усилила позиции в Османской империи, франц. войска одержали победу над российскими под Аустерлицем (1805), тур. султан Селим III под давлением Франции закрыл для российских судов проход через черноморские проливы. Это привело к началу новой русско-тур. войны (1806-1812). Непосредственным поводом к войне стало осуществленное султаном в авг. 1806 г. отстранение от власти господарей молдавского Александру Мурузи и валашского Константина Ипсиланти без предварительных консультаций с Россией, предусмотренных Ясским мирным договором 1791 г. Российский посол А. Я. Италинский вручил представителю тур. стороны ультиматум о разрыве дипломатических отношений в случае, если в Дунайских княжествах не будет восстановлена прежняя власть. Несмотря на уступки Порты, выразившей готовность вернуть к власти господарей, российский имп. Александр I в окт. 1806 г. дал приказ о вступлении российских войск в Дунайские княжества без объявления войны. В дек. Османская империя объявила войну России. Изначально предполагалось превращение Дунайских княжеств в находящиеся под контролем России т. н. буферные гос-ва. В соответствии с Тильзитским миром (июнь 1807) Франция дала согласие на вхождение этих княжеств в российскую сферу влияния. Предварительно во главе объединенных княжеств должен был встать Ипсиланти. Позже в интересах более эффективного обеспечения потребностей оккупационной армии в жилье, продовольствии, фураже и т. д., а также в целях преодоления коррупции было принято решение о его смещении и реорганизации всей системы адм. управления княжествами. Полнота власти была передана диванам (сословным собраниям) княжеств под общим председательством российского чиновника, наделенного большими полномочиями (с июня 1807 С. Л. Лашкарёв, с февр. 1808 С. С. Кушников, с мая 1810 В. И. Красно-Милашевич). Как диванам, так и чиновникам было выдвинуто условие присяги на верность российской короне. 20 февр. 1808 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) покинул кафедру и поселился в мон-ре Слатина, затем в Нямецком мон-ре, временно устранившись от активного участия в церковной жизни. Во главе Унгро-Влахийской митрополии до нояб. 1809 г. продолжал оставаться близкий к фанариотским кругам К-поля престарелый митр. Досифей (Филитти) , противившийся усилению российского влияния и любого рода церковным реформам. Согласно рескрипту Александра I от 27 марта 1808 г., был образован М.-В. Э. Впервые в своей истории Молдавское и Валашское княжества объединились в церковном отношении. Во главе Экзархата был поставлен митр. Гавриил (Банулеску-Бодони), находившийся к этому времени на покое; он был введен в состав Синода РПЦ. 23 мая был подписан имп. указ о назначении митр. Гавриила на кафедру Молдавской митрополии. Своим местопребыванием экзарх избрал столицу Молдавского княжества, г. Яссы, куда и прибыл в начале мая. Периодически митр. Гавриил выезжал и в Бухарест.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

18 октября 2016, 14:21 Вопрос: Как Вы относитесь к ликвидации безграмотности, которая началась после революции в Советской стране. Я считаю , что это хорошее дело!!! Любовь 17 октября 2016, 12:27 Все верно! Страшнее пропаганды ничего нет. Знаю и вижу по многим людям. Еще недавно понимали и отличали правое от неправого, а сегодня не узнаю их в словах их. Телевидение свое дело сделало, очарованы и околдованы, не видят действительности, а точнее винят кого угодно. Поэтому телевидение отключила и не хочу слышать этот мусор Михаил 14 октября 2016, 00:37 С праздником Покрова Пресвятой Богородицы, православные братья и сёстры ! Спаси Господи за очередную статью отца Андрея. Но на мой взгляд он всё же преувеличивает роль печати - что в событиях, инициированных силами ада во Франции или в нашей стране. На создание революционной ситуации влияет комплекс факторов всегда - и немалую роль среди них играет Промысел Божий. Ведь не будем отрицать, что и во Францию перед Революцией был послан Людовик XVI, наверное один из самых религиозных, скромных и честных правителей за всю её историю ? и в Россию перед 1917 годом был послан царь-мученик Николай II, также наверное один из наиболее христианнейших императоров нашей страны ? И что в итоге ? - обоих убили с их семьями... А главное - что Франция, что Россия - так и не отказались полностью от своих заблуждений, не осудили революционеров, и та же Франция несколько раз отказывалась от возрождения монархии и скатывалась к республике, да и у нас в России снова идёт возрождения неосоветизма, мумия в сатанинском зиккурате на Красной площади так и лежит до сих пор, а бесовские пентакли над Кремлём так и не удосужились снять за 25 лет после крушения коммунизма. Отсюда и проблемы как в нашей стране, так и во Франции - неизжитое богоотступничество и традиции богоборчества, впитавшиеся в кровь нации, отсутствие покаяния и исправления во всём народе - думаю в этом корень зол и причина проблем. К 13 октября 2016, 05:09 Просто нужно уметь отличать информацию от пропаганды.

http://pravoslavie.ru/97620.html

II. Главнейшие деятели Данные о численности членов ИМКА на 1928 г. Страны Количество обществ Количество членов Европа 441 650 в т. ч.: Германия Англия Голландия Швейцария Норвегия Чехословакия Финляндия Франция Швеция Шотландия Америка Африка в т. ч.: Япония 15.000 Корея. Британская Индия и Цейлон Океания Итого на 1928 г. 1 648 992 Всего на 1937 г. 1 761 456 Доктор Джон Р. Мотт (род. в 1865 г.), официально принадлежащий к Методистской Епископальной Церкви в Америке, является одновременно председателем всех юношеских мировых союзов, одним из пяти сопредседателей Всемирного Совета церквей (экуменизм), председателем Международного Миссионерского Совета (тоже), председателем «Института для социальных религиозных исследований» (1920–1935 гг.), членом правления «Церковного Союза мира», которое поддерживает «Всемирный Союз международной дружбы через посредство церквей». Он объезжает все континенты. За свою жизнь более 100 раз пересекал Атлантический океан. Он – воодушевленный, неусыпный пионер и вождь экуменизма. Его «помощь» Православию выразилась в поддержке русских раскольников-эмигрантов. При его содействии создана в Париже Религиозно-философская академия (под руководством Николая Бердяева ), издавался журнал «Путь», куплено Сергиевское подворье, открыт Богословский институт, основано издательство «ИМКА-Пресс», переведены на английский язык богослужебные православные книги. ИМКА-Пресс издает все труды русских раскольников-эмигрантов. Ближайшим помощником Джона Мотта по работе с русскими является руководитель Русского отделения ИМКА в Париже – Павел Александрович (Поль) Андерсен. Это вездесущий человек. Прекрасно говорит по-русски, пишет про Россию. Участвует при всех встречах русских православных с англиканцами как в Англии, так и в Америке, обычно как переводчик и гид. Протоколы Карловацкого собора 1938 г. свидетельствуют, что все русские раскольники во всем мире (Франция, Америка. Англия, Китай, Япония, Палестина) в известной мере материально зависят от ИМКА, не отказывающего им в снабжении средствами или в издании их трудов на особых условиях. Не миновал этой участи и покойный Митрополит Евлогий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В средневек. Зап. Европе получили распространение следующие варианты начала года: 1) Рождество 25 дек. (англо-саксонские королевства; Франция при Каролингах; Бургундия до XII в.; Болонья, Генуя, Милан, Павия; Германия до XVI в.; Испания с XIV в.; Португалия с XV в.); 2) Благовещение 25 марта (Арелат, Лангедок, Аквитания; Англия с XIII в. до 1751 г.; Флоренция, Кремона, Пиза, Неаполь, Равенна); 3) Пасха (Франция при Капетингах до XVI в.; Бургундия с XII в.; Аквитания в XII-XIII вв.). В отдельных городах существовали собственные Н. (в Венеции - 1 марта, в Бари до XVI в.- 1 сент.). 1 янв. оставалось, впрочем, 1-м днем юлианского года и служило в качестве начала пасхальных таблиц и астрономических альманахов. Статус Н. эта дата вновь обрела лишь в Новое время (в Германии и во Франции в XVI в., в Шотландии с 1600, в Папском гос-ве с 1622, в России с 1700, в Англии с 1752). При этом к.-л. торжеств по поводу Н. почти нигде не проводили, и 1 янв. оставалось обычным рабочим днем. Исключением стала Россия, где Н. с XVIII в. превратилось в один из главных праздников года. Уже при введении январского Н., совпавшего с переходом на европ. летосчисление (эра от Р. Х.), царь Петр I Алексеевич своим указом от 20 дек. 1699 г. объявил дни с 1 по 7 янв. большим праздником в Москве; в ходе торжеств «после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви» предписывалось по улицам и домам «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» (ПСЗ. 1830. Т. 3. С. 681). В СССР празднование Нового года было призвано вытеснить религ. традицию; в 1929 г. было отменено празднование Рождества Христова, а с 1935 г. по всей стране стали внедрять новогодние детские праздники («ёлки») с участием Деда Мороза и Снегурочки. В 1947 г. 1 янв. стал нерабочим днем. После распада СССР эта традиция укрепилась: в 1992 г. в РФ нерабочим днем было объявлено и 2 янв., а в 2005 г.- и 3-5 янв., что с учетом выходных продлило новогодние каникулы до 10 дней; с 2013 г. они проходят с 1 по 8 янв. Новогодние праздники в совр. России включают Рождество (7 янв. н. ст.), однако из-за разницы между григорианским (по к-рому определяется дата гос. нового года) и юлианским (по к-рому определяется церковная дата Рождества Христова) календарями их кульминация приходится на Рождественский пост.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Государь, посетив ее, выслушал стоя французский гимн и дружески поднял чару за процветание Франции. Последовал в 1893 году ответный визит в Тулон русской эскадры, под начальством адмирала Ф. К. Авелана. Шли дипломатические переговоры между обоими государствами. Россия поддержала Францию в египетском вопросе, Франция соответственно выступила в Константинополе в вопросе о проливах. 5/17 августа 1892 года начальники генеральных штабов генералы Обручев и Буадэфр подписали секретную военную конвенцию, согласно которой Россия и Франция обязывались помогать друг другу, в случае нападения на одно из государств Германии. 15/27 декабря французский посол де-Монтебелло был извещен Гирсом, что конвенция утверждена государем. Весной состоялась помолвка Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича с принцессой гессенской Алисой. Победоносцев поздравил Государя, который ответил: «Радость и успокоение для нас большое. Да благословит их Господь. Сердечно благодарю». В пасхальном приветствии из Сергиевой пустыни 16 апреля Победоносцев снова упомянул об этом знаменательном событии. Государь ответил: «Воистину Воскресе. Сердечно благодарю и да услышит Господь Ваши желания и да будет невеста сына радостью и утешением России и нас всех». Тревожно начинался 1894 год. Заболел Государь. Напоминая внешним видом былинного богатыря, император Александр III, казалось, был олицетворением цветущего здоровья. Между тем, перенесенный им в 27-летнем возрасте тиф в тяжелой форме, оставил свой след. С этого времени цесаревич лишился половины своих густых волос. Пережиты были им тяжело кончина любимого старшего брата Николая и крамола последних годов царствования отца. 17 октября 1888 года во время крушения поезда в Борках, кроме душевного потрясения, он перетрудил себя, поддерживая своими руками крышу вагона, в котором находилась почти вся его семья. Болея в середине ноября 1889 года государь писал К. П. Победоносцеву : «Чувствую еще себя отвратительно; 4 ночи не спал и не ложился от боли в спине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Архив: Послужный список о. Сергия (Дабича) (19211923). АЕУА Дело архимандрита Сергия (Дабича) (1923). АЕУА. Лит.: Антоний (Храповицкий) , митр. Архимандрит Сергий. Новое время. 5.12.1923. 784 Евлогий, митр. Путь моей жизни Третьякевич Л. Д " Эрбиньи и русская эмиграция. Вестник РХД. 2004. 187. Сергий ( Иртель Георгий Михайлович ; ок. 1898 – сконч. после 1950, США), иеромонах. Брат издателя и писателя П.М. Иртеля. После революции жил в Таллине, поступил в Псково-Печерский монастырь, где был пострижен в монашество (нач. 1930-х гг.), окончил Парижский Св.– Сергиевский богословский институт (1937), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), иеродиакон (12.1.1936), иеромонах (18.7.1936), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, законоучитель и помощник настоятеля церкви при детском приюте в Веррьере-ле-Бюиссон (19361938), обслуживал разные церкви во Франции в качестве разъездного священника (19381941), вр. исп. пастырские обязанности в Галлиполийской церкви в Париже (23.1.1941), настоятель Галлиполийской церкви в Париже (1.6.19411.10.1943), настоятель Скорбященской церкви на улице де ля Тур в Париже (1.10.19432.4.1945), указом митр. Евлогия временно за прещен в священнослужении за пренебрежительное отношение к совершению таинства брака и отправлен в скит Всех русских святых в Мурмелоне (2.4.1945), священник домовой церкви общежития имени прот. Г. Спасского в Севре (17.4.1945), исключен из списка духовенства Экзархата в связи с отъездом в США (13.11.1946), принят в юрисдикцию Северо-Американской Русской Митрополии, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужным список о. Сергия (Иртеля) (19361946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Сергий ( Канабеев , мирское имя не установлено; 5.4.188513.1.1963, Франция), архимандрит. Состоял в клире Западно-Европейского Экзархата МП в 1950-х гг., больше сведений о нем не имеется. Сергий ( Коновалов Сергей Алексеевич ; 8.7.1941, Лувен, Бельгия – 22.1.2003, Париж, Франция), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Благодатный уголок обители «Нечаянная Радость». П., 1926 A.C. Пушкин как православный христианин. Нарва, 1936 Война по взгляду Библии . Н.-И., 1944. Архив: Послужный список о. И. Чернавина (1926). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Чернобыль Петр Михаилович см. Нектарий, архимандрит. Чернов Иван Иванович, священник см. Иероним, архиепископ. Черный Стефан (дата рождения не установлена – после 1923, Болгария), протоиерей ний о нем не имеется. Архив: АГЗ. Полковой священник, эмигрировал в Болгарию (1920), больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Черных Виктор (188616.9.1967, Ле-Перре, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства. После окончания духовной семинарии принял священнический сан в России до революции, эмигрировал в Китай (1921), состоял в юрисдикции РЗЦ, священствовал в Китае, настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери на станции Эрдаохзцы (1937нач. 1940-х гг.), затем в Шанхае (1940-е гг.), протоиерей, эмигрировал из Китая на о. Тубабао (1949), а затем в Калифорнию, служил на приходах РЗЦ в г. Сан-Франциско, митрофорный протоиерей, вышел за штат по старости и поселился в русском старческом доме г. Ле-Перре под Парижем (1960-е гг.). Черняй Александр, протоиерей см. Алексий, архимандрит . Чертков Михаил Федорович (14.2.1878, Воронеж 24.10.1945, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), протоиерей. Из семьи дворянства. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, поступил на гражданскую службу, занимал должности в одном из департаментов Сената, член правления Воронежского земства, эмигрировал в Сербию, а затем во Францию, участвовал в приходской жизни церкви Свв. Константина и Елены в им. Бутеневых-Трубецких в Кламаре, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (25.3.1934), священник (1.4.1934), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (2.4.193428.12.1942), больничный священник Парижского округа (19341944), тюремный священник (19391944), приписан к храму Сергиевского подворья в Париже (1.1.1943), протоиерей (7.1.1944), уволен за штат по болезни (1.10.1944).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИБЕРТ НОЖАНСКИЙ [лат. Guibertus de Novigento; франц. Guibert de Nogent] (15.05.1053 или 1055, Катенуа, близ Клермона, Франция - ок. 1125, Ножан, Франция), монах-бенедиктинец, средневек. писатель. Происходил из знатного рода. Его мать, женщина благочестивая и строгая, отличавшаяся религ. рвением, еще при рождении определила сына на церковное служение, растила его отдельно от сверстников. В 12 лет Г. Н. был отдан в мон-рь Сен-Жерме-де-Фли (еп-ство Бове), где получил образование и духовное воспитание под рук. Ансельма Бекского. В 1104 г. был избран настоятелем аббатства Девы Марии в Ножане (еп-ство Лан). Он уделял достаточно времени занятиям лит-рой и историей, поездкам и встречам с влиятельными духовными и политическими деятелями (в т. ч. с папой Римским Пасхалием II ). По заданию своего наставника Ансельма Бекского он изучал соч. свт. Григория I Великого «Моральное толкование на книгу Иова» (Moralia in Job) и написал пространный комментарий на кн. Бытия (Moralia Geneseos). В небольшом предисловии Г. Н. изложил правила построения проповеди (Quo ordine sermo fieri debeat). Согласно традиции, различал 4 уровня смыслообразования при толковании Свящ. Писания, делая акцент на аллегорическом и моральном толкованиях. Среди сочинений Г. Н. есть комментарии на Иеремию и малых пророков (кроме книг Аггея и Малахии), трактаты «De virginitate» (О девстве), «De laude S. Mariae» (О похвале Деве Марии). В ходе полемики о таинстве Евхаристии выступил против учения Беренгара Турского , написав «Epistola de buccella Judae data et de veritate dominici Corporis» (Послание о куске пищи для Иуды и об истинности Тела Господня). По просьбе духовенства Суасона между 1104 и 1121 гг. Г. Н. написал трактат «De incarnatione contra Iudeos» (О Боговоплощении против иудеев). В трактате сочетается критика иудаизма с помощью библейских цитат (для этого в средние века существовали специальные сборники цитат - testimonia) с попытками рационального осмысления проблемы взаимоотношения религий. Даже на фоне расцвета религ. нетерпимости в Европе в эпоху первых крестовых походов Г. Н. отличался почти маниакальной ненавистью к иудеям, что тем не менее не мешало ему присутствовать на диспутах с представителями этой религии и участвовать в богословских спорах. Полемический трактат Г. Н., как и большинство сочинений жанра «contra Judae» (против иудеев), часто написанных в форме диалога, хотя и не передавал реальных дискуссий (ответы оппонентов также сочинялись), в целом отразил непримиримость религ. настроений западнохрист. общества.

http://pravenc.ru/text/161780.html

Сталинградская набережная, Тулон, Франция Проспект Сталинграда, г. Брюссель, Бельгия Сталинградский проспект, г. Антони, Франция Сталинградский проспект, г. Коломб, Франция Улица «Сталинград», г. Сен-Назер, Франция Сталинградская улица, г. Эрмон, Франция Сталинградская улица, г. Нантер, Франция Улица «Сталинград», г. Шавиль, Франция Сталинградская улица, Канны, Франция Улица «Сталинград», Болонья, Италия О Польше, Чехословакии и других странах Восточной Европы, где также были улицы и площади, названные в честь Сталинграда, сегодня упоминать даже не хочется.  Наверное, уже переименовали. Многие из французов, бельгийцев до сих пор не знают, что город на Волге теперь носит другое имя. Но на карте России Сталинграда нет, потому что  Хрущев под предлогом борьбы с «культом личности» переименовал город-герой в Волгоград.  " Сталинградцы в Берлине! " После победы в Сталинграде король Великобритании прислал в дар городу меч, на клинке которого на русском и английском выгравирована надпись:  «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа». Во время Сталинградской битвы  президент США Франклин Рузвельт писал  Сталину: « Мы с напряжением и надеждой следим за битвой под Сталинградом. Мы ждем Победы Красной Армии под Сталинградом, как начала Победы во всей Второй мировой войне». После разгрома немецких войск в своих телеграммах Рузвельт поздравлял с победой в «бессмертном Сталинградском сражении», называл битву за город «эпической борьбой», выражал восхищение «великолепными, непревзойденными в истории победами» Красной Армии над «могущественным врагом». Вероятно, в то время никто и представить не мог, что это имя, олицетворявшее «крепкое как сталь» мужество, ставшее символом стальной стойкости и эпической Победы – «Сталинград» исчезнет с карты Советского Союза. А вместо него появится какой-то Волгоград.  Хорошо, что не  Волгореченск или что-то подобное. Замечательные строки Александра Твардовского о городе-герое, имя которого навсегда связано с Великой Победой: 

http://radonezh.ru/2023/02/10/viktor-sau...

В особенности же меня занимала морская пена. Что это за белая сетка непрестанно возникает на поверхности моря, чтобы снова растаять? Неужели она не живет? Она мне казалась огромным существом, плавающим на морской поверхности, и хотелось поймать это существо и рассмотреть его ближе. Но оно не давалось в руки, а на ладони оставались лишь какие-то незанимательные воздушные пузыри. Пена, как и медузы, не поддавалась исследованию и могла существовать лишь в своей собственной стихии. Не научало ли это думать, что много есть явлений и существ, которые обратятся в ничто, извлеченные исследователем из своей жизненной среды, но что это не свидетельствует о их несуществовании. Вот, например, сны. Они видятся, пока спишь, и исчезают при пробуждении. Но разве это значит, что их нет? Не вернее ли сказать, они исчезают, вытащенные в бодрствование, как тают медузы и пена на воздухе. Гостиница «Франция». Венецианские лавочки. Посещения пристани связались в моей памяти с креветками. Обычно после пристани папа заводил нас в набережную гостиницу, лучшую в городе; ее держал один француз и дал ей сладостное слуху моему имя «Франция». «Гостиница «Франция» – «Отель де Франс» – значилось на вывеске. Мне казалось, Франция есть предел утонченности и культурной остроты; во Франции все элегантно, все выдержано, и значительнее языка французского быть ничего не может, в противоположность немецкому, который я презирал, и Германии, о которой слышать не хотел. Мещанство, безвкусица, педантизм, чудачество, скупость и скопидомство – Германия в моем сознании состояла только из этого. Правда, с раннейших лет я знал, и знал, и говорил наизусть «Фауста» по переводу Вронченки, а имена и музыка немецких классиков постоянно звучали в моих мыслях. Об этом, впрочем, после. Но этих явлений я не соотносил с Германией и считал их просто человеческими. Культура же – это Франция. И потому гостиница «Франция», хоть и не самая Франция, а лишь гостиница, тоже казалась чем-то достойным признания: тут много значило ощущение реальности имен и вера в имена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2434...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010