Рени, ок. 1620, Музей истории искусств, Вена), иногда отсутствовала и повязка («Иоанн Креститель», Караваджо, ок. 1600-1603, Капитолийские музеи, Рим); трактовка тела приблизилась к классическим образцам («Св. Лоренцо Джустиниан с шестью святыми», Дж. А. Порденоне, 1530, Галерея Академии, Венеция). И. П. облачен в плащ, чаще красного или красно-коричневого цвета (указывал на мученичество святого), охристо-коричневый имел цветную (синюю, желтую) подкладку («Святые Екатерина и Иоанн Креститель», школа Абруццо, 2-я пол. XIV в., Музей Капитула в Атри, Италия); плащ мог быть зеленый («Поклонение Св. Троице», А. Дюрер, 1511, Музей истории искусств, Вена) или синий («Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» (Алтарь Монтефельтро), Пьеро делла Франческа, 1472-1474, Пинакотека Брера, Милан), в скульптурных изображениях - золотой (триптих кафедрального собора в Атри, 1-я пол. XVI в.). Образ И. П. обычно сопровождало изображение Агнца, Который мог быть представлен стоящим или лежащим рядом с И. П., кровь которого лилась в чашу у его ног, либо в медальоне; нередко И. П. держит Агнца на руках: т. н. Гентский алтарь (1432, художники Я. и Х. ван Эйки, собор св. Баво в Генте, Бельгия), т. н. Изенхаймский алтарь (нач. XVI в., М. Грюневальд, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция), скульптура «Св. Иоанн Креститель» (П. Монтанес, XVI в., Музей провинции, Севилья). Характерный атрибут И. П.- посох, увенчанный крестом из перекрещенных прутьев или стеблей тростника с ниспадающим свитком с надписью: «Ecce Agnus Dei» (Се, Агнец Божий). Менее распространенными атрибутами И. П. являются неглубокая чаша-тарель (фреска «Св. Иоанн Креститель», А. Мартини (А. д " Атри), между 1373 и 1433, кафедральный собор в Атри) и книга (алтарь ц. Сан-Дзено Маджоре, А. Мантенья, 1456-1460, Верона). Образ И. П. может быть представлен единолично (северный портал собора в Шартре, 1200-1210; рельеф кафедры баптистерия в Пизе, Н. Пизано, ок. 1255-1260; «Св. Иоанн Креститель», Эль Греко, 1594-1603, Калифорнийский дворец Почетного легиона, Сан-Франциско), но чаще включается в многофигурные композиции, иллюстрирующие события его Жития или имеющие символический смысл.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Образ И. П. присутствует в композициях «Sacra conversazione» («Мадонна с Младенцем и святыми Екатериной, Рохом и Иоанном Крестителем», П. Ланцани, ок. 1520, Лувр, Париж) и в полиптихах (Триптих семьи Брак, Рогир ван дер Вейден (франц. Рожье де ла Патюр), ок. 1450-1452, Лувр, Париж). В композициях Деисуса И. П. изображался в молении, справа от Христа, облаченным поверх власяницы в плащ, напр. на тимпанах романских соборов (рельеф портала ц. Сан-Джованни ин Венере в Фоссачезии, Италия, XIII в.), а также в сценах Страшного Суда («Страшный Суд», госпиталь Бона, Франция). И. П., входящий в сонм патриархов и пророков Израиля, представлен на картине А. Дюрера «Собор всех святых» (1511, Музей истории искусств, Вена). В конце средневековья встречается изображение И. П. у подножия креста с ап. Иоанном Богословом (т. н. Изенхаймский алтарь, нач. XVI в., М. Грюневальд, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция). Образ И. П. может символизировать Церковь земную (в алтарных образах, напр. «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (т. н. Алтарь Барди), 1485, Гос. музеи, Берлина) и Церковь небесную (в композициях «Мадонна на троне со святыми», напр. «Маэста», 1315, С. Мартини, роспись в Палаццо Комунале, Сиена). В фольклорном пласте западноевроп. культуры почитание И. П. оказалось связано с народной магией. Это привело к возникновению художественного образа святого с сумрачным ликом, остановившимся взглядом; рядом с ним изображались змея, червь или иное существо, олицетворяющие обряды заклинаний. На Сицилии культ И. П. связан с ритуалом кровного братания, поэтому его атрибутами стали цветы гвоздики - символы тесной связи между друзьями; гвоздики могли быть красными (символ мученичества) или белыми (символ чистоты). Колосья или бобы, помещенные рядом с фигурой И. П., указывали на веру в покровительство И. П. земледельцам. Лит.: Kondakov N. P. Les sculptures de la porte de Sainte-Sabine à Rome//RA. Ser. 2. 1877. Vol. 33. P. 370; Tozzi R. I mosaici del Battistero di S. Marco a Venezia e l " arte Bizantina//Boll. d " Arte. Ser. 3. 1933. Vol. 26. N 9. P. 418-432; Maynial D. L " iconographie de Saint Jean-Baptiste depuis les origins jusqu " au XVI siècle: Diss. P., 1943; Masseron A. Saint Jean Baptiste dans l " art. [Grenoble], 1957; Cardinali A. Giovanni Battista. Iconografia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 616-624; Mastopiero F. I mosaici della scarcaella e della cupola del Battisero di Firenze in relazione con il mondo orientale Balkanico//Actes du XVe Congr. Intern. d " études Byzantines: Athènes, sept. 1976. Athènes, 1979. Vol. 2.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Ок. 1509-1510 гг. по заказу франкфуртского советника Я. Геллера Г. дополнил написанный Дюрером алтарь «Вознесение Марии» («Алтарь Геллера») 4 створками с изображениями святых Лаврентия, Кириака (оба в Историческом музее, Франкфурт-на-Майне), Елисаветы и неизв. святой (св. Отилии?) (оба в Гос. художественном собрании (Кунстхалле), Карлсруэ). Следуя заданному композиционному принципу, Г. поместил выполненные в технике гризайль фигуры на темном фоне, однако образы святых с характерными лицами трактованы иначе, чем у Дюрера, к-рый ориентировался на живопись итал. Возрождения. Г. чуждо ренессансное понимание освещения как вспомогательного средства при моделировке объема; он придавал свету статус метафизического начала, не столько выявляющего, сколько нейтрализующего и преобразующего материю. Контрасты света и тени, создаваемые складками одежды, хотя и формируют пластически убедительную форму, но сохраняют собственную динамику, создавая впечатление принадлежности святых иному бытию. Изенхаймский алтарь. 1512–1515 гг. (музей Унтерлинден, Кольмар) Изенхаймский алтарь. 1512–1515 гг. (музей Унтерлинден, Кольмар) В 1512-1515 гг. Г. работал над ставшим самым знаменитым произведением - многостворчатым алтарем (музей Унтерлинден, Кольмар) для церкви мон-ря ордена антонитов в Изенхайме, где размещался один из крупнейших госпиталей XVI в. Заказ на замену алтаря работы Шонгауэра новым, большего размера исходил от настоятеля мон-ря итальянца Гвидо Гверси - составителя символически насыщенной иконографической программы. Алтарь относится к числу пристенных, c 6 створками, 4 из к-рых расписаны с обеих сторон; их поочередное раскрытие позволяло составлять 3 варианта алтарного изображения. При закрытых первых створках (вероятно, будничное состояние) предстоящим открывался образ Голгофы: на фоне непроницаемого мрака изображен Крест с изможденным телом Христа. Главная композиционная и смысловая роль в произведениях Г. отведена жесту: здесь рядом с указующим на Спасителя несоразмерно длинным перстом св.

http://pravenc.ru/text/168221.html

Тернбулл не думал о столь возвышенных предметах, и ему было еще хуже. Наконец они добрели до светло-серой дороги, окаймленной жесткой, почти бесцветной травой; а еще немного подальше они увидели серое от непогоды распятие, какие стоят при дороге только в католических странах. Макиэн поднес к голове руки и обнаружил, что берета нет. Тернбулл посмотрел на распятие с тем состраданием, которое так верно выражено в любимых некогда стихах: О, если Ты любил людей, Не возвращайся вновь! Попы за деньги продают Поддельную любовь, И в кровь Твою отраву льют, Чтоб ядом стала кровь. Оставив молящегося Макиэна, Тернбулл зорко огляделся, словно чего-то искал. Наконец он нашел и, вскрикнув, кинулся вперед – туда, где тускло серела какая-то изгородь. На ней едва держался клочок потемневшей бумаги. Тернбулл схватил его и увидел, что буквы на нем складываются в слова: «C " est elle qui»… –Ура! – закричал он.– Мы свободны! Нет, мы не в раю, гораздо лучше; мы в стране дуэлей. – О чем вы говорите? – спросил Макиэн, мрачно сдвинув брови, ибо его наконец утомили трудная ночь и безотрадная заря. – Мы во Франции! – ликовал Тернбулл.– Смотрите! – И он протянул драгоценный клочок.– Вот оно, знамение! «C " est elle qui», «именно она». Да, именно она спасет мир! – Франция…– повторил Макиэн, и глаза его засветились, словно два фонаря. – Франция! – воскликнул Тернбулл, и лицо его загорелось, как его волосы.– Франция, сражавшаяся всегда за разум и свободу! Франция, побивавшая мракобесов дубинкой Рабле и шпагой Вольтера! Франция, где чтят по сю пору великого Юлиана Отступника! Франция, сказавшая слова: «Мы погасили навсегда небесные огни!» – Франция! – воскликнул Макиэн. – Франция, которую учил Бернард и вела Иоанна! Франция, сокрушавшая ереси молотом Боссюэ и Массильона! Франция, где в новое время обращаются мудрец за мудрецом – Брюнтьер, Коппе, Бурже, Гауптман, Баррес… – Франция! – восклицал Тернбулл с не свойственным ему пылом,– Франция, водомет сомнений от Абеляра до Франса! – Франция! – восклицал Макиэн.– Водомет веры от Людовика Святого до Лурдского чуда!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

по: 157, с. 66]. 89 Иоанн Коттон, по одной из версий монах, «Музыка» – нач. вв., Брюссель или Англия). Гвиберт Ножанский, аббат монастыря св. Марии в Ножане, «Три книги своей жизни» (конец XI – нач. XII вв., Франция). Пьер Абеляр, аббат, «История моих бедствий» (нач. XII в., Франция). Гуго Сен-Викторский, ученый каноник монастыря Сен-Виктор в Париже, «Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион» (нач. XII в.). Иоанн Солсберийский, монах, епископ, «Поликратик, или О забавах света и заботах философии» (втор. пол. XII в., Англия или Франция). Винсент из Бове, монах, учитель, «Великое зерцало», «О наставлении детей знатных граждан» (ок. 1246 г., Франция). Филипп Новарский, барон, «Четыре возраста человека» (XIII в., Франция). Эгидий Римский, монах, магистр Парижского университета, «О правлении государей» (1285 г.). «О школьной науке», трактат, написанный от имени Боэция (пер. пол. XIII в. Англия или Франция). «О похвале клиру», анонимный трактат (XIV в., немецкие земли). 91 Петр Альфонси «Учительная книга клирика» (сборник назидательных новелл, конец – нач. вв., Испания). Эберхард «Лабиринт» (повесть, XIII в., Германия). Витала» («Бейренские песни», неизвестные поэты, сборник поэзии вагантов, XIII в.). Архипиит Кельнский «Просьба по возвращении из Салерно», «Исповедь Архипиита Кельнского», «Послание к архиканцлеру Регинальду, архиепископу Кельнскому» (стихи, сер. XII в.). «Роман о семи мудрецах» (конец XII в., вероятно, Северная Франция) и др. 92 Первыми христианскими образовательными учреждениями были школы для катехуменов, для тех, кто готовился к принятию крещения. Катехуменат выработал широко распространенный в средние века метод обучения в форме вопроса-ответа. Долгое время в средневековой Европе единственными центрами обучения были церковные школы, в которых готовили грамотных людей для церкви и государства. Ранее всего возникли монастырские школы, а затем приходские (при отдельных церквах) и кафедральные (их еще называют соборными или епископскими). Появлению школ при монастырях способствовал Устав Бенедикта Нурсийского (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА Свящ. Сергий Булгаков и Ю. Н. Рейтлингер. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Свящ. Сергий Булгаков и Ю. Н. Рейтлингер. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. (Рейтлингер Юлия Николаевна; 1898, С.-Петербург - 1988, Ташкент), инокиня; принадлежала к числу ярких мастеров иконописи XX в. рус. зарубежья. Род. в семье обрусевших нем. баронов Рейтлингеров. Отец Николай Александрович, экономист по образованию, активно интересовался духовно-религ. исканиями нач. XX в. Мать Лидия Николаевна (урожд. Гонецкая) воспитывала 4 дочерей в атмосфере религиозности. И. вспоминала о посещении служб в «небольшой домовой церкви при Музее Александра III (ныне ГРМ.- Ред.), в которую попадать надо было какими-то длинными коридорами с чудесным запахом масляных красок,- там же первая исповедь, первое говенье на Страстной неделе». Прор. Иоанн Предтеча. Икона. 1946 г. (мон-рь Покрова Пресв. Богородицы в Бюсси-ан-От, Франция) Прор. Иоанн Предтеча. Икона. 1946 г. (мон-рь Покрова Пресв. Богородицы в Бюсси-ан-От, Франция) Обнаружившая способности к живописи Рейтлингер по окончании 8 классов гимназии в 1916 г. была определена в «4-й (головной) класс школы Общества поощрения художеств (минуя скучные гипсы)», через полгода ее перевели в 5-й и к весне - в 6-й класс. Т. о., систематическое начальное художественное образование, прерванное революцией в России в 1917 г., свелось к году обучения. Стремительное продвижение от класса к классу было возможно благодаря успехам Рейтлингер в живописи. Изгнание из рая. Роспись ц. вмч. Иоанна Воина в Мёдоне, Франция. Нач. 30-х гг. XX в. (Б-ка фонд «Русское Зарубежье») Изгнание из рая. Роспись ц. вмч. Иоанна Воина в Мёдоне, Франция. Нач. 30-х гг. XX в. (Б-ка фонд «Русское Зарубежье») Летом 1917 г. сестры Рейтлингер уехали в Крым, позднее к ним присоединились родители. В 1918 г. в Крыму состоялось знакомство Рейтлингер с ее буд. духовным наставником свящ. Сергием Булгаковым , к-рого она сопровождала до конца его дней († 1944).

http://pravenc.ru/text/471579.html

Но человек не индивидуалист, человек растет в обществе, имеет своих друзей, братьев, свою семью... Я думаю, единственное, что нас может спасти, это духовность. Нас может спасти духовность, глубокая вера и сохранение ценностей Православия. Это единственный способ, которым мир может спастись из того хаоса, в который он сейчас вступает. Потому что мы вступаем в хаос, мы входим в хаос, где есть огромный недостаток честности, где есть большой недостаток ценностей, ибо все ценности обесценены. Шкала ценностей, которая была раньше, сегодня отсутствует. Все, что человек не мог делать раньше, сегодня он может делать, и это не считается грехом. Что такое грех ? Ничто не грех, ты свободный, ты можешь делать, что хочешь, ты можешь жить, как хочешь... Но ведь люди должны будут платить впоследствии. Если мы живем вне Божьего закона, то мы будем за это платить впоследствии, мы, а не другие! Я с радостью готов делать для нашей молодежи то, что могу, потому что молодежь – это будущее нашей Церкви, и для меня молодые люди – это драгоценные камни, которые нужно оберегать, молиться за них, помогать им и понимать их! Без молодежи нет будущего Церкви! Беседовал Алексей Ткаленко, 1997        Нерукотворный Спас. Незаконченная икона брата Иосифа, около 1995 г.        Икона Евхаристии в иконостасе домового храма в Леснинском монастыре, Франция. Работа брата Иосифа, около 1995 года.        Иконостас домового храма Леснинского монастыря              Царские врата домового храма в Леснинском монастыре, Франция. Работа брата Иосифа, около 1993 г. Иконы архангела Михаила и архангела Гавриила в иконостасе домового храма в Леснинском монастыре, Франция. Работа брата Иосифа, апрель 1994 г.        Фрагменты праздничного ряда домового храма в Леснинском монастыре, Франция. Работа брата Иосифа около 1996 года: иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Благовещения и Воскрешения Лазаря. Свадебные иконы: Поясной образ Спасителя и Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, письма брата Иосифа, около 1995 г. Икона св. Великомученика Димитрия Солунского, письма брата Иосифа, около 1994 г. Иконописный складень: Владимирская икона Богородицы с Архангелами, письма брата Иосифа, вероятно около 1990 г. Иконы Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание» (слева) и «Взыскание погибших» (справа), письма брата Иосифа, вероятно первая половина 1980-х гг. Поясной образ Спасителя, письма брата Иосифа, около 1990 г. Тихвинская икона Божией Матери письма брата Иосифа, вероятно 1980-е гг. Образ Неруктворного Спаса (1990-е гг.) Частная икона Ангела Хранителя, написанная братом Иосифом, не позднее 1990 г. Автограф брата Иосифа о стяжании смирения, собственноручно им написанный на французском языке и украшенный живописным орнаментом. Первая половина девяностых годов. Читать далее Источник: «Дом Иконы» «Паломник». Монреаль Москва. 2003 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Нюрнбергским католикам повезло меньше, чем их единоверцам в Эрфурте. Император, все внимание которого поглощала постоянная война с королем Франции, не мог служить им надежной защитой. Как и в Виттенберге, источником пропаганды новых идей стал монастырь августинцев, а среди особенно ярых ревнителей его выделился Андреас Озиандер. Заручившись поддержкой секретаря городского совета Лазаря Шпенглера, он сумел добиться принятия дискриминационных мер, направленных против священничества и монашества: запрета служить мессу, отправлять религиозные культы и заниматься пропагандой католического вероучения. Изгнав из монастыря кларисс их духовника, Озиандер отныне ежедневно являлся собственной персоной к монахиням и проповедовал им Евангелие от Лютера. Из восьмидесяти монахинь не дрогнула ни одна. Принимать в монастырь послушниц им запретили сразу, однако и после этого клариссы продолжали вести привычный для себя образ жизни, по-прежнему служили традиционные службы, пока их община не умерла тихой смертью от отсутствия прилива свежих сил. Вмешательство муниципальных советов вольных городов в решение вопроса свободы совести стало общим правилом. Так, в Страсбурге был принят закон, под угрозой самых суровых наказаний запрещавший католикам любые публичные выступления, в том числе в печати, против Реформации. Примеру Страсбурга вскоре последовал Кольмар: сочинениями Лютера здесь торговала каждая книжная лавка, зато труды настоятеля монастыря августинцев Гофмейстера, направленные против Лютера, подлежали немедленному изъятию. В Люнебурге Регий сумел склонить на сторону Реформации большинство в муниципальном совете и добился принятия закона, в соответствии с которым каждого жителя города, отказавшегося перейти в лютеранство, ожидала ссылка. Занятно, что он сам некоторое время спустя, когда ряд пасторов обвинили его в ереси, пал жертвой этой меры. Аналогичная политика экспансионизма распространилась и на университеты. В Базеле, где преподавал Эразм, большинство наставников сохранили верность католичеству. Должность ректора занимал здесь Людвиг Бер, выдающийся специалист по толкованию Священного Писания, которого Эразм, первым получивший докторскую степень в Сорбонне, называл своим учителем. После того как по городу прокатилась волна беспорядков и грабежей, организованных друзьями Лютера, городской совет перешел на сторону Реформации и назначил ректором Эколампадоса, прославившегося, в частности, тем, что именовал университеты «домами терпимости». В результате этой замены большая часть преподавателей покинула Базель, и университет, как писал Деллингер, «полностью обезлюдел».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

8-9). Часть мощей И. хранится в сел. Сент-Ипполит, в приходской церкви, построенной в XIV в. на месте бывш. приората. Сохранился готический реликварий XV в. с фигурами Христа, 12 апостолов и И. (ныне в музее Унтерлинден, Кольмар). Изображение И. было помещено на гербе Сент-Ипполита, зарегистрированном в 1697 г. На серебряном реликварии 1766 г. и статуе XVIII в., хранящихся в приходской церкви, И. изображен в одеянии воина и с конем. Мощи И. почитаются также в г. Роджено (пров. Лекко, Италия). Святыня была привезена из Рима в Милан в качестве дара кард. Федерико Борромео, архиеп. Миланского (1595-1631). В 1786 г. по указанию архиеп. Филиппо Марии Висконти мощи были переданы в приходскую церковь в Роджено. Ист.: BHL, N 3960-3969; BHG, N 976-978b, 2178; ActaSS. Aug. T. 3. P. 4-15; Passio sancti Sixti Laurentii Hippolyti// Hippolyti Romani quae feruntur omnia Graece/Ed. P. A. de Lagarde. Lipsiae, 1858. P. XIII-XVI; Surius. Vitae SS. 1877. T. 8. P. 228-244; Chronographus anni CCCLIII//MGH. AA. T. 9. P. 72, 74-75; Damasus, papa. Epigrammata/Rec. M. Ihm. Lipsiae, 1895. P. 42-43, 85-87; Prudent. Perist. 11//PL. 60. Col. 530-557; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. V 4-5//Ibid. 135. Col. 687-688; PG. 117. Col. 580 [Минологий имп. Василия II]; Follieri E. Passione di Sant " Ippolito secondo il cod. «Lesb. S. Ioannis Theologi 7» (BHG, 2178)//AnBoll. 1982. T. 100. P. 43-61; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Tavarruzze, 1998. Vol. 2. P. 774-778; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 190-192. Лит.: Gori F. Della porta e basilica di S. Lorenzo, delle catacombe di S. Ciriaca, della basilica di S. Stefano martire romano, delle catacombe di S. Ippolito soldato o Ad Nymphas e del Camposanto di Roma. R., 1862. P. 60-75; Döllinger J. J. I., von. Hippolytus and Callistus, or the Church of Rome in the First Half of the Third Century/Transl. A. Plummer. Edinb., 1876; Delisle L. Notice sur un livre à peintures exécuté en 1250 dans l " abbaye de Saint-Denis//Bibl. de l " École des Chartes.

http://pravenc.ru/text/673789.html

Неудивительно, что понтифик испугался франкского послания. Но некто аббат Вала доказал апостолику, что папа не подвержен никакому суду, как глава Кафолической Церкви. Успокоившись, Григорий IV отписал франкским архиереям соответствующее послание, ничуть не добавившее мира в Западной империи. Не добившись своих целей мирным путем, Людовик Благочестивый в 833 г. двинул армию против объединенного войска трех сыновей, к которым присоединился и папа Григорий IV. На равнине «Красное поле» (после этой битвы его назвали «Полем лжи»), что располагалась возле Эльзасского имения императора Кольмар, противники встретились. Демонстрируя свое нежелание воевать с отцом, все три сына прислали уверения в сыновнем почтении и убеждали того, будто борются не с ним, а с враждебной им партией, нарушавшей их династические права. Сам папа явился в лагерь Людовика Благочестивого, где в течение нескольких дней вел с императором переговоры 455 . Это-то и погубило Людовика. Пока он заседал с понтификом, его солдаты общались с франками из другого лагеря и вскоре разочаровались в Юдифи, которую все считали главной виновницей несчастий. Когда утром выяснилось, что папа не договорился с императором, целые толпы солдат из его армии открыто перешли на сторону Лотаря. Делать нечего – Людовик Благочестивый вновь сдался на милость своих сыновей, которые расправились с отцом и родственниками довольно сурово: Карла Лысого заточили в монастырь, Юдифь отправили за Альпы, в итальянский город Тортону, в ссылку, а отца посадили под стражу 456 . Теперь полновластным императором стал Лотарь, не без тревоги, однако, заметивший резкое падение своего авторитета среди франков: те не могли простить измену сыновей отцу и при малейшей неудаче готовы были опротестовать единовластие амбициозного сына. Сожаление по поводу того, что и его втянули в эту неприятную историю, высказал и папа Григорий IV, вернувшийся в Рим. Лотарь решил отправиться с отцом на сейм в Париж, где надеялся добиться от того публичного отречения от императорской короны. Недалеко от Парижа императора заключили под стражу в монастыре Сен-Медард в Суассоне, где с ним начали плотно работать, стремясь вырвать акт отречения. Людовику ложно внушали, будто Карл Лысый постригся в монахи, а Юдифь скончалась. Все было напрасно: Людовик заказывал заупокойные службы по жене, но не отрекался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010